Libmonster ID: RU-10015

Полунина Н. М. Коллекционеры России XVII - начала XX вв.: Энциклопедический словарь

М.:РИПОЛ КЛАССИК, 2005

Этот словарь - плод долгой и кропотливой работы Натальи Полуниной, которая много лет - банально звучит, но буквально по крупицам собирала сведения о людях, известных своими коллекциями и собраниями. В книге помещены биографии почти двухсот собирателей, начиная с особ семнадцатого века - князя Василия Голицына и думного дьяка Андрея Виниуса - до эмигрантских собраний Сергея Дягилева и Сергея Лифаря, продолжавших в 1920 - 1930-х годах за границей дореволюционные традиции отечественных коллекционеров. В большинстве статей имеются портреты - зачастую очень редкие. Племя собирателей - пестрое и разнообразное по составу. Кто только не отдавал дань этой достойной страсти: цари и великие князья, генералы, купцы, актеры, литераторы, врачи... Среди коллекционеров были многие знаменитые (по другим сферам жизни) люди - такие, как фельдмаршал князь А. И. Барятинский (победитель Шамиля), как мемуарист Ф. Ф. Вигель, государственный канцлер, дипломат князь А. М. Горчаков, лексикограф В. И. Даль... Есть здесь и собственный круг знаменитостей, известных именно своими собраниями: П. М. Третьяков, СИ. Щукин, А. В. Бахрушин, И. А. и М. А. Морозовы, С. П. Румянцев, Д. А. Ровинский и другие.

Большинство описанных в книге собраний вполне традиционны - это библиотеки, коллекции картин, графики и произведений прикладного искусства, но есть и экзотические и раритетные. Так, К. Ф. Вальц собирал театральную машинерию, А. А. Катуар де Бионкур - только огнестрельное оружие, А. Ф. Онегин-Отто прославился уникальным собранием пушкинских реликвий и автографов. Князь Л. С. Голицын был знаменит своим собранием марочных вин. У Д. Г. Бурылина было до миллиона образцов различных тканей. А. А. Монферран собирал архитектурные фрагменты (нередко весьма громоздкие). Знамениты были египетское собрание В. С. Голенищева, японское - С. Н. Китаева. В коллекции П. П. Свиньина хранились картина, писанная на паутине, и чепчик из паутины трудов девицы Бородиной.

стр. 77

Как коллекционеры, так и коллекции имеют свои судьбы - часто драматические, даже трагичные, иногда курьезные. Счастливая судьба коллекции и коллекционера - это когда собрание влилось потом в какой-нибудь музей или другое государственное собрание и тем спаслось от разрушительного действия времени и обстоятельств (ведь коллекция, как и библиотека, - это самостоятельное целое, со своим обликом и характером). Таких счастливых случаев немало описано в книге Полуниной: собрание Ф. П. Аделунга вошло в состав Харьковского художественного музея, коллекция Н. Д. Бартрама стала основой знаменитого Сергиев-Посадского Музея игрушки, часть собрания "царицы муз и красоты" княгини З. А. Волконской попала в библиотеку Гарвардского университета... Нередко, впрочем, бывало иное; коллекции горели, распродавались, выбрасывались на помойку невежественными наследниками. В 1918 году в голодной Москве была съедена уникальная коллекция печатных пряников, собранных А. В. Чаяновым. Чаянов коллекционировал, кроме того, иконы, бронзу, русскую и европейскую графику.

В 1930 г. Чаянов арестован по делу "контрреволюционного" Союзного бюро меньшевиков и приговорен к 5 годам тюрьмы. Отбыв заключение в суздальской тюрьме, отправлен в ссылку в Алма-Ату. Осенью 1937 г. арестован вторично. 3 октября расстрелян... Собранье бронзы исчезло в лихолетье гражданской войны... После ареста в 1937 году жены Чаянова Ольги Эммануиловны ее отец, на попечении которого оставались два маленьких внука, решил продать коллекцию Музею изобразительных искусств. Музей заинтересовался ею, обещал заплатить. По воспоминаниям сына Чаянова, узнав, что коллекция принадлежит "врагу народа", платить денежное вознаграждение отказался, а гравюры не вернул.

В. М. Бокова

Слёзкин Ю. Эра Меркурия: Евреи в современном мире

М.: Новое литературное обозрение, 2005

Книга известного историка, профессора Калифорнийского университета в Беркли Юрия Слезкина, потомка эмигрантов из России, посвящена истории еврейства в XX веке. Современная эра - еврейская эра, а двадцатый век - еврейский век, - заявляет автор и доказывает это на пятиста страницах. Почему "эра Меркурия"? Потому что Меркурий - иначе Гермес - бог всех тех, кто не пасет стада, не возделывает землю и не живет мечом; покровитель посредников, переводчиков и перебежчиков; защитник мастерства, искусства и хитроумия, а стало быть, всех тех свойств и способностей, которые присущи именно евреям. Впрочем - и это автор тоже доказывает - не им одним. Отсюда "меркурианство" - наделенная рядом важных социокультурных функций и несущая в себе начало прогресса культура всякой подвижной и инородной общности в недрах устойчивой традиционной культуры.

Книга многое теряет при пересказе. Достаточно сказать, что в ней - преимущественно в культурологическом аспекте - затронуты многие, если не все, аспекты еврейской темы применительно к выбранному времени: сионизм и Холокост, черта оседлости и еврейская эмиграция, освоение Палестины и участие в революционном движении и искусстве Европы.

Книга покоряет умным, тонким, парадоксальным текстом, ажурным и плотным, как старинный гипюр. Здесь в неожиданном узоре сплетаются и сталкиваются Джойс и Чаадаев, нацизм и сионизм, Фрейд и Маркс, "Франкфуртская школа" и Бердяев... Эрудиция и оригинальность мышления автора почти не-

стр. 78

вероятны. Форма изложения - блестяща, этакая научная эссеистика, полная нешаблонных формул и остроумных афоризмов. Книгу и цитировать трудно - вырванные из контекста фразы подобны обрывкам дорогого кружева.

Российскому читателю будут более всего интересны русские главы книги Слезкина: "Евреи и русская революция" и "Евреи и три земли обетованные". Это история того удивительного феномена, каким является в России еврейский вопрос - причудливая смесь из взаимной ненависти и влечения, тяготения и - антагонизма, отчуждения и - зависимости, взаимной вины и взаимопроникновения, отмеченного нерасторжимой связью (Попробуйте-ка представить себе русскую культуру без Серова и Левитана, без Дунаевского, Пастернака, Маршака, Плисецкой, Рихтера!)

Автор, живущий в Штатах - этой всемирной плавильной печи культур, вырвавшись за рамки национальной ограниченности, не стремится никого обличить или оправдать, но спокойно разбирается в причинах и истоках происходившего. Его взгляд не бесстрастен, но беспристрастен и отмечен "меркурианской" (если использовать авторский термин) отделенностью и объективностью, отрадной на фоне многих работ, появившихся на ту же тему в последние годы. Этот умный и ровный анализ невероятно, даже завораживающе интересен.

Русская революция была суммой крестьянских восстаний, крестовых походов, племенных войн, колониальных захватов и временных коалиций. Частью этой смеси стала еврейская революция против еврейства. Бойни и депортации военного времени и сопутствовавшая им милитаризация апокалиптических идеологий - анархистской, националистической и марксистской - превратили бунт еврейских детей в массовую революцию. Во время смутного времени 1914 - 1921 годов множество евреев пряталось, бежало и переезжало; десятки тысяч были убиты. Однако большинство из тех, кто взялся за оружие, не остались дома, чтобы защитить жизнь и имущество своих родителей. Они ушли воевать за всемирное братство.... Подавляющее большинство членов партии большевиков (72 % в 1922 году) составляли русские; по отношению к проценту в населении страны сильнее всего были представлены латыши (впрочем, после образования независимой Латвии в 1918 году советские латыши стали в известном смысле сообществом политических эмигрантов); и ни один из видных коммунистов еврейского происхождения не хотел быть евреем... Троцкий заявил как-то, что по национальности он "социал-демократ".

В. М. Бокова

Рецептер В. Э. Жизнь и приключения артистов БДТ

М.: Вагриус, 2005

Эта необычная книга - не просто воспоминания одного из актеров команды великого Г. А. Товстоногова, который эти самые "жизнь и приключения" с театром пережил. Это, как сказано в подзаголовке, "гастрольный роман", и ударение здесь нужно делать на последнем слове. Владимир Рецептер - выдающийся человек: большой актер (Гамлет, Чацкий, Петр в "Мещанах"), самобытный режиссер ("Роза и крест", "Русалка"), драматург, поэт, прозаик ("Прощай, БДТ!", "Ностальгия по Японии", "Сквозь прозу") филолог и основатель Пушкинского театрального центра в Санкт-Петербурге.

Герои последней книги В. Рецептера - Время и подвластная его летучему бегу Память, а театр в ней становится великой метафорой человеческой жизни, центром, стягивающим воедино быт и искусство, миф и анекдот, факт и легенду, сопрягающим воедино настоящее, прошлое и будущее. "Жизнь - театр, все женщины, мужчи-

стр. 79

ны в нем актеры, и каждый роль играет не одну", - не случайно цитирует автор, один из знаменитейших Гамлетов своего времени.

"Гастрольный роман" - своеобразное определение человеческой жизни. Как "ситуация ревизора", "ситуация гастролей" обнажает силу самой судьбы. Поэтому сюжет, повествующий о гастролях БДТ в Японии, так легко наполняется другими сюжетами. Сквозь контуры Японии проступают очертания экзотического Буэнос-Айреса, близкого и одновременно далекого Ташкента (и японцы своими привычками, стилем жизни, даже кухней вдруг неожиданно начинают напоминать узбеков), Праги 60-х годов. История жизни автора, нелегкая судьба актера БДТ, зависящего от всесильного "Гоги", неожиданно оказываются не главными сюжетными линиями романа. Не менее важное значение приобретает лирическая история С. Е. Розенцвейга и юной японки Иосико, история, перевернувшая жизнь.

Тонкие нити, неожиданно завязывающиеся узлы - вот из чего вьется ткань человеческой жизни. Постановка блоковской пьесы "Роза и крест" влечет за собой знакомство с Ахматовой, и шекспировский "Гамлет" снова приводит к ней. Оживают и другие театральные тени (великого Ю. А. Юрьева, Н. Евреинова), герои будто таинственно появляются из старинного зеркала, которое висит в гримуборной автора, или возникают в стенах японского театра кабуки. Перед нами проходят образы из знаменитых товстоноговских спектаклей: "История лошади", "Ревизор", "Моцарт и Сальери", "Мещане", телефильма "Смерть Вазир-Мухтара".

В повествование органично вплетаются литературные портреты, истории близких автору семей. Но главная прелесть книги - ее лирический строй, обаятельный образ автора, его "любовь и дружество" по отношению к читателю, которого он доверчиво впускает в мир своего творчества, продолжая традиции почитаемого им А. С. Пушкина.

Т. А. Купченко


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/КУЛЬТУРА-ИСКУССТВО-2015-09-29

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Konstantin SenatorovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Senatorov

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

КУЛЬТУРА. ИСКУССТВО // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 29.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/КУЛЬТУРА-ИСКУССТВО-2015-09-29 (date of access: 06.08.2021).

Found source (search robot):


Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Konstantin Senatorov
Актобэ, Kazakhstan
1028 views rating
29.09.2015 (2138 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
ПЕРЕСЛАВСКИЙ КРАЕВЕД С. Е. ЕЛХОВСКИЙ И ЕГО ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ СОБРАНИЕ
17 hours ago · From Россия Онлайн
ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ И ЭТНОАРХЕОЛОГИЯ ОХОТНИКОВ И СОБИРАТЕЛЕЙ
Catalog: История 
17 hours ago · From Россия Онлайн
ОДОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ К АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ КАВКАЗА
2 days ago · From Россия Онлайн
СТОЛ И КРАСНЫЙ УГОЛ В ИНТЕРЬЕРЕ КРЕСТЬЯНСКОЙ ИЗБЫ СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ И ВЕРХНЕГО ПОВОЛЖЬЯ
2 days ago · From Россия Онлайн
РУССКИЕ РАЗГОВОРЫ С НЭНСИ РИС
2 days ago · From Россия Онлайн
О ВКЛАДЕ НЭНСИ РИС В "РУССКИЙ МИФ"
2 days ago · From Россия Онлайн
ОТРЫВКИ РУССКИХ РАЗГОВОРОВ
2 days ago · From Россия Онлайн
Творцы Сфинкса и Пирамид, его свиты — Атланты, Луны древний люд.
Catalog: Философия 
2 days ago · From Олег Ермаков
КРУГЛЫЙ СТОЛ" НА ИСТОРИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ МГУ
Catalog: История 
4 days ago · From Россия Онлайн
Р. В. Долгилевич. СОВЕТСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ И ЗАПАДНЫЙ БЕРЛИН (1963-1964 гг.)
Catalog: Право 
4 days ago · From Россия Онлайн

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
КУЛЬТУРА. ИСКУССТВО
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones