Libmonster ID: RU-10370

1

Учебник "История СССР" для 10-го класса под редакцией проф. А. М. Панкратовой охватывает период истории нашей страны с начала 900-х годов до наших дней. Это примерно тот период, в который росла, крепла и развивалась большевистская партия. Поэтому преподавателю истории СССР в 10-м классе особенно важно для глубокого усвоения содержания учебника изучить как "Краткий курс истории ВКП(б)", так и основные работы Ленина и Сталина, относящиеся к этому периоду.

Для более детального изучения отдельных событий этого времени надо использовать такие произведения, как "История гражданской войны в СССР" (т. I. 2-е изд.), кроме того полезно ознакомиться с монографиями и статьями в наших исторических журналах ("Пролетарская революция", "Историк-марксист", "Исторический журнал" и др.).

Работа преподавателя над самим учебником должна строиться так, чтобы он смог полностью использовать его в своем преподавании. Уже в процессе первого чтения целесообразно отмечать те места, которые нуждаются в раз'яснении или некоторой детализации, а также те, которые могут быть самостоятельно изучены учениками и усвоены без особых раз'яснений учителя. После первого чтения учебника можно составить план прохождения всего курса в целом (распределение тем по дням, выделение дней для повторения и для письменных работ). Затем следует перейти к повторному чтению учебника, к изучению материала, уже по отдельным урокам и к составлению конспекта. Во время штудирования учебника рекомендуется тщательно изучить относящиеся к тексту иллюстрации, карты, диаграммы и т. д. Одновременно следует отмечать в конспекте те моменты, которые, по мнению преподавателя, нуждаются либо в дополнении путем привлечения яркого документа и живого художественного образа либо в раз'яснении вследствие своей трудности.

Следует параллельно читать соответствующие главы "Краткого курса истории ВКП(б)" и произведения Ленина и Сталина. Так например, почерпнув фактический материал по революции 1905 - 1907 годов из учебника истории СССР, преподаватель изучает главу III "Краткого курса истории ВКП(б)" и затем приступает к изучению основных произведений Ленина и Сталина о революции 1905 - 1907 годов.

Прежде всего нужно тщательно законспектировать работу Ленина "Доклад о революции 1905 года" (т. XIX, стр. 343 - 357). (Конспект доклада Ленина преподавателю нужно составить еще и потому, что ученики также будут писать конспекты и преподавателю понадобится его конспект при проверке работ учеников.) В этом докладе следует обратить особое внимание на указание Ленина: "Своеобразие русской революции заключается именно в том, что она была по своему социальному содержанию буржуазно-демократической, но по средствам борьбы была пролетарский, что пролетариат был руководящей силой, авангардом движения" (т. XIX, стр. 345). Это указание Ленина поможет преподавателю понять возможность перерастания революции 1905 года в революцию социалистическую.

Специально о роли пролетариата в революции 1905 года у Ленина имеется работа "О статистике стачек в России" (т. XV, стр. 25 - 49). В этой статье особенно важно остановиться на волнообразном нарастании стачечной борьбы, затем - на роли рабочих различных профессий в революции, а главное - на значении стачечной борьбы 1906 года в ходе революции.

В работе И. В. Сталина "Об основах ленинизма", в главе III ("Теория"), в разделе III, преподаватель найдет классическое изложение ленинско-сталинского уче-

стр. 100

ния о перерастании буржуазно-демократической революции в революцию социалистическую (см. И. Сталин "Вопросы ленинизма", стр. 20 - 26. 11-е изд.). Роль крестьянства и аграрного вопроса в революции преподаватель может изучить по специальной работе Ленина "Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905 - 7 годов" (т. XI, стр. 329 - 498). Эта работа теоретически обосновывает вопрос о национализации земли И о тактике большевиков в отношении крестьянства в революции 1905 - 1907 годов, то есть раз'ясняет первый лозунг партии по крестьянскому вопросу. О революционной роли крестьянства в революции 1905 года ярко говорит товарищ Сталин в разделах 1 и 2 главы V своей работы "Об основах ленинизма" ("Вопросы ленинизма", стр. 35 - 39. 11-е изд.). Наконец, в работе Ленина "Уроки революции" (т. XIV, стр. 369 - 373) преподаватель найдет оценку итогов революции. После этого преподаватель собирает дополнительный фактический материал.

Таким образом, на основе работ Ленина и Сталина следует изучать и все остальные главы курса истории СССР 10-го класса.

Материал учебника излагается таким образом, чтобы ученики систематически приучались к марксистскому разбору и обобщению изучаемых исторических событий.

Прохождение этого курса неразрывно связано также с работой по коммунистическому воспитанию учащихся. Уроки на тему "Борьба за создание революционной партии пролетариата" (§ 3) дают возможность снова конкретно показать ученикам, что центр мирового пролетарского движения переместился в Россию (об этом говорилось в курсе истории СССР для 9-го класса). Преподаватель подчеркивает, что именно в России в начале XX века под руководством Ленина и Сталина была создана большевистская партия - партия нового типа, которая стала в дальнейшем образцом для пролетарских партий других стран. Указание Ленина, что "большевизм годится как образец тактики для всех" (т. XXIII, стр. 386), вызывает у учеников чувство гордости за великое, международное значение большевизма.

Рассказывая о новых методах борьбы пролетариата в 1900 - 1904 годах, которые пропагандировались и проводились в жизнь сторонниками ленинской "Искры", а после II с'езда РСДРП - большевиками (урок на тему "Начало массовой политической борьбы в России", § 2), учитель подчеркивает, что российский пролетариат давал мировому рабочему классу образцы революционной массовой борьбы в тяжелых условиях полицейского режима.

На уроках о революции 1905 - 1907 годов преподаватель указывает на роль пролетариата как передовой, основной силы революции, боровшейся за гегемонию, за руководство борьбой крестьянских масс и угнетенных народов царской России. Обосновывая пораженческую тактику большевиков во время русско-японской войны 1904 - 1905 годов, учитель раскрывает подлинный патриотизм этой позиции. Поражение царского правительства означало его ослабление, означало приближение, ускорение революции. Большевики знали, что для того, чтобы успешно бороться против внешнего врата, чтобы защитить страну, русский народ должен был свергнуть самодержавие, ибо царь и его бездарные генералы были способны лишь на предательство и измену (пример Порт-Артура) и могли привести страну только к позорным поражениям. Вот почему в параграфе о русско-японской войне специально выделена подтема "Значение падения Порт-Артура". Рассказывая о подвигах подлинных защитников Порт-Артура - матросов и солдат во главе с генералом Кондратенко, - учитель показывает как резкий контраст этому героизму изменников-генералов, которые сдали Порт-Артур врагам. Ученикам становится тогда ясно, что все эти Стессели, Куропаткины и Алексеевы не желали по-настоящему защищать нашу дальневосточную землю.

Раздел "Военная интервенция. Гражданская война" дает особенно богатый материал для воспитания сознательного советского патриотизма, этой движущей силы нашего социалистического общества.

В учебнике очень подробно и ярко изложены подвиги народных героев гражданской войны - Николая Щорса и его Богунского полка, В. И. Чапаева, Буденного - и подвиги тысяч героев - рабочих и крестьян, - которые грудью отстояли советскую родную землю от натиска врагов.

Учебник систематически показывает ту громадную работу, которую вели Ленин и Сталин по организации победы, лично руководя военными операциями, начиная с первых дней гражданской войны. В каждой теме по истории гражданской войны учебник освещает роль товарища Сталина, как величайшего пролетарского полководца. Непосредственное руководство товарища Сталина рядом важнейших операций каждый раз обеспечивало победу Красной Армии над врагом. Представление о ведущей роли товарища Сталина в гражданской войне закрепляется при помощи специальной карты - "И. В. Сталин на фронтах гражданской войны".

стр. 101

Особенно важна тема "Партия большевиков - организатор победы на фронтах" (§ 51). В учебнике дано сконцентрированное, сжатое изложение причин победы нашей страны над об'единенными силами международного империализма и российской белогвардейщины. Задача учителя состоит в том, чтобы подобрать яркие иллюстрации из уже пройденного материала по истории гражданской войны ко всем положениям учебника. Тогда ученики крепко запомнят, что великая партия большевиков под руководством своих вождей Ленина и Сталина привела нашу страну к победе.

Разделы учебника о восстановительном периоде и о периоде борьбы за социалистическую индустриализацию страны дают также богатый материал для воспитания чувства советского патриотизма. Знакомство с героическими подвигами на трудовом фронте, когда рабочие и крестьяне советских республик в крайне тяжелых условиях восстанавливали разрушенное хозяйство, а затем осуществляли социалистическую индустриализацию, превратив страну из отсталой в мощную социалистическую индустриальную державу, - все это способствует развитию у учащихся чувства гордости за советский народ, чувства любви к своей родине.

Товарищ Сталин в своей речи "О задачах хозяйственников" указал, что на СССР с надеждой взирает весь мировой пролетариат: "Мы должны двигаться вперед так, чтобы рабочий класс всего мира, глядя на нас, мог сказать: вот он, мой передовой отряд, вот она, моя ударная бригада, вот она, моя рабочая власть, вот оно, мое отечество, они делают свое дело, наше дело - хорошо, - поддержим их против капиталистов и раздуем дело мировой революции" ("Вопросы ленинизма", стр. 329. 11-е изд.). На материале учебника преподаватель показывает, что успехи нашего социалистического строительства являются успехами мировой пролетарской революции. Вот почему пламенный советский патриотизм неотделим от пролетарского интернационализма.

Во время изучения истории СССР XX века преподавателю рекомендуется собирать также местный исторический материал. В памяти учеников значительно ярче запечатлеются исторические события, если их связать с событиями из истории той местности, где расположена школа, то есть с событиями, в которых принимали участие родные учащихся. Очень полезно, например, рассказать ученикам об участии рабочих их города в стачках протеста против "кровавого воскресенья" в 1905 году, по поводу ленского расстрела в 1912 году. Или рассказать ученикам сельской школы, как их отцы и деды боролись еще в 1905 году, а затем в 1917 году за ту землю, которая теперь отдана навечно данному колхозу. О Великой Октябрьской социалистической революции нужно также рассказывать в связи с местными событиями. Ученикам особенно интересно знать, как установилась советская власть в их местности и как развертывались здесь события гражданской войны. Чрезвычайно важно показать, как великие сталинские пятилетки изменили хозяйственный облик данной местности. Однако местный материал следует привлекать лишь в качестве подсобного, дополнительного материала, отнюдь не делая его основным.

Такая постановка изучения истории способствует наглядности исторических представлений учащихся, делает их конкретнее.

Очень большую роль в преподавании играют, как известно, экскурсии. Учителю во время своей подготовки к курсу следует заранее наметить те экскурсии, которые можно совершить в данной местности. Так, в Ленинграде чрезвычайно поучительны такие экскурсии: 9 января 1905 года; февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года; Октябрьское вооруженное восстание 1917 года; оборона Петрограда от Юденича; сталинский Ленинград (итоги пятилеток для Ленинграда). В Москве можно дать очень интересные экскурсии: московское декабрьское вооруженное восстание 1905 года; Октябрь 1917 года в Москве; сталинская социалистическая реконструкция Москвы. В каждом колхозе можно организовать экскурсию, связанную с историческими для данного колхоза местами.

Нужно особо выделить экскурсии на братские могилы борцов революции. Ученики на этой экскурсии узнают имена тех своих сограждан или односельчан, которые отдали свою жизнь в борьбе за социализм. Эти имена надо сохранить в памяти молодежи, а то ведь часто бывает даже в Москве или Ленинграде, что ученики не знают, в честь кого названа та улица, на которой расположена их школа.

Для того чтобы экскурсии прошли успешно, преподавателю следует заранее ознакомиться с местным музеем, наметить темы экскурсий.

2

Готовясь к самому уроку, преподаватель на основе своих конспектов и записей составляет план и конспект рассказа, в котором он знакомит учащихся с новым материалом. Прежде, до выхода учебника, рассказ учителя заменял учебник и нужно было подробно излагать весь новый материал, что отнимало очень много времени.

Теперь в своем рассказе учитель может отмечать только важнейшие моменты из

стр. 102

нового материала, уделяя больше внимания разбору и обобщению исторических фактов.

Приведем несколько примеров, как при наличии учебника учителю надо строить рассказ. В рассказе "О внешней политике Столыпина" (§ 16) нет нужды подробно излагать англо-русское соглашение 1907 года, о котором достаточно сказано в учебнике, кроме того оно известно ученикам из курса новой историй (9-й класс). Важно подчеркнуть зависимое положение, в какое попал царизм после подписания этого договора. Точно так же нет нужды подробно -излагать боснийский кризис, также знакомый ученикам из курса новой истории. Особое внимание в рассказе учителю следует уделить выяснению места царской России в системе мирового империализма. Поэтому главный упор делается на два последние пункта: "Царизм - сторожевой пес западного империализма на Востоке" и "Царизм - резерв западного империализма". Раз'яснение учителя в этом вопросе создает у учеников конкретное представление о зависимом, полуколониальном положении царизма, который был поэтому вынужден защищать интересы англо-французского империализма.

Еще пример. Учебник подробно излагает историю национально-освободительного движения народов России после свержения царизма. Поэтому преподавателю нет нужды останавливаться на этом. Он может сосредоточить внимание в своем рассказе, во-первых, на позиции русского пролетариата в национальном вопросе, ярко выраженной Лениным и Сталиным, и, во-вторых, вскрыть буржуазный характер национального движения в то время. Причем следует подчеркнуть, что буржуазии помогали соглашательские партии.

Тема "Октябрьское вооруженное восстание" (§33) нуждается в дополнении в вопросе о подготовке восстания. Нужно показать ученикам ту революционную настойчивость, с которой Ленин и Сталин звали партию на организацию и проведение вооруженного восстания. Поэтому следует к материалам учебника прибавить чтение отрывков из писем и статей Ленина, в которых он раз'яснял партии марксистско-ленинское искусство вооруженного восстания.

Надо зачитать из письма "Марксизм и восстание" (т. XXI, стр. 195) ленинское указание на три условия успеха восстания, а из письма "Советы постороннего" (т. XXI, стр. 319 - 320) - указание на пять правил вооруженного восстания и передовую статью товарища Сталина "Вся власть Советам!", которая замечательно умело в легальной форме уведомила партию о постановке на очередь дня вооруженного восстания, то есть об исторической резолюции ЦК РСДРП(б) от 10(23) октября 1917 года (см. Ленин - Сталин. Избранные произведения 1917 года, стр. 460 - 461. Политиздат. 1938).

Учебник крайне сжато сообщает: "Для руководства восстанием 7 октября Ленин тайно переехал в Петроград". Следует напомнить ученикам, многие из которых видели фильм "Ленин в Октябре", как Ленину удалось обмануть сыщиков и пробраться в Петроград и как он там скрывался. Равным образам более подробно следует рассказать о том, как Ленин пошел вечером 24 октября (6 ноября) в Смольный и чуть не попался в руки юнкерского патруля. Следует зачитать на уроке исключительное по убежденности и революционному под'ему письмо Ленина членам ЦК (т. XXI, стр. 362 - 363) и, разобрав его, показать гениальное предвидение Лениным хода событий (в этом письме он писал, что нужно выступать немедленно, так как промедление смерти подобно).

Как материал для рассказа рекомендуется использовать сценарий Каплера к фильму "Ленин в Октябре".

В своем рассказе преподаватель обязательно должен использовать богатый материал исторических карт, диаграмм и иллюстраций учебника. В ряде случаев надо пользоваться одновременно несколькими картами. Так, на стр. 35 дана карта стачечного движения в 1905 году. Для того чтобы учащимся стало ясно, как распределялось стачечное движение, необходимо предложить им рассмотреть одновременно на стр. 71 карту "Экономика, европейской России в 1905 - 1907 годах", тогда они поймут, почему максимум стачечников приходился на Петербург, Ригу, Баку и на другие индустриальные центры.

Точно так же одновременно надо изучать две карты: "Помещичье и крестьянское землевладение" (стр. 40) и "Крестьянское движение в 1905 - 1907 годах" (стр. 41). Для удобства одновременного обозрения они даны на развороте. При этом следует напомнить также карту из учебника 9-го класса, на которой показано распространение отработочной и капиталистической систем хозяйства в помещичьих имениях в России в конце XIX века (стр. 253). Сопоставляя вместе эти три карты, можно установить, что максимум крестьянских волнений дают районы, в которых преобладают помещичьи латифундии с господством отработочной системы.

Очень показательна карта распространения советской власти (стр. 193). В учебнике много карт по истории гражданской войны, по которым и следует изучать историю этого периода. По этим картам вид-

стр. 103

но гениальное военное искусство Ленина и Сталина, их уменье предвидеть направление удара противника и предупреждать этот удар. Очень важна политическая карта Брестского мира, по которой наглядно можно видеть, какой громадный вред нашей революции принесло предательство Троцкого и Бухарина. Именно в результате этого предательства была ликвидирована советская власть в Эстонии. Следует напомнить при этом, что белоэстонцы всячески помогали попыткам Юденича захватить Петроград, что белая Эстония была одним из центров шпионажа и диверсий против СССР.

Экономические диаграммы (земельной реформы Столыпина, роста монополистического капитала в России и роста зависимости русского капитализма от западноевропейского капитала) следует использовать при прохождении соответствующих разделов.

Среди экономических диаграмм особенно важны три диаграммы, рисующие изменение экономики СССР за время советской власти. На стр. 327 дана диаграмма непрерывного роста продукции СССР и топтание на одном месте капиталистического мира. На стр. 326 показан рост доли СССР в мировой продукции: с 2,6% в 1913 году доля эта возросла до 13,7% в 1937 году. На стр. 328 диаграмма показывает превращение СССР из слабой, отсталой аграрной страны в могучую, передовую, социалистическую индустриальную державу.

Очень показательны и хорошо запоминаются диаграммы стачечного движения на стр. 38 (1895 - 1907 гг.) и на стр. 100 и 101 (1908 - 1916 г.г.). По этим диаграммам ясно виден колоссальный под'ем стачечного движения во время революции 1905 - 1907 годов, затем падение его во время столыпинской реакции и новый под'ем движения в 1912 - 1914 годах. Временно приостановленное войной движение снова оживилось начиная с 1916 года и привело к революции 1917 года.

Иллюстрации носят документальный характер, это главным образом фотографии важнейших исторических событий того периода. Число иллюстраций в учебнике 10-го класса меньше чем в предшествующих учебниках, зато возросло число карт и в особенности диаграмм. Нужно обязательно приучить учащихся читать диаграммы, так как это уменье им пригодится в их будущей практической деятельности.

Следует обратить внимание еще на одну, очень важную сторону работы: на постепенное развитие у учеников уменья читать произведения классиков марксизма-ленинизма. В течение учебного года ученикам дается для изучения до 10 отдельных доступных для них произведений Ленина и Сталина.

Изучение это можно начать со статьи Ленина "Падение Порт-Артура" (т. VII, стр. 44 - 50). Предварительно преподаватель составляет себе конспект этой статьи и ее подробный план. Самое занятие проводится таким образом. Сперва преподаватель или ученик зачитывает всю статью, затем отдельные учащиеся читают по абзацу или по нескольку абзацев, освещающих определенный пункт плана. Каждый ученик сжато формулирует прочитанное и записывает свою формулировку (после того, как она проверена преподавателем) на доске. Так постепенно изучается в классе вся статья и составляется ее конспект. При этом преподаватель знакомит учеников с методами записей и указывает им, как надо цитировать.

Возможно, что за урок не удастся изучить полностью статью, тогда остальную часть ее ученики изучат дома и напишут самостоятельно остальной план и конспект, руководствуясь тем же принципом работы, что и в классе.

Говоря об исторических деятелях, преподаватель должен приводить характеристики, данные им классиками марксизма, а также привлекать воссозданные художественной литературой образы этих деятелей. Так, в рассказе о Ленине нужно обязательно в основу положить работы товарища Сталина о Ленине и ленинизме, а затем использовать художественный портрет Ленина, написанный А. М. Горьким, а также стихотворения о Ленине, написанные В. В. Маяковским.

Чрезвычайно полезно использовать также и кино. Как раз по истории СССР XX века имеется много первоклассных фильмов, которые являются прекрасной иллюстрацией к событиям этого периода. Так, тема § 2, "Начало массовой политической борьбы в России", освещается в фильме "Мать" по повести Горького; события 1905 года отражены в фильмах "Броненосец Потемкин" и "Белеет парус одинокий" (по одноименной повести Катаева); время столыпинской реакции - в первой части трилогии о Максиме - "Юность Максима"; эпоха нового революционного под'ема 1912 - 1914 годов - во второй части той же трилогии - "Возвращение Максима". Лучшие кинофильмы относятся к Великой Октябрьской социалистической революции; среди них такие высокохудожественные фильмы, как "Ленин в Октябре" и "Ленин в 1918 году". Большинство учеников 10-го класса в городских школах видело эти кинофильмы, поэтому можно в рассказе ссылаться на них, напоминая ученикам их содержание. Образы, созданные в кинофиль-

стр. 104

мах и в художественных произведениях, помогают конкретно представить прошедшее, излагаемое в учебнике, а учебник дает возможность осмыслить эти образные представления, то есть понять их и выяснить их историческое значение.

3

Переходим к работе учеников над учебником.

Обязательным требованием для подлинного усвоения учеником заданного материала является самостоятельное составление подробного плана заданного урока. Такой план прежде составляли преподаватели. Теперь же, имея в своем распоряжении учебник, учащиеся могут сами под руководством учителя научиться составлять подробный план заданного материала 1 .

При составлении планов учащиеся приучаются, во-первых, не просто читать, а изучать учебник, во-вторых, подробный план дает ученику вехи для его рассказа, и, в-третьих, он приучает систематизировать ответы.

Опыт показывает, что ученики склонны вместо плана составлять подробный конспект, но с этим надо бороться.

При чтении следует обратить особое внимание на разбор и обобщение исторических событий, на выяснение их значения, на историческую характеристику действовавших тогда людей. Надо помнить, что все зависит от условий, места и времени.

Наиболее важные обобщения Ленина и Сталина выписываются в тетрадь по истории с соблюдением всех указанных правил цитирования (точное название произведения, указание тома, страницы, издания).

Ученик должен уяснить себе значение всех встречающихся в учебнике научных терминов и иностранных слов. Он должен находить по карте в учебнике все указанные географические места с тем, чтобы при ответе свободно показывать их по карте; изучить все встречающиеся в тексте диаграммы и при ответе использовать их. Необходимо, также твердо заучить основные хронологические даты, встречающиеся в тексте учебника, а для остальных событий помнить примерно их время (начало века, первая четверть, половина, и т. п.).

* * *

Такая работа учителя и ученика над учебником даст возможность ученикам 10-го класса хорошо подготовиться к выпускным испытаниям по истории и прочно знать такой важный в политическом отношении курс, как история советского периода нашей страны.


1 См. статью "О работе с учебником по истории СССР в IX классе" в "Историческом журнале N2 за 1941 год, стр. 149.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/МЕТОДЫ-РАБОТЫ-С-УЧЕБНИКОМ-ПО-ИСТОРИИ-СССР-ДЛЯ-10-ГО-КЛАССА

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Svetlana GarikContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Garik

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. Фохт, МЕТОДЫ РАБОТЫ С УЧЕБНИКОМ ПО ИСТОРИИ СССР ДЛЯ 10-ГО КЛАССА // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 05.11.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/МЕТОДЫ-РАБОТЫ-С-УЧЕБНИКОМ-ПО-ИСТОРИИ-СССР-ДЛЯ-10-ГО-КЛАССА (date of access: 17.09.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - А. Фохт:

А. Фохт → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex


Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Svetlana Garik
Москва, Russia
1018 views rating
05.11.2015 (2143 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
OUR DIRECTOR
19 hours ago · From Россия Онлайн
ALLIANCE OF SCIENCE, EDUCATION AND BUSINESS
19 hours ago · From Россия Онлайн
MASTER OF POLYGRAPHY
19 hours ago · From Россия Онлайн
RUSSIAN LAPLAND
Catalog: География 
19 hours ago · From Россия Онлайн
This manual is intended for laboratory assistants and young professionals who are beginning to work with a light microscope. The manual discusses the basic theoretical concepts of optics used in microscopy. The device and the principle of operation of the microscope are described. Recommendations for setting up the microscope and taking care of it are given.
Catalog: Биология 
3 days ago · From Денис Васильев
Семейные радости
Catalog: Разное 
4 days ago · From Россия Онлайн
От ссуды до сумы - один шаг
Catalog: Экономика 
4 days ago · From Россия Онлайн
Определимся, что система Земля-Луна является потенциально взаимодействующая связанная система, ПВСС. Это означает, что Луна образовалась распадом нейтронного фрагмента из нейтронного ядра Земли. Нейтронный фрагмент Луны был выброшен из нейтронного ядра Земли. Образовалась ПВСС с центром масс под поверхностью Земли, в настоящее время на глубине ~1700Км называемым барицентром или центром масс системы. Градиент Потенциала Вселенной в точке Земли является обычной сложной системой, потенциалов взаимодействия. Сложность заключается в разнообразии векторов направления градиентов потенциалов взаимодействия между Землёй и Луной.
Catalog: Физика 
7 days ago · From Владимир Груздов
ФИННЫ НАМ ПОМОГУТ, А СВОИ ПОСТАВЯТ ПОДНОЖКУ?
9 days ago · From Россия Онлайн

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
МЕТОДЫ РАБОТЫ С УЧЕБНИКОМ ПО ИСТОРИИ СССР ДЛЯ 10-ГО КЛАССА
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones