Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-9195

Share with friends in SM

Новая историческая школа, более известная как школа "Анналов" возникла в то время, когда историческая наука во Франции переживала кризис. Этот период представлял собой замену классической "истории-повествования" "историей-проблемой". Ученые стали ставить в центр своих исследований не деятельность великих людей, не описание событий, а общество в целом и человека, как представителя данного общества, пытаясь вскрыть глубинные структуры, определяющие быте (сознание и поступки) человека в течение определенных временных отрезков. Исследователь школы "Анналов" и её соотношения с марксистской историографией - Рохас К. А. - замечает, что ""история-проблема", с этой точки зрения, напоминает марксистскую критику в адрес "простого собрания мертвых фактов", к которому приводит эмпирический подход в истории с его претензией на достоверность и объективность, основанную на знании исторических дат и фактов"1.

Один из первых представителей школы "Анналов" - Люсьен Февр в книге "Бои за историю" критически относится к тезису, явившемуся определением деятельности историка в начале XX в.: "история изучается при помощи текстов"2. Эта критика направлена, прежде всего, на университетских историков. "Если мы вспомним, что желая научить их [студентов исторического факультета] воссоздавать картину прошлого - всю его материальную и духовную


1 Рохас К. А. Анналы и марксизм. Цит. по электронной версии: (http://annuaire-fr.narod.ru/statji/Aguirre-Rojas-2009.html)

2 Февр Л. Бои за историю. М., 1991. С. 27.

стр. 30

жизнь, экономическую и социальную политику, - университеты не требуют от своих выпускников ни умения читать статистические таблицы, составлять их или подвергать разбору, ни знания права и начатков его эволюции; не требуют не то чтобы знакомства с противоречивыми теориями политической экономии, а и способности толково объяснить, что представляет из себя та или иная денежная единица в ее повседневном обращении, что такое денежный курс, что фактически происходит за фасадом фондовой биржи или за окошечком депозитного банка; если в довершение всего мы вспомним, что университеты не требуют от своих питомцев даже критического осмысления текста, а приучают их откупаться почти исключительно словами - датами, именами исторических деятелей и названиями местностей, - если мы вспомним все это, что без сомнения, поймем суть формулы "история изучается при помощи текстов""3.

"История, к которой нас приучали, была, в сущности, обожествлением настоящего при помощи прошлого. Но сама она не хотела видеть того, не хотела в этом признаться"4.

К тому же, Февр критикует излишнюю позитивность истории. Он определяет историю, как науку о человеке, о прошлом человечества, а не о вещах или явлениях. "Да и существуют ли идеи вне зависимости от людей, которые их исповедуют? Ведь идеи - это всего лишь одна из составных частей того умственного багажа, слагающегося из впечатлений, воспоминаний, чтений и бесед, который носят с собой каждый из нас. Так можно ли отделить идеи от их создателей. Которые, не переставая питать к ним величайшее уважение, беспрестанно их преобразуют? Нет. Существует только одна история - история Человека, и это история в самом широком смысле слова"5.

История использует факты, но это - факты человеческой жизни. Задача историка: постараться понять людей, бывших свидетелями тех или иных фактов, позднее запечатлевших в их сознании наряду с прочими идеями, чтобы иметь возможность эти факты истолковать.

История использует тексты, но это - человеческие тексты. Сами слова, которые их составляют, насыщены человеческой сутью. И у каждого из этих слов - своя история, каждое в разные эпохи звучит


3 Февр Л. Бои за историю. М., 1991. С. 29.

4 Там же. С. 30

5 Там же.

стр. 31

по-разному и даже те из них, что относятся к материальным предметам, лишь изредка полностью совпадают по смыслу, лишь изредка обозначают равные или равноценные свойства Стихи, картины, пьесы: все это тоже источники, свидетельства живой человеческой истории, пронизанные мыслью и призывом к действию.

История использует все источники, какова бы ни была их природа. Постоянно устанавливать новые формы связей между близкими и дальними дисциплинами, сосредоточивать на одном и том же объекте исследования взаимные усилия различных наук - вот наиглавнейшая задача из тех, что стоят перед историей, стремящейся покончить с изолированностью и самоограничением - задача самая неотложная и самая плодотворная. Такое заявление свидетельствует о необходимости исторического синтеза, заимствовании методов и духа исследования у других научных дисциплин. Воздвигая данную проблему, французский историк пытается бороться с грехом анахронизма, который преследует всех историков. Проблему анахронизма можно вывести с помощью неокантианского тезиса, который использует А. Я. Гуревич в книге "Исторический синтез и школа "Анналов"", опираясь на Г. Риккерта: "Какова была история "на самом деле", нам знать не дано, реконструируя историю, мы ее конструируем. Мы видим ее из настоящего времени и, следовательно, привносим в ее картину свой взгляд на историю свое понимание ее преемственности, собственную систему оценок"6. Подобным образом Люсьен Февр подчеркивает: "Человек не помнит прошлого - он постоянно воссоздает его. Это касается и такой абстракции, как отдельный человек. И такой реальности, как человек, являющийся членом общества. Он не хранит прошлого в своей памяти подобно тому, как северные ледники тысячелетиями хранят в своей толще замерших мамонтов. Он исходит из настоящего - и только сквозь его призму познает и истолковывает прошлое"7. Понятно, что при такой постановке целей исторического исследования центральное место в методологии истории должен занять междисциплинарный подход.

Важное место Февр уделил синтезу истории и психологии. Историческое знание всегда составляло важнейший аспект самосознания общества: понять самих себя можно лишь в исторической перспективе, притом достаточно глубокой и широкой, в сопо-


6 Гуревич А. Я. Исторический синтез и Школа "Анналов". М., 1993. С. 12.

7 Февр Л. Бои за историю. М., 1991. С. 33

стр. 32

ставлении с другими - с людьми, которые принадлежат к иным цивилизациям, к минувшим эпохам.

Историк должен стремиться обнаружить те интеллектуальные процедуры, навыки сознания, способы мировосприятия, которые были присущи людям данной эпохи и в которых они не отдавали себе ясного отчета, применяя их как бы "автоматически", не рассуждая и не подвергая их критике. При таком подходе удается пробиться к более глубокому пласту сознания, теснейшим образом связанному с социальным поведением людей, "подслушать" то, о чем эти люди "проговаривались" - независимо от своей воли.

Такой подход предполагает самое внимательное исследование словаря эпохи, равно как и присущих людям символических действий. В сфере внимания историков должно быть "все, что причастно человеку, зависит от человека, исходит от него, выражает его, свидетельствует о присутствии, деятельности, вкусах и способах существования человека". Нужно "заставить заговорить немые вещи, чтобы они рассказали о своих создателях то, чего сами они о себе не рассказали, - не в этой ли постоянно возобновляемой попытке самая важная и, несомненно, самая захватывающая сторона нашего исторического ремесла"8.

Другой известный историк школы Анналов - Марк Блок, занимавшийся социально-историческими исследованиями средневековой культуры, видел свой предмет не только как исследование отношений землевладения и "сеньериальной" власти, формы крестьянской зависимости и поместной эксплуатации; не ограничивается социальная история и изучением систем земледелия и землепользования. Она включает в себя в качестве неотъемлемого компонента человеческое сознание, ментальность и только через нее становится понятной, более того, обретает подлинный смысл для историка История, с точки зрения Блока и Февра, не "изучение прошлого", но "наука о человеке". Между тем, мы можем признать в какой-то степени правдивость данного тезиса. История стремится познать человека во времени. Ведь человек, развиваясь, преобразует окружающую его действительность. Следовательно, по тому, что является творчеством человека, мы можем вернуться назад, к прошлому. Именно поэтому Блок заявляет: "Общество есть продукт индивидуальных сознаний"9. Формы человеческого сознания, культуры всегда интересовали его преимущественно в


8 Февр Л. Бои за историю. М., 1991. С. 33

9 Блок М. Апология истории. М., 1986. С. 85.

стр. 33

плане выражения в них социальных связей. Смысл вышеприведенных утверждений, как со всей ясностью следует из работ Блока, заключается в том, чтобы любые явления жизни людей неизбежно должны пройти через их сознание (в широком смысле включая и "бессознательное"). В истории нет автоматизма, однозначной связи причин со следствиями. Факты истории, по Блоку, суть факты "психологические" потому, что историю творит человек, и социальная целостность, раскрытие которой и представляет собой, по его убеждению, конечную цель исторической науки, выражает себя именно через человеческое сознание - в нем и смыкаются все социальные феномены. Блок уточнял: он - историк, который, имея дело с человеческими фактами и распознавая в них "факты психологические", стремится "объяснить их изнутри". "Все, что человек говорит или пишет, все, что он изготовляет, все, к чему он прикасается, может и должно давать о нем сведения"10.

Мыслители прошлого исходили из уверенности в том, что во всех перипетиях истории в ней оставалось нечто неизменное - человек. Историки охотно рядили своих современников в костюмы разных периодов, приписывая людям иных эпох собственные способы восприятия мира и реакции на социальное и природное окружение. Наука Нового времени приходит к противоположному выводу: человек изменчив. В частности изменчива его психика. Наука коллективная психология, добившаяся немалых успехов именно во Франции, оказала на Февра и Блока значительное влияние. В истории чувств и образа мышления они видели свои "заповедные угодья" и увлеченно разрабатывали эти новые темы.

Познание человеческой истории для представителей "Анналов" было немыслимо без синтеза, то есть междисциплинарного подхода. Только лишь исследование с помощью метода исторического синтеза могло показать историкам картину мира глазами человека той или иной эпохи. Прежде всего, нужен был синтез гуманитарных наук - история и психология, история и этнология, история и лингвистика. Впоследствии, при рассмотрении проблемы ментальностей, мы увидим насколько был важен подобный подход, дабы перевести историю описательную в историю рефлективную, "историю-проблему". А. Я. Гуревич, говоря о возможности исторического синтеза, отмечает: "Этот синтез достижим при соблюдении по меньшей мере двух условий: во первых, при расширении исторического контекста, в котором рассматривается изучаемое


10 Блок М. Апология истории. М., 1986. С. 38

стр. 34

явление, и, во вторых, при отказе от априорного постулата о неизменно решающей роли материально-экономических факторов в историческом процессе"11.

Однако, не все представители школа "Анналов" обращаются в своих исследованиях к человеческому сознанию и к ментальности. Фернан Бродель излагает свою концепцию социального времени, которое базируется на трех уровнях, выражающих три разные концепции - время природно-географическое, время социальное и время индивидуальное. Конечно же, такое разделение времени было полезно для исследования проблемы смены ментальностей в дальнейшем. К нему прибегали многие анналисты, в том числе Ле Руа Ладюри, чью концепцию мы будем рассматривать в дальнейшем. Однако, сам Бродель пренебрегал в своих исследованиях индивидуальным временем. В своих работах он определяет, что деятельность людей предопределена макропроцессами. Человек действия - это тот, кто осознал свои ограничения и выбрал одну из оставшихся возможностей, это тот, кто способен извлечь пользу из неизбежного. Впоследствии, французский историк бежит от "обманчивого" и короткого времени события и большее предпочтение отдает структурам. Так как из работ Февра исчезает "человеческое содержание", мы оставим его исследования и будем рассматривать лишь только тех представителей школы, которые так или иначе обращались к проблеме ментальности.

Очень важно отметить, что среди представителей школы нет определенных догм, которых бы они придерживались во время своих исследований, за счет чего философско-методологический арсенал школы постоянно модифицировался. Школа представляет собой синтез еще и философских взглядов. От позитивизма "Анналы" переняли скрупулезность в анализе исторических фактов. От марксизма - тезис о том, что история творится массами и творчество прежде всего выражается в материальной культуре. Точно так же, как А. Бергсон отрицал существование застывшей структуры человеческой личности, представляя ее, скорее по-гераклитовски, как нечто живое, что нельзя дважды застать в одном и том же состоянии, представители школы "Анналов" не мыслили менталитет народа как какую-то константу. Исследуемые нами историки пытаются выяснить, что реально двигало историей, изучая при этом народное мышление. При этом методологическим центром


11 Гуревич А. Я. Исторический синтез и Школа "Анналов". М., 1993. С. 9.

стр. 35

их синтетического (междисциплинарного) взгляда на историю оказывалось понятие менталитета.

Историки Школы "Анналов" предприняли, как мне представляется, методологически чрезвычайно удачную попытку дать более глубокое, более целостное представление об исторической реальности. Их работы весьма интересно читать, они полны конкретного содержания, синтезированного на основе понятия ментальности с помощью междисциплинарного подхода В исследовании исторической памяти представителями Школы "Анналов" понятие "ментальность" имеет четко выраженную методологическую конструкцию. Синтез различных наук - истории, психологии, социологии, лингвистики - способен показать нам сложную картину мира прошлого, заставить почувствовать дух времени. Это возможно именно благодаря реконструкции истории, выявлению системы представлений человека той или иной эпохи, его способов восприятия окружающего мира. Можно, наверное, сказать, что они сделали новый шаг к более полному представлению о человеческой истории.

И вместе с тем, можно заметить, что это именно лишь еще один шаг в истории исторических исследований. Из проведенного анализа работ представителей этой школы видно, что элементы ментальности различны по своим основаниям, поскольку они находятся как в пределах сознательного, так и в бессознательном и поскольку на формирование ментальности оказывает влияние и экономическая деятельность, и социокультурная среда, и среда природная. Так что, каждый раз основанием синтеза, в ходе которого историк буквально "оживляет" человека прошлого, оказываются разные факторы - от психологических до вполне объективно-материальных. И в этом плане понятие менталитета не может претендовать на роль универсального методологического основания исторического синтеза. Но задача науки истории состоит еще и в том, чтобы историческая память становилась не просто набором фактов, но источником жизненной силы, тем, что обеспечивает преемственность культуры и является основой для развития общества в изменяющихся условиях. И в этом смысле разработанное в Школе "Анналов" понятие менталитета выполняет эту задачу.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ-ПОДХОД-КАК-МЕТОД-ИСТОРИЧЕСКОГО-ИССЛЕДОВАНИЯ-В-НОВОЙ-ИСТОРИЧЕСКОЙ-ШКОЛЕ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Diana FreshContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Fresh

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Р. Ю. Сабанчеев, МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОД ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В НОВОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 16.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ-ПОДХОД-КАК-МЕТОД-ИСТОРИЧЕСКОГО-ИССЛЕДОВАНИЯ-В-НОВОЙ-ИСТОРИЧЕСКОЙ-ШКОЛЕ (date of access: 19.10.2019).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Р. Ю. Сабанчеев:

Р. Ю. Сабанчеев → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Diana Fresh
Нижний Тагил, Russia
2810 views rating
16.09.2015 (1495 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Шахматы по Шеннону
Catalog: Философия 
2 hours ago · From Михаил Идельчик
ПАВЕЛ I
Catalog: История 
6 hours ago · From Россия Онлайн
"МИССИЯ МИЛЬНЕРА"
Catalog: История 
6 hours ago · From Россия Онлайн
САМОДЕРЖАВИЕ, БЮРОКРАТИЯ И РЕФОРМЫ 60-Х ГОДОВ XIX В. В РОССИИ
7 hours ago · From Россия Онлайн
КОГДА И КЕМ БЫЛ СОЖЖЕН АРХИВ МОСКОВСКОГО ВРК
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ В РУССКО-ИРАНСКИХ И РУССКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЯХ (1725-1745 гг.)
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
Л. ТРОЦКИЙ. СТАЛИНСКАЯ ШКОЛА ФАЛЬСИФИКАЦИЙ
2 days ago · From Россия Онлайн
МИФ И РЕАЛЬНОСТЬ: БОРЬБА ЗА СВОБОДУ В ИНДИИ 1945 - 1947
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
ПЕТР I: РОЖДЕНИЕ ИМПЕРИИ
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
МИХАИЛ ТИМОФЕЕВИЧ БЕЛЯВСКИЙ
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОД ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В НОВОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones