Libmonster ID: RU-9008

В интересах активного поведения люди выделяют собственные чувства, образы, мысли как реалии, отличные от объективных предметов. Но в текущей жизни образы, мысли не осознаются как имеющие особое собственное существование, характеризующееся невещественностью. В жизни мы непосредственно, так сказать ситуационно (а не в воображении) осознаем факт принадлежности нам образов и мыслей как определенных содержательностей выраженной действительности. Другое дело, когда мы выходим из непосредственного представления, восприятия, мышления в ситуацию обобщенной рефлексии нашего психического познания. Здесь в нашем воображении образы, мысли выступают как реалии особого существования, отделенного от предмета и, по существу, от субъекта. Они представляются как особые идеальные существования, несоизмеримые с материальным, которые характеризуются невещественностью. Существенно, что такие представления идеальности психического естественны и очевидны.

Представление об идеальности психического, по существу, не имеет отношения к психологии и к вопросу о внутренних (мозга, тела) механизмах психического. Идеальность, как характеристика психического, используется в общих рассуждениях о познании, но она не является предметом объяснения через механизмы мозга. Таким предметом является субъективное психическое, представление о котором противоречит представлению об идеальности.

В отличие от представляемого идеального психического, несоизмеримого с материальным, субъективное психическое характеризуется чертами, объяснимыми через материальные структуры. Это связано с тем, что образ, мысль или чувство не есть особое

стр. 33


идеальное существование, а всегда есть содержание понимаемое, переживаемое, т.е. являющееся "частью" смысловой состоятельности субъекта, определяемое его материальными смысловыми структурами.

Мы склонны опускать факт переживаемости, понимаемости психического содержания. Так, мы воображаем, что содержание текста находится в его структуре подобно тому, как в предметах находится их содержание. Но текст не сам по себе (т.е, как материальное образование) несет содержание, а в паре с понимающим субъектом. Можно сказать, что содержание и состоит в определенном понимании, переживании структуры текста субъектом.

Содержание не находится только в тексте, хотя и воспринимается в нем. Но существенно то, что положение о локализации содержания в тексте в определенном смысле является безусловным и истинным. Его истинность создается тем, что жизнь и деятельность людей в обществе выделяет текст как носитель содержания. Положение о локализации содержания в тексте верно, поскольку оно отражает пользование текстом в жизни. Мы с помощью текста передаем другим людям и получаем содержание от них. Можно сказать, что находимость содержания только в тексте выделяется сферой жизни людей, тогда как положение о локализации текстового содержания и в тексте и в понимании субъекта относится к сфере психического познания.

Подобно этому, идеальность психического выделяется нашей жизнью. Представление об идеальности психического отражает тот факт, что в массе действий в процессе общения субъектов содержание психического обращается и выделяется ("детектируются") как особая реалия (передаваемая, принимаемая). В общении она выделяется как чистое (невещественное) содержание. В то же время обобщенное представление о невещественности психического есть вынужденное объективирующее изображение факта его субъективности.

Субъективность психического, его понимаемость, переживаемость свидетельствует о наличии у субъекта мощных внутренних материальных смысловых структур. Без сомнения, эти структуры материальны, ибо способности субъекта к сознаванию и пониманию сохраняются и во время отсутствия субъективного психического.

Психический, субъективный способ отражения осуществляется сложной материальной структурой субъекта, построенной, так сказать, по схеме субъективности (субъектности). Основу, ядро этой

стр. 34


схемы составляет мощное внутреннее материальное смысловое наполнение (система смыслов) субъекта, в котором в ходе развития субъекта был специфически отражен мир и в отношении к которому происходит субъективное психическое.

Субъективность можно, в общем, представить состоящей в том, что воспринимаемое, представляемое, мыслимое предстоит субъекту и в то же время присуще ему, является его внутренней принадлежностью. Такая противоречивая особенность связана с тем, что за предстояние и присущность ответственны различные уровни сложной структурности субъекта. В основе воспринимаемого и мыслимого лежит чувственность, обусловленная смысловыми изменениями процессов жизни тела субъекта. Предстояние же обуславливается более высокими уровнями структурности, к которым прежде всего следует отнести личностно-смысловую и двигательную системы. Личностно-смысловая система, "включающая" в себя мир, обуславливает положение субъекта как некой преимущественной "системы отсчета" во внешнем мире. Субъект "находится вне мира", поскольку мир специфически "включен" в него. Личностно-смысловая система управляет внутренними движениями субъекта, которые выделяют, "вырезают" из полного внешнего мира макроуровень действительности, изоморфный человеческим действиям, и таким образом создают осмысленность познаваемого.

Характерно, что предстояние и присущность могут выделяться в нашей обобщенной рефлексии как особые и даже несовместимые стороны. С одной стороны, психическому познанию предстоит объективный мир реальных вещей и процессов, а с другой - если мы обратимся внутрь себя - психическое выступает как наша чувственность (ощущения, восприятия), из которой невозможно построить предстоящий реальный мир. Несовместимость указанных сторон в общих представлениях имеет масштабный характер, находит свое выражение во взаимоотношении философских направлений. Так, позитивисты (Мах, Авенариус) рассматривают содержание восприятий и ощущений как содержание реального воспринимаемого объективного мира, а материалисты приписывают им представление о том, что мир состоит из ощущений и восприятий как субъективных явлений.

* * *

Надо отметить, что особенности психического познания происходят из особенностей жизни как процессов воспроизводства организмов за счет внешнего мира. Жизнь простейшего организма

стр. 35


является целостностью двух сторон - внутренних физиологических процессов в теле (освоение нужных для процессов жизни и отторжение вредных веществ) и внешних макродвижений цельного организма по поиску и захвату (избеганию) частиц внешней среды. Микропроцессы в теле являются источником макродвижений организма, направленных на внешнюю среду. Двойственность жизни является условием возникновения чувственности тела, которая появляется на переходе от микропроцессов к макродвижениям.

Особенностью живого является целостность организма. Целостность состоит, во-первых, в связности всех частей организма. В пределе можно предполагать, что связаны все клетки организма друг с другом. Во-вторых, целостность состоит в том, что связность частей организма обеспечивает действия его как целого образования. Движения и действия организма вполне являются показателем его целостности. Микропроцессы трансформируются в макродвижения целого.

Можно считать, что этот переход является определяющим в проявлении чувственности тела. При ранении тела локальная гибель клеток и нарушение их связей с целостностью вызывает выделение в организме пораженного участка, противопоставление его целостному организму. Происходит изменение микропроцессов во всем теле, смысл которых состоит в стремлении (болевом напряжении) устранить источник ранения, которые вызывать отклоняющие движения тела. Также при отсутствии пищи (голодании) "сжигаются" его микроструктуры, что вызывает такие изменения, которые являются макростремлением к поиску пищи. Сильная боль не есть нечто идеальное (особая невещественность). Она субъективна и субъективность ее состоит в том, что повреждение локального участка переводится на всю целостность, что и выражается чувственностью, являющейся отношением к целостности. В состав ощущения боли входит чувствование напряжения, стремления к устранению боли.

На основе двойственности жизни развивается надстройка психического познания, при которой внутренние процессы жизни содержат информацию о мире и управляют смысловыми движениями цельного организма. Подобно тому, как в простом организме внутренние структуры жизни являются возможностью его простых внешних движений, у развитого организма внутренние смысловые структуры, отражающие мир, являются возможностью его сложного субъективного поведения в мире, обеспечивающего потребности.

стр. 36


Особенности жизни, проявляющиеся в смысловой сфере психического, являются результатом развития целостности организма. Так, материальные смысловые структуры, "содержащие" определенные смыслы, могут относиться к выделенной обобщающей системе материальных смыслов, включающих данную содержательность. На этом основана осознанность. Для осознанности и осмысленности вообще характерно отношение сознаваемого в конечном итоге ко всей содержательности мира, заключенного в системе смыслов (к "материальному Я"). В материальной системе смыслов могут выделяться частные целостности и соотноситься как некие единые элементы с другими целостностями, в частности, с вышестоящими (более общими) и с общей смысловой целостностью субъекта.

* * *

Признание приоритетности особенности "субъективность" означает перемещение сложности вопроса о психическом познании из сферы идеальных отношений в сторону внутренних (мозга и тела субъекта) материальных смысловых отношений. Надо полагать, что система смыслов есть специфическая живая система, она локализована в теле субъекта, но существует как определенная организация благодаря тесным связям тела с мозгом, который использует особенности жизни [1. С. 85]. Содержательные процессы в системе смыслов кодированы и не имеют вида субъективной содержательности, хотя и могут описываться в ее терминах [1. С. 97]. Раскодирование содержания в субъективный вид происходит, по-видимому, при воздействии мозга на низовые [микро] процессы жизни тела через движения и напряжения в нем. Субъективные содержательности появляются при отношении к целостности субъекта изменений в процессах жизни тела, вызванных воздействием материальных смысловых структур. Помимо содержательной стороны в субъективной сфере психики существуют и несодержательные, констатирующие чувства, которые являются прямым результатом материальных смысловых отношений.

Материальная система смыслов должна обладать рядом необычных особенностей.

1. Каждый смысл сознаваем и понимаем благодаря погруженности в систему внутренних смысловых структур, которые могут иметь неограниченную протяженность. Материальное смысловое наполнение характеризуется глубиной, которая объясняется свойственной жизни особенностью включать в свои структуры исто-

стр. 37


рию своего развития. В субъекте наличествуют все стадии постижения действительности, начиная с раннего возраста ребенка (что подтверждается гипнотическим внушением взрослому, что он ребенок определенного возраста). Поэтому в системе смыслов, в ее нижних слоях отражены стадии непосредственно воспринимаемой действительности. Это обуславливает то, что абстрактная теория, возникшая благодаря творчеству, остается "при реальности". Материальные структуры системы смыслов, соответствующие абстрактной теории, в своих нижних слоях отражают простые реальные отношения, и поэтому абстрактная теория не может порвать с действительностью. Включенность истории развития расширяет возможности для возникновения в материальной системе смыслов "картин", выражающих новые теории.

2. Материальная личностно-смысловая система может группировать смыслы на определенную тему, настраивать и актуализировать весьма широкую область определенной содержательности. В материальной системе смыслов при необходимости создаются материальные смысловые "картины", соответствующие той или иной определенной содержательности (предстоящей действительности, понимаемому предмету, научной теории и др.), которые служат субъективному выражению содержания и управлению деятельностью субъекта. При этом возможно чувствование этой картины как определенной целостности, единства. Для смыслового наполнения характерна возможность самых различных смысловых связей. Связаны разнородные предметы в соответствии с их назначением в деятельности (например, вода и чайник). Предметы определенных областей жизни (например, леса и поля), физически, геометрически однородные предметы и др. Речевые структуры делают возможным и бессмысленные (не опирающиеся на первичную систему смыслов) связи, например, суп из топора, самогонка из табуретки.

Важно, что, по-видимому, широкая область включает множество таких относящихся к ней связей и особенностей, которые не попадают в сферу сознания. Материальное содержание шире субъективного.

Широта отражаемой отрасли служит тому опосредованному определению неизвестной содержательности, которое часто относят к логике как таковой.

3. Надо полагать, что логический ход речевой мысли есть отражение в речи связи правильных, истинных внутренних материальных смысловых комплексов ("картин"), т.е. комплексов, основан-

стр. 38


ных на первичной системе смыслов, обеспечивающей реальность психического познания [1. С. 50]. В логические связи выходит то, что уже было в речесмысловой системе. Так, мы по следам заключаем, что здесь был человек, поскольку в системе смыслов имеется связь "человек-следы". Если из одного истинного высказывания следует другое истинное высказывание, то это не в силу некой логики самой по себе, а в силу содержательности самих высказываний. Формальная логика не производит новых связей, она служит их речевому выражению. Новые связи возникают в системе смыслов только при преобразовании ее в процессах общественного познания [1. С. 212].

Связь слов с несоответствующими им смыслами дает ложные и юмористические суждения, а также парадоксы. Таков парадокс "Парикмахер". Парикмахер бреет только тех, кто не бреется сам. Должен ли он брить себя? Если должен, то он бреется сам, и потому, как парикмахер, не должен брить себя. Если не должен, то он не бреется сам и, как парикмахер, должен брить себя. Решение парадокса возможно путем определения парикмахера как бреющего других, ибо в этом состоит профессия парикмахера. Тогда себя он будет брить не как парикмахер, и вопросы отпадают.

4. Обусловленность психического познания материальными смысловыми отношениями находит свое прямое выражение в субъективной сфере в виде несодержательных чувств, выражающих эти отношения. Вопреки нашим привычным общим представлениям, содержательное понимание субъекта может быть не полностью содержательным. Его субъективная содержательность может заменяться несодержательными констатирующими чувствами, отражающими отношения к внутренним материальным смысловым структурам и отношения этих структур. В субъективную сферу психического познания помимо содержательной стороны входит констатирующая сторона.

Обычно явственна роль констатирующих чувств при мышлении "про себя", которое не является цельным изложением содержания, а состоит из отдельных образов и чувственных "кивков" и отсылок, однако воспринимается как мысль, ибо сопровождается констатирующим чувством истинности.

Обращаясь к восприятию текста, прежде всего отметим, что объективная опора понимания - структура текста - соответствует полностью развернутому содержанию. Правильно построенный текст характерен изложением полного содержания, структура текста дает возможность понимания развернутого содержания. После-

стр. 39


довательности изложения содержания служит свойственный тексту логико-грамматический строй (процесс), который является определенным уровнем текстового содержания и который явно воспринимается субъектом, производящим или воспринимающим текст. Текстовое мышление отличается от мышления "про себя" тем, что в первое явно входит контроль логико-грамматической правильности и последовательности. Но как отмечалось, текст не сам по себе (т.е. не как материальное образование) несет содержание, а в паре с понимающим его субъектом. Понимаемость текста состоит в определенном отношении структуры текста к внутреннему содержательному наполнению, представленному массивом материальных смысловых структур субъекта - речесмысловой системой. Это дает возможность субъекту не проявлять явно (субъективно) всю содержательность, соответствующую структуре текста.

Поскольку текст состоятелен (понимаем) благодаря погруженности во внутренние материальные смысловые структуры субъекта, его субъективное понимание может и не быть полностью содержательно развернутым. Его содержательность может заменяться несодержательными констатирующими чувствами, которые указывают на наличие определенных содержательностей (находящихся в материальных смысловых отношениях), но не говорят о том. Каковы эти содержательности.

Так, восприятие простого текста, описывающего обыденную ситуацию, может сопровождаться не содержательным представлением ситуации, а констатирующим чувством "понял".

Наша абстрактная текстовая деятельность в значительной мере не содержательная, а констатирующая, относящаяся к материальным смысловым отношениям. Понимание абстрактного текста характеризуется отсутствием полностью открытого содержания, ибо мы не определяем каждое входящее в текст понятие и не интерпретируем его, хотя чувствуем возможность этого. А. Эйнштейн (отвечая на вопрос о том, как, какими образами он мыслит), говорил: "То, что вы называете полным сознанием, является лишь предельным случаем, который полностью никогда не осуществляется" [2. С. 80]. Переживаемое нами содержание абстрактного текста состоит, по существу, в чувствовании отношений слов и других структурных моментов текста к внутренним материальным смыслам и в чувствовании отношений этих смыслов. Все это сопровождается осознанностью, т.е. чувствованием возможности открытия содержания этих отношений. Мы воспринимаем развернутый текст не полностью содержательно развернутым, но мы всегда чувствуем

стр. 40


возможность развертывания понятного нам текста. Когда же мы потом рефлексируем текст, он представляется полностью содержательно развернутым. Это объясняется тем, что при восприятии текста чувствование возможностей подробного раскрытия его содержания происходит с помощью констатирующих чувств, которые отражают наличие внутренних материальных структур, действительно являющихся возможностями раскрытия содержания. При необходимости субъект всегда может истолковать слова и фрагменты текста и весь текст, определить или объяснить входящие в него понятия.

Отношение структуры текста к материальной системе смыслов выражается в самых различных сложных констатирующих чувствованиях понимания - в чувстве осознанности, чувстве целостности содержания текста, чувстве истинности и др. Несодержательное чувство осознанности текста, в которое погружено восприятие его содержания, состоит в чувствовании возможности различных истолкований текста и его фрагментов. Несодержательное чувство целостности текста состоит в констатации внутренней материальной смысловой "картины" в материальной системе смыслов. Чувство истинности абстрактного текста состоит в чувствовании соответствия его внутренним материальным смысловым структурам. Констатирующие чувства играют важную роль в восприятии текста; они заменяют выраженное содержание и свидетельствуют о материальной смысловой основе психического познания.

5. Субъективная осмысленность сознания и понимания есть род действия целостного субъекта над предметом, за которым стоят различные его свойства и действия. Действия субъекта обеспечиваются верхним уровнем материальных смысловых образований, т.е. личностно-мотивационной системой, а представление предметов как совокупностей их свойств и действий - системой смыслов. Субъективные действия, приложенные к скрытому множеству свойств и действий, выступают в виде констатирующих чувств. Такие чувства бывают при сознании (представляющем собой готовность к пониманию), а также встречаются при самом понимании. В основном же понимание представляет собой представление и мышление определенных открытых свойств и действий предмета.

Чувствование предмета как совокупности скрытых свойств и действий отражает объективные значения предмета, т.е. связи и взаимодействия его с другими предметами, так сказать, жизнь предмета в общежитии объективного мира. Поскольку возможность связей и взаимодействия предмета (его свойства) заключены в

стр. 41


предмете, говорят об объективном содержании или смыслах предмета.

Различные действия предмета объективно происходят во времени и обычно неодновременны. Смыслы же, отраженные в материальной системе смыслов, могут выступать в виде протяженного одновременного, так сказать, параллельного комплекса, характеризуемого одним чувствованием осознанности. Чувствование наличия скрытых свойств и действий характерно для осознанности.

Существует "дежурное" сознание, имеющееся при пассивном восприятии действительности, сознание не выделяющее отдельные предметы и свидетельствующее о том, что "все в порядке", что действительность обычна. При этом воспринимаемая действительность соотносится с целостным наполнением материальной системы смыслов (с представленным в ней миром).

Активное сознание (определенная готовность к "пользованию" предметом) надстраивается над пассивным. Оно субъективно выступает в виде несодержательного чувствования осознанности, наложенного на ощущения предмета. Его можно определить как чувствование возможности множества различных действий с предметом (в представлении, мышлении, натурных действиях) без указания на то, каковы эти действия. Можно сказать, что осознанность состоит в чувствовании возможности активизации (в материальной системе смыслов) различных смысловых "картин", соответствующих данному предмету. Осознание любого предмета, обозначенного словом, например, "лампа" обеспечивается тем, что за этим словом стоит множество активированных материальных смысловых структур, отражающих множества различных связей и действий (лампа как предметность, как светильник, как электроприбор, как объект производства и ремонта, упаковки, как часть интерьера, как товар и т.д.), часть которых может охватываться едиными чувствами.

Следует подчеркнуть, что в отличие от несодержательного сознания, понимание есть содержательное действие, основанное на определенной материальной "картине" (определенном смысловом аспекте предмета) и разворачивающее линию определенных открытых смыслов в виде высказываний или текста. Существенно, что при этом высказывание в целом и все его элементы несодержательно осознанны, т.е. при необходимости могут быть пояснены или интерпретированы другими содержательными высказываниями. Те, в свою очередь будут осознанны, т.е. могут быть пояснены. Возможность такого непрерывного пояснения определенного (даже

стр. 42


самого простого) смысла свидетельствует о том, что этот смысл входит в общую материальную систему смыслов, которая не ограничена (хотя и не бесконечна) [1. С. 112].

Констатирующие чувства осознанности (и другие) необычны. Они не раскрывают содержательно того, каковы свойства и действия предмета, но указывают на наличие в материальной системе смыслов тех свойств и действий, которые необходимы для смысловой определенности предмета, т.е. касаются содержательности предмета. Чувствование отношений материальных смысловых целостностей не раскрывает составляющие их частности, но говорит об их наличии в виде сложных констатирующих чувств (осознания, реальности, правильности, соответствия, истинности, целостности, ценности), необходимых для выражения содержательности предмета. Следует отметить, что выразительные возможности чувств человека, по-видимому, не ограничены (отчеты нервных больных свидетельствуют о наличии чувствований, не ведомых для здоровых людей). Как следует объяснять возможность выражать содержательность несодержательным путем?

Можно предположить, что общие материальные смысловые структуры и составляющие их частности соотносятся по законам гармонических соотношений и симметричности; эти соотношения и выражаются констатирующими чувствами. С этим связано, по-видимому, участие в субъективных интеллектуальных конструкциях чувства красоты.

Для материальных смысловых структур характерна неукоснительная очевидность, свойственная материальным отношениям, что проявляется в необходимости логических (и математических) отношений.

6. Обобщение и абстрагирование являются важнейшими особенностями теоретической познавательной деятельности. Существуют примеры недооценки теоретической стороны познания. Так, неопозитивисты (логические атомисты) исходят из положения, что "все научные теории возникают из наблюдений и проверяются посредством наблюдений" [3. С. 242] и пытаются представить все содержание познания в виде набора предложений, непосредственно сопоставимых с действительностью через личный опыт ощущений и восприятий. Так, проверка предложения "Динозавры жили на Земле в мезозойский период" состоит в восприятии предметов, которые палеонтологи называют ископаемыми остатками динозавров, а также в подтверждении того, что слои земли, в которых найдены эти ископаемые остатки, сходны со слоями, которые гео-

стр. 43


логи называют отложениями мезозойского периода [3. С. 199]. Проверка определенных теорий физики состоит в восприятии совокупности показаний различных приборов, которые переводятся физиками на определенную теорию. Общие философские положения, которые нельзя проверить таким путем, по мнению неопозитивистов, не имеют смысла.

По этому поводу надо сказать следующее. Познание не связано с миром только через ощущения и восприятия; оно включает теоретическую деятельность, которая привносится со стороны заранее сформированных внутренних материальных смысловых структур субъекта.

Обобщение и абстрагирование действительно выходят за пределы непосредственно воспринимаемого. Они не производятся текстовым мышлением, хотя и выражаются в нем. Показательно, что процесс обобщения не является логическим процессом, который свойственен текстовому мышлению: в логике отсутствует теория индуктивного познания. Способность к обобщению в определенном смысле автономна от непосредственных восприятий. Она обусловлена особенностью материальных смысловых образований субъекта, которые "состоят" из более низких по степени общности смысловых структур. Существенно, что такие образования, соответствующие новым обобщениям, теориям, создаются жизнью в обществе. Жизнь в обществе формирует материальные системы смыслов субъектов, соответствующие новому познанию [1. С. 212]. Обобщения, исходящие из материальных смысловых структур, отражают закономерности действительности. Эти закономерности необязательно касаются предметов, имеющих вещный характер, а могут выступать как закономерности умопостигаемых устойчивых узлов отношений, далеких от воспринимаемых вещей. Такие образования выступают в сознании как объективные предметы. Обобщение, свойственное познанию, определяет лицо науки и философии. Философские общие положения об объективном существовании материальной действительности не хуже всякого другого обобщения. "Философско-теоретическое обобщение отличается от конкретно-научных законов и обобщений лишь по широте охвата материала и степени универсальности открываемых закономерностей. Не случайно антифилософские установки неопозитивизма поставили также под удар теоретический уровень самой науки" [4. С. 123].

Сведение познания к "атомарным" предложениям, по существу, абстрагирует его от особенности обобщения. Строго говоря, дей-

стр. 44


ствительность выражается не в предложениях, а в тексте, являющемся системой предложений. Текст преодолевает схематичность предложения и способен выразить теорию, базирующуюся на целостной внутренней материальной "картине". Для теоретической науки важны не только связи с непосредственно воспринимаемым, но также логика, системность и широкие связи с другими отраслями науки.

Литература

1. Пучинский В. М. К общей схеме механизмов субъективного психического. М., 2004.

2. Адамер Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1948.

3. Корнфорт М. Наука против идеализма. М., 1948.

4. Козлова М. С. Философия и язык. М., 1972.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/МАТЕРИАЛЬНЫЕ-СМЫСЛОВЫЕ-ОТНОШЕНИЯ-В-ПСИХИЧЕСКОМ-ПОЗНАНИИ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Galina SivkoContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Sivko

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

В. М. ПУЧИНСКИЙ, МАТЕРИАЛЬНЫЕ СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПСИХИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 14.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/МАТЕРИАЛЬНЫЕ-СМЫСЛОВЫЕ-ОТНОШЕНИЯ-В-ПСИХИЧЕСКОМ-ПОЗНАНИИ (date of access: 18.09.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - В. М. ПУЧИНСКИЙ:

В. М. ПУЧИНСКИЙ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex


Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Galina Sivko
Краснодар, Russia
1059 views rating
14.09.2015 (2196 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
THIS OVERRIDING PASSION
Yesterday · From Россия Онлайн
PATRIMONIAL ESTATE OF THE CZARS
Catalog: История 
Yesterday · From Россия Онлайн
CHIEF THEORIST AND STRATEGIST OF NATIONAL COSMONAUTICS
Yesterday · From Россия Онлайн
OUR DIRECTOR
2 days ago · From Россия Онлайн
ALLIANCE OF SCIENCE, EDUCATION AND BUSINESS
2 days ago · From Россия Онлайн
MASTER OF POLYGRAPHY
2 days ago · From Россия Онлайн
RUSSIAN LAPLAND
Catalog: География 
2 days ago · From Россия Онлайн
This manual is intended for laboratory assistants and young professionals who are beginning to work with a light microscope. The manual discusses the basic theoretical concepts of optics used in microscopy. The device and the principle of operation of the microscope are described. Recommendations for setting up the microscope and taking care of it are given.
Catalog: Биология 
4 days ago · From Денис Васильев
Семейные радости
Catalog: Разное 
5 days ago · From Россия Онлайн
От ссуды до сумы - один шаг
Catalog: Экономика 
5 days ago · From Россия Онлайн

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
МАТЕРИАЛЬНЫЕ СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПСИХИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones