Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-6793

Share with friends in SM

(Методические заметки).

I

Одной из основных задач своей работы Общество Историков- Марксистов правильно избрало методическую разработку вопросов постановки исторических курсов в ВУЗ'ах; работа эта тем более значительна, что в ряде наших советских ВУЗ'ов далеко еще не изжит установленный десятками лет шаблон. В этой работе - три основных момента: а) собирание программно-методического материала по работе в нашей и наиболее интересного в работе западноевропейской высшей школы, б) критический анализ его с точек зрения марксистской методологии и содержания и методической выдержанности, и в) построение новых программ. Собрание имеющегося программного материала сильно затруднено тем обстоятельством, что лишь очень немногие руководители исторических курсов в наших ВУЗ'ах опубликовывают программы своих лекций (и совсем почти нет публикаций самих лекций), тем интереснее и поучительнее разработать и подвергнуть критике эти немногочисленные публикации. Одной из них - "Программе по истории Западной Европы эпохи торгового капитализма" для студентов Восточного Педагогического Института (в г. Казани), составленной проф. В. Ф. Смолиным1 , мы и посвящаем настоящие методические заметки.

Каковы цели курса "эпохи торгового капитализма", каков должен быть его об'ем и как должно быть построено его содержание - вот основные вопросы, встающие при приступе к проведению этого курса, при этом эти общие методические вопросы в условиях специализации наших ВУЗ'ов должны быть рассмотрены еще под углом зрения специфических задач каждой отдельной группы ВУЗ'ов: факультетов общественных наук (ФОНов) педагогических учебных заведений (Педвузов, в УССР - ИНО), экономических вузов (Инст. Нар. Хоз.). В данном случае речь пойдет именно о Педвузах.

Задача курса может быть определена так: дать студентам характеристику основных процессов в области экономики, классовых отношений, политической организации и идеологии эпохи, соответствующую данным новейшей исторической науки и построенную в диалектическом развитии этих процессов. Эта общая характеристика должна носить историко-социалистический характер, основываясь на фактах конкретной истории отдельных стран не столько в их исторической последовательности в каждой стране, сколько в их систематизации и группировке по основным линиям исторического процесса, с особенным подчеркиванием своеобразий в развитии отдельных стран (элементарное правило диалектического метода). Об'ем курса - эпоха торгового капитализма, то есть, по Марксу, история Европы XV-XVIII в.в.,


1 "Программы по общественным дисциплинам". Восточн. Пед. Институт. Казань, 1928 г. Стр. 15 - 19.

стр. 197

период, совсем не совпадающий - как это может показаться на первый взгляд - с старым шаблонным определением "история нового времени" или "новая история". Хронологически этот период должен быть определен так: от утверждения в главнейших странах. Зап. Европы товарного хозяйства до промышленного переворота, с соответствующим диалектическим подходом и варьированием определения этих границ в их хронологическом выражении по отдельным странам: так в Италии с XIV - перв. полов. XV вв. (см. Маркс, "Капитал", I) (но ни в каком случае не с XVI в.), в Нидерландах со втор. полов. XV в. (но не с XVI) и т. д. Причесывание под одну гребенку истории всех стран, например, только XVI-XVIII века (как это дано, например, в указанной программе проф." Смолина) недопустимо, неправильно, погрешает против диалектики, такой периодизацией маскируется старая "новая история", понятие больше отражающее традиционные идеолого-политические грани, чем экономико-классовые.

Далее, по содержанию курса: могут ли в годовом вузовском курсе быть прочтены "истории" всех зап.-европейских стран данного периода, или даже только периода XVI - XVIII веков. Всякий, читавший курс этой эпохи, методологически выдержанный, должен будет ответить на этот вопрос отрицательно. Считая в учебном году 35 рабочих недель, уложить в 35 (или даже 70) двухчасовых лекций истории Англии, Франции, Германии, Пиринейских, Скандинавских государств и Нидерландов (все это перечислено в программе Смолина) нельзя, или нужно будет ограничиться общими фразами, штампами, вместо анализа своеобразий, скомкать, или ограничиться 2 - 3-мя странами, а об остальных отослать к пособиям. Прочесть эти "истории" фактически нельзя, да и нужно ли это? Вспомним университетские курсы лучших историков старой России: проф. А. Н. Савин читает целый год историю Зап. Евр. XIV и XV вв. (только! и то 351 стр. литограф, текста), П. Г. Виноградов - социальную историю (одной) Англии, и т. п. Попытки чтения "всей" новой истории превращались в историю кусочка, проигрывая в об'еме, но зато выигрывая в глубине содержания. И если академическая традиция прошлого утверждала эти порядки, то допустимы ли они теперь?

У нас слишком часто забывают, что в нашей стране, в наш и дни, в эпоху господства революционного марксизма и диалектического материализма, боевой задачей является дать молодежи марксистскую историю, а не историю "вообще". Дать ее можно только после углубленной марксисткой проработки исторического материала, а эта работа не только не закончена еще, но даже не везде начата. Претендовать давать в таких условиях историю 10-ти стран одного из практически важнейших периодов - эпохи складывания и роста основных классов капиталистического общества, претендовать на это, повторяем, значит выдавать фальшивый вексель, что ни один марксист, разумеется, не сделает. Вот почему нам на ближайшие годы в основном остается именно тот "социологический" характер, постановка, о которой я говорил выше; здесь мы и сейчас достаточно сильны - сотни ценнейших методологических замечаний Маркса и Энгельса почти по всем разделам исторического процесса всей эпохи, составляющих в собранном виде (кроме "Крестьянской дойны в Германии" Энгельса) 15 печ. листов (в моей работе "Феодализм и торговый капитализм в освещении Маркса и Энгельса", стр. 178 - 478), работы Меринга, Каутского и др., и, наконец, "Капитал" Маркса дают нам основу и ряд деталей для такого построения курса.

Кроме того, для студентов всех типов общественных ВУЗ'ов гораздо ценнее именно такой общий курс, чем мозаика "историй", не предваренная солидным общим очерком: можно, наконец, преподнести студентам окрошку из экономической и политической истории нескольких стран, но этот калейдоскоп событий вовсе не дает студенту понятия о сущности исторического

стр. 198

процесса; о навыках же самостоятельной ориентировки в материале студенту нечего будет и мечтать". "Или полнейшее невежество, или подлинная зубрежка" - вот возможные и нередко фактические результаты такой постановки дела, как правильно замечает т. П. И. Кушнер по почти аналогичному вопросу (его статья: "Нужно ли изучать общественные формы", "Историк-марксист", т. 6, стр. 209). Действительно, калейдоскоп событий истории 10 стран без базиса, знания хорошего, солидного, генеральных линий процесса всей эпохи, приведет только к невежеству или зубрежке. Практическим же работникам-педагогам (ведь именно для педвуза предназначена программа Смолина) нужно в первую очередь именно диалектическое сочетание (говоря словами Ленина) "общего" с "отдельным".

Эпигоны исторического идеализма не понимают и не хотят ни понять, ни дать диалектики живого исторического процесса. Метод Маркса, обогащенный и развитый Лениным, им чужд, за массой деталей, излагаемых метафизически, они хотят скрыть революционно-диалектическое "общее", опознание противоречивых частей единого" они подменяют так наз. знанием деталей. Странно повторять азбучные положения диалектики на 11-ом году нашей революции, но, как видно, нужно, ибо идеалистические остатки еще кое-где сильны. Для той практической задачи, что ставят студенту, будущему педагогу, наши педвузы, важнее всего именно уменье ориентироваться в материале, уменье, созданное диалектическим изложением курса. Детали, частичные вопросы могут быть хорошо изучены в хорошо поставленном семинарии.

Обращаемся теперь от этих общих методолого-методических соображений к разбору программы Смолина. В ней 10 разделов, три общесоциологического порядка и семь историй отдельных стран. В 1-ом разделе "Вводная часть" намечается: "а) краткая характеристика позднего средневековья по 4-м пунктам, б) хронологические пределы эпохи торгового капитализма и основные ее особенности: а) в области хозяйства, б) в области социальных отношений, в) в области политического строя, г) в области культуры" - вот и все, вот и весь базис курса, занимающий 1/20 часть всего курса; ясно, что трактовка всех этих "особенностей" эпохи сводится к общим словам, что это - только отписка. И это убедительно доказывается характеристикой II раздела программы: "II. Выход европейской торговли за океан (эпоха великих географических открытий). Обзор... источников и... литературы. Значение торговли в северных морях. Средиземноморская торговля с Востоком, ее значение для Европы и борьба за преобладание ею [стиль подлинника сохраняю всюду без изменений. В. Д.]. Крушение торговой деятельности на Средиземном море и поиски путей в Индию. Краткий обзор географических открытий. Новые центры мировой торговли". Извиняясь перед читателем за длинную выписку, мы оправдываемся необходимостью дать здесь для образца хоть один раздел программы в его настоящем виде.

Итак, I и II разделы - это все, относящееся к характеристике эпох и, почему так выдвинут "выход европейской торговли за океан" (океаны, надо думать, ибо Индия и: Америка омываются не одним и тем же океаном), почему такое безнадежное констатирование "крушения средиземноморской торговли", где, наконец, фиксация колоссальных сдвигов в экономике и классовых отношениях европейских обществ в результате открытия новых стран. Где проблема внутреннего рынка, создание новых форм промышленности? - Ничего этого нет! Взят только один круг явлений - торговля с новыми странами - и к нему сведено все богатство экономических явлений эпохи. В пособиях к этим разделам фигурируют: Кушнер, Очерки..., гл. III, Кулишер, История эконом. быта..., т. II, разд. IV, и как, вероятно, большие авторитеты - Пискорский (статья в "Книге для чтения по нов. истории", т. I) и

стр. 199

Зеворт "История нового времени", т. 1, гл. 5 (русск. перевод 1883 г.). Очень интересная мозаика!

Далее идут III-Х разделы историй Италии, Пиренейских государств (именуемых "государствами Иберийского полуострова"), Англии, Франции, Германии и почему-то отдельно "Нидерландская революция" (V) и "Борьба за Балтийское море" (X) ("Краткий обзор истории Дании, Швеции, Норвегии и Литвы"). Содержание каждого раздела состоит из перечня крупнейших событий, обязательного упоминания о классах, вроде "классовые интересы и политическое раздробление Италии", "Борьба классов" в Испании, "развитие классовых взаимоотношений" в странах Прибалтики, в некоторых случаях эти формулировки расшифрованы: дворянство, крестьянство и буржуазия - во Франции и Германии, и т. п. Нигде ни слова о формировании новых общественных классов, "экономическое и общественное развитие идет вперед.., каким-то "единым" фронтом, равномерно и гармонично (эпизоды классовой борьбы не нарушают этой гармонии)... Различный темп, различный характер этого общего процесса в различных странах не выяснен" (Н. Редин, статья в "Ист. -маркс.", т. 6, стр. 202), нигде не подчеркнуто своеобразие классовых отношений в отдельных странах. Особенно характерна неустойчивость формулировок политических организаций эпохи, во всей программе лишь дважды упоминается слово "абсолютизм" ("королевский" в Англии, еще какой может быть в эту эпоху?) и глухая фраза "утверждение абсолютизма" во Франции. Оригинальным рефреном в конце каждого раздела повторяются слова "культура XVI-XVIII вв.", каково содержание этих слов, что нужно понимать под "культурой" - тайна автора.

Методически программа составлена неудовлетворительно. Ясно, что, если программа хочет быть не отпиской или схемой, то она должна удовлетворять требованиям: точности и конкретности указания требуемого для проработки (или излагаемого) материала с обязательной фиксацией конкретного содержания основных моментов темы; программа должна быть построена не общими фразами (или штампами, вроде "борьба классов в..."), а так, чтобы студент, имея ее перед глазами, мог и следить за лекционным курсом и, затем, работая сам, точно знать на что ему нужно обратить особое внимание и как подойти к анализу того или иного вопроса. Разбираемая программа этим требованиям не удовлетворяет, она именно не фиксирует внимания студента, не определяет основной установки всей его работы - марксистской, не подчеркивает, не выпячивает именно марксистского подхода, анализа исторического процесса - а это должно быть обязательно в наших ВУЗ'ах. В фразеологии программы Смолина слова "экономические", "классы", "противоречия" совсем не звучат марксистски. В словесное оформление программы Смолина можно будет вложить какое угодно содержание, - на это ясно указывают библиографические рекомендации Смолина, так "культуру" Италии 16 - 18 вв. рекомендуется проходить по Я. Буркгарду ("Культура Италии в эпоху Возрождения"), работа которого по всему духу своему очень и очень далека от марксизма, для истории Англии рекомендуется, среди прочих, тот же Зеворт, изложение которым революции (стр. 350 и след.) блещет историческими фактами в духе блаженной памяти Иловайского: "отличаясь строгими и чистыми нравами, хорошим обхождением и сдержанностью, Карл I любил справедливость и желал блага своему народу. Но, к несчастью, народ желал свободы, а король тяготел только к деспотизму: отсюда ошибки, заблуждение и закончившая все катастрофа" (!!) и многие подобные прелести. И вот, рекомендуя и Энгельса и Маркса, и Кушнера и Тарле, и Буркгардта и Зеворта, автор программы в опубликовываемом печатном тексте ее не нашел нужным дать ни одной оговорки, ни одной аннотации к рекомендуемым им авторам и книгам, действительно, по евангельски: "Могий вместити, да вместит!".

стр. 200

Уже эти немногие замечания дают возможность судить о характере курса проф. Смолина. Общие фразы, вроде "обзор литературы", без признака конкретизации, умалчивают, прячут дискуссии, все расхождения марксистов историков и идеалистов. Так, нигде не отмечен даже мимоходом вопрос о классовой сущности абсолютизма, характере крестьянской войны, как борьбы на два фронта, классовой сущности идеологических движений, как реформация и др., т. наз. "Возрождение", в анализе которого очень удобно можно противопоставить марксистскую точку зрения идеалистической. Ограничив изучаемый период торгового капитализма XVI - XVIII веками, проф. Смолин показал, что у него даже нет и понимания этого периода, этой формации в ее специфичности. Так, он берет почему то "крестьянскую войну в Германии, а аналогичные ей крестьянские движения, вызываемые развитием тех же процессов торгового капитализма, оставляет за бортом, видно только потому, что они не укладываются в принятые им хронологические рамки; по тем (?) же причинам, взяв реформацию в Германии, он исключает реформационное движение в других странах (Англии, Франции и почему то в Швейцарии, анализ которого дает, как известно, для раскрытия буржуазной сущности этого движения много больше, чем в других странах)1 . "Марксистская" фразеология автора программы разоблачается списком пособий: к данным уже ранее замечаниям о нем прибавим следующие - 1) "амальгама" марксистов и Зеворта (почему не просто узаконенный в прошлом Кареев.), доходящая до того, что для проработки истории Франции просто рекомендуется т. I "Кн. для чт. по истор. нов. времени", представляющий, как известно, сбор историков самых различных направлений; 2) ясно обнаруженное незнание ряда основных марксистских работ - так по истории английской революции дается Зеворт, Кудрявцев и статьи Савина, Щепкина, Ященко (в "Книге для чтения..."), а отличная работа Конради (и Бернштейна) отсутствует, по истории нидерландской революции - Тарле и Лозинский вместо Конради, по истории Франции нет Гуго, - по Германии нет Меринга и др., 3) ориентировка в основном на старую литературу, наглядно демонстрирующая, что автор программы и сам нередко не знает новейшей литературы, книги 1883, 1884, 1893 гг. (Форстен!), 1910 г., из новых только Кушнер, даже нет ссылок на Рожкова. Можно себе представить, какое представление получают студенты об эпохе, разработка которой так далеко шагнула за последние 15 - 20 лет (ср., хотя бы, работы Зомбарта, Tuhter'a, Stieda, М. Н. Покровского по анализу классовой сущности абсолютизма, Mantoux, Strieder'a, Ehrenberg'a и мн. др.)2 .

Все эти соображения дают нам основание сформулировать следующие выводы: 1) курс эпохи торгового капитализма, необходимый и ответственный в наших обществоведческих ВУЗ'ах, должен быть поставлен на твердое марксистское основание; 2) попытки сведения этого курса к старым "историям нового времени" должны быть квалифицированы, как попытки реставрации идеалистической концепции исторического процесса; 3) должно развернуть широкую методическую работу историков-марксистов по методологическому и методическому оформлению этого курса, работу, которая должна быть тесно связана с 4) критической работой по раскрытию


1 К путанице, обнаруживаемой пр. Смолиным в характеристике периода, можно прибавить его своеобразное понятие термина "Западная Европа"; так, перечисляя мелкие страны Прибалтики и Пиринейского полуострова, он почему-то игнорирует Польшу, Чехию и другие славянские страны центра и юга Европы.

2 Правда, в "примечании" к программе студентам рекомендуются Розенталь, Лозинский, Кушнер (гл. IV), но попробуйте увязать: 1) эти книги между собой, 2) с книгами Зеворта, Буркгардта и статьями Щепкина и др. Не звучит ли это "примечание" как некое "марксистское" "amen"!, так же как и ссылка на 24 главу "Капитала" рядом с Форстепом и Пискорским.

стр. 201

марксистской фразеологии, борьбой со всякого рода синкретизмами марксизма и идеализма, хотя бы прикрывающимися маской "исторического научного об'ективизма". Что эти попытки реставрации старых концепций имеются в настоящее время, убедительно доказывает программа курса - составленная проф. Смолиным, совершенно неудовлетворительная ни в методологическом, ни в методическом отношении.

Сформулируем основные исходные положения построения курса, как они представляются нам в результате изучения: а) взглядов Маркса и Энгельса на эпоху торгового капитализма, б) взглядов и достижений новейшей историографии, марксистской в первую очередь, и наилучших образцов буржуазной, в) практики работы в высшей школе1 .

В основу курса, руководясь вышеизложенным методологическим указанием Маркса-Ленина, должен быть положен анализ товарного хозяйства-этой "клеточки" буржуазного общества, но не столько в его теоретико- абстрактном виде - это дело курса политической экономии, - сколько в историко-генетическом. Ясно, что из такой постановки центрального пункта всего курса сразу же следует тщательный анализ путей и форм разложения феодально- натуральных отношений, как вступление к курсу. Этот процесс разложения феодализма должен быть изложен диалектически, т. е. с показанием и процесса созидания новых форм хозяйственной жизни. Для руководителя курса уже здесь обязательно не ограничиться общим "социологическим" освещением процесса, а дать его в его конкретности, тщательно изложив его по конкретной истории какой-либо страны, а это в свою очередь требует самостоятельной исследовательской разработки вопроса, ибо буржуазная историческая наука в лучшем случае может дать только материал, требующий еще своего марксистского анализа. Так, автор этой статьи при прочтении этого раздела программы широко использует свои исследования по социально- экономической истории Италии XII- XIV вв. (о них см. "Ученые записки Казан, госуд. универс. им. Ленина" 1924 - 1926 гг.), показывая недостаточность анализа даже лучших представителей буржуазной науки и противопоставляя им широту и глубину марксистского анализа процесса. Такого рода экскурсы в область исследовательской работы мы считаем необходимыми по некоторым темам курса, ведь только в этом случае слушатели будут учиться ориентироваться в материале и методах разработки его.

Итак, разложение феодализма и формирование новых хозяйственных отношений еще и уже в этом процессе - должно составить 1-ый вводный раздел курса.


1 Автор настоящей статьи в течение 8 лет проводил этот курс (и в целом и частично) в различных ВУЗ'ах Казани (ФОН., Вост. пед. инст., Тат. коммун. унив-тет).

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/КУРС-ИСТОРИИ-ТОРГОВОГО-КАПИТАЛИЗМА-В-ВУЗАХ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Vladislav KorolevContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Korolev

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

В. Дитякин, КУРС ИСТОРИИ ТОРГОВОГО КАПИТАЛИЗМА В ВУЗАХ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 14.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/КУРС-ИСТОРИИ-ТОРГОВОГО-КАПИТАЛИЗМА-В-ВУЗАХ (date of access: 18.07.2019).

Found source (search robot):


Publication author(s) - В. Дитякин:

В. Дитякин → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Rating
0 votes

Related Articles
Харизма и ораторское искусство – залог успеха в любом начинании
8 days ago · From Россия Онлайн
Два матерых лжеца предлагают народу поход к ложной, внешней опоре, чтобы под шумок движения к ней чистить его карманы. Оплот же страны — в ней самой. Two seasoned liars offer people a crusade to a false, external support in order to clean out their pockets under the guise of movement to it. But the strength of the country is in itself.
Catalog: Философия 
10 days ago · From Олег Ермаков
27 июня в Москве состоялась международная конференция «Споры в Южно-Китайском море и поиск мирного решения». Конференция была организована совместно Международной ассоциацией юристов-демократов (IADL) и Международным фондом "Дорога Мира" в контексте многих напряженных и сложных событий в регионе Южно-Китайского моря. В конференции приняли участие представители из Ассоциации юристов Вьетнама и Вьетнамской Дипломатической академии.
11 days ago · From Марина Тригубенко
Великая Отечественная война оставила столь сильный и незаживающий след в судьбах людей бывшего СССР, что неуместными выглядят жалкие потуги современных некоторых кинематографистов представить это великое событие мировой истории как лёгкую и беззаботную компьютерную "стрелялку". данная статья представляет собой рецензию на фильм "Т-34".
Метафизика исторического процесса. Metaphysics of the historical process.
Catalog: Философия 
16 days ago · From Олег Ермаков
Центральный Совет МОО Ветеранов Тыла Вооруженных сил Российской Федерации (МТО ВС РФ) сердечно поздравляет полковника ветеринарной службы ЗАНОЗИНА АЛЕКСАНДРА ФЕДОРОВИЧА с Днем Рождения, его 97 - летием! Желает доброго здоровья и прекрасных дней на пороге Столетия! Действующий состав и Ветераны Тыла ВС РФ, в частности Военной ветеринарии, любят, уважают, чтут Заслуги уважаемого Ветерана и самого крайнего участника Великой Отечественной войны в военной ветеринарии - АЛЕКСАНДРА ФЕДОРОВИЧА! Передают нынешнему поколению все его наставления, заветы и пожелания! Заместитель председателя Центрального Совета Ветеранов Тыла ВС РФ, генерал-майор ветеринарной службы запаса Виталий Ветров
Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” обладает столь сильной притягательной силой, стал огромным литературным (и не только литературным) событием XX-го века, привлекает громадное число желающих прокомментировать его, расшифровать, объяснить и разъяснить, но, иной раз, эти попытки “разъяснить Булгакова” очень уж бывают похожи на то, как “разъяснил” сову профессора Преображенского симпатичный пёс Шарик. Одному такому "исследованию" великого романа и посвящена данная статья.
БЛИЖНИЙ ВОСТОК: САМЫЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЙ "КОНФЛИКТ ВЕКА"
27 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
КУРС ИСТОРИИ ТОРГОВОГО КАПИТАЛИЗМА В ВУЗАХ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate $ to Libmonster ($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones