Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-7578

Share with friends in SM

Институт Маркса - Энгельса - Ленина. Партиздат ЦК ВКП(б). 1937. 559 стр.

14 марта 1883 г. не стало Маркса. Отныне Энгельсу предстояло одному оставаться на своем боевом посту. Смерть Маркса разорвала беспримерный в истории союз, который в течение четырех десятилетий связывал двух гениев революционного пролетариата.

С тем большей ответственностью перед рабочим классом всего мира - перед настоящим и будущим этого класса - 63-летний Энгельс решает сосредоточить свои силы на нескольких важнейших задачах. Первая из них - дальнейшее руководство международным рабочим движением. Продолжая дело, начатое им рука об руку с Марксом, Энгельс и в дальнейшем объединяет, сплачивает, направляет передовые шеренги рабочего движения Западной Европы и Америки; он продолжает борьбу за создание и укрепление марксистских революционно-пролетарских партий. "Мы должны ведь, покуда это в моих силах, - пишет Энгельс Бебелю в апреле 1883 г., - во что бы то ни стало сохранить те многочисленные нити из всех стран, которые до сих пор добровольно сходились в кабинете Маркса"1 . Наряду с этим Энгельс считает своей неотложной обязанностью обработку и издание оставшихся после Маркса рукописей "Капитала", переиздание и популяризацию важнейших работ Маркса, вышедших при его жизни, а также обработку некоторых не законченных Марксом рукописей. В более отдаленной перспективе Энгельс намечал "год работы" "над биографией Маркса и над историей немецкого социалистического движения за период 1843 - 1863 гг. и Интернационала 1864 - 1872 гг."2 . Со свойственной ему величайшей скромностью Энгельс отодвинул на последнее место свои большие теоретические и исторические труды, которые были им, начаты до смерти Маркса (в том числе "Диалектику природы" и большую работу по истории Германии).

В вышедшей недавно первой части XVI тома сочинений Маркса и Энгельса собраны исследования и статьи Энгельса за 1883 - 1889 годы. Приступая к изучению этого тома, читатель не должен забывать, что содержащиеся в нем произведения Энгельса далеко не исчерпывают всего того, что написано Энгельсом в эти годы. Во-первых, руководство Энгельса международным рабочим движением 80-х годов нашло наиболее яркое выражение в его письмах, вошедших в XXVII и в XXVIII томы сочинений. Во-вторых, много труда поглотила подготовка к печати II и III томов "Капитала". Недаром Ленин писал, что "эти два тома "Капитала" - труд двоих: Маркса и Энгельса"3 . Наконец, известное произведение Энгельса "Людвиг Фейербах", написанное им в 1886 г. и вновь обработанное в 1888 г., вошло в XIV том сочинений. И вся эта огромная работа отмечена той гениальной смелостью и глубиной мысли, той кипучей энергией и революционной страстью, которые не покидали Энгельса до его последнего вздоха.

*

Первое и центральное место в рецензируемом томе занимает "Происхождение семьи, частной собственности и государства".


1 "Архив Маркса и Энгельса". Т. I (VI), стр. 226. Партиздат, 1932.

2 Там же.

3 Ленин. Соч. Т. 1, стр. 414.

стр. 177

Энгельс рассматривал эту свою работу как выполнение завещания Маркса. В предисловии к первому изданию книги (1884 г.) Энгельс писал: "Сам Карл Маркс собирался изложить результаты исследований Моргана в связи с выводами своего - в известных пределах, я могу сказать, нашего - материалистического изучения истории и только таким образом выяснить все их значение" (стр. 7). Марксу не удалось закончить этой работы. Но в распоряжении Энгельса оказались подробные выписки из Моргана, сделанные Марксом и снабженные его критическими замечаниями. Эти материалы Маркса Энгельс положил в основу своей книги.

"Происхождение семьи, частной собственности и государства" занимает одно из виднейших мест в классическом наследии Маркса и Энгельса. Недаром Ленин в своей лекции о государстве, прочитанной студентам-свердловцам в 1919 г., рекомендовал своим слушателям работу Энгельса как "одно из основных сочинений современного социализма, в котором можно с доверием отнестись к каждой фразе, с доверием, что каждая фраза сказана не наобум, а написана на основании громадного исторического и политического материала"1 .

Как и все другие теоретические работы Энгельса, эта книга появилась в прямой связи с задачами борьбы за революционный марксизм, за пролетарскую партию. Энгельс намеревался дать передовым рабочим книгу, которая, по его собственным словам, "имела бы особое значение для нашего общего мировоззрения". При этом Энгельс собирался учинить Бисмарку "каверзу" и написать эту книгу так, чтобы она беспрепятственно прошла через прусско-германскую цензуру. Когда он, однако, добрался до вопроса о частной собственности как источнике классовых противоречий, он категорически заявил в письме к Бебелю, что эту главу он просто не может написать так, чтобы она уложилась в рамки закона против социалистов: "Было бы нелепо лишь "объективно" излагать Моргана, а не истолковать его критически и, использовав вновь достигнутые результаты, изложить их в связи с нашими воззрениями и уже полученными выводами... И поэтому вещь должна быть серьезно обработана, тщательно взвешена и доведена до окончательных выводов, - но и должна быть написана без оглядки на исключительный закон"2 .

Уводя читателя в глубь тысячелетий, к "детству человеческого рода", Энгельс ни на йоту не отрывает его от современности, а, напротив, учит понимать ее глубже и правильнее. Когда Энгельс писал свою книгу, он видел перед собой рабочего-читателя капиталистических стран. Но уже самое название книги говорит о том, до какой степени актуальна каждая ее строка в наше время, когда под руководством партии Ленина - Сталина рабочий класс нашей родины, завоевав государственную власть, построил и укрепил великое социалистическое государство рабочих и крестьян. Не случайно книга Энгельса впервые стала достоянием широчайших масс именно в Советском союзе, экономическую основу которого, как гласит статья 4-я Сталинской Конституции, "составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплоатации человека человеком".

Маркс и Энгельс первые показали и доказали, что ни частная собственность, ни деление общества на классы, ни государство буржуазии отнюдь не являются "вечными" институциями, как твердили ученые лакеи эксплоататоров. Маркс и Энгельс доказали, что все эти категории исторические, что они смертны, что их неминуемо уничтожит победоносная социалистическая резолюция.

Работа Моргана оказалась ценнейшим подспорьем для Маркса и Энгельса, так как она, по словам Энгельса, дала "нам своей доисторией отсутствовавшую


1 Ленин, Соч. Т. XXIV, стр. 364.

2 "Архив Маркса и Энгельса". Т. I (VI), стр. 251.

стр. 178

до сих пор фактическую основу"1 . Опираясь на выводы, Моргала, Энгельс в центре своей работы ставит вопрос о государстве. В течение тысячелетий государство было только орудием того или иного экономически господствующего класса для подавления и эксплоатации классов угнетенных. Государство эксплоататоров есть само по себе, как писал Энгельс, не что иное, как "признание, что это общество запуталось в неразрешимое противоречие с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно" (стр. 345). Нет, и не может быть мира между эксплоататорами и эксплоатируемыми! Весь ход мысли Энгельса приводит читателя к выводу, что только диктатура рабочего класса может и должна уничтожить классовое деление общества и навсегда похоронить эксплоатацию одних людей другими.

Такова центральная идея учения Маркса и Энгельса, и именно против нее в течение 90 лет тщетно ополчались все открытые и скрытые враги рабочего класса: от "истинных" социалистов и Прудона, от лассальянцев и бакунистов вплоть до презренных троцкистско-бухаринских бандитов, продавшихся душой и телом самой зверской разновидности буржуазной диктатуры - фашизму.

*

Значительная часть тома занята предисловиями и вводными статьями Энгельса к переизданиям и иностранным переводам работ его и Маркса. Некоторые из этих введений представляют собой настоящие шедевры по богатству мысли и по блеску изложения. Почти в каждом из них Энгельс сжато, но чрезвычайно выпукло характеризует историческую обстановку, когда впервые появилось в свет то или иное произведение, и место его в развитии марксовой теории. Если Энгельс и не осуществил, к сожалению, своего намерения написать биографию Маркса и историю рабочего движения 40 - 70-х годов, то исторические экскурсы Энгельса дают руководящую нить для такой истории. В то же время Энгельс наглядно показывает, в какой мере произведения Маркса и самого Энгельса, возникшие на иной, более ранней ступени классовой борьбы, сохраняют всю свою актуальность и силу и в более поздние периоды; как разрешение самых глубоких теоретических проблем теснейшим образом связано с ответом на боевые вопросы политического момента.

В ряде статей Энгельс обращается к началу своей совместной с Марксом революционной работы. Эти статьи являются прекрасной иллюстрацией к словам Ленина: "Энгельс всегда, - и, в общем, совершенно справедливо, - ставил себя позади Маркса... Его любовь к живому Марксу и благоговение перед памятью умершего были беспредельны"2 .

Энгельс пишет неоднократно, что к идее диалектического материализма оба друга "постепенно подходили еще за несколько лет до 1845 года" (стр. 158). Энгельс ссылается на свою первую крупную работу - "Положение рабочего класса в Англии", - как на мерило того, насколько ему удалось самостоятельно продвинуться в этом направлении. В приложении к американскому изданию этой книги (1887) Энгельс пишет, что ее "общая теоретическая точка зрения" еще далеко не вполне совпадает с революционной теорией пролетариата, которая лишь в дальнейшем "благодаря прежде всего и почти исключительно работам Маркса" развилась в науку. Книга молодого Энгельса была, по его словам, лишь "одной из фаз... зародышевого развития" этой науки, и подобно тому, как эмбрион человека в своих ранних фазах воспроизводит еще жаберные дуги своих предков, так и эта книга еще повсюду отмечена следами одного из предков марксизма - немецкой философии (стр. 255).

Энгельс, разумеется, умалчивает о том, что "Положение рабочего класса в Англии", вышедшее из-под пера 24-летнего юноши, навсегда вошло в золотой


1 "Архив Маркса и Энгельса". Т. I (VI), стр. 251.

2 Ленин. Соч. Т. I стр. 414.

стр. 179

фонд человечества как потрясающий по силе обвинительный акт против класса буржуазии. В приложении и в предисловии к американскому изданию книги (стр. 250 - 256 и 315 - 329 рецензируемого тома) Энгельс говорит, что если английский капитализм уже и вышел из того возраста, в котором он находился в 1844 г., и если "буржуазия достигла новых успехов в искусстве скрывать нищету рабочего класса", то ей все же никак не удастся скрыть того, что капитализм всюду толкает пролетариев в пучину голода, нищеты и физического вырождения. Наряду с этим Энгельс дает в упомянутых статьях лаконичный, но замечательно глубокий очерк особенностей и задач рабочего движения в Соединенных штатах в конце 80-х годов.

В серии статей, напечатанных в цюрихском "Социал-демократе" и объединенных под общим названием "К истории Союза коммунистов", Энгельс более подробно освещает первые этапы своей совместной с Марксом научной работы и революционной борьбы. Уже при встрече обоих друзей летом 1844 г. в Париже выяснилось их "полное согласие во всех теоретических областях". При следующей встрече с Энгельсом, весною 1845 г. в Брюсселе, Маркс "уже развил в главных чертах свою материалистическую теорию истории, и мы принялись за детальную разработку этих новых воззрений в самых разнообразных направлениях" (стр. 214).

Одним из первых значительных результатов этой теоретической работы Маркса была, как известно, направленная против Прудона "Нищета философии". В вводной статье к первому немецкому изданию "Нищеты философии" Энгельс рассказывает о том, как после долгих ночных споров Маркса с Прудоном по вопросам экономической теории между ними (по инициативе Маркса) произошел окончательный разрыв (стр. 174). Этот разрыв и был ознаменован появлением "Нищеты философии".

Но энгельсовское предисловие к немецкому изданию "Нищеты философии" направлено уже не против Прудона, к тому времени давно растерявшего своих сторонников и основательно забытого. "Мог ли он (Маркс. - М. З.) знать, что, направляя свои стрелы в Прудона, - пишет Энгельс, - он попадает в кумира современных карьеристов Родбертуса, которого он в то время не знал даже по имени" (стр. 174). В свете марксовой "Нищеты философии" Энгельс подвергает уничтожающей критике плоские писания Родбертуса, ставшего как раз в 80-х годах знаменем "ученых" карьеристов, рвавшихся к бисмарковской кормушке.

После разрыва с Прудоном Маркс и Энгельс с удвоенной энергией принялись завоевывать сторонников своей теории и сплачивать их, закладывая первые камни пролетарской партии. "Мы отнюдь не намеревались, - пишет Энгельс, - сообщить о новых научных результатах исключительно "ученому" миру, изложив их в толстых книгах... На нас лежала обязанность научно обосновать наши взгляды, но не менее важно было для нас - убедить в правильности наших воззрений европейский и, прежде всего германский пролетариат. Когда мы самим себе все уяснили, мы приступили к работе" (стр. 214 - 215).

Первым крупным успехом в этом направлении, успехом, имевшим всемирно-историческое значение, было создание "Союза коммунистов". Летом и осенью 1847 г. состоялись при участии Маркса и Энгельса два конгресса "Союза" (Маркс присутствовал лично только на втором из них, в ноябре 1847 г.). Зимой 1847 - 1848 г. был написан и вышел в свет бессмертный "Манифест коммунистической партии". В статьях, вошедших в рецензируемый том, Энгельс неоднократно возвращается к истории и к значению этого программного документа международного коммунизма (стр. 158, 208, 218, 291, 305 - 309). "Союз коммунистов" был только горсточкой передовых рабочих нескольких стран, главным образом немецких рабочих-эмигрантов. "Но у этого незначительного боевого отряда, - подчеркивал Энгельс, - был в лице Маркса первоклассный вождь, которому все охотно под-

стр. 180

читались, и была, благодаря ему, принципиальная и тактическая программа, сохранившая все свое значение и до сих пор, - "Коммунистический манифест" (стр. 165).

Революционные битвы 1848 г. полностью подтвердили созданную Марксом и Энгельсом теорию. Правда, "перед лицом поднявшегося теперь движения народных масс Союз оказался слишком слабым орудием воздействия" (стр. 220). Зато Маркс и Энгельс создали для себя в 1848 г. новый мощный рычаг политического воздействия на массы, история которого изложена Энгельсом в статье "Маркс и "Новая Рейнская газета".

Эта газета, душой которой был Маркс, выступила под знаменем демократии, "но демократии, выдвигавшей повсюду, по каждому отдельному случаю свой специфический пролетарский характер" (стр. 167). Энгельс с заслуженной гордостью пишет о славной "Новой Рейнской газете", что она была "единственной в Германии и почти во всей Европе, которая высоко держала знамя разгромленного пролетариата в тот момент, когда буржуазия и мещанство всех стран обливали побежденных своей грязной клеветой" (стр. 171).

В предисловии к брошюре "К. Маркс перед судом присяжных" (1885) Энгельс снова возвращается к бурным 1848 - 1849 гг. и напоминает об одном из знаменательных эпизодов этих лет: о попытке прусского правительства посадить революцию - в лице Маркса - на скамью подсудимых. В своей защитительной речи, которую резюмирует и комментирует Энгельс, Маркс не защищался, а выступил обвинителем трусливой и лицемерной прусской буржуазии. Энгельс напоминает эту речь немецким рабочим, находившимся в 80-х годах в тисках бисмарковского исключительного закона против социалистов. Пролетарскую партию запретить нельзя и нельзя осудить, не раз говорили Маркс и Энгельс. И эти слова бьют прямо в лоб тупоумных властителей современной фашистской Германии, вообразивших, будто они могут "запретить" марксизм, "запретить" ленинско-сталинскую партию германских большевиков, которая стойко борется за дело коммунизма и которая победит наверняка, сколько бы концлагерей и эшафотов ни воздвигали для нее фашистские каннибалы.

*

Революция 1848 г. была разгромлена, Маркс, и Энгельс были вынуждены покинуть Германию, и обосновались в Англии. Предисловие Энгельса к третьему немецкому изданию "Восемнадцатого брюмера Луи Бонапарта", вышедшему в 1885 г., отмечает исключительное мастерство, проявленное Марксом в этой работе, подводившей своего рода итог революции 1848 г. во Франции. "Такое превосходное понимание живой истории дня, - пишет Энгельс, - такое ясное проникновение в смысл событий в самый момент, когда они происходили, поистине беспримерно" (стр. 189). Но и сам Энгельс в своем коротеньком предисловии к "Восемнадцатому брюмера Луи Бонапарта" дает в нескольких строках великолепную характеристику особенностей исторического развития Франции, начиная со средних веков.

В 1852 г., вскоре после кельнского процесса, инсценированного Штибером, этим, по выражению Энгельса, "подлейшим полицейским негодяем нашего столетия" (стр. 208), "Союз коммунистов" отходит в прошлое.

В первой части XVI тома читатель найдет ряд мест, относящихся к I интернационалу - этой "второй, бесконечно более широкой" чем "Союз коммунистов" форме международного рабочего движения (стр. 226). В частности Энгельс направляет несколько метких стрел против предателей-лассальянцев, пытавшихся направить немецких рабочих "по феодальному и правительственному фарватеру" (стр. 174), и против заклятых врагов марксизма - анархистов-бакунистов, проповедывавших в убожестве своем прудонизм, да еще в упрощенном издании (стр. 275).

Против эпигонов прудонизма направлено и предисловие Энгельса ко второму изданию его "Жилищного вопроса" (1887). Здесь главный огонь направлен против

стр. 181

мелкобуржуазных шатаний в рядах германской социал-демократии. Со всей категоричностью Энгельс заявляет, что "в самой социал-демократической партии, включая сюда и фракцию рейхстага, находит себе место определенного сорта мелко-буржуазный социализм". Энгельс решительно предостерегает рабочих против оппортунистов, которые "ограничиваются одним лишь социальным штопаньем" и "могут даже сочувствовать реакционнейшим стремлениям". Вскрывая, социальные корни этого оппортунизма в Германии 80-х годов, Энгельс требует от социал-демократической партии, чтобы она отдала себе отчет в том, что в рядах партии существует оппортунистическое направление, и что это направление может принять еще "более устойчивую форму и более определенные контуры" (стр. 277). Энгельс призывает сознательных рабочих к борьбе против лжесоциалистов, обманывающих рабочих и предающих дело борьбы за социализм; это, пишет Энгельс, - "злейшие враги рабочего класса, волки в овечьей шкуре" (стр. 255).

В нескольких статьях Энгельс откликается на ряд событий 1883 - 1889 годов. Своими указаниями старый мастер революционно-пролетарской политики помогает социалистам Западной Европы и Северной Америки определять свою линию в запутанной подчас обстановке. Особенно тщательно Энгельс руководит германской социал-демократией. В произведениях, вошедших с данный том, Энгельс не раз подчеркивает те величайшие надежды, которые он возлагает на победу русской революции. Энгельс не сомневался в том, что в этой победе предстояло вызвать решительный поворот в истории всего человечества и в первую очередь в истории стран Западной Европы (стр. 263 - 266, 464, 514).

*

Над историей средневековой Германии Энгельс работал еще в 1850 г., когда он готовил свою "Крестьянскую войну". О том, как глубоко он знал Германию XVI в., говорит, между прочим, его известное письмо Лассалю от 18 мая 1859 г. по поводу "Франца фон-Зикингена". В конце 70-х и начале 80-х годов Энгельс, видимо, основательно засел за древнегерманскую историю. Он имел в виду обобщить результаты своих исследований в отдельной большой работе. В конце 1882 г. Энгельс написал статью о немецкой марке (общине), которая вошла в виде приложения в брошюру "Развитие социализма от утопии к науке". Об этой статье Энгельс писал: "Это - первый плод моих работ по немецкой истории, которой я занимаюсь несколько лет, и я очень рад, что могу поднести его в первую очередь не педантам и прочим "образованным", а рабочим"1 .

В письмах Энгельса к Марксу - еще за несколько месяцев до смерти Маркса - можно найти упоминания о том, что Энгельс продолжает усиленно заниматься древними германцами. В письмах к Марксу от 15 и 16 декабря 1882 г. Энгельс подвергает существенной критике те противоречия, в которых запутался Маурер, и развивает свой замечательный тезис о "возникновении (в Германии. - М. З. ) второго крепостного права с середины XV столетия". Там же Энгельс анализирует влияние, этого явления на промышленную отсталость Германии в XVII - XVIII веках2 . Ответное письмо Маркса не сохранилось, но, видимо, Маркс одобрил соображения Энгельса, так как 22 декабря (в предпоследнем из сохранившихся писем Энгельса Марксу) Энгельс писал: "Радуюсь, что в вопросе об истории крепостного права "мы идем в ногу"3 .

Смерть Маркса, как уже отмечалось выше, заставила Энгельса прервать эти работы. Часть сохранившихся черновых рукописей о древних германцах опубликована в XVI томе (хотя хронологически она, собственно говоря, относится к предыдущему тому)


1 "Архив Маркса и Энгельса". Т. I (VI), стр. 214. Энгельс придавал такое актуальное значение вопросам ранней германской истории, что рекомендовал Бебелю, если он сядет в тюрьму, заняться там штудированием трудов Маурера о древнегерманском общинном владении землей (там же, стр. 206).

2 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XXIV, стр. 599.

3 Там же, стр. 605.

стр. 182

Первый из этих набросков озаглавлен "К истории древних германцев". Энгельс касается здесь именно тех вопросов, которые с недавних пор стали излюбленным поприщем для нелепых фальсификаторских упражнений фашистских лжеисториков. И первая же фраза рукописи Энгельса как бы специально обращена против этих фельдфебелей от "науки". "Немцы, - заявляет Энгельс, - отнюдь не первые обитатели той территории, которую они занимают в настоящее время..." (стр. 339). Изображая на основе изученных им работ древнейшее население нынешней германской территории, Энгельс устанавливает, что еще до прихода туда германских племен одной из основных племенных групп, населявших эти земли, была группа, родственная современным баскам - тем самым, страна которых ныне опустошена авиацией и артиллерией фашистской Германии. Светловолосые пришельцы-германцы усиленно смешивались с этим темноволосым населением; вот почему одно время у германцев процветал обычай "красить волосы мылом в желтый цвет" (стр. 342 - 343).

Ряд положений Энгельса звучит в наши дни более чем современно. "Всем народам-завоевателям, - пишет Энгельс, - свойственно всяческими способами обманывать своих противников, и это, по их мнению, в порядке вещей" (стр. 361). Эти слова написаны по поводу "агрессоров" древности; но они в еще большей мере относятся к современным фашистским агрессорам, не брезгующим никакой клеветой, никаким вымыслом, чтобы прикрыть свои разбойничьи дела в Испании, свое пиратство на морях, свои козни и замыслы против миролюбивых стран, против СССР в первую очередь.

Второй набросок, от которого сохранилась лишь одна глава, названная "Германские племена", сопоставляет данные римских авторов с результатами исследований Каспара Цейса и Якова Гримма, причем в основу своей классификации Энгельс кладет пять племен, указанных Плинием (стр. 379).

Далее следует большой набросок - "Франкский период". Одна из глав этой рукописи представляет собой самостоятельный экскурс Энгельса в область языковедения. Она дает еще одно доказательство огромной эрудиции Энгельса в вопросах лингвистики, его несравненного уменья ставить и разрешать эти вопросы в свете созданного им и Марксом материалистического учения. Энгельс исходит из того тезиса, который был им вместе с Марксом, выдвинут еще в 1845 - 1846 гг., в боях против "святого Макса": "... ни мысль, ни язык, не образуют сами по себе особого царства", ибо "они суть только проявления действительной жизни"1 . Руководящее указание о методе изучения истории языка Энгельс сформулировал позднее, когда громил Дюринга, ополчившегося, между прочим, и на филологию. Энгельс решительно подчеркнул в "Анти-Дюринге", что каждый народ может глубоко изучить свой собственный язык только тогда, когда он проследит его возникновение и развитие; "а это невозможно, если оставлять без внимания, во-первых, его собственные омертвевшие формы, и, во-вторых, родственные живые и мертвые языки"2 . И Энгельс сам дает образец скрупулезного исследования одного из древнегерманских диалектов, причем в своих основных выводах Энгельсу удалось предвосхитить те положения, к которым позднее пришла наука о языке.

Для историков огромную ценность представляет тот фрагмент рукописи Энгельса, который редакция озаглавила: "О разложении феодализма и развитии буржуазии". Этот отрывок, впервые опубликованный в 1935 г. в журнале "Пролетарская революция", принадлежит, несомненно, к лучшим страницам Маркса и Энгельса, посвященным происхождению капиталистического общества, Характеризуя процесс образования национальных государств в Европе, Энгельс в этом очерке отмечает и прогрессивное значение создания русского национального государства в XV веке. "В России, - пишет Энгельс, - покорение удельных князей шло рука об руку с освобождением от татарского ига, и окончательно было закреплено Иваном III". Энгельс заканчивает свой очерк указанием на то,


1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. IV, стр. 435.

2 Там же. Т. XIV, стр. 327.

стр. 183

что Россия уже давно была оформившимся национальным государством, в то время как две европейских страны все еще "существовали на бумаге": Германия и Италия (стр. 450). Это замечание Энгельса тоже бьет не в бровь, а в глаз гитлеровских фальсификаторов истории, изображающих в нелепо-бравурных тонах историю весьма медленного и мучительного процесса объединения Германии, в то же время чудовищно искажая и историю великого русского народа.

К серии фрагментов по германской истории принадлежит и небольшой отрывок на отдельном листке, в котором Энгельс говорит об "ассоциации будущего". В доклассовом обществе отношения между людьми устанавливались в интересах общего блага. В эксплоататорском мире господствующие классы стали скрывать свои цели "за второстепенными идеологическими аксессуарами". Проникая взглядом в будущее, которое уже стало действительностью для 170 миллионов обитателей великой Советской страны, Энгельс пишет: "Ассоциация будущего соединит трезвость капиталистических обществ с той заботой об общественном благосостоянии, которая была в древнем мире, и таким путем достигнет своей цели" (стр. 451).

*

В тот же раздел "Из рукописного наследства Энгельса" включена большая работа, которую сам Энгельс озаглавил "Роль насилия в истории". Эта работа, оставшаяся незаконченной, относится к 1888 году. Она была впервые опубликована в "Neue Zeit" после смерти Энгельса, но в "обработанном" Э. Бернштейном виде и под произвольным названием.

"Роль насилия в истории" принадлежит к числу лучших исторических работ Маркса и Энгельса. История этой рукописи такова. Энгельс предполагал издать на немецком языке отдельной брошюрой три главы из "Анти-Дюринга", посвященные теории насилия. Но к ним он задумал добавить четвертую главу, где вопрос о роли насилия был бы разработан на конкретном материале германской истории; эта глава разрослась в целую самостоятельную работу.

Энгельс четко намечает возможные пути национального воссоединения Германии. Он разъясняет, почему самая тенденция к национальному единству вполне соответствует интересам пролетариата, почему создание национальных государств облегчит рабочему классу после завоевания пролетарской диктатуры установление "гармонического интернационального сотрудничества народов". Рабочий класс прямо заинтересован в том, чтобы "устранить все, какие только возможно, национальные трения", чтобы каждый народ был "независимым и хозяином в собственной стране" (стр. 453).

Так стоял вопрос и о германском объединении: ставшее экономической необходимостью для буржуазии, оно было необходимо и в интересах рабочего класса. Но наиболее выгодным для пролетариата путем к этому единству был путь "революции, изгнания всех князей и установления единой германской республики" (стр. 462). Как известно, силы демократии и пролетариата в Германии 1848 - 1871 гг. были слишком слабы, чтобы обеспечить победу этого пути. Как известно, Бисмарк построил вторую империю Гогенцоллернов путем насильнических войн, путем наглого надругательства над народными массами самой Германии.

С какой ненавистью и презрением "Энгельс говорит о разгуле звериного шовинизма, который был при Бисмарке объявлен главной доблестью немцев! Энгельс бичует ту политику преступных авантюр, при помощи которой Бисмарк укреплял господство юнкерской сабли в Германии. Захват Германией Эльзас-Лотарингии Маркс и Энгельс всегда считали величайшим несчастьем для германского народа; они предостерегали и протестовали против этого захвата еще в 1870 - 1871 годах. "Слишком хорошо было известно, - пишет Энгельс, - что как раз население этих провинций более единодушно привязано к Франции, чем сами исконные французы. Отторжение было, таким образом, произведено, - заключает Энгельс, - путем голого насилия". Такова была новая Германская империя,

стр. 184

"открыто и беззастенчиво провозгласившая грубое насилие своим основным принципом" (стр. 491). Мудрено ли, что "третья империя" германских фашистов так шумно воспевает все эти отталкивающие подвиги бисмарковской Германии, объявляя себя ее прямой наследницей?

Энгельс нещадно издевается над "конституцией", которую Бисмарк "даровал" закованному в цепи германскому народу. Этот ненавидевший народные массы юнкер, который на европейской арене корчил из себя "представителя национальной идеи", сделал все, чтобы германская нация осталась попрежнему в военно-полицейском ярме. Но даже куцая бисмарковская конституция несравнима с тем чудовищным застенком и казармой, каковыми является гитлеровская Германия.

На характеристике первых шагов Бисмарка после объединения Германии обрывается, к сожалению, рукопись Энгельса. Посвятив ее созданию Германской империи и предсказав неизбежное крушение этой империи под ударами народной революции, Энгельс тем самым предсказал и неизбежную судьбу господства германских фашистов, которые воскресили и возвели в куб все самое зверское и варварское, чем отличались в прошлом эксплоататорские классы Германии. Энгельс прямо указал на ту силу, которой суждено положить конец господству контрреволюционной военщины над германским народом, - на германский рабочий класс.

В рецензируемом томе читатель найдет и то знаменитое место, на которое ссылается Ленин в 1918 г., как на образец "гениального пророчества", образец "точного, ясного, краткого, научного классового анализа"1 . Это - картина грядущей мировой войны, которую Энгельс нарисовал в своей вводной статье к брошюре Боркгейма "На память ура-патриотам 1806 - 1807 гг.". Энгельс заканчивает свою статью следующим обращением к тем, кто рискнет разжечь пожар мировой войны: "Если вы разнуздаете силы, с которыми вам потом уже не под силу будет справиться, то, как бы там дела ни пошли, в конце трагедии вы будете развалиной, и победа пролетариата будет либо уже завоевана, либо все-ж-таки (doch) неизбежна" (стр. 304).

Победоносный расцвет великой социалистической державы, празднующей свое двадцатилетие, гарантирует быстрый и верный провал фашистским поджигателям войны, если б они осмелились посягнуть на границы нашей родины. Вслед за только что приведенными словами Энгельса уместно привести слова товарища Сталина на XVII съезде партии: "Пусть не пеняют на нас господа буржуа, если они на другой день после такой войны не досчитаются некоторых близких им правительств, ныне благополучно царствующих "милостью божьей"... Едва ли можно сомневаться, что вторая война против СССР приведет к полному поражению нападающих, к революции в ряде стран Европы и Азии и разгрому буржуазно-помещичьих правительств этих стран"2 .

*

Выход нового тома работ Энгельса даст новый толчок большевистской науке и особенно истории. Для историков этот том - неистощимый клад. Но он является ценнейшим подарком и для новых, замечательно быстро растущих партийных и беспартийных кадров - талантливых руководителей, агитаторов, пропагандистов, преданных строителей социалистической родины. Необходимо этим массам обеспечить больший доступ к работам основоположников научного коммунизма. Тираж изданий сочинений Маркса и Энгельса никак не поспевает за огромным спросом на произведения классиков марксизма. Необходимо, чтобы важнейшие из произведений Энгельса, которые, в частности, входят в рецензируемый том, были переизданы массовыми тиражами.


1 Ленин. Соч. Т. XXIII, стр. 105.

2 И. Сталин "Вопросы ленинизма", стр. 547. 10-е изд.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Критические-статьи-и-обзоры-К-МАРКС-И-Ф-ЭНГЕЛЬС-СОЧИНЕНИЯ-Т-XVI-Ч-1-Я

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Lidia BasmanovaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Basmanova

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

М. ЗОРКИЙ, Критические статьи и обзоры. К. МАРКС И Ф. ЭНГЕЛЬС. СОЧИНЕНИЯ. Т. XVI. Ч. 1-Я // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 24.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Критические-статьи-и-обзоры-К-МАРКС-И-Ф-ЭНГЕЛЬС-СОЧИНЕНИЯ-Т-XVI-Ч-1-Я (date of access: 20.09.2019).

Found source (search robot):


Publication author(s) - М. ЗОРКИЙ:

М. ЗОРКИЙ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Lidia Basmanova
Vladivostok, Russia
1089 views rating
24.08.2015 (1488 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Преграды к созданью Единой Теории Поля и путь одоления их. Barriers to the creation of the Unified Field Theory and the path of overcoming them.
Catalog: Философия 
9 hours ago · From Олег Ермаков
ЯНТАРНЫЙ ПУТЬ
Catalog: География 
2 days ago · From Россия Онлайн
ПЕРВАЯ В РОССИИ КНИГА О ФРАНЦУЗСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ КОНЦА XVIII ВЕКА
2 days ago · From Россия Онлайн
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ БРУСИЛОВ
2 days ago · From Россия Онлайн
ЕГИПЕТ: ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
2 days ago · From Россия Онлайн
А. Т. БОЛОТОВ - УЧЕНЫЙ, ПИСАТЕЛЬ ЭНЦИКЛОПЕДИСТ
2 days ago · From Россия Онлайн
Несмотря на недолгое существование казино Crystal Casino на онлайн-рынке, сейчас оно является одним из самых развитых и уважаемых онлайн-казино. Это российское онлайн-казино предлагает несколько сотен различных игр, доступных на настольных компьютерах, а также на смартфонах и планшетах.
Catalog: Лайфстайл 
2 days ago · From Россия Онлайн
МОСКОВСКИЕ ОХОТНИКИ ПРЕДПОЧИТАЮТ ЯСТРЕБОВ И СЕТТЕРОВ
Catalog: Лайфстайл 
7 days ago · From Россия Онлайн
НЕНУЖНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Catalog: Лайфстайл 
7 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
Критические статьи и обзоры. К. МАРКС И Ф. ЭНГЕЛЬС. СОЧИНЕНИЯ. Т. XVI. Ч. 1-Я
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate $ to Libmonster ($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones