Социальное влияние - это поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого индивида. Это более широкая, чем власть, категория, характеризующая как властное, так и более слабое и менее эффективное воздействие субъекта на объект.
Одним из первых обратил внимание на понятие "влияние" М. Дюверже. Занимаясь определением предмета политической науки, он указал, что подход к предмету политологии как науке о власти вообще, хотя и открывает широкие возможности для исследования природы государственной власти путем сопоставления ее с властью в других областях общественной жизни, но оставляет в стороне такое понятие, как "влияние".
В кратком энциклопедическом словаре по общей, социальной и юридической психологии М. И. Еникеева и О. Л. Кочетова влияние рассматривается как процесс и результат изменения индивидом или социальной группой поведения других людей, их позиций, оценок и установок [1. С. 22].
В социологическом энциклопедическом словаре под редакцией Г. В. Осипова даны два подхода к определению влияния. Во-первых, оно определяется как целенаправленное изменение представлений, мнений, поведения личности или группы путем воздействия. Во-вторых, как изменение представлений, мнений, поведения индивидов или группы, происшедшее стихийно под воздействием других людей через механизмы подражания, психического заражения, диффузии культурных образцов и т.п. В Российской социологической энциклопедии приведено определение "влияния социального" Н. Н. Шихирева. Он понимает под ним "асимметричные
стр. 155
отношения между людьми, когда один человек получает возможность воздействовать на других" [2. С. 68].
Проблеме влияния посвящена монография В. И. Власова "Влияние: понятие и процесс". В частности, автор отмечает, что влияние как процесс достаточно глубоко эшелонировано и состоит из сети политических, экономических, бюрократических и иных институций, придающих определенную организованность общественным связям и очерчивающих значимое пространство влияния. На каждом из названных уровней действуют две формы влияния: легально-функциональная, представленная в виде формализованных структур (в нашем случае - объединений предпринимателей), и нелегальная (неформальная) - это воздействие влиятельных лиц, среди которых немаловажное место принадлежит крупным собственникам, а также воздействие группировок, приближенных к властвующим субъектам [3].
Ресурсы влияния можно подразделить на: а) утилитарные ресурсы - материальные и другие социальные блага; б) принудительные ресурсы, включающие ценности ориентации и нормы поведения человека (например, различные идеологические конструкции). В ресурсы также включаются все факторы, которые способны воздействовать на носителей власти: собственные качества субъекта влияния (компетентность, организованность, сексуальная привлекательность); некоторые свойства субъекта власти (объекта влияния) - доверчивость, неразвитость, подверженность нормам; благоприятную для субъекта ситуацию (раскол в стане конкурентов).
Важным источником социального влияния богатых людей в России издавна является наличие своих представителей в аппарате власти. Этим объясняется специфика российского лоббизма. Она включает следующие моменты: первичная организация промышленников; установление контактов с госаппаратом; представительство в структурах исполнительной и законодательной власти; оперативная реакция на сигналы всех звеньев госаппарата, прежде всего вершины; воспроизводство системы управления, типичной для госаппарата. Российские властители-собственники начали вмешиваться в конъюнктурные, формационные и цивилизационные циклы намного раньше, чем на Западе. Развитие капитализма и социализма в России привело к одному следствию: созданию класса, который одновременно стремиться и к обогащению, и к социальному контролю. Общее правило русского капитализма - чем больше вмешательство государства в любую сферу производства, тем ниже
стр. 156
ее экономическая эффективность. Отсюда вытекают два следствия: эффективность любой сферы производства и распределения понижается по мере того, как она входит в орбиту влияния государства; если сфера производства целиком организована государством (наиболее показательным примером является военно-промышленный комплекс), ее экономическая эффективность является самой низкой.
Для возникновения отношений влияния необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств. Прежде всего - это желание властвовать, воля к власти. Крупный собственник, не являясь сам властителем, желает им быть и видит себя им, но в качестве теневого, серого кардинала. Воздействие на власть осуществляется в виде просьбы, внушения, обещания, угрозы (шантаж). Речь идет об убеждении - активном воздействии на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами. Механизм убеждения включает совокупность идеологических, социально-психологических средств и форм воздействия на индивидуальное и групповое сознание. В результате убеждения формируются определенные установки, которые воплощаются в поведении людей.
Если власть политическая и государственная имеет общественно-опосредованный характер, то влияние наоборот является носителем личностно-непосредственного характера. Влияние в отличие от власти имеет, как правило, нелегальный характер, основывается на доверительных отношениях между субъектом и объектом. Часто оно покоится на моральных принципах, обусловленных авторитетом и связанным с ним уважением к объекту влияния. К этому следует добавить, что влияние является свойством и результатом общения людей, находящихся на одном иерархическом уровне (ситуация действительно такова, что бизнес-элита и политическая элита составляют единый круг общения). Если власть есть присвоение чужой воли, то влияние скорее не присвоение, а программирование, детерминация чужой воли, где одним из главных аргументов выступают собственность, богатство [4. С. 80 - 82].
В. Парето полагал, что история общества является результатом борьбы соперничающих элитарных групп за политическую власть. В его модели "равновесия общества" изменение в составных частях политической системы происходит под влиянием деятельности людей, их поступков. Основной двигатель поступков - чувства и эмоции; основные изменения в политической системе - влияние "нелогических поступков людей" [5].
Влияние, которое приводит к изменению личной установки (при
стр. 157
этом не имеет значения, выражено ли оно открыто - словами или делами - или нет), называется личным принятием. Влияние, которое изменяет наблюдаемое поведение в нужном направлении (но которое не обязательно приводит к изменению личной установки), называется публичной уступчивостью. Хотя в действительности личное принятие и публичная уступчивость нередко идут рука об руку, заметна тенденция к использованию этих терминов как концептуальных оппонентов [6. С. 18 - 19].
Понятие власти Т. Парсонс связывает с такими понятиями, как "символ", "влияние", "гражданское общество", "государство", "ценностный стандарт" и др. В концепции Т. Парсонса символы выступают своего рода посредниками в отношениях между субъектами системы. В общественно-экономической области таким посредником выступают деньги, в управленческой - власть, в общественной - влияние, в культурной - ценностные стандарты. По мнению Т. Парсонса, влияние - это обобщенное средство убеждения, символизирующее причину каких-либо действий. В кризисные периоды властные структуры прибегают к физической силе, в обычной жизни опираются на легитимные формы, в первую очередь на "влияние" [7].
Т. Парсонс разграничивает понятие власти-могущества и власти-влияния. Последователи Парсонса проводят четкую границу и различение между властью и влиянием. Власть предполагает: 1) подчинение вышестоящим; 2) отсутствие оценки подчиненными обоснованности директив вышестоящих; 3) подчинение даже в случае необходимости исполнить неадекватные или аморальные приказы. Влияние имеется, когда: 1) не исключаются критические оценки директив; 2) есть средства и каналы трансляции своих взглядов.
М. Вебер писал: "Политика означает для нас надежду участвовать во власти или влиять на ее распределение как между государствами, так и в рамках одного государства между группами людей" [8].
Таким образом, на наш взгляд, механизм социального влияния в России зависит от многих факторов: от политических возможностей, имеющихся в распоряжении действующих лиц; от характера и степени самого влияния; от того, в какой области функционируют те, кто является объектом усилий по оказанию влияния; от конкурирующих попыток других действующих лиц влиять на тех же субъектов; наконец, от той степени повиновения, какой хотят добиться.
стр. 158
ЛИТЕРАТУРА
1. Еникеев М. И., Кочетов О. Л. Общая, социальная и юридическая психология // Краткий энциклопедический словарь. М., 1997.
2. Российская социологическая энциклопедия. М., 1998.
3. Власов В. И. Влияние: понятие и процесс. Ростов-н/Д., 2000.
4. Емельянов Р. А. Власть собственности. Волгоград, 2003.
5. Кайтуков В. М. Эволюция диктата. М., 1995.
6. Тернер Док. Социальное влияние. СПб., 2003.
7. Parsons T. Politics and social structure: On the concept of political power. N.Y., 1969.
8. Weber M. Social and economic organization. N.Y., 1974.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
![]() |
Editorial Contacts |
About · News · For Advertisers |
Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2023, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Russia |