Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
Illustrations:

Libmonster ID: RU-7107

Share with friends in SM

Учебник для 5 - 6-х классов средней школы под редакцией проф. А. В. Мишулина. Учпедгиз. 1940. 239 стр. 3 .р. 90 к.

Составление марксистских учебников по гражданской истории является чрезвычайно важной и трудной задачей. Разрешая эту задачу, составители учебника "История древнего мира" должны были учесть важнейшие достижения исторической науки в области древней истории, умело отобрать необходимый минимум материала и подать его в учебнике "в живой, занимательной форме с изложением важнейших событий и фактов в их хронологической последовательности с характеристикой исторических деятелей".

Важность составления марксистских учебников по истории становится особенно понятной, если учесть вредное влияние антимарксистской "школы" Покровского, тяжело отозвавшееся как на разработке вопросов истории, так в особенности на изучения истории в школе. Историзм был изгнан из всех предметов, самая история в школе оказалась взагоне. Преподавалось обществоведение со включением небольших кусочков из истории. Материал освещался упрощенно. События и люди теряли всякий облик, освещались вне исторической связи. Рабовладельцы и феодалы ничем не отличались друг от друга. Любой проходимец, польский ставленник или разбойничья шайка могли рассчитывать, что через Покровского и его "школу" они предстанут перед потомством как вожди и выразители стихийного протеста масс.

Вместо диалектического подхода к истории, с учетом того, что старое умирает, новое растет и побеждает, был выработан грубо механистический подход, извращавший действительную картину развития человеческого общества.

Подлинная история, образы лучших представителей прошлого, историческая книга не доходили до молодежи. История, всегда оставляющая неизгладимый след в умах молодежи, превращалась в скучный перепев нескольких элементарных социологических положений.

Конец такому ликвидаторскому отношению к истории положило историческое решение ЦК ВКП (б) и СНК СССР о преподавании гражданской история. Положение радикально изменилось. Предмет история получил права гражданства, стал одним из ведущих и любимых детьми. Историзм стал обязательной частью всякой программы, а история заговорила языком событий, фактов, "заселялась" людьми, живыми, действующими, борющимися.

Отсутствие в школе учебников ощущалось очень болезненно. Учитель затруднялся в определении тачного объема материала, который должны усвоить учащиеся, ему самому нечего было почитать к урокам. Отсутствие учебников снижало качество преподавания. Треть времени уходила на записывание рассказа учителя, и по этим, конечно, выхолощенным до предела записям ученики готовили уроки.

В старших классах учитель, приспособляясь к ученикам, переходил от лекции к диктовке, в результате он говорил не целыми фразами, а отдельными словами, останавливался по требованию учеников, повторял слова по нескольку раз и т. д. Можно себе представить, что оставалось от истории при таком преподавании, тогда как материал истории требует иногда при изложении то пафоса, то иронии. А учитель становился звукоаппаратом, лишенным индивидуальности.

стр. 126

Ребят тяготило однообразие в замятиях, которое вызывалось отсутствием учебников.

Вышедший в свет учебник по истории древнего мира уже дошел до школы; имеется небольшой опыт работы с этим учебником. Можно уже, опираясь на этот опыт, дать учебнику предварительную оценку.

Следует сказать, что коллектив авторов и редактор проф. Мишулин дали учебник, "подводящий учащихся к материалистическому пониманию истории". В отличие от хорошо знакомых нам учебников Иванова, Добрынина и др. новый учебник содержит обзор событий истории человечества от первобытно-общинного строя до падения рабовладельческого общества в их взаимной связи и взаимодействии, в их движении и развитии, вскрывает борьбу противоположных сил, объясняет переход от старого к новому, показывает прогрессивность революций, знаменующих конец отжившего и торжество нового.

Кроме хронологической последовательности показана и закономерность исторических явлений.

Знаменитое положение Маркса о том, что история общества есть история борьбы классов, демонстрируется в учебнике на конкретном историческом материале.

В вводной главе учебника содержится характеристика первобытно-общинного строя и указываются те условия, которые способствовали возникновению классов. Общественный строй стран древнего Востока характеризуется как рабовладельческий. Авторы указывают, какую роль играло угнетение рабов в различных государствах древнего Востока. Вместе с тем в учебнике даны " отличия древневосточных отношений от порядков, имевших место в развитых античных странах. Подчеркивается роль общины, говорится об эксплоатации не только рабов, но и крестьянства, указано на бесправие и угнетение низших слоев свободного населения.

В нашей литературе разница классовых отношений в странах древнего Востока и в античном мире иногда старалась. В новом учебнике эта грань проведена, хотя, может быть, на специфические особенности восточных обществ следовало бы обратить большее внимание. Ясно показана классовая природа рабовладельческих государств в их конкретных разновидностях. Государство показано и в своей основной роли защитника интересов господ, душителя народного протеста и в роли орудия для расширения границ государства, для завоеваний.

Авторами преодолен упрощенный подход к классовой борьбе, как фактору исторического движения. Они не ограничиваются только описанием крупных восстаний угнетенных классов, но показывают возникновение и развитие классового антагонизма, неизбежность конфликтов, что и делает понятным выступления угнетенных масс как выражение протеста их против нужды и бесправия.

Достоинством учебника является яркий показ некоторых исторических деятелей, которым даны краткие, но убедительные характеристики.

Хеопс, Тутмос III, Эхнатон, Саргон, Хаммурапи, Навуходоносор, Мильтиад Перикл, Сократ, Платон, Аристотель Александр Македонский, Демосфен, Ганнибал, Сципион, Аристоник, Спартак, Юлий Цезарь и до представлены в их делах. Но характеристики исторических деятелей в учебнике весьма неравноценны. Иногда дается четкий и полный образ (Александр Македонский, Ганибал, Спартак и др.), иногда же авторы учебника ограничиваются простым упоминанием или сопровождают его стереотипной фразой, как то: "...самым знаменитым царем халдейского Вавилона был Навуходоносор" "самым крупным царем-завоевателем был Тиглат Паласар", "самым крупным завоевателем среди египетских фараонов был Тутмос III", и т. д. Учащиеся надолго запоминают личность либо по ее делу, либо по ее особенности: оратор, красавец силач хороший полководец Алкивалд, мудрец Аристотель и т. п. Между тем в учебнике очень мало характеристик личных особенностей исторических героев.

Правильно сделали авторы учебника уделив довольно много места мифологии и мифическим героям древнего мира в особенности Греции, потому что эти мифы дожили до наших времен не только в памятниках искусства, но и в речи, в литературе в пословицах и т. д.

Огромное значение имеют в каждом учебнике обобщения. Авторы данного учебника дают нужные обобщения на базе большого фактического материала.

Так, на стр. 130 вывод: "...борьба богатых и бедных, с одной стороны, и рабовладельцев с рабами - с другой, составлял основное противоречие греческого общества" - дан на базе подробного освещения соответствующих фактов из истории Греции и звучит вполне убедительно.

В работе преподавателя истории большое место занимает вопрос, как использовать материал древней истории для характеристики текущих событий, т. е. вопрос о связи с современностью. Авторы учебника дают хороший пример осторожности в этом вопросе. Неопытный учитель часто скатывается на упрощенные сопоставления явлении из жизни народов древностей с условиями жизни народных масс в СССР. Был случай, когда один из таких преподавателей, изложив ученикам миф о Тезее, спросил: "У нас кого мы считаем героем?" Учащимися был назван Водопьянов и учитель всерьез стал сопоставлять мотивы выбора героев в Греции и в СССР хотя это заведомо несравнимые величины Авторы учебника правильно делают, избегая подобных экскурсов из истории Египета в СССР и обратно, потому что это обычно ведет к грубой вульгаризации. А между тем такая "методология" еще кое-где в ходу, и против нее борьба не кончена. Конечно, совсем этот вопрос исключать нельзя, и некоторые сопоставления необходимы. Например нельзя при объяснении условий жизни людей при первобытно-общинном строе не сказать что коммунизм, за который борется СССР,

стр. 127

основан на высочайшей технике, на удовлетворении всех потребностей общества и его членов, что мы не идеализируем первобытного строя. А между тем этот момент не подчеркнут в учебнике, и у читающего его может сложиться впечатление, что переход к классовому обществу - шаг назад в истории.

С точки зрения методической к учебнику также предъявляются большие требования. Учебник должен быть доступным, интересным, удобным для заучивания, систематичным в изложении и кроме того рассчитанным не только на заучивание его текста, но и на то, чтобы научить учащегося размышлять, сопоставлять, делать некоторые выводы.

Качество изложения материала в учебнике в общем хорошее, но иногда чувствуется, что авторы учебника не подумали о доходчивости книги до учащихся. Главы, имеющие центральное значение в учебнике: "Греция", "Рим", - изложены очень хорошо, слабее изложена глава о Египте и совсем плохо - вводная глава, содержащая описание жизни первобытных людей. Последняя изложена очень сухо, в ней не дано ни одной живой черточки из жизни первобытного общества. Язык этой главы тяжел, изложение походит больше на протокольную запись. Едва ли ученик 5 - 6-го класса уяснит себе, например, такое выражение: "Возникшее человеческое общество очень медленно, но все же двигалось вперед" или "Жизнь людей не стояла на одном месте" (стр. 4).

Вообще в абзаце "Племя и род" трактуется совсем не о том, что написано в заголовке. Здесь говорится об использовании огня, об усовершенствовании техники. Выражено это тяжело и неопределенно, вроде "более усовершенствованные орудия из камня называются (? - П. Х.) оружиями "новокаменного века". Или еще дальше: "В связи с этим (приручением животных и скотоводством. - П. Х.) намечается и переход к оседлой жизни. Кочевые орды людей начинают обособляться и занимать определенные земли. Так, еще в конце древнекаменного века возникают племена, т. е. большие объединения родственных групп людей. (Значит, племена образуются только при переходе к оседлой жизни.) Эти племена в свою очередь (? - П. Х.) делятся на роды".

Некоторый схематизм имеет место и в абзаце "Материнский и отцовский род" (стр. 5). Причем это сопровождается, видимо для понятности, многочисленными "так", "теперь", "и вот".

Не вполне вразумительно для учеников сформулирован абзац "Появление государства", где, например, сказано, что "государство давало (? - П. Х.) в руки рабовладельцев власть..."

Вызывает недоумение, почему вопрос об исторических памятниках и летосчислении разбирается после изложения истории первобытного общества.

Главы о Греции и Риме, занимающие 2/3 всей книги, изложены хорошо. Разделы о мифах, эпосе, Спарте, афинской демократии, греко-персидских войнах, классовой структуре римского государства, о Гракхах, Спартаке, заговоре Каталины и др. читаются с интересом. Они написаны просто, сжато и ясно.

Другие отделы учебника, в частности, как было сказано, глава о Египте, написаны несколько хуже. Например, в параграфе шестом этой главы - "Государственный строй в Египте" - без всяких оговорок рассказывается о государственном управлении, о классовом составе, о строительстве Хеопсовой пирамиды и сфинксе. И только в конце довольно неожиданно говорится, что все это относится к истории Древнего царства: "Много пирамид было сооружено в этот (какой? - П . Х. ) начальный период египетского государства. Весь этот (? - П. Х.) период называют Древним царством (3200 - 2400 гг. до н. э.)". В параграфе седьмом мы читаем: "Египет снова начинает возвышаться", - хотя ни о каком его упадке раньше не говорилось, скорее, можно было предполагать обратное. В 20 строках, причем предельно сжатых, почему-то дважды говорится о походах фараонов Среднего царства в Нубию (стр. 23 - 24).

Очень хорош и вполне отработан, как типичный кусочек для урока, параграф девятый - "Борьба с хеттами Рамзеса II", - но почему-то именно этот параграф дан петитом.

Несмотря на указанные недостатки можно сказать, что в целом материал в учебнике дан хорошо и доступно. Мы проверили ряд учащихся, работающих по учебнику. Их отзывы единодушны: "Написано хорошо, интересно, понятно". Многие говорят, что они не только готовят урок, но увлекаются и читают учебник независимо от урока. Это, несомненно, положительный факт, так как учебник истории должен быть одной из книг для чтения не только для молодежи, но и для взрослого населения.

В следующих изданиях, не меняя расположения материала, необходимо многие формулировки сделать более четкими и прежде всего устранить трудные и громоздкие. Не должен учебник для 5 - 6-х классов оставлять без пояснения такие фразы: "Это была типичная рабовладельческая философия", "Если Геродот многое объясняет вмешательством богов, то Фукидид ищет причины исторических событий в поступках людей". Едва ли понятно учащимся и такое изречение: "Научную глубину Фукидид сочетает с большой художественностью изложения". В учебнике для 5 - 6-х классов надо избегать таких сочетаний. Лучше отдельно указать и на научные достоинства и художественность изложения у Фукидида. Приведенная формулировка чужда строю языка 11-летнего ученика.

Безусловно недопустимыми являются следующие формулировки и им подобные: "Платон считал, что в основе мира лежит не материя, а бог, мысль или идея". Конкретно мыслящий пятиклассник так и представит себе, как это бог или идея лежат в основе мира. Этот оборот авторы повторяют и в другом месте: "Демокрит счи-

стр. 128

тал, что в основе мира лежит не бог и не какой-либо дух, а материя".

*

Иллюстрирован учебник прекрасно. В этом его большое достоинство. Ни один из старых учебников не может сравниться в этом отношении с новым, советским учебником. В нем на 235 страницах дано 159 рисунков и 9 карт.

Благодаря этому учебник выглядит очень привлекательно. Рисунки интересны и разнообразны по характеру, здесь и портреты, и памятники, и произведения художников. Они дают возможность учащемуся лучше представить эпоху. Например, 20 рисунков в главе о Египте дают всестороннее представление о природе, письменах, изобразительном искусстве египтян, об условиях труда в различных видах. Здесь показаны статуи богов, изображения саркофагов, воинов, пленников, храмов, построек и т. д.

Хорошо и то, что рисунки не описываются в тексте, а составляют самостоятельную часть книги. Они сами могут быть предметом изучения как в классе, так и дома. На них можно построить интересную систему заданий для самостоятельных работ учащихся.

Рисунки сделаны очень четко, не смазаны и привлекают внимание. Можно пожелать только, чтобы некоторые портреты и статуи во втором издании были даны не в линейном, а в объемном изображении.

Карты исполнены хорошо и, безусловно, будут способствовать закреплению в памяти и точному уяснению местонахождения географических пунктов, в которых проходили описываемые исторические события.

Вообще книга издана добросовестно. Издательство учло особенности потребителя - ученика 5 - 6-го класса. Изящные заставки, концовочки после глав сделаны любовно и с пониманием особенностей детского восприятия. Дети - большие деталисты, они ничего не упустят, все заметят, просмотрят, обсудят много раз.

В учебнике важно, чтоб материал был хорошо организован и расположен. Этому требованию новая книга удовлетворяет. Материал разбит четко на главы. Каждая глава снабжена боковыми подзаголовками, которые имеют для учащихся огромное значение: они помогают им в расчленении материала на его важнейшие части, облегчают продумывание, приучают их готовить и отвечать урок по плану.

Очень удачным является постановка ударений над некоторыми словами (именами, названиями городов и др.). Много ошибок делалось всегда в ударениях; теперь Капуля, Север будут произноситься и учителем и учеником правильно.

В общем советская школа имеет теперь доброкачественный, научно выдержанный учебник, который будет крупным фактором повышения содержательности и выдержанности преподавания истории в школе.

 

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Критика-и-библиография-Рецензии-История-древнего-мира

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Svetlana LegostaevaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Legostaeva

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

П. ХОЛМОГОРЦЕВ, Критика и библиография. Рецензии. История древнего мира // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 18.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Критика-и-библиография-Рецензии-История-древнего-мира (date of access: 21.09.2020).

Found source (search robot):


Publication author(s) - П. ХОЛМОГОРЦЕВ:

П. ХОЛМОГОРЦЕВ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Svetlana Legostaeva
Yaroslavl, Russia
741 views rating
18.08.2015 (1861 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Новый социализм нужно строить, опираясь на новую теорию социализма. Новая теория социализма отказывается от диктатуры пролетариата, ибо практика развития старого социализма показала, что диктатура пролетариата не может быть не чем иным, как только диктатурой кучки коммунистических чиновников, или, как очень остроумно назвала её Роза Люксембург «диктатурой НАД пролетариатом». А появление у руля этой диктатуры таких предателей как Ельцин, неизбежно ведёт социализм к краху. Новый социализм, построенный на старой теории, ждёт такая же участь.
Малоизвестные страницы истории Великой Отечественной войны. Сейчас, когда открылись как отечественные, так и зарубежные архивы, стало возможным воссоздать картину одного из драматических эпизодов самого начального периода войны..... Западный фронт, бои в июне-июле 1941 года на втором стратегическом рубеже..... 22-ая армия под командованием генерал-полковника Ф.А. Ершакова..... Бои армии в Белоруссии на берегах реки Западная Двина на участке Дрисса - Дисна - Полоцк..... Начало широкого наступления немцев на восток было положено с маленького плацдарма в районе города Дисна
Catalog: История 
В статье рассматривается отражение образа Соловья-разбойника в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" в связи с эпизодом свиста Бегемота и Коровьева при прощании героев с Москвой, а также связь образа Бегемота с образом Соловья-разбойника и героя древнеиндийского эпоса - Панду, а шире - связь русской литературы через "Закатный роман" Булгакова и поэму "Руслан и Людмила" А. С. Пушкина с древнеиндийскими произведениями: "Махабхаратой" и "Рамаяной".
Солнечная система является фрагментом распада нейтронного ядра нашей Галактики Млечный путь. Выброс нейтронного фрагмента Солнца из нейтронного ядра нашей Галактики произошёл приблизительно 10млр. лет назад. Всё это время нейтронный фрагмент перемещается по одному из спиральных рукавов нашей Галактики. Расширение происходит примерно по гиперболической траектории, которая вращается вокруг центра. Полный оборот вокруг центра нейтронного ядра Галактики, Солнце совершает примерно за 230млн.лет. Удаление от центра Галактики до Солнечной системы \simeq27700св. ле
Catalog: Физика 
9 days ago · From Владимир Груздов
Раскрытие тайны диалектики идеального и материального в реальном мире и в сознании человека
Catalog: Философия 
19 days ago · From Аркадий Гуртовцев
Энергия частицы является ключевым объяснением расширения Вселенной. В процессе расширения Вселенной участвуют пять частиц. Четыре массовые - нейтрон, протон, электрон и позитрон. Пятая частица условно без массовая - фотон. Позитрон и фотон не являются строительными кирпичиками материи Вселенной. Эти частицы выполняют вспомогательные функции в процессах преобразования материи и расширения Вселенной. Окружающий материальный мир организован из нейтронов, протонов и электронов. Сочетания, комбинации и перестановки этих трёх частиц, образуют окружающий нас мир
Catalog: Физика 
23 days ago · From Владимир Груздов
При любом взаимодействии масс, на любом уровне, создаются потенциалы взаимодействия в любых процессах расширения Вселенной. Этим определением рассмотрим вопросы, связанные с массой и энергией взаимодействующих объектов. Когда объекты (частицы, молекулы) потенциально взаимодействуют, они создают градиенты потенциального взаимодействия. Эти градиенты регулируют энергию и массу объектов и Вселенной в целом.
Catalog: Физика 
39 days ago · From Владимир Груздов
Жан Ланн
Catalog: История 
43 days ago · From Россия Онлайн
Кризис муниципальных финансов в России в 1917 г.
Catalog: Экономика 
43 days ago · From Россия Онлайн
Благотворительная деятельность предпринимателей Парамоновых на Дону. 1914-1915 гг.
Catalog: История 
43 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 
Наталья Свиридова·jpg·25.22 Kb·131 days ago

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
Критика и библиография. Рецензии. История древнего мира
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2020, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones