Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-9162

Share with friends in SM

Анализируя идейное наследие Леонида Андреева, нам важно понять, почему художественная проза этого писателя глубоко философична. Дело в том, что в случае Андреева обычная трактовка философии и художественной прозы как отношение некоторой общей (философичной) схемы ситуации и ее иллюстративного развертывания в художественном произведении не срабатывает. Такая трактовка уместна только в том случае, когда речь идет о прозе дидактической, морализаторской в своей основе. Андреев таких целей перед собой не ставил. Его цели, цели его прозы как раз противоположны. Он исследует человека и в этом исследовании апробирует, испытывает философские схемы своей художественной интуиции. Поэтому, чтобы зафиксировать специфику отношения философии и художественной прозы в творчестве Андреева, мы используем понятие философской модели1. В сфере современной


Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ. Проект: "Методологические стратегии культурно-исторического подхода в социально-гуманитарных науках: интерпретация, конвенция, перевод".

1 Термин "модель" имеет в русском языке много оттенков значений, употребляемых в разных контекстах: 1) образец, образцовый экземпляр какого-нибудь изделия; 2) воспроизведенный, обычно в уменьшенном виде, образец какого-нибудь сооружения; 3) тип, марка, образец конструкции;

стр. 146

методологии гуманитарного знания модель рассматривается как конструкция, в которой исследователь располагает символы своего опыта или мышления таким образом, что в результате мы имеем систематизированную репрезентацию этого опыта или мышления2. Используя аналитические модели, ученый получает мозаику впечатлений о комплексном объекте исследования3. Модель - это аналог своих объектов исследования. В нашем случае философская модель является аналогом экзистенциальной прозы Андреева. Модель для нас важна и потому, что она, фактически задавая границы художественного пространства, позволяет поставить вопрос о границах гуманитарного познания и выявить те концептуальные образования, которые не укладываются в привычные схемы объяснения. В данном случае с помощью метода моделирования оказывается возможной фиксация пограничных ситуаций в экзистенциальной прозе. Чаще всего во время методологического анализа источник и предмет модели совпадают4. Но какими бы сложными, насколько творчески и оригинально сконструированными не были модели, они не могут претендовать на целостное выражение такой сложной реальности, как экзистенциальная проза. По этой причине понятие модели в нашем исследовании предполагает иное отношение философии и литературы - отношение переживания, экзистенциального вчувствования в философские идеи словно изнутри живой реальности художественного изображения.

Философское мировоззрение Андреева в его произведениях целесообразно рассматривать, как было отмечено выше, в качестве модели, ибо моделирование служит основой для формирования

4) предмет, служащий материалом для художественного воспроизведения, изображения; 5) образец для изготовления формы, в которой должен отливаться какой-нибудь предмет (тех.); 6) геометрический чертеж, схема для пояснения какого-нибудь физического явления или процесса (науч.). Я опиралась в данном случае на следующее: "объект-заместитель, который в определенных условиях может заменять объект-оригинал, воспроизводя интересующие свойства и характеристики оригинала. Воспроизведение осуществляется как в предметной (макет, устройство, образец), так и в знаковой формах (график, схема, программа, теория)". Цит. по: Радионова С. А. Модель // Новейший философский словарь. Мн., 1998. С. 435.


2 Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание: Пер. с англ. / Общ. ред. и послесл. И. Б. Новика и В. Н. Садовского. М., 1988. С. 10.

3 Харре Р. Конструкционизм и основания знания // Вопросы философии. 2006. N 11. С. 98.

4 Там же. С. 99.

стр. 147

экзистенциальной реальности его художественных текстов с целью выйти на уровень бытия героев-субъектов. Но моделирование даже при достаточном воспроизведении оригинала - это всего лишь одностороннее представление о художественно-философской прозе Андреева, неспособное полностью отразить богатство художественного мира этого философствующего писателя.

При схематичном истолковании предмета исследования и рефлексии над ним важно помнить о метафоричности и абстрактности философских моделей и о различии между моделью и оригиналом. Метафоричность языка часто затрудняет процесс исследования, но даже в строгом языке естественных наук бывает сложно обойтись без метафоры, не говоря уже о сфере гуманитарного знания. Метафора для современного ученого есть не только "одно из конститутивных условий существования языка"5, но и "инвариантное познавательное средство", которое "не списывается на эпистемологическую свалку в ходе прогресса знания"6. "Метафорический перенос исходных простых представлений на более сложные выступает как модель познания, обеспечивающая возможность его развития"7. Метафоричность философских моделей в текстах Андреева является "ключом к понимаю основ мышления"8 автора, к экспериментальному моделированию философской концепции этого сложного писателя-мыслителя.

Андреев работает с философской моделью художественными средствами. И здесь важна специфическая особенность такой творческой работы. В ходе погружения философских моделей в художественную реальность он исследует, изменяет их применительно к разным пограничным ситуациям. При конструировании моделей человека и мира у Андреева, мы находим в его художественно-философских текстах описание целостной картины мира, структуры общества, отношений с Богом. Внутренняя сущность андреевского человека раскрывается через его (субъекта) телесные, эмоциональные, духовные и социальные характеристики. Анализируя произведения Андреева, мы можем вычленить ряд элементов философской


5 Кассирер Э. Сила метафоры // Теория метафоры. М., 1990. С. 39.

6 Визгин В. П. Идея множественности миров: Очерки истории. М., 1988. С. 59.

7 Лакофф Дж. Мышление в зеркале классификатора // Новое в зарубежной лингвистике. Когнитивные аспекты языка. Вып. XXIII. М., 1988. С. 43.

8 Арутюнова Н. Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. М., 1990. С. 6.

стр. 148

модели, которые затем возможно обнаружить не только в философской системе этого писателя, но и в художественно-философском творчестве других, более поздних писателей-мыслителей.

Так, одним из центральных вопросов как для французского экзистенциализма, так и для русских философов и мыслителей является проблема одиночества. Именно ее Н. А. Бердяев называл одной из основных проблем философии человеческого существования как философии человеческой судьбы9. В XX в. эта проблема, решаемая объединенными силами философии и художественной литературы, приобретает особую актуальность, так как "личность чувствует себя одновременно и подкидышем природы, брошенным, подобно нежеланному ребенку, на произвол судьбы, и изгоем посреди шумного человеческого мира"10. Мыслители рассматриваемого периода ставят и своеобразно решают ряд существенных философских вопросов в рамках своей экзистенциальной прозы, демонстрируя при этом, что человеческое бытие может быть глубже прочувствовано, более точно и многогранно выражено именно при помощи средств образного и предметного мышления.

Обращение к экзистенциальному по своей сути идейному наследию Леонида Андреева позволяет обнаружить глубинные связи и точки соприкосновения с миросозерцанием Жан-Поля Сартра: от общности отдельных тем до сходного типа экзистенциального сознания у героев. Я хочу акцентировать внимание на парадоксальном созвучии идей у столь разных и столь близких мыслителей, обратившихся к темам свободы, смерти, зла, чуждости миру, бессмысленности и абсурдности бытия. Все эти понятия объединяет проблема одиночества - одна из существенных граней бытия человека. Именно на этой важнейшей для экзистенциальной философии проблеме и на поиске путей обретения человеком смысла своего существования видны особенности применения моделирования к текстам этих писателей-мыслителей.

Формы и типы переживаний состояния одиночества (модели одиночества), сконструированные Андреевым и Сартром в пространстве своей художественно-философской прозы, всегда противоречивы. Противоречивость заключается прежде всего в том, что герои испытывают две противоположные потребности: с одной стороны, это потребность в уединении, обособлении, добровольном


9 Бердяев Н. А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения // Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М., 1994. С. 283.

10 Бубер М. Два образа веры. М., 1995. С. 228.

стр. 149

стремлении к одиночеству, с другой стороны, потребность в общении и стремление избежать ситуации разобщенности в мире.

""Какой ужас, какая боль!.. Друзья мои, вы оставили меня одного! Друзья мои, вы понимаете, что вы сделали: вы оставили меня одного? Разве мыслимо оставлять человека одного? Даже у змеи есть товарищ, даже у паука есть подруга, - а человека вы оставили одного. Дали ему душу - и оставили одного; дали сердце, разум, дали руку для пожатия, уста для поцелуя - и оставили одного! Что же делать человеку, когда его оставили одного?" - так восклицал я в "Дневнике заключенного", терзаясь горестными недоумениями. В юношеском ослеплении своем, в боли молодого, неразумного сердца я все еще не хотел понять, что одиночество, на которое я так горько жалуюсь, подобно разуму, есть преимущество, данное человеку перед другими тварями, дабы оградить от чуждого взора святые тайны его души"11. Эти размышления Андреева близки к тем идеям, которые позже будет развивать в своих сочинениях Сартр. Его Антуан Рокантен в "Тошноте", как и тюремный мыслитель из "Моих записок" Андреева, будет желать отгородиться от внешнего мира, бежать от него, одновременно страдая в самоизоляции. Целый ряд героев Андреева и Сартра живет будто взаперти, мучаясь от одиночества и в то же время ревностно оберегая, желая его. Их стремление к уединению как нельзя лучше иллюстрируется ключевой фразой из сартровской пьесы "За закрытыми дверями": "Ад - это другие"12.

Проблемы экзистенциального одиночества и преодоления изначальной отчужденности человеческого существования, осмысливаемые Андреевым и Сартром на базе сходных моделей, дают достаточно близкие, так сказать, воспроизводимые результаты, что и позволяет представить их как знание, как достаточно объективный результат исследования. Андреев задолго до выхода в свет книги Бердяева "Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения" (1934) пытался найти способы избавления от одиночества: в единении героев с природой, в отношениях с животными, в человеческом общении, в дружбе, любви, творчестве, в возможности обрести свое место в обществе. Сходные идеи будут развивать и французские экзистенциалисты, воплощая их, как и Андреев, в образах своих героев в пространстве художественно-философской


11 Андреев Л. Н. Мои записки // Андреев Л. Н. Собр. соч. в 6 тт. 1990 - 1996. Т. 3. М. С. 119 - 120.

12 Сартр Ж. -П. За закрытыми дверями, пер. Л. Каменской // Сартр Ж. -П. Грязными руками. Харьков. - М., 1999. С. 112.

стр. 150

прозы. Антуан Рокантен у Сартра ("Тошнота") и Илья Петрович Дементьев у Андреева ("Иго войны") переживают разного рода экзистенциальные состояния. В последовательном раскрытии писателями этих состояний определено особенное место для каждого героя в мире и сам этот мир.

Выстроенный ряд персонажей представляет собой типы, модусы, измерения одиночества всех порядков: космическое, социальное, культурное, межличностное13. Функционирующие в прозе типы одиночества выражают личное миропонимание авторов, но несмотря на это, читателю "не грозит" встреча с авторской оценкой того или иного образа14. Каждый герой - равноправный носитель своей и только своей правды, у него свой поиск путей преодоления ситуации отчуждения.

Главный герой андреевского рассказа "Проклятие зверя" ищет спасение в городе, в толпе одинаково одетых мужчин и женщин, рождающей мнимое единение. Он, одинокий, стремится поскорее стать одною из этих маленьких волн, умалиться их малостью, умножиться их множеством, растворить свое одинокое, сумасшедшее "я" в однородности всех этих таких же одиноких, сумасшедших "я", сделавшихся "мы"15. Сартровский Рокантен, желая помочь бедной женщине избавиться от грозной силы страдания, думает о том, что необходимо увести ее на свет, к людям, на уютные розовые улицы, потому как "там нельзя страдать с такой силой"16. Он и для себя ищет возможность слиться с празднично одетой толпой: "На мгновенье я подумал: уж не полюблю ли я людей. Но в конце концов, это их воскресенье, не мое"17. У Сартра, как и у Андреева для одинокого человека не существует праздников. Празднества, по мнению этих писателей, созданы лишь для счастливых людей. "Праздник... Как страшно это - праздник", - шептал Качерин,


13 Садлер У. С., Джонсон Т. Б. Измерения одиночества // Лабиринты одиночества. М., 1982. С. 31 - 33.

14 Вспомним, что впоследствии Ж. -П. Сартр настаивал на воздержании от оценочных суждений тогда, когда речь велась о человеке: "Но нельзя признать, чтобы о человеке мог судить человек. Экзистенциализм освобождает его от всех суждений подобного рода" (Сартр Ж. -П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989. С. 343).

15 Андреев Л. Н. Проклятие зверя // Андреев Л. Н. Собр. соч. в 6 тт. Т. 3. С. 18.

16 Сартр Ж. -П. Тошнота // Сартр Ж. -П. Стена: Избранные произведения. М., 1992. С. 40.

17 Там же. С. 63.

стр. 151

сторонясь от толкавших его веселых, довольных людей, которые так ласково глядели на него и так далеко были от него своими душами. И с ужасом, который так легко сообщался его уму, Качерин с поразительной ясностью представился самому себе в виде какого-то отверженца, Каина, на котором лежит печать проклятия. Весь мир живых людей и неживых предметов говорил на одном веселом, звучном языке. Качерин один не понимал этого языка и мучился от дикого сознания одиночества"18.

Андреев в самом начале своего творческого пути, мучаясь проблемой мирской разобщенности, пытался помочь людям избежать одиночества: "Пусть собираются вместе одинокие люди.., чтобы вызвать необходимый подъем духа и пробудить ту нежную струнку, что давно задавлена в душе пошлостью, быть может, порвана совсем"19. Отчуждение человека в раннем творчестве Андреева преодолевается благодаря процессу общения между личностями. В этой связи нелишним будет вспомнить слова Бердяева: "Истинное преодоление одиночества и достижения от "Я" к "Ты". Это - путь уничтожения одиночества"20.

В андреевском рассказе "Город" чиновник Петров всю жизнь стремился вырваться из оков одиночества. Даже возможность на ежегодном пасхальном приеме чокнуться рюмкой с другим чиновником, таким же одиноким, как и он, и при этом сказать "За ваше здоровье!" или просто побеседовать ни о чем делает Петрова счастливым. Таким образом люди "соединяются между собой, идут друг к другу из одиночества и познают это одиночество"21. "Взаимность и совпадение интересов"22 - вот ключ к временному избавлению от одиночества и отчуждения, заключенному в диалогическом общении между "Я" и "Ты" (Бердяев). В акте слияния с другим человеком человек познает этого другого, познает себя, познает всех, обретает возможность побороть состояние покинутости и отверженности.


18 Андреев Л. Н. Праздник // Андреев Л. Н. Собр. соч. в 6 тт. Т. 1. М., С. 189.

19 Чуваков В. Н. О творчестве Леонида Андреева // Андреев Л. Повести и рассказы в 2 тт. Т. 1. М., 1971. С. 16.

20 Бердяев Н. А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения. С. 278.

21 Jaspers K. Philosophie. 2. Aufl. Berlin Gottienfen-Heidelbegr, Springer, 1947. C. 345.

22 Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб., 1999. С. 454 - 455.

стр. 152

В начале романа "Тошнота" Антуан Рокантен тоже ищет возможность поговорить с кем-нибудь, пока он, одинокий, не стал внушать отвращение и ужас людям, потеряв человеческий облик. Сартр, указывая на вероятность преодоления одиночества и изоляции при помощи общения между людьми, в конце концов, как и зрелый Андреев, приходит к выводу, что это невозможно, так как одиночество является неотъемлемой составляющей человеческого существования: "Вот он опять на меня смотрит. Сейчас он со мной заговорит, я весь ощенился. Никакой симпатии мы друг к другу не чувствуем - просто мы похожи, в этом все дело. Он одинок, как я, но глубже погряз в своем одиночестве. Вероятно, он ждет своей Тошноты или еще чего-нибудь в этом роде. Стало быть, теперь уже есть люди, которые меня узнают: поглядев на меня, они думают: "Этот из наших". Ну так в чем дело? Чего ему надо? Он должен понимать: помочь мы ничем друг другу не можем. Люди семейные сидят по домам посреди своих воспоминаний. А мы, два беспамятных обломка, - здесь"23.

О любви как преодолении человеческого одиночества будут рассуждать и Андреев, и Сартр. Именно истинная любовь способна избавить от чувства замкнутости в себе посредством переживания единства с другим человеком. Любовь для героев Андреева, как и для самого писателя, является необходимым условием человеческого существования. Страдая от непреодолимого одиночества, герой андреевского "Города" совершает безнадежно-отчаянный поступок, сильно напугавший постороннюю даму. Несчастный Петров "вошел к ней вечером в номер, стал на колени и предложил быть его женой. Незнакомая дама была проститутка и сперва внимательно слушала его и даже смеялась, но, когда он заговорил о своем одиночестве и заплакал, приняла его за сумасшедшего и начала визжать от страха. Петрова вывели; он упирался, дергал Федота за волосы и кричал: "Все мы люди! Все мы братья!"24. Фраза "Все мы люди! Все мы братья!" рефреном проходит через все литературно-философское творчество Леонида Андреева.

У Андреева и Сартра любовь к женщине лишь открывает возможность спасения героя от отчуждения, царящего в мире абсурда; возможность, которая способна ненадолго победить "неведомого врага". В андреевском рассказе "Проклятие зверя" есть строки: "Возлюбленная моя! Одиноко ждущая меня, чтобы дать покой


23 Сартр Ж. -П. Тошнота. С. 74.

24 Андреев Л. Н. Город // Андреев Л. Н. Собр. соч. в 6 тт. Т. 1. С. 379.

стр. 153

моей исстрадавшейся мысли и открыть последнюю великую тайну. Ограждающая от зла! Творящая благо и жизнь!"25. В "Тошноте" Антуан Рокантен вспоминает, что в то время, пока он был с Анни, они вместе преодолевали случайность, абсурдность существования, а придуманные Анни "выигрышные ситуации" и "совершенные мгновения" противостояли состоянию "тошноты", заключали в себе "смысл духовного восхождения" человека. После встречи с любимой и любящей женщиной, закончившейся очередным расставанием, Рокантен признается: "Только теперь я понял, как надеялся в разгар моих страхов, приступов тошноты, что меня спасет Анни"26. Но она не в силах избавить Антуана от ощущения собственной никчемности и чувства бесконечного одиночества, хотя и любит его. Анни "стала совершенно другим человеком", "живым мертвецом", так как пришла к выводу, что "совершенных мгновений" не существует. Не видит окончательного обретения родственности и близости в любви и Альбер Камю: "Если бы можно было довольствоваться любовью, все было бы слишком просто. Чем больше любят, тем прочнее утверждается абсурд"27.

Герои Андреева и Сартра схожими путями пытаются избегнуть одиночества, но люди отказывают им в человеческом общении или же не могут помочь, так как сами одиноки. Отсутствие связей между людьми - вот проблема, терзающая Андреева-мыслителя. Человек чужд всем людям: он один в этом мире, ибо навеки заключен в свою голову, "в эту тюрьму": "Кто сильный даст мне руку помощи? Никто. Никто. Где найду я то вечное, к чему я мог бы прилепиться со своим жалким, бессильным, до ужаса одиноким "я"? Нигде. Нигде"28 В этом высказывании Леонида Андреева, раскрывающем онтологический статус человеческого одиночества, можно увидеть применение гуманитарной модели, обеспечивающей сходство идей писателя с идеями французских экзистенциалистов.


25 Андреев Л. Н. Проклятие зверя // Андреев Л. Н. Собр. соч. в 6 тт. Т. 3. С. 35.

26 Сартр Ж. -П. Тошнота. С. 157.

27 Камю А. Донжуанство // Камю А. Миф о Сизифе: Философский трактат. Падение: Повесть. М., 2007. С. 82.

28 Андреев Л. Н. Мысль // Андреев Л. Н. Собр. соч. в 6 тт. Т. 1. С. 418.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ-СТАТУС-ФИЛОСОФСКОЙ-МОДЕЛИ-В-ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОМ-АНАЛИЗЕ-НА-МАТЕРИАЛЕ-ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ-ПРОЗЫ-ЛЕОНИДА-АНДРЕЕВА-И-Ж-П-САРТРА

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Tatiana SemashkoContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Semashko

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

С. А. Демидова, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ФИЛОСОФСКОЙ МОДЕЛИ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПРОЗЫ ЛЕОНИДА АНДРЕЕВА И Ж. П. САРТРА) // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 15.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ-СТАТУС-ФИЛОСОФСКОЙ-МОДЕЛИ-В-ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОМ-АНАЛИЗЕ-НА-МАТЕРИАЛЕ-ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ-ПРОЗЫ-ЛЕОНИДА-АНДРЕЕВА-И-Ж-П-САРТРА (date of access: 19.09.2019).

Found source (search robot):


Publication author(s) - С. А. Демидова:

С. А. Демидова → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Tatiana Semashko
Казань, Russia
465 views rating
15.09.2015 (1465 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Преграды к созданью Единой Теории Поля и путь одоления их. Barriers to the creation of the Unified Field Theory and the path of overcoming them.
Catalog: Философия 
5 hours ago · From Олег Ермаков
ЯНТАРНЫЙ ПУТЬ
Catalog: География 
2 days ago · From Россия Онлайн
ПЕРВАЯ В РОССИИ КНИГА О ФРАНЦУЗСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ КОНЦА XVIII ВЕКА
2 days ago · From Россия Онлайн
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ БРУСИЛОВ
2 days ago · From Россия Онлайн
ЕГИПЕТ: ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
2 days ago · From Россия Онлайн
А. Т. БОЛОТОВ - УЧЕНЫЙ, ПИСАТЕЛЬ ЭНЦИКЛОПЕДИСТ
2 days ago · From Россия Онлайн
Несмотря на недолгое существование казино Crystal Casino на онлайн-рынке, сейчас оно является одним из самых развитых и уважаемых онлайн-казино. Это российское онлайн-казино предлагает несколько сотен различных игр, доступных на настольных компьютерах, а также на смартфонах и планшетах.
Catalog: Лайфстайл 
2 days ago · From Россия Онлайн
МОСКОВСКИЕ ОХОТНИКИ ПРЕДПОЧИТАЮТ ЯСТРЕБОВ И СЕТТЕРОВ
Catalog: Лайфстайл 
7 days ago · From Россия Онлайн
НЕНУЖНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Catalog: Лайфстайл 
7 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ФИЛОСОФСКОЙ МОДЕЛИ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПРОЗЫ ЛЕОНИДА АНДРЕЕВА И Ж. П. САРТРА)
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate $ to Libmonster ($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones