Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
Libmonster ID: RU-14702
Author(s) of the publication: Ю. В. Глухов

Share this article with friends

Вот уже многие десятилетия Ближний Восток является одним из опаснейших очагов напряженности. Силы империализма и международного сионизма прибегают здесь ко все новым авантюрам. Очередным актом агрессии стала пятая ближневосточная война, вспыхнувшая в июне 1982 года. Совершив нападение на Ливан, грубо поправ суверенитет и независимость этой страны, Тель-Авив учинил расправу над ливанцами и палестинскими беженцами, оккупировал значительную часть ливанской территории, прибег к вооруженным провокациям и военному шантажу Сирии. В чем истоки ливанской трагедии? Почему так разнузданно ведет себя израильская военщина, устроив кровавую оргию на ливанской земле? Что подтолкнуло ее на новые злодеяния?

Советские ученые так оценивают причины ближневосточного конфликта: "Внутренние - это противоречия между сионизмом, а позже и Израилем, проводящим экспансионистский курс, с одной стороны, и арабским народом Палестины, арабскими государствами - с другой. Внешние - это политика империалистических государств после второй мировой войны, главным образом Соединенных Штатов Америки, оказывающих прямую поддержку экспансионистскому курсу Израиля и использующих ближневосточный конфликт в интересах борьбы с национально- освободительными силами в этом районе и мировым социализмом" 1 . Чтобы убедиться в справедливости этих слов, достаточно обратиться к ближневосточной истории последних лет, и прежде всего к тому, что связано с Кэмп-Дэвидом.

"Кэмц-Дэвид" - это выражение вошло в политический лексикон как синоним политики соглашательства, попустительства и закулисных сделок. В сентябре 1978 г. в Кэмп-Дэвиде, летней резиденции американских президентов, были подписаны сепаратные договоренности между премьер-министром Израиля М. Бегином и египетским президентом А. Садатом при участии президента США Дж. Картера. Они оформлены в виде двух документов. Это "Рамки для заключения мирного договора между Египтом и Израилем" и "Рамки для мирных переговоров по Ближнему Востоку" 2 . Первый документ содержал условия египетско-израильской сепаратной сделки, второй - фактически предусматривал ее распространение на другие арабские страны, участвующие в ближневосточном конфликте. Стороны обязались в трехмесячный срок заключить между собой мирный договор (этот период затянулся еще на три месяца из-за египетско-израильских разногласий). Тель-Авив согласился вывести свои вооруженные силы с оккупированной египетской территории - Синайского полуострова.

"Рамки для мирных переговоров по Ближнему Востоку" провозглашались "надлежащей основой для мира не только между Египтом и Израилем, а также между Израилем и каждым из его соседей". Особый упор в кэмп-дэвидских договоренностях делался на т. н. плане решения палестинской проблемы. Египет и Израиль, посягая на чужие права, договорились провести переговоры об условиях создания выборного органа самоуправления на Западном берегу р. Иордан и в секторе Газа. К этой сделке планировали подключить Иорданию. Однако "автономия" отнюдь не означала прекращения израильской оккупации. Израиль не собирался отдавать палестинцам все свои полномочия и выводить войска с их земель. В частности, предусматривалось, что израильские войска будут переведены в специально оговоренные районы для обеспечения безопасности.


1 Примаков Е. М. Анатомия ближневосточного конфликта. М. 1978, с. 3

2 Правда, 25.XI.1978.

стр. 91


Договоренности, выработанные в. Кэмп-Дэвиде, легли в основу мирного договора между Израилем и Египтом, который был подписан в Вашингтоне 26 марта 1979 г. на зеленой лужайке Белого дома. В этой церемонии приняли участие все те же лица - Бегин, Садат, Картер. Согласно его ст. 1, предусматривалось прекращение состояния войны между договаривающимися сторонами и отвод Израилем своих вооруженных сил и гражданского персонала с Синайского полуострова. Эвакуация должна была осуществляться поэтапно в течение трех лет и завершиться к апрелю 1982 года. Так, в течение первых девяти месяцев со дня обмена документами о ратификации договора израильтяне обязались вывести свои войска на линию, проходящую восточнее Эль-Ариша до Рас-Мухаммеда. Сразу после завершения этого этапа вступал в действие пункт 3 ст. 3, предусматривающий нормализацию отношений - "полное признание, установление дипломатических, экономических и культурных отношений, прекращение экономических бойкотов и отказ от возведения дискриминационных барьеров на пути свободного передвижения людей и товаров" 3 . В письме на имя Картера Садат подтвердил, что в течение месяца со дня завершения отвода израильских войск на временную линию Египет направит посла в Израиль и примет постоянного израильского посла в Египте.

Однако возвращение Синайского полуострова было обусловлено такими ограничениями, которые ущемляли суверенитет Египта. Практически весь Синай превращался в демилитаризованную зону. Согласно договору, вдоль западного берега полуострова может быть размещена только одна египетская дивизия. Основная часть Синая - это зона ограниченных вооружений (до 4 батальонов египетских пограничных сил) и "зона размещений войск ООН, шириной до 20 километров вдоль международной границы" 4 . Как известно, Организация Объединенных Наций не разрешила использовать свой авторитет для прикрытия сепаратной сделки и аннулировала мандат на размещение своих сил на Синае. Они были заменены т. н. многонациональными силами, созданными США. Эти силы водворились и в Шарм-аш-Шейхе, который фактически был полностью изъят из-под контроля Египта. Египетские ВВС не имеют права использовать аэродромы на Синае.

Что касается израильской военщины, то для нее зона ограниченных вооружений лимитируется лишь 3 км к востоку от границы с Египтом. Там разрешено дислоцировать 4 израильских батальона 5 . За ними могут располагаться любые боевые части Израиля. Таким образом, с израильской стороны не создаются демилитаризованные зоны или зоны размещения "многонациональных сил". Налицо приобретение Тель-Авивом односторонних преимуществ для обеспечения своего военного превосходства. К тому же израильские суда получили свободу прохода по Суэцкому каналу, и США компенсировали Тель-Авиву утрату военно-воздушных баз на Синае, обязавшись построить две новые в пустыне Иегев, а Египет в приложении к протоколу 3 взял на себя обязательство снабжать Израиль нефтью.

Египетско-израильский договор юридически закрепил дезертирство Каира с фронта общеарабской борьбы за ликвидацию последствий израильской агрессии. Ст. 6 договора предусматривает его приоритет над любыми другими договорными обязательствами Египта 6 , и ее капитулянтский смысл Каиру не удалось замаскировать даже т. н. согласованными примечаниями, сделанными к договору. По сути дела, Египет не вправе распоряжаться собственной территорией - Синайским полуостровом. Любые поправки в отношении размещения "зон ограничения вооруженных сил" и "многонациональных сил" могут быть внесены в договор только с "обоюдного согласия сторон" 7 . "Помимо того, Каир и Тель-Авив при участии США посягнули на права палестинцев. Не позднее чем через месяц после обмена документами о ратификации договора Египет и Израиль решили начать переговоры


3 United States Policy Statement Series, 1979. The Egyptian - Israeli Peace Treaty. -The White House Monday, March 26, 1979.

4 Protocol Concerning Israeli Withdrawal and Security Arrangements. Annex I, art 11. - Ibid.

5 Ibid.

6 The Egyptian - Israeli Peace Treaty, art. 6. - Ibid.

7 Agreed Minutes to art. I, IV, V, VI and Annexes I and III of Treaty of Peace. - Ibid.

стр. 92


об условиях образования "органов самоуправления" на Западном берегу р. Иордан и в секторе Газа. Стороны обменялись также серией приложений и протоколов, составляющих неотъемлемую часть договора. Кроме того, США подписали с Израилем два отдельных меморандума о дополнительных гарантиях Тель-Авиву в случае нарушения договора и о поставках нефти.

Подтолкнув Садата к подписанию сепаратного договора с Израилем, США в то же время перекрыли ему путь к отступлению. Вашингтон гарантировал Тель-Авиву выполнение Каиром договорных обязательств. "Соединенные Штаты, - заявил Бегин, - обещали нам, что они не потерпят нарушения мирного договора, и обязались принять меры, если убедятся в факте нарушения". Предусматривалось расширение американского присутствия в этом районе, обеспечение Тель-Авиву необходимых поставок на чрезвычайной основе, ограничение передачи третьей стороне оружия, которое может быть использовано против Израиля, и т. д. Речь шла и об американском "воздушном наблюдении" за районом, и о том, что если к контролю за выполнением договора не удастся привлечь ООН, то "президент (США. - Ю. Г.) будет готов предпринять такие шаги, которые будут необходимы для того, чтобы обеспечить создание и поддержание каких-то приемлемых альтернативных многонациональных сил" 8 .

Американская печать назвала меморандум о дополнительных гарантиях "страховочной сеткой" договора. Чтобы замаскировать предательский и враждебный по отношению к арабам характер заключенной сделки, было приложено немало усилий. В преамбуле подписанного договора отмечалось, что он является "важным шагом в поисках всеобъемлющего мира в этом районе и урегулирования арабо-израильского конфликта во всех его аспектах". Немало слов о мире прозвучало и на торжественной церемонии в Вашингтоне. Картер говорил о наступлении "новой эры", когда "насилие больше не будет царить на Ближнем Востоке". Садат также провозглашал приход "эры любви", а Бегин ратовал за "вечную дружбу между Америкой, Египтом и Израилем" 9 . Но никакой словесный камуфляж не мог скрыть истинного положения дел. Египетско- израильский договор не только не представлял собой этапа на пути к всеобщему урегулированию, а создавал новые препятствия, еще туже затягивал узел ближневосточных противоречий, сеял семена новых конфликтов и потрясений в этом районе.

Как же готовилась кэмп-дэвидская сделка? Когда началось грехопадение Садата? Насколько активной была роль вашингтонской и тель-авивской дипломатии? Известно, что западная пропаганда внесла свою лепту, умело играя на слабых струнах египетского президента - его тщеславии, амбициозности, превознося до небес его государственную мудрость и дальновидность за участие в сепаратном сговоре. Но все больше фактов становится известно и о закулисной стороне дела, о том, как происходила манипуляция действиями Садата.

22 февраля 1977 г. газета "The Washington Post" опубликовала материал о платежах ЦРУ различным деятелям на Ближнем Востоке. "Время, усилия и деньги, которые ЦРУ вложило в создание сети тесных и взаимосвязанных отношений с влиятельными творцами арабской политики, - писала газета, - по-видимому, вполне окупили себя". В качестве одного из основных получателей был назван Камаль Адхам, глава службы безопасности Саудовской Аравии и связной ЦРУ. "Адхам, свояк покойного короля Фейсала, - цитируем далее газету, - стал одним из наиболее важных коммерсантов на Ближнем Востоке, который кладет в свой карман комиссионные за продажу Саудовской Аравии самолетов "Боинг" и "Локхид" через корпорацию, которая находится под контролем его семьи и его приближенных. Адхам - стержневая фигура в арабской политике, влияние и деловые связи которого выходят далеко за пределы его собственной страны. С одной стороны, он близок к королевской династии в Саудовской Аравии, с другой стороны - к президенту Египта Анвару Садату. Близкие друзья Адхама в Саудовской Аравии называют его "другом Америки" и одним из самых ловких политических деятелей на Ближнем Востоке".


8 The Egyptian - Israeli Peace Treaty. - Ibid.

9 Международная жизнь, 1979, N 5, с. 91.

стр. 93


В 60, -е годы Адхам всячески поощрял Садата, обеспечивал ему, бывшему в то время вице- президентом Египта, постоянный частный доход. В сентябре 1970 г., после смерти Г. А. Насера, Садат стал президентом, а спустя восемь месяцев подавил заговор, якобы имевший целью свергнуть его. "В кругах разведки высказывают предположение, что о существовании заговора Садата уведомило ЦРУ. В июле 1972 г. Садат изменил курс ближневосточной политики, неожиданно выслав из Египта советских военных советников, приглашенных еще Насером, и подготовил тем самым почву для дипломатического "медового месяца" в своих отношениях с бывшим государственным секретарем Генри Киссинджером после арабо-израильской войны 1973 года" 10 .

Не кто иной, как Адхам, тайно появился в Каире в первой половине ноября 1970 г. и вел переговоры с Садатом "относительно русского присутствия в Египте, говоря о том, как сильно это волновало американцев" 11 . Если бы была завершена первая фаза вывода израильских войск, поставил условие Садат, он мог бы обещать, что "вышлет русских из Египта". Адхам, утверждает М. Хейкал, спросил, может ли он сообщить это американцам, и Садат ответил утвердительно. Когда летом 1972 г. египетский президент заявил о высылке советских военных специалистов, Адхам находился в Каире. В это время министр обороны Саудовской Аравии принц Султан был в Вашингтоне и ждал сигнала. Итак, еще тогда Садат сделал проамериканский жест и... не получил ничего взамен 12 .

Эта история будет повторяться постоянно: встав на скользкий путь предательства и двурушничества, Садат скатывался по наклонной плоскости односторонних уступок. Вначале велась беззастенчивая торговля отношениями с Советским Союзом, сыгравшими историческую роль в становлении независимого Египта. "Если бы не советская помощь, - отмечал Насер, - империализм подчинил бы себе нашу страну. Все наши цели были бы растоптаны сапогами захватчиков" 13 . Игнорируя опыт прошлого, Садат в 1976 г. пошел на разрыв советско- египетского договора о дружбе и сотрудничестве. Затем на свет появились его мемуары, порочащие многолетние связи СССР и АРЕ. Но и этого оказалось мало. Чтобы вырвать ответные уступки США и Израиля, Садату оставалось сделать последний шаг - порвать отношения с арабским миром. Добиваясь этой цели, Тель-Авив начал активную игру.

Летом 1976 г. состоялся тайный визит тогдашнего премьер-министра Израиля И. Рабина в Марокко. Он привел к ряду встреч между высокопоставленными представителями египетской и израильской разведок. Тогда эти контакты не дали конкретных результатов. В мае 1977 г. к власти в Израиле пришло правительство правого блока "Ликуд" во главе с Бегином. Казалось, что бывшему израильскому террористу, руководителю экстремистской организации "Иргун цвей леуми", и египетскому религиозному националисту будет трудно найти общий язык. Но это только казалось. Бегин предпринимает следующий шаг: Садату были переданы сведения, собранные израильской разведкой, о якобы готовящемся заговоре против него. В них утверждалось, что некие левые элементы, обученные в Ливии, замышляли свергнуть правительство в Каире. Садат начал пограничную войну против Ливии. Бегин заставил кнессет заявить, что Тель-Авив не предпримет ничего против египтян на Синае.

"Благородство" Бегина было оценено Садатом. Путь к новой египетско-израильской встрече в Марокко был открыт. В сентябре 1977 г. там побывал М. Даян, назначенный министром иностранных дел Израиля. Он встретился с Хасаном ат-Тухами, доверенным лицом Садата 14 . Садат решил поехать в оккупированный Израилем Иерусалим. Он рассчитывал нажить крупный политический капитал. Ставка делалась на сенсационность такого шага. Тайно подготовленная поездка преподносилась как "смелый экспромт", "импровизация", "неожиданность", даже для американцев. На деле в сентябре 1977 г. Садат уведомил Картера о своем на-


10 The Washington Post, 22.II.1977.

11 Heikаl M. The Road to Ramadan. Lnd. 1975, p. 120.

12 Ibid., p. 183.

13 Цит. по: Правда, 19.II.1977.

14 Newsweek, 3.X.1977; Time, 3.X.1977; The New York Times Magazine, 21.I.1979.

стр. 94


мерении "попытаться предпринять смелый шаг". "Как только стало ясно, что президент Садат собирается в Иерусалим, - свидетельствовал Картер, - мы немедленно начали использовать наше влияние с тем, чтобы убедить другие страны не осуждать это решение" 15 . Речь шла в первую очередь об Иордании, Сирии, Ливане, Саудовской Аравии. "Историческая миссия", "событие века" - кричали заголовки западных газет, вещали комментаторы радио и телевидения. Каждое сообщение подавалось как сенсация. Что же до существа дела, то в ответ на паломничество Садата в Иерусалим Бегин не пошел на уступки ни по одному пункту. В речи в кнессете он не упомянул ни о правах палестинских арабов, ни об отходе Израиля с оккупированных земель, ни о решении принять участие в женевских мирных переговорах.

Начавшийся с такой помпой 19 ноября 1977 г. визит Садата в Иерусалим закончился фарсом. Последовавшие после поездки египетско-израильские переговоры зашли в тупик. Выступая в Национальном клубе печати США 7 февраля 1978 г., Садат не скрывал своего отчаяния: "Когда мы сделали все, нам было сказано, что не будет возврата к границам 1967 года. Нам было также сказано, что палестинский народ не имеет права на самоопределение, каковое является одним из основных прав людей. Нам было сказано, что израильское правительство подаст скорее в отставку, нежели согласится на компромисс в вопросе о незаконных поселениях, созданных на арабских землях... Нам было сказано, что арабы, как христиане, так и мусульмане, не могут претендовать на Иерусалим. Хуже того, нам было сказано, что Израиль не нуждается в нашем признании". Так Тель-Авив отреагировал на капитулянтские действия египетского президента и сразу же поставил ультимативные условия. "Нельзя требовать, чтобы уступки делались в одностороннем порядке, - сетовал Садат. - Израильская позиция по мере того, как мы продолжали начатое, не только не смягчается, а, напротив, становится более жесткой".

После неудачи в Иерусалиме положение Садата стало весьма неустойчивым. США предприняли экстренную операцию по спасению своей креатуры. На Ближний Восток отправился государственный секретарь США С. Вэнс с личными посланиями Картера, адресованными Бегину и Садату. В них содержалось приглашение в Кэмп-Дэвид. Здесь с 6 по 17 сентября 1978 г. и проходило трехстороннее совещание. Переговоры были трудными. После второго заседания Садата и Бегина пришлось развести, и до конца переговоров, продолжавшихся через посредников, они за одним столом уже не встречались. Вскоре египетский президент вообще фактически стал узником Кэмп-Дэвида в своей резиденции Догвуд-Лодж. Сдавая одну позицию за другой, на десятый день Садат не выдержал, заявил, что уезжает домой, и потребовал вертолет, так как Даян сообщил ему, что израильтяне не подпишут никаких соглашений. Понадобилось личное вмешательство Картера, чтобы предотвратить провал. На одиннадцатый день переговоров Картер направился в резиденцию Садата, где провел всего 15 минут. Этого времени оказалось достаточно, чтобы египетский президент согласился с казавшимися ему ранее неприемлемыми условиями документа, выработанного американцами. Президент США уговорил Садата "не разрушать свою репутацию самого выдающегося борца за мир и тем самым признать бесплодность знаменитого визита в Иерусалим" 16 . Вечером того же дня министр иностранных дел Египта М. И. Камель заявил об уходе в отставку в знак протеста против согласия Садата с навязанными Египту решениями Кэмп-Дэвида. Прошло еще полгода переговоров, пока кэмп-дэвидские договоренности не были, наконец, облечены в форму египетско-израильского мирного договора.

Знакомясь с мемуарами Картера, видишь, какую обструкционистскую позицию занимала израильская делегация по всем принципиальным вопросам ближневосточного урегулирования. Бегин был против каких бы то ни было ссылок на резолюцию 242 Совета Безопасности ООН. "Израиль не может согласиться ни при каких обстоятельствах с документом, который включает фразу "недопустимость приобретения территории путем войн", и я не подпишу его", - заявил он американскому президенту. Такие же возражения выдвигались в отношении ликвидации израиль-


15 La Revue de Defense Nationale, Aout - Septembre 1978.

16 Carter J. Keeping Faith Bantam Books, 1982. - Time, 11.Х.1982, p. 47.

стр. 95


ских поселений на оккупированных территориях, и т. д. Характерно, что под диктовку израильской стороны Картер сформулировал письмо Садату по поводу Восточного Иерусалима. Пойдя на некоторые формальные уступки в Кэмп-Дэвиде, Тель-Авив фактически не изменил своей позиции 17 .

26 марта 1979 г. был подписан египетско-израильский мирный договор, а через несколько дней разразился скандал, обнаруживший, какие опасные последствия таит в себе сепаратная сделка для самого Египта. 30 марта в печати появилось письмо премьер-министра АРЕ М. Халиля государственному секретарю США Вэнсу. Египетский премьер протестовал против т. н. меморандума о согласии, подписанного между США и Израилем параллельно с подписанием египетско-израильского мирного договора. Фактически Вашингтон и Тель-Авив вступали в антиегипетский альянс. "Мы были глубоко разочарованы, обнаружив, что Соединенные Штаты согласились заключить соглашение, которое мы рассматриваем как направленное против Египта, - писал Халиль. - Этот меморандум не только не является полезным, но, наоборот, его содержание и цель неблагоприятно отразятся на процессе восстановления мира и стабильности в этом районе земного шара. Содержание запланированного меморандума основано на обвинениях против Египта и предусматривает принятие определенных мер против него в том гипотетическом случае, если договор будет нарушен, причем право определять факт нарушения в основном предоставляется Израилю... Мы уже свыше месяца участвуем в заключительном процессе составления договора, и тем не менее нас не уведомили о намерении Соединенных Штатов дать согласие на подписание подобного меморандума. Более того, нам было сообщено об этом в порядке осведомления, а не в порядке консультаций с нами. Посол США в Египте Эйлтс уведомил меня об этом в 2 часа дня 25 марта, всего за 24 часа до запланированной церемонии подписания договора. Запланированный меморандум можно рассматривать как соглашение, которое со временем может перерасти в союз между Соединенными Штатами и Израилем, направленный против Египта. Он дает Соединенным Штатам право принимать меры, если называть вещи своими именами, карательные меры. Он позволяет обвинить США в сговоре с Израилем с целью создания таких обстоятельств, которые привели бы к американскому военному присутствию в этом районе, что, безусловно, было бы чревато серьезными последствиями, в особенности для стабильности во всем ближневосточном регионе".

Словно издеваясь над египетским президентом, Бегин, выступая на церемонии подписания договора, процитировал 125-й псалом из Библии: "Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью" 18 . На какие же плоды мог рассчитывать Садат? Встав на путь отступничества, он неизбежно становился заложником Кэмп-Дэеида, пленником Вашингтона и Тель-Авива. В конце концов именно этот путь привел его к гибели. Он был убит но время парада в Каире 6 октября 1981 года.

Эрзац-мир, сработанный по вашингтонскому рецепту, вызвал бурю недовольства и возмущения в арабских странах, включая Египет. Многотысячные демонстрации протеста прошли в Дамаске, Багдаде, Триполи, Алжире, Бейруте, Аммане. День подписания унизительных документов был объявлен "днем траура" на оккупированных Израилем арабских территориях. Там была проведена всеобщая забастовка. 27 марта в Багдаде собрались министры иностранных дел, экономики и финансов арабских стран. Багдадская конференция стала трибуной осуждения сепаратистской политики и разоблачения происков американского империализма и израильских агрессоров. Конференция приняла 23 резолюции, предусматривающие применение политических и экономических санкций против египетского режима после подписания Садатом "мирного договора" с Израилем 19 . Было решено немедленно отозвать послов арабских государств из Египта, рекомендовать странам - членам Лиги арабских стран (ЛАС) разорвать политические и дипломатические отношения с Каиром, приостановить членство Египта в ЛАС. Министры приняли решение временно перенести в Тунис штаб-квартиру ЛАС, ее генеральный секрета-


17 Ibid., pp. 36 - 53.

18 Time, 4.IV.1979.

19 Правда, 2.IV. 1979.

стр. 96


риат и другие учреждения лиги. Конференция осудила политику, проводимую США, и их роль в подписании соглашений Кэмп-Дэвида и египетско-израильского договора. Совет ЛАС на уровне министров иностранных дел, экономики и финансов вынес решение прекратить предоставление любых займов, гарантий, банковских средств, финансовой помощи со стороны арабских правительств или их организаций египетскому правительству и его организациям, запретить предоставление Каиру экономической помощи из арабских фондов, банков и финансовых организаций в рамках ЛАС. Участники конференции условились распространить положения об арабском бойкоте Израиля на компании, организации и отдельных лиц Египта, которые прямо или косвенно ведут дела с Израилем.

Сепаратная сделка была подвергнута критике и в самом Египте. Военный пакт с участием Египта и Израиля, который создают США, говорилось в заявлении Национально-прогрессивной (левой) партии (НПП) Египта, направлен на то, чтобы блокировать Сирию, Ливию, Демократический Йемен, революционное движение в Омане, другие прогрессивные режимы и движения не только на Ближнем Востоке, но также в Африке и Юго-Западной Азии. Для того, чтобы Египет вместе с Израилем встал на защиту стратегических и экономических интересов США, Вашингтон собирается снабдить его американским оружием. Эта сделка, отмечала НПП, заключена в ущерб политическим и экономическим интересам Египта, за счет его полной изоляции в арабском мире. Она способствует достижению целей империализма, который стремится окончательно подорвать арабское национальное единство, помешать социально-экономическому прогрессу арабских народов 20 . "Мы, политические деятели, участвовавшие в осуществлении славной египетской революции 1952 года, - говорилось в обращении бывших членов руководящего революционного совета, - как и все египтяне, стремимся к миру и освобождению земель, находящихся под гнетом израильской оккупации; вместе с тем мы хорошо знаем, что существует большая разница между подлинным миром, основанным на справедливости, обеспечивающим безопасность и национальный суверенитет и возвращающим права их владельцам, и фальшивым миром, ведущим не к возвращению прав, не к установлению стабильности, а к утрате плодов прошлой борьбы и надежд на будущее".

Что касается египетско-израильского соглашения в отношении Синайского полуострова, отмечалось в обращении, то оно является не чем иным, как сепаратным документом со всеми вытекающими из этого негативными последствиями, и прежде всего для самого Египта. По этому соглашению Египет отказывается от своих обязательств по отношению к арабским народам, несмотря на то, что постоянная конституция АРЕ характеризует его как "неотъемлемую часть арабской нации". Выход Египта из конфронтации с Израилем серьезнейшим образом ослабляет единый арабский фронт, приводит к уменьшению его собственного могущества, создает угрозу того, что он станет жертвой американо-израильского заговора. Будущее Египта невозможно себе представить в отрыве от арабского мира, в котором происходит процесс взаимодополнения и взаимообогащения арабских народов, связанных единством земли и общностью судеб. Изоляция Египта от остальной части арабского мира - давняя мечта всех колонизаторов и империалистов - осуществляется сейчас путем навязывания ему военного, экономического и политического господства со стороны сионизма и вовлечения всего Ближнего Востока в орбиту американского империалистического влияния.

Подписание под эгидой США египетско-израильского договора не является шагом в направлении установления прочного и справедливого мира на Ближнем Востоке, заявил Генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии Израиля М. Вильнер. Наоборот, это шаг против мира. Договор противоречит интересам как арабских народов, так и израильского народа. Оккупация и мир несовместимы, отмечал М. Вильнер. Шумиха, раздуваемая вокруг договора, - обман народов. Их стремление к миру пытаются цинично использовать для осуществления авантюристических планов американского империализма 21 . Какой мир может строиться на


20 Там же, 29.III.1979.

21 Там же, 31.III.1979.

стр. 97


подхлестывании гонки вооружений в масштабах, беспрецедентных даже для Ближнего Востока?

К сожалению, арабский фронт не был единым в осуждении Кэмп-Дэвида. Судан, Сомали и Оман не приняли участия в бойкоте, не порвали дипломатических отношений с Каиром и продолжали поддерживать с ним тесные контакты. Но в целом позиция арабских государств, нашедшая решительную поддержку у стран социализма, сорвала планы США и Израиля вовлечь в орбиту Кэмц-Дэвида новых участников.

Почему же кэмп-дэвидский "мир" оказался фикцией? Чтобы яснее понять это, нужно обратиться к существу ближневосточного конфликта, его основным проблемам. Как известно, 29 ноября 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о ликвидации английского мандата на Палестину и о создании на ее территории двух независимых государств - арабского и еврейского. Арабскому государству с населением 700 тыс. арабов и 10 тыс. евреев предоставлялась территория в 11,1 тыс. кв. км; Израильскому государству с населением 498 тыс. евреев и 497 тыс. арабов отводилась территория в 14,1 тыс. кв. км; Иерусалим с окрестностями с населением 105 тыс. арабов и 100 тыс. евреев выделялся в самостоятельную единицу с международным статусом 22 .

14 мая 1948 г. было провозглашено государство Израиль. Одновременно по вине сионистов, империалистических кругов Запада и реакционных сил в арабских странах вспыхнула первая арабо-израильская война (1948 - 1949 гг.). Арабский народ Палестины так и не смог создать своего государства. Часть его территории (свыше 6 тыс. кв. км) аннексировал Израиль, другая часть (сектор Газа, Западный берег р. Иордан, Восточный Иерусалим) перешла под контроль Египта и Иордании. Еще в 1948 г. вооруженные силы Израиля изгнали с захваченных земель почти 1 млн. палестинских арабов. Так возник вопрос о беженцах как часть палестинской проблемы. В октябре 1956 г. произошло дальнейшее обострение ближневосточной ситуации. В ходе тройственной англо-франко-израильской агрессии против Египта Израиль оккупировал сектор Газа и Синайский полуостров. Однако под давлением мировой общественности, прежде всего Советского Союза и других социалистических стран, был вынужден отступить.

В июне 1967 г. окрепшая израильская военщина решается на самостоятельную авантюру. Нанеся неожиданный удар по трем арабским странам (Египет, Сирия, Иордания), Тель-Авив вновь оккупирует сектор Газа и Синайский полуостров, Западный берег р. Иордан и восточную часть Иерусалима, захватывает принадлежащие Сирии Голанские высоты. Площадь оккупированных территорий составила более 60 тыс. кв. км, т. е. в 4 раза превысила первоначально установленные размеры Израиля. В октябре 1973 г. вспыхнула четвертая арабо-израильская война. Тель-Авиву удалось удержать захваченное, но ценой значительных потерь в людях и технике. Миф о неизменном военном превосходстве над арабами был поколеблен.

Итак, к моменту заключения кэмп-дэвидской сделки урегулирование ближневосточного конфликта диктовало необходимость решения трех основных проблем. Во-первых, территориальной, т. е. освобождения всех арабских земель, оккупированных в 1967 году. Во- вторых, палестинской, т. е. осуществления законных прав палестинцев на возвращение на родину, самоопределение и создание собственного государства. В-третьих, обеспечения безопасности всех государств, включая Израиль, в регионе, который до сих пор является местом перманентных конфликтов.

Принципы справедливого ближневосточного урегулирования общеизвестны. Выработана и правовая основа для решения ближневосточных проблем. Резолюции 242 и 338 Совета Безопасности ООН предусматривают, в частности, вывод израильских войск со всех оккупированных в 1967 г. арабских территорий, прекращение состояния войны и уважение суверенитета, территориальной целостности и политической независимости каждого государства в этом районе и их право жить в безопасных и признанных границах. Основополагающие принципы урегули-


22 Юго-Западная Азия. М. 1979, с. 355.

стр. 98


рования были подтверждены и в совместном советско-американском заявлении по Ближнему Востоку от 1 октября 1977 года 23 . Генеральная Ассамблея ООН в своих решениях не раз отмечала неоспоримое право арабского народа Палестины на самоопределение, национальную независимость и суверенитет, а Организация освобождения Палестины (ООП) получила признание как единственный законный представитель палестинского народа.

Сепаратная кэмп-дэвидская сделка подрывала основы ближневосточного урегулирования. Подлинный мир несовместим с территориальными захватами, а египетско-израильский сговор, ограничиваясь передачей Египту Синая, фактически санкционировал оккупацию других арабских земель. США и Израиль делали все, чтобы растоптать права палестинцев. Мир и военные приготовления - взаимоисключающие вещи, а кэмп-дэвидские соглашения были пронизаны милитаристским духом. Анализируя последствия кэмп-дэвидской сделки и изменения в ближневосточной политике Вашингтона, советские ученые пришли к четкому заключению, что частичный отвод израильских войск с Синая отнюдь не был "этапом всеобщего урегулирования", в чем пытаются убедить участники сделки. В Кэмп-Дэвиде "американо-израильско-египетский сговор оформлялся за счет коренных интересов арабского народа Палестины. От признания необходимости "отечества" для палестинцев администрация Картера сползла к прямому отрицанию неотъемлемого права палестинцев на самоопределение и создание собственного государства, взяв одновременно курс на игнорирование единственного законного представителя палестинского народа - ООП... Международные гарантии, которые должны были обеспечить надежность ближневосточного урегулирования и безопасность конфликтующих сторон, подменялись односторонними обязательствами США в отношении участников сепаратного сговора, предусматривающими увеличение поставок им американского оружия и наращивание прямого "военного присутствия" США на Ближнем Востоке, что само по себе создавало дополнительную угрозу миру и стабильности в этом регионе. Это означало фактически замену политического урегулирования ближневосточного конфликта созданием нового военно- политического альянса, с помощью которого США стремились укрепить свои позиции на Ближнем Востоке" 24 .

Выполняя кэмп-дэвидские договоренности, в феврале 1980 г. Тель-Авив и Каир обменялись послами. Между ними произошла "полная нормализация" отношений. Были открыты границы. Египет даже обязался снабжать Израиль нефтью и водой. Участился обмен визитами государственных деятелей двух стран. 25 апреля 1982 г. Израиль вернул Египту последнюю часть оккупированного им Синайского полуострова. Но "нормализация" египетско-израильских отношений находилась в резком контрасте с обстановкой на Ближнем Востоке. Одной из основных задач тель-авивских лидеров было внесение раскола в арабский мир с тем, чтобы расправляться с арабскими странами поодиночке. В отношении Египта, крупнейшей арабской страны, эта задача была достигнута. Кэмп-дэвидская сделка поощрила Израиль на новые акты экспансии и агрессии. Первой жертвой сговора в Кэмп-Дэвиде явился Ливан.

Уже паломничество Садата в Иерусалим развязало руки израильской военщине. Она почувствовала, что ее египетский тыл в безопасности, и бросилась в новую авантюру. В ночь на 15 марта 1978 г. танковые и мотопехотные соединения Израиля вторглись на территорию Ливана на всем протяжении ливано-израильской границы 25 . Вторжение осуществлялось по четырем направлениям. На Аль-Байяду и Рашидию наступление вела 1-я пехотная бригада, в направлении Бинт-Джубайль, Айната-Кафра - 132-я танковая дивизия Израиля. Вдоль р. Литани наступала 136- я танковая дивизия. Она же вела - наступление к г. Марджаюн и далее в район Аркуба. Морской десант был высажен в районе Тира. Одновременно бомбардировке подверглись южноливанские города и населенные пункты,


23 Правда, 2.Х. 1977.

24 Медведко Л. И, К востоку и западу от Суэца (закат колониализма и маневры неоколониализма на Арабском Востоке). М. 1980, с. 283.

25 Азия и Африка сегодня, 1978, N 8, с. 4 - 6.

стр. 99


включая столицу Бейрут. Бомбежки, обстрелы велись и ночью. Израильские самолеты, сбрасывая осветительные бомбы, корректировали огонь артиллерии. Израильская интервенция сразу же приняла масштабы тотальной войны против независимого суверенного арабского государства. В Ливан было брошено свыше 35 тыс. израильских солдат, или 1 / 4 израильской армии. Оккупации подверглась 1 / 5 территории Ливана вплоть до р. Литани.

Почему же именно Ливан стал мишенью израильских происков? Ведь эта небольшая арабская страна не участвовала ни в "шестидневной войне" 1967 г., ни в октябрьской войне 1973 года. Нанося удары по Ливану, Тель-Авив преследовал несколько целей. Ливан дал приют 300 - 400 тыс. палестинских беженцев. Здесь располагались центры Палестинского движения сопротивления (ПДС), его базы, вооруженные отряды, штаб-квартира ООП. Обескровить и обезглавить ПДС, лишить палестинцев их руководящего органа - такова была цель провокационных действий Тель-Авива против Ливана. Еще в декабре 1968 г. израильтяне предприняли разбойничье нападение на международный бейрутский аэропорт. Высадившаяся десантная группа сожгла на взлетной полосе больше десятка самолетов. С 1972 г. под предлогом "борьбы с палестинскими террористами" Тель-Авив начал совершать систематические военные операции против Ливана. Израильские войска, применяя танки, артиллерию, авиацию, вторгались в южные районы страны, уничтожая лагеря палестинских беженцев и ливанские населенные пункты. Крупная диверсия была осуществлена в Бейруте в 1973 г., когда израильские "коммандос" высадились на побережье, проникли в город и совершили ряд террористических актов, в результате которых погибли несколько видных палестинских деятелей и члены их семей. В июне 1976 г. Израиль прибег к блокаде портов Тир и Саида.

Тель-Авив использовал в своих интересах гражданскую войну 1975 - 1976 гг. в Ливане. Стремясь затянуть междоусобицу и помогая правохристианским силам, израильские лидеры хотели задушить палестинцев руками ливанцев. Ввод в Ливан межарабских сил по поддержанию мира, главный костяк которых составили сирийские войска, сорвал эти планы, положив конец ливанскому кризису. Таким образом, израильское вторжение 1978 г. в Ливан было и открытой угрозой в адрес Сирии, попыткой заставить ее отказаться от поддержки палестинцев, подтолкнуть Дамаск на кэмп-дэвидский путь. Наконец, расчет делался на установление в Бейруте режима, угодного Израилю и США.

Интервенция 1978 г. захлебнулась. 19 марта Совет Безопасности ООН принял резолюцию, призвавшую Израиль срочно прекратить военные действия против Ливана и незамедлительно вывести свои войска со всей территории этой страны. Он выразил глубокую обеспокоенность в связи с ухудшением положения на Ближнем Востоке и его последствиями для поддержания международного мира и указал, что это мешает достижению справедливого мира в данном районе. Совет Безопасности призвал к уважению территориальной целостности, суверенитета и независимости Ливана. Резолюция предусматривала также немедленное создание сил ООН по поддержанию мира в Ливане. К середине июня 1978 г. Израиль был вынужден отступить с большей части оккупированной ливанской территории, сохранив под контролем анклав на юге страны, где израильская марионетка ливанский майор Хаддад провозгласил создание "государства свободный Ливан".

Не добившись в те месяцы поставленных целей, израильская военщина не отказалась от своих планов. Она убедилась, что ей нечего опасаться реакции Египта; что он крепко сидит на поводке кэмп-дэвидских соглашений; что США обеспечат ей необходимое политическое и военное прикрытие. Воинственные настроения подогревались давними территориальными притязаниями Израиля на ливанскую территорию. В ливанской "Белой книге" о преступлениях израильской военщины говорится: "Сионисты нуждаются и в водных ресурсах, и в земле Южного Ливана. И это они не пытаются скрыть перед мировым общественным мнением. А посему они открыто провозгласили свои намерения в отношении Ливана. Поскольку Израиль часто сталкивается с невозможностью претворения в жизнь планов развития, в частности в пустыне Негев, из-за нехватки гидроресурсов, он ищет их по соседству, в первую очередь в Палестине. Примечателен один документ, представ-

стр. 100


ленный сионистским движением на Версальской мирной конференции, в котором содержалось требование включения реки Литани во внутренние границы национального еврейского образования. На первом сионистском конгрессе, состоявшемся в Базеле в 1897 году, руководители движения дали понять, что они не против того, чтобы прибрать к рукам Палестину и соседние арабские земли с тем, чтобы расселить там 2 млн. евреев. В то же время сионисты стремились получить согласие на аннексию юга Ливана" 26 .

В своем дневнике первый премьер-министр Израиля Д. Бен-Гурион записал: "Ахиллесова пята арабской коалиции - Ливан. Мусульманское превосходство в этой стране является искусственным и может быть легко ликвидировано. Христианское государство должно быть установлено там с южной границей по реке Литани. Мы бы подписали договор о союзе с таким государством". Этот план Бен-Гуриона сопровождался не менее зловещими замыслами разбомбить Амман, Порт-Саид, Александрию и Каир 27 .

6 июня 1982 г. крупные соединения танков и бронемашин израильской армии пересекли ливанскую границу. Они двинулись по трем направлениям: на западе - на г. Тир, на востоке - на район Шебаа и на юго-востоке - на г. Набатия. Наступление сухопутных войск было поддержано самолетами, вертолетами и военно-морскими силами. Израильское вторжение приняло масштабы новой, пятой по счету, арабо-израильской войны. В Ливане была сосредоточена 100-тысячная армия оккупантов. По отдельным данным, туда было брошено 1300 танков, 1300 бронетранспортеров, 13 тыс. автомашин 28 . Тель-Авив оккупировал более трети Ливана и начал многодневную осаду ливанской столицы. Одновременно серия ударов была обрушена на сирийские части, находившиеся в Ливане в составе межарабских сил по поддержанию мира.

Война, развязанная израильскими агрессорами в Ливане, стала самой безжалостной и кровопролитной за всю историю арабо-израильских войн. Десятки тысяч убитых и раненых, сотни тысяч людей, лишенных крова, разрушенные города и села, разгромленные лагеря палестинских беженцев - таковы результаты бесчинств израильской солдатни на ливанской земле. Никогда еще человеконенавистнический, расистский характер международного сионизма, вскормленного американским империализмом, не представал в таком хищном, зверином обличье. Не случайно трагедия Ливана возродила в памяти человечества самые мрачные картины прошлого, преступления нацистской Германии. Мир был потрясен, когда увидел, сколь непомерны амбиции израильских лидеров, готовых вымостить трупами людей дорогу к осуществлению бредовых идей создания "великого Израиля", и как далеко простирается поддержка Вашингтоном агрессивных планов Тель-Авива. Агрессор прибег к планомерному, расчетливому истреблению палестинского и ливанского народов, мирных жителей - мужчин и женщин, детей и стариков.

В свете трагических ливанских событий еще более отчетливо проявилась та роль, которую играет американо-израильский альянс в деле подавления свободы и независимости арабских народов. Новая агрессия Израиля была, несомненно, предпринята с согласия и при поддержке Вашингтона, который до зубов вооружил агрессора и подталкивал его на проведение преступных акций. Израиль занимает первое место среди стран, получающих военную помощь США. За последние 30 лет Вашингтон предоставил Израилю оружие и военную технику на сумму в 20 млрд. долларов. Из 567 военных самолетов, которыми располагали израильские ВВС до ливанской войны, 457 были американскими, оплаченными из американской безвозмездной помощи и американских кредитов. Еще 80 самолетов - израильские истребители "Кфир" - работают на двигателях, сконструированных американской компанией "Дженерал электрик" 29 .

Незадолго до вторжения в Ливан перед Израилем вновь были широко открыты двери арсеналов Пентагона. Были одобрены поставки еще 75 американских истре-


26 La Rude Epreuve du Liban-Sud. Beyrouth. 1981.

27 The Middle East International, 18.VI.1982.

28 The Associated Press, 23.VI.1982.

29 Правда, 10.IX.1982; The Washington Post, 12.IX.1982.

стр. 101


бителей-бомбардировщиков "Ф-16", тех самых, которые уничтожали все живое на ливанской земле. На 300 млн. долл. были увеличены военные кредиты Тель-Авиву. Очевидно, министр обороны Израиля М. Шарон, побывавший в мае 1982 г. в Вашингтоне с визитом, согласовал план военных действий со своими коллегами из Пентагона. Как известно, еще в 1981 г. был подписан американо-израильский меморандум о "стратегическом сотрудничестве". Он предусматривает координацию милитаристских акций Тель-Авива и Вашингтона. Стороны обязались оказывать друг другу помощь для обеспечения своих акций на Ближнем Востоке, осуществлять совместные военно-морские и военно-воздушные учения. Пентагон закрепил за собой право пользоваться израильской территорией как плацдармом, ремонтной базой и местом складирования оружия. Меморандум предусматривал и создание координационного совета министров обороны двух стран.

Более того, президент США Р. Рейган сделал поощрительный знак премьер-министру Израиля Бегину, написав ему накануне агрессии: "Как вы знаете, безопасность Израиля по-прежнему является моей первейшей заботой". Но ведь безопасности этого государства никто не угрожает. Наоборот, именно Израиль угрожал и угрожает территориальной целостности, независимости и суверенитету арабских государств. Экспансионистские устремления Тель-Авива после Кэмп- Дэвида, его притязания на чужие земли стали еще более наглыми, а действия - более вызывающими. 30 июля 1980 г. кнессет одобрил закон, провозглашающий'Иерусалим "единой и неделимой" столицей Израиля. В июне 1981 г. израильские самолеты нанесли удар по предместьям Багдада. Мишенью стал ядерный реактор, строящийся при техническом содействии Франции. Подверглась нападению еще одна арабская страна, причем не имеющая непосредственной границы с Израилем. В декабре того же года Тель-Авив объявил о распространении своей юрисдикции на Голанские высоты, пытаясь узаконить аннексию этой части сирийской территории 30 .

Интервенция в Ливане стала очередной ступенью в серии авантюр. Израиль рассчитывал на легкую победу. Но его планы быстро принудить к капитуляции палестинцев и навязать Ливану "новый порядок" не оправдались. Агрессоры столкнулись с упорным сопротивлением палестинцев, чье мужество вызвало восхищение мировой общественности. "Бойцы ООП, которых мы называли сбродом, показали в ходе этой войны упорство и ум, которые не следует недооценивать, - такие признания публиковала на своих страницах израильская газета "Yediot Ahronoth" 18 июня 1982 г. - Израильские солдаты, много лет презиравшие федаинов, осознали.эту горькую истину на собственном печальном опыте. Юные бойцы ООП, встав во весь рост с гранатометами в руках, шли на танки, демонстрируя немалую отвагу".

Тель-Авив понес серьезные потери. Даже по официальным данным, за первый месяц войны число убитых и раненых израильтян достигло почти 2 тыс. человек. Пропорционально населению Израиля это то же, что 100-тысячные потери для США. Агрессия легла тяжелым бременем на экономику страны. Более двух месяцев продолжалась осада Западного Бейрута. Но израильекие интервенты не смогли взять город силой оружия. Руководствуясь гуманными соображениями и стремясь избежать новых жертв среди мирного населения, палестинские вооруженные формирования согласились покинуть ливанскую столицу. Для осуществления этой операции в Бейрут прибыли американские, французские и итальянские подразделения. США дали гарантии, что после ухода палестинских отрядов оставшееся там мирное палестинское население не будет подвергаться репрессиям и насилиям, а израильские солдаты не вторгнутся в беззащитный город.

Выступая 1 сентября по телевидению; Рейган не жалел красок, описывая американские заслуги в ливанских делах: "Сегодня день, которым все мы должны гордиться. Он знаменует собой окончание успешной эвакуации ООП из Бейрута столицы Ливана. Этот мирный шаг не был бы предпринят без добрых услуг со стороны Соединенных Штатов, и особенно той подлинно героической работы, кото-


30 Agence France Presse, 14.XII.1981.

стр. 102


рую проделал великий американский дипломат Филип Хабиб" 31 . Но американские гарантии обеспечения безопасности палестинцев оказались пустыми обещаниями. Уже 16 сентября израильская военщина захватила Западный Бейрут. Предлогом для вторжения послужило убийство Башира Жмайеля, одного из лидеров правохристианской партии Катаиб, который был избран 23 августа президентом Ливана. Израильские войска были введены якобы для поддержания порядка и обеспечения безопасности в городе. 17 - 18 сентября кровавая бойня была учинена в палестинских лагерях Сабра и Шатила 32 . Сотни человек были расстреляны на поле стадиона, превращенного в концентрационный лагерь. Затем бандиты начали прочесывать улицы Сабры и Шатилы, зверски расправляясь с оставшимися в домах женщинами, детьми, стариками. Автору этих строк довелось беседовать с палестинскими беженцами вскоре после этих событий, и они утверждали, что в ней принимали участие израильские солдаты.

Как известно, в Тель-Авиве хотели приписать совершенное преступление фалангистам, но это не удалось. Бегин и Шарон заявили о своей "неинформированности" по поводу происходившего, однако были изобличены фактами. Командующий израильскими войсками в Бейруте А. Ярон признал, что об убийстве палестинских беженцев ему стало известно 16 сентября, и он сообщил об этом на другой день командующему израильской армией в Ливане А. Дрори, а тот - начальнику генерального штаба Р. Эйтану. Соответствующая информация была передана и по другим каналам. Подполковник израильской военной разведки М. Шеврони дал показания, что рано утром 17 сентября его разбудили, доставив сведения о жертвах в бейрутских лагерях, и он тут же передал их помощнику Шарона. Выяснилось, что вторжение в Сабру и Шатилу и даже его возможные последствия были предметом разговора на заседании кабинета министров Израиля. Более того, по словам английской газеты "Daily Telegraph", Шарон обсуждал этот вопрос и с представителем американского президента на Ближнем Востоке М. Дрейпером (в результате скандальных разоблачений Шарону пришлось уйти в отставку с поста министра обороны).

Итак, США знали о предстоящих событиях, хотя незадолго до того дали письменные гарантии обеспечения безопасност" палестинских беженцев после ухода из Бейрута отрядов ООП. "Соединенные Штаты должны разделить бремя ответственности за то, что они не помешали массовой расправе"; приведя эти слова представителей ООП, журнал "Time" цитирует высказывание официального американского лица: "Говоря откровенно, у них есть основание для таких утверждений" 33 .

Чудовищное преступление, совершенное в ливанской столице, - плод попустительства США. Они не только вложили оружие в руки убийц. Используя право вето в Совете Безопасности ООН, Вашингтон уже в ходе ливанской авантюры неоднократно срывал принятие эффективных мер для ее пресечения, создавая у Тель-Авива ощущение полной безнаказанности, подталкивая его к новым и новым преступлениям. Этому же служат т. н. новые инициативы вашингтонской администрации, находящиеся в русле сепаратной кэмп-дэвидской дипломатии. В выступлении 1 сентября 1982 г. Рейган развил дальше идею "автономии" для палестинцев на Западном берегу р. Иордан и в секторе Газа. Если еще недавно шла речь о возможности трансформации "автономии" в какую-то форму самоопределения для палестинцев путем проведения референдума, то теперь это исключается, утверждает президент. "Автономия" видится как конечная цель. Таким образом, палестинцам отказывают в главном - в национальном самоопределении. В заявлении президента прямо говорится: "Соединенные Штаты не будут поддерживать создание независимого палестинского государства" 34 . К реализации идеи "автономии" США хотели бы привлечь Иорданию, проводя курс на дальнейший раскол арабских стран. Израиль делает ставку также на то, чтобы навязать сепаратный "мирный"


31 Цит. по: Правда, 23.IX.1982.

32 Там же, 17.IX.1982.

33 Там же, 3.XII.1982; Daily Telegraph, 26.Х.1982; Time, 4-Х.1982.

34 Правда, 6.IX.1982.

стр. 103


договор Ливану, продолжает прямой военный шантаж в отношении Сирии. В этой связи большое значение имеет единство действий арабских стран, которые в разгар ливанских событий не сумели принять эффективных мер по оказанию помощи жертвам агрессии - ливанцам и палестинцам.

9 сентября 1982 г. в марокканском городе Фесе завершилось XII совещание глав государств и правительств арабских стран. Б нем участвовали делегации 19 арабских государств и ООП (отсутствовали представители Ливии, а также Египта, членство которого в ЛАС приостановлено). В принятой декларации участники совещания "воздали должное сопротивлению сил палестинской революции, ливанского и палестинского народов, сирийских арабских вооруженных сил и подтвердили поддержку палестинского народа в его борьбе за восстановление своих неотъемлемых национальных прав". В декларации говорится, что "совещание на высшем уровне, убежденное в способности арабской нации достигнуть своих законных целей и положить конец агрессии, исходя из основополагающих принципов, определенных арабскими совещаниями на высшем уровне, и учитывая стремление арабских стран продолжать всеми средствами деятельность, направленную на установление справедливого мира на Ближнем Востоке", утвердило восемь основополагающих принципов, в соответствии с которыми Израиль должен уйти со всех арабских территорий, оккупированных в 1967 г., в том числе из арабской части Иерусалима, должны быть ликвидированы поселения, созданные Израилем на арабских территориях после 1967 г., подтверждены права палестинского народа на самоопределение и осуществление его бесспорных и неотъемлемых национальных прав под руководством ООП как его единственного и законного представителя. Западный берег р. Иордан и сектор Газа должны быть переданы под контроль ООН на переходный период, не превышающий нескольких месяцев. Должно быть создано независимое палестинское государство со столицей в арабской части Иерусалима. Совет Безопасности должен гарантировать мир между всеми государствами региона, включая независимое палестинское государство. Он должен также гарантировать соблюдение этих принципов 35 .

2 декабря 1982 г. в соответствии с решениями совещания в Фесе в Москву тшбыла арабская делегация "Комитета семи" во главе с королем Иордании Хусейном Бен Талалом. В ее составе были заместитель Председателя Совета Министров, министр иностранных дел Сирии А. Х. Хаддам, министр иностранных дел Саудовской Аравии С. аль-Фейсал, государственный министр по иностранным делам Марокко М. Бусетта, министр иностранных дел Иордании М. аль-Касем, министр иностранных дел Туниса Б. К. эс-Себси, министр иностранных дел Алжира А. Т. Ибрагими, член Исполкома ООП М. Аббас и генеральный секретарь ЛАС Ш. Клиби. На встрече с этой делегацией Генеральный секретарь ЦК КПСС Ю. В. Андропов подтвердил неизменность принципиального курса, которого придерживается в ближневосточных делах Советский Союз. Он всегда стоял и будет стоять на стороне правого дела арабских народов, их борьбы против израильской агрессии, за свободу и независимость, за справедливый мир на Ближнем Востоке. Было с удовлетворением отмечено, что подход Советского Союза к проблеме всеобъемлющего мирного урегулирования на Ближнем Востоке, изложенный в речи Л. И. Брежнева 15 сентября 1982 г., и одобренные общеарабским совещанием в Фесе принципы такого урегулирования фактически совпадают. Тем самым создается реальная возможность широких скоординированных действий с целью способствовать достижению подлинного мира в этом районе 36 .

Советские предложения, разработанные в соответствии с установками XXVI съезда КПСС, предусматривают, что справедливый и прочный мир на Ближнем Востоке может и должен основываться на принципах, соответствующих как общим нормам международного права, так и конкретным решениям Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН, относящимся к данной проблеме. Во-первых, должен быть строго соблюден принцип недопустимости захвата чужих земель путем агрессии. А это значит, что арабам должны быть возвращены все оккупированные


35 Там же, 11.IX. 1982.

36 Там же, 4.XII.1982.

стр. 104


Израилем с 1967 г. территории - Голанские высоты, Западный берег р. Иордан и сектор Газа, ливанские земли. Границы между Израилем и его арабскими соседями должны быть объявлены нерушимыми. Во-вторых, должно быть на практике обеспечено неотъемлемое право арабского народа Палестины на самоопределение, на создание собственного независимого государства на палестинских землях, которые будут освобождены от израильской оккупации, - на Западном берегу р. Иордан и в секторе Газа. Палестинским беженцам должна быть предоставлена предусмотренная решениями ООН возможность возвратиться к своим очагам или получить соответствующую компенсацию за оставленное ими имущество. В-третьих, должна, быть возвращена арабам и стать неотъемлемой частью палестинского государства оккупированная Израилем в 1967 г. восточная часть Иерусалима, где расположена одна из главных мусульманских святынь - мечеть Аль-Акса. Во всем Иерусалиме должна быть обеспечена свобода доступа верующих к почитаемым местам трех религий - мусульманской, христианской, иудейской. В- четвертых, должно быть обеспечено право всех государств района на безопасное и независимое существование и развитие, разумеется, при соблюдении полной взаимности, ибо нельзя обеспечить безопасность одних, попирая безопасность других. В-пятых, должно быть прекращено состояние войны и установлен мир между арабскими государствами и Израилем. А это означает, что все стороны в конфликте, в том числе Израиль и палестинское государство, должны взять на себя обязательства взаимно уважать суверенитет, независимость и территориальную целостность друг друга, решать возникающие споры мирными средствами, путем переговоров. В-шестых, должны быть выработаны и приняты международные гарантии урегулирования, а роль гаранта могли бы взять на себя постоянные члены Совета Безопасности ООН или же Совет Безопасности в целом.

Такое всеобъемлющее, действительно справедливое и прочное урегулирование может быть выработано и претворено в жизнь только путем коллективных усилий с участием всех заинтересованных сторон, в числе которых непременно должна быть ООП - единственный законный представитель арабского народа Палестины. Именно такой путь урегулирования имеет в виду советское предложение о созыве международной конференции по Ближнему Востоку, получившее широкую международную поддержку 37 . 11 - 13 января 1983 г. в СССР побывала с официальным деловым визитом делегация ООП во главе с Председателем Исполкома ООП Я. Арафатом. Как отмечалось в совместном советско-палестинском коммюнике, опубликованном по окончании переговоров с советскими руководителями, стороны "будут решительно противодействовать попыткам подменить всеобъемлющее справедливое урегулирование сепаратными сделками кэмп-дэвидского типа к выгоде агрессора и на его условиях" 38 .

Если Кэмп-Дэвид, словно распахнутый мифический ящик Пандоры, стал источником новых бед и потрясений, новых осложнений в регионе, то реалршция советских предложений навсегда ликвидировала бы ближневосточный очаг напряженности, положила бы конец повторению трагедий, подобных трагедии ливанского и палестинского народов.


37 Там же, 16.IX.1982.

38 Там же, 14.I.1983.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/КЭМП-ДЭВИД-ЯЩИК-ПАНДОРЫ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Россия ОнлайнContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Ю. В. Глухов, КЭМП-ДЭВИД: ЯЩИК ПАНДОРЫ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 19.04.2018. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/КЭМП-ДЭВИД-ЯЩИК-ПАНДОРЫ (date of access: 24.01.2021).

Publication author(s) - Ю. В. Глухов:

Ю. В. Глухов → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Rating
1 votes
Related Articles
Первоначально Вселенная представляла собой Нейтронный Объект, однородной нейтронной структуры. Этот Нейтронный Объект имел высокую, угловую скорость вращения. Масса Нейтронного Объекта порядка 〖10〗^53 Kg, в современной метрике. Физические значения определяющие его внутреннюю структуру, изменялись при изменении потенциала взаимодействия структур энергии нейтронов.
Catalog: Физика 
3 hours ago · From Владимир Груздов
Содержание видеофильма ОАО ТРК «Звезда» Вооруженных сил Российской Федерации о Фиделе Кастро от 17.08.2017г - насквозь классово враждебное, клеветническое, как для уважаемого нами Героя Кубинской революции и Героя Советского Союза, так и для каждого из участников Карибского фронта – погибшего там, умершего на Родине или всё еще живого! Достаточно прочитать подлинные письма Ф.Кастро, Хрущева Н.С., телеграмму Алексеева А.И. и, тем более, объяснения последнего в Записках посла (изданных еще в 90-годах!): четко видно и понятно, что Фидель Кастро никогда не просил Хрущева Н.С. нанести предупреждающий ракетно-ядерный удар по США.
9 hours ago · From Анатолий Дмитриев
Мы ОСКОРБЛЕНЫ, ВОЗМУЩЕНЫ! Очередным «подарком» от псевдолибералов и псевдодемократов, приготовленным к 55-й годовщине Карибского кризиса и ВСО «Анадырь». ... в День ракетных войск и артиллерии (19.11.2017) повторенным на ТВ-канале «Звезда» в телепрограмме "Код доступа". ... курирует Министерство обороны Российской Федерации посредством ОАО «Телерадиокомпания Вооружённых сил Российской Федерации „Звезда“».
10 hours ago · From Анатолий Дмитриев
Крайне возмущен пассивным поведением участников Военной стратегической операции «Анадырь», граждан и властей на постсоветском пространстве и в дальнем зарубежье - в связи с 55-й годовщиной, удачного для жителей планеты Земля, завершения Карибского кризиса и ВСО «Анадырь»
11 hours ago · From Анатолий Дмитриев
Мнение Рядового Карибского фронта Дмитриева А.А. об Альтернативной истории Карибского кризиса и ВСО "Анадырь", необходимых действиях Межрегиональной общественной организации ветеранов воинов-интернационалистов "Кубинцев".
12 hours ago · From Анатолий Дмитриев
VII конференция ОРКД
Yesterday · From Россия Онлайн
Неизвестные письма Сун Цинлин и Сунь Ятсена М. М. Бородину
Yesterday · From Россия Онлайн
Яковлев А. Г. Россия, Китай и мир
Yesterday · From Россия Онлайн
Проблемы приграничного сотрудничества между Россией и Монголией
Catalog: Экономика 
Yesterday · From Россия Онлайн
К вопросу о "консенсусе 92 г."
Yesterday · From Россия Онлайн


Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
КЭМП-ДЭВИД: ЯЩИК ПАНДОРЫ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones