Libmonster ID: RU-16676
Author(s) of the publication: В. Е. Юровский

"Государство наше вступает в 1810г. с 577 млн. внутреннего долга, состоящего в ассигнациях... Все части государственной экономии, вся промышленность должны страдать от сего положения финансов. Дороговизна вещей должна возрастать со всею быстротой и отягощением... Никаких контрактов, ни частных, ни казенных... сделать будет невозможно, ибо никто не может исчислить, что будет стоить рубль через два месяца... Меры сему падению до совершенного уничтожения кредита ассигнаций назначить с точностью невозможно... Когда сей несчастный круг, в коем цены возвышаются от новых долгов, а новые долги делаются необходимыми от возвышения цен, раз заведется, то выйти из него будет невозможно, если в середине или в конце его обращения правительство его не остановит. Но остановить его нельзя без сильных мер и без важных пожертвований" 1 . Так один из наиболее видных политических деятелей своего времени, государственный секретарь М. М. Сперанский, описывал сущность финансового и сопутствовавшего ему экономического кризиса первых лет XIX века.

Еще резче озабоченность состоянием российской финансовой системы выразил председатель Департамента государственной экономии Государственного совета граф Н. С. Мордвинов, который в 1816 г. в докладе Александру I предупреждал императора: "Все известные революции последовали от расстройства финансов и от уклонения правительства от мер к благовременному их исправлению" 2 .

В середине века министр финансов А. М. Княжевич писал, что обнаруживаются "все признаки денежного и коммерческого кризиса. Повсеместный недостаток звонкой, даже медной монеты, стеснение частного и государственного кредита, застой торговых оборотов и упадок денежного достоинства кредитных билетов - возвышение от того цен на все произведения и понижение курса по переводу денег за границу - все эти причины производят вредное действие на промышленность и торговлю страны, а постоянно повторяющиеся дефициты имеют гибельное влияние на государственное хозяйство вообще" 3 . В 1895 г., выступая в Государственном совете, С. Ю. Витте отметил, что в России по крайней мере сорок предыдущих лет не было устойчивого денежного обращения 4 . Кризисное состояние финансов сохранялось с небольшими перерывами весь XIX век и тяжело сказывалось на экономике страны в целом. Принимались различные меры, однако устранить расстройство денежного обращения на длительное время не удавалось.


Юровский Владимир Евгеньевич - кандидат технических наук.

стр. 32


В исследованиях о российских финансах прошлого века 5 обстоятельно описаны и сами кризисы, и конкретные условия, в которых они возникали, и их последствия. Регулярная повторяемость финансовых кризисов в течение всего столетия приводит к мысли о существовании какой-то общей постоянно действовавшей причины, порождавшей это явление. Но в таком общем виде вопрос не ставился. Целью данной статьи является показать, что в основе неустойчивости финансов лежало противоречие между ролью великой державы, которую Россия играла в европейской политике, и реальными экономическими возможностями страны. Труд населения империи не давал государству доходов, достаточных для поддержания ее могущества на уровне, соответствовавшем требованиям эпохи: сказывалось запоздалое по сравнению со странами Запада развитие страны. Производительные силы были скованы в первой половине XIX в. крепостным правом, а во второй половине - инертностью старых, еще сохранявшихся общественных отношений и вялостью процесса перераспределения собственности. В результате финансовая система России не выдерживала возлагавшихся на нее нагрузок.

Наиболее проницательные государственные деятели видели сущность проблемы. "Государство не может быть сильным, - писал Витте, - коль скоро главный оплот его - крестьянство слабо. Мы все кричим о том, что Российская империя составляет 1/5 часть земной суши и что мы имеем около 140 млн. населения, но что из этого, когда... громаднейшая часть населения с экономической точки зрения представляет не единицы, а полу- и даже четверть единиц" 6 .

Главными статьями расходов, поглощавшими средства государства, в XIX в. являлись содержание вооруженных сил, стабилизация финансовой системы (в частности в связи с проблемой бумажных денег), уплата процентов по займам, финансовые вложения в мероприятия общегосударственного значения (отмена крепостного права, строительство железных дорог).

При этом, во-первых, необходимо иметь в виду, что правильная отчетность о государственных доходах и расходах появилась лишь во второй половине века: до 1862г. разглашение сведений о государственных финансах было запрещено, а четкой регламентации отчетности не существовало. Нередко допускалась и прямая фальсификация, часто чиновники приукрашивали сведения, стараясь представить свою деятельность в благоприятном виде. Нельзя не считаться с наличием иногда противоречивых данных о финансах этой эпохи 7 . В подобных случаях приходится отдавать предпочтение сводному труду, выпущенному Министерством финансов в 1902 г.: он заслуживает наибольшего доверия, так как его составители располагали всеми имевшимися в архивах материалами и у них не было оснований искажать сведения, относившиеся к предыдущему столетию.

Во-вторых, важен способ численного описания соотношения между размерами государственного бюджета и той его доли, которая предназначалась на определенные нужды, например, на армию и флот. В дальнейшем эта доля затрат оценивается в процентном отношении к обыкновенным доходам бюджета. Встречающиеся в литературе показатели, выраженные в процентах к общим расходам бюджета, нельзя использовать для наших целей, потому что расходы покрывались не только из реальных доходов, но и печатаньем бумажных денег, внешними и внутренними заимствованиями и др., а значит, не отражали действительных экономических возможностей государства.

В XIX в. около 70 лет из ста Российская империя находилась в состоянии войны. Военными противниками России были Турция - в четырех войнах, Франция - в трех войнах, Персия - в двух войнах, Англия, Швеция и Сардиния- в одной войне каждая. К этому перечню следует добавить завоевание Средней Азии, подавление двух польских восстаний, войну с горскими народами Кавказа, военные экспедиции в Венгрию и Китай. Промежутки времени, которые проходили без военных столкновений, были годами "вооруженного мира": необходимо было готовиться к новым конфликтам, опасаясь возможных нападений соседей и рассчитывая при благоприятных условиях на новые завоевания.

стр. 33


Именно войны выдвигали Россию на одно из первых мест среди могучих государств Европы. Как писал Витте, "Российская империя в сущности была военная империя, ничем иным она особенно не выдавалась в глазах иностранцев. Ей отвели большое место и почет ни за что иное, как за силу" 8 . В то же время слабость империи проявлялась особенно отчетливо в моменты наибольшего напряжения всех сил государства, а такие моменты возникали во время военных столкновений с другими державами.

Все время участвуя в военных конфликтах, стремясь, как и другие главные государства Европы, к территориальным захватам и расширению сфер влияния, Россия должна была содержать мощные вооруженные силы. Вопрос о военных затратах России неоднократно привлекал внимание историков 9 . Изучались различные компоненты расходов: на вооружение, обмундирование, питание, денежное содержание офицеров и генералов и др. Результаты этих работ, конечно, важны, но необходимо рассмотреть проблему и в другой плоскости - сопоставить военные затраты с возможностями государственного бюджета. Неспособность бюджета покрывать расходы на армию и флот без выпуска необеспеченных бумажных денег и крупных внешних и внутренних заимствований будет ниже подтверждена конкретными расчетами.

Современники денежных кризисов XIX в. чаще всего связывали эти явления с избытком бумажных денег, которые циркулировали в стране. Как известно, бумажные деньги впервые появились в России при Екатерине II, и их избыток был во многом наследием XVIII столетия. При Петре I и его ближайших преемниках бумажных денег не существовало, а использовались монеты трех видов: золотые, серебряные и медные. Счетной единицей считался серебряный рубль. Собственной добычи серебра в то время не было, и источником серебра служила внешняя торговля. Высокие пошлины на ввозимые товары взимались серебряными талерами, которые в России перечеканивались в рубли, причем их номинальная стоимость искусственно увеличивалась, что считалось вполне законным способом получения государственного дохода. Для покрытия же внутренних государственных расходов и внутреннего обращения чеканилась в больших количествах медная монета с завышением ее номинальной стоимости: если пуд меди стоил 5 рублей, то чеканилось из него монеты на 40 рублей. Наличие разнородных, порой трудносопоставимых средств денежного обращения влекло за собой дезорганизацию хозяйственной жизни страны. Постепенно серебряная монета, как более ценная, уходила из обращения; циркулировала в основном фактически обесцененная медная монета. Следствием явилась дороговизна товаров, а одной из серьезных технических трудностей - затруднения при хранении, перевозке и уплате крупных сумм: приходилось иметь дело со многими пудами меди.

Попытка заменить медные деньги бумажными предпринималась при Елизавете. Однако этот проект был отвергнут Сенатом. Сенат мотивировал свое решение тем, что медь имеет хоть какую-то ценность, а бумага - никакой; опасались, что такое необычное для России нововведение может вызвать волнения.

К мысли о бумажных деньгах вернулись снова, когда на престол вступил Петр III. Из-за свержения императора этот замысел удалось исполнить лишь в следующее царствование, но именно в его указе от 25 мая 1762 г., объяснено, какие решались этим задачи. "Не переставали мы помышлять, - гласил указ, - о изобретении легчайшего и надежнейшего средства хождение медных денег облегчить и в самой коммерции удобным и полезным сделать. Учреждение знатного государственного банка, в котором бы все и каждый по мере своего капитала и произволения за умеренные проценты пользоваться могли, и хождение банковских билетов представилось тотчас, яко самое лучшее и многими в Европе примерами изведанное средство... Повелеваем наделать как наискорее банковых билетов на пять миллионов рублей... чтобы сии билеты и в самом деле за наличную монету ходили. От сего же времени собственным нашим капиталом государственный в пяти миллионах рублей состоящий банк учреждаем, который двумя

стр. 34


равными здесь и в Москве конторами управляем быть имеет... Конторы и помянутый капитал к тому только назначаются, чтобы тем, кто с билетами у них явится и наличные вместо того деньги иметь похочет, тотчас наличными ж за прием билетов деньгами выдавали, без всяких расписок и письменного производства, а еще более того без всякого задержания и волокиты; или кто наличные деньги принесет, а вместо того на равную сумму билеты иметь похочет, то и таковых равномерно довольствовали" 10 .

Завладевшая престолом Екатерина II, так же как и ее предшественники, сразу столкнулась с серьезными финансовыми трудностями, главным образом при финансировании армии. В своих записках она так рисует тяжелое положение финансов и беспорядок, царивший в этой области: "В 1762г., при вступлении моем на престол, я нашла сухопутную армию в Пруссии за две трети жалования не получившую. В штате-конторе именные указы на 17 млн. руб. не выполненные. Монетный двор со времени царя Алексея Михайловича считал деньги в обращении 100 млн., из которых 40 млн. почитали вышедшими из империи вон и натурою отправленными... Шестьдесят млн., которые остались в империи, были двенадцати разных весов: серебряные деньги от 82 пробы по 63- ю, медные от 40 до 32 руб. в пуде... Елизавета Петровна во время Семилетней войны искала занять 2 млн. руб. в Голландии, но охотников на тот заем не явилось, следовательно, кредита или доверия к России не существовало" 11 .

Указом от 29 декабря 1768 г., в принципе не отличавшимся от указа Петра III, Екатерина II ввела бумажные деньги- ассигнации, предназначенные заменить медные деньги. Прогрессивная в своей основе, эта мера должна была способствовать упорядочению денежного обращения. Новые деньги были встречены одобрительно: к 1774г. население обменяло на ассигнации 20 млн. руб. медной монеты. Однако так продолжалось лишь до тех пор, пока соблюдалось исторически сложившееся правило: валюта стабильна и пользуется доверием, если она обеспечена государственными запасами драгоценных металлов, возможностью свободного обмена денежных знаков на золото или серебро. Для этого не требовалось, чтобы казна располагала монетным фондом, равным по стоимости циркулирующим бумажным деньгам: при доверии населения достаточно иметь 50%, и даже меньше, поскольку нельзя ожидать, что звонкую монету потребуют все сразу.

Вскоре это правило было нарушено. Возможность покрыть любые государственные расходы, и в первую очередь военные, таким легким способом, как печатанье денег, привела к тому, что за короткое время количество ассигнаций в обращении достигло 50 млн. руб., и они уже ничем не были обеспечены. С попыткой остановить этот процесс связан манифест от 28 июня 1786 г.: объявлялось, что сумма ассигнаций ни при каких условиях не будет превышать 100 млн. руб. Но войны конца XVIII в., произвол фаворитов императрицы и анархия в финансах не позволили удержать денежную массу в этих пределах. К началу XIX в. в обращении уже находилось почти 194 млн. руб. ассигнациями. В результате наряду с серебряным рублем как счетной единицей появилась другая счетная единица - ассигнационный рубль. При этом рыночный курс ассигнационного рубля составлял приблизительно 78 коп. серебром 12 .

Другим наследием XVIII в., отягощавшим положение финансов, был долг государства по иностранным займам. Петр I обходился без заимствований за границей. Как-то он сказал: "Я только что окончил войну, продолжавшуюся 21 год, не встретив надобности прибегать к заключению государственных займов, и если бы мне по Божьей воле пришлось воевать еще 20 лет, я бы воевал, не прибегая к займам".

Первый военный заем был произведен при Екатерине II в 1769 г. В ее царствование армия и флот постоянно вели боевые действия за пределами России, и их содержание оплачивалось звонкой монетой, в частности, значительные суммы требовались для средиземноморского флота, действовавшего против турок. Доверие к России в финансовых кругах Европы было высоким, ее могущество подтверждалось завоеваниями. Крупные

стр. 35


займы предоставили банкирский дом Гопе и К, амстердамские банкиры де-Смет и антверпенский банкир де-Вольф, разместившие облигации русского займа среди голландских подписчиков. Договор о финансировании средиземноморского флота был заключен также с генуэзскими банкирами. Общий долг государства по иностранным займам составил в 1801 г. 55,6 млн. рублей 13 .

Таким образом, предпосылки для финансовых потрясений XIX в. сформировались еще в предыдущем столетии. Дальнейшее развитие событий привело к тяжелому финансовому кризису 1810г., который был уже выше охарактеризован словами Сперанского. Он был следствием трех военных кампаний, в конечном итоге позволивших империи существенно расширить свои границы, но повлекших за собой дальнейшее расстройство финансов.

Начало положила война с наполеоновской Францией. Несмотря на то, что французы оказались победителями в двух решающих сражениях - при Аустерлице и при Фридланде, Россия по мирному договору, заключенному в Тильзите, приобрела Белостокскую область. Затем последовала русско- шведская война (1808 - 1809гг.), закончившаяся присоединением к России Финляндии, и русско-турецкая (1806 - 1812гг.)- присоединением Бессарабии.

Обыкновенные доходы государственного бюджета не покрывали военных затрат. В 1808г., например, доходы бюджета равнялись 127 млн. руб., а расходы на армию и флот- 140 млн. рублей. В 1809г., соответственно, 136 и около 136 млн. руб., то есть вооруженные силы поглотили все 100% доходов. Недостающие средства правительство получало печатая ассигнации. В 1808 г. ассигнационный банк предоставил правительству 92 млн. руб., а в 1809г. - 127 млн. рублей. Соответственно падала цена бумажных денег: в 1808 г. за ассигнационный рубль давали 48 коп. звонкой монетой, в 1809 г. - 40 коп., а в 1810 г. 29 копеек 14 .

Руководители государства понимали, насколько опасно создавшееся положение. Ответной реакцией явилось стремление получить максимум средств от налогоплательщиков, в первую очередь от тягловых сословий - в основном от крестьян. Сперанский писал: "Из двух зол должно избрать кратчайшее и легчайшее; а между совершенным разрушением кредита государственного и всех бедствий, от сего происходящих, и между временным, хотя и сильным приумножением податей, нет конечно никакого сравнения" 15 .

План финансовой реформы Сперанского был объявлен царским манифестом 2 февраля 1810 года. Предполагалось не только значительно повысить налоги (например, удвоить и более подушную подать), но и прекратить выпуск бумажных денег, а ассигнации, находившиеся в обращении, объявлялись государственным долгом и подлежали постепенному выкупу. Но шла подготовка к новой войне с Францией, наступил 1812 год. В 1813 и 1814гг. военные затраты составили около 83% от годовых доходов бюджета; печатанье бумажных денег продолжалось: в 1812 г. было выпущено 68,2 млн., в 1813г. - 100,9 млн., в 1814г. -54,7 млн., в 1815 г. -30,2 млн. рублей. Цена ассигнационного рубля упала в 1813 - 1814 гг. до 20 коп. серебром 16 .

Победа над Наполеоном не принесла быстрого облегчения финансам. Области, по которым прошел неприятель, были разорены. Правительство выделило значительные средства на восстановление Московской, Смоленской и Калужской губерний. Большие расходы требовались на содержание войск в Царстве Польском, включенном в состав империи. Контрибуция, уплаченная Францией, уменьшение российского долга голландским банкирам (правительства Великобритании и Нидерландов взяли на себя уплату 50 млн. гульденов) мало повлияли на состояние финансов.

Но более важным оказалось то, что, приобретя в этот период решающий голос в европейских делах, Российская империя должна была обладать возможностью вмешиваться в конфликты на континенте и, следовательно, сохранять значительную армию. К концу царствования Александра I, в 1825г., в мирное время, численность армии составляла около 900 тыс. человек, в то время как в начале века - лишь 400 тысяч 17 .

стр. 36


Собственно для обеспечения здоровых экономических условий было важно не столько высокое номинальное значение, сколько стабильность курса бумажных денег, его неизменность, что позволяло бы уверенно производить коммерческие прогнозы. Существовало два возможных пути нормализации денежного обращения. Первый заключался в изъятии излишних бумажных денег (дефляция) в расчете на то, что цена их хотя бы приближенно уравняется со звонкой монетой. Второй - в понижении номинальной стоимости бумажных денег до их фактической стоимости (девальвация) и в возобновлении обмена их государством по пониженному курсу. В первой четверти XIX в. пошли по пути дефляции, сторонниками которой были Сперанский и затем министр финансов Д. А. Гурьев, занимавший этот пост в 1810 - 1823 годах.

В 1817г. началось изъятие ассигнаций из обращения, на что тратилось более 30 млн. руб. ежегодно. Для выкупа ассигнаций использовались деньги, полученные от двух внутренних займов (1814 и 1818 гг.), по которым правительство выплачивало подписчикам большие проценты. Гурьев считал, что уменьшение числа ассигнаций постепенно уравняет цену ассигнационного и серебряного рубля. Однако это ожидание не оправдалось. До 1822г. было извлечено из обращения и уничтожено 240 млн. руб., но биржевой курс ассигнационного рубля повысился незначительно - с 25 до 27 копеек 18 . И все же возможно, что уничтожение значительного количества бумажных денег предотвратило их дальнейшее обесценивание. Задержало падение курса и решение правительства, предписывавшее платить почти все налоги ассигнациями приблизительно из расчета ассигнационный рубль за 25 коп. серебра.

В целом можно согласиться с оценкой состояния финансов после Отечественной войны 1812г., которую дал один из историков: "Экономическое положение государства вместо того чтобы возрастать во время мира, стало быстро падать: фабрики рушились, банкротства были часты и недоимки в платежах податей беспрерывно возрастали... Расходы по военному ведомству поглощали при императоре Александре I даже в мирное время половину доходов государства и были причиной неизбежных дефицитов, которые были постоянным явлением в это царствование" 19 .

В правление Николая! Российская империя по-прежнему воспринималась западноевропейскими державами как могучее государство, способное во многих случаях диктовать свою волю другим. За тридцать лет царствования Николай I предпринял шесть больших военных кампаний.

В 1826 - 1828 гг. результатом войны с Персией стало завоевание Нахичеванского и Эриванского ханств, образовавших в дальнейшем российскую Армению; Персия была окончательно вытеснена из Закавказья и отказалась от притязаний на сопредельные с Грузией княжества Мингрелию, Имеретию, на Абхазское, Бакинское, Карабахское, Ганджийское и другие ханства. Русско-турецкая война 1828 - 1829гг., хотя и не дала новых территориальных приобретений, укрепила влияние России в придунайском районе: Россия была признана покровительницей княжеств Молдавии и Валахии.

В 1830г. Николай! готовился к военному вмешательству в события, происходившие во Франции, Бельгии и Голландии. Эти планы не осуществились из-за восстания в Польше, но потребовали значительных затрат. Затем начались военные действия 1830 - 1831 гг. по подавлению польских повстанцев. Эта кампания оказалась сопоставимой с крупной войной: в ней участвовала 120-тысячная армия. Наиболее длительной была война с народами горного Кавказа (1817 - 1864 гг.), в которой при Николае! так и не удалось добиться победы: оказалось, что армия не в состоянии сломить сопротивление горцев. В 1849г. Россия снова продемонстрировала способность разрешать европейские конфликты по своему усмотрению. В Венгрию, добивавшуюся независимости, вступила 140-тысячная русская армия, разгромившая повстанцев 20 .

Постоянные войны продолжали отягощать финансы страны. За 1827- 1832 гг. расходы Военного и Морского министерств составили 45% от обыкновенных доходов государственного бюджета 21 . К ним следует еще

стр. 37


добавить чрезвычайные расходы из военного капитала (о нем пойдет речь ниже).

Однако в царствование Николая I принципы поддержания стабильности финансов изменились. В 1823 г. на пост министра финансов был назначен Е. Ф. Канкрин, проявивший себя за 20 лет пребывания в этой должности как талантливый и трезво оценивавший обстановку государственный деятель. Он понимал, какой вред приносят обесценившиеся ассигнации, однако считал бессмысленным брать для их выкупа займы, по которым приходилось платить проценты, в то время как ассигнации могли рассматриваться как беспроцентный и бессрочный долг государства. В годы его руководства министерством не было пущено в обращение ни одного нового ассигнационного рубля. Этим обеспечивался хотя и низкий, но стабильный курс бумажных денег. Канкрин находил иногда жесткие, но разумные в тех условиях решения по налоговой политике, а его внешнеэкономическая политика "была направлена к упорядочению выгодного для России платежного баланса, что достигалось поощрением нашего заграничного отпуска, протекционными таможенными тарифами... избеганием государственных займов на внешних рынках. Благодаря выгодному для России платежному балансу неизменно стояли высокие вексельные курсы, предотвращавшие дальнейшее падение ассигнаций... притекала из-за границы в значительных количествах звонкая монета, которая и удовлетворяла возраставшей потребности населения в денежных знаках" 22 .

Что касается военных расходов, то в своем докладе Николаю I в 1826 г. Канкрин писал: "По отдаленному положению России от кредитных источников прочей Европы следует иметь запасной капитал на случай войны. Хотя праздное лежание такого капитала имеет важные неудобства, однако оно почтено необходимым, ибо сделание выгодного займа в России требует более времени, нежели где-либо; назначение и поступление особых военных налогов также требовало бы времени, следовательно, без запасного капитала с самого начала войны должно бы приступить к новым выпускам ассигнаций, то есть к мере, гибельной для самого корня народного благосостояния". Запасный капитал был создан и поддерживался на довольно высоком уровне. В 1829г. военный капитал состоял на 52 млн. руб. из внутренних займов и на 21 млн. руб. из голландского займа, на 25 млн. руб. был позаимствован у комиссии погашения долгов 23 . Расходы на вооруженные силы были формально разделены на обычные - из бюджета и на чрезвычайные - из военного капитала.

Несмотря на продолжавшиеся войны, Канкрину удалось, проводя твердую таможенную и налоговую политику и заимствуя деньги у государственных учреждений, сосредоточить в казне значительное количество звонкой монеты, достаточное для проведения девальвации. В 1839 - 1843 гг. была проведена денежная реформа. В 1839 г. был законодательно введен серебряный монометаллизм, то есть было определено, что расчетной и платежной единицей является серебряный рубль; ассигнации еще некоторое время оставались в обращении, но государство установило и гарантировало их неизменный курс, считая рубль серебром за 3 руб. 50 коп. ассигнациями. В 1843 г. все оставшиеся ассигнации были обменены на новые бумажные деньги - кредитные билеты (за 596 млн. руб. ассигнациями казна заплатила 170 млн. руб. новыми деньгами). Принципиальное отличие новых бумажных денег от старых заключалось в том, что за них можно было получить без ограничений серебро рубль за рубль. Фактически государство произвело конфискацию, уплатив за ассигнации 1/3 их номинальной стоимости.

Казалось бы, наконец с финансовой нестабильностью было покончено. И действительно, если говорить о внешней стороне дела, то прав был Витте, когда впоследствии писал: "В течение девяти лет после этой реформы, то есть до 1853 г., наше денежное обращение было в цветущем положении. Несмотря на увеличение суммы кредитных билетов, курс их благодаря соответствующему увеличению разменного фонда держался почти al pari" 24 . На деле, судя по многим признакам, болезнь финансов была загнана внутрь. Годы, предшествовавшие денежной реформе, были временем

стр. 38


скрываемых бюджетных дефицитен. "За время управления Канкрина общий итог дефицитов государственной росписи составлял 547 млн. руб. ассигнациями... - писал биограф министра Божерянов. - Главным источником для покрытия этих дефицитов послужили заимствования из казенных банков". Кроме того, широко практиковалось изъятие средств из различных казенных учреждений (опекунских советов, воспитательных домов, приказов общественного призрения, духовных училищ и др.). Изъятие денег из государственных банков таило в себе серьезную опасность: при увеличении по каким-либо причинам востребования вкладов банки могли оказаться несостоятельными, а это стало бы сильнейшим ударом по системе государственного кредита и могло привести к катастрофе. Подобная ситуация сложилась в 1830 - 1831 годах. Положение оказалось настолько серьезным, что Канкрин, всегда подчеркивавший гибельность для государства выпуска новых ассигнаций, был готов пойти на этот шаг. Таким образом, временное разрешение финансовых проблем было достигнуто за счет громадного роста внутреннего долга, который возрос к концу реформы почти до 600 млн. руб. ассигнациями 25 . Основная же причина трудностей - большие затраты на вооруженные силы, не позволявшие сбалансировать расходы с реальными доходами страны, - не была устранена.

Новый удар по финансам, приведший к тяжелейшему кризису, нанесла Крымская война. В 1855 г. на армию и флот потребовалось отдать все 100% обыкновенных доходов бюджета. Основным источником покрытия военных расходов снова стал выпуск бумажных денег (теперь уже кредитных билетов). За 1853 - 1857гг. было выпущено 424 млн. руб. кредитных билетов, и к концу этого периода в обращении их находилось 735 млн. рублей 26 . При этом средства казны были исчерпаны, ив 1857 г. размен кредитных билетов на звонкую монету был прекращен.

Государственные расходы в этот период значительно превосходили имевшиеся ресурсы. При доходах по росписи на 1857г. в 258 млн. руб., в расходах 100 млн. руб. предназначались на платежи по займам и 117 млн. руб. - на Морское и Военное министерства, так что на покрытие всех прочих потребностей оставался 41 млн. рублей 27 .

В 1862 г. правительство попыталось провести частичную дефляцию и возобновило размен кредитных билетов на серебро. Но эта попытка закончилась неудачей, лишь истощив казну: обмен был прекращен, и кредитные билеты стали единственным средством денежного обращения почти на сорок лет. Значительные финансовые потери сопровождали валютную интервенцию правительства на иностранных биржах, предпринятую в 1858- 1864 гг. с целью поддержать курс российской валюты. Огромные дефициты, маскируемые всеми мерами и переучитываемые из года в год, были последствием непомерных расходов по Военному и Морскому министерствам 28 .

Тем не менее Россия стремилась к новым завоеваниям. На этот раз военная экспансия была направлена в Среднюю Азию. В 1864 г. русские войска взяли Чимкент, в 1865 г. овладели Ташкентом. В 1868 г. был завоеван Самарканд, и эмир Бухары признал себя вассалом русского царя, в 1873 г. - подчинено Хивинское ханство. В 1875 г. русские войска взяли Коканд и Фергану. Покорение Средней Азии завершилось в начале 1881 г. завоеванием Ашхабада.

В эти годы пришлось вести и другие военные кампании. В 1863 г. вновь вспыхнуло восстание в Польше, отличавшееся таким же ожесточением, как и в 1830 г., и подавленное только через год. Лишь в 1864г. закончилась продолжавшаяся почти пятьдесят лет война с горцами Кавказа.

Вместе с тем 60-е и 70-е годы были годами прогрессивных реформ, открывших новый этап политического и социально-экономического развития России. Реформы не доставались государству даром. Важнейшая из них - отмена крепостного права - обошлась за 1861 - 1880 гг. (период наиболее интенсивного выкупа помещичьих: земель) в полмиллиарда рублей - в среднем около 5% от доходов бюджета за этот период 29 . Крупных государственных инвестиций потребовало и строительство железных дорог 30 . Время с 1866 г. до начала русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг.

стр. 39


особенно отличалось размахом железнодорожного строительства. В эти годы было построено около 20 тыс. верст.

Финансовые мероприятия, связанные с этим строительством, нельзя признать удачными. Стремясь сократить бюджетные ассигнования, правительство предоставило право строительства и собственности на железные дороги частным компаниям и, более того, гарантировало им возмещение ущерба, если они потерпят убытки. Это повлекло за собой множество злоупотреблений: ловкие дельцы нажили крупные капиталы, а казна понесла большие потери. В результате дальнейшее расширение железнодорожной сети пришлось на несколько лет прекратить, и правительство было вынуждено выкупить большинство частных железных дорог, потратив на это снова большие средства. Тем не менее построенная сеть стала фундаментальной основой дальнейшего экономического развития страны. В целом затраты этого периода на железнодорожное строительство составили в среднем 18% от обыкновенных доходов бюджета.

В середине 70-х годов можно было рассчитывать, что финансовая система постепенно стабилизируется. Однако начатая империей в 1877г. война с Турцией снова вызвала финансовую катастрофу. Перед войной министр финансов М. Х. Рейтерн дважды обращался к Александу II, предупреждая о тяжелых последствиях, которые повлечет за собой новая война. "Я глубоко убежден, что война, - писал он, - остановит правильное развитие гражданских и экономических начинаний, составляющих славу Вашего Величества; она причинит России неисправимое разорение и приведет ее в положение финансового и экономического расстройства". Действительно, в 1877 г. военные расходы достигли 118% от обыкновенных доходов бюджета. Снова был пущен в ход печатный станок. С 1877 по 1879 г. количество неразменных кредитных билетов в обращении увеличилось с 790 млн. руб. до 1188 млн. рублей. Курс кредитного рубля упал до 63,1 копейки 31 . О стабилизации денежного обращения пришлось забыть на многие годы.

Трудно доставшаяся военная победа обеспечила возвращение России части Бессарабии, потерянной после Крымской войны, и присоединение областей Карса и Батума на Кавказе, кроме того, влияние России на Балканах было укреплено образованием Болгарского княжества.

Неизменным источником денежных средств, поддерживавшим российские финансы, были иностранные займы, к которым стали особенно активно прибегать начиная с 60-х - 70-х годов (но использовали и раньше). За 1798 - 1877 гг. было заключено двадцать договоров о займах; шестнадцать из них так или иначе предназначались на финансирование армии и сглаживание финансовых кризисов, а четыре займа - на строительство железных дорог. Не перечисляя всех, укажем, например, на 1-й голландский заем 1798 - 1815 гг. (50,6 млн. гульденов), первый (48 млн. гульденов и 1,9 млн. фунтов стерлингов) и второй (31 млн. гульденов и 3,3 млн. фунтов стерлингов) англо-голландские займы 1864 и 1866 годов. В 70-е годы в предоставлении займов России значительную роль стали играть немецкие и французские банкиры.

Отношение в России к внешним займам было двояким. Витте писал: "Я совсем не боюсь иностранных капиталов, почитая их за благо для нашего отечества, но боюсь совершенно обратного, что наши порядки обладают такими специфическими, необычными для цивилизованных стран свойствами, что немного иностранцев пожелают иметь с нами дело". И далее: "Благодаря установленному мною доверию заграничных сфер к русскому кредиту, Россия получила несколько миллиардов (думаю, не менее трех) рублей иностранных капиталов". Действительно, у России не было собственного национального рынка капиталов, а доходы государства были недостаточны. Поэтому страна могла развиваться лишь с помощью иностранных капиталовложений. Витте писал: "Российская империя... весьма слаба капиталами, накопленными ценностями, главным образом потому, что она создана непрерывными войнами" 32 .

Однако в случае международных осложнений такая зависимость от иностранного капитала таила в себе опасность. Во время польского восстания

стр. 40


1830 - 1831 гг. общественность Европы была враждебно настроена к России. Канкрин писал о возникших из-за этого трудностях: "Все старания сделать новый голландский заем... были безуспешными. Причина сией неудачи частию основывалась... на лживых нареканиях поляков... и живом участии, которое принимали... даже капиталисты в действиях и успехах мятежников" 33 .

Опасность иностранного давления подтвердил инцидент между Россией и Германией в 1887 году. Раздраженный жесткой таможенной политикой министра финансов И. А. Вышнеградского канцлер О. Бисмарк решил воздействовать на российские финансы. Он запретил германскому банку выдавать ссуды под залог русских ценных бумаг, а через прессу стал распространять слухи о предстоящем банкротстве казны России. Однако Вышнеградский справился с "железным канцлером". Он договорился с французскими банкирами (Ротшильд, Готтингер, "Лионский кредит"), и те скупили в Берлине подешевевшие русские ценные бумаги. Немецкие держатели понесли серьезные убытки, а французы получили крупную прибыль. С этого времени большая часть всех долгов по русским государственным займам перекочевала во Францию. Французские капиталовложения в России возросли в целом к 1902 г. почти до 7 млрд франков 34 .

Государственный долг по внешним займам возрастал из года в год. Однако сроки полного расчета по займам были далекими: и первый и второй англо- голландские займы были заключены на сорок лет, так что их полное погашение должно было состояться лишь в 1903 и 1906 годах. Важнейшей задачей правительства была консолидация государственного долга, то есть перенос выплаты занятых средств на более отдаленные сроки. С этой задачей Министерство финансов в общем справлялось. Например, окончательный расчет по голландскому займу 1798 - 1815 гг. был отнесен на 1919 год. Но проценты по долгу приходилось платить ежегодно. Они лежали тяжелым бременем на бюджете. Если проценты по государственным долгам в 60 - 70-е годы колебались в пределах 20 - 25% от обыкновенных доходов бюджета, то в 80-е годы они составляли уже 30 - 35% 35 .

В 1881 г. на должность министра финансов был назначен профессор Киевского университета, выдающийся специалист по финансовым проблемам Н. Х. Бунге. Он придерживался либеральных взглядов и постоянно подвергался травле со стороны реакционных кругов, которые приобрели значительное влияние при Александре III. Однако, как человек безупречной честности и знаток своего дела, Бунге пользовался поддержкой императора. Государственные финансы не могли оправиться от удара, нанесенного русско-турецкой войной. "Положение русских финансов в момент назначения Бунге на пост министра было в высшей степени плачевно, ни для кого не было тайной.., что платежные силы страны... находятся в полном истощении и что чрезмерный выпуск бумажных денег, приведший уже к крайнему обесценению рубля, грозит очень серьезным опасным кризисом для государства" 36 .

Главной заслугой Бунге стало усовершенствование системы налогообложения, основанное на понимании того, что экономический прогресс возможен лишь тогда, когда налоги соответствуют реальным возможностям налогоплательщиков и оставляют им достаточно средств для развития хозяйства. Об этом писал еще Канкрин: "Богатый народ может давать и большой доход, а вымогать оный у бедного значит срубать дерево для получения плодов" 37 .

В России фактически все время подрубали дерево, приносившее плоды: именно на крестьянство, составлявшее подавляющую часть производящего населения, падала основная тяжесть подушной подати, в то время как дворянство- сословие, в руках которого находилась большая часть земельной собственности, прямых налогов не платило вообще. После отмены крепостного права к подушной подати добавились наложенные на крестьянство выкупные платежи. Между тем крестьянские наделы были недостаточны для того, чтобы прокормить владельцев, и часто крестьянским общинам приходилось арендовать землю у тех же помещиков. В результате

стр. 41


миллионы крестьянских хозяйств были не только не рентабельны, но лишь с трудом позволяли крестьянину существовать на грани нищеты.

Бунте удалось в какой-то мере добиться переноса тяжести налогообложения с крестьянства на другие сословия. В 1882г. были несколько уменьшены выкупные платежи. Тем не менее недоимки оставались значительными: к началу 1896 г. общая сумма недоимок составляла около 117 млн. рублей. В 1887 г. было проведено важнейшее в социально-экономическом отношении мероприятие - отмена подушная подать 38 . Для компенсации были увеличены налоги на имущие классы (промысловый налог, налог на денежные капиталы, налог на недвижимые имущества в городах), были повышены также косвенные налоги. Это были шаги в правильном направлении, но немедленных результатов они дать не могли: расходы все время превышали доходы и ликвидировать постоянные дефициты бюджета не удавалось. Деятельность Бунге принесла плоды лишь десятилетием позже.

Иную политику проводил его преемник Вышнеградский (1887 - 1892 гг.). Он мало интересовался действительными платежными возможностями населения и стремился получить максимум средств в казну, поставив себе целью восстановить золотое денежное обращение. Он беспощадно выжимал недоимки с крестьян (даже по уже отмененной к этому времени подушной подати), не учитывая, что малопродуктивное крестьянское хозяйство, задавленное выкупными платежами, находилось на грани краха. Репрессивные меры, применявшиеся к неплательщикам, были самые жесткие: конфискация скота, сельхозинвентаря и т. п. Интересно мнение Ф. Энгельса о положении русского крестьянства в 80-е годы: "Русские и индийские коммунистические общины (применительно к России имеются в виду крестьянские общины. - В.Ю.)... должны продавать часть своего продукта... чтобы выручить деньги для уплаты налогов, к уплате которых вынуждал их, довольно часто посредством истязаний, деспотизм государства. Эти продукты продаются безотносительно к ценам производства... так как крестьянин к сроку платежа должен во что бы то ни стало добыть денег" 39 . В некоторых районах у крестьян вообще не оставалось запасов хлеба, что в случае неурожая грозило массовым голодом. Действия Вышнеградского называли "политикой голодного экспорта".

Однако он твердо шел к своей цели. Высокие косвенные налоги на керосин, спички, сахар, водку, жесткие ввозные таможенные пошлины были неотъемлемыми элементами его политики. Обстановка ему благоприятствовала: 1887 - 1888 гг. отличались высокими урожаями зерновых, а спрос на русских хлеб за границей был значительным. Впервые за долгие годы Вышнеградский добился бездефицитного бюджета. Представлялось, что результаты его управления будут блестящими. Но основа, на которой было построено это кажущееся процветание, была гнилой. 1891 и 1892 годы отличались жестокими неурожаями, политика правительства окончательно довела крестьянские хозяйства до истощения: у крестьян не было ни денежных, ни сельскохозяйственных запасов, число жертв голода и сопутствовавших ему лишений доходило до сотен тысяч. Это была катастрофа.

Однако следует признать, что Вышнеградский оставил своему преемнику Витте превосходное наследие: большой золотой запас, конвертированные государственные долги, бездефицитные бюджеты. Годы пребывания Витте на посту министра финансов (1892 - 1903) были в финансовом отношении наилучшими в XIX веке. Витте потребовалось пять лет для стабилизации положения, после чего он провел денежную реформу. К этому времени металлический фонд казны составлял более 500 млн. рублей 40 . В 1897 г. страна перешла к золотомонетному денежному обращению. Кредитные билеты обменивались государством на золотую монету без ограничений рубль за рубль, но содержание золота во вновь отчеканенных монетах составляло только две трети номинальной стоимости бумажного рубля. Таким образом была произведена девальвация бумажных денег при соотношении 1 рубль 50 коп. за рубль золотом. С этого времени и до начала Первой мировой войны стабильность денежного обращения не нарушалась 41 .

стр. 42


В последнее "мирное" десятилетие XIX в. появилась возможность сократить расходы на вооруженные силы. В 90-е годы ассигнования Военному и Морскому министерствам (обычные и чрезвычайные) колебались в пределах 25 - 33% от обыкновенных доходов бюджета. Близкими к этому уровню были и расходы на вооруженные силы Англии, Франции, Германии. В 90-е годы Англия тратила на армию и флот 37 - 39% доходов бюджета, Франция - от 33% в 1891 г. до 35% в 1899 году. Аналогичные расходы Германии в последнее десятилетие века колебались в пределах 32 - 33% 42 . Таким образом, казалось бы, Российская империя не отличалась по затратам на поддержание своего военного могущества от главных государств Европы. Однако было существенное отличие.

Россия, как и западные державы, боролась за завоевание территорий и сфер влияния. Но запоздалое политическое и социально-экономическое развитие империи ставило ее в неблагоприятные условия по сравнению с государствами Запада; завоевания России в ХЭХв., в отличие от Англии и Франции, не добавляли стране существенных дополнительных материальных ресурсов, эксплуатация ее новых колоний не могла стать важным источником доходов, обеспечивавшим относительно высокое благосостояние населения метрополии. Но главное, более слабая, Российская империя испытывала во время военных конфликтов существенно большие относительные финансовые нагрузки, чем державы Запада. Например, Великобритания в тяжелейший для нее 1802 г., в разгар войны с наполеоновской Францией, потратила на военное и морское министерства около 57% от годового бюджета. В дальнейшем наибольшие такие затраты пришлись на 1857г.: они равнялись 43% от бюджетных доходов. В другие годы в течение всего столетия эти расходы были у англичан заметно меньшими 43 . В России же расходы на вооруженные силы и во время Крымской войны, и во время русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг. превышали 100% годовых доходов бюджета.

Скованность производительных сил страны и соответственно низкий уровень государственных доходов были причиной финансовых кризисов. В письме Николаю II в 1898 г. Витте писал: "Бюджет Франции при 38 миллионах жителей составляет 1260 млн. руб.; бюджет Австрии при народонаселении 43 миллиона составляет 1100 млн. руб. Если бы благосостояние наших плательщиков было равносильно благосостоянию плательщиков Франции, то наш бюджет мог бы достигнуть 4200 млн. руб. вместо 1400 млн. руб., а сравнительно с Австрией - мог бы достигнуть 3300 млн. вместо 1400 миллионов. Почему же у нас такая неспособность? Главным образом от неустройства крестьян" 44 . Этот вывод подтверждается статистическими данными за последние годы XIX в., характеризующими годовой доход на душу населения в России и в западных странах, выраженный в долларах:

Пруссия - 131, Франция - 178, Великобритания - 205, США - 259, Россия - 46. Таким образом, годовой доход жителя Российской империи был в среднем в три раза меньше дохода немца, в 4 раза меньше дохода француза, в 5 раз меньше дохода англичанина и в 6 раз меньше дохода гражданина США 45 . Труд населения России едва позволял народу существовать на уровне, в 3 - 6 раз уступавшем уровню жизни жителей западных стран. Стремление Российской империи играть роль великой державы, необходимость поддерживать военное могущество, не были подкреплены ее реальными экономическими возможностями и требовали от финансовой системы предельного напряжения. Отсюда и постоянные финансовые кризисы XIX века.

Примечания

1. СПЕРАНСКИЙ М. М. План финансов. В кн.: Сборник Русского исторического общества (Сб. РИО). Т. 45. СПб. 1885, с. 1, 2.

2. ИКОННИКОВ В. С. Граф Н. С. Мордвинов. СПб. 1873, с. 161 - 163.

стр. 43


3. МИГУЛИН П. П. Русский государственный кредит. Т. 1. Харьков. 1899, с. 290.

4. См.: ЮРОВСКИЙ Л. Н. Денежная политика советской власти. М. 1996, с. 32.

5. Министерство финансов. 1802 - 1902. СПб. 1902; БЛИОХ И.С. Финансы России XIX столетия. СПб. 1883; БРЖЕСКИЙ Н.К. Государственные долги России. СПб. 1884; КАУФМАН И. И. Из истории бумажных денег в России. СПб. 1909; МИГУЛИН П.П. Русский государственный кредит. Харьков. 1899; КАШКАРОВ М. Денежное обращение в России. СПб. 1898; ВИТТЕ С. Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве. М. 1997; ПОГРЕБИНСКИЙ А. П. Очерки истории финансов дореволюционной России. М. 1954; Русский рубль. Два века истории. М. 1994.

6. ВИТТЕ С. Ю. Воспоминания. Т. 1. М. -Пг. 1923, с. 410.

7. Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон. Т. 27 А., Россия, с. 191; БЛИОХ И. С. Ук. соч. Т. 1, с. 86, 87, 145, 151, 152.

8. ВИТТЕ С. Ю. Воспоминания, т. 1, с. 409.

9. ЖУРАВСКИЙ Д. П. Обозрение расходов на военные потребности. - Военный сборник, 1859, N 9 - 12; БЕСКРОВНЫЙ Л. Г. Русская армия и флот в XIX веке. М. 1973; ЗАЙОНЧКОВСКИЙ П.А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX-XX ст. М. 1973; BEYRAU D. Militar und GeseUschaft in vorrevolutionaren RuBland. Koln-Wien. 1984; RINTNER W. The Burden of Defense in Imperial Russia, 1725 - 1914. -The Russian Review, Vol. 43, 1984.

10. СОЛОВЬЕВ С. М. История России с древнейших времен. Т. 25. М. 1965, с. 24.

11. КУЛОМЗИНА.Н. Финансовые документы царствования Екатерины II. В кн.: Сб. РИО. Т. 28. СПб. 1880, с. XIII.

12. БЛИОХИ. С. Ук. соч. Т. 1, с. 59, 85.

13. БРЖЕСКИЙ Н. К. Ук. соч., с. 127, 165.

14. Министерство финансов 1802 - 1902. Т. 1 (по материалу таблицы на с. 616 - 621); БЛИОХИ. С. Ук. соч. Т. 1, с. 85.

15. СПЕРАНСКИЙ М. М. Ук. соч., с. 7, 21.

16. Министерство финансов. 1802 - 1902. Т. 1 (по материалу табл. на с. 616 - 621); ВИТТЕ С. Ю. Конспект лекций, с. 287; БЛИОХ И. С. Ук. соч. Т. 1, с. 150.

17. БРЖЕСКИЙ Н. К. Ук. соч., с. 180 - 181; ЖУРАВСКИЙ Д. П. Ук. соч., N 11, с. 4 и N 12, с. 355.

18. ВИТТЕ С. Ю. Конспект лекций, с. 287; БЛИОХИ. С. Ук. соч., Т. 1, с. 150.

19. БОЖЕРЯНОВ И. Н. Граф Е. Ф. Канкрин. СПб. 1897, с. 73, 74.

20. BLANC L. Histoire de dix ans. T. 2. Paris. 1844; БЛОС В. История германской революции 1848 г. СПб. 1906, с. 444.

21. Министерство финансов. 1802 - 1902. Т. 1 (по материалу табл. на с. 624 - 629).

22. МИГУЛИН П. П. Ук. соч., Т. 1, с. 150.

23. БЛИОХИ. С. Ук. соч. Т. 1, с. 160, 181 - 184.

24. ВИТТЕ С. Ю. Конспект лекций, с. 288.

25. БОЖЕРЯНОВ И. Н. Ук. соч., с. 139, 140; Русский рубль. Два века истории, с. 38; Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон. Т. 27А, Россия, с. 190.

26. Министерство финансов. 1802 - 1902. Т. 1 (по материалу табл. с. 632 - 639); ВИТТЕ С. Ю. Конспект лекций, с. 288; Русский рубль, с. 63.

27. Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон, т. 27А, с. 190.

28. УСОВ П. С. Столетие дефицитов. - Исторический вестник, 1885, т. 20.

29. Энциклопедический словарь, т. 27А с. 192. Министерство финансов. 1802 - 1902. Т. 1 (по материалу табл. с. 632 - 639).

30. КИСЛИНСКИЙ Н. А. Наша железнодорожная политика по документам архива Комитета министров. СПб. 1902; ПОГРЕБИНСКИЙ А. П. Ук. соч., гл. 4; ВИТТЕ С. Ю. Конспект лекций, лекция 29; Энциклопедический словарь, т. НА, Железные дороги с. 788; Министерство финансов. 1802 - 1902. Т. 1 (по материалу табл. на с. 632 - 639).

31. КУЛОМЗИН А.Н., РЕЙТЕРН-НОЛЬКЕН В. Г. М. Х. Рейтерн. Биографический очерк. СПб. 1910; Министерство финансов. 1802 - 1902. Т. 1 (по материалу табл. на с. 632 - 639); ВИТТЕ С. Ю. Конспект лекций, с. 289; Русский рубль, с. 85.

32. БРЖЕСКИЙ Н. К. Ук. соч., с. 279, таблицы на с. 29, 411; GIRAULT R. Emprunts russes et investissements francais en Russie. Paris. 1973, p. 24.

33. ВИТТЕ С. Ю. Воспоминания. Т. 1, с. 411 - 412; БЛИОХИ. С. Ук. соч. Т. 1, с. 192.

34. КУМПФ З. К вопросу о причинах и следствиях запрещения Бисмарком приема в залог русских ценностей германскими банками. - Вестник МГУ, Серия история, 1968, N 3; GIRAULT R. Op. cit., p. 73.

стр. 44


35. БРЖЕСКИЙ Н. К. Ук. соч., с. 279; Министерство финансов. 1802 - 1902. Т. 1 (по материалу табл. с. 632 - 639); т. 2 (по материалу табл. на с. 640 - 649).

36. СТЕПАНОВ В. Л. Н. Х. Бунте. Судьба реформатора. М. 1998; Энциклопедический словарь Гранат, т. 7. Н. X. Бунте, с. 147.

37. КАНКРИН Е.Ф. Краткое обозрение российских финансов. В кн.: Сб. РИО. Т. 31. СПб. 1880, с. 78.

38. Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон, т. 20А, с. 827; ВИТТЕ С. Ю. Конспект лекций, с. 429.

39. МАРКС К., ЭНГЕЛЬС Ф. Соч. Т. 25. Ч. 2, с. 282.

40. ВИТТЕ С. Ю. Конспект лекций, с. 289.

41. ЮРОВСКИЙ Л. Н. Ук. соч., с. 37.

42. Министерство финансов. 1802 - 1902. Т. 2 (по материалу табл. на с. 640 - 649); FISK Н. Е. English Public Finance from the Revolution of 1688. N. Y. 1920; BAUDIN P. L'argent de la France. Paris. 1914, p. 14; Statistisches Jahrbuch fur das Deutsche Reich. Berlin. 1900, S. 176 - 181.

43. Fisk H. E. Op. cit.

44. ВИТТЕ С. Ю. Воспоминания. Т. 1, с. 430.

45. ПРОКОПОВИЧ С. Н. Народный доход западноевропейских стран. М. -Л. 1930, с. 47.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Кризисы-финансовой-системы-Российской-империи-в-XIX-веке

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Россия ОнлайнContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

В. Е. Юровский, Кризисы финансовой системы Российской империи в XIX веке // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 07.04.2021. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Кризисы-финансовой-системы-Российской-империи-в-XIX-веке (date of access: 11.04.2021).

Publication author(s) - В. Е. Юровский:

В. Е. Юровский → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Россия Онлайн
Москва, Russia
50 views rating
07.04.2021 (4 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Рассматриваются сравнительные определения гипотез Большого Взрыва и Нейтронной Вселенной. Различия заключаются в образовании и существовании нуклонов в своём развитии. - Место нуклонных ядер в развитии расширяющей Вселенной. - Роль гравитационного или потенциального взаимодействия между нуклонами в процессе расширения Вселенной. - Синтез и распад ядер нуклонных объектов. - Какие силы расширяют Вселенную.
Catalog: Физика 
4 hours ago · From Владимир Груздов
Проблемы гипотезы Большого Взрыва можно решить с помощью гипотезы Нейтронной Вселенной. В основу гипотезы Нейтронной Вселенной положена гипотеза образования Вселенной из нейтронного ядра, конечных размеров. При своём вращении нейтронное ядро распадалась на фрагменты, которые в свою очередь распадались на более мелкие нейтронные фрагменты.
Catalog: Физика 
20 hours ago · From Владимир Груздов
Гипотеза построена в первую очередь на данных полученных Бюраканской астрофизической обсерваторией в середине двадцатого века. Многочисленные работы В.А. Амбарцумяна без спорно доказали образование крупных астрономических объектов из сверхплотных объектов, которые являются потенциально взаимодействующими связанными системами.
Catalog: Физика 
Очерки из моей жизни
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
Чтобы выделить энергию при распаде ядра, её надо накопить при синтезе. При любом распаде масса дочернего ядра увеличивается. Это заложено в основе расширения Вселенной. Когда анализируется масса-энергия при ядерных реакциях, принимается во внимание Δ
Catalog: Физика 
3 days ago · From Владимир Груздов
На последней сессии 14-го созыва Национального собрания Социалистической Республики Вьетнам господин Выонг Динь Хюэ стал новым председателем Национального собрания Социалистической Республики Вьетнам. С 98,54% голосом присутствующих делегатов проголосовали за то, чтобы утвердить, член Политбюро, секретарь партийного комитета, глава ханойской делегации XIV Национального собрания (Национальное собрание) XIV созыва Выонг Динь Хюэ был избран председателем Национального собрания, председателем государственной избирательной комиссии. Это одна из четырех важнейших руководящих должностей в госаппарате. Избрание г-на Выонг Динь Хюэ председателем Национального собрания высоко оценено отечественной и международной общественностью.
3 days ago · From V. Grachev
Причины присоединения Поволжья и Приуралья к России
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
"Кристаллизация" горского освободительного движения. Размышления Б. Байтугана об истории мусульман Северного Кавказа и Дагестана
3 days ago · From Россия Онлайн
Великая княгиня Елена Павловна
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
При любом взаимодействии масс, на любом уровне, создаются потенциалы взаимодействия масс в любых процессах расширения Вселенной. Этим определением рассмотрим вопросы, связанные с массой и энергией взаимодействующих объектов. Когда объекты (частицы, молекулы) потенциально взаимодействуют, они создают градиенты потенциального взаимодействия. Эти градиенты регулируют энергию и массу объектов и Вселенной в целом.
Catalog: Физика 
4 days ago · From Владимир Груздов

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
Кризисы финансовой системы Российской империи в XIX веке
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones