Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-13558

Share with friends in SM

Тугускина Галина Николаевна, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента Пензенского государственного университета

Речь в данной статье пойдёт о подготовке рабочих кадров. Но подготовка рабочих кадров сейчас и, скажем, 50 лет назад - это "две большие разницы". Поэтому позволю себе в начале несколько тезисов о современной экономике, для которой мы должны готовить эти кадры.

1. Современная экономика и модернизация России неразрывно связаны с инновационной деятельностью.

Она является тем ведущим механизмом, который в современных условиях реально меняет требования к качеству персонала, значительно повышая спрос на квалифицированные кадры. Инновационная экономика в первую очередь основывается на таланте рабочей силы.

2. Кадровое обеспечение инновационной активности предприятий и государства имеет ключевое значение.

Оно представляет собой не менее важный аспект, нежели финансирование научных проектов и исследований. Именно человек, высокий уровень его образования, профессиональной подготовки, деловой и общественной активности становится главной движущей силой развития, движения вперед к постиндустриальному обществу, характерному для стран с развитой рыночной экономикой.

3. Отличительным признаком труда современного работника является его интеллектуализация.

Знания и навыки сотрудников организации, их профессиональные качества являются той частью инструментария, посредством которого создаётся интеллектуальная продукция.

4. Наука и образование являются одной из главных основ для решения задачи создания инновационной экономики.

Разработка новых материалов, оборудования, технологий требует постоянного обновления знаний и профессиональных навыков. Поэтому решающее значение образования, постоянного получения новых знаний и навыков в экономике, основанной на знаниях, является общепризнанным фактом.

стр. 57

КТО ПОДГОТОВИТ КАДРЫ?

В связи с описанным выше возникает вопрос: как и кто должен готовить кадры, соответствующие требованиям времени, способные строить инновационную экономику, производить качественную и конкурентоспособную продукцию? Чему стоит отдать приоритет в этом вопросе?

Особенно остро на сегодняшний день стоит проблема подготовки квалифицированных рабочих.

Приведу пример: по данным центра занятости населения г. Пензы, [По данным сайта: http://www.sura,ru/gczn/inform/analiz.html] на 1 июля 2012 года служба занятости располагала сведениями о 8196 вакансиях, из них 81,9% - для рабочих и лишь 18,1% - для ИТР и служащих.

Наиболее востребованы строительные профессии, высокий спрос на электрогазосварщиков, токарей, фрезеровщиков. Думаю, аналогичная ситуация (с возможными вариациями по специальностям) характерна и для других регионов России. Нужны рабочие.

Кто же готовит эти кадры? До недавнего времени подготовкой специалистов в Пензенской области занималось 36 учреждений НПО и СПО. В процессе модернизации образования их стало 20.

В данном случае речь идёт не о сокращении (ликвидации) учреждений НПО и СПО, а об их интеграции.

Учитывая зарубежный опыт, в целях концентрации человеческих и материальных ресурсов для обеспечения качественного образования направленного на подготовку востребованных специалистов, в области путём интеграции 11 учебных заведений образовано мощное учебное заведение СПО - многопрофильный колледж.

В структуру колледжа вошло десять учреждений среднего и одно начального профессионального образования. На базе бывших учебных заведений созданы отделения по профилю: строительство, коммунальное хозяйство, машиностроение и т.д. В новом учебном году на 11 отделениях колледжа будет вестись подготовка более чем по 50 специальностям и более чем 20 профессиям начального профобразования.

За счёт сокращения административно-управленческого аппарата появляется реальная возможность повышения уровня оплаты труда педагогических работников.

Неэффективные административные расходы, однако, не единственная, да и не ключевая проблема таких учреждений.

ПРОБЛЕМЫ УЧРЕЖДЕНИЙ НПО, СПО И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Остановимся кратко на основных "болевых точках" системы профессионального образования.

1. Главная проблема учреждений НПО и СПО - старение кадров.

2. Материально-техническая база учебных заведений морально и физически устарела.

Лишь единицы из них могут похвастаться современным оснащением учебных лабораторий и производственных мастерских. В основном же учить профессиональным навыкам приходится на оборудовании 70 - 80-х годов прошлого века. О каком профессионализме и компетентности здесь может идти речь?

3. Нарушены связи учреждений среднего и начального профессионального образования с базовыми предприятиями.

Механизм этот эффективно работал до начала 1990-х годов. Учебные заведения на основе заявок и договоров осуществляли подготовку кадров для предприятий, предприятия же оказывали немалую помощь в развитии и укреплении материальной базы подшефных учебных заведений, предоставляли места для прохождения студентами

стр. 58

производственной и преддипломной практики.

Обучение специалиста в производственных условиях предприятия давало не только хорошую практическую подготовку, но и шанс молодым специалистам в будущем закрепиться на данном предприятии. Понятно, что констатация проблем как таковых дело важное, но недостаточное. Более важно говорить о том, как эти проблемы решаются.

Приведём здесь пример такого решения, ставший одним из направлений модернизации учебно-методической, материальной и информационной базы образовательного процесса Пензенской области. Речь идёт о создании министерством образования Пензенской области шести региональных отраслевых ресурсных центров профессионального образования.

Ресурсные центры действуют на основании положения [Познакомиться с документом можно в сети Интернет http://www.regionz.ru/index.php?ds=566866] и представляют учебно-производственные комплексы, в которых сконцентрированы образовательные, интерактивные и производственные ресурсы, призванные решать такие задачи, как:

- внедрение и использование современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий;

- обучение учащихся и студентов на современном высокотехнологичном оборудовании;

- стажировка, повышение квалификации и аттестация преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений профессионального образования и работников производства;

- привлечение инвестиций в развитие условий для подготовки рабочих и специалистов по профилю ресурсного центра.

Придание учреждению статуса ресурсного центра стимулирует его на более активную деятельность.

В частности, такими центрами:

- активно проводится мониторинг рынка труда с целью выявления потребности в рабочих кадрах и специалистах;

- осуществляется взаимодействие с органами государственной службы занятости населения по осуществлению повышения квалификации и опережающего обучения высвобождаемых работников, находящихся под угрозой увольнения, безработных;

- проводятся мастер-классы, обучающие семинары, профориентационные программы, в том числе для педагогов и учащихся школ и детских домов.

Проблема интеграции учреждений и предприятий в новых экономических условиях решается, в частности, за счёт проекта "Открытые двери в мир бизнеса". [Подробнее о проекте на сайте http://minobr-penza.ru]

Проект стартовал в Пензенской области в 2010 году и нацелен на формирование профессионалов, обладающих лидерскими качествами, способных организовать собственное дело с использованием приобретённых в процессе обучения профессиональных и предпринимательских компетенций.

Часть проблем удаётся таким образом решить

стр. 59

в рамках описанных выше форм работы. Однако многие сложности остаются.

1. Сохраняется проблема подготовки преподавателей спецдисциплин. Зачастую эти предметы ведут выпускники вузов, не имея педагогического образования. Несмотря на то что в вузах существует направление подготовки - профессиональное обучение (по отраслям), чаще всего подготовка специалистов ведётся по профилям "Экономика и управление" либо "Информатика и вычислительная техника".

2. Низким остаётся уровень оплаты труда преподавателей и мастеров производственного обучения в системе СПО и НПО, что также негативно сказывается на возможности привлечения на преподавательскую работу высококвалифицированных специалистов и практиков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Говоря о подготовке высококвалифицированных, компетентных кадров, необходимо учитывать тот контингент абитуриентов, которые приходят получать рабочие профессии. Престиж рабочей профессии утерян. Не секрет, что подавляющее большинство выпускников школ хотят получить высшее образование, порой не задумываясь о том, можно ли в будущем трудоустроиться по полученной в вузе специальности.

Поэтому в колледжи и техникумы в основном приходят те дети, кому низкий балл по ЕГЭ и отсутствие у родителей возможности оплачивать обучение ребёнка на договорной основе не позволило поступить в вуз. Зачастую контингент довольно сложный: слабые знания, полученные в школе; отсутствие желания учиться; низкая дисциплина.

Привлечь молодёжь осваивать рабочие профессии, на наш взгляд, возможно, лишь создав комфортные рабочие места и обеспечив высокий уровень оплаты труда. Поэтому, если мы действительно хотим иметь конкурентоспособные рабочие кадры, прежде всего необходима поддержка учебных заведений, занимающихся подготовкой этих специалистов, на государственном уровне.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/К-ВОПРОСУ-О-ПОДГОТОВКЕ-РАБОЧИХ-КАДРОВ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Марк ШвеинContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Shvein

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Тугускина Галина Николаевна, К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ РАБОЧИХ КАДРОВ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 06.03.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/К-ВОПРОСУ-О-ПОДГОТОВКЕ-РАБОЧИХ-КАДРОВ (date of access: 11.12.2019).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Тугускина Галина Николаевна:

Тугускина Галина Николаевна → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Марк Швеин
Кижи, Russia
1070 views rating
06.03.2017 (1010 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Гравитация, как, свойство материи является постоянной проблемой во все времена во всём многообразии. Со времён Ньютона гравитация, так и остаётся сущностью притяжения. Как бы не были изобретательны мыслители в двадцатых годов двадцатого века, основывали свои мышления на замкнутой системе - звёзды, солнце, планеты, Земля. Галактики, расширение Вселенной, появились чуть позже.
Catalog: Физика 
10 hours ago · From Владимир Груздов
1600 ЛЕТ АРМЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ
Yesterday · From Россия Онлайн
К ПРОБЛЕМЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ТАТАРСКОГО АЛФАВИТА НА ОСНОВЕ ЛАТИНСКОЙ ГРАФИКИ
Yesterday · From Россия Онлайн
ЛОКАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЯН (ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПЕРЕСЛАВЛЯ-ЗАЛЕССКОГО)
Yesterday · From Россия Онлайн
Медаль была учреждена Декретом № 30 Республики Куба от 10 декабря 1979 года. Она выполняется в металле с различными слоями на поверхности: со слоем золота — I степень, со слоем серебра — II. Награждение ею производится указом Государственного совета Республики Куба за соответствующие боевые заслуги. Медалью «Воин-интернационалист» I степени награждаются «военнослужащие Революционных вооруженных сил, находящиеся как на действительной службе, так и в запасе и на пенсии, которые отличились в высшей степени в совершении боевых действий во время выполнения интернациональных миссий».
Учебное пособие составлено автором из отдельных глав и лекций, предварительно опубликованных онлайн в 2018-2019 гг. В пособии рассматриваются физические основания ряда применяемых моделей; некоторые аспекты нерелятивистского формализма в неупругом рассеянии протонов; взаимодействие нуклонов в свободном пространстве; метод связанных каналов; нерелятивистские и релятивистские подходы в изучении процессов рассеяния и ядерной структуры; релятивистские и нерелятивистские эффекты в рассеянии протонов; деформационная модель в методе искаженных волн, практическое применение деформационных моделей к неупругому рассеянию протонов. оптическая модель ядра в неупругом рассеянии протонов; применение некоторых элементов формализма для анализа экспериментальных данных по неупругому рассеянию протонов.
Catalog: Физика 
5 days ago · From Анатолий Плавко
В 2019 году Российская Федерация и Вьетнам проводят «Перекрёстный год Вьетнама и России», посвященный 25-й годовщине подписания Договора об основах дружественных отношений и приуроченный к 70-летию установления дипломатических отношений между Вьетнамом и Россией (30/01/1950-30/01/2020). Участвуя в мероприятиях в рамках Перекрёстного года, парламенты двух стран играют важную роль в развитии российско-вьетнамского сотрудничества, а также в углублении всеобъемлющего стратегического партнерства между двумя странами.
Рецензии. РЕЦ. НА: Н. Ф. МОКШИН. МИФОЛОГИЯ МОРДВЫ: ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК
9 days ago · From Россия Онлайн
ВЫДАЮЩИЙСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ (К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В. И. ИОХЕЛЬСОНА)
9 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ РАБОЧИХ КАДРОВ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones