Illustrations:
Libmonster ID: RU-7563

(Образование института "суюргал")

Монгольское нашествие и последовавшее образование монгольских государств являются поворотным моментом в истории развития феодальных отношений у оседлых народов завоеванных монголами стран. Старые, веками слагавшееся институты сходят со сцены, другие сильно меняют свое содержание; появляются новые установления, ранее неведомые. Особенно глубоки были изменения в области феодального землевладения. Свое внешнее выражение эти изменения находят в появлении новой терминологии - или монгольского происхождения, или "же заимствованной из языков тюркского, по преимуществу уйгурского корня. В этом отношении достаточно назвать такие термины, как "тархан", "копчур", "инджу" и др.

Но далеко не все новые институты, обязанные своим появлением монгольскому завоеванию, имели одинаковую историю. Каждый из них имел свою особую судьбу и свой путь развития. Так, ряд институтов появляется буквально на второй день после завоевания, но о падением власти монголов исчезает. Другие институты, наоборот, в период монгольского владычества едва начинают оформляться и лишь в последующее время приобретают значение социального фактора, подчас чрезвычайно крупное. Именно к этой категории и относится институт суюргала, хотя до настоящего времени господствовало мнение, будто суюргал принадлежит к числу рано сложившихся институтов монгольских государств. Это, ошибочное на наш взгляд, мнение возникло благодаря тому, что авторы, высказывающие его, не дифференцируют источников по времени, а также недостаточно внимательно относятся к некоторым деталям, главным образом терминологического порядка.

В европейской исторической науке суюргал давно уже привлек к себе внимание. Еще Катрмэр 1 в своем издании текста из "Собрания летописей" Рашидаддина, в примечании к слову "суюргамыши", приводит целый ряд примеров из источников, дающих объяснение этому слову, и переводит его: "faveur, bienveillance". Там же он разбирает значение и слова "суюргал". На основании данных поздних словарей ("Supplement du Borhani kati'") и записок европейских путешественников (Chardin и др.) он определяет его как "im fond de terre que le roi concede a un homme et qui se transmet par heritage".

И. Березин в "Очерке внутреннего устройства улуса Джучиева", касаясь землевладения у монголов, говорит, между прочим, следующее: "Кроме того, хан мог жаловать землю в потомственную аренду, что на-


*Quatremere M. "Histoire des mongofs de la Perse", p. 216. Paris. 1836.

стр. 43

зывалось суюргал" 1 . При этом он делает ссылку как на упомянутое место из Катрмэра, так и на изданный Катрмэром же перевод текста из Абдарреззака Самарканди в "Notices et extraits" V. XIV. Поскольку Катрмэр нигде не говорит об аренде, а других примеров Березин не приводит, то толкование Березиным суюргала как аренды является, по сути дела, произвольным, если понимать аренду в нашем смысле слова. Позже, в 1871 г., К. Патканов в переводе "Истории монголов "шока Магакия XIII в." 2 безоговорочно переносит значение слова "суюргал" и на "суюргамыши". Толкование значения "суюргамыш", или "суюргатмыш", как пожалование леном, т. е, как термин, равнозначащий "суюргалу", без оговорок принято и в советской науке. Суюргал как институт, как форму феодального землевладения, склонны считать присущим монгольским государствам уже в начальный период их существования. Так, академик Б. Владимирцов в посмертном своем труде "Общественный строй монголов" без оговорок пишет: "Известно, что в западных улусах монгольской империи ханы и царевичи жаловали земли в "потомственное пользование" (soyurxal - "пожалование") разным лицам" 3 . При этом он ссылается на названных выше Катрмэра, Березина и Магакия. Б. Владимирцов не приводит примера употребления этого термина (суюргал) в монгольских источниках4 . По-видимому, этот термин там отсутствует, как отсутствовал и сам институт, который этот термин призван был впоследствии обозначать. И. П. Петрушевский в интересной работе о Хамдаллахе Казвини пишет: "Известно, что ленные пожалования, обозначавшиеся монгольским термином soyurgal (пожалования), давались еще Чингис-ханом, как и Хулагуханом" 5 .

А. Ю. Якубовский в первом издании своей книги "Золотая Орда" утверждает следующее: "Положение полукочевых феодалов, имеющих крупные земли в оседлых районах и огромные стада скота в степи, лучше всего выражается в той системе суюргалей (ленных владений), которые в эпоху монголов являются господствующей формой крупного феодального землевладения" 6 .

Последними двумя авторами, помимо названных выше источников и литературы, использованы и другие указания источников, которые, однако, мало чем отличаются от приведенных материалов: Катрмэра, и на него, по существу, все вышеназванные работы и опираются.

Таким образом, есе перечисленные авторы рассматривают суюргал и суюргамыши как понятия равноценные, обозначающие институт наследственного лена, существование которого предполагается уже с начального периода образования империи Чингис-хана. Однако в действительности дело обстояло далеко не так. Прошел длительный период времени, прежде чем в обиход твердо вошло слово "суюргал" в качестве определенного термина и прежде чем кроющийся за этим термином институт нашел распространение в завоеванных монголами странах на Западе.

Для правильного решения вопрооа о суюргале следует прежде всего четко установить разницу между словом "суюргамыши" и "суюргал"7 . Хотя оба эти слова и имеют в основе один и тот же корень


1 "Труды восточного отделения Археологического общества". Ч. 8-я, стр. 28. СПБ. 1864.

2 См. стр. 18, примечание 36, его перевода "Истории монголов инока Магакия XIII в.".

3 Владимирцов Б. "Общественный строй монголов", стр. 115, примечание 2-е.

4 Об этимологии и корне слова "суюргал" ср. PelTiot P. "Sur la legende d'uruz-khan en ecriture Ouiqure "T'otmg Pao" tirage a part, p. 302.

5 Петрушевский И. "Хамдаллах Казвини...". "Известия Академии наук СССР". Серия общественных наук, стр. 883 - 884. 1937.

6 Греков Б., Якубовский А. "Золотая Орда", стр. 102. 1937.

7 Помимо этих двух форм, как видно из тарханных ярлыков золотоордынских

стр. 44

и в свое время, возможно, употреблялись лишь как различные грамматические формы с одинаковым семантическим значением, однако в процессе их исторического бытования лишь второму из них суждено было приобрести значение определенного термина. "Суюргамыши" же, как видно из источников, не вышел за грань своего обычного, общего значения.

Надо сказать, что уже Картмэр уловил разницу в употреблении этих слов и в своем определении их значения, как мы видели, вполне отчетливо их разделил. Березин и Патканов спутали их и тем самым дали основание для неправильных заключений последующих историков.

Рассмотрим ближе значение этих двух слов. Основным источником для суждения относительно значения их остаются персидские исторические хроники эпохи хулагидов и сочинения послемонгольского времени, главным образом среднеазиатского происхождения. Собственно говоря, значение слова "суюргамыши" не вызывает особых сомнений. Во всех известных мне случаях1 , включая и те, которые приведены всеми вышеупомянутыми авторами, как было сказано, слову "суюргамыши" нигде не придается специального значения земельного ленного пожалования. Оно приводится в самом общем значении: "оказать милость", "одарить", "обрадовать" и т. п. При этом объекты дарения часто вовсе не перечисляются. В тех же случаях, когда упоминаются конкретные предметы, авторы находят для этого другое выражение. В этом смысле, чрезвычайно любопытный рассказ мы находим в "Собрании летописей" Рашидаддина. Рассказывая о старосте одной из деревень Хорасана, оказавшем в свое время услугу Газан-хану, Рашидаддин пишет:

"Когда Газан укрепился на троне султанства, о" в знак благодарности его, старосту, обласкал и выказал (к нему) .полное благоволение суюргамыши тамом фармуд), ввел его в число приближенных его величества, а деревню Зир-Абад, бывшее инджу, ему подарил (бахшид) и дал ему тарханный ярлык" 2 .

Здесь, как мы видим, чрезвычайно выпукло выражено, как понималось слово "суюргамыши". Автор избегает прилагать его к конкретному предмету пожалования. А то обстоятельство, что в данном случав предметом пожалования была деревня, представляет для нас особый интерес. Будь слово "суюргамыши" в какой-либо степени связано специально с земельным пожалованием, Рашидаддин, безусловно, применил бы его. Еще более существенным свидетельством в пользу сказанного является то, что Рашидаддин в своем изложении известной реформы Газан-хана о наделении войска землей нигде не применяет слова "суюргал", пользуясь для этого старым термином-"икта".

Внимательное рассмотрение и всех других известных мне случаев убеждает в том, что это слово в монгольский период, по крайней мере на территории Ирана, специального отношения к "ленному пожалованию" не имеет, хотя, быть может, не исключены и случаи, когда предметом пожалования были и земельные участки.

Что касается термина "суюргал", то следует прежде всего отметить его отсутствие в сочинениях по истории хулагидского Ирана.

Впервые с этим термином мы сталкиваемся в сочинениях, составленных на рубеже XIV и XV вв. и относящихся к истории государства Тимура. Здесь следует подчеркнуть то обстоятельство, что после падения хулагидов в историографии на персидском языке имеется значительный перерыв, примерно в полстолетие, после чего центр летописания был перенесен с Западного Ирана в Среднюю Азию и соседний Хорасан. Поэтому, говоря относительно появления термина "суюргал" в источниках конца XIV в., я отнюдь не хочу утверждать, что начало


ханов, в употреблении были и другие формы того же корня, как например "суюртсап".. См. Pадлов В. "Ярлык Темир-Кутлуга". "Записки восточного отделения Археологического общества". Т. III, стр. 28. 1938.

1 Ср., например, у Джувейни. - Бартольд В. "Туркестан". Ч. I, стр. 108.

2 Рукопись Института востоковедения Академии наук СССР. Д. 56, л. 320-а.

стр. 45

его бытования относится именно к этому времени, Уже по одному тому, что термин этот авторами исторических сочинений тимуровского времени употребляется в достаточной мере часто и определенно, можно с уверенностью утверждать, что он появился раньше. И действительно, как мы увидим, историки впервые его применяют к эпизодам более ранним (почти на два десятилетия), чем время составления самых сочинений.

Но само собою понятно, что и даты, к которым приурочиваются первые рассказы о пожалованиях суюргалом, не могут рассматриваться, как безусловно начальные моменты появления суюргала. Нам кажется возможным высказать здесь предположение, что начало применения термина "суюргал" для обозначения земельных пожалований следует отнести к 40-м годам" XIV в., когда в Средней Азии власть ханов из потомков Чагатая фактически была низведена на нет и полное преобладание получили предводители тюрко-монгольских племен1 , заинтересованные в территориально-земельных владениях. Появление и распространение суюргала как института впервые именно в Средней Азии и в соседней Золотой Орде является фактом, пожалуй, несомненным.

Первое упоминание суюргала относится к 1377 - 1378 г. (779 г. хиджры). Рассказывая о переходе Тохтамыша к Тимуру, Низамаддин Шами называет золотоордынского военачальника Урук Тимура, который вместе с Тохтамышем ушел от Урус-хана. При этом последний "иль и вилает" (Урук Тимура) пожаловал в суюргал некоему Тайге (суюргал карда-буд)2 .

Шерефаддин Езди, пересказывая этот эпизод, говорит лишь о "тысяче" (хазора), переданной в суюргал. При этом добавляет, что когда впоследствии Урук Тимур вернулся к сыну Урус-хана, Тимур Мелику, тот его хотя и простил, но на просьбу вернуть "людей и иль" ответил отказом 3 .

Последующие упоминания суюргала в наших источниках связаны главным образом с именем Тимура, хотя, как мы увидим, раздача подобных пожалований приписывается и другим современным Тимуру феодальным владетелям Ирана. Наиболее ранним из таких суюргалных- пожалований при Тимуре была, по-видимому, передача округа Радкан в Хорасане известному военачальнику Тимура - Шейх-Али-бехадуру. Последний в походе против хорасанекого эмира Али-бека в 1381 -1382 г. (783 г. х.) проявил особую храбрость, за что, по словам Шерефаддина, "(он) был удостоен взгляда милости и заботы, и (Тимур) приказал (передать) ему в суюргал Радкан" 4 .

При таких же обстоятельствах было передано в суюргал местечко Говкурищ, недалеко от Нисы, в 1384 - 85 г. (768 г. х.) другому военачальнику - Мубаширу. Низамаддин при этом отмечает, что оно было пожаловано как "вечный" 5 суюргал.

По-водимому, это же самое, т. е. вечность пожалования, имеет в виду и Шерефаддин, когда применяет не совсем ясное выражение (ба хуват-бари)6 .


1 Ср. Бартольд В. "Улугбек и его время", стр. 9 и др. В дальнейших ссылках - Улугбек.

2 Nizamuddih Sami "Zafar-Nama (texte persan)", ed. par F. Tauer. Praha, 1937 (в дальнейшем "Шами"), стр. 77.

3 "The Zafar-Namah by... Sharafuddin All of Yazd". Calcutta, 1888 (в дальнейшем "Езди"), I, стр. 289. Имя Урук Тимура передано в нескольких вариантах. Тайга вовсе не назван, а сказано "муддати" ("на некоторое время").

4 Езди, I, 352.

5 Шами, 95 - "ба сюргал-и-абади".

6 Езди, I. 382. Minorsky V. в статье "A Soyurghal of Qasim Jahangir Aqqoyunlu (903/1498)", напечатанной в "Bulletin of the schooi of oriental studies" (University of London), Vol. IX, p. 4, 1939, p. 944, транскрибирует это выражение в форме "huwa abadi" (он вечный). Однако следует отметить, что в этой форме выражение это нигде не встречается, и поэтому, возможно, мы здесь имеем дело с "ной формулой, хотя и имеющей, видимо, то же значение, см. ниже стр. 57 - 58.

стр. 46

К этим же годам относятся и сообщения Абдарреззака о раздачах суюргалов и в Иране. Так, говоря о современнике Тимура Султане Ахмеде из династии Джелаиридов, Абдарреззак под тем же, 784 г. сообщает, между прочим, что "он отправился в Ардебильский булюк, который был его суюргалом" 1 .

Другое сообщение того же автора относится к Фарсу. В 1384- 1385 г. (786 г. х.) Зейн уль- Обидейну, правителю из династий Музаффаридов, удалось захватить известный город Козирун. По этому случаю, по словам нашего автора, "(он) снова обласкал эмиров и сановников, роздал им собственные халаты, украшенные драгоценными камнями, пояса, барабаны и знамена, а (также) пожаловал им в качеств" суюргала (ба расм-и-суюргал) булюки (районы) и вилайеты в области" Фарса и Кирмана" 2 .

Однако, говоря об этих ранних упоминаниях суюргала у Абдарреззака, следует помнить, что он писал уже в XV веке и, возможно, применил термин своего времени взамен какого-либо другого термина источника, которым он пользовался.

В дальнейшем, поскольку области, о которых пишут наши авторы, вводят постепенно в состав Тимуровской империй, упоминания о пожаловании суюргалов связываются исключительно с именем Тимура. Тимур, по-видимому, продолжал применять и в дальнейшем суюргал в качестве прежде всего вознаграждения за проявленную храбрость. Наиболее примечательные подвиги, которые зафиксированы источниками, как правило, сопровождаются пожалованиями ввиде суюргала. Отметим две характерных случая. При одном из набегов монголов Семиречья на Фергану было уведено в плен значительное число жителей Ходжента. Некоему Куча Мелику с незначительным отрядом удалось, в результате ночного нападения, отбить пленных и вернуть их на родину. За этот отважный поступок Тимур, по словам Низамуддина, "дал ему суюргал и пожаловал тарханной грамотой". Одновременно суюргалами и другими милостям" был награжден и сын Тимура Омар-шейх, также выказавший мужество в борьбе с отрядами монголов3 . За военную храбрость был награжден и другой -военачальник - Джелал-бахадур, сын эмира Хамида, - которому в качестве суюргала был пожалован "крупный (доходный) вилайет" 4 .

Наряду с приведенными случаями раздачи суюргалов в источниках встречаются рассказы, где суюргалом называются те владения, которые Тимур оставлял за прежними феодальными владетелями, если последние добровольно ему подчинялись. Таких мест в источниках можно найти довольно много. Ограничусь несколькими примерами". Так, в 1388- 1389 г. (791 г. х.) Тимур оставил по статуту суюргала ("ба раем-и-суюргал") Музаффаридам часть их прежних владений, а именно Исфаган, Керман и Сирджан с его крепостью 5 . На Кавказе Тимур передал в суюргал вилайет Ахлат прежнему его владетелю - эмиру Адиль Джузу6 . В Мосуле в качестве суюргала была отдана крепость Каркук эмиру Али - прежнему ее владельцу7 . Так же поступил Тимур и с хакимом крепости Айдин, Баязидом, которого, по словам Низамуддииа, Тимур "отличил суюргалом и лаской и передал ему крепость" 8 .


1 "Матла ас-са'адайн ва маджма' ал-бахрайн".. Рукопись Ленинградского государственного университета, N 157, л. 77-а.

2 Там же, л. 82-в. Можно указать и на упоминание суюргала в отношения Фарса еще под 1373 - 1374 г. (775 г. х.) у этого же автора, л. 67-а, однако, что именно было пожаловано, из текста неясно.

3 Шами, 107.

4 Шами, 122.

5 Езди, 444.

6 Шами, 153.

7 Езди, 661.

8 Шами, 156.

стр. 47

Во время второго похода на Иран Тимур специально вызвал из Фарса одного из противников упомянутого выше Султан Ахмеда, "пожаловав ему суюргалы и дары, передал в его ведение дела областей Султании и Табриза" 1 . Во время похода в Малую Азию Тимур пожаловал ряд областей (Комья, Аксарай и др.) в суюргал змиру Мухаммеду, сыну Карамана, находившегося в течение 12 лет в заточении у Баязида. При этом, как прибавляет автор этого сообщения, "области эти долгие годы (после) находились в его и его детей полном владении" 2 .

Выше приводился случай, когда а- числе лиц, получивших суюргалы, были сыновья самого Тимура. В источниках упоминаются и другие случаи пожалования царевичей суюргалами. Так, во время похода против Тохтамыша сын Тимура Мухаммед-султан добровольно вызвался пойти со своими воинами в передовое охранение. Тимур, приняв это за доброе предзнаменование, "обласкал его высочайшими суюргалами"3 , К сожалению, при этом не упоминаются объекты пожалования. Также не упомянуты они и в сообщении относительно пожалования Хусейна, мятежного внука Тимура. Как "передает Низамуддда, Тимур, "освободив его от оков, отличил почетной одеждой и суюргалом" 4 . К этой же категории пожалований относится и передача в суюргал (ба расм-и-суюргал) в 1403 - 1404 г. (806 г. х.) округа Дуджейль, вблизи Багдада, невестке Тимура - жене его внука Абу-Бекра, сына Мираншаха 5 . При этом, небезынтересно отметить, что Абу-Бекр правил в это время всей областью в целом - факт, бросающий определенный свет на объем власти правителей отдельных областей при Тимуре, если даже они были и царевичами.

Как известно, сыновья и внуки Тимура еще при его жизни назначались правителями отдельных, подчас громадных областей. В. Барюльд повсюду называет такие владения царевичей уделами6 . Источники в большинстве случаев, рассказывая о подобных назначениях царевичей, не придерживаются определенной терминологии. Лишь в одном случае, для обозначения такого пожалования один из наших авторов пользуется термином "суюргал". Речь идет о передаче областей Фарса Омар-шейху в 1392 - 1393 г. (795 г. х.). Низамуддин, рассказывая об этом, назначении, пишет: "4-го Джумади I был издан указ, чтобы их всех (Музаффаридов) схватить и заключить в оковы, а эту область пожаловать в суюргал эмир-задэ Омар-шейху, сделав (его) полновластным правителем. (хаким-и-мутлак)" 7 .

Небезынтересно отметить, что Музаффариды получили, как выше об этом говорилось, области Фарса в виде суюргала же. Однако рассмотрение других случаев назначения Тимуром своих потомков в качестве правителей показывает, что термин "суюргал" в смысле удельного владения царевичей не употребляется, и в этом отношении рассказ Низа-муддина является исключением.

В большинстве приведенных случаев суюргалы, жаловались отдельным лицам. Но, по-видимому, Тимуром раздавались суюргалы и в массовом порядке. Такие раздачи обычно приурочивались к торжественным


1 Щами, 97.

2 Абдарреззак, л. 139-в. Помимо приведенных наиболее четко выраженных: случаев таких суюргалов см. также Шами, стр. 101, - в отношении гилянских меликов, или там же, стр. 164, - относительно жителей Пишканда. О последних ср. Абдарреззак, л. 105-а.

3 Шами, 119.

4 Там же, 233.

5 Езди, II, 575.

6 Улугбек, стр. 43 - 44.

7 Шами. 135.

стр. 48

случаям. Так, после возвращения с последнего в жизни Тимура похода, согласно Хафизи Абру, "его величество Сахыб-кыр'ан пожелал, чтобы в знак благодарности по поводу возвращения из столь великого похода в столицу счастливым и здоровым вместе с детьми и эмирами устроить великий праздник (и) эмиров войска и бехадуров двора убежища мира дарениями возвеличить и (каждого), в соответствии с его чином, и поведением, пожаловать суюргалом и джильду" 1 . После описания устроенных празднеств этот автор пишет: "И всех предводителей войска и сановников двора убежища мира (Тимур) суюргалами и дарениями отличил и возвеличил"2 .

Как нетрудно заметить, в приведенных примерах раздачи суюргалов или, вернее, применения источниками этого термина самый объект суюргала в достаточной мере не определен. Если во многих случаях мы, безусловно, имеем дело с земельными пожалованиями, то немало и таких случаев, когда благодаря неопределенности текста можно в этом сомневаться. Сомнения эти тем более основательны, что в источниках встречаются рассказы, где словом "суюргал" прямо обозначается пожалование ценных вещей. Так, Низамаддин Шами, рассказывая о прибытии к Тимуру во время его похода на Индию Шейха Нураддша, бывшего даругой в Фарсе и привезшего с собой множество разнообразных даров венде убитых на охоте животных, оружия, боевых лошадей, верблюдов, почетной одежды, драгоценных камней и пр., специально отмечает, что Тимур "из тех даров пожаловал суюргалы" случившимся в это время при нем послам от китайских монголов и Золотой Орды 3 . Здесь, безусловно, суюргал никакого отношения не имеет к земельно-территориальному пожалованию. Следует еще отметить, что источник, откуда Низамаддин заимствовал свой рассказ, - Гиясаддин - в данном случае слово "суюргал" не применяет 4 .

Таким образом, подводя итог сказанному, можно сделать следующий вывод. К концу правления Тимура їв Иране и Средней Азии пожалования под титулом "суюргал" получили весьма широкое распространение. Хотя в подавляющем большинстве случаев! объектам пожалования являются тех или иных размеров территориальные единицы, тем не менее термином "суюргал" могло обозначаться и пожалование просто ценных предметов, что свидетельствует об определенной неустойчивости в применении этого термина.

Какое же был статут суюргалных пожалований в период правления Тимура? К сожалению, на этот вопрос в полной мере ответить трудно. Лишь некоторые общие очертания этого института могут быть выяснены на основании наших источников. При Тимуре в качестве суюргала передавались преимущественно или отдельные деревни или же целые районы. Будучи наградой за те или иные заслуги - главным образом военные, - такой суюргал не обуславливался обязательной службой со стороны пожалованного лица. Наследственное пожалование специально, видимо, отмечалось в дипломах. Об этом говорят приведенные выше случаи пожалования "вечного суюргала".


1 "Continuation du -Zafar-Nama de Nizamuddin Sami par Hafiz-i-Abru". "Acrhiv-Orientalni". Praha, 1934, vol. VI, N 3, p. 443. Не разбирая подробно здесь вопроса о термине "джильду", обозначающего также пожалование за проявленную храбрость, следует отметить, что впоследствии и этим термином в Средней Азии стали обозначать пожалование землей.

2 Ibidem, p. 445. Цитирую по первоначальной редакции; в другой редакции сказано более обще: "ба хал'ат ва ин'ом ва ташриф ва икром".

3 См. Шами, 172.

4 "Дневник похода Тимура в Индию Гияс-ад-дина Али", изд. Л. А. Зимина под ред. В. В. Бартольда. "Тексты по истории Средней Азии". Вып. 1-й, стр. 57. Птр. 1915.

стр. 49

Хотя и в остальных случаях пожалований прямо не говорится относительно временного характера суюргала, тем не менее эти пожалования, п-видимому, нуждались в постоянных (погодовых) подтвердительных дипломах. Так, Абдарреззак, отмечая в качестве одного из характерных моментов деятельности Тимура практику раздачи различных видов пожалования, в том числе и суюргалов, пишет, что он одновременно "лично (ба-худ) проверял и осведомлялся о них, и после осведомления издавался приказ о возврате или оставлении их (за владельцами), а для всех суюргалов требовал ежегодно (получения) из девана нового указа (хукм-и-муджаддад), за исключением тех, что были (навечно) за ним (владельцем) закреплены (магар он ки бар-у - мукайад буди)" 1 .

В царствование Шахруха (1405 - 1447 гг.) происходит дальнейшее развитие института суюргала, который приобретает уже чрезвычайно крупное значение во всей системе феодальных отношений. В соответствии с этим в исторических сочинениях этого времени мы встречаем довольно часто упоминания о нем, что позволяет установить основные контуры его содержания. Так, первые упоминания о суюргале относятся к тем годам правления Шахруха, когда он еще не был общепризнанным главой империи. Уже в 1405 - 1406 г. (808 г. х.), когда борьба за престол между отдельными потомками великого завоевателя была в самом разгаре, мы находим у Абдарреззака рассказ о таком пожалований. Лицом, получившим этот суюргал, был влиятельный военачальник эмир Сулейман-шах, которому был пожалован Шахрухом один из богатых районов Хорасана - Серахский вилайет2 . От имени Шахруха же немного позже, в 1407 - 1408 г. (810 г. х.), в качестве суюргала Дамганский вилайет получил сейид Изаддин Хазарджерибский3 . В том же году округ Андхуд - также в качестве суюргала (ба раем-и-суюргал) - был пожалован эмиру Сейид Ахмед-тархану, брату жены Шахруха, известной Гаухаршад-Ака 4 .

В борьбе за укрепление власти Шахруха наиболее крупную роль сыграл один из виднейших военачальников Тимура - эмир Шах-Мелик. В частности области Хорезма были присоединены к владениям Шахруха в результате похода под начальством Шах-Мелика в 1413 году5 . В награду за его заслуги ему и был пожалован Хорезм в качестве суюргала. Рассказ об этом приведен у Абдарреззака несколько позже, под 1426 - 1427 г. (829 г. х.). В связи со смертью Шах- Мелика и передачей его владений сыну наш автор попутно рассказывает и о пожаловании Шах- Мелика суюргалами и Тимуром.

"Милости его величества (Тимура), - пишет Абдарреззак, - по отношению к нему были так велики, что он изволил (однажды) изречь: "из каждой завоеванной области любая избранная им деревня да будет его суюргалом". И в течение всей жизни он продолжал беспрерывно получать суюргалы. Он оставил множество благотворительных заведений - медрессе, ханака, мечетей, рабатов, водоемов - и завещал им в вакф хорошие амляки (земельные участки) и превосходные доходные статьи... А его величество хакан счастливый (Шахрух) был к нему


1 Абдарреззак, л. 18-а.

2 Там же, л. 169-в.

3 Там же, л. 176-в.

4 Там же.

5 Улугбек, 73.

стр. 50

столь милостив, что область Хорезма целиком 1 сделал его суюргалом. И он в той стране установил превосходные порядки" 2 .

Время и условия, при которых раздавались ЭРИ суюргалы, объясняют и цели, преследовавшиеся раздачей областей в суюргал. Шахрух явно имел в виду привлечение на свою сторону влиятельных военачальников: такие пожалования, безусловно, были гораздо более притягательны чем, допустим, те щедрые раздачи казны, которые практиковал Халиль-Султан вСамарканде. Характерно, что к этому же методу привлечения сторонников стали прибегать и противники Шахруха. Так, о Кара-Юсуфе Кара Куюнлу, после смерти Тимура возобновившем борьбу за восстановление своей власти на западе Ирана, сообщается следующее: "Эмир Кара- Юсуф... каждого, кто становился его другом, крайне (большим) суюргалом отличал от равных ему". Некоему Баба-Хаджи Каварди Кара-Юсуф в качестве суюргала (ба расм-и-еуюргал) пожаловал крепость Ковард со всей прилегающей округой и еще 600 деревень и земельных участков ("карья ва мазра'а")3 .

В первые же годы своего правления, в качестве главы всего государства, Шахрух пытался привлечь на свою сторону часть из своих родственников, главным образом племянников. Это получило отражение и в практике суюргалных пожалований. Из таких пожалований отмечу следующие. В 1409 г. (812 г. х.) Шахрух по возвращении из Самарканда назначил область Хисар в суюргал Мухаммед Джихангиру, сыну Мухаммед Султана, которого Тимур предназначал в качестве наследника своего престола 4 . Тогда же Ахмеду, сыну Омар-Шейха, Шахрух в суюргал пожаловал Фергану с главным городом Узгендом 5 . Под 817 г. Абдарреззак рассказывает, о пожаловании в суюргал брату Ахмеда Мухаммеду Байкаре обширных областей на западе Ирана-Хамадан вместе с прилегающими крепостями и Луристан6 . Из другого сообщения того же автора мы узнаем, что Кум был также на правах суюргала у Джихангира Саад-Ваккаса, брата упомянутого Мухаммеда 7 .

Однако судьба этой категории суюргалов была в достаточной мере эфемерной. Вскоре же начинается их систематическая ликвидация. Шахрух заменяет своих племянников собственными сыновьями. Для нас это обстоятельство представляет особый интерес в том смысле, что источники, как правило, применяют к владениям, полученным последними, тот же термин - "суюргал". Больше того: с распространением этого термина на владения царевичей источники перестают упоминать (для времени правления Шахруха) о пожалованиях суюргалов другим представителям господствующего класса и под суюргалом начинают, по-видимому, понимать по преимуществу удел - владение царевича.

Первым таким пожалованием Шахруха в пользу собственного сына Щахруха явилась передача в суюргал Ибрагим-султану областей Фарса, которые в 1414 - 1415 г. (817 г. х.) были в результате военной экспедиции отобраны у Искандера, сына Омар-Шейха8 , владевшего эгой областью с 1409 - 1410 года. Такая же участь постигла через 4 года и Кайду, сына Пир- Мухаммеда, владевшего от имени Шахруха также начиная с 1409 - 1410 г. обширнейшими областями Восточного и Юж-


1 В тексте употреблено выражение "дар-баста", которое в словарях переводится "целиком", "полностью". Однако следует отметить, что начиная с конца XV в. выражение это приобрело значение определенного термина, обозначавшего одну из форм феодально-ленных владений. Не применено ли оно уже здесь в этом значении?

2 Абдарреззак, л. 232-в.

3 Мирхонд "Раузат-ус-Сафо". Бомбейское литографированное издание Кн. VI. стр. 218.

4 Абдарреззак, л. 182-в.

5 Ср. Улугбек, стр. 65.

6 Там же, 201-а.

7 Там же, 210-в.

8 Абдарреззак, л. 201 -а.

стр. 51

ного Афганистана - Кабулом, Газной, Кандагаром и др. В 1418 - 1449г. его обвинили в попытке объявить себя независимым (он будто бы предлагал вассальным владетелям Дели провозгласить хутбу и чеканить монету от его имени), и он был лишен своих владений, которые также в качестве суюргала (ба расми-суюргал) были переданы Суюргатмышу, другому сыну Шахруха 1 .

Под тем же годом Абдарреззак сообщает, что вышеупомянутый Саад-Ваккас "без причины" оставил свой суюргал и бежал в Азербайджан 2 . Владения же его вместе с другими областями Ирака, как видно из позднейших сообщений, были переданы в суюргал Мухаммеду Джуки, также сыну Шахруха 3 .

В свою очередь, Улугбек в результате военных действий изгнал из Ферганы Ахмеда который бежал в Герат к Шахруху. Хотя он и был сперва принят милостиво последним, однако практических результатов он здесь так и не добился. Вскоре он вынужден был отправиться в хадж, откуда и не вернулся 4 .

Наряду с областями, отобранными у родичей, Шахрух раздает в суюргал своим сыновьям и ряд других крупных областей государства. В самом центре своих владений - в Хорасане - он выделяет крупнейший район, включавший вилайеты Туе, Мешхед, Абиверд, Ниса, Байлякан, Джармаган, Хабушан, Астрабад и Кабуджама, в качестве суюргала знаменитому своему сыну Байсанкуру 5 . Таким образом, если к этому добавить владения Улугбека, то окажется, что почти вся территория государства Шахруха оказалась разделенной на крупнейшие суюргалные владения - уделы между сыновьями Шахруха.

Вышеприведенные данные источников, таким образом, рисуют в достаточной мере наглядно внешнюю сторону развития суюргала пря Шахрухе. С одной стороны, складываются суюргалные владения военачальников в ввиде отдельных вилайетов, а с другой стороны, суюргалы жалуются в качестве уделов членам семьи Шахруха.

Относительно юридического статута суюргалных владений при Шахрухе данных дошло мало. Прежде всего можно установить, что суюргал, безусловно, рассматривается как владение наследственное. В случае смерти лица, получившего суюргал, последний переходит к сыну. Выше приводился рассказ о передаче Хорезма сыну Шах-Мелика. Об округе Радкане, бывшем суюргалом эмира Шейх-Али-беха-дура, Фасихи рассказывает, что он перешел сперва к сыну этого эмира, а затем - к его внуку6 .

Обладатель суюргала прежде всего получал право на сбор доходов с области в свою пользу и своими средствами. Так, Абдарреззак в рассказе о передаче мирзе Мухаммеду Джехангиру Хисарского вилайета прибавляет: "и сбор доходов с того вилайета передал его наибам"7 , Этим самым в условиях феодальной системы управления того времени в руки обладателя суюргала переходила и вся полнота административной власти. Иногда и самое пожалование формулируется как передача управления. Так, относительно суюргала Султан Мухаммеда Байкары, сына Омар-Шейха, говорится, что "управление (айалят) вилайета Хамадана и крепостей Варджирда и Нихавенда и всего Луристана сделал его суюргалом" 8 . Любопытно отметить, что позднейшие историки делают попытку разграничить эти два понятия: отдачу области в суюргал и пе-


1 Абдарреззак, л. 211-в.

2 Там же, л. 210-в.

3 Там же.

4 Улугбек, стр. 74.

5 "Муджммил-и-Фасихи". Рукопись Института востоковедения АН СССР. В. 709, Л. 405; ср. Абдарреззак, л. 202-а.

6 Указ, соч., л. 725-а.

7 Абдарреззак, л. 182-в.

8 Там же, л. 201-а.

стр. 52

редачу управления областью. Так, Мирхонд, передавая только что приведенное сообщение Абдарреззака о суюргале Султан Мухаммеда Байкары, формулирует его следующим образом: "Его величество..., обратив взгляд милости и заботы в сторону мирзы Байкары, управление (хукумат) вилайетом Хамадана, крепостями Варджирд и Нихавенда и всем Луристаяом тому господину пожаловал, а всю страну (маджмуи-мамля-кат) в суюргал ему отдал" 1 .

Обычно свои сообщения о раздаче подобных суюргалов Абдарреззак сопровождает рассказами об "отечественных наставлениях", которые при этом делал Шахрух. Невидимому, в них в той или иной мере отражено содержание соответствующих дипломов. Не останавливаясь на общих моментах в наставлениях, отмечу рекомендацию "не вносить изменения в налоговую систему". Так, при пожаловании Хисара Мухаммеду Джехангазу, Шахрух, со слов Абдарреззака, "врата отечественных наставлений открыв, приказал, чтобы... (Мухаммед Джехангир) сборщикам налогов велел блюсти равенство между подданными, не пренебрегать интересами слабых ради благоденствия сальных, и не позволял им уклоняться от правил обычных и законов известных и не вводил новых поборов (русум-и-мухаддас)" 2 .

Насколько можно судить, это - единственное ограничение в статуте суюргала. Понятно, что на практике даже с этим ограничением не всегда считались, но надо отметить, что, как мы увидим ниже, при Шахрухе нарушения этого ограничения наказывались, даже если нарушителем являлся сын самого Шахруха.

Что касается суюргалных владений царевичей - уделов сыновей Шахруха, - то при нем и эти владения рассматривались как наследственные уделы. Так, Ибрагим-султану в Фарсе наследовал его сын Абдулла 3 .. После смерти Суюргатмыша его обширный удел был передан его "истинному преемнику", т. е. старшему сыну мирзе Султан-Масуду4 .

То же самое было и после смерти Байсанкура. Источник наш по этому поводу рассказывает следующее: "Его величество приказал, чтобы наследство царевича (Байсанкура) разделили между наследниками, согласно с повелениями аллаха... области, бывшие суюргалом мирзы Байсанкура, пожаловать его старшему сыну мирзе Аллааддауля, а мирзе Султан Мухаммеду и мирзе Абуль Касым Бабуру назначить кормление (алюфа)" 5 . В Мавераниахре Улугбеку фактически наследовал также его старший сын Абдаллятиф, хотя для осуществления своего права ему пришлось обагрить свои руки кровью отца.

Объем власти царевичей в их уделах был весьма велик. В. В. Бартольд в "Улугбеке" 6 рассмотрел этот вопрос в разрезе взаимоотношений центрального правительства в Герате с Улугбеком. По мнению В. Бартольда, при Улугбеке Мавераннахр фактически был как в административном, так и в финансовом отношении почти полностью независимым от гератского правительства. Царевичи и в других владениях обладали значительной самостоятельностью. Так, в очень интересном сообщении Абдарреззака о передаче Байеанкуру в суюргал Хорасана приводится копия диплома, из которого явствует, что при царевиче были образованы диван с визирем и эмирами, была свита из ученых, поэтов, выдающихся людей. Всем чинам государства, знати и населению предлагается считать царевича "падишахом и повелителем своим... всю область подчиняющейся его приказу". Взимание налогов передается в распоряжение его наибов и чиновников.

Но наряду- с этим мы имеем и сообщения, говорящие об ограниче-


1 Мирхонд. Указ. соч. VI, стр. 217.

2 Абдарреззак, л. 182-в.

3 Улугбек, стр. 129.

4 Абдарреззак, л. 233-а.

5 Мирхонд. Указ. соч. VI, стр. 244.

6 Улугбек, стр. 70 и др.

стр. 53

ниях власти владетелей уделов; при них находились поставленные центральным правительством чиновники, ответственные перед Гератом; финансовая автономия была также далеко не полной: часть доходов должна была вноситься ввиде ежегодных взносов в общегосударственную казну. Нерадение и своеволие царевичей в своих уделах могло даже повлечь за собой лишение суюргала в целом или части его. В этом отношении большой интерес представляет рассказ Абдарреззака о положении в Фарсе, одном из главных уделов государства. Из всего рассказа, изобилующего, кстати, чрезвычайно любопытными деталями, приведу лишь места, относящиеся к положению Фарса как суюргалного владения. При царевиче е Фарсе находился в качестве управителя некий шейх Абуль-Хайр, которому, собственно, весь рассказ и посвящен. Вот что пишет Абдарреззак: "Знать и эмиры Фарса посылали челобитные к опорам государства, извещая их о том, что все подданные от зла (причиненного) Абуль-Хайрем дошли до крайнего предела (терпения) и нож подступил к самой кости, и, что мирза Султа-н-Абдулла, чьим суюргалом была эта страна, не может распоряжаться и единым динаром. А шейх Абуль-Хайр не допускает "и падишаха, "и эмиров ни до каких дел, касающихся власти и доходов. Его величество хакан- счастливый (Шахрух), услышав об этом, тут же повелел сместить шейха Абуль-Хайра, а эмира Сейиди, который был одним из самых известных эмиров, назначил на управление этой областью". Этот последний, по словам Абдарреззака, был человеком крутых мер и правил так же полновластно, но вскоре умер. Вслед за тем из Герата же был назначен ходжа Муиззаддин Мелик Симнани. Что касается шейха Абуль-Хайра, то он внешне как будто примирился со своим смещением и даже оказывал разные услуги новому правителю. Однако втайне он принимал меры для восстановления своей власти. Благодаря богатым подаркам ему удалось привлечь на свою сторону влиятельных сановников из придворных кругов в Герате. Их стараниями о" был вызван в столицу, где он новым" подарками, от которых "разум мудрецов пришел бы в удивление", по словам нашего автора, "так обработал вельмож государства и сановников его величества, что все они в один голос доложили: "Пребывание шейх Абуль-Хайра в Фарсе крайне важно; лишь он может упорядочить дела островов, Хувейзы, Шуштара и вилайетов Хузистана, Багдада и других областей и что для ведения дел дивана он (единственно) подходящий человек. Налоги Фарса он готов взять в откуп (иджорат) за 1000 туманов". Его величество речи эмиров одобрил и власть над доходами и (управление) областью передал в руки его (Абуль Хейра) могущества"1 .

В отдельных случаях суюргалные владения у царевичей сокращались. Так например было с мирза Мухаммед-Султаном (Мухаммед Джуки), сыном Шахруха. Под 1443 - 1444 г. (847 г. х.) у Абдарреззака мы встречаем следующий рассказ: "В это время до слуха августейшего дошло, что мирза Мухаммед-Султан, суюргалом которого были отдельные области Ирана, простер руки насилия и население испытывает страдания от (притеснений) его чиновников. Не довольствуясь установленными налогами, он взыскивает больше обычного. Его величество приказал, чтобы Султанию и Казвин оставить в качестве его суюргала, а в остальные местности он не вступал бы. И ходжа Шемсаддин Мухаммед Бухари был назначен правителем областей, отобранных у царевича"2 .

Аналогичные сообщения имеются и в отношении других царевичей. Таким образом, в распоряжении Шахруха, безусловно, находились средства для действительного контроля над суюргалными владениями как своих сыновей, так и военачальников. Однако именно в практике суюргалных раздач следует видеть одну из важнейших предпосылок, приведших к смуте в государстве Шахруха, вспыхнувшей после его смерти.


1 Абдарреззак, л. 255-в и дальше.

2 Там же, л. 260-в.

стр. 54

Тем не менее и в дальнейшей истории отдельных владений Тимуридов суюргал продолжает занимать весьма существенное место. В этом отношении нельзя не отметить время правления Абуль-Касыма Бабура, при котором снова на первом месте выступают суюргалные пожалования представителям военной верхушки господствующего класса.

Придя к власти с помощью ряда присоединившихся к нему военачальников, Абуль-Касьш Бабур щедро награждает последних суюргалами. Так, после похода на Самарканд в 1454 - 1455 г. (858 г. х.), согласно Абдарреззаку, Абуль-Касым Бабур роздал в суюргал военачальникам следующие в- илайеты: Балх был отдан эмиру Хусамаддину Шир-Хаджи; вилайеты Сон "и Чарак были пожалованы эмиру Али Фарису из рода Барлас; вилайет Аидхуд получили два брата: эмиры Зульнун и Ахмед Мушток; вилайет Шапурган стал суюргалом эмира Баба-Кукельташа; Кундуз и Баклан были отданы эмиру Пир-Султану. "И таким образом, - заканчивает наш автор, - каждый вилайет и окраину (нахийат) он (Абуль-Касым Бабур) пожаловал эмиру или сердару (предводителю)" 1 . При-ядашая в это время широкие размеры раздача еуюргалов военно- феодальным элементам сопровождалась усилением -политической роли последних. Сам Абуль- Касым Бабур очень мало занимался государственными делами, если не считать военных походов и строительной деятельности. Как видно даже из льстивой придворной хроники Абдарреззака, вся полнота власти при нем фактически перешла в руки эмиров 2 . Это политическое преобладание военно-феодальной верхушки должно было отразиться и на характере суюргала, ставшего экономической основой их могущества.

Характерным в этом отношении является чрезвычайно ревнивое отношение держателей суюргалов к своим владениям. Любопытен следующий рассказ Абдарреззаха, приведенный под 1456 - 1457 г. (861 г. х.): "В это время между эмиром Мухаммедом Худадодом и эмиром Хасаном Шейх-Тимуром, суюргалы которых были смежны, вспыхнула ссора из-за ничтожного участка земли". В результате оба они отправились в Мешхед с челобитиями - сперва в диван, а затем и к самому Абуль-Касыму. Ссора настолько разгорелась, что они проявили дерзость в присутствии самого султана, и последний, выведенный из терпения, одного из них во время приема избил палкой 3 .

Общее усиление и расширение прав суюргалодержателей из военного сословия является характерным и для последующего времени.

Изданный В. Минорским замечательный суюргалный диплом конца XV в. (1498 г.) из Западного Ирана рисует суюргалодержателя почти независимым наследственным владетелем, обладателем всей полноты власти над находящейся в его ведении областью, при этом без всяких твердо фиксируемых обязательств 4 .

Нет оснований сомневаться в том, что и в тимуровских государствах военно-феодальные суюргалодержатели добились такой же полноты владения. Однако здесь наряду с суюргалами - владениями военачальников - начиная с 70-х гг. (судя по первым сведениям хроник) складывается и другой тип суюргалов, владельцами которых выступают как представители гражданской администрации, так по преимуществу и представители духовенства и связанных с ними групп господствующего класса. Первые раздачи таких суюргалов связаны с именем Султана-Хусейна, последнего из Тимуридов - правителей Герата.

Вот что пишет Хондемир об этом: "А в отношении заботы о великих сейидах и ученых ислама, знаменитых людях своего времени и поэтах красноречивых, он никогда не проявлял нерадения и не делал упу-


1 Абдарреззакі л. 300-в.; ср. Мирхонд, VI, 272.

2 Абдарреззак, лл. 289-а и 306-в.

3 Там же, л. 304-в.

4 См. Minоrskу V. "A Soyurghal", см. выше, стр. 46, примечание 6.

стр. 55

щений. Что же касается (удовлетворения) их просьб и раздач суюргалов и (других) милостей этому классу предводителей религии, (то он) принимал соответствующие решения"1 . У Хондемира же мы находим и конкретные рассказы о подобных раздачах суюргалов.

Перечисляя знаменитых людей царствования Султан-Хусейна, он упоминает, между .прочим, о сейиде Асильаддине Абдаллахе ал-Хусейни, переселившемся из Шираза в Герат, - авторе нескольких книг и трактатов по религиозным вопросам и проповеднике в одной из соборных мечетей города. После его смерти (1476 - 1477 г. (881 г. х.) "Хакан победоносный обратился с утешениями к его потомкам и суюргалы покойного сейида им пожаловал" 2 .

Аналогичное сообщение мы находим у того же автора и в отношении другого лица, именно казия Нураддина ал-Имами. После кончины последнего в 1486 г. (891 г. х.) его детям были переданы "суюргалы и обеленные владения" (суюргалат ва маафийат) их отца 3 .

У нас имеется возможность установить статут этой категории суюргалов. В этом отношении мы находимся в достаточно благоприятном положении. Дело в том, что от этого времени до нас дошел ряд образцов современных суюргалных документов, сохранившихся в сборниках "инша" 4 и зачастую представляющих собою копии действительно выданных документов. Из таких сборников мною привлечены: 1) "Тарасоуль-аль-Мерварид.", содержащий копии с разнообразных документов, написанных Абдаллахом аль-Мервариди, известным секретарем султана Хусейна5 ; 2) анонимный рукописный сборник образцов разнообразных документов без названия, вывезенный В. В. Бартольдом из Средней Азии в . Хотя последний сборник составлен в середине XVI в., однако, как нетрудно установить, он содержит в большом количестве копии документов XV века. В частности составитель включил в него ряд документов из сборника Мерварида и из двух сборников, составленных на рубеже XV и XVI вв., а именно: "Бадайи'-уль-инша" Мунши-Юсуфи и "Нома-йи-номи" Хондемира.

Сюда же следует отнести и суюргалный документ, включенный в мемуары Васифи 7 .

Не останавливаясь на разборе отдельных документов, что должно стать предметом особой работы, попытаюсь дать суммарные очертания статута суюргалов духовенства, чиновничества и других представителей землевладельческих классов общества.

Категории лиц, получавших суюргалы, были в достаточной мере разнообразны. Здесь мы находим шейх-уль ислама8 , шейха дервишского скита 9 , казия 10 , сейида 11 , мухтасиба12 , мунши13 , арбоба 14 , "ученого (?)


1 "Раузат-ус-Сафо". Бомбейское литографированное издание. Кн. VII (написана Хондемиром), стр. 3.

2 Там же, стр. 86.

3 Там же, стр. 87.

4 "Инша", собственно, обозначает искусство составления официальных документов. В средние века искусство это высоко ценилось. Составлялись документы в крайне высокопарном стиле, и лучшие, по мнению современников, образцы становились предметом подражания.

5 Списки этого сборника имеются во многих рукописных собраниях. Автор пользовался рукописью Института востоковедения АН СССР. С. 333 (в дальнейшем - "Тарассуль").

6 Рукопись Института востоковедения АН СССР. А. 210 (в дальнейших ссылках - "Рукопись Бартольда").

7 Васифи "Бадойи'уль-вакойи". Рукопись Института востоковедения АН СССР. В. 652, л. 516-в.

8 Рукопись Бартольда, л, 32-в.

9 Там же, л. 80-а.

10 Там же, л. 34-а.

11 Там же, л. 177-а.

12 Там же, л. 38-в.

13 Там же, л. 36-в.

14 Там же, л. 35-а.

стр. 56

обладателя совершенств" 1 . Суюргал был дан и просто какому-то Хасану Джами 2 , ввиду "его приверженности к исламу и державе", и, наконец, придворному музыканту 3 .

Объектами пожалования являются прежде всего земельные участки точно определенных размеров. Так, в суюргал даются участки размером в 15 парных тягл4 , в 6 парных тягл5 , в 500 джерйбов6 , в 300 джерибов7 , в 120 джерибов8 , в 200 танапов9 и т. п. Эти участки могли представлять собой земли культурные, засеваемые - мазру10 , сады11 , но одновременно и земли-пустоши (бойис)12 , пригодные к возделыванию (с имеющейся оросительной системой)13 . Объектами суюргалного пожалования могли быть и земли, известные под названием "харим" 14 , - запретные, заповедные, обычно находившиеся в общинном пользовании. Этот термин (харим) прилагается, между прочим, к дорогам, к берегам арыков. Однако земли харим называются также и мамляке 15 , т. е. государственными; во всяком случае, государство захватывает право распоряжаться этими участками.

Вместе с земельным участком в суюргал давалась и вода, орошавшая данный земельный участок 16 . В качестве суюргала отдавались и целые деревни 17 . Интересно отметить, что деревни эти обычно отдавались выходцу из данной же деревни, тем или иным путем заслужившему пожалование. Примером является упоминавшееся пожалование в оуюргал деревни (придворному) музыканту.

В суюргал обычно передавался вполне определенный участок земли, местонахождение которого точно указывалось. Тем более любопытно отметить, что в одном случае в суюргал было передано хотя и определенное количество земли, но выбор участка был предоставлен усмотрению жалуемого лица 18 .

В виде исключения в суюргал давались и копи, но, видимо, те, которые в момент пожалования не эксплоатировались19 .

Объем прав и привилегий, предоставлявшихся суюргаловладельцам всей рассматриваемой группы, в общем одинаков. Однако формулировка их в наших документах зависит как от объекта пожалования, так и от общественного положения его получателя. Диплом шейхульислама, конечно, составлялся в гораздо более выспренных выражениях и значительно подробней чем, положим, диплом музыканта. Общим для всех видов суюргала является отказ государственной власти в пользу получателя суюргала от тех доходов, что прежде шли в казну. В дипломах это выражается обычно или путем перечисления налогов и повинностей, от которых государство отказывается, или просто стандартной формулой обеления, в которой говорилось, что данный участок


1 Рукопись Бартольда, л. 175-а.

2 Там же, л. 36-в.

3 Тарассуль, л. 79-а.

4 Рукопись Бартольда, л. 36-в.

5 Там же, л. 80-а.

6 Там же, л. 176-а. Джериб равен приблизительно 1 /4 % га (около 2400 м2 ).

7 Там же, л. 38-в.

8 Тарассуль, л. 48-в.

9 "Бадойи аль-Инша". Рукопись Гос. Публ. библиотеки Узбекской ССР, N 286, л, 106-в.

10 Рукопись Бартольда, л. 32-в._

11 Там же, л. 36-в.

12 Там же, л. 176-а.

13 Там же, л. 176-а (замин-и-бойис-и-обдор).

14 Там же, л. 34-в.

15 Там же, л. 34-в.

16 Там же, л. 80-а.

17 Там же, л. 177-а.

18 Там же, л. 36-в.

19 Васифи. Указ, соч., л. 516-в, ср. Болдырев А. "Мемуары Зайн ад-дина Васыфи". "Труды отдела истории культуры и искусства Востока" Т. II, стр. 286. Госэрмитаж. Лгр. 1940.

стр. 57

земли становится "неподлежащим обложению, находящимся в бесспорном владении и изъятым из записей" (ма' аф, мусаллам, ва марфу' уль-калам).

В большинстве суюргалных дипломов так или иначе подчеркивается бессрочность пожалования, наследственный его характер. Бессрочность выражается весьма разнообразно, чаще всего формулой "хувад-бари", которую Минорский читает "хува-абади" ("он вечен") 1 . Однако, видимо, гипотетическая возможность отнятия суюргалов не была исключена. И поэтому в некоторых из дипломов специально отмечается, что если по какому-либо экстраординарному случаю будет издан указ о возврате суюргалов, то на данный суюргал не должен распространяться этот указ 2 .

В большинстве суюргалных документов весьма выразительно устанавливаются иммунитетные права (налогового порядка) владельца суюргала. Вот что говорится в одном из наших документов о деревне, отданной в суюргал: "Ни одно создание не вправе что-либо требовать от (жителей) упомянутой деревни. Путь в нее для хакимов, даруг, визирей и чиновников дивана, арбабов, калантаров... [и др. закрыт]"3 . Так же определенно иммунитет выражен в грамотах, относящихся к отдельным земельным участкам, которые, как предполагалось, будут обрабатываться зависимыми от владельца суюргала земледельцами. Так, в одной из грамот говорится: "Когда обмер будет произведен, то после этого чиновник, ведающий обмером (во владении хозяина суюргала), да не вступает и не подвергает притеснениям издольщиков и земледельцев (мазори'он ва корандахо) его суюргала" 4 .

В принципе пожалование суюргала являлось актом милости и благоволения со стороны главы государства по отношению к тому или иному лицу. Обычно грамота отмечает те или иные заслуги на том или ином поприще или достоинства получателя суюргала, наградой чему и являлся суюргал. В этом смысле суюргал являлся бенефицием, независимым от выполнения тех или иных функций. Однако одновременно можно отметить, что суюргал иногда являлся вознаграждением и за чисто служебную деятельность. Так, встречаются грамоты на имя мухтасиба, мунши, а в одном случае и казия, которые получили суюргалы одновременно с назначением их на соответствующие должности5 . Это сближает суюргалы с церковными бенефициями западноевропейского феодализма. Однако в отличие от них владение суюргалом не ограничивается временем состояния на службе. Суюргалы остаются в принципе в их "вечном пользовании".

Таковы в самых общих черта"' наши сведения о суюргале интересующего нас времени. Они, на наш взгляд, являются достаточно убедительными для того, чтобы говорить о суюргале как о весьма важном институте феодального землевладения Средней Азии и Ирана, путь развития которого представляет и общий интерес для истории феодальных институтов на Востоке, до сих пор так слабо изученных в деталях. Приведенный материал одновременно затрагивает и целый ряд других проблем, рассмотрение которых, однако, выходит за пределы поставленной в этой статье задачи.


1 Тарассуль, л. '79-а. Рукопись Бартольда, л. 36-в; ср. Minorskу V. Указ, работа, стр. 944 и др.

2 Рукопись Бартольда, л. 42-в.

3 Рукопись Бартольда, л. 177-а. Конца фразы недостает, однако смысл ее не вызывает сомнения.

4 Там же, л. 32-в. Характерно, что эти категории названы "мута алякон", слово, которое, безусловно, обозначало в это время юридически зависимых лиц.

5 Рукопись Бартольда, л. 34-в.

 


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/К-ИСТОРИИ-ФЕОДАЛЬНОГО-ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ-В-СРЕДНЕЙ-АЗИИ-И-ИРАНЕ-В-ТИМУРИДСКУЮ-ЭПОХУ-XIV-XV-вв

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Lidia BasmanovaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Basmanova

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. Беленицкий, К ИСТОРИИ ФЕОДАЛЬНОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ В СРЕДНЕЙ АЗИИ И ИРАНЕ В ТИМУРИДСКУЮ ЭПОХУ (XIV - XV вв.) // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 23.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/К-ИСТОРИИ-ФЕОДАЛЬНОГО-ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ-В-СРЕДНЕЙ-АЗИИ-И-ИРАНЕ-В-ТИМУРИДСКУЮ-ЭПОХУ-XIV-XV-вв (date of access: 16.04.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - А. Беленицкий:

А. Беленицкий → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Lidia Basmanova
Vladivostok, Russia
1722 views rating
23.08.2015 (2063 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Русская гвардия в первой мировой войне
Catalog: История 
9 hours ago · From Россия Онлайн
Американский раб и русский крепостной: типология и специфика принудительного труда
9 hours ago · From Россия Онлайн
Тайны "Кремлевского дела" 1935 года и судьба Авеля Енукидзе
Catalog: Медицина 
9 hours ago · From Россия Онлайн
В статье представлена главная идея науки имиджелогии – как особой науке о человеке - главной целью, которой, является самореализация личности. В статье рассмотрен анализ и современное понятие определений “имидж”, “профессиональный имидж”, «профессионально-имиджевый потенциал» “имидж педагога”. Анализ психологической литературы позволил сделать вывод, что сущность понятия “имидж” представлен через категории: “образ”, “мысль”, “суждение”, “представление”, “развитие” и другие. В статье раскрыт психолого-педагогический аспект формирования имиджа в профессиональной деятельности педагога, с точки зрения раскрытия профессионально-имиджевого потенциала учителя начального образования.
В статье представлена главная идея науки имиджелогии – как особой науке о человеке - главной целью, которой, является самореализация личности. В статье рассмотрен анализ и современное понятие определений “имидж”, “профессиональный имидж”, «профессионально-имиджевый потенциал» “имидж педагога”. Анализ психологической литературы позволил сделать вывод, что сущность понятия “имидж” представлен через категории: “образ”, “мысль”, “суждение”, “представление”, “развитие” и другие. В статье раскрыт психолого-педагогический аспект формирования имиджа в профессиональной деятельности педагога, с точки зрения раскрытия профессионально-имиджевого потенциала учителя начального образования.
Возвращение в историю. "...Всегда любезный, всегда молчаливый товарищ" 1
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
Февральская революция и права солдат. Опыт источниковедческого исследования
Catalog: История 
2 days ago · From Вacилий П.
Студенческое "Прошение на имя государя" осенью 1861 года
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
Рабочие Урала в 1914-1922 годах
Catalog: Экономика 
2 days ago · From Вacилий П.
Князь Владимир Петрович Мещерский
Catalog: История 
2 days ago · From Вacилий П.

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
К ИСТОРИИ ФЕОДАЛЬНОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ В СРЕДНЕЙ АЗИИ И ИРАНЕ В ТИМУРИДСКУЮ ЭПОХУ (XIV - XV вв.)
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones