Libmonster ID: RU-9118

Часть первая

Наслаждение предметом великим как целым, хотя и затрудняет суждение о частях, само по себе возвышает вкус.

В жизни, как и в учении, важна метода.

Б. Грасиан [1]

В работе [2] были рассмотрены следующие основные положения теоретического обоснования системной философии - концептуальное единство становления, бытия и развития систем и логика познания и становления метафизики и диалектики систем.

Естественным теперь является рассмотрение этих положений на основе практики познания системной философии, которая сама должна быть представлена в виде единой и целостной системы знаний, построенной на базе системной метафизики и системной диалектики при следующих формах их проявления - системной онтологии, системной гносеологии, системной эпистемологии, системной праксеологии и системной методологии.

Особое место в ряду основных практических проблем системной философии занимают проблемы логики систем и логики философских систем, относящихся одновременно к теории и к практике системной философии.

Конечно, все эти проблемы в рамках журнальной статьи могут быть рассмотрены только в пределах самой их сущности. Вместе с тем, в практике системной философии важно раскрыть не только

стр. 192
самую суть каждой из этих проблем, но и показать возможности анализа реальной действительности на основе системной философии. В настоящей статье мы рассмотрим только часть из этих проблем и в первую очередь - логику систем и логику философских систем, а также системную онтологию. Остальные практические проблемы системной философии будут рассмотрены в наших последующих работах.

Рис. 1. Структура системной философии

Логика систем и логика философских систем

Прежде чем перейти непосредственно к означенной теме, отметим еще раз, что под философской системой в отличие от любой другой системы мы понимаем такое единство и целостность составляющих ее элементов, которое позволяет на философском уровне рассматривать закономерности становления, бытия и развития любых систем реальной действительности, в том числе и абстрактных, или мыслительных. При этом философский уровень беспечивается тем, что в основу его кладется системно-познавательная модель объекта, явления или процесса, которая своим составом и содержанием передает следующие универсальные свойства целостных объектов: фиксирует состав и структуру си-

стр. 193
стемы категорий и понятий, определяющих вместе с источником, внешней движущей силой и предпосылкой развития движение и развитие любого объекта реальной действительности; показывает ведущую роль отдельных категорий или понятий в системе, раскрывает взаимосвязи между ними; подчеркивает факт целостности объекта; определяет единство его содержания, форм проявления и факторов развития; раскрывает генетические, системные, эволюционные и информационные связи в его структуре; позволяет вскрывать основные противоречия, источники и движущие силы развития и функционирования объекта, т.е. раскрывает глубинные, сущностные отношения реальной действительности. В этом, как нам представляется, и кроется главный источник кризиса мышления современной философии, не различающей любые системы от философских систем, построенных на общей теории систем и на философской теории систем соответственно. После такого замечания можно уже рассмотреть логику систем и логику философских систем.

Логика систем основана в первую очередь на законах формальной логики - законе тождества, законе дополнения, законе исключенного третьего, или законе противоречия, и на законе достаточного основания. Кроме того, общая теория систем традиционно строится на методологии естественных наук - математике (главным образом на ее приложениях в виде комбинаторики, исследовании операций, методах математического программирования и других приложения математической теории), физике, химии, биологии и информатике [3, 4] и лишь совсем недавно появились работы, в которых общая теория систем стала строиться на методологии философии [5. 6]. Характерным для логики систем и общей теории систем является также признание определяющих принципов материалистической диалектики.

Логика основывается уже в первую очередь на законе тождества, законе дополнения (непротиворечивого противоречия, или противоречия в законе), законе противоречия и законе активности, или целостности бытия и развития. При этом сама философская теория систем основывается уже исключительно на методологии системной философии. Обратим внимание также на то, что системы согласно общей теории систем (ОТС) могут иметь самые разные структуры, в то время как философские системы имеют единую исходную структуру, отвечающую структуре философской системно-познавательной модели мира - объекта, субъекта, явления и процесса. Отметим также, что логика ОТС является источником

стр. 194
развития системной философии, в то время как логика философских систем выступает уже как внешний фактор развития системной философии, поскольку она основана на единстве и тождестве мышления о мире и мире в его становлении, бытии и развитии. Подобное представление о мире отвечает уже новому пониманию единства и тождества не только мышления и бытия, мышления и развития, но также мышления и становления бытия.

Следующим не менее важным положением логики философских систем является представление о целостности логики системной философии в виде триединства логики метафизики систем, логики диалектики систем и логики системной методологии, ни одна из сторон которой не исключает и не замещает целостности бытия. Более того, именно на основе данного свойства и возможно философское системное познание и развитие любых объектов, в том числе и самой системной философии. Не лишним здесь будет также замечание о том, что понятие целостности системной философии в виде триединства ее составных частей является основанием для рассмотрения и представления системной философии в виде источника живого знания. В этом случае духом системной философии становится системная метафизика, душой - системная диалектика, а телом - системная методология. Как известно, Ленин говорил о диалектике как о живой душе марксизма, а Мейен определял методологию как мудрость науки [7]. Поскольку философия - это любовь к мудрости, есть все основания считать телом системной философии системную методологию.

Логика систем и логика философских систем отличаются, пожалуй, только в одном - в понимании целостности системы, а в остальном они уже довольно близко подошли к пониманию основных положений, кроме понимания ритмического и циклического характера бытии и развития сущего, что и не позволяет принять тетрадный ритм бытия и пентадный ритм развития сущего, т.е. перейти от общенаучного системного подхода к философскому.

Возвращаясь к составу и структуре системной философии, нельзя не сказать о роли системной метафизики и системной диалектики в ее составе. Системная метафизика в паре с системной диалектикой выступают как закон парадоксального бытия системной философии, а системная диалектика выступает уже как закон противоречивого ее развития. И, наконец, триединство системной метафизики, системной диалектики и системной методологии выступает как закон трансцендентального бытия и развития системной философии, на основе которого системная философия наполняется

стр. 195
новым содержанием в виде метафизической диалектики, либо в виде диалектической метафизики.

И, наконец, нельзя пройти мимо становления системной философии, которое происходит на ее собственном основании, т.е. в единстве и дополнительности развития и саморазвития. Поскольку высшей формой развития системной философии является системная методология, становление системной философии и происходит на основе единства и дополнительности методологии протофилософии, или философии Древнего мира и методологии системной философии, т.е. на основе противоречия философии по отношению к самой себе.

Логика развития системной философии

Важной проблемой практического обоснования системной философии является понимание логики ее исторического развития, т.е. роли и места системной философии в контексте развития мировой философии.

В предыдущей работе [2] был рассмотрен триадный ритм развития философского знания как классической, неклассической и постнеклассической философий, повторяющийся в каждую культурную эпоху как мистическая волна, или волна Любви, как научная волна, или волна Мудрости и как социальная волна, или волна Истины. Затем был выявлен тетрадный ритм развития философии в каждой эпохе. В период первой культурной эпохи такими были философии Античности, Средневековья, Нового времени и Современного времени, или времени Модерна и Постмодерна. Сейчас прослеживаются уже ростки новой философии, освященные глобальными изменениями в современном мироустройстве, которые и приводят к становлению системной философии.

С позиций логики исторического развития мировой философии важно понять какие культурно-исторические эпохи мировой философии будут составлять философию современного мира. Используя для. такого анализа логику философских систем, можно прийти к выводу, что такими эпохами будут классическая, неклассическая, постнеклассическая и системная.

В то же время философия Древнего мира, Современного мира и Нового мира сформируют глобальный триадный ритм развития мировой философии. Прошедшие четыре культурно-исторические эпохи Современного мира вместе с эпохой Нового мира сформируют уже пентадный ритм развития мировой философии. Несложно

стр. 196
теперь понять, что триадныи, тетрадный и пентадныи ритмы развития философского знания определяют систему Мировой философии (рис. 2).

Рис. 2. Система мировой философии

Разберем подробнее структуру Мировой философии с позиций логики философских систем. Метафизической структурой Мировой философии является единство и тождество философии Любви, философии Мудрости, философии Истины и философии Современного мира, а диалектической структурой - единство и изменчивость классической, неклассической, постнеклассической, Системной и Универсальной философий.

Источником развития мировой философии является философия Любви. Вместе с тем внешней движущей силой развития Мировой философии является философия Современного мира, которая в каждую культурную эпоху будет формироваться своими собственными культурно-историческими эпохами развития цивилизации, наполняющихся характерным для них содержанием в виде генетической клетки (связи), состава, функции и активности системы Мировой философии. И, наконец, предпосылкой развития Мировой философии является философия Древнего мира.

Здесь важно отметить следующие обстоятельства: философия Современного мира всегда формируется в единстве и дополнительности четырех культурно-исторических эпох - классической,

стр. 197
неклассической, постнеклассическая и Системной философиями, в то время как Универсальная философия Нового мира будет формироваться уже на основе системно-диалектического синтеза и анализа тех же культурно-исторических эпох Современного мира. В то же время в системе Мировой философии Системная философия является фактором активности или деятельности, т.е. роль Системной философии огромна как в формировании ее формы, так и содержания.

Поскольку логика философских систем вывела нас на высший уровень познания мировой философии, нельзя не сказать о высшей форме и тотальном содержании философского знания, а так же о перспективах развития философии. Так, рассматривая философию как Любовь, как Мудрость, как Истину и как источник живого философского знания о Мире, Человеке и Боге, в качестве ее высшей формы и тотального содержания нового знания может выступать только Универсальная философия Нового мира, которая в системе бесконечных космических волн жизни также будет бесконечна и вечна в пространстве и во времени.

Системная онтология

Если онтология рассматривает некоторое абстрактное бытие объекта как самого-по-себе, то системная онтология рассматривает уже конкретное бытие целостного объекта в связи с его становлением и развитием. В качестве такого объекта, обладающего к тому же наибольшей общностью, системная онтология в первую очередь рассматривает Мир с Человеком и Космическим абсолютом в виде универсальных систем макро- и микрокосмов. Поэтому системную онтологию следует определить также как философское учение об универсальных системах мироздания.

Достаточно подробно это учение как философская проблема рассмотрена в монографии [8] на основе философской системно-познавательной модели мира, или с позиций бытия и развития сущего. Здесь же мы осветим эту проблему уже с позиции бытия и развития единого, т.е. осмысливая ее с позиций не только практического, но и теоретического обоснования системной философии.

Рассмотрим сначала систему макрокосма, определяющую метафизику и диалектику вещественно-идеального бытия Мира.

Так, основу метафизики Мира составляет тетрадная структура материя-разум-сознание-дух, построенная на единстве и тождестве основополагающих категорий метафизики бытие-вещь-мысль-

стр. 198
единое. Кроме того, тетрадная структура метафизики Мира, построена на принципе дополнения парных категорий материя-дух парными категориями разум-сознание так же, как и тетрадная структура метафизики построенная на таком же принципе дополнения парных категорий бытие-единое парными категориями вещь-мысль. Вместе с тем основу диалектики Мира составляет пентадная структура Вселенная-Природа-Человек-Общество-Космос, построенная на единстве и изменчивости категорий диалектики тождество-сходство-различие-полярность-поляризованное тождество. Кроме того, пентадная структура диалектики Мира построена на принципе дополнения парных категорий Природа-Человек парными категориями Вселенная-Общество так же, как и пентадная структура диалектики построенная на таком же принципе дополнения парных категорий тождество-полярность парными категориями сходство-различие.

Рис. 3. Система макрокосма

И, наконец, самое главное - именно метафизика вместе с диалектикой формируют единую и целостную структуру вещественно-идеального бытия и развития Мира как Космоса и Жизни (бытия космоса), определяющих высшую форму развития Мира и тотальное его содержание соответственно, последнего как нового, эмерджентного свойства Мира.

Система макрокосма раскрывает не только роль и значение

стр. 199
метафизики и диалектики в бытии и развитии Мира, но и фиксирует очевидную роль Космического абсолюта, как единственного фактора становления Мира.

Итак, основываясь на теоретическом и практическом обосновании системной философии и системной онтологии, в частности, можно следующим образом раскрыть становление, бытие и развитие Мира как единого целого. Основным содержанием бытия Мира является единство разума, сознания и жизни - трех не сводимых друг к другу космологических реальностей Мира, формами проявления которого в процессе его развития являются Вселенная, Природа, Человек, Общество и Космос. Источником развития Мира является материя с бесконечным многообразием ее структурных форм, внешним фактором развития Мира является дух, а предпосылкой развития - Космический абсолют.

В монографии [8] вещественно-идеальное бытие Мира было раскрыто по-иному - на основе становления, бытия и развития сущего, о чем уже было сказано выше. Такой подход к познанию Мира не менее интересен, чем описанный выше. Он, пожалуй, более практичен и это понятно, поскольку он построен на основе философской системно-познавательной модели мира, отражающей сущность бытия и развития мира, в отличие от теоретичного подхода к познанию Мира как единого целого.

Мы не будем повторять сделанного ранее описания системы макрокосма [8]. Однако некоторые выводы о сущности бытия и развития Мира следует повторить и привести ниже, поскольку они существенным образом дополняют настоящий текст.

1. Целостность мироздания, единого в своей материальной основе раскрывается во всей своей полноте в системе макрокосма с разумом, сознанием и жизнью в качестве его основных элементов, определяющих несводимые друг к другу реальности мира, формами существования которых выступают независимые, самостоятельные и в то же время связанные между собой подсистемы мира - Вселенная, Природа, Человек, Общество и Космос, порождаемые Космическим абсолютом, существующие в единстве и взаимодействии духа и материи, как главных противоположностей, лежащих в основе мироздания.

2. Мир в целом обладает свойством диалектичности, которое определяется Вселенной и Обществом - двумя взаимосвязанными полярными мирами, и свойством антиномичности, которое определяется наличием в его составе Природы и Человека, выступающие как два взаимосвязанные и дополняющие друг друга миры.

стр. 200
3. Единство и дополнительность Природы и Человека является основным фактором, формирующим единство и целостность вещественно-идеального бытия мира, в то время как единство и полярность Вселенной и Общества ответственны в основном за полевое бытие мира как основу психических свойств материи.

4. Противоречиями развития мира являются следующие бинарные оппозиции системы макрокосма: Космический абсолют - Космос (абсолютное противоречие); Вселенная - Общество (главное противоречие); Природа - Человек (дополнительное противоречие); разум - сознание (основное противоречие) и дух - материя (ведущее противоречие).

Таким образом, рассмотренная система макрокосма подтверждает основные положения материалистической философии о том, что мир в основе своей материален и противоречив, и развивается в целом в соответствие с всеобщими законами мироздания.

Не меньший практический интерес представляют также выводы о сложности и организованности системы макрокосма, полученные на основе изучения сущности бытия и развития мира [8]. Эти выводы имеют принципиальный характер и с позиций бытия и развития мира как единого целого. Поэтому их целесообразно хотя бы в основе своей повторить.

Во-первых, чем более организована система, а такой системой и является мироздание, или система макрокосма, тем более прочна взаимосвязь ее элементов и поэтому каждый из ее элементов, который также представляет собой сложноорганизованную систему, может изменять свое состояние, лишь отражая или вызывая конкретные изменения любых других элементов системы или даже всей системы в целом. Отсюда становятся понятными закономерности развития мира, удовлетворяющие принципу взаимосвязи всего со всем, можно понять также суть мгновенного дистанционного воздействия объектов Космоса друг на друга, понять природу органической сущности космоса и природу многих аномальных явлений, с которыми человек сталкивается на протяжении всей своей истории.

Во-вторых, в силу равномощности элементов системы и тождественности их целому функционирование и развитие Космоса как высокоорганизованной целостности возможно только в том случае, если в каждой подсистеме Космоса будет сосредоточена вся информация Космоса, записанная на характерных для каждой подсистемы носителях. Действительно, современные исследования сознания показывают, что человеческая психика соразмерна всей

стр. 201
Вселенной и всему сущему в мире. В принципе эти идеи были известны человечеству давно. Очевидно, аналогичные структуры сознания должны иметь и остальные подсистемы макрокосма. Кроме того, для нормального бытия и развития макрокосма взаимодействие его элементов должно быть не только согласовано, но и находиться в гармонии основных противоречий системы. В этих условиях роль человека приобретает космические масштабы, и чем глубже проникает человек в тайны природы и овладевает ее силами, тем все значительнее становится его роль в поддержании устойчивого состояния всей системы мироздания.

И, наконец, в-третьих, Космос, олицетворяющий собой весь мир, выражающий высшую форму его проявления и отражающий тотальное содержание мира в виде жизни, иди бытия Космоса, создает все, что в нем есть, по своему образу и подобию, как бы копируя себя, освящая собой все сущее в мире. Следовательно, Космос "творит" только то, что он "знает". В этом, очевидно, заключается один из источников единства и целостности мира. Разнообразие же в природе связано уже с "мутацией" систем - с резонансным характером их движения и развития и изомерностью систем Космоса, благодаря чему каждая новая система не есть полная копия предыдущей. Разнообразие систем в мире объясняется также усложнением их структур в процессе развития. В то же время целостность и единство мира в сочетании с иерархией и множеством систем сохраняется в природе благодаря монизму Космоса при доминирующем влиянии его универсальной структуры. Монизм Космоса является также главной причиной познаваемости мира.

Рассмотрим теперь систему микрокосма, определяющую метафизику и диалектику вещественно-идеального бытия Человека как мира космоса в Человеке.

Основу метафизики Человека составляет тетрадная структура Вселенная-Природа-Общество-Космос, построенная так же, как и система макрокосма, на единстве и тождестве основополагающих категорий метафизики бытие-вещь-мысль-единое. Кроме того, тетрадная структура метафизики Человека, построена на принципе дополнения парных категорий Вселенная-Космос парными категориями Природа-Общество так же, как и тетрадная структура метафизики построена на таком же принципе дополнения парных категорий бытие-единое парными категориями вещь-мысль. Вместе с тем основу диалектики Человека составляет пентадная структура дух-разум-сознание-материя-жизнь, построенная на единстве и изменчивости категорий диалектики тождество-сходство-различие-

стр. 202
нолярность-поляризованное тождество. Кроме того, пентадная структура диалектики Человека построена на принципе дополнения парных категорий разум-сознание парными категориями дух-материя так же, как и пентадная структура диалектики построена на таком же принципе дополнения парных категорий сходство-различие парными категориями тождество-полярность.

Рис. 4. Система микрокосма

Здесь так же, как и в системе макрокосма, следует отметить самое главное, а именно - метафизика вместе с диалектикой формируют единую и целостную структуру вещественно-идеального бытия и развития Человека как мира Космоса в Человеке и Жизни (бытия Человека), определяющих высшую форму развития микрокосма и тотальное его содержание соответственно, последнего как нового, эмерджентного свойства микрокосма.

Таким образом, основным содержанием бытия и развития Человека как микрокосма является единство его природной, общественной и космической, или психологической сущностей, формами проявления которой в процессе его развития выступают дух, разум, сознание, материя и жизнь. Источником развития Человека как

стр. 203
микрокосма является Вселенная, внешним фактором развития - Космос, а предпосылкой развития - Космический абсолют.

Из систем макро- и микрокосмов следует, что основу космологической реальности вещественно-идеального бытия и развития Мира и Человека образуют три взаимосвязанные и проникающие друг в друга миры, или уровни бытия, - мир вещества, мир идей и мир полей, или информации. Кроме того, в системе микрокосма фиксируются не только идеальные и реальные формы бытия и развития Человека, но также идеальная, вещественная и реальная сферы жизни Человека.

Опираясь на систему микрокосма, можно понять, что бытие и развитие человека протекает в единстве внутренних и внешних противоречий, образованных Человеком и Космическим абсолютом (абсолютным противоречием), духом и материей (главным противоречием), разумом и сознанием (дополнительным противоречием), природой и обществом (основным противоречием) и Вселенной и Космосом (ведущим противоречием).

Не меньший практический интерес представляют выводы о сложности и силе взаимодействия Человека, Природы, Вселенной и Космоса, полученные на основе изучения сущности бытия и развития Мира и Человека, а также выводы об изоморфности систем макро- и микрокосмов [8]. Эти выводы имеют принципиальный характер также и с позиций бытия и развития мира как единого целого. Поэтому их следует рассмотреть и в этом аспекте.

Как известно, Природа не пассивный фон человеческой деятельности, а весьма активная система, сильное воздействие которой человек ощущает на себе на протяжении всей истории человечества. В то же время степень и сила воздействия на Человека Вселенной и Космоса, кажется, мягче и слабее, чем Природы. Вместе с тем философское системное познание макро- и микрокосмов свидетельствуют о равномощности и равносильности взаимодействий Человека, Природы, Вселенной и Космоса. Человеку разумному, очевидно, еще предстоит в полной мере познать эту закономерность. Религиозные и эзотерические знания уже немало сделали для формирования основания таким знаниям. Философия, как видим, делает свой первый шаг в таком познании Мира и Человека.

Теперь о проблеме изоморфности систем макро- и микрокосмов.

Сравнивая между собой универсальные системы мироздания, проследим каким образом происходит отражение макрокосма в микрокосме. Во-первых, в процессе отражения меняются принци-

стр. 204
пиальным образом сущностные свойства и состав форм бытия и развития этих систем, вследствие чего метафизическая структура системы макрокосма вместе с тотальным ее свойством, или системообразующим фактором системы, становится диалектической структурой системы микрокосма. Аналогичным образом диалектическая структура системы макрокосма превращается в метафизическую структуру микрокосма, выделяя из своей структуры системообразующий элемент системы микрокосма. Т.е. системы макро- и микрокосмов по своей сущности дополняют друг друга в бытии и развитии мироздания как единой целостности. Во-вторых, меняется направленность эволюции универсальных систем мироздания, - если развитие макрокосма идет в направлении от вещественно-идеальных форм бытия к идеально-вещественным формам - от Вселенной к Обществу, то развитие микрокосма идет уже в обратном направлении - от идеально-вещественных фор бытия к вещественно-идеальным формам - от духа к материи.

В результате происходящих изменений в составе и структуре универсальных систем мироздания меняется также и система противоречий - в новой системе (системе микрокосма) абсолютное противоречие формируется уже не жизнью Космоса и Космическим абсолютом, а Человеком и Космическим абсолютом; основное противоречие макрокосма превращается в дополнительное противоречие микрокосма, а ведущее противоречие - в главное. Существенные изменения претерпевают также главное и дополнительное противоречия макрокосма.

Рассмотренные преобразования системы макрокосма в процессе ее отражения в систему микрокосма приводят в итоге к рождению новой системы, не тождественной, а аналогичной исходной системе, что свидетельствует не о тождественности человека и космоса, а - их изоморфности, о наличии у них одинаковых связей и единых закономерностей в формировании их сущностных свойств. Неполная аналогия универсальных систем мироздания является по сути своей необходимым условием поддержания многообразия мира, она свидетельствует также о том, что между человеком и космосом должны быть более существенные связи, которые нам пока еще не известны, с помощью которых поддерживается единство и целостность мироздания.

Изоморфность систем макро- и микрокосмов является не только причиной Космоса как единой целостности, но и свидетельством способности человека познавать окружающий его мир, исключительно сложный и многообразный даже в его простоте.

стр. 205
В то же время, поскольку человек есть одновременно и элемент системы мироздания, он не в состоянии будет познать ее сущность до конца и полученные им знания всегда будут только относительной истиной. Однако область человеческого знания от этого не сужается, а только расширяется, так как чем больше человек узнает, тем больше он открывает для себя нового. Во всех этих закономерностях познания мира и проявляется одно из следствий причины Космоса - выражение высшего гуманистического смысла человеческого существования.

Анализируя категориальную структуру мира на основе универсальных систем мироздания, следует обратить также внимание на то, что в системе макрокосма человек играет роль ее функционального элемента, т.е. задает направление развитию мира, в то время как в системе микрокосма человек является системообразующим фактором, т.е. мощным фактором саморазвития. В этом смысле бытие мира выражается в реально существующей потребности человека в активной деятельности по преобразованию природы, в самопознании и самосовершенствовании, в понимании окружающего мира в его целостности. Следовательно, познание и деятельность являются важнейшими факторами развития Космоса и Человека, а их единство - убедительным выражением целостности мира.

Активность человека в познавательной и преобразующей деятельности характеризуется следующими закономерностями. Если глобальная цель познания - формирование научной картины мира, ориентирована в целом от материального к идеальному, то вектор деятельности человека направлен уже в обратную сторону - от идеального к материальному, так как деятельность имеет своей конечной целью создание материальных и духовных ценностей в виде человеческой культуры и цивилизации, составляющих основу жизненного мира человека. Кроме того, единство и противоположность познавательной и преобразующей деятельностей обусловлено ярко выраженным интегративным характером системных исследований, всегда ориентированных на взаимодействие с изучаемым объектом.

Отметим еще один аспект анализа систем макро- и микрокосмов. Как известно, основой многообразных связей человека с реальным миром являются три типа отношений - познавательные, деятельностные (практические) и ценностные. Эта основополагающая идея философии полностью находит свое подтверждение также и в категориальной структуре мира, в которой ценностные отношения определяются Космосом.

стр. 206
ЛИТЕРАТУРА

1. Грасиан Б. Карманный оракул. М., 2005.

2. Александров И. А. Начала новой философии (к теоретическому обоснованию системной философии) // Философские исследования. 2008. N 2.

3. Система. Симметрия. Гармония / Под ред. В. С. Тюхтина, Ю. А. Урманцева. М., 1988.

4. Мамчур Е. А., Овчинников Н. Ф., Уемов А. И. Принцип простоты и мера сложности. М., 1989.

5. Урманцев Ю. А. Девять плюс один этюд о системной философии. Синтез мировоззрений. М., 2001.

6. Антонович Е. Третий путь развития философии и общества. Книга 1. Философия триединого синтеза. СПб., 2007.

7. Мейен С. Наука делать науку // Знание - сила. 1987. N 12.

8. Александров И. А. Космический феномен человека. Человек в антропном мире. М., 1999.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/К-ПРАКТИЧЕСКОМУ-ОБОСНОВАНИЮ-СИСТЕМНОЙ-ФИЛОСОФИИ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Galina SivkoContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Sivko

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

И. А. Александров, К ПРАКТИЧЕСКОМУ ОБОСНОВАНИЮ СИСТЕМНОЙ ФИЛОСОФИИ // Moscow: Libmonster Russia (LIBMONSTER.RU). Updated: 14.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/К-ПРАКТИЧЕСКОМУ-ОБОСНОВАНИЮ-СИСТЕМНОЙ-ФИЛОСОФИИ (date of access: 05.10.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - И. А. Александров:

И. А. Александров → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Galina Sivko
Краснодар, Russia
870 views rating
14.09.2015 (3308 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Описывается значение слоговой согласной связки постоянства НТ в парадигме энергетической этимологии русского языка
Catalog: Филология 
Yesterday · From Валерий Василёв
Стихи, камень
Catalog: Разное 
Эту маленькую заметку я посвящаю, Экс-Заместителю Министра обороны Российской Федерации, генералу-армии Исакову Владимиру Ильичу, человеку которому несмотря на свою загруженность и неимоверную занятость, преподал мне хорошую школу жизни. Этот человек мой учитель, с неимоверными умственными, организаторскими способностями. Я горд, что он был моим непосредственным командиром и начальником, и что я проходил службу под его руководством. Юрий БОЕВ. Рассказ о работе ветеринарно-санитарной службы Вооруженных сил России,
Воистину широка и многогранна география и занимаемые должности по службе, всемирно уважаемого аксакала Павла Павловича Костогрызова, среди всех военных ветеринарных врачей СССР, Российской Федерации, Республики Казахстан и стран постсоветского пространства. Для многих поколений ветеранов, офицеров, курсантов военных учебных заведений Вооруженных Сил, студенческой молодежи, этот человек является ярким примером служения Отчизне, высокого профессионализма, преданности избранному делу.
ВИНОГРАДОВСКИЕ ЧТЕНИЯ В МГУ
Catalog: История 
11 days ago · From Вадим Казаков
ЧТО ТАКОЕ КРАСНОРЕЧИЕ?
11 days ago · From Вадим Казаков
ФОЛЬКЛОРНО-МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В "СЕНТИМЕНТАЛЬНОМ ПУТЕШЕСТВИИ" Н. С. ЕВДОКИМОВА
Catalog: Разное 
11 days ago · From Вадим Казаков
"КАК НИ ЗОВИ, А ПОКЛОНЫ ТВОРИ...". О НАРОДНЫХ НАЗВАНИЯХ РУССКИХ ЦЕРКВЕЙ И МОНАСТЫРЕЙ
11 days ago · From Вадим Казаков
СЛОВО О МОЛЧАНИИ
11 days ago · From Вадим Казаков
СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК "РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР"
Catalog: История 
12 days ago · From Вадим Казаков

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

LIBMONSTER.RU - Digital Library of Russia

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners
К ПРАКТИЧЕСКОМУ ОБОСНОВАНИЮ СИСТЕМНОЙ ФИЛОСОФИИ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: RU LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Libmonster Russia ® All rights reserved.
2014-2024, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android