Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-7535

Share with friends in SM

К. МАРКС и Ф. ЭНГЕЛЬС. Соч. Т. XXVIII. Письма Ф. Энгельса 1888 - 1891 гг. Политиздат. 1940 г. (Институт Маркса-Энгельса - Ленина при ЦК ВКП(б).

Вышедший недавно из печати XXVIII том сочинений Маркса и Энгельса содержит относящиеся к 1888 - 1891 гг. письма Энгельса к виднейшим деятелям европейского я американского рабочего движения: А. Бебелю и В. Либкнехту, К. Каутскому, Э. Бернштейну, П. Лафаргу, Ф. А. Зорге, Вере Засулич и др. Большая часть писем (130 из 226) публикуется на русском языке впервые. Все письма даны в заново сверенном переводе.

Письма Энгельса рисуют нам образ великого пролетарского вождя, который несмотря на свой возраст со всей революционной страстью и энергией продолжал работу, руководя международным рабочим движением.

Вскоре после смерти Маркса Энгельс писал Бебелю: "Мы должны ведь, пока это в моих силах, сохранить те многочисленные нити из всех стран, которые до сих пор добровольно сходились в кабинете Маркса" 1 .

Опубликованные в XXVIII томе письма ярко свидетельствуют о том, что Энгельсу удалось осуществить эту задачу. "После смерти Маркса Энгельс один продолжал быть советником и руководителем европейских социалистов. К нему одинаково обращались за советами и указаниями и немецкие социалисты, сила которых, несмотря на правительственные преследования, быстро и непрерывно увеличивалась, и представители отсталых стран, - напр., испанцы, румыны, русские, которым приходилось обдумывать и взвешивать свои первые шаги. Все они черпали из богатой сокровищницы знаний и опыта. старого Энгельса"2 .

Материалы XXVIII тома показывают неутомимую борьбу Энгельса в эти годы за создание и укрепление революционных пролетарских партий. В письме к датскому социалисту Триру Энгельс подчеркивает, что без самостоятельной пролетарской партии невозможна победоносная социалистическая революция и установление диктатуры пролетариата.

К этому времени в ряде стран уже были основаны массовые рабочие партии и марксизм, который уже к началу 70-х годов одержал полную победу над всеми видами домарксовского социализма, теперь широко распространился в среде рабочего класса. Однако условия относительно "мирного" развития капитализма, парламентские успехи социалистических партий и быстрый рост движения "вширь" способствовали росту оппортунизма.

Особенно большое внимание Энгельс уделял германскому рабочему движению. Даже в годы исключительных законов против социалистов в германской социал-демократии, умело сочетавшей тогда легальную и нелегальную работу, неоднократно выступали на сцену оппортунистические элементы. С отменой же исключительных законов в 1890 г. оппортунисты подняли голову, они пытались утверждать, что теперь, в новых условиях, социал-демократическая партия может отказаться от революционной борьбы против капитализма Энгельс со всей непримиримостью со всей страстью революционного борца вступает в борьбу с этими представителями "миролюбивого оппортунизма", мечтающими о "бодро-скромно-весело-свободном "врастании" старого свинства в "социалистическое общество" (стр. 324).

В 1891 г. Энгельс счел необходимым опубликовать написанную Марксом в 1875 г. "Критику Готской программы". В этом замечательном произведении Маркс, разоблачая антиреволюционный характер лассальянства, развил на основе опыта Парижской коммуны свое учение о диктатуре пролетариата, дав классическую формулировку сущности переходного периода от капитализма к коммунизму и значения диктатуры пролетариата для этого периода, а также замечательную характеристику двух фаз коммунистического общества.

Энгельс считал эту работу Маркса особенно актуальной в связи с проводившейся в то время подготовкой новой программы германской социал-демократии, принятие которой ожидалось в 1891 г. на партийном съезде. Энгельс предвидел, что опубликование "Критики Готской программы" Маркса вызовет упорное сопротивление со стороны руководства германской социал- демократии. Каутский согласился опубликовать "Критику Готской программы" лишь после того, как Энгельс


1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XXVII, стр. 309.

2 Ленин. Соч. Т. I, стр. 415. 1937.

стр. 112

категорически заявил ему., что если эта работа не будет напечатана в "Neue Zeit", то он опубликует ее в венской "Arbeiter Zeitung".

"Семнадцатый номер "Neue Zeit" произведет впечатление взорвавшейся бомбы, - писал Энгельс в письме к Зорге, - в нем появится критика Маркса проекта программы 1875 г. Тебе это доставит удовольствие, но в Германии это у многих вызовет гнев и возмущение" (стр. 278). Так оно и оказалось. "Критика Готской программы" "среди социалистических властителей вызвала... ужасный гнев" (стр. 283).

В рецензируемом томе опубликован ряд писем Энгельса, связанных с выработкой и принятием Эрфуртской программы германской социал-демократией. Энгельс считал, что проект Эрфуртской программы выгодно отличается от программы, принятой в 1875 г. в Готе, тем, что "сильные остатки отжившей традиции - как специфически-лассальянской, так и вульгарно- социалистической - в основном устранены" 1 .

Однако наряду с этим Энгельс не мог не подвергнуть Эрфуртскую программу резкой критике за то, что в нее не было внесено не только требование диктатуры пролетариата, но даже требование демократической республики, которая, как Энгельс тогда считал, "является даже специфической формой для диктатуры пролетариата" 2 .

Впоследствии на основе опыта революция 1905 г. и февральской революции 1917 г. Левин, развив учение Маркса и Энгельса о государстве, показал, что истинной политической формой диктатуры пролетариата является Республика советов.

Характерно, что Каутский, автор проекта принятой Эрфуртским съездом партийной программы, снова протащил в него столь резко раскритикованное в свое время Марксом и Энгельсом положение об "одной реакционной массе". В письме к Каутскому от 14 октября 1891 г. Энгельс писал: "В тексте твоего проекта, напечатанного в "Vorwarts", я нахожу, к великому моему удивлению, неожиданно выплывшую "одну реакционную массу" (стр. 355). На ряде примеров из истории Германии, Франции и Англии Энгельс показал всю ошибочность и вредность этого лассалевского лозунга, превращавшего "правильную самое по себе историческую тенденцию в совершившийся факт". Этот лозунг должен быть отброшен, "иначе, - писал Энгельс, - вся нация делилась бы на реакционное большинство и бессильное меньшинство" (стр. 356).

Характерно, что лидеры германской социал-демократии предпочли скрыть от партии, от германского рабочего класса критику Энгельсом Эрфуртской программы и опубликовали ее только через 10 лет - в 1901 году.

В письмах Энгельса, помещенных в рецензируемом томе, отражена его борьба против оппортунизма, выступавшего в полуанархистском обличий, маскировавшегося громкой "левой" фразой, в частности борьба его с оппозицией так называемых "молодых", которые отрицали необходимость всякого использования легальных возможностей и затрудняли борьбу партии за завоевание пролетарских масс.

В письме к Зорге Энгельс так охарактеризовал выступавшую на Эрфуртском съезде "оппозицию нахальных берлинцев": "среди них безусловно имеются полицейские, элементы; другая часть - замаскированные анархисты, которые собирались втихомолку вербовать себе сторонников среди наших; наряду с ними - ослы, задирающие нос студенты и провалившиеся кандидаты, всякого рода выскочки, воображающие себя гениями" (стр. 359).

"...такой кучи незрелой ерунды и абсолютной глупости, какую показала эта оппозиция, мне еще никогда и нигде не приходилось встречать. И эти зеленые юнцы, не видящие ничего, кроме своего безграничного самомнения, хотят предписывать партийную тактику!" - писал с возмущением Энгельс (стр. 262).

Когда некоторые представители этой полуанархистской группки попытались сослаться на мнимую поддержку их Энгельсом, последний выступил с публичным заявлением, что это ни в какой мере не соответствует действительности, и квалифицировал эту ложь "молодых" как "колоссальное бесстыдство".

Со всей силой обрушивается Энгельс на оппортунизм, политиканство, карьеризм, пышным цветом распустившиеся среди руководителей английских тред-юнионов; он ведет борьбу против фабианцев, этой "благонамеренной банды, состоящей из "образованных" буржуа, которые пытались опровергать Маркса на основании гнилой вульгарной экономии", главной целью которых является "обратить буржуа в последователей социализма и, таким образом, мирным и конституционным путем осуществить социализм" (стр. 186); против Гайндмана и других сектантов, которые, выдавая себя за ортодоксальных марксистов, на деле превратили марксизм в окостенелую догму, которую надо заучивать наизусть (стр. 320). Однако Энгельс видел, что вопреки политиканам, оппортунистам и сектантам английское рабочее движение ширится, растет, захватывает новые, все более широкие слои "и притом большей частью среди неподвижной доселе самой низшей массы" (стр. 208). С огромной радостью Энгельс пишет о росте массового рабочего движения в Англии в конце 80-х годов, об организации новых тред-юнионов, которые вовлекали в движение широкие слои неквалифицированных рабочих. "Чего бы я не дал за то, чтобы Маркс дожил до этого пробуждения; он так зорко следил за малейшими его симптомами именно здесь, в Англии! - писал Энгельс А. Бебелю 9 мая 1890 г. в связи с успехом пролетарской демонстрации 4 мая в Англии, на которой он сам присутствовал, - ...когда впервые после 40 лет вновь раздался голос английского пролетариата. Я


1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XVI. Ч. 2-я, стр. 103.

2 Там же, стр. 109.

стр. 113

сошел со старой платформы с высоко подмятой головой" (стр. 216).

Энгельс призывал покончить с сектантством, с оторванностью от массового рабочего движения. В письмах к своему старому другу Зорге Энгельс отмечает, что ликвидация особой немецкой социалистической партии в США является, несомненно, положительным фактом для развития рабочего движения в США. Он понимал, что немецкие лассальянцы, эмигрировавшие из Германии в США, "с их смехотворной теоретической путаницей и соответствующим этому самомнением..." являются препятствием на пути развертывания массового пролетарского движения.

Внимательно следя за развертыванием массового рабочего движения в США, Энгельс указывал, что именно на опыте своей борьбы против капитала американские рабочие найдут путь к более высоким формам борьбы.

В письмах Энгельса отражена также огромная работа, проведенная им в связи с борьбой за воссоздание международного объединения пролетариата. После того как I Интернационал прекратил свое существование, Энгельс, дав в своем письме к Зорге замечательный анализ исторического значения I Интернационала, указал, что следующий Интернационал, созданный на базе массовых пролетарских партий, должен быть "чисто коммунистическим", что он должен положить в основу своей деятельности принципы революционного марксизма.

В целях разоблачения перед рабочими всех стран оппортунистической сущности поссибилистов и вожаков социал-демократической федерации, пытавшихся взять в свои руки созыв международного конгресса 1889 г. в Англии, Энгельс поручил написать и собственноручно отредактировал ряд памфлетов (см. приложение к XXVIII тому, стр. 401 - 423). В письме к Либкнехту Энгельс с большим удовлетворением отмечает, что один из этих памфлетов, распространенный в большом количестве экземпляров в Лондоне и провинции, "подействовал, как взорвавшаяся бомба, и пробил колоссальную брешь в гайндманско-бруссовской сети интриги как раз в решающем месте" (стр. 97).

В ряде писем Энгельс со всей резкостью обрушивается на В. Либкнехта, Геда, Лафарга и др. за их примиренческое отношение к французским поссибилистам, за то, что все они "витают в мечтах об объединении обоих конгрессов, как только последние будут созваны, и при этом отказываются от единственного средства борьбы, которое позволило бы справиться с противником, а именно - показать когти Бруссу - Гайндману. Кто хоть немного знает этих людей, тому ведь совершенно ясно, что они боятся только силы и рассматривают каждую уступку как признак слабости. Вместо этого Либкнехт требует, чтобы их щадили, обращались с чрезмерной предупредительностью и чуть ли не носили на руках" (стр. 117).

Только благодаря непримиримой борьбе Энгельса против поссибилистов, а также против всякого благодушия и примиренчества к ним планы оппортунистов потерпели крах и был обеспечен созыв Международного социалистического конгресса 14 июля 1889 г., положившего начало организации II интернационала.

Значительный интерес представляют высказывания Энгельса по вопросу об историческом развитии России. Энгельс всемерно поддерживал русских марксистов в их борьбе против народничества и, в частности, против проповедуемых народниками "теорий" о некапиталистическом развитии России. Критикуя взгляды народников, Энгельс подчеркивал, что развитие капитализма в России продвинулось уже довольно далеко вперед.

В письме от 10 июля 1890 г. к Даниэльсону Энгельс указывает, что "под гладкой поверхностью политического спокойствия в ней (в России. - Е. Р. ) совершается такая же великая и такая же важная экономическая перемена, как и во всякой другой европейской стране, и наблюдать за ходом этой перемены представляет величайший интерес" (стр. 223)

С большим вниманием следил Энгельс за развитием революционного движения в России и аз деятельностью первой марксистской группы в России - группы "Освобождение труда". Еще в 1885 г. Энгельс писал Вере Засулич: "Я горжусь тем, что среди русской молодежи существует партия, которая искренне и без оговорок приняла великие экономические и исторические теории Маркса и решительно порвала с анархическими и несколько славянофильскими традициями своих предшественников. Сам Маркс был бы так же горд этим, если бы прожил немного дольше. Это прогресс, который будет иметь огромное значение для развития революционного движения в России" 1 .

Энгельс не терял надежды, что ему еще удастся увидеть революцию в России. В том же письме к В. Засулич он выражает уверенность, что "русские приближаются к своему 1789 г." и что "стоит в такой стране начаться 1789 г., как за ним не замедлит последовать 1793"2 .

Петру Лаврову Энгельс писал: "В конце концов, мы с Вами не так еще стары. У нас есть надежда жить и видеть. Мы видели подъем, величие и падение Бисмарка; почему же нам не увидеть, после величия, упадок (уже начавшийся) и окончательное падение нашего общего врага - русского царизма?" (стр. 267). Выражая надежду на победу революции в России, Энгельс в одной из своих статей этих лет подчеркивал, что "...русская революция даст также новый толчок рабочему движению Запада, создаст для него лучшие условия борьбы и тем ускорит победу современного промышленного пролетариата"3 .


1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XXVII, стр. 461 - 462.

2 Там же, стр. 462 - 463.

3 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XVI. Ч. 2-я, стр. 401.

стр. 114

Энгельс уделяет в своих письмах большое внимание вопросам внешней политики, дипломатической деятельности правительств и в особенности вопросу об угрозе войны. В письме к Зорге от 7 января 1888г. он предсказывает, что война "отбросила бы нас на годы назад. Шовинизм затопил бы все, та" как это была бы борьба за существование... на полях сражений было бы 10 - 15 миллионов людей. Хотел бы я видеть, как их прокормят; опустошение было бы такое же, как и в Тридцатилетнюю войну" (стр. 9).

В одной из статей этих лет Энгельс ярко рисует те колоссальные бедствия, которые повлечет за собой предстоящая война. "Если бы война все-таки разразилась, тогда несомненно одно: эта война, в которой будет воевать от пятнадцати до двадцати миллионов вооруженных людей и которая опустошит всю Европу, как никакая другая, - эта война должна либо привести к немедленной победе социализма, либо же настолько перевернуть вверх дном старый порядок вещей и оставить после себя такую груду развалин, что существование старого капиталистического общества стало бы еще более невозможным, чем когда-либо прежде, и социальная революция, хотя и отодвинутая лет на десять или на пятнадцать, должна была бы зато победить потом тем быстрее и решительнее" 1 .

Но, показав неизбежность новых войн, Энгельс не вскрыл их империалистического характера и не показал основных причин, которые ведут к их возникновению. Недооценивая те крупные изменения, которые происходили в расстановке сил в Европе: все большее превращение царской России в резерв европейского капитализма, с одной стороны, и все растущее соперничество капиталистических держав и особенно Англии и Германии в борьбе за колонии - с другой, - Энгельс считал, что главной страной, откуда исходит угроза войны в Европе, по-прежнему является царская Россия и что после свержения самодержавия в России опасность войны была бы ликвидирована.

Он писал, что если царская Россия начнет войну с Германией, "любое средство защиты будет оправдано" и социалисты должны будут поддержать правительство против внешнего врага (стр. 354). На эти ошибочные положения Энгельса впоследствии охотно ссылались оппортунисты германской социал-демократии для того, чтобы оправдать свою социал-шовинистическую позицию в империалистической войне 1914 - 1918 годов.

Ленин дал гениальный анализ эпохи империализма как высшей стадии капитализма; вскрыв подлинные причины империалистических войн, Ленин выдвинул перед рабочими всех стран лозунг превращения войны империалистической в войну гражданскую.

Читатель найдет в XXVIII томе ряд интересных и ценнейших высказываний Энгельса по вопросам революционной теории, а также и по различным отраслям науки. В одном из писем, опубликованных в рецензируемом томе, Энгельс пишет: "...чтобы отстранить имущие классы от власти, нам прежде всего нужен переворот в создании рабочих масс.. -", и с большим удовлетворением констатирует, что "...этот процесс прояснения сознания рабочих теперь с каждым днем идет все быстрее вперед..." (стр. 302).

Переписка Энгельса ярко показывает, как много внимания он уделял воспитанию молодых научных кадров, как он учил их правильно применять метод марксистского исследования в теоретической работе. Энгельс решительно выступал против тех, кто пытался превратить материалистическое понимание истории из "руководства к изучению" в "рычаг для конструирования на манер гегельянства" (стр. 233), против тех "сторонников" материалистического понимания истории, для которых "оно служит предлогом, чтобы не изучать истории" (стр. 232).

Энгельс подвергает резкой критике всякого рода вульгаризаторские извращения марксизма в духе экономического материализма, он издевается над теми горе-теоретиками, которые видят единственную движущую силу исторического развития в экономике, сводя на нет значение политической борьбы, государства, развития идей и других надстроек. "Экономическое положение, это - базис, - писал Энгельс, - но на ход исторической борьбы оказывают влияние и во многих случаях определяют преимущественно форму ее различные моменты надстройки: политические формы классовой борьбы и ее результаты - конституции, установленные победившим классом после одержанной победы, и т п., правовые формы и даже отражение всех этих действительных битв в мозгу участников, политические, юридические, философские теории, религиозные воззрения и их дальнейшее развитие в систему догм..." (стр. 245).

Энгельс с негодованием обрушивается против таких критиков марксизма, как например социолог- идеалист Барт, который не мог "найти" у Маркса никаких примеров зависимости философии и идей от экономики: "Если этот человек еще не понял, что признание материальных условий существования является первопричиной, что не исключает возможности обратного, вторичного воздействия идеологии на материальные условия, если это ему неясно, то он ни в коем случае не мог понять и того предмета, о котором пишет" (стр. 232).

В своем письме к К. Шмидту Энгельс снова возвращается к этому вопросу и напоминает о замечательном произведении Маркса "18 брюмера", где ярко выступает "особая роль, которую играют политические битвы и события, конечно, в рамках их всеобщей зависимости от экономических условий... К чему же мы тогда бьемся за политическую диктатуру проле-


1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XVI. Ч. 2-я, стр. 250.

стр. 115

тариата, если политическая власть экономически бессильна? Насилие (т. е. государственная власть) это есть тоже экономическая сила!" (стр. 261).

Энгельс еще и еще раз подчеркивает необходимость диалектического рассмотрения исторического процесса, необходимость творческого применения метода диалектического материализма к историческому исследованию. Он с иронией и горечью говорит о многих немцах из молодого поколения, превращающих исторический материализм в фразу, которая "служит только для того, чтобы возможно скорее систематически сконструировать свои собственные, относительно весьма скудные исторические знания (экономическая история ведь еще в пеленках!) и затем с гордостью смотреть на свой подвиг и казаться самим себе великими" (стр. 233).

Предостерегая против социологизирования, Энгельс дает ряд важнейших указаний по вопросу о том, как надо работать над вопросами истории; он напоминает о важности изучения на основе метода исторического материализма конкретной, богатой фактами и содержанием истории. "Всю историю надо начать изучать заново. Надо исследовать в деталях условия существования различных общественных формаций, прежде чем пытаться вывести из них соответствующие им политические, частноправовые, эстетические, философские, религиозные и т. п. воззрения. В этом отношении сделано до сих пор очень мало, потому что очень немного людей серьезно этим занималось. В этом отношения нам нужна большая помощь, область бесконечно велика, и тот, кто хочет работать серьезно, может многое создать..." (стр. 233). Эти указания Энгельса и в наши дни являются важной руководящей нитью для работников исторического фронта.

Огромный интерес представляют письма Энгельса, связанные с подготовкой им к печати III тома "Капитала". Маркс умер, не успев довести до конца обработку всего "Капитала", и значительная часть этого великого творения была готова лишь вчерне. Энгельс считал своей важнейшей задачей закончить обработку и издание этой работы. В 1885 г. был издан II том, но предстояло еще провести грандиозную работу по расшифровке рукописей III и IV томов.

Энгельс был сильно озабочен вопросом о том, сможет ли он завершить работу по опубликованию "Капитала", так как он один умел разбирать почерк Маркса и расшифровывать его сокращения. Несмотря на ослабление зрения и запрещение врачей работать более 2 - 3 часов в день, Энгельс наряду с огромнейшей работой по руководству международным рабочим движением делал все для того, чтобы обеспечить завершение издания "Капитала". "Если только зрение мне позволит, а я на это надеюсь, - писал Энгельс Конраду Шмидту 8 октября 1888 г., -...то III том "Капитала" будет готов к печати этой зимой и через год обрушится, как бомба, на эту компанию (речь идет о буржуазных профессорах политической экономии. - Е. Р.). Я прервал или отложил в сторону все другие работы, чтобы закончить, наконец, это дело, которое не терпит ни малейшего отлагательства" (стр. 51).

Говоря о колоссальной работе, выполненной Энгельсом над II и III томами "Капитала" (IV том Энгельс не успел обработать), Ленин писал, что изданием этих томов "Энгельс соорудил своему гениальному другу величественный памятник, на котором невольно неизгладимыми чертами вырезал свое собственное имя" 1 .

Большое принципиальное значение имеют те места в письмах Энгельса, которые посвящены вопросам о пролетарской революции, о диктатуре пролетариата и о двух фазах коммунистического общества. Резко выступая против всяких оппортунистических панацей о мирном врастании в социализм, настойчиво подчеркивая необходимость насильственного ниспровержения капиталистического строя и установления диктатуры пролетариата, Энгельс напоминает о том, что "пролетариат не может завоевать своего политического господства - единственную дверь в новое общество, без насильственной революции" (стр. 170).

Когда В. Либкнехт выступал с "филиппиками против насилия в любой форме и при всяких обстоятельствах" (стр. 191), Энгельс дал ему резкий отпор: "По твоей теории, я и Маркс тоже оказались бы анархистами, так как мы никогда не собирались, подобно добрым квакерам, подставлять левую щеку, если бы кому-нибудь вздумалось ударить нас по правой" (стр. 191).

Энгельс в своих письмах делает важные замечания о двух фазах коммунизма, об особенностях организации распределения на низшей и высшей фазах коммунизма. В одном из писем, опубликованных в рецензируемом томе, Энгельс делает ряд важных замечаний в развитие известных положений Маркса в "Критике Готской программы" о двух фазах коммунистического общества.

В связи с происходившей в 1890 г. в газете "Volks-Tribune" дискуссией о способах распределения продуктов в будущем коммунистическом обществе Энгельс писал: "В "Volks-Tribune" тоже происходила дискуссия о том, будет ли распределение продуктов в будущем обществе соответствовать количеству труда или построено по иному принципу. К вопросу подошли сугубо "материалистически" в противоположность известным идеалистическим фразам о справедливости. Но, как ни странно, никому не пришло в голову, что способ распределения существенным образом зависит от количества распределяемых продуктов и что это количество, конечно, меняется вместе с прогрессом производства и общественной организации; а следовательно, должен был бы меняться и способ распределения. Но у всех участников дискуссии "социалистическое общество" оказывается не чем-то постоянно меняющимся и


1 Ленин. Соч. Т. 1, стр. 414. 1937.

стр. 116

прогрессирующим, а раз навсегда установленным и определенным и должно, следовательно, иметь раз навсегда установленный определенный способ распределения. Здраво рассуждая, можно только: 1) попытаться открыть способ распределения, с которого следует начать, и 2) постараться отыскать общее направление, по которому идет дальнейшее развитие. Но об этом я во всей дискуссии не нахожу ни слова" (стр. 232 - 233).

Гениальный анализ двух фаз коммунизма, данный Марксом и Энгельсом, нашел дальнейшее свое развитие в работах великих продолжателей их дела - Ленина и Сталина - и был полностью подтвержден всем развитием нашей социалистической страны; в нашей стране построен социализм-первая фаза коммунизма, и уже осуществлен социалистический принцип распределения: "от каждого по способностям, каждому по труду".

Под руководством товарища Сталина СССР вступил в новую полосу развития- в полосу завершения строительства бесклассового социалистического общества и постепенного перехода от социализма к коммунизму.

Переписка Энгельса, опубликованная в XXVIII томе сочинений К- Маркса и Ф. Энгельса, представляет огромный интерес для нашего советского читателя, для советской исторической науки и, в частности, для создания научной биографии великого соратника Маркса - Фридриха Энгельса.

Остается пожелать, чтобы были как можно скорее опубликованы письма последних лет жизни Энгельса и тем самым было завершено издание переписки великих основоположников коммунизма.

Е. Рубинштейн

 

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/КРИТИЧЕСКИЕ-СТАТЬИ-И-ОБЗОРЫ-НОВЫЙ-ТОМ-СОЧИНЕНИЙ-МАРКСА-И-ЭНГЕЛЬСА

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Lidia BasmanovaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Basmanova

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

КРИТИЧЕСКИЕ СТАТЬИ И ОБЗОРЫ. НОВЫЙ ТОМ СОЧИНЕНИЙ МАРКСА И ЭНГЕЛЬСА // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 22.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/КРИТИЧЕСКИЕ-СТАТЬИ-И-ОБЗОРЫ-НОВЫЙ-ТОМ-СОЧИНЕНИЙ-МАРКСА-И-ЭНГЕЛЬСА (date of access: 24.07.2019).

Found source (search robot):


Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Lidia Basmanova
Vladivostok, Russia
290 views rating
22.08.2015 (1432 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Мухина В.С. Отзыв на кандидатскую диссертацию И.М.Мирошник на тему: "Личность педагога как фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки учащимися". Отзыв представлен в диссертационный Специализированный совет К-018.03.01 при НИИ ОПП АПН СССР. Защита диссертации состоялась 13 ноября 1990 г. на заседании диссертационного Специализированного совета К-018.03.01 в Ордена Трудового Красного Знамени Научно-исследовательском институте общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (ныне это Психологический Институт Российской Академии Образования).
Дается попытка доказательства материалистического понимания вселенского явления творчества
3 days ago · From Henryk Niedałkow
Симультанный художественный образ «Одиночество Христа», созданный Ириной Мирошник, объединяет комплементарные (взаимодополняющие) художественные образы: изобразительный — картина Ивана Николаевича Крамского «Христос в пустыне», и музыкальный — Bach. Prelude No.14 F sharp minor WTC V2 в исполнительской интерпретации Ирины Мирошник. Симультанные художественные образы создаются на основе законов и принципов Координационной парадигмы развития (КПР) и метода координации И.М.Мирошник.
Важность военной ветеринарии в развитии нашего общества и отдельных отраслей знаний неоценима, так же как и ее практическое применение в организации материально-технического обеспечения войск и сил флота,, в различных видах ее деятельности.
Харизма и ораторское искусство – залог успеха в любом начинании
14 days ago · From Россия Онлайн
Два матерых лжеца предлагают народу поход к ложной, внешней опоре, чтобы под шумок движения к ней чистить его карманы. Оплот же страны — в ней самой. Two seasoned liars offer people a crusade to a false, external support in order to clean out their pockets under the guise of movement to it. But the strength of the country is in itself.
Catalog: Философия 
16 days ago · From Олег Ермаков
27 июня в Москве состоялась международная конференция «Споры в Южно-Китайском море и поиск мирного решения». Конференция была организована совместно Международной ассоциацией юристов-демократов (IADL) и Международным фондом "Дорога Мира" в контексте многих напряженных и сложных событий в регионе Южно-Китайского моря. В конференции приняли участие представители из Ассоциации юристов Вьетнама и Вьетнамской Дипломатической академии.
16 days ago · From Марина Тригубенко
Великая Отечественная война оставила столь сильный и незаживающий след в судьбах людей бывшего СССР, что неуместными выглядят жалкие потуги современных некоторых кинематографистов представить это великое событие мировой истории как лёгкую и беззаботную компьютерную "стрелялку". данная статья представляет собой рецензию на фильм "Т-34".
Метафизика исторического процесса. Metaphysics of the historical process.
Catalog: Философия 
22 days ago · From Олег Ермаков

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
КРИТИЧЕСКИЕ СТАТЬИ И ОБЗОРЫ. НОВЫЙ ТОМ СОЧИНЕНИЙ МАРКСА И ЭНГЕЛЬСА
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate $ to Libmonster ($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones