Часть первая
Наслаждение предметом великим как целым, хотя и затрудняет суждение о частях, само по себе возвышает вкус.
В жизни, как и в учении, важна метода.
Б. Грасиан [1]
В работе [2] были рассмотрены следующие основные положения теоретического обоснования системной философии - концептуальное единство становления, бытия и развития систем и логика познания и становления метафизики и диалектики систем.
Естественным теперь является рассмотрение этих положений на основе практики познания системной философии, которая сама должна быть представлена в виде единой и целостной системы знаний, построенной на базе системной метафизики и системной диалектики при следующих формах их проявления - системной онтологии, системной гносеологии, системной эпистемологии, системной праксеологии и системной методологии.
Особое место в ряду основных практических проблем системной философии занимают проблемы логики систем и логики философских систем, относящихся одновременно к теории и к практике системной философии.
Конечно, все эти проблемы в рамках журнальной статьи могут быть рассмотрены только в пределах самой их сущности. Вместе с тем, в практике системной философии важно раскрыть не только
стр. 192
самую суть каждой из этих проблем, но и показать возможности анализа реальной действительности на основе системной философии. В настоящей статье мы рассмотрим только часть из этих проблем и в первую очередь - логику систем и логику философских систем, а также системную онтологию. Остальные практические проблемы системной философии будут рассмотрены в наших последующих работах.
Рис. 1. Структура системной философии
Логика систем и логика философских систем
Прежде чем перейти непосредственно к означенной теме, отметим еще раз, что под философской системой в отличие от любой другой системы мы понимаем такое единство и целостность составляющих ее элементов, которое позволяет на философском уровне рассматривать закономерности становления, бытия и развития любых систем реальной действительности, в том числе и абстрактных, или мыслительных. При этом философский уровень беспечивается тем, что в основу его кладется системно-познавательная модель объекта, явления или процесса, которая своим составом и содержанием передает следующие универсальные свойства целостных объектов: фиксирует состав и структуру си-
стр. 193
стемы категорий и понятий, определяющих вместе с источником, внешней движущей силой и предпосылкой развития движение и развитие любого объекта реальной действительности; показывает ведущую роль отдельных категорий или понятий в системе, раскрывает взаимосвязи между ними; подчеркивает факт целостности объекта; определяет единство его содержания, форм проявления и факторов развития; раскрывает генетические, системные, эволюционные и информационные связи в его структуре; позволяет вскрывать основные противоречия, источники и движущие силы развития и функционирования объекта, т.е. раскрывает глубинные, сущностные отношения реальной действительности. В этом, как нам представляется, и кроется главный источник кризиса мышления современной философии, не различающей любые системы от философских систем, построенных на общей теории систем и на философской теории систем соответственно. После такого замечания можно уже рассмотреть логику систем и логику философских систем.
Логика систем основана в первую очередь на законах формальной логики - законе тождества, законе дополнения, законе исключенного третьего, или законе противоречия, и на законе достаточного основания. Кроме того, общая теория систем традиционно строится на методологии естественных наук - математике (главным образом на ее приложениях в виде комбинаторики, исследовании операций, методах математического программирования и других приложения математической теории), физике, химии, биологии и информатике [3, 4] и лишь совсем недавно появились работы, в которых общая теория систем стала строиться на методологии философии [5. 6]. Характерным для логики систем и общей теории систем является также признание определяющих принципов материалистической диалектики.
Логика основывается уже в первую очередь на законе тождества, законе дополнения (непротиворечивого противоречия, или противоречия в законе), законе противоречия и законе активности, или целостности бытия и развития. При этом сама философская теория систем основывается уже исключительно на методологии системной философии. Обратим внимание также на то, что системы согласно общей теории систем (ОТС) могут иметь самые разные структуры, в то время как философские системы имеют единую исходную структуру, отвечающую структуре философской системно-познавательной модели мира - объекта, субъекта, явления и процесса. Отметим также, что логика ОТС является источником
стр. 194
развития системной философии, в то время как логика философских систем выступает уже как внешний фактор развития системной философии, поскольку она основана на единстве и тождестве мышления о мире и мире в его становлении, бытии и развитии. Подобное представление о мире отвечает уже новому пониманию единства и тождества не только мышления и бытия, мышления и развития, но также мышления и становления бытия.
Следующим не менее важным положением логики философских систем является представление о целостности логики системной философии в виде триединства логики метафизики систем, логики диалектики систем и логики системной методологии, ни одна из сторон которой не исключает и не замещает целостности бытия. Более того, именно на основе данного свойства и возможно философское системное познание и развитие любых объектов, в том числе и самой системной философии. Не лишним здесь будет также замечание о том, что понятие целостности системной философии в виде триединства ее составных частей является основанием для рассмотрения и представления системной философии в виде источника живого знания. В этом случае духом системной философии становится системная метафизика, душой - системная диалектика, а телом - системная методология. Как известно, Ленин говорил о диалектике как о живой душе марксизма, а Мейен определял методологию как мудрость науки [7]. Поскольку философия - это любовь к мудрости, есть все основания считать телом системной философии системную методологию.
Логика систем и логика философских систем отличаются, пожалуй, только в одном - в понимании целостности системы, а в остальном они уже довольно близко подошли к пониманию основных положений, кроме понимания ритмического и циклического характера бытии и развития сущего, что и не позволяет принять тетрадный ритм бытия и пентадный ритм развития сущего, т.е. перейти от общенаучного системного подхода к философскому.
Возвращаясь к составу и структуре системной философии, нельзя не сказать о роли системной метафизики и системной диалектики в ее составе. Системная метафизика в паре с системной диалектикой выступают как закон парадоксального бытия системной философии, а системная диалектика выступает уже как закон противоречивого ее развития. И, наконец, триединство системной метафизики, системной диалектики и системной методологии выступает как закон трансцендентального бытия и развития системной философии, на основе которого системная философия наполняется
стр. 195
новым содержанием в виде метафизической диалектики, либо в виде диалектической метафизики.
И, наконец, нельзя пройти мимо становления системной философии, которое происходит на ее собственном основании, т.е. в единстве и дополнительности развития и саморазвития. Поскольку высшей формой развития системной философии является системная методология, становление системной философии и происходит на основе единства и дополнительности методологии протофилософии, или философии Древнего мира и методологии системной философии, т.е. на основе противоречия философии по отношению к самой себе.
Логика развития системной философии
Важной проблемой практического обоснования системной философии является понимание логики ее исторического развития, т.е. роли и места системной философии в контексте развития мировой философии.
В предыдущей работе [2] был рассмотрен триадный ритм развития философского знания как классической, неклассической и постнеклассической философий, повторяющийся в каждую культурную эпоху как мистическая волна, или волна Любви, как научная волна, или волна Мудрости и как социальная волна, или волна Истины. Затем был выявлен тетрадный ритм развития философии в каждой эпохе. В период первой культурной эпохи такими были философии Античности, Средневековья, Нового времени и Современного времени, или времени Модерна и Постмодерна. Сейчас прослеживаются уже ростки новой философии, освященные глобальными изменениями в современном мироустройстве, которые и приводят к становлению системной философии.
С позиций логики исторического развития мировой философии важно понять какие культурно-исторические эпохи мировой философии будут составлять философию современного мира. Используя для. такого анализа логику философских систем, можно прийти к выводу, что такими эпохами будут классическая, неклассическая, постнеклассическая и системная.
В то же время философия Древнего мира, Современного мира и Нового мира сформируют глобальный триадный ритм развития мировой философии. Прошедшие четыре культурно-исторические эпохи Современного мира вместе с эпохой Нового мира сформируют уже пентадный ритм развития мировой философии. Несложно
стр. 196
теперь понять, что триадныи, тетрадный и пентадныи ритмы развития философского знания определяют систему Мировой философии (рис. 2).
Рис. 2. Система мировой философии
Разберем подробнее структуру Мировой философии с позиций логики философских систем. Метафизической структурой Мировой философии является единство и тождество философии Любви, философии Мудрости, философии Истины и философии Современного мира, а диалектической структурой - единство и изменчивость классической, неклассической, постнеклассической, Системной и Универсальной философий.
Источником развития мировой философии является философия Любви. Вместе с тем внешней движущей силой развития Мировой философии является философия Современного мира, которая в каждую культурную эпоху будет формироваться своими собственными культурно-историческими эпохами развития цивилизации, наполняющихся характерным для них содержанием в виде генетической клетки (связи), состава, функции и активности системы Мировой философии. И, наконец, предпосылкой развития Мировой философии является философия Древнего мира.
Здесь важно отметить следующие обстоятельства: философия Современного мира всегда формируется в единстве и дополнительности четырех культурно-исторических эпох - классической,
стр. 197
неклассической, постнеклассическая и Системной философиями, в то время как Универсальная философия Нового мира будет формироваться уже на основе системно-диалектического синтеза и анализа тех же культурно-исторических эпох Современного мира. В то же время в системе Мировой философии Системная философия является фактором активности или деятельности, т.е. роль Системной философии огромна как в формировании ее формы, так и содержания.
Поскольку логика философских систем вывела нас на высший уровень познания мировой философии, нельзя не сказать о высшей форме и тотальном содержании философского знания, а так же о перспективах развития философии. Так, рассматривая философию как Любовь, как Мудрость, как Истину и как источник живого философского знания о Мире, Человеке и Боге, в качестве ее высшей формы и тотального содержания нового знания может выступать только Универсальная философия Нового мира, которая в системе бесконечных космических волн жизни также будет бесконечна и вечна в пространстве и во времени.
Системная онтология
Если онтология рассматривает некоторое абстрактное бытие объекта как самого-по-себе, то системная онтология рассматривает уже конкретное бытие целостного объекта в связи с его становлением и развитием. В качестве такого объекта, обладающего к тому же наибольшей общностью, системная онтология в первую очередь рассматривает Мир с Человеком и Космическим абсолютом в виде универсальных систем макро- и микрокосмов. Поэтому системную онтологию следует определить также как философское учение об универсальных системах мироздания.
Достаточно подробно это учение как философская проблема рассмотрена в монографии [8] на основе философской системно-познавательной модели мира, или с позиций бытия и развития сущего. Здесь же мы осветим эту проблему уже с позиции бытия и развития единого, т.е. осмысливая ее с позиций не только практического, но и теоретического обоснования системной философии.
Рассмотрим сначала систему макрокосма, определяющую метафизику и диалектику вещественно-идеального бытия Мира.
Так, основу метафизики Мира составляет тетрадная структура материя-разум-сознание-дух, построенная на единстве и тождестве основополагающих категорий метафизики бытие-вещь-мысль-
стр. 198
единое. Кроме того, тетрадная структура метафизики Мира, построена на принципе дополнения парных категорий материя-дух парными категориями разум-сознание так же, как и тетрадная структура метафизики построенная на таком же принципе дополнения парных категорий бытие-единое парными категориями вещь-мысль. Вместе с тем основу диалектики Мира составляет пентадная структура Вселенная-Природа-Человек-Общество-Космос, построенная на единстве и изменчивости категорий диалектики тождество-сходство-различие-полярность-поляризованное тождество. Кроме того, пентадная структура диалектики Мира построена на принципе дополнения парных категорий Природа-Человек парными категориями Вселенная-Общество так же, как и пентадная структура диалектики построенная на таком же принципе дополнения парных категорий тождество-полярность парными категориями сходство-различие.
Рис. 3. Система макрокосма
И, наконец, самое главное - именно метафизика вместе с диалектикой формируют единую и целостную структуру вещественно-идеального бытия и развития Мира как Космоса и Жизни (бытия космоса), определяющих высшую форму развития Мира и тотальное его содержание соответственно, последнего как нового, эмерджентного свойства Мира.
Система макрокосма раскрывает не только роль и значение
стр. 199
метафизики и диалектики в бытии и развитии Мира, но и фиксирует очевидную роль Космического абсолюта, как единственного фактора становления Мира.
Итак, основываясь на теоретическом и практическом обосновании системной философии и системной онтологии, в частности, можно следующим образом раскрыть становление, бытие и развитие Мира как единого целого. Основным содержанием бытия Мира является единство разума, сознания и жизни - трех не сводимых друг к другу космологических реальностей Мира, формами проявления которого в процессе его развития являются Вселенная, Природа, Человек, Общество и Космос. Источником развития Мира является материя с бесконечным многообразием ее структурных форм, внешним фактором развития Мира является дух, а предпосылкой развития - Космический абсолют.
В монографии [8] вещественно-идеальное бытие Мира было раскрыто по-иному - на основе становления, бытия и развития сущего, о чем уже было сказано выше. Такой подход к познанию Мира не менее интересен, чем описанный выше. Он, пожалуй, более практичен и это понятно, поскольку он построен на основе философской системно-познавательной модели мира, отражающей сущность бытия и развития мира, в отличие от теоретичного подхода к познанию Мира как единого целого.
Мы не будем повторять сделанного ранее описания системы макрокосма [8]. Однако некоторые выводы о сущности бытия и развития Мира следует повторить и привести ниже, поскольку они существенным образом дополняют настоящий текст.
1. Целостность мироздания, единого в своей материальной основе раскрывается во всей своей полноте в системе макрокосма с разумом, сознанием и жизнью в качестве его основных элементов, определяющих несводимые друг к другу реальности мира, формами существования которых выступают независимые, самостоятельные и в то же время связанные между собой подсистемы мира - Вселенная, Природа, Человек, Общество и Космос, порождаемые Космическим абсолютом, существующие в единстве и взаимодействии духа и материи, как главных противоположностей, лежащих в основе мироздания.
2. Мир в целом обладает свойством диалектичности, которое определяется Вселенной и Обществом - двумя взаимосвязанными полярными мирами, и свойством антиномичности, которое определяется наличием в его составе Природы и Человека, выступающие как два взаимосвязанные и дополняющие друг друга миры.
стр. 200
3. Единство и дополнительность Природы и Человека является основным фактором, формирующим единство и целостность вещественно-идеального бытия мира, в то время как единство и полярность Вселенной и Общества ответственны в основном за полевое бытие мира как основу психических свойств материи.
4. Противоречиями развития мира являются следующие бинарные оппозиции системы макрокосма: Космический абсолют - Космос (абсолютное противоречие); Вселенная - Общество (главное противоречие); Природа - Человек (дополнительное противоречие); разум - сознание (основное противоречие) и дух - материя (ведущее противоречие).
Таким образом, рассмотренная система макрокосма подтверждает основные положения материалистической философии о том, что мир в основе своей материален и противоречив, и развивается в целом в соответствие с всеобщими законами мироздания.
Не меньший практический интерес представляют также выводы о сложности и организованности системы макрокосма, полученные на основе изучения сущности бытия и развития мира [8]. Эти выводы имеют принципиальный характер и с позиций бытия и развития мира как единого целого. Поэтому их целесообразно хотя бы в основе своей повторить.
Во-первых, чем более организована система, а такой системой и является мироздание, или система макрокосма, тем более прочна взаимосвязь ее элементов и поэтому каждый из ее элементов, который также представляет собой сложноорганизованную систему, может изменять свое состояние, лишь отражая или вызывая конкретные изменения любых других элементов системы или даже всей системы в целом. Отсюда становятся понятными закономерности развития мира, удовлетворяющие принципу взаимосвязи всего со всем, можно понять также суть мгновенного дистанционного воздействия объектов Космоса друг на друга, понять природу органической сущности космоса и природу многих аномальных явлений, с которыми человек сталкивается на протяжении всей своей истории.
Во-вторых, в силу равномощности элементов системы и тождественности их целому функционирование и развитие Космоса как высокоорганизованной целостности возможно только в том случае, если в каждой подсистеме Космоса будет сосредоточена вся информация Космоса, записанная на характерных для каждой подсистемы носителях. Действительно, современные исследования сознания показывают, что человеческая психика соразмерна всей
стр. 201
Вселенной и всему сущему в мире. В принципе эти идеи были известны человечеству давно. Очевидно, аналогичные структуры сознания должны иметь и остальные подсистемы макрокосма. Кроме того, для нормального бытия и развития макрокосма взаимодействие его элементов должно быть не только согласовано, но и находиться в гармонии основных противоречий системы. В этих условиях роль человека приобретает космические масштабы, и чем глубже проникает человек в тайны природы и овладевает ее силами, тем все значительнее становится его роль в поддержании устойчивого состояния всей системы мироздания.
И, наконец, в-третьих, Космос, олицетворяющий собой весь мир, выражающий высшую форму его проявления и отражающий тотальное содержание мира в виде жизни, иди бытия Космоса, создает все, что в нем есть, по своему образу и подобию, как бы копируя себя, освящая собой все сущее в мире. Следовательно, Космос "творит" только то, что он "знает". В этом, очевидно, заключается один из источников единства и целостности мира. Разнообразие же в природе связано уже с "мутацией" систем - с резонансным характером их движения и развития и изомерностью систем Космоса, благодаря чему каждая новая система не есть полная копия предыдущей. Разнообразие систем в мире объясняется также усложнением их структур в процессе развития. В то же время целостность и единство мира в сочетании с иерархией и множеством систем сохраняется в природе благодаря монизму Космоса при доминирующем влиянии его универсальной структуры. Монизм Космоса является также главной причиной познаваемости мира.
Рассмотрим теперь систему микрокосма, определяющую метафизику и диалектику вещественно-идеального бытия Человека как мира космоса в Человеке.
Основу метафизики Человека составляет тетрадная структура Вселенная-Природа-Общество-Космос, построенная так же, как и система макрокосма, на единстве и тождестве основополагающих категорий метафизики бытие-вещь-мысль-единое. Кроме того, тетрадная структура метафизики Человека, построена на принципе дополнения парных категорий Вселенная-Космос парными категориями Природа-Общество так же, как и тетрадная структура метафизики построена на таком же принципе дополнения парных категорий бытие-единое парными категориями вещь-мысль. Вместе с тем основу диалектики Человека составляет пентадная структура дух-разум-сознание-материя-жизнь, построенная на единстве и изменчивости категорий диалектики тождество-сходство-различие-
стр. 202
нолярность-поляризованное тождество. Кроме того, пентадная структура диалектики Человека построена на принципе дополнения парных категорий разум-сознание парными категориями дух-материя так же, как и пентадная структура диалектики построена на таком же принципе дополнения парных категорий сходство-различие парными категориями тождество-полярность.
Рис. 4. Система микрокосма
Здесь так же, как и в системе макрокосма, следует отметить самое главное, а именно - метафизика вместе с диалектикой формируют единую и целостную структуру вещественно-идеального бытия и развития Человека как мира Космоса в Человеке и Жизни (бытия Человека), определяющих высшую форму развития микрокосма и тотальное его содержание соответственно, последнего как нового, эмерджентного свойства микрокосма.
Таким образом, основным содержанием бытия и развития Человека как микрокосма является единство его природной, общественной и космической, или психологической сущностей, формами проявления которой в процессе его развития выступают дух, разум, сознание, материя и жизнь. Источником развития Человека как
стр. 203
микрокосма является Вселенная, внешним фактором развития - Космос, а предпосылкой развития - Космический абсолют.
Из систем макро- и микрокосмов следует, что основу космологической реальности вещественно-идеального бытия и развития Мира и Человека образуют три взаимосвязанные и проникающие друг в друга миры, или уровни бытия, - мир вещества, мир идей и мир полей, или информации. Кроме того, в системе микрокосма фиксируются не только идеальные и реальные формы бытия и развития Человека, но также идеальная, вещественная и реальная сферы жизни Человека.
Опираясь на систему микрокосма, можно понять, что бытие и развитие человека протекает в единстве внутренних и внешних противоречий, образованных Человеком и Космическим абсолютом (абсолютным противоречием), духом и материей (главным противоречием), разумом и сознанием (дополнительным противоречием), природой и обществом (основным противоречием) и Вселенной и Космосом (ведущим противоречием).
Не меньший практический интерес представляют выводы о сложности и силе взаимодействия Человека, Природы, Вселенной и Космоса, полученные на основе изучения сущности бытия и развития Мира и Человека, а также выводы об изоморфности систем макро- и микрокосмов [8]. Эти выводы имеют принципиальный характер также и с позиций бытия и развития мира как единого целого. Поэтому их следует рассмотреть и в этом аспекте.
Как известно, Природа не пассивный фон человеческой деятельности, а весьма активная система, сильное воздействие которой человек ощущает на себе на протяжении всей истории человечества. В то же время степень и сила воздействия на Человека Вселенной и Космоса, кажется, мягче и слабее, чем Природы. Вместе с тем философское системное познание макро- и микрокосмов свидетельствуют о равномощности и равносильности взаимодействий Человека, Природы, Вселенной и Космоса. Человеку разумному, очевидно, еще предстоит в полной мере познать эту закономерность. Религиозные и эзотерические знания уже немало сделали для формирования основания таким знаниям. Философия, как видим, делает свой первый шаг в таком познании Мира и Человека.
Теперь о проблеме изоморфности систем макро- и микрокосмов.
Сравнивая между собой универсальные системы мироздания, проследим каким образом происходит отражение макрокосма в микрокосме. Во-первых, в процессе отражения меняются принци-
стр. 204
пиальным образом сущностные свойства и состав форм бытия и развития этих систем, вследствие чего метафизическая структура системы макрокосма вместе с тотальным ее свойством, или системообразующим фактором системы, становится диалектической структурой системы микрокосма. Аналогичным образом диалектическая структура системы макрокосма превращается в метафизическую структуру микрокосма, выделяя из своей структуры системообразующий элемент системы микрокосма. Т.е. системы макро- и микрокосмов по своей сущности дополняют друг друга в бытии и развитии мироздания как единой целостности. Во-вторых, меняется направленность эволюции универсальных систем мироздания, - если развитие макрокосма идет в направлении от вещественно-идеальных форм бытия к идеально-вещественным формам - от Вселенной к Обществу, то развитие микрокосма идет уже в обратном направлении - от идеально-вещественных фор бытия к вещественно-идеальным формам - от духа к материи.
В результате происходящих изменений в составе и структуре универсальных систем мироздания меняется также и система противоречий - в новой системе (системе микрокосма) абсолютное противоречие формируется уже не жизнью Космоса и Космическим абсолютом, а Человеком и Космическим абсолютом; основное противоречие макрокосма превращается в дополнительное противоречие микрокосма, а ведущее противоречие - в главное. Существенные изменения претерпевают также главное и дополнительное противоречия макрокосма.
Рассмотренные преобразования системы макрокосма в процессе ее отражения в систему микрокосма приводят в итоге к рождению новой системы, не тождественной, а аналогичной исходной системе, что свидетельствует не о тождественности человека и космоса, а - их изоморфности, о наличии у них одинаковых связей и единых закономерностей в формировании их сущностных свойств. Неполная аналогия универсальных систем мироздания является по сути своей необходимым условием поддержания многообразия мира, она свидетельствует также о том, что между человеком и космосом должны быть более существенные связи, которые нам пока еще не известны, с помощью которых поддерживается единство и целостность мироздания.
Изоморфность систем макро- и микрокосмов является не только причиной Космоса как единой целостности, но и свидетельством способности человека познавать окружающий его мир, исключительно сложный и многообразный даже в его простоте.
стр. 205
В то же время, поскольку человек есть одновременно и элемент системы мироздания, он не в состоянии будет познать ее сущность до конца и полученные им знания всегда будут только относительной истиной. Однако область человеческого знания от этого не сужается, а только расширяется, так как чем больше человек узнает, тем больше он открывает для себя нового. Во всех этих закономерностях познания мира и проявляется одно из следствий причины Космоса - выражение высшего гуманистического смысла человеческого существования.
Анализируя категориальную структуру мира на основе универсальных систем мироздания, следует обратить также внимание на то, что в системе макрокосма человек играет роль ее функционального элемента, т.е. задает направление развитию мира, в то время как в системе микрокосма человек является системообразующим фактором, т.е. мощным фактором саморазвития. В этом смысле бытие мира выражается в реально существующей потребности человека в активной деятельности по преобразованию природы, в самопознании и самосовершенствовании, в понимании окружающего мира в его целостности. Следовательно, познание и деятельность являются важнейшими факторами развития Космоса и Человека, а их единство - убедительным выражением целостности мира.
Активность человека в познавательной и преобразующей деятельности характеризуется следующими закономерностями. Если глобальная цель познания - формирование научной картины мира, ориентирована в целом от материального к идеальному, то вектор деятельности человека направлен уже в обратную сторону - от идеального к материальному, так как деятельность имеет своей конечной целью создание материальных и духовных ценностей в виде человеческой культуры и цивилизации, составляющих основу жизненного мира человека. Кроме того, единство и противоположность познавательной и преобразующей деятельностей обусловлено ярко выраженным интегративным характером системных исследований, всегда ориентированных на взаимодействие с изучаемым объектом.
Отметим еще один аспект анализа систем макро- и микрокосмов. Как известно, основой многообразных связей человека с реальным миром являются три типа отношений - познавательные, деятельностные (практические) и ценностные. Эта основополагающая идея философии полностью находит свое подтверждение также и в категориальной структуре мира, в которой ценностные отношения определяются Космосом.
стр. 206
ЛИТЕРАТУРА
1. Грасиан Б. Карманный оракул. М., 2005.
2. Александров И. А. Начала новой философии (к теоретическому обоснованию системной философии) // Философские исследования. 2008. N 2.
3. Система. Симметрия. Гармония / Под ред. В. С. Тюхтина, Ю. А. Урманцева. М., 1988.
4. Мамчур Е. А., Овчинников Н. Ф., Уемов А. И. Принцип простоты и мера сложности. М., 1989.
5. Урманцев Ю. А. Девять плюс один этюд о системной философии. Синтез мировоззрений. М., 2001.
6. Антонович Е. Третий путь развития философии и общества. Книга 1. Философия триединого синтеза. СПб., 2007.
7. Мейен С. Наука делать науку // Знание - сила. 1987. N 12.
8. Александров И. А. Космический феномен человека. Человек в антропном мире. М., 1999.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Libmonster Russia ® All rights reserved.
2014-2024, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Russia |