Петербургские сны Анны Ахматовой: "Поэма без героя" (Опыт реконструкции текста)
СПб.: Росток, 2004
Получая в руки книгу, мы чаще всего не задумываемся о судьбе напечатанного текста, воспринимая его как нечто готовое и незыблемое. Однако путь текста к читателю зачастую бывает сложным, и без труда исследователей многие произведения (особенно те из них, что долгие годы пролежали "в столе") публиковались бы совсем не в том виде, в каком их задумывал и хотел видеть автор. Предлагаемое издание раскрывает одну из таких необычных книжных судеб. Это история создания и публикации важнейшего философе коэтического произведения XX века - "Поэмы без героя" Анны Андреевны Ахматовой.
Перед нами плод многолетнего труда доктора филологических наук С. А. Коваленко по разысканию и исследованию архивных материалов, связанных с именем Ахматовой. В этой книге перед читателем впервые предстанет полный текст поэмы.
Поэма Ахматовой многослойна по смыслу и охватывает целую эпоху из трагической истории России. В символических формах здесь отражены самые яркие вехи и драматические события XX столетия: Серебряный век, апокалипсис революции и гражданской войны, годы сталинского режима, Отечественная война.
Поэма создавалась в течение четверти века: Ахматова начала работу над ней в 1940 году, а последнюю строфу вписала в 1965-м. Многие строфы поэмы - по
стр. 62
тем временам "крамольные" - не были доверены бумаге, а долгие годы хранились в памяти автора и ее ближайших друзей. Только в 1963 году эти потаенные строфы были вписаны в рабочий экземпляр. Однако и тогда Ахматова не решилась опубликовать поэму полностью. Как российские, так и зарубежные ее издания начала шестидесятых годов не передавали цельного текста поэмы.
Первая публикация состоялась без ведома автора в нью-йоркском альманахе "Воздушные пути" в 1960 году. Два года спустя поэма появилась в печати в России в серии "Библиотека поэта" - и, хотя этот экземпляр передала исследователю В. М. Жирмунскому сама Ахматова, поэма и в этом издании еще не содержала тех самых сокровенных строф.
С тех пор исследователями были обнаружены несколько десятков списков поэмы, как созданных самой Ахматовой, так и воспроизведенных другими лицами. Все эти варианты значительно отличаются один от другого, в каждый новый список внесены новые строфы и строки, сделаны особые, только для данного списка характерные, исправления. Списки хранятся в архивах и частных собраниях России и за ее пределами. Время от времени то тут, то там всплывают "новые" списки. Только за один минувший год их было открыто несколько. Весь этот материал послужил С. А. Коваленко основой для воссоздания творческой истории произведения.
В последние годы жизни Ахматова работала над театральной версией поэмы. С. А. Коваленко провела реконструкцию этого замысла, давая, таким образом, современному читателю возможность проследить за развитием знакомого сюжета еще и в драматическом действии.
По определению самой Ахматовой, "Поэма без героя" - шкатулка с тройным дном, подобно тайнописи Пушкина в "Евгении Онегине". Чем больше я ее объясняю, тем она загадочнее и непонятнее. Представляя все сложности, с которыми встретятся будущие читатели поэмы, Ахматова стремилась в своих заметках расшифровать ее символический код, истолковать аллюзии. Прозаические комментарии должны были, по замыслу Ахматовой, составить сопутствующую поэме книгу. Собранные в этом издании фрагменты этой книги, а также письма и записки Ахматовой, раскрывающие смысл поэмы в разных планах и на разных уровнях, представляют бесценное дополнение к тексту. Это огромная, траурная, мрачная, как туча - симфония о судьбе поколения и лучших его представителей, т.е. вернее обо всем, что нас постигло. А постигло нас разное: Стравинский, Шаляпин, Павлова - слава, Яижинский - безумие, Маяков<ский>, Есен<ин>, Цвет<аева> - самоубийство, Мейерхольд, Гумилев, Пильняк - казнь, Зощенко и Мандельштам - смерть от голода на почве безумия и т.д., и т.п.
Однако не стоит думать, что все тайны одного из загадочных произведений нашего недавнего прошлого в этом издании раскрыты. На долю следующих поколений читателей и исследователей осталось еще много сокровенного и необъясненного. Такова особенность поэзии, символической по своей природе. Предлагаемое издание, в котором совершен настоящий прорыв в истории научных предположений и открытий, вовлечет в эту работу многих и многих читателей: и сама Ахматова поведет их по лабиринтам отраженных в поэме человеческих судеб.
О. А. Казнима
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
![]() |
Editorial Contacts |
About · News · For Advertisers |
Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2023, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Russia |