Libmonster ID: RU-8646
Author(s) of the publication: Э. М. ВИКТОРОВ

Выдающийся немецкий мыслитель А. Шопенгауэр, к сожалению, запятнал себя как яростный женоненавистник и мизантроп. В этой небольшой статье можно кратко попытаться выяснить взаимосвязь между метафизикой воли Шопенгауэра и его женоненавистничеством. Дело в том, что философско- этические взгляды рассматриваемого ученого созревали в духе любимого им закона достаточного основания. Ну, а главное основание практически всех его афористических тезисов - это своеобразно трагикомичная Воля к жизни.

Согласно пылкому немцу, в мире господствует иррациональное, могущественное первоначало - Воля. И наиболее ярко она воплощается в бытии человеческого рода, поэтому у человека вместе с разумом неизбежно возникла и ужасающая уверенность в смерти 1 . Потому что страх смерти, присущий всему живому, есть оборотная сторона воли к жизни, которую мы все представляем 2 .

При этом могучая привязанность к жизни - неразумна и слепа, она объясняется только тем, что все наше внутреннее существо уже само по себе есть воля к жизни. И последняя, несмотря на ее преимущественно скверный характер, представляется нам высшим благом. Воля обеспечивает вечность окружающего мира, она пронизывает собой природу, но одновременно она является источником разобщенности между мужским и женским началом. А все потому, что главный атрибут Воли к жизни в рамках человеческого существования определяется в философии Шопенгауэра следующим образом: "Воля к жизни по отношению к человеческому виду... половой инстинкт и страстная забота о потомстве" 3 . Так обеспечивается бессмертие человеческого рода, как вида. Но как это не печально, залог нашего бессмертия является залогом наших страданий. Каждый индивид - это результат объективации или порождения воли к жизни. Мы видим себя только в качестве явлений, а воля - это вещь в себе. Явления приходят и уходят, а она остается вечной и неизменной. Проклятая и непреодолимая воля порождает и постепенно убивает каждого человека, сохраняя тем са-


1 Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Минск, 1999. Т. 2.

2 Там же.

3 Там же. С. 673.

стр. 114


мым человеческий род в целом. Индивида ждет неминуемая смерть, чтобы могли рождаться и умирать новые индивиды.

Наши эротические отношения пропитаны действием пресловутой, неумолимой Воли: получается, что в жизнедеятельности человечества она проявляется прежде всего в форме полового инстинкта и следующего за ним акта деторождения. Немецкий философ так характеризует отношения между представителями мужского и женского начала: "Половые отношения в человеческом мире... представляют собой незримый центр всяческих дел и стремлений... Они - причина войны и цель мира ...неиссякаемый источник острот... именно поэтому в их основе лежит глубочайшая серьезность" 4 . Итак, по Шопенгауэру, половой инстинкт - ядро воли к жизни, или "концентрация всякого воления".

Таким образом, если по Платону, основа и цель бытия - это демиург с его идеями, то у Шопенгауэра - мистически мрачная Воля к жизни в виде полового инстинкта. Но дело все в том, что индивид не соответствует своему половому инстинкту. Это связано с тем, что каждый из нас смертей, а половое влечение - бессмертная основа существования всего человечества в целом. В этом отношении мы противоположны нашему половому инстинкту. И данное противоречие, достигая катастрофического финала, разрешается ценой нашей жизни. Таков пессимизм философии Шопенгауэра. "Вот почему половой инстинкт - самое полное откровение воли к жизни..." 5 , - делает один из своих генеральных выводов Шопенгауэр.

Подробно философ останавливается на этом явлении в специальной главе главного произведения. Глава называется "Метафизика половой любви". Автор как бы подчеркивает уже в названии метафизическую неизменность подобных отношений, которые обеспечивают как можно более бесконечное существование человеческого рода.

Шопенгауэр, как и Платон, подчеркивает строгую индивидуальность в выборе объекта полового влечения. Отсюда и вытекают все проблемы половой любви, включая не только женоненавистничество, но и мужененавистничество в такой же степени. Индивидуализированный выбор, который мы осуществляем благодаря воле к жизни, способствует нашему безнадежному отчуждению от всех других лиц иного пола, к коим мы испытываем отвращение или в лучшем случае - безразличие. "Так как на свете не существует двух совершенно одинаковых индивидуумов, то каждому определенному мужчине должна лучше всего соответствовать одна определенная женщина..." 6 , - указывает Шопенгауэр.

И далее он повторяет умозаключения Платона о том, что каждый из нас не имеет те многочисленные достоинства, какие есть у окружающих лиц другого пола. Поэтому индивидуализированная половая потребит


4 Там же.

5 Там же.

6 Там же.

стр. 115


ность является инстинктивным желанием преодолеть свою личную недостаточность в тех или иных человеческих качествах. Потому и стремятся друг к другу люди с качественно различными характеристиками.

Развивая свою пессимистическую теорию, Шопенгауэр утверждает, что душевно-физический холод взаимной неприязни неизбежно вторгается во взаимоотношения любящих друг друга мужчин и женщин. Все потому, что основу эротической любви составляет, по мнению немецкого мыслителя, проклятый половой инстинкт как проявление Воли к жизни. Ее коварство, по Шопенгауэру, заставляет половое влечение угасать после его удовлетворения. Ибо интересы Воли к жизни требуют возникновения новой вспышки вышеназванного влечения уже к другому объекту. А цель одна - порождение нового потомства как залог существования человечества.

Таким образом, немецкого философа можно истолковать в том аспекте, который принято считать имморальным. Воля находится как бы вне морали. Она трансцендентна по отношению к последней, так как ее имморализм имеет объективный иррациональный характер. А мораль рациональна, люди создали ее с помощью логических умозаключений. Значит, непобедим не только половой инстинкт, но и любовь вместе с женоненавистничеством, из него вытекающими. Вслед за де Садом, но только на более высоком теоретическом уровне, Шопенгауэр вскрывает явную отчужденность несчастного человека от моральных норм и запретов, благодаря роковому влиянию воли к жизни. Природа в лице пресловутой воли объективно имморальна. Более того, последняя так действует на слабого индивида, что самопротиворечие личности в процессе половой влюбленности заканчивается периодически самоубийством, а дьявольская сила продолжает свое существование, порождая все новых и новых субъектов.

И как подчеркивает немецкий пессимист: "Браки по любви заключаются в интересах рода, а не индивидуумов. Правда, влюбленные мнят, что они идут навстречу собственному счастью: но действительная цель любви чужда им самим, потому что она заключается в рождении индивидуума..." 7 . Родители, порождая потомство, неминуемо отчуждаются от него, а взросление детей есть одновременно умирание их родителей. Сью забывает о матери, когда влюбляется в свою будущую невесту, а дочь - об отце. Таково веление Воли к жизни. Все мы являемся ее объективациями, следующими из половых влечений наших родителей. Поэтому, " за то, что один испытал наслаждение, другой должен жить, страдать и умереть". Человеческая жизнь, здесь Шопенгауэр повторяет учение Будды, - это сплошные заботы и страдания, и в конце концов - смерть, как наш долг той же Воле к жизни.

Еще один глобальный фактор рассматриваемой Воли также имморального характера, который и является непосредственным основанием для


7 Там же.

стр. 116


женоненавистничества. Он выражается в эгоизме, присущем каждому индивиду в отдельности. Дело в том, что Воля к жизни с такой силой концентрирует себя в каждой своей объективации - человеке, что любой из нас представляет себя центром Вселенной, а остальные кажутся лишь вспомогательными орудиями для своего существования. Таким образом, Воля порождает тотальный эгоизм всех по отношению ко всем, "...потому что каждый индивидуум, это - сполна вся воля к жизни" 8 .

И, наконец, несмотря на свой иррационализм в целом, следуя самому настоящему закону достаточного основания и исходя из собственной волюнтаристской доктрины, Шопенгауэр уже в более поздней работе "Афоризмы по житейской мудрости" 9 определяет свое философствующее женоненавистничество. Все это можно истолковать следующим образом: если в мире правит бал вышеописанная Воля к жизни, то:

- Она сильнее проявляет себя в деятельности представительниц прекрасного пола, что вытекает из того, что цель и смысл существования женщины целиком и полностью связаны с половым инстинктом и деторождением, а последние феномены являются самыми важными объективациями Воли в рамках человеческого существования. Таким образом, широко известное женоненавистничество Шопенгауэра начинается с указания на тот факт, что женщина несчастна, если она не удовлетворена в первую очередь своей интимной жизнью. Таково стихийное устремление Воли к жизни;

- отсюда следует неизмеримо меньший духовный и социальный уровень развития типичной женщины, в отличие от типичного мужчины. Воля с ее половым инстинктом вынуждает женщину развиваться несколько односторонне. Как ехидничает Шопенгауэр: "Женщины... всю жизнь представляют из себя больших детей: род промежуточной ступени между ребенком и мужчиной...";

- вышеназванный факт имеет непосредственную связь со следующим, объективным по Шопенгауэру, явлением: половое созревание индивидуумов прекрасного пола наступает гораздо быстрее, чем у мужчин. Зато последние в своем развитии достигают более высоких духовных качеств;

- поэтому, и здесь выдающийся немец пытается положить начало чуть ли не половой психологии, субъекты мужского и женского пола коренным образом различаются по способу восприятия окружающей действительности: женское восприятие интуитивно-поверхностное, иррациональное, значит более близкое к Воле, мужское - наоборот, сущностное, стремящееся к рациональному осмыслению феноменов действительности;


8 Там же.

9 Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. Л., 1991. С. 186-197.

стр. 117


- так как Воля к жизни сильнее проявляет себя в деятельности представительниц прекрасного пола, отсюда следует гораздо большая степень эгоизма и имморализма женской природы, по сравнению с мужской;

- а из последнего, по мнению Шопенгауэра, можно сделать вывод о реалистическом прагматизме женского начала в отличие от идеалистического романтизма начала мужского;

- в оставшихся тезисах о прекрасном поле германский мыслитель достигает апогея своей философской неприязни ко всему женскому: он считает, что обладательницы слабого пола более чувствительны, чем мужчины, с одной стороны, это хорошо, значит они больше склонны к состраданию, а с другой стороны, их чувствительность способствует их крайней несправедливости по отношению к окружающим людям;

- как более слабые существа, женщины склонны в большей степени, чем мужчины, к хитрости и лжи, с помощью которых они добиваются своих целей, особенно в сфере действия полового инстинкта;

- так как природное волюнтаристское предназначение женщин, согласно немецкому философу, непосредственно связано с половым инстинктом и деторождением, то они, в отличие от представителей сильного пола, в большей степени выражают интересы всего человеческого рода, а значит, и самой Воли к жизни. Отсюда следует, что если природная черта мужчины - индивидуализм, то природная черта обладательниц женского начала - коллективизм;

- и еще одно важное замечание автора "Афоризмов": если мужчины стремятся к обладанию всеми окружающими их явлениями, то женщины в силу их Волевого предназначения стремятся обладать лишь самими мужчинами. Как утверждает Шопенгауэр: "...собственность, приобретаемая мужчинами... непрестанным трудом, попадает в руки женщин...";

- и, наконец, рассматриваемый философ увидел в феномене женской красоты - лишь последствие мужского полового влечения,

Итак, Воля к жизни порождает несчастное человечество с его роковым половым инстинктом, из-за которого одурманенные мужчины поклоняются Прекрасному полу - тоже созданию вездесущей Воли. Таким образом, согласно философии Шопенгауэра, Прекрасный пол существует только благодаря госпоже Воле и бесчисленным проявлениям мужского полового инстинкта, который Она беспрестанно созидает. В этом суть философствующего женоненавистничества знаменитого немца. В конечном счете, просто необходимо подчеркнуть, что Прекрасный пол становится еще прекраснее, когда на него "поругивается" такой великий чудак, как Шопенгауэр.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/МЕТАФИЗИКА-ВОЛИ-А-ШОПЕНГАУЭРА-И-ПРЕКРАСНЫЙ-ПОЛ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Iosif LesogradskiContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Lesogradski

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Э. М. ВИКТОРОВ, МЕТАФИЗИКА ВОЛИ А. ШОПЕНГАУЭРА И ПРЕКРАСНЫЙ ПОЛ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 09.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/МЕТАФИЗИКА-ВОЛИ-А-ШОПЕНГАУЭРА-И-ПРЕКРАСНЫЙ-ПОЛ (date of access: 28.07.2021).

Publication author(s) - Э. М. ВИКТОРОВ:

Э. М. ВИКТОРОВ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Iosif Lesogradski
Москва, Russia
2471 views rating
09.09.2015 (2149 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Г. С. Остапенко, А. Ю. Прокопов. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ XX - начала XXI века.
Catalog: История 
4 hours ago · From Россия Онлайн
ЭУДЖЕНИО КОЛОРНИ: АНТИФАШИЗМ, ЕДИНАЯ ЕВРОПА, СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ИДЕЯ И ФЕДЕРАЛИЗМ
Catalog: История 
4 hours ago · From Россия Онлайн
МЕЖДУ "ПРОЛЕТАРСКИМ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМОМ" И "СЛАВЯНСКИМ БРАТСТВОМ". РОССИЙСКО-ЮГОСЛАВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В СРЕДНЕЙ ЕВРОПЕ
Catalog: История 
4 hours ago · From Россия Онлайн
Великая война 1914-18 гг. Наградной лист от 09.06.1915 на Начальника пулеметной команды 10-го Кубанского пластунского батальона, Прапорщика Ивана Дмитриева. Обоснования награждений орденами Св. Анны 4 ст. с надписью "За храбрость" (Аннинское оружие) за бои на ст. Сарыкамыш (Кавказский фронт), Св. Станислава 3 ст. с мечами и бантом, за бои в Галиции (Юго-Западный фронт), производства в чин хорунжего, за бои в с.Баламутовка (Юго-Западный фронт, Буковина,).
9 hours ago · From Анатолий Дмитриев
РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА 1904-1905 годов. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДАЛЬНИМ ВОСТОКОМ В НАЧАЛЕ XX века
Yesterday · From Россия Онлайн
"ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ АФРИКИ" ЮНЕСКО - ПЕРВЫЙ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД ИЗ АФРИКИ НА ИСТОРИЮ ЧЕРНОГО КОНТИНЕНТА
Yesterday · From Россия Онлайн
США И ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА В УСЛОВИЯХ НЕФТЯНОГО КРИЗИСА 1973-1974 годов
Catalog: Экономика 
Yesterday · From Россия Онлайн
В. В. ДЕГОЕВ. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ СИСТЕМЫ: 1700 - 1918 ГГ.
2 days ago · From Россия Онлайн
ПРЕПОДАВАНИЕ ПРОБЛЕМ МЕТОДОЛОГИИ ИСТОРИИ В МГУ ИМ. М. В. ЛОМОНОСОВА
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
БРИТАНСКОЕ СОДРУЖЕСТВО НАЦИЙ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
2 days ago · From Россия Онлайн

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
МЕТАФИЗИКА ВОЛИ А. ШОПЕНГАУЭРА И ПРЕКРАСНЫЙ ПОЛ
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones