Libmonster ID: RU-9180

МЕТОДОЛОГИЯ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ Г. Г. ШПЕТА, СЕМЬ УРАВНЕНИЙ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЕТОДА ФИЛОСОФИИ И СЕМЬ ТАИНСТВ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ*

Бог-Слово воплотился среди избранного народа, родился среди людей, чтобы на собственном примере научить людей заповедям Блаженства, т.е. законам природы и сущности любви, открыв своим ученикам, что Он есть Любовь. И что, следовательно, живя по правилам, по законам любви, люди живут по законам Бога, т.е. по Его воле.

Цветок Жизни, вся его структура, все его сферы, какого бы размера они не были, все взаимодействия этих сфер - это сама гармония, красота, совершенство, созданные самим Духом Истины, Богом, Христом. И Православная Церковь, будучи телом Христа, оставленным Им на Земле для обучения людей жизни по законам любви, устроена, таинственным образом, как я в дальнейшем постараюсь показать, как Цветок Жизни. Не случайно тело Христа - Церковь, созидалось сошествием Духа Истины на подготовленных Христом учеников, с дарованием им знания всех языков на пятидесятый день по воскресении Иисуса Христа и на десятый день по вознесении Иисуса Христа. (Идеальное число 10 - Библейский Декалог, пифагорейская Декада, ведическая десятка и т.п., с древнейших времен считалось числом Бога, а идеальное число 50, как мне видится, это произведение пяти органов чувств на Декалог.) Ведь без знания христианами всех языков


Продолжение. Начало см.: Философские исследования. 2012. N 1 - 2.

стр. 184

они не смогут общаться, а без общения Цветок Жизни христиан не сможет существовать. Поэтому первое Таинство Православной Церкви, которое как семя Любви первое входит в жизнь человека, чтобы сделать его христианином, т.е. Богом поставленным, новым управляющим биосферой Земли, это, как мне видится, таинственное знакомство со структурой сущности любви - Цветком Жизни. И, видимо, от результата роста этого "семени" зависит существование биосферы нашей планеты Земля.

Алексей Осипов пишет: "...Рождение от Второго Адама (1 Кор. 15:47) и приобщение Духу Святому происходит через сознательно-волевой процесс личной активности, имеющий две принципиально различные ступени.

Первая - когда уверовавший духовно рождается в Таинстве Крещения, получая семя (Мф 13:3 - 23) Нового Адама и тем самым становясь членом Его Тела - Церкви ... та святость, к которой человек призван, Таинством Крещения еще не достигается. Этим Таинством полагается лишь ее начало, а не свершение, человеку дается лишь семя, но не само дерево, приносящее плоды Духа Святого.

Второй ступенью является та правильная (праведная) духовная жизнь, благодаря которой верующий возрастает "в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова" (Еф 4:13) и становится способным к принятию особого освящения Духом Святым. Ибо семя Крещения у христиан "лукавых и ленивых" (Мф 25:26) так и остается не проросшим и потому бесплодным (Ин 12:24), но, попадая на добрую землю, дает всходы и приносит соответствующий плод. Этот плод (а не семя) и означает искомое приобщение Духу Святому - святость" [27. С. 139].

Рождаясь вторично от воды и Духа, человек воспринимает новую духовную генетику. Но чтобы из этого семени выросло состояние святости, т.е. состояние жизни по воле Любви, по законам Любви, человек должен, прилагая усилия, многое узнать на пути самопознания и Богопознания и, соответственно, очистить свою душу от ошибочных навыков, вредных привычек, невежества и страстей. И поскольку Бог это свободная личность и Любовь, то и духовное развитие человека происходит при обращении человека к Богу с предельным вниманием и любовью и при свободном совместном усилии и человека и Бога. И поэтому это совершенствование является Таинством и разделяется на этапы или степени, отвечающие ступеням совершенствования сознания человека, восходящего к Сознанию Христа.

стр. 185

О втором Таинстве Нефедов пишет: "В Таинстве Миропомазания сообщается благодать, поставляющая человека на путь духовной жизни. В этом Таинстве на христианина полагается "печать Дара Духа Святого" через помазание частей его тела Святым Миром. По своему таинственному составу Святое Миро представляет собой особое явление в жизни Церкви, ибо с благоуханием ароматных веществ теснейшим образом сопрягается при его освящении действие Святого Духа - Источника святости, и света невечернего, и Божественной жизни" [19. С. 14].

Между тем, благоухание - это химическое взаимодействие определенных атомов с плотью человека. Его основу, как известно, составляют слабые взаимодействия. Эти открытые в XX в. взаимодействия в древности называли стихией воздуха. Его сущность отображается одним из тел Платона - октаэдром. И оно считается проявлением воли. А плоть человека, его вещество древние называли стихией земли. Его сущность отображалась телом Платона - куб или его проекцией на плоскость - квадратом. И по количеству одинаковых и симметричных углов этих фигур вещество холона обозначалось цифрами 8 или 4. Они являлись основными началами вещества и отображались в понятиях о его сущности. Так же считалось, что вещество холона имеет пространство и время, и эти начала, как противоположные и неопределенные, обозначались цифрой 2 и назывались неопределенной двоицей.

Следовательно, когда исследуемым предметом является Бог и речь идет о "печати Дара Духа Святого" через помазание частей тела верующего Святым Миром, мы имеем проявление Трех Космических Импульсов Воли Бога к телу верующего. Но поскольку и тело человека в этом Таинстве проявляет свое отношение к Трем Космическим Импульсам Воли, то символически, в цифрах, это отношение можно представить как отношение четырех или восьми к трем, умноженное на отношение трех к двум. Цифра восемь здесь не подходит (она будет фигурировать в третьем Таинстве), так как это произведение названных сомножителей должно равняться отношению 2/1, выражающему Золотую пропорцию в точечном измерении и отвечающему чувству благодати при совершении этого Таинства. Это чувство и поставляет человека на путь духовной жизни.

Нефедов пишет: "Печатью Дара Духа Святого Церковь совершает посвящение - быть человеку храмом Божиим, в котором обитает и живет Дух Божий ... Через Миропомазание человек вводится в литургическую жизнь Церкви..." [19. С. 14].

стр. 186

Здесь можно заметить, что если в Таинстве Крещения человек усваивает открывающиеся ему кем-то знания о Боге, как школьник усваивает знания человечества, передаваемые ему учителем, то в Таинстве Миропомазания человек, познавая Бога, сам открывает о Нем нечто новое, т.е. то, что никто никогда еще не знал о Боге. Это происходит в акте взаимодействия его природы с проявлением Воли Бога. И в математическом методе философии с формулы 4/3 х 3/2 = 2/1 начинается открытие исследователем нового об исследуемом предмете. Человека с этим уровнем развития души философ Дж. Г. Беннетт назвал "Кандидатом", имея в виду готовность такого человека, стать на путь духовного развития.

Как известно из практики христианского богослужения, вслед за Таинством Миропомазания следует Таинство Покаяния, а за Покаянием - Таинство Евхаристии или Причастие.

О Таинстве Покаяния Нефедов пишет: "В Таинстве Покаяния человеку сообщается благодать, освобождающая его от грехов и наделяющая душу способностью понимать волю Божию о себе самой. В этом Таинстве христианин поставляется перед реальностью Небесного Царства, близкой его душе, но утерянной через грехи, совершенные после Крещения" [19. С. 15].

Поскольку Таинство Покаяния является третьей ступенью на пути к вершинам Богопознания и самопознания, то его суть, как мне видится, может быть определена через правильную интерпретацию третьего уравнения математического метода философии: 5/4 х 8/5 = 2/1. Поскольку Нефедов говорит, что в этом "Таинстве христианин поставляется перед реальностью Небесного Царства", то можно было бы сказать, что во время Покаяния пять органов чувств кающегося относятся к четырем стихиям тела Христа, т.е. воспринимают четыре причины Небесного Царства Церкви. И это отношение умножается на отношение четырех пар противоположностей этих четырех причин, т.е. восьми причин Небесного Царства Церкви, к пяти органам чувств кающегося. И в результате, как пишет Нефедов, кающийся взирает на жизнь "утерянную им в грехопадении. Поэтому согрешивший искренно просит Господа дать ему силы увидеть свои грехи в свете Евангельской истины, дабы пробудилось в душе раскаяние во грехах ..." [там же].

Но на этом Таинство не заканчивается. О дальнейших событиях Нефедов пишет: "Христос, видя, что человек просит Его о помиловании, подает ему через священника не только отпущение грехов, но оправдание и освящение. Грех полностью изглаживается, исчезает" [там же].

стр. 187

Следовательно, первую интерпретацию уравнения надо дополнить и следующей интерпретацией - пять трансцендентальных органов чувств Иисуса Христа, имеющихся у Его тела, т.е. у христианской Церкви, относятся к четырем причинам кающегося (т.е. к его "кресту"). И это отношение умножается на отношение восьми основных страстей кающегося (являющихся теми четырьмя парами противоположностей четырех причин, которые он может снять и разрешить во время Таинства Покаяния), к пяти трансцендентальным органам чувств Иисуса Христа.

Таким образом, в правой части уравнения мы получает опять же Золотую пропорцию в точечном измерении исследуемой Реальности. Она является математическим выражением особой благодати, испытываемой очищающимся от грехов. Об этом состоянии Нефедов пишет: "Благодать Божия в завершение покаяния открывает путь к спасению и учит человека по мере своих сил по-новому относится к жизни на земле в целом и к себе, к своим христианским обязанностям в частности" [там же].

Так человек, с Божьей помощью, становится "Производителем" (Беннетт) нового отношения "к жизни на земле в целом и к себе".

Но если два первых Таинства существуют вне непосредственной связи друг с другом и с другими Таинствами, то третье Таинство (Покаяния), как и все последующие Таинства, имеют непосредственную связь друг с другом. И эта связь осуществляется квадратами практического мышления людей, участвующих в предыдущем Таинстве, с кругами теоретического мышления людей, участвующих в последующем Таинстве. Поэтому, как мне видится, при православном богослужении священник старается допускать к Таинству Евхаристии только тех прихожан, кто перед этим участвовал в Таинстве Покаяния. (Или тех, кто как малые дети, чист от грехов.)

О Таинстве Причастия Нефедов пишет: "В Таинстве Евхаристии человеку сообщается дар обожения через единение со Христом. В нем открывается человеку доступ к Божественной Вечери, т.е. той особой жизни, где Сам Христос, являя Свою жертвенную Любовь, под видом хлеба и вина "приходит заклатися и датися в снедь верным ("Да молчит всякая плоть человеча" - песнопение, поемое вместо Херувимской песни в Великую субботу)" [19. С. 14].

При совершении этого Таинства человеческая плоть должна молчать, так как говорит плоть Иисуса Христа. "Слово стало пло-

стр. 188

тию" (Иоанн. 1, 14), говорит Иисус, "не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца" (Иоанн. 6, 38). И эта воля Бога о человеке воспринимается теоретическим мышлением того человека, душа которого во время практики предыдущего Таинства Покаяния наделяется, как пишет Нефедов, "способностью понимать волю Божью о себе самой". Поэтому можно предположить, что суть Таинства Евхаристии выражается уравнением: 6/5 х 5/3 = 2/1. Где отношение шести триад воли Бога о человеке к пяти органам чувств человека умножается на отношение пяти органов чувств человека к трем Космическим Импульсам воли Бога.

Для доказательства этой гипотезы попробуем выяснить сущность Божественной Вечери. Попробуем понять, почему Иисус утверждал: "если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни" (Иоанн. 6, 53). В первом Евангелии, в Евангелии ОТ МАТФЕЯ читаем о центральном событии Божественной Вечери:

"И когда они ели, Иисус взял хлеб и благословив преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое.

И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все;

Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов.

Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.

И воспевши пошли на гору Елеонскую" [Мат. 26, 26 - 30].

В следующем Евангелии, в Евангелии ОТ МАРКА это событие описывается точно так же, слово в слово.

В третьем Евангелии, в Евангелии ОТ ЛУКИ об этом говорится так: "И взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.

Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается" (Лук. 22, 19 - 20).

В четвертом Евангелии ОТ ИОАННА это событие на Божественной Вечере не описывается, но осуществляется святое благовествование о другом таинстве, которое было после Таинства причастия - омовение ног ученикам Учителем и говорится о высоком смысле и значении этого таинственного омовения. Иисус "явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлю-

стр. 189

бил их" (Иоан. 13, 1). И этим Его делом было таинство омовения ног всех его учеников, участвовавших в Таинстве Евхаристии. Об этом "омовении" Он сказал: "Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу" (Иоанн. 13, 14).

Смысл этого таинства "омовения христианами ног друг другу", как мне видится, очень глубокий. Все причастившиеся христиане, если они "до конца" возлюбили друг друга, "должны умывать ноги друг другу". Т.е. должны бескорыстно и милосердно делать друг для друга всякое дело, даже самое семейное, как между очень близким людьми, если оно не противоречит Духу и жизни Учителя, передающего людям волю Отца, пославшего Его к людям. Таинство "омовения ног", как мне видится, связывает Таинство Евхаристии с последующим Таинством Елеосвящения, является мостом между ними.

Как видим, во всех приведенных "святых благовествованиях" о Таинствах мы имеем некоторую очень глубокую метафору. И в описаниях центрального события Божественной Вечери мы, как мне видится, имеем дело с загадочным употреблением слов "Тело" и "Кровь" Иисуса в переносном смысле. Ведь Кровь Христа Нового завета в прямом смысле может быть только Его духом, обращенным к человеку в Его учении, в Его новых заповедях. А Его Тело это христианская Церковь. Следовательно, фактически, Иисус Христос учит своих учеников постоянно питать свою плоть христианской Церковью и Духом Его учения и, таким образом, постоянно усваивать, познавать волю Отца и стараться исполнять ее, "во оставление грехов".

Но более точный смысл Таинства Евхаристии, как мне видится, можно извлечь из слов самого Иисуса, переданных нам в Евангелии ОТ ИОАННА:

"Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день;

Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие;

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем;

Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною;

Сей-то есть хлеб, сшедший с небес; не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек" (Иоанн. 6, 54 - 58).

В этом высказывании ключевой фразой для понимания Тайн-

стр. 190

ства Евхаристии, как мне видится, является указание: "Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною". А в этом указании ключевым словом является выделенное курсивом "так".

Поэтому вспомним, как было послано на Землю Слово, чтобы стать плотью Иисуса Христа и творить среди людей на Земле волю Отца и жить Отцом. В Евангелии От МАТФЕЯ читаем: "Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого" (Мат. 1, 18).

Другими словами, Отец послал Святой Дух в непорочное тело Марии, и она зачала Слово, ставшее плотью - Иисуса Христа, живущего Отцом. И похожим образом человек, очистившийся душою и телом во время Таинства Покаяния, "пьет и ядет", т.е. питается, воспринимает в свою плоть Дух Иисуса Христа, выраженный в Его учении, и христианскую Церковь - в виде преосуществленных хлеба и вина Таинства Евхаристии. И это действие, волею Бога производит зачатие в непорочной плоти человека вечной жизни. И эта жизнь человека продолжается, пока он живет Иисусом Христом, т.е. питается Духом его учения и христианской Церковью, т.е. познает волю Отца и исполняет ее.

Иисус ответил тем, кто возмутился, услышав, что надо питаться Его Телом и пить Его Кровь, чтобы жить и жить вечно: "Дух животворит, плоть не пользует ни мало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь" (Иоанн. 6, 63). Говоря о природе Своей плоти, о том, что человеку следует пить Его Кровь и есть Его Тело, Христос имел в виду, что человеку следует питаться Его духом и жить Его жизнью. Так как только Дух дарует жизнь, а человек не может животворить. И вечная жизнь человека происходит только от соединения человека с Его жизнью, исполняющей волю Отца.

По сути, так же видит события Таинства Евхаристии и Нефедов. Он пишет: "Божественное "брашно" Евхаристии, входя в состав человека, таинственно преобразует его: очищает душу, освящает помышления, просвещает деятельность человеческих чувств, "сопригвождает всего человека страху Божию", удобряет его "селением Духа" [19. С. 14 - 15].

И воля Отца, касающаяся жизни человека, воспринимается пятью органами чувств человека, как проявляющиеся в пространстве и времени шесть триад воли Бога, и как проявляющиеся здесь и сейчас три Импульса Космической воли Бога. И это восприятие отражено в формуле 6/5 х 5/3 = 2/1. В правой части уравнения опять

стр. 191

находится Золотая пропорция в точечном измерении познаваемой Реальности. Но к этой Золотой пропорции и соответствующей ей чувству благодати человек приходит уже иначе, чем во втором, и третьем Таинствах. И так происходит во всех Таинствах, кроме первого, так как левые части их уравнений отличаются друг от друга. Фиксируя это различие в ощущениях благодати, получаемых человеком в разных Таинствах Православной Церкви, Нефедов пишет: "В каждом Таинстве на человека изливается особый дар Божественной благодати" [19. С. 14].

Как известно, Божественная Евхаристия стоит в центре общественного богослужения [См. 19. С. 5]. Нефедов пишет: "Евхаристия с самого начала была явлением и осуществлением единства нового народа Божия, собранного Христом и во Христе (Ин. 11, 52) Собрание в Церковь есть образ тела Христова. Образ Главы Тела есть священник. Он предстоит в собрании и возглавляет его" [19. С. 191].

И четвертое уравнение занимает одно из центральных мест среди уравнений математического метода философии. Оно завершает познание, осуществляемое ощущающим и чувствующим психологическими типами, и является основанием для познания предмета. И, как мне видится, таинство "омовения ног" является проявлением связи практического мышления христианина, причастившегося воле Отца, с теоретическим мышлением христианина, выздоравливающего, очищающего свои душу и тело благодаря уподоблению своего ума Уму Бога. Благодаря этой связи образуется и живет первый уровень гармонического сознания, обеспечивающий человеку поведение и образ жизни, очень близкие к божественной пропорции и отвечающее этой пропорции чувство благодати.

После результативного Таинства Евхаристии причастившийся воле Отца становится своего рода "Специалистом" (Беннетт) по христианскому отношению к жизни.

Но как бы, ни был хорош Специалист, у любого специалиста бывают какие-то огрехи и недоработки. Они бывают не только у начинающих верующих, но и у праведников, святых и даже у пророков. О следствиях этих имманентных человеку несовершенств Нефедов пишет: "Когда человек совершает грехи и нечистосердечно раскаивается в них, то в его душе могут "застареть" некоторые виды грехов, может умножиться их вредоносная сила, усилиться их пагубное воздействие на человека и особенно на его пребывание в Церкви. Присутствие таких грехов вместе с грехами невольными и забытыми создает в душе человека болезненное состояние.

стр. 192

Болезнь души развивается, паразитируя на жизнетворных связях души с Телом Христовым - Церковью. По мере умножения греха сокращается доступ к душе благодатных воздействий жизни Царства Божия. Чтобы приостановить разрушительный процесс отдаления христианина от Церкви, а затем обновить приток жизненных сил евангельской благодатной жизни в душу и жизнь человека, святая Церковь и предлагает своим чадам Таинство Елеосвящения" [19. С. 15].

О пятом Таинстве Нефедов пишет: "Это Таинство открывает попечение Церкви о немощных и болящих ее членах. ... Для этой цели Она созывает "пресвитеров Церкви", чтобы они помолились над болящим и помазали "его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восстановит его Господь" (Иак. 5, 14 - 15). В помощь себе пресвитеры испрашивают молитвы небожителей - Пречистой Богоматери и святых угодников Божиих. Таким образом, болезнь христиан врачуется в Таинстве молитвами Церкви земной и Небесной при помазании тела болящего святым елеем. Через помазание христианин вновь прививается как ветвь к дереву, к благодатной лозе - Господу Иисусу Христу, чтобы соки этой Лозы вновь потекли в жизнь человека и сделали его способным жить по заповедям Божиим (Ин. 15, 4 - 5)" [19. С. 15 - 16].

Из этих предложений мы узнаем о Елеосвящении в самых общих чертах. А нам, для сравнения его смысла со смыслом соответствующего уравнения математического метода философии, очень важны детали. За дополнительной информацией обратимся к общедоступному серверу, посвященному Богослужению Православной Церкви.

Так, об этом Таинстве, на сервере, в частности читаем: "В чинопоследовании таинства молитвенно испрашивается отпущение грехов и как следствие этого исцеление от болезней... Следует объяснить прихожанам, что Елеосвящение, как духовное врачевство, не устраняет сил и законов физической природы. Оно поддерживает человека духовно, оказывая ему благодатную помощь, в той мере, в какой это по смотрению Божию необходимо для спасения болящего. Поэтому соборование не отменяет употребления лекарственных средств, Господом данных, для врачевания наших болезней ... Таинство не совершается над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными. Кроме того, священнику запрещается совершать Елеосвящение над самим собой ...Благодать Елеосвящения приносит человеку освящение тела и души для вечного служения Богу, по

стр. 193

Его всеблагому Смотрению: еще на земле или по разлучению души с телом. Помазанный святым елеем христианин достигает всецелого посвящения себя Богу и приуготовляется, подобно мудрым девам из притчи Христовой, к сретению Жениха Небесного, с возжженными светильниками ...Семь пресвитеров призываются к участию в этом таинстве потому, что при Елеосвящении бывает семь чтений из Апостола, семь чтений из Евангелий, семь молитв и столько же помазаний. Это число знаменует семь даров Духа Святого... Однако Церковь допускает совершение таинства трем, двум и даже одному священнику с тем, чтобы он совершал его от лица собора иереев и произносил все положенные молитвы, чтения и семикратно помазывал болящего ...По окончании каждого из помазаний гасится одна из (семи - В. З.) свечей, водруженных в пшеницу ...Перед каждым помазанием священник изливает душу свою в молитве пред Господом, чувствуя свое недостоинство и величие таинства, и нужды болящего, как зеркало собственных немощей, и вспоминает многочисленные примеры помилования грешников и исцелений в Ветхом и Новом Заветах" [25] .

В целях экономии места я не пишу о содержании тех многих и длинных текстов, которые читаются из Апостолов и Евангелий, И текстов молитв. Хотя это и важно для понимания происходящего в этом таинстве.

Как мне думается, чтение членами Церкви текстов из Апостолов и Евангелий и чтение молитв в этом таинстве предназначено для достижения двух взаимосвязанных целей. 1) Чтение текстов из Апостолов и из Евангелий способствует уподоблению ума человека Уму Любви и настраивает ум человека на общение с Умом Любви, так как только подобное может общаться с подобным и познавать его. А заключительное чтение молитв, это уже выход на само это общение для реализации цели Елеосвящения. 2) Этих чтений из Апостолов и из Евангелий, как и чтений молитв и помазаний болящего елеем должно быть ровно семь, так как душа человека имеет семь основных компонентов или психологических типов. И каждый психологический тип для осуществления Елеосвящения надо активизировать и просветить отдельно, чтобы они все приняли равное участие в этом таинстве!

Ум человека, уподобившийся Уму Любви и Премудрости и общающийся с Умом Любви, обозначается в математике философии "идеальным числом" девять. Это число, как мне видится, слагается из помышлений восьми материальных природ человека и ума духа или "высшего Я" человека. Этот коллективный ум холона, как

стр. 194

мне видится, Лев Толстой называл разумом, рожденным в Духе, а И. Кант - трансцендентальным разумом человека. Наименование коллективного ума холона, общающегося с Богом, разумом, отвечает и употреблению этого термина апостолом Иоанном: "Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам (свет и) разум, да познаем (Бога) истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе" [1 Иоан. 5, 20]. О благотворном действии на тело или природу человека этого ума-разума Григорий Нисский писал: "Ум, как созданный по образу Наилучшего, пока, сколько можно ему, причастен подобия Первообразу и сам пребывает в красоте; если же сколько-нибудь уклонится от этого подобия, лишается красоты, в которой пребывал. А как, по сказанному нами, ум украшается подобием первообразной красоты, подобно какому-то зеркалу, которое делается изображающим черты видимого в нем, то сообразно с этим заключаем, что и управляемое умом естество держится его и само украшается предстоящей красотой, делаясь как бы зеркалом зеркала, а им охраняется и поддерживается вещественное в том составе, естество которого рассматривается. Поэтому, пока одно другого держится, во всем соразмерно происходит общение истинной красоты, посредством высшего украшается непосредственно за тем следующее. А когда произойдет некое расторжение этого доброго единения или, наоборот, высшее будет низшим, тогда, как скоро само вещество отступит от природы, обнаруживается его безобразие (потому что вещество само в себе безобразно и неустроено), и безобразием его портится красота естества, украшаемого умом. И, таким образом, совершается естеством передача испорченности вещества самому уму, так что в чертах твари не усматривается уже образ Божий. Ум, составляя в себе образ доброт, подобно кривому зеркалу, оставляет неизображенными светлые черты добра, отражает же в себе безобразие вещества. И, таким образом, совершается происхождение зла, производимое изъятием прекрасного" [20. С. 265].

Здесь Григорий Нисский, живший в IV в. н.э., т.е. задолго до открытия строения живого вещества, говорит об особенностях взаимосвязи трех начал человека, которые он чисто интуитивно называет веществом, естеством и умом. Это те начала, которые в XXII в., после открытия биологов о том, что все живые существа состоят из косного вещества и клеток, Л. Н. Толстой назвал: 1) нерганическим веществом, 2) клетками и 3) разумным сознанием [См. 21]. После философского обобщения, с учетом современных научных данных о полевой составляющей материи, эти начала хо-

стр. 195

лона я называю сложными частями, простыми частями и разумом холона. Сложные и простые части холона, согласно их сути, можно идентифицировать с природой холона. Они образуют восемь материальных природ холона, а простые части холона, с учетом их невидимой полевой структуры, идентифицируются с душой холона, т.е. с семью психологическими типами.

Итак, при успешном совершении Таинства Елеосвящения происходит, как мне видится, следующее. Девятка, т.е. "идеальное число" трансцендентального разума болящего, относится к восьми материальным природам болящего. И это отношение умножается на отношение семи активизированных и освященных елеем психологических типов к "идеальному числу" девять трансцендентального разума болящего. Таким образом, у нас получается уравнение: 9/8 х 7/9 = 7/8. И, заметим, число 7/8 близко к отношению 1/1.

И теперь становится понятным смысл пятого уравнения математического метода философии 9/8 х 16/9 = 2/1. Ведь число 16 при его герметическом сложении равняется 1 + 6 = 7. А это складывание всех двузначных, трехзначных и многозначных чисел математики философии до однозначного "идеального числа" необходимо, так как понятие сущности исследуемого предмета должно быть однозначным. Так как истина одна, сущность одна. Следовательно, левые части уравнений 9/8 х 7/9 = 7/8 и 9/8 х 16/9 = 2/1 по их философскому смыслу тождественны. Но правая часть уравнения: 9/8 х 16/9 = 2/1, показывает, почему при успешном совершении Таинства Елеосвящения у болящего возникает ощущение благодати. Ведь оно отражает возникающее состояние гармонии трех начал человека - его вещества, естества и ума, т.е. состояние Золотой пропорции между ними в точечном измерении одной Реальности. Об этом состоянии Нефедов пишет: "В Таинстве Елеосвящения человеку по молитвам Церкви даруется благодать, врачующуя душевные и телесные недуги для плодотворного его участия в жизни Церкви" [19. С. 15].

Но при этом болящему надо понимать, что Таинство это не магия. И поэтому его лечение зависит не столько от условий проведения обряда, сколько от покаяния болящего и от того, стал ли ум больного подобным Уму Любви, и стала ли природа болящего под управление этого красивого ума. И стала ли его душа взаимодействовать с этим красивым умом. Управляя душой и телом трансцендентальный разум должен действовать в соответствии с Волей Христа, а Воля Любви проявляется многообразно, и в том числе в законах природы, которые изучает научная медицина.

стр. 196

Следовательно, с появлением около 100 - 150 лет назад научной медицины последствия успешно проведенного Елеосвящения должны радикально измениться. Болящий, если его ум обрел подобие Ума Любви, должен максимально использовать для своего лечения достижения научной медицины. При этом продолжая молиться Богу и всем святым Небожителям, участвовать в общественном Богослужении, изучать новый завет, бороться со своими страстями и т.д., так как именно этот образ жизни способен уподоблять его ум Уму Любви и сохранять господство его трансцендентального разума над его природой, над его естеством. Эту же мысль, как мне видится, Апостол Павел выразил следующим образом: "Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир" (Рим. 8, 6).

Помышления духовные - это помышления того человека, который после грехопадения Адама и Евы стал жить как бы внутри человека, и его стали называть в христианском учении внутренним человеком. А внутренний человек мыслит в общении с Умом Бога и поэтому мыслит бесстрастно. И когда болящий начинает вести бесстрастный образ жизни, в том числе и с помощью научной медицины - ведь наука бесстрастна, то его болезни уходят. Но человек живет не только в общении с Богом. Он и внутри себя имеет противоположности и вне себя играет роль одной из противоположностей - мужской или женской. Поэтому ему, чтобы быть целым или здоровым и жить в семье, в обществе, в биосфере, на планете, в Солнечной системе и т.д., а без определенной окружающей среды человек жить не может, надо поддерживать и сохранять равновесие, единство всех внутренних и внешних противоположностей. И в этом деле без общения с Богом Любви не обойтись. Ведь кто, кроме Него, знает все видимое и невидимое человеком творение, все внутренние и внешние миры человека. Поэтому вслед за Таинством Елеосвящения следует Таинство Брака и за пятым уравнением математического метода философии следует шестое. А за "Критикой чистого разума", разума, который, как видно из пятого уравнения, играет основную роль в Таинстве Елеосвящения, следует "Критика способности суждения". И. Кант, правда, поспешил и сначала написал "Критику практического разума", которая, как я постараюсь показать далее, исследует явление, отчасти порождаемое Таинством Священства, и имеет отношение к седьмому уравнению математического метода философии.

Человека с пятым уровнем совершенствования души Беннетт назвал Ремесленником. И так, как мне видится, можно называть и

стр. 197

члена церкви, успешно прошедшего Елеосвящение. Ведь он овладел ремеслом общения с Умом Любви, с Логосом, с тем Словом, которое было в начале и стало плотью, самой совершенной, самой здоровой плотью. И Слово, ставшее плотью, поставило свою материальную природу под руководство чистого разума. А овладев ремеслом, можно уже учиться творчески его применять. Можно уже учить других, давать им советы. Поэтому следующий, шестой уровень совершенства души человека, Беннетт назвал уровнем Советника.

О шестом Таинстве Нефедов пишет: "В Таинстве совместная жизнь двух людей благословением и молитвами Святой Церкви объединяется в единый супружеский союз, чтобы двое стали "одной плотью" (Быт. 2, 24) и имели "одно сердце и одну душу" (Деян. 4, 32) с Церковью". В этом Таинстве для новобрачных открывается тайна присутствия между ними Христа так же реально, как Он присутствовал на браке в Кане Галилейской (Ин. 2, 1 - 11). Это Он Сам "славою и честию венчает их" (тайносовершительные слова Таинства). "Тайна сия велика есть" (Еф. 5, 32), ибо она освящает, одухотворяет брачный союз двух лиц, чтобы их жизнь была образом "домашней церкви" (Кол. 4, 15) по принципу и содержанию жизни" [19. С. 16].

Напомню, что на бракосочетании в Кане Галилейской, кроме других людей, были Мать Иисуса, Иисус и Его ученики. "И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них.

Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жжено? Еще не пришел час Мой" (Ин. 2, 3 - 4). Но затем, по настоянию Матери, Он передумал и превратил воду в вино и все пили это таинственное вино. Мне думается, что когда Иисус сказал: "Еще не пришел час Мой", - Он имел в виду время "Тайной Вечери", т.е. время Таинства Евхаристии, которое предшествовало Его распятию. Следовательно, как мне видится, питие на брачном пире в Кане Галилейской этого чудесного вина и вина, которое на Тайной Вечере Христос предложил своим ближайшим ученикам и назвал его "Кровью Моей нового завета, за многих изливаемой во оставление грехов" (Мат. 26, 28), это одна и та же акция. Скрытый смысл этой акции я вижу в том, что на этой свадьбе Христос приобщал всех новобрачных и их гостей к познанию Духа Нового завета, выражающего волю Отца. Таким образом, как мне видится, благодаря этому питию чудесного вина воли Отца Христос реально присутствует среди новобрачных - христиан и "освящает, одухотворяет брачный союз двух лиц, чтобы их жизнь была образом "домашней церкви".

стр. 198

Однако нам необходимо свободное владение деталями Таинства Брака. И за ними снова обратимся к общедоступному сайту "Литургия.ру". На сервере, посвященном Богослужению Православной Церкви, читаем: "Брак - просвещение и, одновременно, - тайна. В нем происходит преображение человека, расширение его личности. Человек обретает новое зрение, новое ощущение жизни, рождается в мир в новой полноте. Только в Браке возможно полное познание человека, видение другой личности. В Браке человек погружается в жизнь, входя в нее через другую личность. Это познание и жизнь дает чувство завершенной полноты и удовлетворения, которое делает нас богаче и мудрее.

Эта полнота углубляется с возникновением из двоих, слитых вместе, - третьего, их ребенка. Совершенная супружеская пара породит и совершенного ребенка, она и дальше будет развиваться по законам совершенства; но если между родителями существует непобежденный разлад, противоречие, то и ребенок будет порождением этого противоречия и продолжит его.

Через таинство Брака даруется благодать и на воспитание детей, которой христианские супруги лишь содействуют ...

Ангелы Хранители, приданные младенцам от святого Крещения, тайно, но ощутимо содействуют родителям в воспитании детей, отвращая от них различные опасности.

Если в Браке совершилось только внешнее соединение, а не победа каждого из двоих над своей самостью и гордыней, то это отразится и на ребенке, повлечет неминуемое отчуждение его от родителей - раскол домашней Церкви. ...

Однако ни мужчина, ни тем более женщина, не имеют в Браке друг над другом абсолютной власти. Насилие над волей другого, хотя бы во имя любви, убивает саму любовь ... Величайшая мудрость христианского Брака - дать полную свободу тому, кого любишь, ибо земной наш Брак - подобие брака небесного - Христа и Церкви, - а там полная свобода. Тайна счастья христианских супругов заключается в совместном исполнении воли Божьей, соединяющей их души между собой и со Христом. В основе этого счастья - стремление к высшему, общему для них предмету любви, все к себе влекущему (Ин. 12, 32). Тогда и вся семейная жизнь будет направлена к Нему, и упрочится соединение сочетающихся. А без любви к Спасителю никакое соединение не прочно, ибо ни во взаимном влечении, ни в общих вкусах, ни в общих земных интересах не только не заключается истинная и прочная связь, но, напротив, нередко все эти ценности вдруг начинают служить

стр. 199

разъединению. Христианский брачный союз имеет глубочайшее духовное основание, которым не обладают ни телесное общение, ибо тело подвержено болезням и старению, ни жизнь чувств, переменчивая по природе своей, ни общность в области общих мирских интересов и деятельности, "ибо проходит образ мира сего" (1 Кор. 7, 31) ...

Людям свойственно ошибаться, сбиваться с истинного пути и без помощи Божией и Его водительства не дойти этим двум слабым людям до цели - Царства Небесного. Потому просит священник: "И ангел Твой да предыдет пред ними вся дни живота их" [25].

Смысл всего сказанного Нефедовым и на сервере, посвященном Богослужению Православной Церкви, о таинстве Брака, как мне видится, можно очень кратко выразить следующим образом. Каждый из супругов, благодаря Таинству Брака, при разрешении и снятии противоречий, возникающих между ними, может соотносить каждое свое действие, слово, поступок, привычку с Волей Бога. А Бог, в свою очередь, Который в Лице Христа всегда присутствует там, где двое или трое соберутся во имя Его, особым образом присутствует среди тех супругов, которые живут вместе, чтобы исполнять Его волю. Воля Христа помогает восьми материальным природам каждого супруга разрешать и снимать противоречия между противоположностями - мужским и женским началами семьи. Тем самым сохраняя и развивая свободное общение, гармоничное, красивое объединение, любовь мужа и жены во всех меняющихся состояниях и условиях существования семьи. И показателем и признаком успешности такой жизни христианской семейной пары, прошедшей и проходящей через Таинство Брака, является чувство благодати, испытываемой каждым из супругов.

Между тем, Бог имеет три Космических Импульса Воли, особенным и индивидуальным образом проявляющихся в жизни каждого его творения, т.е. каждого холона, и эти три Импульса образуют Шесть Триад. Поэтому, как пишет Беннетт: "Динамизм любого возможного события представляет собой комбинацию этих Шести Триад". Следовательно, все названные события христианской семейной пары можно выразить посредством формулы или уравнения математики философии: все способности души каждого супруга, т.е. все его семь психологических типов, относятся к Шести Триадам Воли Бога, и это отношение умножается на отношение Шести Триад Воли Бога к восьми материальным природам каждого супруга. Произведение этих двух сомножителей равняется отношению освященных Волей Бога всех семи психологических типов

стр. 200

каждого супруга к освященным Волей Бога восьми материальным природам каждого супруга. С применением "идеальных чисел" это записывается уравнением 7/6 х 6/8 = 7/8.

Итак, мы получили уравнение математики философии Таинства Брака. В правой его части мы получили такое же отношение - 7/8, как и в правой части уравнения математики философии Таинства Елеосвящения - 9/8 х 7/9 = 7/8. Казалось бы, то же число близкое к отношению 1/1. Но правые части этих двух уравнений математики философии говорят о различном смысле этих двух отношений "идеальных чисел" - 7/8. В Таинстве Елеосвящения восемь материальных природ человека и семь его психологических типов соотносятся с трансцендентальным разумом или с умом человека, общающимся с Умом Бога, с Логосом или Словом. А в Таинстве Брака это освящение семи психологических типов и восьми материальных природ человека Волей Бога, всеми Его комбинациями Шести Триад Воли, проявляющимися в жизни человека. Следовательно, хотя в правой части этих двух уравнений стоит одно и то же отношение "идеальных чисел" - 7/8, но душа и природа человека, прошедшего и проходящего через Таинство Брака, поднялась на более высокую ступень совершенствования, очистилась в большей степени, чем душа и природа человека, успешно прошедшего и проходящего через Таинство Елеосвящения.

Между тем, левая часть уравнения математики философии Таинства Брака тождественна левой части шестого уравнения математического метода философии, так как после выяснения однозначного смысла двухзначных чисел - 16 и 15, т.е. после герметического сложения этих "идеальных чисел", выясняется, что они равны, соответственно 1+6 = 7 и 1+5 = 6. Следовательно, уравнение математики философии 16/15 х 15/8 = 2/1 можно записать в виде 7/6 х 6/8 = 7/8.

Как я показал в статье "Обоснование нового принципа разделения труда в философии" [22. С. 154], уравнение шестого, предпоследнего этапа познания исследуемого предмета отражает явление многоступенчатого синтеза ранее выявленных противоположностей исследуемого предмета, т.е. процесс разрешения и снятия выявленных противоречий исследуемого предмета в мышлении интровертного мыслительного психологического типа. Эту познавательную способность души исследователя, не зная ее юнговского определения, И. Кант назвал способностью суждения. С нею связана деятельность человеческого сознания, находящегося

стр. 201

на "Схеме кругов и квадратов человеческого сознания по Тоту" на шестом круге в квадрате. [10].

Как видно из уравнения 16/15 х 15/8 = 2/1, идеальное число 15 соотносится и с идеальным числом 16, и с идеальным числом 8. Следовательно, число 15 соотносится и со способностями чувственного и рассудочного мышления, и с восемью материальными природами человека. И это число, с которым имеет дело кантовская способность суждения, как мне видится, состоит из суммы идеальных чисел 8 + 4 + 2 + 1 = 15. Эта последовательность слагаемых герметическим образом идеальных чисел указывает на порядок разрешения и снятия противоречий между женским и мужским началами каждой пары противоположностей. Сначала разрешаются противоречия - которые уже выявлены экстравертным мыслительным психологическим типом - восьми материальных природ исследуемого предмета, отражаемых в восьми категориях или понятиях чистого рассудка. Эта восьмерка категорий получается из сложения всех первых двух категорий каждой из четырех троиц понятий чистого рассудка "таблицы категорий" И. Канта [26. С. 86 - 87]. Разрешение и снятие противоречий этих четырех пар противоположностей выявляет четыре аристотелевские причины исследуемого предмета, которые образуют две пары противоположностей, отражаемых в четырех категориях чистого созерцания исследователя - количества, качества, отношения и модальности. Разрешение противоречий этих двух пар противоположностей количество-качество и отношения-модальности и их снятие выявляет сложные и простые части исследуемого предмета, отражаемые в понятиях пространства и времени предмета. Затем, наконец, разрешаются противоречия этой двоицы, этой последней пары противоположностей. Снятие противоречий сложных и простых частей исследуемого предмета выявляет единство или сущность исследуемого предмета, отражаемого в понятии субстанции или идеи исследуемого предмета. (В области электромагнитных и гравитационных взаимодействий холонов микро - и мегамира А. Эйнштейн смог нащупать истинную идею связи или единства пространства-времени холона и выразить ее математически в Специальной и Общей Теории Относительности.)

В результате успешного или не совсем успешного разрешения и снятия всех названных противоречий интровертным мыслительным психологическим типом получается определенное единство восьми материальных природ холона, отражаемое в определенной идее, в определенном понятии субстанции. Но, в зависимости от

стр. 202

успехов исследования и практической деятельности исследователя, это единство обладает разной степенью прочности, надежности, долговечности и т.д. Самое лучшее единство мужских и женских начал холона связано с Золотой пропорцией между Импульсами Космической воли его сложных частей, простых частей и разума. (О сущности этой пропорции см. [21] и [9]. Поэтому когда для супругов ориентиром или идеалом для решения проблем их взаимоотношений является Золотая пропорция Трех Космических Имггульсов Воли Бога, проявляющаяся во всех возможных комбинациях Шести Триад, то их любовь в Браке имеет шанс сохраниться всю их земную жизнь и уйти с ними на Небеса.

Следовательно, условием проведения обряда Таинства Брака является не только свободное согласие сторон, но и отсутствие в семье таких противоречий, которые невозможно разрешить христианину. Поэтому существует запрет Православной Церкви на многоженство и многомужество, на брак между близкими родственниками, и последующие браки, если кто-то не крещен и не готов принять крещение перед Таинством Брака, запрет на проведение обряда в постные дни и дни перед церковными праздниками и т.д. [См. 25].

Перед венчанием священник, обозначая цели Таинства Брака "молит о поминовении родителей, их воспитавших, "зане молитвы родителей утверждают основание домов", и вместе с чадородием даровать единомыслие душ и телес, долгоденствие, целомудрие, взаимную любовь и союз мира, благодать в чадах, обилие благ земных и венец неувядаемый на небесах" [25]. Но строго говоря, разрешение и снятие противоречий между мужским и женскими началами, особенно когда их надо снять не абы как, а стремясь достичь наилучшего, идеального результата - дело не простое и часто неудачное. Поэтому надо быть готовым, подобно Христу, к распятию на "кресте" четырех причин и страданию от всевозможных пространственных и временных трудностей Брака. Как сказано: "Супружество, которое не распинает постоянно свой собственный эгоизм и самодостаточность, которое не "умирает для себя" с тем, чтобы указывать на Того, Кто превыше всего земного, нельзя назвать христианским" [25].

Но все-таки смысл уравнений математики философии и Таинства Елеосвящения и Таинства Брака говорит о том, что душа человека, успешно прошедшего и проходящего эти Таинства, еще не достигла желаемого христианином - чтобы человек стал совершенным как Отец Небесный. Это высшее состояние, как мне

стр. 203

видится, может быть достигнуто тем, кто успешно прошел шесть Таинств и затем успешно прошел седьмое Таинство - Таинство Священства (Рукоположения). Ведь пропорция 7/8 = 7/8, только приближается к Золотой пропорции сфер Цветка Жизни 1/1 = 1/1. А эта последняя, как мне видится, и является отраженной в зеркале человеческого ума, общающимся с Умом Бога, Золотой пропорции Троицы, выраженной в идеальных числах: Бог Отец - 1, так относится к Богу Сыну - 1, как Бог Сын - 1, относится к Богу Духу - 1. Ведь "Бог есть Свет" [5] и это математическое отношение "идеальных чисел" отражает единосущное единство Бога в трех Лицах, существующих нераздельно и неслиянно.

О Таинстве Священства Нефедов пишет: "В Таинстве Священства избранным из среды верующих сообщается духовная власть и сила совершать Таинства и пасти стадо Христово. В нем перед достойным и подготовленным кандидатом на иерархическую степень открывается тайна Божия - как спасти вверенных ему людей. Для этого избираемое лицо через "искус (испытание) боголюбезнейших архиереев" (из чина архиерейской хиротонии), через возложение их рук с молитвою получает от Бога дар Святого Духа быть участником Божия служения людям, быть "соработником у Бога" (1 Кор. 3, 9) [19. С. 16].

Между тем: "Звание священства, по апостольскому учению, носят все христиане". Следовательно, в Таинстве Священства, для того чтобы "пасти стадо Христово", избираются лидеры среди тех, кто носит звание священства. Но именно так, термином Лидер (взятом у Беннетта), в учении о математическом методе философии определяются социальные функции людей, в душах которых превалирует экстравертный интуитивный психологический тип. Но поскольку здесь мы встречаемся не с обыкновенным политическим лидерством, а с лидерством духовным, над "царственным священством, народом святым, людьми, взятыми в удел" (1 Петр, 2, 9), то, для этого лидерства, как мне видится, избираемому хиротонией (рукоположением) епископа, или несколькими епископами, мало обладать харизмой лидера. Избранному надо иметь еще и духовное ведение, т.е. иметь более чистую, более совершенную душу, чем у обыкновенного политического лидера. А для этого ему надо быть Посвященным в духовные знания и духовную практику и быть Водителем христиан. А если Бог даст, то и святым и пророком.

Поэтому, если для мирян Православная Церковь является начальной и средней школой христианского богопознания, самопознания и совершенствования своих души и тела, то на базе

стр. 204

этой школы существует и высшая школа священства, со своим подготовительным отделением, так называемым клиром - чтецами и толкователями Священного писания, певцами и иподиаконами - "изображающими служение ангелов" [28]. О назначении этого подготовительного отделения на сайте Литургия, ру читаем: "Таинство Священства совершается только над лицом мужского пола, принадлежащим клиру, православно верующим, состоящим в первом браке, освященном Церковью, или принявшим монашеские обеты и избранным для возведения в одну из трех степеней церковной иерархии: диакона, пресвитера и епископа. Это таинство называется также Рукоположением, или Хиротонией (греч. "хир" - рука, "тефими" - полагаю)" [28. С. 1].

Как известно, многие современные христианские конфессии отрицают необходимость этих условий совершения таинства Священства. Некоторые конфессии, под давлением гендернех идей, требований политкорректности, философии постмодерна и т.д. совершают таинство Священства над лицами женского пола. Некоторые конфессии полагают, что подготовительное отделение можно пройти заочно. Некоторые конфессии например, католики, уже много сотен лет отрицают необходимость для "избранных" состоять в браке. Но если мы обратимся к моей интерпретации смысла "кругов и квадратов человеческого сознания по Тоту" [см. 10], то многие вопросы могут быть сняты.

Во-первых, ясно, что таинство Священства может совершаться только над лицами мужского пола, так как в связь с девятым кругом Сознания Христа может вступить только практическое, мужское, пространственное мышление (седьмой квадрат). Ведь Святой Дух нисходит на правильно избранного "через святительское рукоположение" для выполнения определенной функции в деятельности Церкви, как тела Христа, если избранный подготовлен, обучен, воспитан для того, чтобы иметь Сознание Христа. И предшествующие шесть Таинств и, особенно шестое Таинство Брака, являются для этого хорошей школой. И эту школу, как мне видится, невозможно пройти заочно. Поэтому клир необходим.

Между тем, существенное отличие трех степеней церковной иерархии друг от друга связано со степенью участия в Таинствах. Диакон помогает совершать Таинства, но сам их не совершает. Протоиерей совершает шесть первых Таинств, но не совершает седьмого. И лишь епископ совершает все семь Таинств. Причем седьмое - Таинство Рукоположения епископ совершает один, когда нисхождение Святого Духа касается избираемого в диаконы или в

стр. 205

пресвитеры. Если же избирается новый епископ, то для Рукоположения необходимо как минимум два епископа [см. 28]. И причина этого очевидна. Ведь сказано в Библии Иисусом Христом: "Где двое или трое соберутся во Имя Мое, там и Я среди вас".

Итак, для того, что бы в пространстве-времени избираемого нового епископа на него сошел Святой Дух, его практическое сознание должно связаться с Сознанием Христа, которое находится среди совершающих Рукоположение. И в результате этого обряда "Епископу вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их" (39-е Апостольское послание).

Поэтому среди трех степеней церковной иерархии только у управляющего народом Божиим практического сознания епископа может быть устойчивая связь с Сознанием Христа, благодаря которой, как мне видится, епископ и имеет дар управления народом Божиим. А предшествующие степени, исполняя свои функции в жизни Церкви, являются подготовительными для избрания в епископы.

Следовательно, в Таинстве Рукоположения в епископы Сознание Христа относится к практическому сознанию избираемого в епископы, и это отношение умножается на отношение пространства-времени избираемого в епископы к Святому Духу, к Духу Истины. И поскольку "на правильно избранного нисходит Святой Дух" [28. С. 1], то его практическое сознание единосущно Сознанию Христа и, следовательно, относится к Сознанию Христа как 1/1. Таким образом, у нас получилось уравнение математики философии Таинства Рукоположения в епископы: 1/1 х 2/1 = 2/1. И, как видим, это уравнение завершающего седьмого этапа математического метода философии.

Но здесь, в Таинстве Рукоположения в епископы, это уравнение несет особый смысл. Отношение 2/1 в этом уравнении, как в его левой части, так и в его правой части, говорит о том, что сотворенное существо или холон не может быть как Бог. (Будете как боги, обманывал Адама и Еву змей в пространстве-времени Рая, убеждая их отказаться от исполнения Воли Бога, отказаться от любви к Богу, так как Он, дескать, вводит вас в заблуждение, говоря, что нельзя есть плоды с Древа познания добра и зла.) Но может обладать совершенством Бога Отца в определенном пространстве-времени благодаря постоянному отношению к Духу Истины, благодаря постоянному общению с Богом. (См. богословскую концепцию синергии и практику исихазма.)

Отношение идеальных чисел - 2/1, говорит о том, что мы не

стр. 206

можем познать сущность Бога, каким бы совершенным методом философии мы не обладали. Но мы можем лучше и полнее познать откровение Бога, касающееся человека, общества, природы и Тела Христа - Церкви и благодаря этому обрести большую свободу.

Людей, уподобляющихся Богу, мы называем святыми. Но прежде, чем достичь в определенном пространстве-времени этого состояния христианина, верующий должен многократно проходить шесть Таинств и не забывать первое Таинство - Таинство Крещения. О трудностях и радостях этого пути А. Осипов пишет: "Святые отцы, основываясь на долговременном опыте подвижнечества, предлагают в своих творениях своего рода лествицу духовной жизни, предупреждая при этом о пагубных последствиях уклонения от нее. Исследование ее законов является главнейшей религиозной задачей, и, в конечном счете, все прочие знания богословского характера сводятся к пониманию духовной жизни, без чего они полностью утрачивают свое значение. Эта тема очень обширна ..." [27. С. 144].

И в связи с необходимостью свободного решения "главнейшей религиозной задачи" мне, в заключение моего соприкосновения с этой грандиозной темой, хотелось бы обратить внимание читателей на "Лествицу" Иоанна Лествичника. Так как автор этого произведения, как мне видится, хотя и интуитивно, как бы продвигаясь в исследовании Бога и человека на ощупь, но поразительно точно следует смыслу семи формул, семи уравнений математического метода философии и выходящему за их пределы духовному ведению, касающемуся последних степеней воздвижения на последние, самые высокие ступени тридцатиступенной "Лествицы". Причем Иоанн Лествичник прямо называет первые шесть этапов познания, а седьмой, последний, касающийся интуиции ума исследователя, как самый таинственный, просто описывает [См. 17. С. 160 - 162]. Он дает каждому этапу этой седьмицы очень лаконичные характеристики. И, как мне видится, подмечает нечто важное, точно касающееся каждой из семи формул математического метода философии, ни разу не ошибившись в порядке их следования друг за другом. И хотя Иоанн Лествичник не говорит о том, с какими страстями встречается исследователь на каждом из семи этапов познания и как с этими страстями на этих этапах надо бороться, но рассматривая его мысли, идеи, рассуждения, предложения, касающиеся "воздвижения" на каждую из степеней "лествицы" и зная смысл формул математического метода философии, можно это определить. (Что в самых общих чертах, прочитав "Лествицу",

стр. 207

я и сделал.) И пусть это исследование будет нашей следующей задачей.

Итак, многотысячилетняя общественная практика основных обрядов и таинств Православной Церкви подтверждают истинность учения о математическом методе философии. А семь уравнений этого метода помогают открыть новые смыслы в семи Таинствах Православной Церкви.

ЛИТЕРАТУРА

1. Всемирная энциклопедия. Философия XX век. М. - Минск, 2002.

2. Щедрина Т. Г. Проблемы методологии гуманитарного знания в "истории как проблеме логики" Густава Шпета // Философские исследования. 2011. N 1 - 4.

3. Черненькая С. В. Дильтей и Шпет: методологическое обоснование гуманитарных наук // Философские исследования. 2011. N 1 - 4.

4. Декарт Р. Соч. в 2-х т. Т. 1. М., 1989.

5. Сэмьюэлз Э., Шортер Б., Плот Ф. Словарь аналитической психологии К. Юнга. СПб., 2009.

6. Энциклопедия символов. М. - СПб., 2007.

7. Федорова Л. В. Тема философского познания и жизни в творчестве Г. Шпета (историко-философский аспект) // Философские исследования. 2011. N1 - 4.

8. Шпет Г. Г. История как проблема логики (возможно продолжение второй части) // ОР РГБ. Ф. 718. К. 3. Ед. хр. 1.

9. Заволотный В. Г. Математика философии поля-вещества или вещества-поля // Философские исследования. 2011. N 1 - 4.

10. Заволотный В. Г. Круга и квадраты человеческого сознания, по Тоту (согласно Друнвало Мельхиседека) и учение о математическом методе философии // Философские исследования. 2008. N 2.

11. Мамардашвили М. Как я понимаю философию ... М., 1990.

12. Священник Андрей Лоргус. Душа и дух: природа и бытие // Православное учение о человеке. Избранные статьи. М. - Клин, 2004.

13. Коробко В. И., Примак Г. Н. Золотая пропорция и человек. Ставрополь, 1992.

14. Платон-математик [Текст] / А. П. Огурцов. М., 2011.

15. Юнг К. Г. Психологические типы. Мн., 1998.

16. Священник Георгий Флоровский. Святитель Григорий Богослов / Статья цитируется по изданию: Восточные Отцы IV-VIII веков. Репринтное издание. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999.

17. Преподобный ИОАНН, игумен Синайской горы. ЛЕСТВИЦА. М., 2010.

18. Друнвало Мельхиседек. Древняя Тайна Цветка Жизни. Том 1. К.: "София" 2002. М.: "Гелиос".

стр. 208

19. Протоиерей Геннадий Нефедов. Таинства и обряды православной церкви. Учебное пособие но литургике. М., 2004.

20. Цитируется по книге: Православное учение о человеке. М. - Клин, 2004.

21. Заволотный В. Г. Философский трактат Л. Н. Толстого "О жизни" и сущность Золотого сечения // Философские исследования. 2010. N 3 - 4.

22. Заволотный В. Г. Обоснование нового принципа разделения труда в философии // Философские исследования. 2007. N 3 - 4.

23. Заволотный В. Г. Сущность золотого сечения. Фундаментальные триады опыта. Специалисты //Философские исследования. 2009. N 3 - 4.

24. Заволотный В. Г. Сущность золотого сечения. Фундаментальные триады опыта // Философские исследования. 2009. N 1 - 2.

25. mhtml:nle://D:\JlHTyprcM_py.mht Сервер, посвященный Богослужению Православной Церкви. Таинство Брака.

26. Кант И. Критика чистого разума. М., 1994.

27. Осипов А. Святость человека в православной аскетической традиции // Православное учение о человеке. Избранные статьи. М. - Клин, 2004.

28. mhtml:file://D:\Литургия.ру.mht Сервер, посвященный Богослужению Православной Церкви. Таинство Священства (рукоположение).

29. Микешина Л. А. Густав Шпет и современная методология социально-гуманитарных наук // Эпистемология & Философия науки. Т. VII. N 1. М., 2006.

30. Петренко В. Ф. Методологические аспекты исторической психологии (поиск парадигмы) // Эпистемология & Философия науки. Т. VII. N 1. М., 2006.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/МЕТОДОЛОГИЯ-ГУМАНИТАРНОГО-ЗНАНИЯ-Г-Г-ШПЕТА-СЕМЬ-УРАВНЕНИЙ-МАТЕМАТИЧЕСКОГО-МЕТОДА-ФИЛОСОФИИ-И-СЕМЬ-ТАИНСТВ-ПРАВОСЛАВНОЙ-ЦЕРКВИ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Tatiana SemashkoContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Semashko

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

В. Г. Заволотный, МЕТОДОЛОГИЯ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ Г. Г. ШПЕТА, СЕМЬ УРАВНЕНИЙ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЕТОДА ФИЛОСОФИИ И СЕМЬ ТАИНСТВ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 15.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/МЕТОДОЛОГИЯ-ГУМАНИТАРНОГО-ЗНАНИЯ-Г-Г-ШПЕТА-СЕМЬ-УРАВНЕНИЙ-МАТЕМАТИЧЕСКОГО-МЕТОДА-ФИЛОСОФИИ-И-СЕМЬ-ТАИНСТВ-ПРАВОСЛАВНОЙ-ЦЕРКВИ (date of access: 15.06.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - В. Г. Заволотный:

В. Г. Заволотный → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Tatiana Semashko
Казань, Russia
568 views rating
15.09.2015 (2099 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
БЕСЕДА ПРОФЕССОРА Г. А. КУМАНЕВА С М. Г. ПЕРВУХИНЫМ (из магнитофонной записи 4 мая 1975 г.)
13 hours ago · From Россия Онлайн
ОПЕРАЦИЯ "ТОЛСТОЙ". ВИЗИТ У. ЧЕРЧИЛЛЯ В МОСКВУ В ОКТЯБРЕ 1944 г.
Catalog: История 
13 hours ago · From Россия Онлайн
НОВЫЕ ДАННЫЕ О КАРИБСКОМ КРИЗИСЕ 1962 г.
Catalog: История 
13 hours ago · From Россия Онлайн
ЛЕГЕНДА О НАУМАНЕ
Catalog: История 
13 hours ago · From Россия Онлайн
Между тем, ларчик просто открывался. Загадка электрического тока объясняется, во-первых, тем что, токи бегут не внутри проводников, а вокруг них, в прилегающем к проводнику эфире. А, во-вторых, тем, что квантами электрической энергии являются не только электроны, но и плюсовые электроны. И в третьих тем, что если минусовые электроны могут распространяться внутри проводников в качестве свободных электронов, то плюсовые электроны могут существовать только как эфирные токи, которые способны генерировать плюсовые электроны в качестве античастицы минусовым электронов.
Catalog: Физика 
Потенциалы взаимодействия всех масс Вселенной, образуют энергетическую структуру Вселенной во всей сфере Вселенной однородным физическим потенциалом взаимодействия всех масс Вселенной Ф
Catalog: Физика 
2 days ago · From Владимир Груздов
РУССКОЕ ОТКРЫТИЕ АМЕРИКИ. СБОРНИК СТАТЕЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ 70-ЛЕТИЮ АКАДЕМИКА НИКОЛАЯ НИКОЛАЕВИЧА БОЛХОВИТИНОВА. М., 2002
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
Б. Н. КОМИССАРОВ, С. Г. БОЖКОВА. ПЕРВЫЙ РОССИЙСКИЙ ПОСЛАННИК В БРАЗИЛИИ Ф. Ф. БОРЕЛЬ. СПб., 2000
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
РОССИЙСКИЙ ДИПЛОМАТ Р. Р. РОЗЕН
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
КАНЦЛЕР А. М. ГОРЧАКОВ: ТРИУМФ В ЛОНДОНЕ И ЧЕРНЫЕ ДНИ В БЕРЛИНЕ
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
МЕТОДОЛОГИЯ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ Г. Г. ШПЕТА, СЕМЬ УРАВНЕНИЙ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЕТОДА ФИЛОСОФИИ И СЕМЬ ТАИНСТВ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones