Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-6708

Share with friends in SM

(И. ТЭН. Философия искусства, с пред. Ю. Янель. Изогиз, 1933)

Изогиз выпустил - притом очень тщательно - книгу Тэна "Философия искусства". Совершенно естественно, что, выпуская работу такого крупного представителя буржуазной науки, издательство обязано было дать в предисловии достаточно полную и ясную характеристику Тэна как идеолога, как политика, как историка.

Здесь не место давать оценку характеристики, данной в предисловии Ю. Янель Тэну как критику, как искусствоведу, хотя совершенно очевидно, что она выдержана слишком уж в объективистских, либеральных тонах. На протяжении нескольких страниц автор предисловия несколько раз успевает согласиться с Тэном: ("Нам решительно нечего возразить против... центральной мысли Тэна" (стр. VIII); "нечего возражать непосредственно против данного основного положения Тэна" (стр. XIII), охарактеризовать его как "материалиста в области философии искусства" (стр. VIII, разрядка автора предисловия), указать, что оценка эпохи Возрождения у Тэна "напоминает" характеристику ее у Энгельса (стр. X) и т. д. Но мы не можем пройти мимо того факта, что в предисловии к советскому изданию работы Тэна, где дана его развернутая характеристика, ни единым словом не упомянуто о том враждебном памфлете на революцию, которому Тэн посвятил всю вторую половину своей жизни и деятельности, - мы говорим о "Происхождении современной Франции", - и который был его формой участия в борьбе против Коммуны, против движения пролетариата.

стр. 168

Если бы т. Янель ограничилась только изложением искусствоведческих взглядов Тэна, сделанным на наш взгляд неудачно, то это умолчание можно было бы как-нибудь понять. Но в предисловии дана характеристика исторической концепции Тэна и указано, что ее "основным пороком... является то, что для него (Тэна - И. М. ) не существует общественных классов и классовой борьбы" (стр. XIV). Ю. Янель в тех же тонах и выражениях, в которых мы характеризуем обычно французских материалистов XVII в. меланхолически отмечает, что "на примере исторической концепции Тэна снова подтверждается, что метафизический материал в своем практическом применении при последовательном дальнейшем развитии не может не превратиться в свою собственную противоположность, т. е. в идеализм" (стр. XIV). Ипполит Тэн предстает перед читателями не только как метафизический материалист, не сведший концов с концами в своем мировоззрении, он оказывается и наивным либералом, который "полон еще веры, что буржуазный строй действительно осуществляет те идеалы, которыми вдохновлялись передовые слои буржуазии в эпоху ее классового восхождения, представляя их себе как поборников за благо всего человечества" (стр. XV). Так выглядит в изображении т. Янель человек, в 70 - 80-х годах ставший знаменем всей наиболее реакционной и консервативной части буржуазной науки, работы которого вызвали отпор даже со стороны либеральных историков. А между тем, если верить предисловию, "в работе Тэна читатель найдет немало таких строк, которые звучали бы чрезвычайно наивно даже в устах современного буржуа". Как мог автор предисловия, давая классовую характеристику Тэна, умолчать о том, что любой, наиболее реакционный современный буржуа, характеризуя роль масс в революции, будет апеллировать именно к Тэну? Знает ли Ю. Янель, что даже либерал Кареев характеризовал работу Тэна как "патологию французской революции"? Тов. Янель нашла место в своем предисловии для того, чтобы упомянуть о том, что "после революции 1848 г. двадцатилетний Тэн был отстранен от университетской кафедры" (стр. VI), но не нашла места, чтобы упомянуть хотя бы в нескольких строках о том, как Тон отнесся к Коммуне. Вся ее характеристика Тэна дана в совершенно ложных тонах - не дан весь Тэя так, как он сложился к 70-м годам, совершенно обойден решающий период в его деятельности, когда он выступил как "воинствующий буржуа". Вместо этого Ю. Янель рекомендует читателю удивляться "наивности" Тэна, когда он "восторгается равенством", которое якобы водворяется в буржуазном обществе, восторгается "демократическим государственным строем древней Греции". Если верить предисловию, в лице Тэна "находит тонкое отражение соглашательская политика буржуазии" (стр. XV). Озлобленный враг Коммуны и пролетариата, сбросивший с себя "эстетическое гурманство" как только разразилась пролетарская революция, исчез; у Ю. Янель остался "метафизический материалист" и наивный либерал не ко двору "современному буржуа", изгнанный в молодости с кафедры за сочувствие революции. Больше того: оказывается, что проблемы, выдвинутые Тэном, имеют непосредственное отношение к проблемам социалистического реализма. В таком приглаженном виде предстал преображенный Тэн перед советским читателем.

Возможно, что Ю. Янель незнакома с тем, что представлял собой Тэн как историк, как отнесся он к Коммуне, какое место занимает в истории идеологии воинствующей и реакционной буржуазии третьей республики. Но это она могла бы выяснить из биографии Тэна в любой буржуазной энциклопедии. Если автор предисловия о Тэне незнаком с такими основными фактами его жизни, тогда это просто проявление исторической малограмотности, совершенно непростительной для советского искусствоведа. Писать о Тэне и не знать его биографии 70-х годов, не знать его основного исторического труда - вещь совершенно непростительная и слишком мало вероятная. Но если умолчание обо всем этом этапе деятельности является сознательным, то оно преследует цель обеления Тэна, реабилитацию его едва ли не как предшественника материалистического понимания истории литературы. Эта попытка прикрашивании Тэна является не случайной, не единичной и тем более политически вредной. Предисловие Ю. Янель - грубый политический промах и автора и Изогиза.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Критика-и-библиография-Рецензии-КАК-НЕЛЬЗЯ-ПИСАТЬ-ПРЕДИСЛОВИЙ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Vladislav KorolevContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Korolev

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

И. МОХОВ, Критика и библиография. Рецензии. КАК НЕЛЬЗЯ ПИСАТЬ ПРЕДИСЛОВИЙ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 14.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Критика-и-библиография-Рецензии-КАК-НЕЛЬЗЯ-ПИСАТЬ-ПРЕДИСЛОВИЙ (date of access: 15.10.2019).

Found source (search robot):


Publication author(s) - И. МОХОВ:

И. МОХОВ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Vladislav Korolev
Moscow, Russia
737 views rating
14.08.2015 (1523 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Реплика. Компрессия данных
19 hours ago · From Михаил Идельчик
В макроскопической реальности гравитация определяется массой. В микроскопической реальности, где масса частиц практически нулевая, действует вращательный вид гравитации. Вращательный вид гравитации формируется посредством вращающихся микрочастиц, которые закручивают вокруг себя гравитонные сферы, которые, как в водовороте, притягивают микрочастицы друг к другу.
Catalog: Физика 
Энтропия и релятивизм 2
Catalog: Философия 
21 hours ago · From Михаил Идельчик
Текстовый фрактал
2 days ago · From Михаил Идельчик
Реплика. Пятый постулат в теории информации
Catalog: Философия 
2 days ago · From Михаил Идельчик
Опыты с Информацией
Catalog: Философия 
2 days ago · From Михаил Идельчик
Информация. Критерий Винера
Catalog: Философия 
2 days ago · From Михаил Идельчик
Родителем нашей науки как зданья, единого принципом, есть Аристотель, оперший Познанье на имманентизм — примат зримого, бренного мира над тайным нам миром Причины: над Богом, Творцом — Сатаны, Его тени, над Сердцем — Ума.
Catalog: Философия 
4 days ago · From Олег Ермаков
КТО ПРОТИВ КОГО УСТРОИЛ ЗАГОВОР?
5 days ago · From Россия Онлайн
РОССИЙСКИЕ МАСОНЫ XX ВЕКА
Catalog: История 
5 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
Критика и библиография. Рецензии. КАК НЕЛЬЗЯ ПИСАТЬ ПРЕДИСЛОВИЙ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones