Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-9199

Share with friends in SM

Историзм как методологическое основание Критической теории общества

Главным произведением, вобравшим в себя самую суть социально-философских воззрений Теодора Адорно, стала "Негативная диалектика". В этой книге Адорно доказывает "правомерность существования и дальнейшего развития философского мышления в эпоху, ставящую себе в заслугу ликвидацию философии и свойственного ей специфического мироощущения как таковых"1.

Одним из основных понятий, разбираемых Адорно в данной работе, является понятие "историчности". По его мнению, именно историчность способна занять место истории, вытеснив ее в пространство неисторического, так как "транспозицией из экзистенциала историчности вымывается вся соль исторического"2. Здесь для Адорно важна погруженность в историю как нечто целостное, способное объединить в себе модусы бытия мира в его неразрывной связи с бытием человеческого сознания. Согласно Адорно, только реальная история способна мобилизовать все то, что сегодня нуждается в изучении, "все то, что необходимо познать", а познание,


1 Кузнецов М. М. Теодор В. Адорно - философ неидентичности. Электронный ресурс: (http://iph.ras.ru/elib/HP10_3.html)

2 Адорно Т. Негативная диалектика. М., 2011. С. 158 - 162.

стр. 37

в свою очередь, выступающее против овеществления, переводя застывшие вещи в процесс, схватывает, обнаруживает в них историю. Экстериоризация истории указывает на наличие определенной взаимосвязи, которую несет в себе каждая вещь. Однако обнаружить констелляцию этой вещи можно только посредством знания, которое в состоянии "освободить историю в предмете"3. Таким образом, познание предмета в его взаимосвязях представляет собой познание процесса, который предмет накапливает в себе, или познание "внутренней истории". Здесь явно просматривается гегелевская мысль о том, что вместо "мертвого тела" (как предмета анатомии), история есть процесс постоянного развития4.

Кроме того, в "Негативной диалектике" можно обнаружить апелляцию Адорно, с одной стороны, к работам Гуссерля, который утверждает, что человек находится "в одном настоящем с другими людьми и в открытом горизонте человечества", человек фактически знает себя "во взаимосвязи поколений, в едином потоке историчности, в которой это настоящее есть настоящее всего человечества, а сознаваемый им мир есть историческое настоящее с неким историческим прошлым и неким историческим будущим"5. А с другой - к трудам Хайдегтера (ученика Гуссерля). Линия, идущая от Хайдеггера, предполагает необходимость восприятия и исследования "бытия-в-мире", "бытия-с-другими". "На основе этого совместного бытия-в-мире мир есть всегда уже тот, который я делю с другими. Мир присутствия есть совместный-мир. Бытие-в есть со-бытие с другими. Внутримирное по-себе-бытие есть соприсутствие"6. И данный подход близок Адорно, который считает, что "онтологизация истории разрешает присвоить неизвестной исторической силе могущество бытия и узаконить подчинение исторической ситуации как якобы исходящей от самого бытия"7. Такой подход фактически показывает, почему Адорно критические перерабатывает учение Гегеля о диалектике, превращая ее в "негативную".

По словам самого Адорно, внутренняя историчность мышления неразрывно связана с его содержанием, а, следовательно, и с его традицией. Адорно выступает против исключения традиционности из мышления, он настаивает на необходимости сохранения в мыш-


3 Адорно Т. Негативная диалектика. М., 2011. С. 212.

4 Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. М., 1959. С. 1 - 2.

5 Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. СПб., 2004. С. 334.

6 Хайдеггер М. Бытие и время. С. 118.

7 Адорно Т. Негативная диалектика. М., 2011. С. 171.

стр. 38

лении его собственного исторического содержания, которое сегодня стало незаслуженно приравниваться к суеверию вместо того, чтобы "оспорить вневременность объективирующей логики"8. Современные интенции, направленные против критического мышления, вынуждают Адорно напоминать о том, что "познание в себе <...> частично обладает традицией - как неосознанным воспоминанием; нельзя задать вопрос, в котором бы не сохранялось и не транслировалось знание о прошлом. Образ мышления как погруженного во время мотивирует прогрессирующую мысль, проектирует равенство микрокосмического и макрокосмического, исторического, скрытого в структуре мышления"9. Основание для подобных рассуждений Адорно находит в "Критике чистого разума", что указывает на его историчность. "Знание может быть объективно философским и в то же время субъективно историческим"10, так как, независимо от первоначального происхождения данного знания, у того, кто им обладает, оно является историческим знанием.

Критика Адорно распространилась на гегелевское понятие истории. Он упрекает Гегеля в "исторической мифологии" за то, что тот видел в истории воплощение абсолютного духа, способного к господству, в то время как философия истории обнаружила свое бессилие перед лицом власти. По мнению Адорно, природа и ее власть - это лишь модели истории, которые утверждаются сами по себе вне рамок философии. Несмотря на то, что основным свойством истории является ее "естественность", она носит понятийный, вторичный характер. "Понятие истории, лишенное самой истории, питало ложно понятую метафизику в ее так называемой историчности"11, что повлекло за собой так называемую "трансмутацию" метафизики в историю. Тем самым история перевоплощается в онтологическую структуру бытия. Историчность же, отвлеченная от исторически существующего, так или иначе, не приводит к онтологическому противопоставлению истории и природы, что способствует формированию новой онтологии. Она, благодаря своей идеалистичности, способствует тому, что нетождественное подчиняется понятию историчности как понятию о том, что несет в себе история (в своем "Вместо"12), и, как следствие,


8 Адорно Т. Негативная диалектика. М., 2011. С. 77.

9 Там же. С. 78.

10 Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Сочинения. В 6 тт. Т. 3. М., 1964. С. 502.

11 Адорно Т. Негативная диалектика. М., 2011. С. 464

12 Там же. С. 465.

стр. 39

нетождественное упраздняется, переходя в тождество. Таким образом, Адорно настаивает на необходимости рефлексивного подхода к пониманию всего происходящего, в противном случае, есть большая доля вероятности, что сущностный исторический процесс будет сведен к "голой фразе" и тем самым несостоявшееся сможет выступить перед нами в качестве сущего.

Незадолго до публикации "Негативной диалектики" Адорно в одном из свои докладов поднял вопрос о том, что такое "проработка прошлого"13. Из данного доклада отчетливо видно стремление Адорно найти такое методологическое основание для дальнейших социальных исследований, которое позволило бы учитывать, что субъект познания в принципе историчен. По его мнению, "проработка прошлого" заключается в обращении к самому субъекту, что должно способствовать укреплению самоуверенности субъекта и тем самым его собственного "я". Адорно считает, что утрата истории ведет к упадку сознания исторической преемственности, а это, в свою очередь, выступает в качестве симптома ослабления человеческого "я", что ни в коем случае нельзя допустить в современном обществе.

"Диалектика как способ философствования"

События XX века привели философию к состоянию зависимости идеи исторической всеобщности от идеи ограниченной экономической необходимости. По мнению Теодора Адорно, в то время, когда всеобщность разрушается в своих претензиях стать абсолютным, "критическое сознание общества сохраняет свободу мысли"14, что позволяет теории сдвинуть бремя исторической необходимости при условии, что "сама необходимость понимается как видимость, превратившаяся в действительность, а историческая детерминация - как метафизически случайная"15.

Адорно ищет такое методологическое основание для социальных исследований, которое бы позволяло учитывать, что субъект познания в принципе историчен. Согласно "Негативной диалектике", философия истории предстает в качестве методологии всеобщего


13 Адорно Т. Что значит проработка прошлого? Электронный ресурс: (http://vkarp.com/2011/06/03/теодор-адорно-что-значит - "проработка/)

14 Адорно Т. Негативная диалектика. М., 2011. С. 417.

15 Там же. С. 418

стр. 40

отрицания, а диалектика становится "способом разложения, деструкции всего "данного""16. Так, собственный способ философствования Адорно берет свое начало из гегелевской диалектики. Для Гегеля важно, что "идея есть по существу своему процесс, потому что ее тождество есть лишь постольку абсолютное и свободное тождество понятия, поскольку оно есть абсолютная отрицательность и поэтому диалектично"17. А это значит, что в основе гегелевской диалектики лежит принцип отрицания или принцип противоречия. "Тождественная с собой идея содержит в себе отрицание самой себя, противоречие, - эту свою рефлексию рассудок считает внешней рефлексией, не входящей в саму идею"18. Теодор Адорно нашел в этом для себя отправной пункт в определении диалектики как "последовательного логического осознания нетождественности"19. Однако диалектика Гегеля - это позитивная диалектика, которая приводит нас к искомому абсолюту, что делает наше историческое движение цикличным. "Тождество и позитивность совпадают; все нетождественное и объективное включается в субъективность, расширенную и возвышенную до абсолютного духа"20 - так описывает Адорно гегелевскую диалектику и противопоставляет этой диалектике "синтеза и примирения"21 диалектику отрицания, которая не признает тождества между реальностью и мышлением. Он считает, что "само нетождественное не является положительным"22. Логикой диалектики отрицания является логика распада, "опредмеченной и хорошо оснащенной формы понятий, которые первоначально имели познающего субъекта как свою непосредственную противоположность"23. Адорно критикует гегелевскую систему за то, что та "не была истинно в себе становящимся; система имплицитно присутствовала и мыслилась в каждом определении"24, что обрекло ее развитие на неистинность. По мнению Адорно, вместо того, чтобы


16 Давыдов Ю. Н. Адорно Теодор // Философский словарь под ред. Фролова С. 21.

17 Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук // Гегель Г. В. Ф. Сочинения. Т. 1. М; Л., 1930. С. 325.

18 Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М., 1974. С. 402.

19 Адорно Т. В. Негативная диалектика. М.: 2011. С. 13

20 Там же. С. 184.

21 Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. Т. 4: От Романтизма до наших дней. СПб., 2002. С. 481

22 Адорно Т. Негативная диалектика. М., 2011. С. 205.

23 Там же. С. 188.

24 Там же. С. 42.

стр. 41

раствориться в практике человечества (как считал Гегель) философия сохранилась в форме временного существования. Подобная ситуативность возвращает Адорно к необходимости определения границ взаимодействия теории и практики как таковых. "Во времена великих потрясений философия должна стать практической, но сама практика философии - теоретическая"25. Поэтому разработанная Адорно теоретическая концепция на основе критики диалектики Гегеля пошла дальше и, преодолев ее положительное начало, превратилась в диалектику отрицания, в основе которой лежит "ничто".

Таким образом, критический подход в теории общества Адорно стал инструментом анализа и оценки социальной реальности. Стержнем критического метода Адорно стала "негативная диалектика" - диалектику "отрицания и самоотрицания"26. Она одновременно является и формой существования "умирающей" метафизики, и орудием ее самоустранения. Таким образом, метафизика, взятая в момент своего уничтожения, есть полное отрицание самой себя, всего того, что способствует ее жизнедеятельности. Это позволило Адорно определить "негативную диалектику" как "выражение мышления, отдающего себе отчет в своей недостаточности"27. Концепция Адорно, по мнению Ю. Н. Давыдова, позволяет преодолеть проблему ограниченности метафизики в момент своей ликвидации: "применив понятие мышления к самому мышлению так, чтобы показать ограниченность такого мышления и, прорвав его понятийные границы, выйти за пределы мышления путем его саморазрушения"28. Так, критический метод приобретает форму всеобщей рефлексии, которая способна противостоять "философии философов"29, и устанавливается лишь в процессе его применения.

Понимание коммуникативной природы истории у Адорно В рамках нашей темы особый интерес приобретает коммуникативная проблематка в "Негативной диалектике" Адорно. Она писал: "Свобода философии есть не что иное, как ее способность и возможность содействовать превращению собственной несвободы в звук, тон и текст"30. Язык открывает возможность для познания,


25 Диссертация Карла Маркса // Аттали Ж. Карл Маркс - С. 56

26 Давыдов Ю. Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. М., 1977. С. 189

27 Там же. С. 193

28 Там же.

29 Адорно Т. Негативная диалектика. М., 2011. С. 71.

30 Там же. С. 30.

стр. 42

а именно познания непонятийного. Такое опосредование непонятийного позволяет разобраться во внутренней истории самой вещи. По мнению Адорно, выражение в языке той самой имманентной истории, которая происходит из самих вещей, оставляет за употребляемыми словами их понятийную нагрузку. Однако не стоит критиковать слова, нужно разбираться в понятиях, которые открывают перед нами истину. Ибо "то, что философия критикует в словах, - претензия философии на непосредственную истину, является идеологией позитивного, реально существующего тождества между словом и вещью"31. Познание же внутренней истории требует тесного сближения с "познанием в выражении", которое всегда остается внешним по отношению к изучаемому предмету, т.е. внутреннему.

Обращение Адорно к языку, причем обращение "через" диалектические идеи Гегеля, неслучайно, оно выражает историчность его методологии. По мнению Адорно, Гегель "остается адептом расхожей науки", так как "эмфатически Гегель не нуждался в языке, потому что все в его философии, даже лишенное языка, бессловесное и скрытое, должно быть духом, и духом взаимосвязи". Однако лишь при помощи языка становится возможным освобождение от закрытости в собственной самости, потому что понять вещь можно только тогда, когда выявлены все ее взаимосвязи. "Познание предмета в его констелляции - это познание процесса, который предмет аккумулирует в себе".

Проблему философии языка Адорно также рассматривает в своей работе "Жаргон подлинности. О немецкой идеологии" (1964), причем обращается таким образом, что это, в свою очередь, показывает его историчность. В чем же она заключается?

Адорно критически анализирует экзистенциальную концепцию Хайдеггера. Он заостряет внимание на феномене "любопытства", нерасчлененности социального опыта, сформированного единым народом, который объединен, в свою очередь, единым языком. В связи с чем он также отмечает сложность языка самого Хайдеггера. Все это становится основанием для критического анализа существующего в обществе середины XX века "жаргона". "Жаргон - немецкий симптом прогрессирующего полуобразования; он как будто специально изобретен для тех, кто, чувствуя свою историческую обреченность или, по меньшей мере, упадок, изображает


31 Адорно Т. Негативная диалектика. М., 2011. С. 76 - 77.

стр. 43

перед самим собой и себе подобными элиту духа"32. Этот язык описывает некую прошлую реальность, так как язык меняется гораздо медленнее, чем сама реальность, которую он описывает. В конце концов, мы приходим к тому, что, погружение в поиски смыслов и воспевание древности не дает возможности выразить современный опыт. При смешении исторической наполненности языка с "дурной универсальностью" рыночного общества слова начинают выходить за рамки своих значений. По мнению Адорно, жаргон выражает "не только предмет, но и экзистенцию говорящего"33. Следовательно, любое высказывание утрачивает свою претензию на истинность, что делает его опровержение невозможным. Отныне коммуникация утрачивает оппонентов в своей среде, в современном обществе остаются лишь "сторонники".

Адорно отмечает, что язык выполняет функцию посредника между обществом и индивидом, позволяет поддерживать интеллектуальную дискуссию между человеком и социумом и тем самым приобретает статус народного языка, наделяет каждого отдельного носителя языка целым историческим наследием родины, которое сформировалось из бесчисленного числа опытов и работ предшествующих поколений. Но лишь история, проникающая в каждое отдельное слово, способна предохранять язык от "реставрации мифического первосмысла, за которым гонится жаргон"34. Таким образом, только критический подход к языку повседневности, дает, по мнению Адорно, возможность исследовать коммуникативную среду современности в ее историческом измерении. Этот вывод фактически определяет предпосылки к дальнейшему движению в области исследования истории понятий и языка как средства коммуникации.


32 Адорно Т. Жаргон подлинности. О немецкой идеологии. М., 2011. С. 24.

33 Кречетова М. Ю. Вопрос о подлинности: Т. Адорно versus М. Хайдеггер // Философия. Социология. Политология. Вестник томского государственного университета. Вып. 2 (14). 2011. С. 127.

34 Адорно Т. Жаргон подлинности. О немецкой идеологии. М., 2011. С. 13.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/МЕСТО-ИСТОРИЧЕСКОГО-МЕТОДА-В-КРИТИЧЕСКОЙ-ТЕОРИИ-ОБЩЕСТВА-Т-АДОРНО

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Diana FreshContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Fresh

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. Г. Шушкина, МЕСТО ИСТОРИЧЕСКОГО МЕТОДА В "КРИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ОБЩЕСТВА" Т. АДОРНО // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 16.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/МЕСТО-ИСТОРИЧЕСКОГО-МЕТОДА-В-КРИТИЧЕСКОЙ-ТЕОРИИ-ОБЩЕСТВА-Т-АДОРНО (date of access: 19.09.2019).

Found source (search robot):


Publication author(s) - А. Г. Шушкина:

А. Г. Шушкина → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Diana Fresh
Нижний Тагил, Russia
645 views rating
16.09.2015 (1465 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Преграды к созданью Единой Теории Поля и путь одоления их. Barriers to the creation of the Unified Field Theory and the path of overcoming them.
Catalog: Философия 
7 hours ago · From Олег Ермаков
ЯНТАРНЫЙ ПУТЬ
Catalog: География 
2 days ago · From Россия Онлайн
ПЕРВАЯ В РОССИИ КНИГА О ФРАНЦУЗСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ КОНЦА XVIII ВЕКА
2 days ago · From Россия Онлайн
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ БРУСИЛОВ
2 days ago · From Россия Онлайн
ЕГИПЕТ: ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
2 days ago · From Россия Онлайн
А. Т. БОЛОТОВ - УЧЕНЫЙ, ПИСАТЕЛЬ ЭНЦИКЛОПЕДИСТ
2 days ago · From Россия Онлайн
Несмотря на недолгое существование казино Crystal Casino на онлайн-рынке, сейчас оно является одним из самых развитых и уважаемых онлайн-казино. Это российское онлайн-казино предлагает несколько сотен различных игр, доступных на настольных компьютерах, а также на смартфонах и планшетах.
Catalog: Лайфстайл 
2 days ago · From Россия Онлайн
МОСКОВСКИЕ ОХОТНИКИ ПРЕДПОЧИТАЮТ ЯСТРЕБОВ И СЕТТЕРОВ
Catalog: Лайфстайл 
7 days ago · From Россия Онлайн
НЕНУЖНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Catalog: Лайфстайл 
7 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
МЕСТО ИСТОРИЧЕСКОГО МЕТОДА В "КРИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ОБЩЕСТВА" Т. АДОРНО
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate $ to Libmonster ($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones