Libmonster ID: RU-8666
Author(s) of the publication: Д. В. ТУЛЯНСКИЙ

Философов читают не очень охотно, и вот почему: они слишком мало говорят о том, что нам знакомо 1

Вовенарг

Среди разнообразных познавательных средств видное место занимают фундаментальные понятия науки - категории, образующие ее логический каркас, вокруг которого группируются понятия, законы и принципы науки. Особенное место занимают философские категории, на которые опираются все науки и отрасли, включая и юридические отрасли, в том числе и уголовно- процессуальное право, поскольку ни одна из них (наук и отраслей) не может обойтись без философии и ее категориального аппарата.

Философские категории - это фундаментальные понятия философии, содержанием которых являются обобщенные знания о свойствах и связях действительности 2 . Почти всегда они рассматривались как формы рационального познания, с помощью которых создавалась общая картина мира.

Объект может быть исследован не только как целое, состоящее из частей, но и как система, состоящая из элементов. "Данный подход, - пишет В. И. Кириллов, - обусловлен широким распространением в современном научном познании системных исследований, системного метода, общей теории систем" 3 . Это не в последнюю очередь связано с возрастающей ролью изучения сложных объектов, в том числе и правовых.

"Системный метод с его категориальным аппаратом, - отмечает далее В. И. Кириллов, - сложился на основе аналитического метода и его категорий, поэтому "элемент", "система" сопоставимы с категориями "часть" и "целое". Вместе с тем, отношение элемент - система включает категорию структуры, играющую в системном анализе важную роль" 4 .


1 Таранов П. С. 106 философов. Жизнь, судьба, учение. Симферополь, 1995. Т. 2. С. 317.

2 Философия. Ч. 2. Основные проблемы философии / Под. ред. В. И. Кириллова. М., 1997.

3 Там же. С. 100.

4 Там же.

стр. 138


Указанные философские категории нашли свое отражение и в уголовно- процессуальном законодательстве России, поскольку нормы права, составляющие уголовно-процессуальные правоотношения, включены в единственный кодифицированный источник данной отрасли права -Уголовно- процессуальный кодекс Российской Федерации, разработанный и составленный по так называемой пандектной системе, имеющей в своей сути четкое иерархическое построение по механизму: элемент -система - структура.

Основной замысел автора данной статьи - раскрыть содержание категорий философии элемент, система и структура и показать, какое место занимают эти категории в уголовно-процессуальном законодательстве России сегодня.

Понятие "элемент" происходит от латинского elementum - стихия, первоначальное вещество. Оперировать понятием "элемент" начали еще в античной философии. Под элементом тогда понимали одно из первоначал, то же, что стихия (вода, земля, огонь, воздух).

Вместе с тем, большинство античных философов были монистами, т. е. принимали за основу всего сущего одно начало не только в онтологии, но и гносеологии, и не разделяли вопросы онтологии и гносеологии. Античные монисты все знания сводили к одной единственной основе - чувственной видимости.

Так, известно, что Фалес (625 - 545 гг. до н. э.) считал, что все сущее происходит из воды, Анаксимен (560 - 480 гг. до н. э.) началом всего сущего считал воздух, Гераклит (544 - 483 гг. до н. э.) - огонь, Демокрит (460 - 371 гг. до н. э.) - единые неделимые частицы и т. п. 5 При всей кажущейся их наивности, подобные взгляды в модернизированной форме просуществовали вплоть до XIX - XX в. Так, взгляды Фалеса в XVII в. развивал Р. Бойль, а в XIX в. - Л. Н. Мечников, автор "океанической концепции". А. Лавуазье в XVIII в. вслед за Анаксименом называл субстанцией воздух (кислород), взгляды Анаксимандра нашли свое развитие в натурфилософском истолковании единой теории поля.

Первыми высказали предположение о существовании четырех элементов огня, воздуха, воды и земли в их совокупной связи древнегреческие философы Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) и Эпикур (341 - 270 гг. до н. э.). В частности, Аристотель считал, что элементы являются представителями основных свойств: влажности, сухости, тепла и холода.

Развитие химии в средние века показало, что такие свойства, как влажность, сухость, тепло и холод, выделены неудачно, и что другие свойства имеют больше связи с отношением веществ друг к другу. Тогда металлические свойства стали олицетворять ртутью, способность гореть - серой и т. п. В тесной связи с теоретическими воззрениями нахо-


5 Там же. Ч. 1.

стр. 139


дилось и стремление получить искусственно золото. Отрицательные результаты этих опытов привели к заключению, что элементы можно получать только из соединений этих элементов, но не из других элементов или их соединений, не содержащих искомого элемента.

В дальнейшем и по настоящее время под элементом понимают составную часть какого-либо сложного целого. Вот какое определение дает философский словарь: "Элемент - понятие объекта, входящего в состав определенной системы и рассматриваемого в ее пределах как неделимый" 6 .

Понятие система, в свою очередь, происходит от греческого systema - целое, составленное из частей, соединение.

В частности, под системой понимается упорядоченное с логических точек зрения разнообразие понятий и начал. В первом случае речь идет о правильном соподчинении частностей, делающем возможной классификацию, во втором - о правильной связи их по основаниям и следствиям. Хотя никакое искусство систематизации не может заменить недостаточное содержание науки, хотя всякое втискивание данного научного материала в разработанную с внешней стороны и безупречную в логическом отношении форму скорее вредит, чем помогает делу, тем не менее и простое накопление материала при полном пренебрежении к систематическому порядку не соответствует существу науки. Преимущества этого порядка состоят в том, что он облегчает ознакомление с массой частностей, делает очевидной связь их между собой и помогает ориентироваться в вопросе: насколько наше знание данного предмета является достаточно полным, исчерпывающим различные его стороны.

Философские системы стремятся обнять всю совокупность мира природы и духа и при помощи логических законов свести ее к немногим общим началам.

Претерпев длительную историческую эволюцию, понятие "система" с середины XX в. становится одним из ключевых философско-методологических и специально-научных понятий.

Первые представления о системе возникли в античной философии, выдвинувшей онтологическое истолкование системы как упорядоченности и целостности бытия. В древнегреческой философии (Евклид, Платон, Аристотель, стоики) разрабатывалась идея системности знания (аксиоматическое построение логики, геометрии). Так, Аристотель делил всех животных на кровяных и бескровных, ошибочно полагая, что непременной принадлежностью крови является ее красный цвет.

Воспринятые от античности представления о системности бытия развивались как в системно-онтологических концепциях Спинозы и


6 Философский словарь / Под. ред. И. Т. Фролова. Изд. 4-е. М, 1980. С. 424.

стр. 140


Лейбница, так и в построениях научной систематики XVII - XVIII в., стремившейся к естественной (а не теологической) интерпретации системности мира. Так, Линней различал шесть классов: млекопитающие, птицы, амфибии, рыбы, насекомые и черви. Кювье первый обратил внимание на то, что некоторые из этих классов могут быть соединены в группы еще большего объема, которые в последствии получили название типов.

В философии Нового времени понятие "система" использовалось при исследовании научного знания; при этом спектр предлагаемых решений был очень широк: от отрицания системного характера научно-теоретического знания (Кондильяк) до первых попыток философского обоснования логико- дедуктивной природы систем знания (Ламберт).

Принципы системной природы знания разрабатывались в немецкой классической философии: так, согласно Канту, научное знание есть система, в которой целое главенствует над частями; Шеллинг и Гегель трактовали системность познания как важнейшее требование диалектического мышления.

В западной философии второй половины XIX - XX в. при общем идеалистическом решении основного вопроса философии содержатся, однако, постановки, а в отдельных случаях и решения некоторых проблем системного исследования - специфики теоретического знания как системы (неокантианство), особенности целого (холизм, гештальпсихология), методов построения логических и формализованных систем (неопозитивизм).

Общефилософской основой исследования систем являются принципы материалистической диалектики (всеобщей связи явлений, развития, противоречия). По философской методологии изучения систем - сложных развивающихся объектов (системный подход) имеется большое количество трудов К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина.

Вообще, для социальной философии марксизма общество оказывается системой, где процесс производства рассматривается как субстанция, первооснова всех вторичных (политических, правовых, идеологических, нравственных, религиозных, художественных) процессов. Именно в производстве люди вступают во взаимоотношения по поводу того, кому принадлежат орудия и средства производства - в отношения собственности. Именно эти отношения определяют возникновение других отношений - прежде всего политических, отношений по поводу власти. Государство, право вырастают из экономики для закрепления соответствующих отношений собственности. Эту же задачу, но по-своему решают и идеология, мораль, религия и т. д.

Человеческое сознание не устраняется полностью из механизмов социальной детерминации, оно их опосредствует, воплощает, но не определяет. Напротив, процесс производства исподволь определяет всю со-

стр. 141


вокупность жизненных интересов индивида, так что последний смотрит на все окружающее сквозь призму своего объективного, чаще всего неосознанного экономического интереса.

Общество может рассматриваться и как система общих структур человеческой деятельности - как совокупность норм, технологий, принципов, правил, образцов. Иногда люди осознают этот общий каркас своей деятельности, но чаще всего пользуются им неосознанно. Экономика в данном случае не занимает особого, привилегированного, определяющего положения. Индивидуальное, общее присутствуют в любой сфере жизни общества.

Попытку создать интегральную теорию общества как системы предпринял американский философ и социолог русского происхождения Питирим Сорокин (1889 - 1968). С его точки зрения общество ("эмпирическая культура" в его терминологии) всегда включает три компонента: идеологический в широком смысле компонент (основной); материальный (он вторичен, является воплощением идеологии) и социальный 7 .

Ведущие исторические типы культурно-ценностных систем ("суперсистемы") формируются не произвольно, они не есть результат сознательного решения. Однако их особенности связаны с двойственной природой человека как мыслящего и чувствующего существа. Ценности как бы "прилажены" к человеку. Если в суперсистеме преобладает ориентация на воображение и разум, то складывается религиозная культура, ориентированная на идеационную суперсистему. В этот период общество полно жизненных сил. Идеационная сверхсистема господствовала в средние века, в Греции между VI и IV в. до н. э 8 .

Для П. Сорокина понятие господствующей суперсистемы - системы ценностей - является определяющим как для понимания жизни общества, так и для понимания мотивов поведения отдельного индивида. Всю сложную социальную динамику взаимодействия социальных групп, процессы стратификации, социальной мобильности невозможно понять вне отнесения их к господствующим системам ценностей - суперсистемам 9 .

Своеобразным развитием идей Сорокина является структурный функционализм американского исследователя Толкотта Парсонса (1902 - 1979). Для Парсонса важна прежде всего идея "социального порядка", стабильности всей сложной социальной системы. Любая социальная система, по мнению Парсонса, должна успешно справляться с выполнением четырех функции: адаптационной, целедостижения, интеграции, удержания 10 .

В современной философии истории можно выделить два подхода к культуре: узкий и широкий. В узком смысле культура трактуется как


7 Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Философия. Справочник студента. М, 1999. С. 468.

8 Там же. С. 468 - 469.

9 Там же.

10 Там же.

стр. 142


система коллективно разделяемых смыслов, ценностей, убеждений, норм и образов поведения, присущих тем или иным индивидам или сообществам. В качестве духовного образования культура включает в себя несколько основных элементов.

Первый, познавательный, знаково-символический элемент, т. е. знания, сформулированные в определенных понятиях и представлениях и зафиксированные в языке. Язык - это объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Рассмотрим кратко, что представляет собой язык как важнейший элемент культуры. Язык - это система знаков и символов, наделенных определенным значением. Знаки и символы выступают в процессе общения в качестве представителей (заместителей) других предметов и используются для получения, хранения, преобразования и передачи информации о нем. Люди усваивают это значение знаков и символов в процессе воспитания и образования. Именно это позволяет им понимать смысл сказанного и написанного.

Вторым, не менее важным компонентом культуры является ценностно- нормативная система. Ценность - это свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы. Ценности формируются в результате осознания социальным субъектом своих потребностей в соотнесении их с предметами окружающего мира, т. е. в результате ценностного отношения, реализуемого в акте оценки. В систему ценностей социального субъекта могут входить различные ценности как элементы и под элементы:

- смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни);

- универсальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, родственники, образование, квалификация, правопорядок и т. д.);

- общественные признания (трудолюбие, социальное положение и т. д.);

межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность);

- демократические (свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет и т. д.) 11 .

Как видим, при определении понятия "система" необходимо учитывать теснейшую взаимосвязь его с понятиями целостности, структуры, связи, элемента, отношения, подсистемы.

Говоря о понятии система, необходимо упомянуть и о системных принципах. К таковым относят:

- принцип целостности: когда отмечается принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее


11 Радугин А. А. Философия. М, 2000. С. 238 - 239.

стр. 143


элементов и невыводимость из последних свойств целого и зависимость каждого элемента, свойства и отношения системы от его места, функции внутри целого;

- принцип структурности когда отмечается возможность описания системы через выявление ее структуры и обусловленности поведения системы поведением ее отдельных элементов и свойствами ее структуры;

- принцип взаимозависимости, при котором система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим активным компонентом взаимодействия;

принцип иерархичности, при котором каждый компонент системы в свою очередь может рассматриваться как система, а исследуемая в данном случае система представляет собой один из компонентов более широкой системы;

- принцип множественности описания, когда в силу принципиальной сложности каждой системы ее адекватное познание требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы.

Типы систем многообразны: существуют материальные и идеальные (абстрактные), статичные и динамичные, закрытые и открытые.

Первые (целостные совокупности материальных объектов) в свою очередь делятся на системы неорганической природы (физические, геологические, химические и другие) и живые системы, куда входят как простейшие биологические системы, так и очень сложные биологические объекты типа организма, вида, экосистемы. Особый класс материальных живых систем образуют социальные системы. Идеальные системы являются продуктом мыслительной деятельности человека. К ним относятся системы философских категорий, формализованные знаковые системы, научные теории.

Для статичной системы ее состояние с течением времени остается постоянным (Солнечная система). Динамичная система изменяет свое состояние во времени (живой организм).

В закрытых системах не поступает и из них не выделяется вещество, происходит лишь обмен энергией. В открытых системах постоянно происходят ввод и вывод не только энергии, но и вещества.

Стационарным состоянием открытой системы является подвижное равновесие, при котором все макроскопические величины остаются неизменными, но непрерывно продолжаются макроскопические процессы ввода и вывода. Поведение названных классов систем описывается с помощью дифференциальных уравнений, задача построения которых решается не философией, а математической теорией систем.

Современная научно-техническая революция привела к необходимости разработки и построения автоматизированных систем управления

стр. 144


промышленностью, транспортом и т. д. Теоретические основы для решения этих задач разрабатываются в теориях иерархических, многоуровневых систем, целенаправленных систем. Сложность, многокомпонентность и другие важнейшие особенности современных технических систем потребовали разработки теорий систем "человек и машина", сложных систем, системотехники, системного анализа.

Наконец, понятие структура происходит от латинского structura -строение, расположение, определенная взаимосвязь, взаиморасположение составных частей.

В более широком, нестрогом смысле понятие структура употреблялось в философском обиходе достаточно давно (по крайней мере, со средних веков) и выступало в качестве одного из способов определения понятия формы (форма как структура, организация содержания).

В XX в. анализ структурных отношений и связей занимает видное место в исследованиях языка, этнических общностей, произведений литературы и искусства, культуры в целом, в результате чего складываются специфические приемы и методы изучения разных типов. Возникает даже научное направление в гуманитарном знании, получившее наименование структурализм и получившее позднее различные философские и идеологические интерпретации.

В современной науке понятие "структура" обычно соотносится с понятиями системы и организации. И хотя единой точки зрения на соотношение этих понятий нет, вместе с тем, в большинстве случаев в качестве наиболее широкого из них рассматривают понятие системы, характеризующее все множество проявлений некоторого сложного объекта (его элементы, строение, связи, функции).

Структура выражает лишь то, что остается устойчивым, относительно неизменным при различных преобразованиях системы; организация же включает в себя как структурные, так и динамичные характеристики системы, обеспечивающие ее направленное функционирование.

Но понятие "структура" - не только гносеологичекая категория. Варианты современных онтологический построений разнообразны. Один из них - "критическая онтология" немецкого философа Н. Гартмана (1882 - 1950). В основе ее - идея структурности бытия, развиваемая им в работах "Основные черты метафизики познания", "К обоснованию онтологии". Концепция бытия Н. Гартмана - сложная система с тщательно разработанным категориальным аппаратом. В ней выстраивается целая лестница слоев бытия 12 .

Идея структурности, многослойности бытия, таким образом, не есть попытка проникновения в структуру бытия как трансценденции. Это не мир без человека и не мир, где человек является его элементом. Это,


12 Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Философия. С. 383.

стр. 145


скорее, описание границ человеческого мира, его смысловых пределов, попытка упорядочения различных форм столкновения с трансцендентным. Можно сказать, что переживание многослойности, многоаспектности бытия, его структурности есть "пространственное переживание" 13 .

Уже упоминавшийся мной П. Сорокин выделял три стратификационные структуры в социальной культуре общества: экономическую, политическую и профессиональную. Одновременно он отметил невозможность "привязать" человека к определенной страте, выделить ту совокупность признаков, которая позволяет однозначно оценить положение человека в социальной иерархии. Так, видный политик, крупный бизнесмен, известный деятель культуры занимают достаточно высокое место в общественной иерархии, хотя критерии их принадлежности к определенному слою различны. В современном обществе один человек может одновременно принадлежать к нескольким стратам, социальная стратификация многомерна 14 .

Таким образом, для понятия структуры характерен особый тип отношений; это система связей, обеспечивающая упорядоченность элементов, их относительную устойчивость.

* * *

Категории "элемент", "система", "структура" полностью нашли свое отражение при конструировании и применении уголовно-процессуального законодательства.

В Российской Федерации существует единственный кодифицированный источник уголовно-процессуального права - Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой Федерального Собрания РФ 22 ноября 2001 г.

Как известно, любое право состоит из юридических норм, т. е. общеобязательных правил поведения, обеспеченных государственным принуждением. Эти нормы образуют систему, т. е. совокупную связь между собой. Самые различные нормы права самим своим различием указывают на единство.

Поясним это примером. Когда мы видим людей, мы их различаем, потому что они обладают различным ростом, цветом глаз, волос, одеждой, походкой и т. д. Но все эти различия указывают на весьма определенное единство: все они обладают ростом, имеют глаза, волосы, одежду и т. д. Следовательно, в том самом, в чем они различаются, в том самом они и тождественны. Это и есть элементы, слитые в систему, они структурированы.

Точно также обстоит дело и с нормами права, включая и уголовно- процессуальные нормы. Они образуют совокупную связь между собой


13 Там же. С. 387 - 388.

14 Там же. С. 472.

стр. 146


лишь потому, что каждая из них является выражением и воплощением государственной воли экономически господствующего класса или всего общества.

Спрашивается: а почему в таком случае в многочисленной юридической учебной литературе уголовно-процессуальное право понимается как система общеобразовательных норм, например, "уголовно- процессуальное право - это социально обусловленная система выраженных в законе правил (норм), регулирующая деятельность по расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел с целью достижения задач уголовного процесса, т. е. правил надлежащей правовой процедуры, в которой могут быть реализованы задачи уголовного процесса" 15 . Видимо, это объясняется тем, что уголовно- процессуальное право предстает перед исследователем в виде системы юридических норм. И это следует признать абсолютно правильным. Действительно, уголовно-процессуальное право в его нормативном понимании представляет собой совокупность или систему норм. Посредством их и осуществляется уголовно-процессуальная деятельность.

Норма уголовно-процессуального права - это записанное в законе обязательное правило, содержащее указание на условия его исполнения, субъектов регулируемых отношений, их права и обязанности, санкции за неисполнение обязанности или за нарушение запрета 16 .

Общеизвестно, что любая норма права, не исключением является и уголовно- процессуальная норма, - имеет свою структуру, т. е. способ взаимосвязи ее элементов, коими, как известно, являются гипотеза, диспозиция и санкция.

Только при наличии всех своих элементов норма уголовно- процессуального права обретает реальный характер и влечет за собой определенные правовые последствия. Такая взаимосвязьструктурных элементов нормы права в литературе зачастую именуется логической структурой нормы права.

Структура уголовно-процессуальной нормы существует объективно как неразрывная связь правила поведения (диспозиция) с условиями и пределами его применения (гипотеза) и способом охраны от нарушений (санкция).

Формула "если - то - иначе" являлась и ранее часто применимой к уголовно- процессуальной норме общего правила, которое может быть проиллюстрировано следующим образом: "в случае нарушения подсудимым порядка во время судебного заседания, а также при неподчинении распоряжениям председательствующего, председательствующий предупреждает подсудимого о том, что при повторении означенных действий он будет удален из зала судебного заседания. При повторном на-


15 Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник. М., 2000. С. 52.

16 Там же. С. 53.

стр. 147


рушении порядка подсудимый по определению суда может быть удален из зала заседания, и разбирательство дела продолжается в его отсутствие" (ч. 1 ст. 263 УПК РСФСР) 17 .

Новый, ныне действующий Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации поддержал эту законодательную модель, восприняв в ст. 258 практически такую же структуру нормы права 18 .

Как нетрудно заметить, структура уголовно-процессуальной нормы основывается на взаимосвязи, системности правовых норм. Системность является существенным качеством уголовно- процессуального права - правовые нормы неразрывно связаны между собой, а в определенных аспектах выступают как диспозиции, имеющие свои гипотезы и санкции, а в других - какэлементы гипотез или санкций других норм; санкция одной нормы становится диспозицией при нарушении охраняемой нормы и применении мер принуждения к правонарушителю; гипотезы также в определенном аспекте становятся диспозициями, указывающими, каким именно обстоятельствам следует придавать в уголовном процессе юридическое значение.

Так, с точки зрения требований ст. 392 УПК РФ "Вступившие в законную силу приговор, определение и постановление суда обязательны для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации" 19 . А неисполнение указанных требований влечет для названных субъектов ответственность, включая уголовную. Так, ст. 315 УК РФ предусматривает уголовное наказание, вплоть до лишения свободы, за неисполнение приговора суда, решение суда или иного судебного акта 20 . А уже с точки зрения органов предварительного расследования, которые будут решать вопрос с возбуждением уголовного дела по ст. 315 УК РФ и расследовании этого преступления по процедурам, предусмотренным УПК Российской Федерации, та же самая норма выступает в другом аспекте: гипотезой становится описание преступного деяния, диспозицией - обязанность суда назначить наказание нарушителю при соблюдении установленной процессуальной формы. Способом же обеспечения этой обязанности (санкцией) является гипотетически возможная отмена незаконного и необоснованного приговора, а также меры персональной ответственности должностных лиц, виновных в бездействии либо неправильном применении закона.

С системностью уголовно-процессуального права связана специализация правовых норм. Логическая структура уголовно-процессуаль-


17 Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. М., 1999. С. 107.

18 Уголовно-процессуальный кодекс РФ. М., 2002. С. 128.

19 Там же. С. 180.

20 Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 1996. С. 174.

стр. 148


ных норм имеет большое значение для совершенствования практики применения правовых норм. Системность права, неразрывная связь и согласованность правовых норм, "элементы" которых содержатся в различных нормативных актах (или статьях, разделах закона), требуют при расследовании любого уголовного дела тщательно изучить все те положения законодательства, которые связаны с применяемым правоположением.

Громадным достоинством механизма элемент - система - структура является то, что эта схема побуждает следователя, прокурора, судью к тщательному и всестороннему анализу нормативного материала во всем его объеме, к сопоставлению неразрывно связанных между собой статей нормативных актов, к выделению и сопоставлению "элементов", образующих одно правоположение, к определению условий применения правовой нормы, ее содержания, последствий ее нарушения.

Вместе с тем, необходимо признать, что в системно-логическом толковании уголовно-процессуального права, в результате которого конструируются все три элемента правовой нормы, надобность возникает при расследовании уголовных дел, при совершенствовании юридической техники при внесении изменений и дополнений в Уголовно- процессуальный кодекс, но не при обычном для повседневного обихода определения ближайших юридических результатов тех или иных поступков и обстоятельств.

Таким образом, логическую структуру уголовно-процессуальной нормы следует признать не только одним из важных аспектов уголовно- процессуального права в целом и соответственно ориентиром доктринального толкования действующего профессионального законодательства и подготовки предложений о его совершенствовании, но и основой логического толкования закона при его применении, т. е. при выявлении обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела, так называемый предмет доказывания (ст. 73, 421, 434 УПК РФ) 21 , определении содержания прав и обязанностей участников уголовного процесса (ст. 19, 29, 42, 47 и др. УПК РФ) 22 , а также санкции, обеспечивающих защиту этих прав и исполнение соответствующих обязанностей (ст. 56, 258 и др. УПК РФ) 23 .

Важно учитывать также такое качество уголовно-процессуального права, как его системность: уголовно-процессуальное право не "сумма", не "голая совокупность" норм, а их система,основанная на взаимосвязи составляющих ее элементов. Органически включаясь в правовую систему, уголовно-процессуальные нормы приобретают социальную направленность, свойственную данной отрасли права в целом.


21 Уголовно-процессуальный кодекс РФ. М, 2002.

22 Там же.

23 Там же.

стр. 149


Как уже говорилось выше, ныне действующий Уголовно-процессуальный кодекс РФ, как и ранее действовавший уголовно-процессуальный закон разработан по так называемой пандектной системе. Нынешний Кодекс состоит из 5 частей; эти части делятся на 18 разделов; разделы, в свою очередь, подразделяются на главы, а те уже содержат конкретные статьи закона. Некоторые статьи дробятся на части, а те, наконец, на пункты.

Установленный УПК РФ порядок производства является обязательным по всем уголовным делам и для всех судов, органов предварительного следствия и дознания.

Таким образом, УПК РФ представляет собой систему, представляющую собой, в свою очередь, определенную структуру, состоящую из элементов: частей, разделов, глав, статей, взаимосвязанных между собой. Отдельные статьи также имеют в своей структуре элементы: части статей, находящиеся в системе взаимосвязей между собой.

Подобная конструкция весьма удобна: в особенной и специальных частях акта нет смысла каждый раз декларировать общие положения: они распространяются на весь акт в целом, хотя даны всего один раз - в общей части акта.

Нетрудно обратить внимание, что, говоря о системе и структуре УПК РФ, в его характеристике находят свое отражение все упомянутые нами выше системные принципы:

- свойства системы не сводятся к сумме свойств составляющих ее элементов (например, отдельных статей акта) и каждый элемент, будь то часть статьи, статья, отдельная глава и т. п., зависят друг от друга и занимают четко отведенное им в акте место (принцип целостности);

УПК РФ можно описать через выявление его структуры (например, выделить общую часть), тем самым выявить обусловленность "поведения" всей системы закона "поведением" ее отдельных глав и статей и свойствами структуры в целом (принципы структурности);

УПК РФ действует не обособлено, он взаимодействует с открытой средой (Конституцией РФ, УК РФ, КоАП РФ, Законом "О прокуратуре РФ" и т. п.), являясь при этом ведущим активным компонентом взаимодействия (принцип взаимозависимости);

- каждый раздел, глава, статья, часть статьи может рассматриваться как система, которая сама представляет собой один из компонентов более широкой системы - всего УПК целиком (принцип иерархичности).

Рассматриваемый акт - динамичная система: он изменяется и дополняется во времени его действия. Анализируя прежде действующий процессуальный закон, некоторые авторы еще в 1997 г. писали: "УПК 1960 года за

стр. 150


время своего существования ... неоднократно подвергался изменениям и дополнениям под воздействием различного рода факторов. Всего таких изменений и дополнений было около четырехсот пятидесяти. Самой многострадальной статьей оказалась ст. 126 (о подследственности уголовных дел): ее изменяли и дополняли почти сорок раз" 24 .

В недавно действующий УПК Российской Федерации уже внесено ряд изменений и дополнений, повлиявших на дух и букву процессуального закона.

Кроме того, рассматриваемая система является открытой: нормы международного права и конституционные нормы постоянно интегрируются в ткань УПК. Так, в 1993 г. ст. 69 УПК РСФСР была дополнена частью третьей, имеющей важное содержание: "Доказательства, полученные с нарушением закона, признаются не имеющими юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания обстоятельств, перечисленных в ст. 68 настоящего Кодекса" 25 .

Из УПК также вытравливаются рудименты так называемого инквизиционного процесса: в частности, теперь можно обжаловать в кассационном порядке приговор суда любого уровня, в том числе Верховного Суда РФ, чего раньше сделать было нельзя (ст. 325 УПК РСФСР) 26 .

Не случайно поэтому в ныне действующий УПК РФ была включена часть 5 "Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства". До этого момента международные правоотношения в сфере уголовного судопроизводства регулировались нормами права, не включенными в основной уголовно-процессуальный закон государства, что делало применение на практике норм, регулирующих данные правоотношения, не совсем удобным. Данный пример не единственный.

Стационарным состоянием анализируемого закона является подвижное равновесие: несмотря на постоянные изменения и дополнения, вносимые в него, акт продолжает оставатьсяструктурированным и работоспособным, активно решать на практике возложенные на него задачи, названные в ст. 6 УПК РФ.


24 Уголовный процесс: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. М. 1997. С. 28.

25 Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. М., 1999. С. 34.

26 Там же.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/МЕСТО-И-РОЛЬ-ФИЛОСОФСКИХ-КАТЕГОРИЙ-ЭЛЕМЕНТ-СИСТЕМА-СТРУКТУРА-В-УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМ-ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Iosif LesogradskiContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Lesogradski

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Д. В. ТУЛЯНСКИЙ, МЕСТО И РОЛЬ ФИЛОСОФСКИХ КАТЕГОРИЙ ЭЛЕМЕНТ, СИСТЕМА, СТРУКТУРА В УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 09.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/МЕСТО-И-РОЛЬ-ФИЛОСОФСКИХ-КАТЕГОРИЙ-ЭЛЕМЕНТ-СИСТЕМА-СТРУКТУРА-В-УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМ-ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ (date of access: 17.04.2021).

Publication author(s) - Д. В. ТУЛЯНСКИЙ:

Д. В. ТУЛЯНСКИЙ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Iosif Lesogradski
Москва, Russia
1699 views rating
09.09.2015 (2046 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Русская гвардия в первой мировой войне
Catalog: История 
10 hours ago · From Россия Онлайн
Американский раб и русский крепостной: типология и специфика принудительного труда
10 hours ago · From Россия Онлайн
Тайны "Кремлевского дела" 1935 года и судьба Авеля Енукидзе
Catalog: Медицина 
10 hours ago · From Россия Онлайн
В статье представлена главная идея науки имиджелогии – как особой науке о человеке - главной целью, которой, является самореализация личности. В статье рассмотрен анализ и современное понятие определений “имидж”, “профессиональный имидж”, «профессионально-имиджевый потенциал» “имидж педагога”. Анализ психологической литературы позволил сделать вывод, что сущность понятия “имидж” представлен через категории: “образ”, “мысль”, “суждение”, “представление”, “развитие” и другие. В статье раскрыт психолого-педагогический аспект формирования имиджа в профессиональной деятельности педагога, с точки зрения раскрытия профессионально-имиджевого потенциала учителя начального образования.
В статье представлена главная идея науки имиджелогии – как особой науке о человеке - главной целью, которой, является самореализация личности. В статье рассмотрен анализ и современное понятие определений “имидж”, “профессиональный имидж”, «профессионально-имиджевый потенциал» “имидж педагога”. Анализ психологической литературы позволил сделать вывод, что сущность понятия “имидж” представлен через категории: “образ”, “мысль”, “суждение”, “представление”, “развитие” и другие. В статье раскрыт психолого-педагогический аспект формирования имиджа в профессиональной деятельности педагога, с точки зрения раскрытия профессионально-имиджевого потенциала учителя начального образования.
Возвращение в историю. "...Всегда любезный, всегда молчаливый товарищ" 1
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
Февральская революция и права солдат. Опыт источниковедческого исследования
Catalog: История 
2 days ago · From Вacилий П.
Студенческое "Прошение на имя государя" осенью 1861 года
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
Рабочие Урала в 1914-1922 годах
Catalog: Экономика 
2 days ago · From Вacилий П.
Князь Владимир Петрович Мещерский
Catalog: История 
2 days ago · From Вacилий П.

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
МЕСТО И РОЛЬ ФИЛОСОФСКИХ КАТЕГОРИЙ ЭЛЕМЕНТ, СИСТЕМА, СТРУКТУРА В УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones