Libmonster ID: RU-8753
Author(s) of the publication: Ю. А. ФОМИН

Принимая догму, наука совершает самоубийство.

Гексли

Всякая догматизация законов, теорий и истин противоречит диалектике познания природы и приносит большой вред развитию науки.

Ниже с небольшими сокращениями приводятся три параграфа из работы Ю. А. Фомина "Познание тайны" (М.,1995), в которой автор говорит о несовершенстве современных физических теорий при попытке объяснить с их помощью многие реальные факты.

М. Соломонов

Противоречия четырехмерного континуума 1

Современная физика в основу своих мировоззренческих взглядов закладывает гипотезу о четырехмерном континууме. Согласно этой гипотезе все окружающее нас пространство трехмерно, т. е. определяется свойствами пространства, которое характеризуется тремя взаимноперпендикулярными осями, четвертой координатой является время. Такое представление базируется на предположе-


1 Гл. 1. § 8.

стр. 51


нии, что из одной точки можно провести только три взаимноперпендикулярных прямых, а время всегда течет однонаправленно и едино для всех точек пространства. Такая мировоззренческая концепция очень хорошо увязывается с воспринимаемой нашими органами чувств картиной внешнего мира. Строго говоря, вообще формирование концепции четырехмерного континуума осуществлялось на базе нашего восприятия мира, нашего представления о нем и находится в прямом соответствии с нашими способностями и возможностями. Именно поэтому она кажется нам столь понятной и бесспорной.

Вполне естественно, что при формировании элементов четырехмерного континуума использовались хорошо известные нам понятия и явления. Так, например, в основу представления о пространстве было положено "световое" пространство с его свойствами и метрикой, осуществлялся постоянный поиск "начальных" элементарных материальных частиц и т. п.

Но жизнь идет своим чередом, появляются факты, которые явно не укладываются в стройную гипотезу о четырехмерном континууме. Возникает потребность в более глубоком проникновении в строение материальных тел, в более глубоком понимании происходящих явлений. В рамках старых гипотез это сделать, видимо, невозможно.

Для того, чтобы проникнуть в глубину строения материи, необходимо, прежде всего, понять природу взаимодействий вообще и электромагнитных, в частности. Только в этом случае можно будет составить реальное представление о пространстве и общих закономерностях строения материальных объектов. В рамках концепций классической физики, вероятно, это сделать невозможно.

В понятие "пространство" мы подсознательно вкладываем некоторые субъективные метрические представления, которые воспринимаются нами как расстояния, прямолинейность, кривизна и т. п., базирующиеся на определенных взаимодействиях и материальных средах, в которых они проявляются. В качестве такой среды раньше предполагали эфир, потом от него отказались, и его заменило понятие "вакуум". Вакуум представляется как пространство, заполненное элементарными частицами, взаимодействующими с гравитацией и электромагнетизмом. Поэтому частицы вакуума проявляют себя как в "световом", так и в "гравитационном" пространствах. Совокупность этих взаимодействий и определяет закономерность распределения частиц вакуума в пустоте, которая характеризуется большой неравномерностью.

стр. 52


Можно предположить, что наличие некой среды, в данном случае вакуума, является обязательным свойством пространства (светового, гравитационного и других, если они существуют) и необходимым условием для протекания любых волновых процессов и в том числе распространения электромагнитных волн (свет, радио и др.). Вне материальных сред, в пустоте или "истинном пространстве", о котором мы уже упоминали, какие-либо волновые процессы маловероятны. Однако утверждать подобное пока нет достаточных оснований, поскольку мы ничего не знаем о свойствах и характеристиках "истинного пространства". Для нас оно пока абстрактное понятие.

Пространство и среда, видимо, должны рассматриваться как единый взаимосвязанный комплекс. И так же, как мы допускаем существование "светового пространства", можно допустить и реальность существования некой "световой среды", заполняющей это пространство и определяющей возможность распространения электромагнитных, а возможно и гравитационных, взаимодействий. Не исключено, что это понятие будет эквивалентно понятию "вакуум".

Итак, четко вырисовывается связь между тремя элементами единого комплекса: пространство, среда и взаимодействия. Не исключено, что подобные комплексы могут формироваться и на других, неизвестных нам видах взаимодействий, причем, если это имеет место, то такие образования никак не будут проявляться в нашем мире и мы ничего не можем знать об их существовании. Но на этой проблеме мы еще остановимся подробнее, когда будем вести разговор о "параллельных мирах".

Все изложенное позволяет выявить основное противоречие, характерное для современных мировоззренческих позиций, на которых базируется физика. Они предполагают, что все происходящее протекает в пространстве и времени. Таким образом, исходя из наших восприятий внешнего мира, формируется концепция четырехмерного континуума, который основывается на трех пространственных и одной временной координатах. Эта позиция неминуемо требует рассмотрения всех протекающих процессов, тесно увязывая их с определенными метрическими и временными представлениями.

Так, например, перемещение любого тела подразумевается в строго определенной метрической системе, причем скорость перемещения будет зависеть от величины пройденного пути (метрический показатель) и затраченного на этот процесс времени (временной

стр. 53


показатель). Исключение любого из этих двух элементов делает всякие рассуждения по этому поводу лишенными какого-либо смысла.

Но мы уже имели возможность убедиться в том, что наше представление о пространстве имеет сугубо субъективный характер. "Истинное пространство" никакой ясности в этом отношении внести не может ввиду его полной неопределенности и абстрактности. Введение такого понятия диктуется скорее образом нашего мышления, а не объективной реальностью. Мы просто не можем представить себе все происходящее, не вводя искусственного, субъективного фактора, каким является понятие "пространство". Не лучше дело обстоит и с понятием "время", оно вообще для нас непонятно, хотя мы постоянно им пользуемся. О времени мы можем судить только как о реально существующем факте, но не можем понять его природу и сущность.

Не меньше путаницы существует и в использовании понятий "взаимодействие" и "поле". Под взаимодействием физика подразумевает взаимное влияние частей системы, но не объясняет, каким образом оно осуществляется. Область, в которой проявляются взаимодействия, называют полем. Но и взаимодействия, и поля обязательно увязываются с метрическими представлениями, объемами, расстояниями, т. е. с понятиями, связанными с пространством. Таким образом, не имея четкого представления о физической природе пространства, невозможно найти объяснения природы полей и взаимодействий.

Итак, круг замыкается. Перед современными физиками стоит практически неразрешимая задача: увязать в единый комплекс, с одной стороны, общепринятую концепцию четырехмерного континуума, а с другой, - наши субъективные, очень далекие от действительности представления о таких проявлениях, как пространство, взаимодействие и поле. Следствием сложившейся ситуации являются многочисленные попытки найти некую среду, которая хотя бы как-то могла объяснить существование взаимодействий и полей в рамках четырехмерного континуума или трехмерного пространства.

Чаще всего в качестве такой среды представляются некие совокупности элементарных частиц, которые заполняют условно понимаемое пространство в виде, например, частиц-носителей или микролептонного газа. В принципе признание существования таких образований не вызывает возражений. Они действительно могут существовать и проявляться, а иногда даже фиксироваться

стр. 54


нашими приборами, но, как уже указывалось, все это скорее всего вторичные проявления происходящих процессов, первичная же их причина нами пока не познана.

В справедливости такого суждения нас убеждает хотя бы то обстоятельство, что те же, например, микролептоны подвержены внешним воздействиям, т. е. взаимодействуют с другими элементами дистантно, без физического, по нашим представлениям, контакта. Следовательно, мы опять возвращаемся в исходное состояние и вынуждены снова искать какие-то новые объяснения механизма и природы полей.

Все изложенное убеждает нас в том, что концептуальная основа современной физики совершенно недостаточна для объяснения сущности процессов, происходящих в реальном мире. Нужна новая концептуальная база для объяснения многих наблюдаемых явлений и экспериментальных фактов, которые пока не могут найти должного теоретического обоснования.

Многомерность - предложения и размышления 2

Концепция многомерности пространства и времени в корне изменяет наши представления об окружающем мире. Многие привычные понятия и, казалось, бесспорные истины представляются в совершенно необычном для нас свете. Не удивительно, что эта концепция многими не воспринимается сразу, и часто ее утверждения вызывают чувство неосознанного протеста. Но вместе с тем явное несоответствие некоторых основных положений фундаментальных наук реальным фактам, о которых мы уже упоминали... заставляет нас многое пересматривать и переосмысливать.

Но пока мы рассматривали далеко не все концептуальные вопросы, понятия и определения, а затронули только часть из них. Если строго подходить к оценке физического смысла многих широко распространенных понятий и определений, то многие из них окажутся сугубо условными, лишенными какого-либо физического существа. Кроме уже упомянутых понятий "поле", "взаимодействие", "пространство", "время", к этой категории следует отнести все наши энергетические представления. В большинстве случаев понятие "энергия" вообще не объясняется, а предполагается, что оно понятно читателям или слушателям. Только в отдельных слу-


2 Гл. 2. § 8.

стр. 55


чаях даются весьма туманные объяснения, такие, например, как "...возможная работоспособность физических систем ..." или что-либо на подобии этого.

Таким образом, современная физика занимается изучением некоторых следствий каких-то проявлений, имеющих место в окружающем мире, но безуспешно пытается проникнуть в глубину происходящего и выявить их первопричину. В результате такого подхода к изучению естественных явлений современная физика использует множество понятий, которые охватывают ряд категорий сложных явлений во внешних проявлениях, но это не позволяет даже приблизительно объяснить их существо и природу. К числу таких условностей можно отнести широко распространенные понятия "электричество", "теплота", "вакуум" и т. п. Все это общие определения, которыми мы постоянно пользуемся, но сущность которых остается непонятой.

По мере развития науки мы постепенно углубляемся в сущность происходящих процессов и явлений, но каждый такой шаг - это только ступенька к познанию, которая в какой-то степени приближает нас к истине, но не позволяет познать ее до конца. Появляются все новые и новые проблемы, которые оказываются неразрешимыми на каждом достигнутом уровне. Одной из таких ступенек на этом сложном пути является концепция многомерности пространства и времени, которая позволяет раскрыть некоторые проблемы, но появляются новые цепочки неясностей, которые опять требуют новых решений, новых концептуальных идей и предложений.

В некоторых фантастических романах и повестях описывается парадокс обратного течения времени. Возможно ли такое? Сама постановка подобного вопроса вытекает из нашего представления о единстве и однонаправленности течения времени, которое является следствием нашего представления о времени как элемента все того же четырехмерного континуума. Так же, как он ограничивает наше мышление рамками трехмерного пространства, исключая возможность существования чего-то вне него, так и представление о времени воспринимается нами как некая глобальная последовательность событий, определяющая его единство и однонаправленность.

Все происходящее в мире определяется причинно-следственными связями. Причина всегда предшествует следствию, и непрерывная цепочка таких процессов воспринимается нами как течение времени. Мы уже отмечали, что время может быть многокоорди-

стр. 56


натным, т. е. причинно-следственные процессы могут по-разному восприниматься разными наблюдателями, но эта разность восприятий не нарушает причинно-следственных связей, просто то, что одним наблюдателям кажется протекающим медленно, для других - наоборот, все происходит очень быстро. Единицы масштаба времени оказываются разными, зависящими от каких-то субъективных качеств и свойств наблюдателя.

Но постараемся отрешиться от субъективных представлений и попытаемся оценить концепцию времени как элемент концепции многомерности пространства и времени. Мы уже рассматривали возможность свертывания пространства в точку (шестой постулат многомерности). Из этого следует серьезнейшее несоответствие с нашими представлениями, не допускающими одновременного существования конкретных тел и объектов, имеющих определенные метрические характеристики в низших измерениях, но сливающихся в то же самое время в точку в высших. Этот парадокс не воспринимаемся ни нашим воображением, ни нашей логикой.

Если конкретные тела могут быть свернуты в точку, то естественно возникает вопрос о том, каким же образом в этих телах и объектах могут проявляться причинно-следственные связи? А невозможность проявления причинно-следственных связей ставит под сомнение и возможность существования каких-либо временных факторов, ведь время, по нашим предположениям, - это восприятие проявления причинно-следственных связей.

Для дальнейших рассуждений нам необходимо несколько расширить наше представление о мерности. До сих пор мы рассматривали многомерность как некую геометрическую реальность, мало уделяя внимания ее физической сущности, однако именно она определяет значимость содержания. Мы уже указывали, что чем выше мерность системы, тем большей информационной емкостью она обладает (пятый постулат многомерности). Но раскрытию содержания этого постулата пока не было уделено достаточно внимания.

Понятие "увеличение информационной емкости системы" прежде всего отражает возможность осмысления ее физической сложности, чем выше мерность восприятия системы, тем более детально мы ее представляем себе. Так, например, при трехмерном пространственном восприятии мира мы не можем осознать механизма взаимодействий. Для нас существует только внешнее проявление этого явления. Если бы мы смогли осознать четвертое или пятое пространственные измерения, то мы значительно больше бы узна-

стр. 57


ли об окружающем мире, и это позволило бы нам более детально познать механизм взаимодействий.

Таким образом, чем выше мерность восприятия, тем более сложные структуры становятся доступными восприятию. А при этом многие условные и абстрактные понятия и определения начинают приобретать вполне конкретную форму, правда, какая-то часть из них теряет свой смысл или приобретает совершенно другое значение. Но это неизбежные издержки на пути познания истины. Вполне вероятно, что на некоторых уровнях осознания мерности отпадет необходимость в использовании таких понятий, как "поле", "взаимодействие" и т. п.

Вполне вероятно, что понятие "время" присуще внешнему проявлению определенных свойств многомерного комплекса, и эти проявления могут быть зафиксированы на низших уровнях мерности, где они не воспринимаются как определенные органические взаимосвязи, так, например, как в третьем измерении проявляются поля и взаимодействия. Вместе с тем время, являясь одной из органических компонент любого многомерного комплекса и проявляясь только при "развертывании" пространства в низших измерениях, отражает некоторые связи между отдельными элементами комплекса.

Время может существовать только в восприятии какого-то мыслящего существа, которое способно фиксировать проявление причинно-следственных связей между событиями. Только в этом случае можно говорить о существовании "прошлого", "настоящего" и "будущего". Даже в тех случаях, когда мы говорим о давно прошедших в нашем восприятии временах и пытаемся представить себе далекое прошлое или будущее нашей Вселенной, мы помимо своей воли вносим определенный масштабный фактор, являющийся следствием нашего представления о причинно-следственных связях между отдельными событиями. Мы этот масштабный фактор выражаем в каких-то единицах, порожденных нашими восприятиями происходящего, т. е. опять вносится элемент субъективного восприятия.

Поэтому можно предположить, что время - это отражение субъективного восприятия объективно протекающих процессов, связанных с проявлением причинно-следственных связей и зависимостей на определенных уровнях предела осознаваемой мерности. Если это так, то вне субъективного восприятия время вообще не должно проявляться. В этой связи вспомним наши рассуждения о "существующем будущем" и что время - это превращение существующего будущего в существующее прошлое.

стр. 58


Эти утверждения, естественно, вызывают у нас чувство протеста. Ведь по глубокому нашему убеждению течение времени происходит вне зависимости от наших восприятий. Оно происходило и до нашего появления и продолжится после нашего исчезновения. Само существование личности связано с определенными временными понятиями и представлениями. Этот стереотип воспринимается нами с детства и как будто подтверждается повседневной жизнью.

Но вспомним о "существующем будущем". Конечно, его можно представить в виде скрытой потенциальной возможности, которая проявляется со временем и которая в некоторых случаях как бы подсознательно просчитывается или моделируется нашим мозгом. Признаемся, что такая концепция вероятна, но малоубедительна, тем более в тех случаях, когда будущее представляется нам с мельчайшими бытовыми подробностями.

Но вместе с тем есть такая реальность, как вещие сны или спонтанное видение отдельных картин или фрагментов будущего, которые иногда (правда, очень редко) сбываются до мельчайших подробностей. Видимо, для объяснения этого явления нужна какая-то другая, более убедительная версия. Если же предположить реальность изложенной выше концепции, то все вопросы, связанные с проскопией (видением будущего) находят объяснения. Конечно, ее следует рассматривать только как рабочую гипотезу, которая еще требует проверки и дальнейшей доработки.

Следствия "четырехмерного мышления" 3

Человечество сталкивается с непонятными ему явлениями со времен глубокой древности. По мере развития науки удалось объяснить некоторые парадоксы, но значительная их часть до сих пор остается неразгаданной. Но человечество всегда пыталось объяснить непонятное и делало это на уровне знаний своей эпохи. Однако различного рода экстрасенсорные и им подобные проявления не удавалось совместить с научными парадигмами как прошлого, так и нашего времени. Как правило, такие попытки заканчивались неудачами.

Это обстоятельство вынуждало искать какие-то объяснения на других уровнях, понятных для современников. И нет ничего удивительного в том, что ответы искали в религиозных догмах и концеп-


3 Гл. 3. § 8.

стр. 59


циях. В отличие от науки религия не требует каких-либо доказательств высказываемых истин, нужно только верить в их правильность и бесспорность. При такой позиции практически не может быть необъяснимых вещей, все можно отнести к проявлению воли божьей или божьей помощи.

Поэтому неудивительно, что один известный сенситив на наше предложение провести всесторонние исследования его способностей ответил, что это ненужная затея, так как свой дар он получил от Бога, и никакие исследования не могут объяснить происходящее.

Однако даже такая "убедительная" позиция требует все же каких-то материальных доводов, которые могли бы увязать реальные факты с окружающим нас миром. А представление о нем было всегда определенным и не изменялось в течение тысячелетий. Предполагалось, да и сейчас предполагается, что мир трехмерен, а время - одномерно. В этих четырех координатах протекают все процессы как на нашей планете, так и во всей необъятной Вселенной.

Этот взгляд как будто подтверждается повседневным опытом, множеством экспериментов, кажется нам бесспорным и не вызывает никаких сомнений. Наше мышление и мышление наших предков было и остается монополизированным четырехмерным континуумом. Мы просто не мыслим себе ничего иного, для нас это кажется бесспорной истиной, которая не требует ни проверок, ни доказательств. Естественно, при попытках объяснить непонятные явления, мы, помимо своей воли, трансформируем происходящие явления в три пространственные и одну временную координаты. Эта позиция и определяет формирование взглядов людей на протяжении множества поколений с древних времен до наших дней. Так образуется, если таким образом можно выразиться, "четырехмерное мышление".

Но "четырехмерное мышление" отражает не реальный существующий мир, а только ту его часть, которая воспринимается нашими органами чувств. Таким образом, часть мы отождествляем с целым. И это обстоятельство, которого мы не осознаем, приводит к искаженному восприятию действительности. На базе этих представлений мы часто делаем очень важные заключения и выводы, пытаемся прогнозировать, объяснять некоторые явления и факты. Поэтому многие положения сложившихся научных представлений очень далеки от истины и не соответствуют действительности.

Одним из следствий "четырехмерного мышления" являются наши метрические представления. Понятия о расстояниях,

стр. 60


прямолинейности, кривизне и т. п. мы строим исключительно на предположении, что все окружающее нас ограничивается только тремя пространственными координатами. Это во многом и определяет понимание и трактовку всего происходящего.

Однако такая позиция порождает множество противоречий и неразрешимых проблем. Для их устранения приходится вводить какие-то новые понятия, которые не имеют реального физического смысла, но искусственно заполняют некий смысловой вакуум, который образуется при попытках упрощенного представления сложных процессов. К числу таких абстрактных понятий и определений можно отнести, например, такие, как "тонкий мир" или "тонкие миры", различного рода "поля" и "полевые структуры" и т. п.

Однако в конечном счете все сводится к тому, что мы таким образом пытаемся обойти факт существования необъяснимых и не воспринимаемых нами явлений, физический смысл которых нам неясен. Таким образом, за наукообразными формулировками скрывается наша элементарная безграмотность. Действительно, вместо утверждения, что сущность какого-то явления нам не понятна, можно сказать, что это проявление "тонкого мира".

За многие века такая форма представления об окружающем мире приобрела некую стройную систему, где реальность переплетается с абстракцией, построенной на интуиции, выводах спекулятивной логики и неправильно понятых фактах. Появилась даже концепция "интуитивного познания истины", которая предполагает, что некоторые сложные истины могут познаваться интуитивно при определенных озарениях свыше.

Не станем отрицать роль интуиции в различных областях нашей жизни, в том числе и в научных исследованиях. Но заметим, что любые интуитивные проявления базируются на определенных представлениях об окружающем мире, а поэтому, если человек обладает "четырехмерным мышлением", то и его интуиция не может выйти за рамки этого мышления, даже если информация получается извне. Здесь вступают в силу закономерности предела осознаваемой мерности, о которых мы уже упоминали.

Конечно, ошибочные концепции в отдельных случаях позволяют получить положительные результаты, даже при решении конкретных задач достигнуть желаемой цели. Наука знает много подобных случаев. В качестве примера можно привести... геоцентрическую концепцию строения мира Птоломея, согласно которой планеты двигаются вокруг Земли по сложным эпициклам, объяснить природу которых современники не могли. Однако эта концеп-

стр. 61


ция позволяла выполнять точнейшие расчеты и предсказывать с большой точностью время и место появления планет на небосводе.

Завершенную и полную форму такие концепции нашли в индийских и других философских школах и учениях. Характерной их особенностью является удивительное сочетание реалистического трехмерного восприятия окружающего мира и мистических представлений, которые не находят отражения в наших восприятиях и как бы принудительно "вгоняются" в трехмерную метрику. В сочетании с многовековым опытом и громадным накопленным фактическим материалом был создан замечательный симбиоз реальности и вымысла, который нередко позволяет очень активно вмешиваться в нашу жизнь. И это обстоятельство воспринимается часто как бесспорная правильность созданной концепции.

Таким образом, "восточная концепция", если ее можно так назвать, в настоящее время доминирует не только на Востоке, но и во многих европейских странах, правда, ее мистический компонент часто подвергается некоторой трансформации, подменяется рядом христианских догм и взглядов. Формируется некая новая мировоззренческая концепция, более приемлемая для европейцев. Однако ее сущность практически остается неизменной, поскольку она базируется на "четырехмерном мышлении" и сохраняет мистический компонент, не пытаясь объяснить ее физическую сущность.

Ярким примером такого подхода к проблеме являются взгляды Анатолия Васильевича Мартынова, изложенные в его книге "Исповедимый путь", где сочетаются индийская философия с христианской мировоззренческой концепцией. Этот дуэт дополняется многими научными соображениями и гипотезами, но при всем этом автор никак не отступает от позиции "четырехмерного мышления".

Из всего изложенного вовсе не следует, что "восточная концепция" не может использоваться в различных ее разновидностях для решения прикладных задач, например, для целительства или физического и духовного совершенствования человека. Полезность использования многих приемов и методов, являющихся ее следствием, не вызывает ни сомнений, ни возражений и далеко не обязательно (хотя и желательно) глубокое понимание всех происходящих при этом процессов.

Преодоление барьера "четырехмерного мышления" безусловно произойдет при повышении предела осознаваемой мерности, но и до этого, при критической оценке событий, происходящих в окружающем мире, и тщательном изучении "аномальных" явле-

стр. 62


ний, включая различного рода физические парадоксы, возможен пересмотр основополагающих мировоззренческих концепций, а, следовательно, и восприятие мира как сложного многомерного образования с выявлением реально существующих в нем закономерностей.

В этом случае отпадет необходимость в использовании разного рода мистических объяснений и всевозможных неопределенных понятий, таких, как "тонкие миры", "поля" и т. д. Конечно, это потребует отказа от многих укоренившихся в нашем сознании стереотипов и представлений.

Процесс этот очень болезненный и непростой, но он уже начался. Все у большего числа людей появляется чувство неудовлетворенности распространенными мистическими объяснениями "аномальных" явлений. Появляется потребность в поисках новых мировоззренческих концепций и объяснения с их позиций всего непонятного. Время "четырехмерного мышления" постепенно уходит.

Отказ от "четырехмерного мышления" начал проявляться уже давно и нашел свое отражение во многих, противоречащих общепризнанным взглядам, утверждениях оккультистов о строении окружающего нас мира.

В соответствии с учением оккультистов вся живая и неживая материя проявляется в нескольких планах, низшим из которых является физический. Далее следуют астральный, ментальный, буддхи, нирваны и еще два высших плана. В нашей повседневной жизни мы сталкивается непосредственно только с физическим планом, который формирует наше представление об окружающем мире.

Однако, по мнению оккультистов, действительное строение материи невозможно рассматривать только в физическом плане, поскольку она существует одновременно и в других планах, причем утверждается, что все перечисленные планы оказываются совмещенными в одном и том же пространстве. Их часто называют "тонкими мирами" или "тонкими планами".

Материя каждого плана или подплана проникает в материю более грубого другого плана, так что все они находятся одновременно в одном и том же месте. Однако материи высших планов распространяются на значительные расстояния от объекта. Выражение, что человек вышел в другой план, подразумевает не перемещение его в пространстве, а только перенесение его сознания из одного состояния в другое.

С точки зрения современной физики, базирующейся исключи-

стр. 63


тельно на признании четырехмерного континуума, такие представления являются полнейшим абсурдом. Но мы уже имели возможность убедиться в несостоятельности концепции четырехмерного континуума и познакомились с более универсальной концепцией многомерности пространства и времени. Рассмотрим с этих позиций оккультные представления о происходящем в окружающем мире.

В своей книге "Астральный план" Лидбитер пишет: "... Ясновидящий - астральное зрение которого вполне развито - видит предметы не с одной какой-либо точки зрения, но со всех сторон разом, что в начале весьма затруднительно. И если мы скажем, что все внутренние частицы твердого тела одинаково ему видимы как наружные, то понятно будет, что самые знакомые предметы покажутся ему незнакомыми.

Однако, если немного размыслить, такой вид предметов гораздо ближе к действительности, чем физический. Рассматриваемые на астральном плане грани стеклянного куба будут казаться равными, как они и есть на самом деле, тогда как на физическом плане задние грани, как более удаленные, кажутся менее передних, что является следствием перспективы - оптическим обманом. Это свойство астрального зрения именуется иногда зрением четвертого измерения - выражение чрезвычайно точное".

Несмотря на то, что оккультисты вообще и Лидбитер, в частности, очень далеки от концепции многомерности, это упоминание о четвертом измерении достаточно точно и объективно характеризует существующее положение. Это тем более интересно потому, что в начале XX в., когда издавалась книга Лидбитера, многие теоретические обоснования концепции многомерности еще не были разработаны. Многомерность во взглядах того времени рассматривалась как объективная реальность. Шли споры только о том, сколько измерений имеет пространство, в котором мы живем, три или четыре?

Именно поэтому большинство оккультистов и в то время, и сейчас исходят из реальности трехмерного пространства, а все перечисленные планы рассматривают как проявление в нашем трехмерном мире неких "тонких миров", недоступных нашему восприятию, никак не увязывая их с физической многомерностью. Сейчас мы можем совершенно с других позиций оценивать постулируемую оккультистами многоплановость мира, считая, что эта концепция отражает физическую многомерность, а уровень плана определяется воспринимаемым уровнем мерности пространства.

стр. 64


Оккультисты часто говорят, что иногда люди приобретают способность воспринимать астральный мир, т. е. мир более высокого плана, чем хорошо знакомый нам физический мир. В нашем понимании это значит, что человек повышает предел осознаваемой мерности и приобретает способность воспринимать информацию из четвертого пространственного измерения. Мы уже указывали, что в этом случае появляется возможность видеть то, что пока недоступно большинству людей.

В этой связи мы приводили пример восприятия плоскатиком, осознающим только два измерения, и сопоставляли эти восприятия с возможностями человека, осознающего три измерения. Мы описывали то, что смог бы видеть человек, если бы он вдруг приобрел способность осознавать четвертое измерение. А вот как описывает В. Марков в "Новейшем Спиритуализме" впечатление одного американского ясновидящего и исследователя астрального плана. Это описание приводится В. Я. Трояновским в переводе книги Лидбитера "Астральный план".

"...Через несколько минут я мог видеть не только внешность находившихся в комнате лиц.., но с такой же легкостью рассмотрел их внутренности... В моем обыкновенном или естественном состоянии я никогда прежде не видел внутренних человеческих органов, но теперь, с величайшей легкостью, мог видеть все эти органы и их отправления: печень, селезенку, сердце, мозг... все без исключения. Все человеческое тело сделалось для меня прозрачно как кусок стекла... Затем я ясно усмотрел стены дома. Сначала они казались мне совершенно темными и тусклыми. Но скоро они стали светлее, стали прозрачными, и вслед за тем я различил стены соседнего дома. И эти стены скоро превратились в нечто светлое и растаяли, как облака перед моим взором. Тогда я без всякого усилия мог различить в соседнем доме убранство комнат, домашнюю утварь и людей - так же легко, как и в комнате, где я находился...". И еще.

"... Странным может показаться способность ясновидящего одинаково легко рассматривать как близко лежащие предметы, так и находящиеся за многие сотни и даже тысячи верст. Но дело в том, что пространство и время (Авель и Каин книги Бытия) понятия только физического мира, которые вне его не существуют. Ясновидящему достаточно пожелать рассмотреть какой-либо предмет, и он моментально переносится туда, обозревая его со всех сторон разом. Этой особенностью астрального плана объясняются случаи одновременного явления умершего нескольким лицам, находящимся иногда в различных местах нашего земного пространства".

стр. 65


Напомним, что приведенные тексты описывают события, которые происходили около столетия назад, когда еще не были разработаны многие понятия концепции многомерности, в том числе и "предел осознаваемой мерности". Однако обращает на себя внимание идентичность приведенных описаний с представлениями о возможности осознания высших измерений...

Оккультисты постоянно в своей деятельности сталкивались с проявлениями высших измерений, но не имея возможности объяснить эти явления с позиций широко распространенного и укоренившегося в сознании людей "четырехмерного мышления", для преодоления возникающих противоречий вынуждены были прибегать к мистическим объяснениям происходящего. Поэтому не случайно оккультизм так тесно переплетается с религией и религиозными представлениями, что находит широкое отражение в оккультных учениях и соответствующей литературе.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/КРИЗИС-ЧЕТЫРЕХМЕРНОГО-МЫШЛЕНИЯ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Polina YagodaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Yagoda

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Ю. А. ФОМИН, КРИЗИС ЧЕТЫРЕХМЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 10.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/КРИЗИС-ЧЕТЫРЕХМЕРНОГО-МЫШЛЕНИЯ (date of access: 05.08.2021).

Publication author(s) - Ю. А. ФОМИН:

Ю. А. ФОМИН → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Polina Yagoda
Kaliningrad, Russia
2084 views rating
10.09.2015 (2155 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
ОДОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ К АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ КАВКАЗА
12 hours ago · From Россия Онлайн
СТОЛ И КРАСНЫЙ УГОЛ В ИНТЕРЬЕРЕ КРЕСТЬЯНСКОЙ ИЗБЫ СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ И ВЕРХНЕГО ПОВОЛЖЬЯ
12 hours ago · From Россия Онлайн
РУССКИЕ РАЗГОВОРЫ С НЭНСИ РИС
12 hours ago · From Россия Онлайн
О ВКЛАДЕ НЭНСИ РИС В "РУССКИЙ МИФ"
12 hours ago · From Россия Онлайн
ОТРЫВКИ РУССКИХ РАЗГОВОРОВ
12 hours ago · From Россия Онлайн
Творцы Сфинкса и Пирамид, его свиты — Атланты, Луны древний люд.
Catalog: Философия 
Yesterday · From Олег Ермаков
КРУГЛЫЙ СТОЛ" НА ИСТОРИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ МГУ
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
Р. В. Долгилевич. СОВЕТСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ И ЗАПАДНЫЙ БЕРЛИН (1963-1964 гг.)
Catalog: Право 
3 days ago · From Россия Онлайн
Анонс Изучение новой теории электричества, пожалуй, нужно начинать с анекдота, который актуален до сих пор. Профессор задаёт вопрос студенту: что такое электрический ток. Студент, я знал, но забыл. Профессор, какая потеря для человечества, никто не знает что такое электрический ток, один человек знал, и тот забыл. А ларчик просто открывался. Загадка электрического тока разгадывается, во-первых, тем что, свободные электроны проводника не способны
Catalog: Физика 
Как нам без всякой мистики побеседовать с человеческой душой и узнать у нее тайны Мира.
Catalog: Философия 
6 days ago · From Олег Ермаков

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
КРИЗИС ЧЕТЫРЕХМЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones