Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-15833

Share with friends in SM

7 июля 1923 г. решением Закавказского Центрального Исполнительного Комитета (ЗакЦИК) на территории Азербайджанской ССР была создана Курдская автономная область, известная в исторической литературе как "Красный Курдистан". Эта была первая административная единица в истории курдского народа.

Проблема курдского населения Южного Кавказа, и Азербайджана в частности, в историографии почти не исследована. В советской историографии к этой теме обращались не часто. В 1930-е гг. вышла книга А. Букшпана "Азербайджанские курды. Заметки", где много этнографических экскурсов и мало исторических фактов. В 1960-е гг. увидела свет книга Т. Ф. Аристовой "Курды Закавказья", в которой более подробно описано положение курдского населения в составе советского государства.

В конце прошлого столетия появились интересные труды известного советского курдолога М. С. Лазарева1, в которых впервые подробно описывается политическая и социально-экономическая история курдов, рассматриваются морально-этические и нравственные нормативы курдских племен, исследуется процесс формирования курдской национальной идеи, роль иностранных держав, особенно Англии и Российской империи, в форсировании курдского вопроса в международной политике.

Курдское меньшинство, если не учитывать античные времена, появилось в Азербайджане на рубеже XVII-XVIII вв., в период сложных политических событий в Иранском государстве. Согласно статистическим данным конца XIX в., в Закавказском крае (Южный Кавказ) Российской империи курды компактно проживали в Сурмалинском (14 619 чел.), Новобаязетском (2405) и Александропольском (3739) уездах Эриванской губернии, Зангезурском (26 724), Джеванширском (5527) уездах Елизаветпольской губернии, Кагызманском (11 917), Ардаганском (6967) и Карском (5108 чел.) округах Карской области2. Всего в Закавказском крае проживало 100043 курда, что составляло 2,13% от общего числа жителей этого региона. Самым крупным населенным пунктом курдов был Зангезурский уезд Елисаветпольской губернии. Здесь состав население был таким: армяне - 57 425 чел., татары (то есть тюрки-азербайджанцы) - 37 653, курды - 26 724 человек. Всего в Зангезуре проживало 123 997 чел., из которых 21,5% составляли курды.

После распада Российской империи и приобретения независимости государствами Южного Кавказа в крае была нарушена политическая стабильность. Новоиспеченные демократические республики начали военные действия друг против друга на основе взаимных территориальных претензий.


Маммадова Шалала - Бакинский государственный университет.

стр. 135

В трех спорных областях Южного Кавказа (Карская, Батумская и Зангезурская) компактно проживали курды. В результате военных столкновений и последовательных нападений на эти области вооруженных формирований армян Османской Турции численный состав курдского населения этого края сильно изменился. Во время армяно-курдского столкновения в начале 1920 г. часть курдов была убита, остальная часть покинула пределы Зангезура, получив убежище в Нахичевани. Таким образом, после установления советской власти в трех государствах Южного Кавказа наибольшая численность курдов была именно в Азербайджане.

По окончании первой мировой войны наблюдалась активизация курдского национального движения на всей территории их проживания (Иран, Ирак, Турция, Закавказье). Английское правительство предпринимало особые усилия по координации курдских восстаний с целью получения полного контроля над территорией исторического Курдистана. Так, английское командование всеми возможными средствами поддерживало движение курдских националистов в Иракском Курдистане во главе с шейхом Махмудом Барзанджи, в Иранском Курдистане во главе Исмаилом Симко, пытаясь таким образом завладеть природными богатствами этого края. Но усиление позиций Турции благодаря военным успехам Мустафы Кемаля изменило настроение курдских повстанческих отрядов. Восставшие курды видели в лице Англии большее зло, чем в Турции. Идея независимого курдского государства была популярна в основном среди курдской элиты. Простое курдское население Ирана, Ирака, Турции и Закавказья вело борьбу за выживание. Армяно-курдские столкновения в Зангезуре, Нахичевани, Карабахе, вторжение в пределы Закавказья турецких войск поставили курдское население на грань полного уничтожения. Не имея возможности защититься, курды в массовом порядке покидали свои места проживания.

В период существования Азербайджанской Республики в 1918 - 1920 гг. курды никак не были представлены в государственных структурах, они также не были избраны в парламент республики как национальное меньшинство (в отличие от немцев, евреев, грузин, поляков). Можно предположить, что среди мусульманских депутатов азербайджанского парламента были и курды, например, Хосров бек Султанов, представлявший блок партии "Мусават". Кроме того, необходимо отметить, что независимая азербайджанская республика имела также вооруженные курдские отряды. Так, перед апрельским переворотом 1920 г. среди защитников границы молодой Кавказской республики была отмечена курдская конная дивизия.

Установлению большевистского режима в Азербайджане предшествовал ряд официальных решений советской России и международных договоров, подписанных участниками первой мировой войны и регулировавших территориальные и пограничные вопросы Закавказских государств. Эти вопросы непосредственно касались и курдской проблемы, поскольку определяли статус территорий, населенных в основном армянами и курдами. В этой связи необходимо отметить обращение Совнаркома РСФСР "Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока" от 20 ноября 1917 г., где указывалось, что "тайные договоры свергнутого царя... ныне порваны и уничтожены"3.

Согласно Брест-Литовскому договору 1918 г., подписанному между РСФСР и странами Четверного Союза, советская Россия обязывалась вывести свои войска из округов Ардагана, Карса и Батуми. Как известно на этих территориях компактно проживали курды. Советская историография в свое время рассматривала этот договор как героический поступок советского правительства в деле защиты прав и интересов малых народов Востока. При этом ученые забывали отметить, что пункты договора, предусматривавшие передачу Ардагана, Карса и Батуми Турции, были аннулированы уже в сентябре того же года, и само советское правительство не прочь было контролировать эту территорию.

Необходимо отметить и Севрский договор 1920 г., который предусматривал создание независимого Курдистана с участием в этом процессе Англии, Франции и Турции. Лозаннский договор 1923 г., который фактически ликвидировал Севрский, декларировал уже раздел исторического Курдистана между Турцией, Ираном, Ираком и Сирией. При этом по договору Англия получала мандант над Ираком (нефтеносный Мосульский вилайет входил в эту территорию), Франция - над Сирией.

стр. 136

Договоры, которые обещали курдскому народу независимое государство в начале XX в., остались на бумаге, состояние же курдского народа становилось все хуже и хуже.

Курды проживали в четырех районах Азербайджана (Зангилан, Кубадлы, Кельбеджар, Лачин), граничивших с областями компактного проживания армян. Отношение простого народа к советской власти было лояльным, главари же отдельных племен были настроены враждебно к большевикам. Осенью 1920 г. при обсуждении положения Карабахско-Курдистанского уезда на совместном заседании Организационного и Политического Бюро ЦК АКП(б) было отмечено, что "в армянской части советская работа налаживается, мусульманская же часть разделена на две части. В Курдистане (часть Зангезурского уезда) - двоевластие. В Минкендском районе установлена советская власть, в Гаджисамлинском районе - власть в руках крупного помещика Султанбека Мурадова, курда по национальности. Политика соглашения с ним с целью использования его в борьбе с дашнакским правительством ни к чему не привела, вызывая только лишь недовольство населения"4.

В докладе М. Дж. Багирова и И. И. Довлатова от 16 сентября 1925 г. секретарю ЦК АКП(б) С. М. Кирову говорилось, что "братья Султановы смогли собрать порядочное число людей среди бывших полицейских, помещиков, духовенства, кулаков, распространяя слухи о том, что Нахичевань взят Турцией, М. Дж. Багиров убит, А. Г. Караев захвачен в плен и поэтому необходимо не показываться властям. Народ стягивается в Алиянлинские леса, слухам поверили даже родной брат нашего Ильдрыма (речь идет о бывшем народном комиссаре военно-морского флота Чингиз Ильдырыме, курде по национальности - Ш. М.) Шамильбек Султанов, двоюродный брат Искендербека Султанова. Они пытаются разжигать армяно-азербайджанский конфликт"5. Тяжелое социально-экономическое и политическое положение создавало благоприятные условия для развития контрреволюции в Курдистанском уезде. В середине 1920-х гг. в уезде проживало 5 тыс. человек. Курдистан занимал второе место по безземелью в республике. Крестьяне в большинстве своем занимались скотоводством. Из-за отсутствия ветеринарной службы скот в уезде был слабым, больным и нерентабельным. Пограничные споры с Карабахом часто приводили к межэтническим конфликтам. Положение было настолько серьезным, что в 1924 г. президиум ЦК АКП(б) принял постановление об отделении Политбюро Курдистана от Политбюро Нагорно-Карабахской автономной области с подчинением первого непосредственно центру, "ибо крестьяне всякое законное действие Политбюро НКАО считали как действие, направленное против мусульман на национальной почве"6. Все эти факторы умело использовались политическими оппонентами. В Курдистане действовала национальная партия "Иттихад" во главе С. Султановым, которая тесно сотрудничала с дашнаками Армении.

Постановление, которое предусматривало создание на территории Азербайджана курдской автономии, не уточняло ее границ. В документе указывалось, что "границы курдской национальной автономии будут определены после решение территориальных вопросов и границ Нагорно-Карабахской автономной области"7. Фактически Красный Курдистан охватывал южную часть Зангезура, западную часть бывших Джебраильского, Джеванширского, Шушинского уездов и состоял из 228 населенных пунктов. В первое время центром автономной единицы был город Шуша. Но в 1924 г. решением сначала ЦК, а потом Президиума ЦК АКП(б) центром последовательно стали Минкенд, Абдаллар и наконец Лачин8. В начале 1920-х гг. в республике насчитывалось более 30 сел, где проживало около 34 тыс. курдов. Это составляло 2,7% населения всего Азербайджана. Для сравнения отметим, что в Армении курдское население проживало в семи районах (Аштаракс, Басаркечер, Дилиджан, Октамберьян, Тали, Шаумян и Эчмиадзин).

В 1925 г. была создана специальная тройка в составе Арданьяна, Горобченко и К. Ильясова для решения территориального вопроса уезда. Собрать нужную информацию о численности курдского населения и размежевать земли курдских, тюркских и армянских сел оказалось нелегкой задачей. Несмотря на создание разных комиссий, прийти к консенсусу в этом вопросе не удалось. Как писал А. Букшпан, партийное руководство страны, которое без проблем определило границы и территорию

стр. 137

Нагорного Карабаха, не было таким настойчивым и последовательным по отношению к курдской автономии.

В 1925 г. Президиум ЦК АКП(б) принял решение о направлении Багирова, народного комиссара внутренних дел и Председателя Азербайджанского Чрезвычайного Комитета, в Курдистан для изучения положения дел в уезде. Ровно через месяц, 17 октября 1925 г., Багиров представил Кирову доклад на 25 листах, в котором описал экономическое и политическое положение уезда как ужасное. "Отношение между курдами и армянами напряженное. Везде безработица, школ в уезде 4 - 5, и они полуразрушенные"9. Анализируя отношение простого курдского населения к советской власти, Багиров отметил, что партийные и советские руководители из-за плохого экономического состояния крестьян (они фактически жили в норах) арендовали комнаты у богатых и состоятельных людей, что создавало негативный имидж большевиков и вызывало недоверие к ним. Отправленные из центра коммунисты часто вели себя некорректно по отношению к беднейшим слоям края, создавали благоприятные условия для богатых и таким образом дискредитировали советскую власть в глазах крестьян. В результате после пяти лет советской власти в Азербайджане курдское крестьянство не видело никакой разницы между царской администрацией и властью большевиков.

В докладе имелись также практические предложения, которые предусматривали выделение кредитов, проведение шоссейных дорог Лачин-Куркаджи, Лачин-Ходжаган, Куркаджи-Минкенд, строительство лесопильного завода, помощь скотоводству путем создания молочных ферм, строительства сыроваренных, маслобойных заводов, усиление ветеринарной помощи животноводам, изучение гидроэлектрических возможностей края, разработку полезных ископаемых, создание лечебных санаториев на минеральных источниках и т.д. Доклад Багирова показал, что уезд хотя и был бедным и разоренным, но имел большой экономический потенциал. В докладе было отмечено, что в царский период этот уезд получал большие инвестиции от французского капитала, занимавшегося обработкой деревьев, которыми был богат Курдистан. Лесная промышленность обеспечивала курдов работой и достойной зарплатой.

Изучая основные пункты доклада Багирова, ЦК АКП(б) принял ряд постановлений, которые предусматривали усиление партийной и государственной работы в крае путем стимулирования большевиков и служащих 25%-ной прибавкой к заработной плате, увеличение финансирования сферы образования, развития экономических возможностей края10. В дальнейшем эти мероприятия стали носить не только социально-экономический, но и политический характер. Советское государство стало активно подключаться к процессу определения статуса курдского населения Ирана и Турции.

В конце 1920-х - начале 1930-х гг. численный состав курдского населения советского Азербайджана изменился за счет переселенцев из Ирана и Турции. В 1925- 1929 гг. в Турции и Иране прошли антиправительственные курдские выступления. Подавление восстаний и мятежей привело к массовому пересечению границ советского Азербайджана курдскими племенами со стороны Ирана и Турции. Коммунистическая партия всячески поддерживала поток курдов в советское государство, оценивая курдские восстания в соседних странах как революционное пробуждение, рассматривая курдскую проблему как один из эффективных рычагов воздействия на восточную политику ведущий держав. Советское государство обещало курдам-переселенцам политическую свободу, право на национальное самоопределение, земли, рабочий скот и орудия труда. Курдов временно разместили в Нахичевани. В дальнейшем советское правительство предусматривало их переселение внутрь республики с целью предотвращения контактов с Турцией и Ираном. Так, весной 1927 г. Президиум ЦК АКП(б) принял решение о переселении 400 семейств курдов из Нахичеванской АССР в Нухинский уезд. 5 ноября 1927 г. ЦК АКП(б) было принято постановление о переселении курдов из Турции, находившихся на территории Нахичевани, в Нухинский уезд.

Переселял курдов, большевики старались сохранить баланс в этнической структуре регионов и воздерживались от размещения их в курдонаселенные пунктах. Так в 1928 г. курдов переселили в Евлахский район Агдамского уезда. Процесс переселения

стр. 138

продолжался еще два года, и наконец по постановлению ЦК АКП(б) от 16 января 1929 г. курды в количестве 334 семейств должны были перебраться из Агдамского уезда в Нухинский, где им предоставлялся участок земли общей площадью 5460 десятин. Часть курдов категорически отказалась переселяться, мотивируя свой отказ тем, что в Евлахе они уже обосновались, и это место их полностью удовлетворяет. Часть курдов выразила желание переселяться в нагорную часть Шарурского района, а остальные решили вернуться в Нахичевань, в свои старые селения, оставленные во время армяно-курдских столкновений 1919 года11.

Переселение курдов внутрь республики происходило по нескольким причинам. В Нахичевани остро стоял земельный вопрос, обеспечить переселенцев землей было невозможно. Все земли края были разделены между господствующими кланами. С другой стороны, советское правительство опасалось активизации контрреволюционных сил и не доверяло курдским племенам. Помимо этого тяжелое экономическое состояние, этническая напряженность, отсутствие реальной советской власти не позволяли решить проблемы курдов-переселенцев.

Для переселения курдских племен азербайджанскому правительству нужны были средства. 20 октября 1926 г. на заседании президиума ЦК АКП(б) было принято решение о том, чтобы "запросить деньги из Тифлиса на перевод курдов во внутрь Азербайджана"12. В документе также указывалось, что курды, перешедшие из Персии в Нахичеванскую АССР, находятся в чрезвычайно бедственном положении и за неимением средств правительство Азербайджанской ССР не в состоянии перевести их внутрь республики.

В дальнейшем советского правительство не выполнило свои обещания, а предпринятые в социальной сфере мероприятия (насильственная коллективизация, раскулачивание и т.д.) вызвали резкое негодование свободолюбивых курдов. Недовольство выражалось в нарушении государственных границ, военной и материальной помощи восставшим братским племенам Турции и Ирана.

Курды начали требовать возвращения обратно в Турцию, что было неприемлемо для советской власти. "Желание курдов вернуться назад в Турцию является нежеланным политическим актом для нас... и может повредить нашей политике на Ближнем Востоке", - сообщалось в рапорте Народного Комиссариата внутренних дел в 1929 году.

С целью недопущения конфронтации с курдами-переселенцами 29 октября 1929 г. Совет народных комиссаров Азербайджанской ССР принял постановление о "переселении главарей курдских племен в далекие от пограничной линии районы". Рядовых курдов было решено переместить вглубь Нахичеванской АССР13.

Но переубедить курдов остаться на территории Азербайджана советскому правительству не удалось. Начавшиеся курдские восстания в начале 1930-х гг. в Турции отозвались на территории Азербайджана и Армении. Политические оппоненты советской власти активно использовали благоприятную почву, пытаясь наладить отношения с политической эмиграцией, заграничными мусаватистами и дашнаками. Начались вооруженные выступления. За ними последовало вооружение всех курдских племен вокруг местности Араздаян, в пограничной полосе. Силовые и разведывательные структуры большевиков начали переговоры с турецким правительством об условиях возвращения курдских племен в Турцию. В середине 1930-х гг. турецкое правительство подписало соглашение о востребовании курдских перебежчиков. Началось переселение курдов обратно в Турцию.

Фиаско политического эксперимента с курдскими переселенцами советское государство решило компенсировать, обустраивая жизнь местного курдского населения. Так, в начале 1930-х гг. советы начали решительное культурное наступление на отсталые и населенные курдами районы республики. Местные коммунисты А. Тринич, А. Букшпан, Б. Эфендиев, А. Султанова выдвинули предложение о создании курдской азбуки. В Шушинском педагогическом техникуме было открыто курдское отделение. В Лачине начал функционировать курдский педагогический техникум14. В крае были открыты курдские школы, Лачинская газета имела страницы на курдском языке. В 1931 г. большевики начали выпускать на курдском языке учебники для начальных классов. По указу Азербайджанского ЦИК все постановления, решения

стр. 139

и законы переводились на курдский язык. Курдские дети впервые получили возможность обучаться на своем родном языке. В 1931 г. по этому поводу мусаватистская эмигрантская газета "Бирлик" писала: "Для 610-тысячного курдского населения, которое кроме тюркского никаким языком не владело, Советы создали специальный шрифт, учебные пособия, открыли культурные и просветительские учреждения"15.

Но все эти мероприятия оказались непродолжительными. В дальнейшем ученики начали пользоваться азербайджанскими учебниками, педагогический техникум полностью перешел на азербайджанский язык. Азербайджанские педагоги не оказывали никакой методической помощи курдским коллегам.

Курды, как писала Т. Ф. Аристова, - самая быстро ассимилированная часть азербайджанского общества - приняли местный язык, культуру и обычаи. Уже в середине XX в. в большинстве своем курды Азербайджана хотя и помнили о своих этнических корнях, но не говорили на родном языке.

С советизацией морально-нравственные нормативы курдского общества не подвергались сильному изменению. Курды жили патриархальной жизнью, религиозные деятели пользовались большим авторитетом и сильно влияли на общественную жизнь. Каждое курдское племя имело своего лидера, шейха, который был в курсе всех происходивших событий и фактически регулировал общественную и личную жизнь каждого члена племени.

Курды не вмешивались в политику, но и лояльностью к политической власти не отличались. С установлением советской власти в Азербайджане отношение к политической власти в первый период было отрицательным. Курды неохотно шли в большевистскую партию и общественные организации, хотя отсталость и политическая неграмотность создавали благоприятную почву для любой, в том числе и большевистской, пропаганды. К концу 1930-х гг. в республике насчитывалось всего 70 курдов - членов большевистской партии. Все партийные и правительственные посты в Курдистанской области были сосредоточены в руках высшей прослойки. Первые годы после установления советской власти С. Султанов (старший брат X. Султанова, первого военного министра Азербайджанской Республики, генерал-губернатора Карабаха) имел большой авторитет и не подчинялся советской власти. В докладах НКВД отмечалось, что "известный Султанов игнорирует все призывы революционного комитета о подчинении, если и появляется, то в сопровождении вооруженной охраны. Если не предпринимать серьезных мер, то все сотрудники советского аппарата будут уничтожены"16.

Активное обустройство Курдской области началось после советизации Азербайджана. Советское правительство выделяло огромные по тем временам средства для благоустройства административной единицы. В кратчайшие сроки началось строительство шоссейных дорог, медицинских пунктов и культурно-просветительских учреждений. В результате, к концу 1920-х гг. в области уже функционировали 42 школы, одна большая больница, три фельдшерских пункта. Началось также финансирование новых строительных объектов. В 1928 г. на заседании президиума ЦК АКП(б) было принято предложение об организации геологического исследования Курдистанского уезда.

Создание на территории советского Азербайджана Курдской автономии имело в первую очередь чисто политическое значение и было связано с международной обстановкой, возникшей вокруг земель исторического Курдистана. Идея создания автономного Курдистана у южных границ России появилась еще в начале XX века. Некоторые представители дипломатического корпуса Российской империи предполагали, что автономный Курдистан поднимет авторитет России среди восточных народов и укрепит имперские позиции у подножья Южного Кавказа. Но были и противники этой идеи, которые считали, что покровительство курдам может создать большие проблемы для Кавказских владений России. После падения царского режима этот вопрос временно был забыт. В 1920-е гг. началось возрождение и распространение идеи независимой курдской государственности.

Активизация восстаний, мятежей на территории Иракского, Иранского, Турецкого и Сирийского Курдистана с целью создания независимого государства подтолкнуло советское государство взять инициативу в свои руки и использовать симпатии

стр. 140

простого курдского народа к "рабоче-крестьянскому правительству". Цель большевиков, на наш взгляд, заключалась в экспансии социалистических идей и расширении границ социалистической революции к странам Ближнего Востока через мусульманский Азербайджан.

Начиная с середины XIX в., курды демонстрировали пророссийскую ориентацию. В начале же XX в. среди государств, окружавших земли исторического Курдистана, лишь Советский Союз мог защитить интересы курдского народа.

Создание Курдской автономии на территории Азербайджана объясняется также внутренней ситуацией в самом Азербайджане. Существование Курдской автономии на территории Азербайджанской ССР довольно благоприятно сказалось на экономическом и культурно-просветительском состояние курдского населения республики. К сожалению, политика советского правительства по отношению к национальным меньшинствам была не продолжительной и не последовательной. Уже к концу 1920-х гг. большевики выдвинули идею создания советского народа. Этому способствовала также сложившаяся международная ситуация. Ведущие державы мира смирились с существованием Советской России, укрепилась позиция Турции, она смогла вернуть под свой контроль территорию Курдистана. Англия отказалась от активного вмешательства в дела Востока. В 1929 г. решением Азербайджанского Центрального Исполнительного комитета Курдистанская автономия была ликвидирована. Курдский вопрос был отложен на несколько десятилетий.

Примечания

1. ЛАЗАРЕВ М. С. Курдский вопрос. 1891 - 1917. М. 1972; ЕГО ЖЕ. Империализм и курдский вопрос (1917 - 1923). М. 1989; ЕГО ЖЕ. Курдистан и курдский вопрос (1923 - 1945). М. 2005.

2. Свод статистических данных о населении Закавказского края. Тифлис. 1893, ч. III, с. 251.

3. Обращение Советского правительства Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока. 20 ноября (3 декабря) 1917 г.

4. Архив политических документов при управлении делами президента Азербайджанской Республики (АПДУДПАР), ф. 1, оп. 74, д. 145, л. 128.

5. Там же, оп. 85, д. 5.

6. Там же, д. 557, л. 37.

7. Центральный Государственный Архив Азербайджанской Республики (ЦГААР), ф. 379, оп. 40, д. 198, л. 117.

8. АПДУДПАР, ф. 1, оп. 85, д. 325, л. 1.

9. Там же, оп. 74, д. 146, л. 60 - 85.

10. Там же, д. 154, л. 75.

11. Там же, д. 739, л. 32 - 33.

12. Там же, д. 197, л. 1.

13. ЦГААР, оп 40с., д. 50333, л. 30.

14. АПДУДПАР, ф. 1, оп. 235, д. 456, л. 2 - 5.

15. БУКШПАН А. Азербайджанские курды. Заметки. Баку. 1932, с. 49 - 50.

16. ЦГААР, ф. 379, оп. 1с, д. 210, л. 39.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Курдский-вопрос-в-политике-советского-государства-в-1920-1930-е-гг

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Россия ОнлайнContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Ш. Маммадова, Курдский вопрос в политике советского государства в 1920-1930-е гг. // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 20.02.2020. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Курдский-вопрос-в-политике-советского-государства-в-1920-1930-е-гг (date of access: 02.04.2020).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Ш. Маммадова:

Ш. Маммадова → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Rating
0 votes

Related Articles
Разделение энергии в замкнутом мире имеет не однозначные определения. Энергия излучения, энергия связи в ядрах атомов, энергия связи нейтронов в нейтронных ядрах астрономических объектов. Энергия излучения Вселенной в целом. Структурная энергия частицы, фундаментальное определение для понимания расширения Вселенной. Проблемой является масса и энергия, “потеря” этих субстанций природы.
Catalog: Физика 
23 hours ago · From Владимир Груздов
Посвящается ветераном Великой Отечественной войны, в год 75 летия Великой Победы советского народа! Достойное место в тыловом обеспечении войск занимала и военно-ветеринарная служба Красной Армии - служба боевого обеспечения в кавалерии, внесшая значительный вклад в победу Советских Вооруженных Сил над врагом в период Великой Отечественной войны.
Древний бог Аполлон вечно нов как Стезя нам, землянам, к Луне, где сокрыт Исток наш. The ancient god Apollo is forever new as a Path to us, earthlings, to the Moon, where our Source is hidden.
Catalog: Философия 
2 days ago · From Олег Ермаков
В статье рассматривается феномен награмотности/гиперграмотности так называемого "олбанского" языка на примере словосочетания "ацкий сотона".
Catalog: Филология 
И именно они, электроны и позитроны являются квантами ЭМ волны. Этот факт со всей очевидностью доказывается искусственными ЭМ волнами, где в приёмных антеннах ЭМ волна генерирует электронно-позитронную ЭДС. Фотоны ЭДС формировать не могут.
Catalog: Физика 
Потенциал взаимодействия всех масс Вселенной, образует структуру, которая определяется и поддерживается этой структурой. Массы частиц образуют и сохраняют структурные энергии частицы, которая сохраняет свою структурную энергию во всех процессах расширения Вселенной. Даны определения, структурные потенциалы частиц. Сделан расчёт нейтронного астрономического объекта с учётом плотности, размера и массы этого объекта. Вычислен дефект массы взаимодействующих частиц.
Catalog: Физика 
8 days ago · From Владимир Груздов
Тмутаракань - исчезнувший уголок России
Catalog: География 
9 days ago · From Россия Онлайн
Кавказская война 1817-1864 гг. в исторической науке
Catalog: История 
9 days ago · From Россия Онлайн
Письмо В. М. Молотова в ЦК КПСС (1964 г.)
Catalog: История 
9 days ago · From Россия Онлайн
Событие №-117 --- Знаковое событие небесно-информационного характера нашего времени - это появление в космосе внутри туманности «Слоновий хобот» огромного необычного силуэта.(2019 г.) Событие №-118 --- Знаковое событие небесно-информационного характера нашего времени - это появление над Словакией загадочных звуков,доносящихся прямо с неба.(Словакия.2019 г.) Событие №-119 --- Знаковое событие небесно-информационного характера нашего времени - это появление в небе над Алжиром необычного огненного шара.(Алжир.2019)
Catalog: Философия 
13 days ago · From Ваха Дизигов

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
Курдский вопрос в политике советского государства в 1920-1930-е гг.
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2020, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones