Illustrations:
Libmonster ID: RU-10542
Author(s) of the publication: Дилдорбек хаджи РАХМОНОВ
Source: Википедия

Рахмонберди Мадазимов — основатель и организатор театрального движения на юге Киргизии, основатель и первый художественный руководитель театра имени Бобура города Ош.

Содержание

1 Биография
2 Работа в театре
3 Семья
4 Написанные книги
5 Литература
6 Ссылки

Биография

Мирзо Рахмонберди хаджи сын Мухаммадазима аълама (Мадазимов) родился в 1875 году в городе Узген. Он, как и его отец Мухаммадазим, был авторитетным муллой, совершившим паломничество Мекку; он молитвами лечил даже безнадёжных тяжелобольных. Мирзо Рахмонберди хаджи имел большой авторитет, даже проезжавшие мимо него всадники на лошадях, увидев его издали спускались с лошади и склоняли перед ним голову. Рахмонберди хаджи Мадазимов был писателем, в 1914—1915 годах в типографии при канцелярии генерал-губернатора Туркестанского края в городе Ташкенте были изданы его две книги «Ўшнинг тавсифи» («Характеристика Оша»), «Исмлар имлоси» («Словарь имён»).

В 1914 году под руководством Рахмонберди Мадазимова вместе с учителями русско-туземной школы города Ош (Киргизия) был основан театральный кружок.

В 1918 году под руководством Рахмонберди Мадазимова вместе с другими просвещёнными деятелями и учителями Ошского уезда Бекназаром Назаровым, Иброхимом Мусабоевым, Журахоном Зайнобиддиновым, Назирханом Камоловым, А.Саидовым, А.Эшонхоновым, Абдукодиром Исхоковым, Исроилжоном Исмоиловым, Жалилом Собитовым впервые на Юге Кыргызстана был основан самодеятельный театральный кружок на базе концертной бригады при Реввоенсовете Туркестанского фронта из местных мусульманских актёров. Художественный руководитель театральной труппы Рахмонберди Мадазимов был первым основателем и организатором театрального движения на Юге Кыргызстана. В 1919 году кружок сформировался в драматическую труппу. Эта труппа послужила не только развитию театрального искусства, но и развитию профессионального музыкального искусства на юге Киргизии. Так как в репертуаре труппы, кроме театральных постановок ставились многочисленные концертные программы, также осуществлялась обработка народных мелодий для музыкального сопровождения спектаклей, что стало особым этапом на пути становления музыкантов-профессионалов. В дальнейшем эта труппа стала основой для создания Ошского узбекского государственного академического музыкально-драматического театра. Узбекский театр в городе Ош является одним из старейших профессиональных театров в Центральной Азии, после Ташкентского Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои. Рахмонберди Мадазимов в составе театра побывал во всех районах Ошского уезда, где ставил спектакли и боролся с басмачеством оружием искусства и культуры. Ставя спектакли в районах, знал, где были размещены басмачи и места хранения их оружия. Он совместно со своим родственником, основателем и первым начальником милиции города Ош Балтыходжой Султановым активно участвовал в обезвреживании басмачества. На своей телеге он вместе с реквизитом театра незаметно пряча перевозил оружие красных через районы, где орудовали банды басмачей и таким образом снабжал Красную армию оружием и боеприпасами.

Поставленная драматической труппой пьеса Маннона Уйгура «Лекарь из Туркестана» в своё время вызвало резкое недовольство реакционных религиозных деятелей. Так как в то время в составе труппы не было женщин актрис, то роль женщин великолепно исполнял Журахон Зайнобиддинов. Во время Гражданской войны прилегающие к Ошу районы превратились в поле боёв. По предложению начальника милиции города Ош Балтыходжа Султанова труппа стала участником этого фронта и агитатором партии большевиков. Труппа ставила спектакли и концерты в сёлах Ошского уезда, на базарах, площадях и других местах, где собиралось много народу, показывала недобрые намерения басмачей. Просвещённые революционные деятели Балтыходжа Султанов и Фазылбек Касымбеков помогали встать на ноги молодому коллективу театральной труппы. Свёкор Б.Султанова первый основатель и художественный руководитель Ошского узбекского театра Рахмонберди Мадазимов рассказывал: курбаши Мадаминбек разбойничал около Андижана, нападал на жителей. Начальник милиции города Ош Балтыходжа Султанов и Ошский гарнизон хотели помочь с обеспечением оружия Андижанскому военному гарнизону. Но как доставить туда оружие? Эту проблему решили артисты театра. Украсили карету, разложили оружие, сверху положили одеяла и тушаки. Артист Рахмонберди Мадазимов наложил грим и стал большим «ишаном»-религиозным проповедником. Ещё два актёра стали его «муридами»-учениками. Поставили около себя священную книгу Коран, читая его пустились в путь. Когда карета подъехала к Ходжаабаду послышалась стрельба. Десятки басмачей окружили карету. Тогда извозчик сделал рукой знак «тихо» басмачам и приоткрыл занавеску. Басмачи увидели «ишана» и его «учеников» поклонились. Потом с почестями довезли их до Андижана. Для обеспечения оружием такие «постановки» труппы повторялись неоднократно.

В соответствии с постановлением Совета народных комиссаров, в 1929 году театр начал свою деятельность на профессиональной основе и начиная с этого времени начал ставить на сцене большие пьесы, которые отражали злободневные вопросы того времени. Постановка на сцене музыкальной драмы Камила Яшина и Музаффара Мухамедова «Гулсара» стало большим событием. В 1929—1931 годы в театре были поставлены пьесы К.Яшина «Лолахон», «Ажи-ажи». Эти произведения сыграли большую роль в раскрытии чёрных замыслов идейных противников. Спектакль «Лолахон» много раз ставился для трудящихся Оша, Аравана, Узгена, Кара-Суу, Нооката, Ходжаабада. Реакционные элементы организовали ряд нападений в отношении театральных работников. Были подготовлены наёмники, которые должны были поймать и выколоть глаза Рахмонберди Мадазимову, Розияхон Муминовой, Тожихон Хасановой, Уринбою Рахмонову. Для безопасности артистов к ним были приставлены вооружённые охранники.

Несмотря на организационные трудности, театр расширял свой репертуар за счёт новых, идейных и высокохудожественных произведений. В этом театру оказывали большую практическую помощь народный артист СССР Рахим Пирмухамедов, народные артисты Узбекистана Хикмат Латипов и Кудрат Ходжаев. На сцене Ошского театра были поставлены пьесы «Два коммуниста», «Друзья», «Алишер Навои» и другие произведения.

Заслуги Рахмонберди Мадазимова как организатора и основателя театрального движения на юге Кыргызстана и первого основателя и организатора театральной труппы написаны на странице 110 Энциклопедии Ошской области изданная Академией наук Киргизской ССР в 1987 году, в этой же Энциклопедии на стр.110 размещена фотография его сына Журахона Рахмонова. В книге Абдугани Абдугафурова «Академический театр» изданная в феврале 2010 года посвящённая 90-летнему юбилею Ошского узбекского театра имени Бабура отражены заслуги Рахмонберди Мадазимова в организации и деятельности театра.

Основатель Ошского узбекского театра Рахмонберди хаджи Мадазимов в связи с выездом в город Узген в 1932 году ушёл из театра и умер в конце мая 1933 года в городе Узгене.

Двое сыновей Рахмонберди Мадазимова достойно продолжили дело своего отца служению искусству и культуры много лет работали на сцене театра имени Бабура города Ош. Уринбой и Журахон Рахмоновы были одними из основателей театра имени Бобура города Ош и внесли большой вклад в развитие искусства и культуры Киргизии, воспитали много молодых актёров. Их большой вклад и труд были высоко оценены руководством Киргизской ССР и они были награждены орденами, многочисленными медалями, почётными грамотами.

Работа в театре

1919 год — М.Бехбудий «Падаркуш», Маннон Уйгур «Лекарь из Туркестана».
1920 год — Хамза «Отравленная жизнь».
1921 год — Гулом Зафарий «Сирота».
1922 год — Хамза «Наказание клеветников».
1923 год — Комил Яшин «Лолахон».
1924 год — Махмуд Рахмон «Рапорт с юга».
1925 год — К.Яшин и М.Музаффаров «Гулсара».
1926 год — К.Яшин «Два коммуниста».
1927 год — К.Яшин «Друзья».
1928 год — К.Яшин «Внутри».
1929 год — Гулом Зафарий «Халима», К.Яшин «Ажи-ажи».
1930 год — Умаржон Исмоилов «Истории на хлопковом поле».
1931 год — Н. В. Гоголь «Женитьба».
1932 год — Маннон Уйгур «Переводчик».

Кроме того, он участвовал в многочисленных концертных программах.

Семья

Отец — Ибни Мухаммадаъзим аълам (умер в 1876 году), религиозный деятель. Мать — Биби Солиха (1850—1922), уроженка города Уратепа. Супруга — Бибихон (1884—1922), уроженка города Уратепа. Дети — Назокатхон (1902—1934), Хожинисо (1907—1932), Уринбой (1910—1980), Назирхон (1912—1917), Журахон (1917—1977).

Написанные книги

«Ўшнинг тавсифи» (Характеристика Оша), 1914 год, типография при канцелярии генерал-губернатора Туркестанского края, город Ташкент.
«Исмлар имлоси» (Словарь имён), 1915 год, типография при канцелярии генерал-губернатора Туркестанского края, город Ташкент.

Литература

Энциклопедия Ошской области, Академия Наук Киргизской ССР. Раздел Театральная жизнь, стр.110, 1987 год, город Фрунзе.
Национальная Энциклопедия Узбекистана, Академия Наук Республики Узбекистан, г. Ташкент, 2000-2006 годы (буква Ў, стр.219), Государственное научное издательство ««Узбекская национальная энциклопедия», Ташкент.
А. Абдугафуров «Академический театр», г. Ош, 2010 год.

Ссылки


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/МАДАЗИМОВ-РАХМОНБЕРДИ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Дилмурод РахмоновContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/dll

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Дилдорбек хаджи РАХМОНОВ, МАДАЗИМОВ РАХМОНБЕРДИ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 14.11.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/МАДАЗИМОВ-РАХМОНБЕРДИ (date of access: 31.07.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Дилдорбек хаджи РАХМОНОВ:

Дилдорбек хаджи РАХМОНОВ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Rating
0 votes
Related Articles
Останкинский Суд г. Москвы взыскал с ИЦ «Академия» компенсацию за нарушения авторского права на результаты интеллектуальной деятельности кандидата психологических наук Ирины Макаровны Мирошник, допущенные в трёх изданиях книги «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста /А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. - М.: Издат. центр «Академия» (2005 2007; 2017). Плагиат текстов из автореферата диссертации И.М.Мирошник совершили: Гогоберидзе Александра Гививна, проректор по учебной работе РГПУ им. А.И. Герцена, доктор педагогических наук, профессор, Член Экспертного совета по психологии и педагогике ВАК при Министерстве науки и высшего образования ; Деркунская Вера Александровна, канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена. Приводятся: фрагмент Искового заявления И.М.Мирошник; ПРИЛОЖЕНИЕ. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТОВ; Решение Останкинского суда г Москвы по иску И.М. Мирошник к ИЦ «Академия».
В данной статье представлена структурная характеристика имиджа учителя, которая проявляется в индивидуально-психологических особенностях. Свое внимание, автор останавливает на стиле педагогической деятельности, который играет довольно значимую роль в аспекте изучаемого понятия. В статье рассматривается точка зрения, согласно которой, профессиональный имидж учителя объективизируется через язык. Самоконтроль и развитие культуры речи, способны обеспечить новый уровень профессионального имиджа учителя и т.п.
Персоналистическая культура и идеология комплементарности темперированного общественного строя (от лат. temperatio — соразмерность, правильное соотношение, надлежащая организация) в корне отличается от идеологии и культуры толерантности (терпимости) обезличенного цифрового общества, устремлённого к трансгуманизму. Культура комплементарности защищает личность человека от утраты самоидентичности в сетях цифровой экономики. Синестетический симультанизм искусств (синестетика) является разделом эстетики комплементарности, основанной на законах и принципах Координационной парадигмы развития И.М.Мирошник (КПР), альтернативной диалектике, метафизике и эклектике. Синестетическая аудио-визуальная композиция «Песня волн» — это процесс и результат селективной кросс-сенсорной координации комплементарных художественных образов: музыки Франца Шуберта (Экспромт No.3 in G-flat major, Op. 90), поэзии Максимилиана Волошина («Дом поэта) и образа моря, представленных симультанно.
В статье рассматривается феномен награмотности/гиперграмотности так называемого "олбанского" языка на примере словосочетания "ацкий сотона".
Catalog: Филология 
А.В.ПЕТРОВСКИЙ. ОТЗЫВ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ НА КАНДИДАТСКУЮ ДИССЕРТАЦИЮ И.М.МИРОШНИК "Личность педагога как фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки учащимися". Отзыв представлен в диссертационный Специализированный совет К-018.03.01 при НИИ ОПП АПН СССР. Защита диссертации состоялась 13 ноября 1990 г. на заседании диссертационного Специализированного совета К-018.03.01 в Научно-исследовательском институте общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (ныне это Психологический Институт Российской Академии Образования). Арту́р Влади́мирович Петро́вский — советский и российский психолог, специалист в области истории психологии, социальной психологии и психологии личности. Доктор психологических наук (1965), профессор (1967), член-корреспондент (1968), действительный член АПН СССР (1971), В 1991 году был назначен президентом-организатором Российской академии образования, с 1992 по 1997 год являлся её президентом.
Два матерых лжеца предлагают народу поход к ложной, внешней опоре, чтобы под шумок движения к ней чистить его карманы. Оплот же страны — в ней самой. Two seasoned liars offer people a crusade to a false, external support in order to clean out their pockets under the guise of movement to it. But the strength of the country is in itself.
Catalog: Философия 
754 days ago · From Олег Ермаков
Метафизика исторического процесса. Metaphysics of the historical process.
Catalog: Философия 
760 days ago · From Олег Ермаков
Событие №-102 --- Знаковое событие небесно-информационного характера нашего времени - это появление в небе над Владивостоком необычных НЛО желто-белого цвета.(Россия.2019 г.) Событие №-103 --- Знаковое событие небесно-информационного характера нашего времени - это появление в небе над Сиднеем вымеобразных облаков.(Австралия.2019 г.) Событие №-104 --- Знаковое событие природного характера нашего времени - это появление гигантского вращающегося ледяного диска на реке в штате Мэн.(США.2019 г.)
Catalog: Философия 
781 days ago · From Ваха Дизигов
Событие №-15 Знаковое событие небесно-информационного характера нашего времени - это появление в небе г. Сиднея в Австралии огромных,необычных облаков,напоминающих гигантское цунами.(Австралия.2015 г.) Событие №-16 --- Знаковое событие небесно-информационного характера нашего времени -это появление в небе над Камчаткой необычных белых облаков,на которых висят белые слоеные круги.(Россия.2015 г.) Событие №-17 --- Знаковое событие небесно-информационного характера нашего времени - это появление в небе г.Бозмен в штате Монтана необычных облаков,напоминающих гигантское цунами.(США.2013 г.)
Catalog: Философия 
1058 days ago · From Ваха Дизигов
ОШТИНСКАЯ ОБОРОНА (1941-1944 гг.)
1066 days ago · From Россия Онлайн

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
МАДАЗИМОВ РАХМОНБЕРДИ
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones