Libmonster ID: RU-9138

Вопрос о том, как материальные структуры мозга и тела субъекта непрерывно создают, содержат психические явления (чувства, образы, мысли) в качестве явлений субъективных, занимает особое положение. В настоящее время отсутствует подход к решению этого вопроса. Ч. Шеррингтон говорил: "Строго говоря, мы должны вопрос об отношении ума и мозга рассматривать не только как нерешенный, но даже совершенно лишенный приступа к этой задаче" [1. С. 495]. Существует даже мнение о принципиальной нерешаемости этого вопроса. Это, пожалуй, единственный вопрос в науке, относительного которого существует мнение о принципиальной его нерешаемости. Сама возможность такого мнения свидетельствует об особом положении этого вопроса, которое связано с уникальной особенностью самого предмета исследования, именно с субъективностью психического, составляющей трудность для нашего объективирующего познания при рассмотрении психического.

Мы говорим о субъективности не как о необъективном, некачественном содержании, а как о существенной особенности строения психического. Субъективность можно в первом приближении описать как внутреннюю присущность субъекту предстояния воспринимаемого, представляемого, мыслимого. Мы полагаем, что присущность субъекту предстояния действительности создается материальными структурами мозга и тела, что является главным моментом творческой силы психического. Но ныне субъективность по существу опускается при исследованиях механизмов мозга. Исследования материальных механизмов психического происходят на уровне определения того, "в каком отношении и до какой степени мозговые процессы и психологические функции скоординированы

стр. 122

между собой" [2. С. 118]. Эта скоординированность определяется констатированием активности тех или иных структур мозга при психической активности, фиксированием изменения поведения при стимуляции отдельных участков мозга, при выключении (подавлении) или при удалении участков мозга. В настоящее время сложилось общее представление об участии крупных отделов мозга в обеспечении поведения [3]. Но этот уровень исследования не обеспечивает выявления того, как субъективное психическое непрерывно порождается, содержится внутренними материальными механизмами. Здесь дело не только в сложности материального субъекта психики (мозга), но и в недостаточности исходных данных о психическом. Мы не умеем в должной мере проявлять субъективное психическое как предмет объяснения через материальные механизмы. Субъективность как особенность внутренней присущности субъекту познания реальности не есть нечто предстоящее ему наподобие содержательности и не сводится к особенностям содержательности. Особенность "субъективность" не является предметом эксперимента, а есть его условие, обстоятельство, представленное реальным, не раскрытым (не объясненным) субъектом. Нейропсихологические исследования по существу ведутся по схеме, обходящей субъективность. При этих исследованиях пытаются непосредственно связать психическое содержание (его особенности), полученное со стороны субъективной позиции исследуемого субъекта, с процессами мозга, которые взяты со стороны объективной позиции исследователя. Но эти стороны не связаны непосредственно, они разделены реальным нераскрытым целостным субъектом, разделены, так сказать, "механизмом" субъективности.

Вопрос о материальных механизмах субъективного психического вообще-то есть вопрос специальный, требующий конкретных исследований мозга, ибо субъективное психическое существует благодаря специфически организованным структурам мозга и тела. Но субъективное психическое есть фактор уникальный. Оно находится в особом положении относительно нашего объективирующего познания, каковое положение может деформировать психическое при нашем представлении о нем. Факт субъективности означает, что связь материальных структур мозга и тела, обуславливающих субъективную реальность с этой реальностью, имеет сложное системное строение, включающее целостность субъекта и выходящее за пределы отдельных связей, которые проявляются при конкретных исследованиях. В последнее время исследователи осознают несостоятельность непосредственного отражения психического и

стр. 123

приходят к выводу, что "проблема наблюдения должна заменяться задачами конструирования, формирования, генетического моделирования явлений сознания и психики" [4].

Отсутствие "начала приступа" к задаче объяснения психического через материальное, о котором говорил Ч. Шеррингтон, состоит собственно в отсутствии общей концепции, "схематизирующей" субъективное психическое его материальными механизмами. Требуется общее критическое обсуждение возможности "начала приступа" к объяснению психического через материальное. Не будет лишним установление, хотя бы в общем предположительном виде, того, как материальная система субъекта может создавать психическое в виде субъективного явления. Необходимы предположения о внутренних материальных смысловых структурах субъекта, которые могут объяснять мощь и субъективность психического. Это некий встречный общий подход, в котором допустимы предположения.

* * *

Взаимодействие нашего объективирующего познания (направленного на психическое) с субъективным психическим деформирует его субъективность и превращает субъективное психическое в идеальный предмет. Это дезориентирует познание психики. Как идеальное, психическое характеризуется следующим. Оно выступает как особое невещественное образование, особый невещественный предмет (чувство, образ, мысль), который как некое самосуществование может представляться нами как находящееся в голове субъекта. Такое представление препятствует объяснению психического как производного процессов мозга и тела субъекта, ибо психическое как идеальное (невещественное) принципиально отторгнуто от материального, несоизмеримо с ним. Почему упорно и безуспешно повторяют в популярной литературе вопрос: "что такое мысль?". Потому, что задавая его, представляют мысль как некое невещественное предметоподобное существование, несоизмеримое с материальными процессами субъекта, исходно необъяснимое. Если идеальное психическое взять как предмет объяснения через материальные механизмы, то возникает мнение о принципиальной необъяснимости психического, или мнение, что мозг черпает содержание из космоса. Мы полагаем следующее. Как производное процессов мозга и тела, субъективное психическое не есть идеальное. Невещественные образы, мысли не порождаются

стр. 124

внутренними (мозга и тела субъекта) механизмами. Они лишь вынужденно представляются таковыми при нашей познавательной (направленной на психику) рефлексии. Отметим сразу следующее. Если психическое как производное процессов мозга и тела не есть идеальное, то это не значит, что оно материально. Представление о материальности субъективного психического вообще бессмысленно. Психическое как производное материальных процессов не идеально и не материально, оно субъективно.

Как идеальность ("ни грана материальности") психическое выступает в общем познавательном представлении тогда, когда мы находимся на внешней позиции по отношению к психическим явлениям и выходим из реального, делового психического процесса. Мы представляем при этом образы, мысли, чувства со стороны, с позиции стороннего наблюдателя как особые невещественные, но вещеобразные существования. Действительно, при реальном деловом психическом мы имеем дело не с невещественностью образов, мыслей, а с определенной предметной содержательностью. Так, при деловом восприятии, представлении, мышлении мы имеем дело не с образом, а с реальным предметом познания, с его содержанием. Недаром сказано, что при восприятии "образ и есть сам предмет" [5. С. 153]. Когда же мы в жизни по-деловому осознаем факт своего психического, то мы осознаем факт восприятия, представления, мышления предмета, его содержания, а не наличие невещественного образа.

Представление об идеальности психического возникает под действием двух обстоятельств - объективного и субъективного. Объективное обстоятельство состоит в том, что выраженное психическое содержание действительно выделяется в жизни людей, в интересах этой жизни как особая реальность (образы, мысли, чувства), существующая помимо отражающей реальности. Субъективная реальность выделяется как особое в представлении, а также в общении людей, в котором отраженная содержательность обращается как особое (передаваемое, принимаемое). Можно сказать, что мысли, образы, чувства как особое (идеальное) существуют на уровне жизни людей, во множестве отношений этой жизни. Представление о нахождении образов, мыслей как особых реалий в голове субъекта возникает из-за объективирующего действия нашего познания, которое трансформирует неотразимые непосредственно субъективные отношения в непосредственный невещественный предмет. Образы, мысли как производное материальных процессов существуют на другом уровне - на уровне соотношения материальных смысловых

стр. 125

структур мозга и тела субъекта с действительностью. Как производное материальных процессов субъективная реальность не есть особое (идеальное), она субъективна (субъектна).

Остановимся на характеристике психического как субъективного явления. Рассмотрение психического как субъективного, в отличие от представления идеальности, ведет к внутренним материальным структурам субъекта, являющимся основой психического познания субъекта. Психическое содержание понимаемо, переживаемо - содержание и состоит в определенной понимаемости - и поэтому оно неотъемлемо от субъекта. Субъект понимает в соответствии со своей компетенцией, в соответствии со своим смысловым наполнением, т.е. на основе имеющихся в мозгу и теле всего множества "знаний" о мире. Легко принять, что смысловое наполнение субъекта, "предшествующее" субъективному психическому, есть наполнение материальное, ибо способность к субъективному выражению действительности сохраняется в периоды отсутствия у субъекта субъективного психического (когда субъект не думает о предмете, при сне, потере сознания). Характерно, что внутренняя смысловая обеспеченность субъекта всегда подразумевается, а в последнее время сознательно выделяется психологами под именем "образ мира" [6]. Но этот "образ мира" склонны представлять в виде некоего субъективного образа, хотя без сомнения смысловая обеспеченность представлена материальными структурами мозга и тела, несущими досубъетивную содержательность, которая создается в ходе развития и обучения субъекта.

Психические процессы можно выделить как особый процесс познания (познание психическое, субъективное), подчиненный историческому процессу общественного познания. Психическое познание основывается на развитии и преобразовании человеческого мозга, которое проявляется в виде творчества субъекта. Оно характеризуется субъективностью, чувственностью, макроскопичностью восприятия и др.

Психический способ познания осуществляется сложной материальной структурой субъекта, построенной, так сказать, по схеме субъективности. Основу, ядро этой схемы составляет мощное внутреннее материальное смысловое наполнение субъекта, в котором, в ходе развития субъекта, был в кодированном виде отражен мир и в отношении к которому существует субъективная реальность. Субъективность обусловлена особой позиционной выделенностью структур субъекта относительно мира, состоящей в предварительной определенной включенности "мира" в эти струк-

стр. 126

туры. Текущая субъективная реальность существует относительно мощного материального смыслового наполнения субъекта, которое представляет собой специфическую "свертку" всего предыдущего развития субъекта. Отношение действительности к материальному смысловому наполнению субъекта обуславливает субъективность, как отнесенность к некой запредельной позиции (субъекту), а, с другой стороны, это отношение создает субъективную содержательность действительности. Мозг и тело субъекта, в виду грандиозной сложности структур и процессов, представляют собой "космос", способный обуславливать субъективное психическое и новую содержательность познания.

Внутреннее материальное наполнение субъекта можно разделить на два уровня. Верхний уровень представлен социально ориентированной личностно-мотивационной системой (ЛМС), которая оценивает требования ситуаций и обстановок и определяет необходимость той или иной деятельности и поведения, вызывая эмоциональную напряженность. ЛМС формулируется в сфере социальной деятельности людей, имеет дело с особыми "предметами" - с людьми. Социальная среда включает важные для жизни субъекта требования и обстоятельства, которые впечатляют субъекта через глубокие эмоции и осваиваются им в виде материальных структур ЛМС.

Нижний уровень смыслового наполнения представлен системой смыслов, которая подчинена ЛМС и настаивается ею. Система смыслов формируется в поле действий предметов. Мы осознаем (узнаем) и понимаем предметы, обстановки и ситуации путем сопоставления их с материальным смысловым наполнением системы смыслов. Система смыслов включает в кодированном виде материальные образы предметов, их действия, отношения, а также сообщества предметов и материальные "картины", представляющие планы поведения и деятельности, и теории, в том числе научные. Система смыслов является гарантом, "органом" отражения реальности. В своей низовой части, которая возникла в ходе восприятия предметов, их действий и отношений, она отражает непосредственную реальность, данную через ощущения и представления. При развитии субъекта появляется надстройка системы смыслов, вызванная речевыми действиями, смыслы которых носят опосредованный характер теории. Но этот верхний слой базируется на низовой части системы смыслов. Поэтому абстрактная теория, возникшая путем творчества, не может порвать с реальностью.

стр. 127

* * *

Простой факт, состоящий в том, что способность субъекта к производству психического представлена материальными структурами мозга и тела субъекта (а не в виде неких идеальностей), есть факт кардинальный. Он, во-первых, означает, что эти структуры не просто физиологически нейтральны, а являются структурами смысловыми, представляющими определенные содержательности познания. У сложного организма субъекта мозг использует особенности жизни тела, он объединяет структуры и процессы в сложные комплексы, кодирующие действительность. Целостность организма включает информацию о действительности. Материальность смысловых структур означает, что процессы в них составляют значительную часть психического. Следует полагать, что, во-первых, главное в творческой, "источниковой" стороне психического процесса составляют не изменения и связи в субъективной сфере, сами по себе, а оперативные преобразования во внутренних материальных смысловых структурах. Об этом свидетельствует факт творчества, в которое входит определенный период неосознаваемого преобразования материального смыслового наполнения. Во-вторых, субъективная реальность есть явление внутреннее, субъективное, существующее относительно материального смыслового наполнения субъекта. Субъективное предстояние предметов субъекту выступает как предстояние нашему субъективному Я-психическому, но по существу состоит в предстоянии воспринимаемого массиву внутренних материальных смыслов. В самом деле, мы говорим, что воспринимаемое предстоит нашему Я-психическому, состоящему в чувствовании нашего тела, наших настроений, нашей памяти о прошедшем и т.д. Но Я-психическое не может быть последней инстанцией, ибо все чувствования, воплощающие это Я (чувствование тела, настроения, наличие памяти) сами выступают в предстоянии. Действительной последней инстанцией, которой предстоит действительность, является внутренний (мозга и тела) смысловой массив ("Я - материальное"). Соответственно познанию обусловленности субъективной реальности свойственна необычная особенность. Субъективное психическое, как производное процессов мозга и тела, не может быть воспроизведено, представлено натурно, ибо существует не в позиции стороннего наблюдателя, а относительно материального смыслового наполнения. Субъективная реальность существует в субъективном направлении "внутренние материальные структуры субъекта - предмет", а не объективно "там", в мозгу. В объективном направлении, в котором только и возможно научное

стр. 128

объяснение, субъективное психическое существует опосредовано и может быть воспроизведено (познано) только теоретически. В субъективной сфере психическое выступает как непосредственно присущая субъекту (переживаемая им) предстоящая действительность. Благодаря непосредственной присущности субъекту психическое кажется непосредственно отразимым, но оно не отразимо непосредственно. Мы не можем построить (в своих рассуждениях и представлениях) субъективное психическое как наличное явление, но можем теоретически понять его как субъективное явление, существующее относительно материального смыслового наполнения субъекта.

Основные вопросы о психическом касаются устройства внутренних материальных смысловых структур и их участия в психическом и познании. Надо сказать, что материальные смысловые структуры, определяющие психическое познание, не выделяются ныне при исследовании мозга. В настоящее время исследователи подавлены множеством элементарных явлений типа электроионных процессов в нервных клетках. Для выявления образований, ответственных в мозге за содержательность, требуется общий схематический подход к структуре субъекта как включающей действующие целостности. Ниже рассматриваются некоторые общие предположения об устройстве материального смыслового наполнения субъекта.

Остановимся на особенностях материальных смысловых структур, несущих содержательность. Эти особенности необычны, так как основу осознанности и осмысленности составляет отношение воспринимаемого к множеству внутренних материальных смысловых структур, в пределе ко всему материальному смысловому наполнению субъекта. Каждый смысл сознаваем и понимаем благодаря погруженности в систему внутренних смысловых структур, которые могут иметь неограниченную протяженность. Это проявляется в возможности бесконечной цепи высказываний о предмете и его связях и в возможности ребенка задавать бесконечное количество вопросов.

1. Соответственно, основным в строении материальных смысловых структур, как структур содержательных, является включенность их в множество структур, выражающих другие предметы мира и их отношения. Материальные образы (содержания) не могут быть "рисунками" субъективного содержания, ибо они отделены от него. Материальное строение образов должно служить их субъективному воплощению, объяснять его. Поэтому следует полагать, что в материальной системе смыслов предмет представлен не обособленно,

стр. 129

не так, как он представлен словом. Активное функционирование субъекта предполагает включенность в процесс взаимодействия материальных сторон субъекта всей накопленной ранее информации о предмете и отдельных групп такой информации. Можно сказать, что в системе смыслов предмет создается множеством материальных структур, воплощающих множество свойств и отношений различных предметов, которое (множество) содержит (создает) свойства и отношения данного предмета. Если бы предмет был представлен в мозге отдельным материальным отсеком, то работа мозга была бы крайне ненадежна. Отдельный предмет или действие, представленные материальными смысловыми структурами, сами по себе не могут составлять определенную осмысленность, ибо они могут входить в самые различные смыслы. Данное действие или предмет обретает определенный смысл только в вышестоящей системе, в которую он включен. Целостность субъекта выделяет комплекс различных содержательностей, смыслов как единство, представляющее предмет. Внутренняя (мозга) материальная структура приобретает содержательность, будучи включенной в вышестоящую целостность как ее элемент. Целостность создает комплексной структуре определенные границы изменений, определяет ее определенную содержательность.

Подчинение определенного смысла вышележащей целостности можно видеть на примерах. Так, смысл слова может конституироваться содержанием текста: не зная определения понятия, мы правильно пользуемся соответствующим словом в тексте. В этом случае содержание текста выступает как вышестоящая организация, за которой стоит определенная смысловая материальная "картина". Есть пример характерного нарушения вследствие повреждения мозга. Больная свободно читала текст, но не могла узнавать отдельные буквы [7. С. 250]. Ясно, что содержание слов констатировалось со стороны вышележащих структур, ответственных за содержание текста. А. Пуанкаре, объясняя математические способности, говорил, что порядок расположения силлогизмов в доказательстве (его верхний уровень) более важен, чем сами силлогизмы. И поскольку он способен представлять этот порядок в целом, для него не составляет труда восстановить сами силлогизмы [8. С. 311]. Значение управляющей смысловой общности можно видеть на примере порождения устного текста - речи опытного оратора. Речь происходит как бы бессознательно: содержание высказываний не проектируется непрерывно в сознании. Сознательно контролируется соответствие высказываемого общему замыслу, направлению речи.

стр. 130

Субъект "знает", что он хочет сказать, но в ходе речи это знание как бы несодержательно. Оно состоит в материальных целостных структурах. Подчинение общему материальному содержанию происходит и при поведении. К. Прибрам пишет относительно поведения: "Последовательный характер следует понимать не как соединение движений в цепи, а как их дифференциацию, процесс декодирования ранее сформированной пространственной конфигурации" [2. С. 242].

Материальное смысловое наполнение характеризуется связностью, которая всегда подчинена целостности, и глубиной, которая объясняется свойственной жизни особенности включать в свои структуры историю своего развития. В субъекте наличествуют все предыдущие стадии постижения действительности, что подтверждается гипнотическим внушением взрослому, будто он ребенок определенного возраста.

2. Для субъекта и его систем характерно возникновение целостностей. Целостность свойственна живому, она характеризует уже простой организм. Целостности свойственны физиологическим процессам сложных организмов, она объединяет органы в системы. Целостность вообще состоит в связности всех элементов, подчиняющихся некому центру. Данная целостная совокупность может входить в вышестоящую целостность и действовать как ее элемент. Так, субъект включен в общество. Целостность субъекта обладает творческой активностью, она может быть нацелена на тот или иной, подчас широкий, объект действительности (подобно тому, как ребенок непроизвольно хватает яркий предмет) и соответственно организует систему смыслов. Поведение и деятельность субъекта происходит в результате настройки целостности субъекта под воздействием обстановки текущей или будущей. Проявлением такой настройки являются эмоции, поглощающие субъекта. Эмоции определяются как "нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действие" [9. С. 27]. Эмоции есть некое непосредственное эмпирическое отображение определенного аспекта действительности процессами в теле субъекта. Как показывает игра ребенка в торговлю, эмоциональное отражение ситуации в начале лишено осмысленности. Ребенок воспроизводит внушенную ему отношением родителей к торговле ситуацию торговли как некую целостность, включающую определенные действия и слова. Причем ребенок производит действия и слова бессмысленно, он не понимает действия и слова, относящиеся к торговле. Слова и действия явля-

стр. 131

ются в начале частью ситуации, а не частью смыслового, речевого процесса. Эмоциональное отображение включает в себя стремление перейти к открытому содержательному смысловому отражению. При познании эмоции создают в системе смыслов предметные целостности в виде замысла решении или плана целостной теоретической концепции. В системе смыслов целостность субъекта может выделять и группировать смыслы на определенную тему, настраивать и актуализировать весьма широкую область определенной содержательности. В материальной системе смыслов при необходимости создаются материальные смысловые "картины", соответствующие той или иной определенной содержательности (предстоящей действительности, понимаемому предмету, научной теории и др.). При этом возможно чувствование этой картины как определенной целостности, единства.

3. Распространенным качеством психического познания является обобщенность. Так, положение об обобщенности касается различных сторон речевой деятельности. Обобщенность свойственна словам (кроме собственных имен), обобщены высказывания, не привязанные к текущей реальности, обобщены грамматические средства (например, предложно-падежные отношения), обобщены виды интонации речи. Обобщенность является главной и исходной способностью психического познания. В некотором отношении это простейший способ познания: познание обретает конкретность при усложнении, т.е. при присоединении к нему определенной переживаемой обстановки. Действия рассудка, отрешенные от временных зависимостей реальной действительности, всегда обобщены. Выделение определенных частных предметов обозначается специальными грамматическими средствами (например, определенными артиклями).

Обобщенность является необходимым способом психического познания. Действительно, с одной стороны, обобщенное отражение действительности обусловлено тем, что субъект развивается в условиях повторяющихся стереотипных, "стандартных" условий. Повторяются леса, поля, транспортные машины, предметы мебели и т.д. Существенно то, что в жизни людей множество сходных предметов может использоваться как некое единство и должны отражаться как обобщенные предметы. Так, слово "книга" отражает любую и всякую книгу в отличие от других множеств предметов. С другой стороны, обобщенность дает экономию материальных смысловых структур, составляющих психическое познание. Материальные образы не могут не быть обобщенными, поскольку

стр. 132

внутреннее материальное смысловое наполнение не может иметь бесконечное структурное разнообразие, а мы все же узнаем бесконечное количество экземпляров предмета данного вида. Общий образ отражает главные части предмета и его основные действия, свойственные всем экземплярам предметов данного вида. К тому же мы воспринимаем предметы в бесконечном разнообразии их проявлений: разнообразны ракурсы и углы зрения, удаления предмета, разные освещенности и экранировки другими предметами и т.д. Общий образ, отвлеченный от этих проявлений, но способный связываться с ними, по-видимому, формируется в основном в ходе действия ощупывания (руками и глазами).

Основа обобщенного отражения заключена в материальной смысловой структурности. В структуры, отражающие общее, включены частности. Материальная система смыслов лишена субъективного абстрагирования, отделяющего общее от частного. В материальных смысловых системах не существует расхождения между объемом и содержанием, характерное для субъективных понятий. Материальные смысловые структуры, включающие частное, имеют и большой объем, и большее содержание. Обобщенность в материальных смысловых структурах состоит в том, что "частные" материальные структуры входят в систему, представляющую общее, и могут порождаться ею. "Общая" система, в свою очередь, может быть элементом, обращающимся наряду с другими в процессах более общего уровня.

* * *

Попытаемся схематически описать психические процессы.

Существует два вида психического познания, которые действуют одновременно, связно. Первый, несодержательный вид, выступает в виде констатирующих чувств. Они указывают на наличие содержания внутренних смысловых структур, но не говорят, каково это содержание. Констатирующие чувства отражают отношения к внутренним материальным смысловым структурам и отношения этих структур. Это как бы выражение познания с стороны материального субъекта, оно несодержательно указывает на содержание предмета.

Приведем примеры констатирующих чувств. Так, мышление про себя может не являться цельным изложением содержания, а состоит из отдельных образов и чувственных "кивков" и отсылок, однако воспринимается как содержательная мысль, ибо сопровожда-

стр. 133

ется констатирующим чувством истинности мысли, отсылающим к материальным смысловым основам данной мысли. Восприятие простого текста, описывающего обыденную ситуацию (например, "домик у дороги") может не сопровождаться содержательным представлением ситуации, а сопровождаться констатирующим чувством "понял". Понимание абстрактного текста характеризуется отсутствием полностью открытого содержания, ибо мы не определяем каждое входящее в текст понятие и не интерпретируем его. А. Эйнштейн, отвечая на вопрос о том, какими образами он мыслит, говорил: "То, что вы называете полным сознанием, является лишь предельным случаем, который полностью никогда не осуществляется" [10. С. 80]. Несмотря на отсутствие полностью развернутых в текст содержаний, мы чувствуем возможность интерпретации их в случае необходимости. Существуют сложные констатирующие чувства - реальности, правильности, соответствия, истинности, целостности, ценности (мысли) и др. Переживаемое нами содержание абстрактного текста состоит, по существу, в чувствовании отношений слов и других структурных элементов текста к внутренним материальным смыслам и в чувствовании наличия этих смыслов. Все это сопровождается чувствованием возможности открытия этих отношений. Несодержательное чувствование целостности текста состоит в констатации внутренней материальной смысловой "картины" в системе смыслов, отражаемой текстом. Чувство истинности абстрактного текста состоит в чувствовании соответствия его внутренним материальным смысловым структурам.

Важным и универсальными констатирующим чувством является чувство осознанности. Осознанность (сознание) связано с целостностью материального смыслового наполнения. Сознание надо отличать от содержательного понимания. Сознание есть состояние готовности субъекта к пониманию, в отличие от понимания оно не содержательно. Осознанность не выражает определенное содержание, а лишь говорит о наличии его в материальной системе смыслов. "Дежурное", не акцентированное на определенный предмет сознание есть отношение (сравнение) воспринимаемой действительности к наполнению системы смыслов и субъективно выражается чувствованием "все в прядке", воспринимаемом обыденно. Субъективную осознанностьпредмета можно определить как совмещенное с восприятием, представлением, мышлением, речью несодержательное чувствование возможности различных действий с предметом (действий представления, мысленных, речевых) без указания на то, каковы эти действия. В это чувство

стр. 134

входит чувство возможности выразить содержательность предмета (его действия, свойства, отношения). Состояние осознанности есть род действия субъекта, охватывающего предмет одновременным (параллельным) несодержательным чувствованием возможности различных действий с ним без указания этих действий. Несмотря на отсутствие содержания в субъективной стороне осознанности, сознание действенно, ибо отражает действительные, т.е. материальные смысловые возможности субъекта. Надо подчеркнуть, что констатирующие чувства, входящие кроме содержательной стороны в субъективное психическое, составляют значительную часть субъективной сферы психического.

Другим видом психического познания является открытое содержательное понимание предмета, которое представлено актуальными чувственно-двигательными моделями определенной линии действительности, выражающиеся универсальными речевыми (текстовыми) структурами. Понимание погружено в осознание. Каждый фрагмент понимания и все понимание в целом базируется на чувстве осознанности, свидетельствующем о том, что субъект может при необходимости развернуть понятия или интерпретировать их.

Составляющими содержательного понимания являются: чувственность, внутренние смыслообразующие движения, осознанность, предметные целостности.

Чувственность. Психическое, начиная с органических ощущений восприятия и кончая самой абстрактной мыслью, чувственно. В субъективной сфере психического не существуют какие-либо сверхчувственные мысли, не существуют "сверхчувственные компоненты, такие как значение, смысл". Не существует также неосознаваемая психическая деятельность, подобная деятельности осознаваемой (некая неосознаваемая осознанноподобность). Чувственность связана с процессами жизни тела, она обусловлена процессами жизни тела на уровне микропроцессов жизни, отклонениями их. Только процессы жизни тела могут осуществлять чувственность как присущность психического субъекту (переживаемость) и как напряжение субъекта к действиям. Чувственность изначально свойственна простому организму. Она служит соединению и согласованию двух сторон: микропроцессов жизни тела (например, переработки принятой пищи в материю тела) и макродвижений целостного тела (по поиску и захвату пищи). Чувственность воздействует на макроповедение [11. С. 83]. Чувственность связана с нарушением целостного организма и со стремлением к его восстановлению. Так, на уровне физиологии организма нарушение целостности, напри-

стр. 135

мер повреждение тела занозой, вызывает стремление к изъятию занозы. При отсутствии питания сжигается материя тела организма, что приводит к чувству голода, включающему макростремление к поиску пищи и ее захвату. В организме субъекта мозг, используя структуры и процессы жизни, создает сложные компоненты, кодирующие действительность и обуславливающие возможность сложных чувств при познании. Внутренним материальным субстратом чувственности является не мозг, а "пара" мозг-тело. Можно предположить, что мозг, его структуры содержат в основном возможности психики, тогда как в теле разыгрываются актуальные психические явления. Мозг (смысловые структуры) вызывает в теле такие системы изменений и внутренних движений, которые создают в микроструктурах жизни отклонения. Эти отклонения в отношении к целостности субъекта выступают как чувственность (переживания) сложных психических явлений. Чувственность вызывается внутренними смыслообразующими движениями и непосредственным воздействием на тело субъекта внешних предметов (ощущения).

Внутренние смыслообразующие движения. Это внутренняя часть движений оглядывания и речевых движений. Они создают изменение (модуляцию) чувственности и этим организуют субъективную содержательность. Они, а также осознанность предмета, вызываются настроенной целостностью субъекта.

Осознанность. Охватывает чувственность, превращая ее в субъективное явление. Основу осознанности и осмысленности составляет отношение воспринимаемого к множеству внутренних материальных смысловых структур, в пределе ко всему материальному смысловому наполнению субъекта.

Предметная целостность, представляющая единство материальных смыслов, отражает собой аспект действительности или материальную "картину" определенной теории. Предметная целостность возникает при настройке целостности субъекта на предмет и является частью общей целостности субъекта.

Можно предположительно представить схему образования понимания в следующем виде. Под воздействием эмоционального напряжения целостного субъекта, в материальном смысловом массиве из его структур образуется предметная целостность аспекта действительности, обладающая содержательностью благодаря включенности во все множество отношений смыслового наполнении. Эта содержательность действует по-разному в случаях 1) непосредственного восприятия предмета и 2) в случае воспро-

стр. 136

изведения исходящего предмета из субъекта, т.е. при воображении и мышлении.

1) При восприятии предмета предметная целостность является намерением на восприятие, сложившемся в предыдущем психологическом процессе. Как говорил С. Л. Рубинштейн, "сам по себе образ вне психического процесса или деятельности... и существовать не может" [12. С. 40]. При восприятии внешнего вида предмета намерения вызывают внутренние движения оглядывания и ощупывания предмета, которые являются моделью предмета. Они выделяют предмет как производное макродвижений по предмету [11. С. 79]. Внутренние движения сканирования предмета, а также воздействия его, вызывающие ощущения, приводят к отклонениям в микропроцессах жизни тела, что как составляющая целостности субъекта, дает чувственность (субъективный вид предмета). Одновременно целостность субъекта вызывает осознанность, как активацию предметной целостности без выделения ее содержательности. Сочетание организации внутренних движений, повторяющих организацию предмета и вызванной ими чувственности, также повторяющей организацию предмета, создает восприятие реальности предмета, когда "образ и есть сам предмет". При представлении предмета (представление памяти) чувствование ощущений от предмета отсутствует, остаются эмоции, соответствующие ощущениям, и чувственность от внутренних движений.

2) Субъективная содержательность, исходящая из субъекта (воображение, мышление), основывается на сложных предметных целостностях, возникающих обычно раньше. В материальной системе смыслов под воздействием мотивационной напряженности создаются кодированные материальные смысловые "картины", которые в статическом целостном виде представляют единое множество содержательностей на определенную тему. Такие "картины" возникают в историческом ходе познания и соответствуют открываемым законам природы. Они строятся из материальной системы смыслов, включающей "мир", и входят в нее и поэтому обладают дедуктивной всеобщностью, из них вытекают формулировки законов, приложимых к множеству частных условий. Помимо таких общих картин в системе смыслов возникают оперативные картины, содержащие планы и возможности предстоящего сложного поведения или высказываний, которые раскодируются в виде длящихся друг за другом во времени действий, поведения или высказываний. Материальные смысловые картины вызывают речевые движения по законам грамматики. Эти движения вызывают в теле субъекта

стр. 137

чувствования мышления и воображения. Цепь высказываний порождается целостной материальной картиной, логичное следование содержаний высказываний является результатом раскрытия картины. Единовременная целостность картины раскрывается во времени в виде субъективного содержания. Никакие грамматические связи между следующими во времени высказываниями не могут обеспечить вневременную целостность содержания. Чувствование наличия целостной "картины", входящей в мышление, является гарантией целостности субъективного содержания.

Скрытая сторона психического познания является мощной материальной познающей системой, включенной в действительность и моделирующей своим развитием стороны ее. При таком представлении можно понять поразительный факт приложимости математики к микромиру. Математика дает возможность понять стороны собственной жизни микрочастиц, тогда как эта жизнь выступает, в основном макроопосредованно, в виде показаний приборов и следов в камере Вильсона. Развивающийся материальный мозг включен в действительность через общество и выступает в области математики как модель, воспроизводящая такие абстрактные и обобщенные стороны, которые свойственны разным явлениям.

* * *

Остановимся на речевой (текстовой) стороне познания, которая отличается от внутренней, скрытой, проходящей в материальном смысловом наполнении субъекта, стороны. Речевая сторона есть открытая часть психического познания, выражаемая объективными предметами - высказанными или написанными словами. Речевая сторона, в отличие от внутренней непрерывной, не отделяющей от предметов их действия, свойства и отношения, есть явление дискретное, в ней слова выражают как отдельные предметы не только сами предметы, но и их действия, свойства, отношения. Речевая сторона имеет собственные закономерности внешнего выражения - грамматические и логические закономерности, в которые выливается речевое выражение. Речевое выражение в виде отдельного высказывания, в отличие от внутренней стороны познания, всегда схематично, оно выражает одну определенную линию действительности. Только текст в целом как совокупность сопрягающихся и налагающихся друг на друга высказываний способен выразить полный аспект действительности. Речевая сторона, ее лексика и грамматика, врощена во внутреннее материальное смысловое наполнение и управляется им. Речевая система неот-

стр. 138

ъемлемо связана с системой смыслов. Это проявляется в том, что ощущение слова входит в ощущение предмета, а грамматические отношения в тексте выступают как отношения реальных предметов. Поражающее, подчас быстрое и развернутое, речевое реагирование субъекта свидетельствует о том, что речь исходит из материальных смысловых образований - долго действующих или оперативных смысловых "картин". К тому же субъект может правильно высказаться до того, как сам осознает содержание своего высказывании. Возможность выражения действительности на различных языках, имеющих различную лексику и грамматику, обусловлена тем, что внутреннее смысловое наполнение, управляющее речью, у людей разных национальностей имеет, в общем, одинаковый вид, оно изображает действительность. Именно внутренняя содержательность управляет речью. Субъект, не знающий грамматики и логики, может говорить правильно.

Речевая сторона характеризуется содержанием, представленным текстом и формой, которая является формой речи - высказанной или написанной - и выступает в определенной отделенности от содержания текста. Отделенность формы связана с обобщенностью грамматических отношений. Поскольку бесконечное количество речевых содержаний может выступать через ограниченное количество видов грамматических образований, то эти виды могут выступать в отделенности от содержания как отдельно действующие факторы. В формальной логике форма выдвигается на первое место. Говорят: "Содержание мысли не оказывает влияния на правильность рассуждений, и поэтому от него следует отвлечься" [13. С. 10]. Мало того, форма может подразумеваться как некая движущая сила. Таковы силлогизмы, в которых связь суждений (форма) необходимо вызывает заключение. Но эта необходимость вывода действует и тогда, когда входящие в силлогизм суждения бессмысленны, например: "львы суть травоядные, коровы суть львы, следовательно коровы суть травоядные". Силлогизм является довольно искусственным образованием логиков. По свидетельству Б. Рассела, в математике, для которой главное - это доказательство, рассуждение в форме силлогизма не встречается [14. С. 219].

Содержание является первичным по сравнению с формой. Оно определяется внутренним смысловым наполнением и в основе своей не зависит от формы изложения. Мы можем излагать содержание другими словами и на других языках. В то же время форма зависит от содержания, определяется им. По существу, форма служит выразительности содержания. Формальная логика

стр. 139

не определяет реальное мышление субъекта, хотя используется при конструировании автоматических устройств и в математике. Речевое мышление характеризуется не рассуждениями по схеме силлогизмов, а логичностью, т.е. ходом содержания, отвечающего структуре и порядку явлений действительности и принятым нормам понимания. В обыденной жизни процесс опосредованного выявления неизвестного через известное с помощью логики мысли состоит в изъятии искомого из содержательных непрерывных связей, находящихся в материальной системе смыслов субъекта, которая при этом может преобразовываться. Логичность определяется структурами материальной смысловой "картины" в системе смыслов, которая разворачивается в цепь высказываний.

ЛИТЕРАТУРА

1. Павлов И. П. Избранные произведения. М., 1951.

2. Прибрам К. Языки мозга. М., 1975.

3. Симонов П. В. Лекции о работе головного мозга. М., 1998.

4. Велихов Е. П., Зинченко В. П., Лекторский В. А. Сознание. Опыт междисциплинарного подхода // Вопросы философии, 1988. N 11.

5. Михайлов Ф. Т. Загадка человеческого Я. М., 1976.

6. Смирнов С. Д. Психология образа. М., 1985.

7. Доброхотова Т. А., Брагина И. Н. Функциональная асимметрия и психопатология очаговых поражений мозга. М., 1977.

8. Пуанкаре А. О науке. М., 1983.

9. Изард К. Психология эмоций. М., 2002.

10. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970.

11. Пучинскш В. М. К общей схеме механизмов субъективного психического. М., 2004.

12. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.

13. Ивин А. Н. Логика. М., 2001.

14. Рассел Б. История западной философии. Т. 1. М., 1998.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/МАТЕРИАЛЬНОЕ-СМЫСЛОВОЕ-НАПОЛНЕНИЕ-СУБЪЕКТА-СОЗНАНИЕ-И-ПОНИМАНИЕ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Tatiana SemashkoContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Semashko

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

В. М. Пучинский, МАТЕРИАЛЬНОЕ СМЫСЛОВОЕ НАПОЛНЕНИЕ СУБЪЕКТА, СОЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 15.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/МАТЕРИАЛЬНОЕ-СМЫСЛОВОЕ-НАПОЛНЕНИЕ-СУБЪЕКТА-СОЗНАНИЕ-И-ПОНИМАНИЕ (date of access: 17.04.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - В. М. Пучинский:

В. М. Пучинский → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Tatiana Semashko
Казань, Russia
545 views rating
15.09.2015 (2041 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Русская гвардия в первой мировой войне
Catalog: История 
Yesterday · From Россия Онлайн
Американский раб и русский крепостной: типология и специфика принудительного труда
Yesterday · From Россия Онлайн
Тайны "Кремлевского дела" 1935 года и судьба Авеля Енукидзе
Catalog: Медицина 
Yesterday · From Россия Онлайн
В статье представлена главная идея науки имиджелогии – как особой науке о человеке - главной целью, которой, является самореализация личности. В статье рассмотрен анализ и современное понятие определений “имидж”, “профессиональный имидж”, «профессионально-имиджевый потенциал» “имидж педагога”. Анализ психологической литературы позволил сделать вывод, что сущность понятия “имидж” представлен через категории: “образ”, “мысль”, “суждение”, “представление”, “развитие” и другие. В статье раскрыт психолого-педагогический аспект формирования имиджа в профессиональной деятельности педагога, с точки зрения раскрытия профессионально-имиджевого потенциала учителя начального образования.
В статье представлена главная идея науки имиджелогии – как особой науке о человеке - главной целью, которой, является самореализация личности. В статье рассмотрен анализ и современное понятие определений “имидж”, “профессиональный имидж”, «профессионально-имиджевый потенциал» “имидж педагога”. Анализ психологической литературы позволил сделать вывод, что сущность понятия “имидж” представлен через категории: “образ”, “мысль”, “суждение”, “представление”, “развитие” и другие. В статье раскрыт психолого-педагогический аспект формирования имиджа в профессиональной деятельности педагога, с точки зрения раскрытия профессионально-имиджевого потенциала учителя начального образования.
Возвращение в историю. "...Всегда любезный, всегда молчаливый товарищ" 1
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
Февральская революция и права солдат. Опыт источниковедческого исследования
Catalog: История 
2 days ago · From Вacилий П.
Студенческое "Прошение на имя государя" осенью 1861 года
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
Рабочие Урала в 1914-1922 годах
Catalog: Экономика 
3 days ago · From Вacилий П.
Князь Владимир Петрович Мещерский
Catalog: История 
3 days ago · From Вacилий П.

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
МАТЕРИАЛЬНОЕ СМЫСЛОВОЕ НАПОЛНЕНИЕ СУБЪЕКТА, СОЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones