Libmonster ID: RU-9338

А. ЛИБМАН, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник ИЭ РАН.

Б. ХЕЙФЕЦ, доктор экономических наук, главный научный сотрудник ИЭ РАН.

Современный этап развития российской экономики характеризуется усилением ее интеграции в мировое хозяйство. Это дает нашей стране новые шансы для развития, но и несет неизвестные ранее риски и проблемы. Одно из самых ярких проявлений активного включения России в глобальную экономику - зарубежная экспансия российского бизнеса, которая свидетельствует о росте его международной конкурентоспособности. Все новые российские компании заявляют о своих намерениях стать глобальными и делают реальные шаги в этом направлении, приобретая активы за рубежом.

Современные тенденции транснационализации

Главными материальными носителями усиливающейся транснационализации экономической деятельности выступают транснациональные корпорации (ТНК), число которых за последние 35 лет возросло в 11 раз (см. рис. 1). Первой ТНК можно считать созданную в 1602 г. корпорацию Dutch East India Company. Вслед за ней возник целый ряд аналогичных структур, некоторые из них (например, Hudson Bay Company) сохранились и поныне. Однако за следующие триста лет процесс образования ТНК шел относительно медленными темпами. Его динамика существенно возросла после Первой мировой и особенно после Второй мировой войн.

По данным Конференции по международной торговле и развитию ООН (ЮНКТАД), в 1970 г. в мире было уже 7 тыс. ТНК, в 1976 г. - 11 тыс., в 1990 г. -24 тыс. В 1993 г. насчитывалось 37 тыс. ТНК с примерно 170 тыс. филиалов, в 2005 г. их число уже приблизилось к 77 тыс., а количество иностранных филиалов ТНК достигло 770 тыс.1


1 В статье использованы данные докладов ЮНКТАД: World Investment Report / UN, UNCTAD. 2004, 2005, 2006; Prospects for Foreign Direct Investment and Strategies of Transnational Corporations, 2004 - 2007 / UN, UNCTAD. 2004.

стр. 61


Рост числа ТНК в мире (тыс. единиц)

Рис. 1

Эти данные также позволяют сделать вывод, что если в 1993 г. на одну ТНК приходилось в среднем 4,6 филиала, то в 2005 г. - уже 10 филиалов, то есть усиление транснациональности во многом осуществляется за счет роста филиальной сети ТНК.

ТНК обеспечивают около V4 мирового валового продукта, а величина добавленной стоимости, производимой крупнейшими корпорациями, превосходит ВВП многих небольших стран. Общий объем продаж зарубежных филиалов ТНК составил в 2005 г. 22,2 трлн долл., экспорта - 4,2 трлн долл., а численность занятых работников - примерно 62,1 млн. человек. Даже по консервативным оценкам, на ТНК приходится почти половина глобальных расходов на НИОКР и не меньше 2/3 коммерческих расходов на исследования и разработки (по оценкам, 450 млрд. долл.).

Для анализа деятельности ТНК важно определить, какие компании относятся к их числу. По мере развития процесса транснационализации изменялись критерии выделения ТНК, применяемые авторитетными международными организациями. Долгое время общепринятым, в частности в публикациях ООН, было отнесение к международным корпорациям только крупных компаний, имевших годовой оборот, превышающий 100 млн. долл., и филиалы не менее чем в шести странах. В последние годы появилось более мягкое определение ТНК, которое стало использоваться в Докладах о мировых инвестициях ЮНКТАД.

Согласно новому подходу, ТНК считается компания: имеющая подразделения в двух или более странах; способная проводить согласованную политику через один или несколько центров принятия решений; в которой материнская компания контролирует активы других экономических единиц в государствах базирования, отличных от страны ее базирования, как правило, путем участия в капитале. Нижняя граница такого участия составляет не менее 10%, что считается достаточным для установления контроля за активами. В соответствии с указанным подходом число транснациональных компаний увеличивается на порядок.

Между тем крупнейшие 100 ТНК занимают ведущие позиции. По данным ЮНКТАД, в 2004 г. на них приходилось 11% зарубежных активов, 16% продаж и 12% занятых всех существующих ТНК.

стр. 62


Современные ТНК представляют собой сложное сообщество структур, сформировавшихся на различных стадиях развития. Каждый период эволюции порождал свой собственный тип организации ТНК, который нередко переживал пик своего господства и сохранялся в определенной "экологической нише". В развитии ТНК можно выделить пять этапов.

На первом этапе важнейшую роль играли сырьевые ТНК "первого поколения", основанные на использовании ресурсов колоний, и горизонтальные картельные структуры, формировавшиеся в условиях слабости антимонопольного законодательства. Следуя Р. Робинсону, этот период в деятельности международного бизнеса можно назвать "эпохой колоний"2. Компании, возникшие в то время, и сегодня доминируют, например в Деловом совете Британского содружества.

Второй этап охватывает межвоенный период: введение жестких антимонопольных ограничений привело к волне слияний 1916 - 1929 гг., породившей большое число вертикально-интегрированных структур. На смену сырьевой направленности многих ранних компаний пришла ориентация на промышленное производство. "Эпоха колоний" завершилась, началась "эпоха концессий". В принимающих странах ТНК стали превращаться в своеобразные "автономные экономические государства". По некоторым оценкам, никогда впоследствии ТНК не достигали такого политического влияния в принимающих странах, как в первой половине XX в.

Третий этап (1960 - 1970-е годы) характеризовался большим числом конгломератных слияний, охватывавших различные страны и отрасли. При этом во многих странах, таких, как ФРГ или Япония, получило широкое распространение тесное взаимное переплетение бизнес-структур как за счет формальных каналов, так и на основе перекрестных директоратов. В результате корпоративная иерархия в целом ряде отраслей фактически вытесняла механизмы свободного рынка. Как отмечает Х. Виссема, господствующую роль стало играть использование стратегий роста и диверсификации большинства бизнес-структур3. В это же время традиционные ТНК дополняются и так называемыми многонациональными корпорациями (МНК), которым присуща транснациональная структура собственности.

Четвертый этап - это период 1980 - 1990-х годов. В результате кризиса 1970-х годов дальнейшие процессы диверсификации были приостановлены и произошло резкое изменение стратегических императивов: период антикризисной стратегии экономии сменился этапом становления двух основных моделей - стратегии деконцентрации и продолжающей ее стратегии выборочного роста и стратегии инновационного развития. Конгломераты во многом оказались нежизнеспособными, уступая место специализированным вертикально-интегрированным корпорациям; банки резко сократили свои промышленные активы. Под давлением фондовых рынков ком-


2 См.: Международный менеджмент / Под ред. Э. С. Пивоварова, Д. И. Баркана, Л. С. Тарасевича, А. И. Майзеля. СПб.: Питер, 2000.

3 Виссема Х. Стратегический менеджмент. М.: Финпресс, 2000. С. 234 - 245.

стр. 63


пании были вынуждены более гибко адаптироваться к происходящим процессам, а также заметно повысить свою прозрачность, отказываясь от громоздких многоотраслевых структур. Резко возросла роль инвестиций в инновационный бизнес.

Наконец, современный этап связывают с развитием сетевых структур и новых типов "глобальных компаний". На наш взгляд, едва ли можно говорить об абсолютном доминировании этой формы организации международного бизнеса, но определенную роль в обогащении спектра ТНК она играет. В реальности тенденции развития ТНК в различных странах мира неодинаковы. Упрощенно можно назвать следующие его направления:

- становление качественно новых "глобальных компаний" пятого поколения и перестройка старых ТНК, также трансформирующихся в "глобальные компании" (США);

- формирование узкоспециализированных агрессивных ТНК в традиционных отраслях (ФРГ и другие страны Европы);

- попытка трансформации переживающих кризис ТНК путем слияний с иностранными компаниями (Япония, Южная Корея);

- создание традиционных ТНК на базе национальных финансово-промышленных групп (развивающиеся страны, Мексика, отчасти КНР, где ТНК формируются на базе государственных предприятий);

- усиление зарубежной экспансии большого числа средних и малых фирм, которые, по сути, становятся новыми, нарождающимися ТНК.

Степень транснациональности компании характеризуется рядом индикаторов. Один из них - индекс транснациональности (ИТН), рассчитываемый как среднее значение трех величин: отношения зарубежных активов ко всем активам, зарубежных продаж к общему объему продаж и численности работников за рубежом к общему числу занятых в ТНК. Другой показатель - индекс интернационализации (ИИ) - рассчитывается путем деления числа зарубежных филиалов на число всех филиалов.

Подавляющее большинство проектов прямых иностранных инвестиций (ПИИ) сегодня реализуется ТНК. Суммарный объем накопленных вывезенных ПИИ в 2005 г. оценивался в 10,7 трлн долл. По сравнению с 2003 г. приток ПИИ в 2005 г. вырос на 29%, а их отток - на 39%, но в абсолютном выражении эти показатели еще далеки от своих пиковых значений 2000 г. В связи с восстановлением роста в экономике США и ряда европейских стран в 2005 г. сменился тренд: если в 2004 г. быстрее рос приток ПИИ в развивающиеся страны, то в 2005 г. - в развитые, доля которых в общемировом притоке ПИИ повысилась до 59%. Однако за более продолжительный период, с 1994 - 1999 по 2005 год, наблюдался рост доли развивающихся стран как в притоке ПИИ - с 30,7 до 39%, так и в их оттоке - с 11,7 до 15,1%. Хотя приток ПИИ в страны СНГ и увеличился с 5,6 млрд. долл. в среднем за год в 1994 - 1999 гг. до 27,2 млрд. долл. в 2005 г., доля региона составляет лишь 3,0% от мирового итога. Соответствующий показатель для вывоза ПИИ из стран СНГ - 1,9% (см. табл. 1).

стр. 64


Таблица 1

Потоки ПИИ по регионам и отдельным странам мира (млрд. долл.)

 

Приток ПИИ

Отток ПИИ

1994 - 1999 гг. в среднем за год

2000 г.

2003 г.

2005 г.

1994 - 1999 гг. в среднем за год

2000 г.

2003 г.

2005 г.

Все страны мира

548,1

1409,6

557,9

916,3

553,1

1244,5

561,1

778,7

Развитые страны,

373,9

1133,7

358,5

542,3

486,6

1097,5

514,8

646,2

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

ЕС

210,3

696,1

253,7

421,9

304,2

813,1

286,1

554,8

США

124,9

314,0

53,1

99,4

114,3

142,6

129,4

12,7

Япония

3,4

8,3

6,3

2,8

22,8

31,6

28,8

45,8

Развивающиеся страны,

166,4

266,8

175,1

334,3

64,9

143,8

35,6

117,5

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

Китай

40,7

40,7

53,5

72,4

2,2

0,9

-0,2

11,3

Юго-Восточная Азия

27,4

23,5

19,9

37,1

10,7

8,2

5,4

12,0

Юго-Восточная Европа

2,2

3,6

8,5

12,4

0,1

0,0

0,2

0,5

страны СНГ

5,6

5,4

15,7

27,2

1,5

3,2

10,6

14,6

Отток ПИИ в основном связан с компаниями развитых стран. Более половины его в 2005 г. приходилось на три страны - Нидерланды, Францию и Великобританию. В целом чистый отток ПИИ (отток минус приток) из развитых стран составил в 2005 г. около 104 млрд. долл.

По размеру зарубежных активов из 100 крупнейших нефинансовых ТНК мира 85 приходилось на США, страны ЕС и Японию, среди 25 крупнейших - шесть компаний из США, в том числе в первой пятерке - три компании (General Electric, Ford Motor Company, General Motors), семь - из Германии, шесть - из Франции, три - из Великобритании, две - из Японии, по одной компании - из Швейцарии, Гонконга (Китай), Нидерландов. В списке крупнейших нефинансовых ТНК только четыре компании относятся к нефтяной промышленности, включая добычу, переработку и торговлю соответствующей продукцией. Ведущие позиции принадлежат ТНК, занимающимся производством автомобилей, лекарств, электрического и электронного оборудования, телекоммуникациями, электро-, газо- и водоснабжением. На финансовые ТНК из Франции, Германии, Японии, Великобритании и США приходится почти 3/4 суммарных активов 50 ведущих финансовых ТНК.

Теории транснационализации

ТНК являются предметом многочисленных исследований, связывающих их возникновение как с соображениями экономической эффективности, так и с внеэкономическими факторами. Основная задача состоит в том, чтобы выяснить факторы, побуждающие транснациональные корпорации осуществлять инвестиции за рубежом. Другая проблема: почему ТНК предпочитают инвестиционные решения, например размещение производства за рубежом, торговым операциям? Иногда ответ очевиден: некоторые страны сознательно практикуют

стр. 65


протекционистскую торговую политику, из-за чего корпорации вынуждены "перепрыгивать" тарифные барьеры путем создания местных производств. Но во многих случаях ситуация оказывается более сложной. Важно также оценить социально-экономические и политические последствия транснационализации. Обзор некоторых теорий ТНК приводится в таблице 2.

Таблица 2

Основные теории транснациональных корпораций

Теории

Дисциплины

Объясняемые вопросы

Международный жизненный цикл товара

Экономика и маркетинг

Потоки ПИИ и торговые потоки, влияние технологии, значимость рыночных условий

Парадигма "летящих гусей"

Экономика и маркетинг

ТНК развивающихся стран

Арбитраж между национальными рынками

Финансы

Сегментация национальных рынков, направления ПИИ

Монополистическая конкуренция

Экономика

Факторы формирования стратегий и конкурентоспособности ТНК

Интернализация

Экономика

Экспансия корпорации за пределы национальных границ

Трансакционные издержки

Экономика

Структура и функционирование корпоративной иерархии, границы ТНК

Конкурентные преимущества

Менеджмент

Конкурентоспособность ТНК

Эклектическая теория OLI

Экономика

Комбинация вопросов интернализации и конкурентных преимуществ

Переговорная власть

Политология, менеджмент, международные отношения

Переговоры ТНК с национальными правительствами

Конкуренция государств

Международные отношения

Политические факторы в определении направлений ПИИ

Международные корпоративные связи

Социология

Взаимодействие между ТНК и менеджментом отдельных ТНК

-----

Источник: Grosse R., Behrman J. N. Theory in International Business // Transnational Corporations. 1992. Vol. 1, No 1; дополнено авторами.

В экономической теории ТНК первоначально рассматривались лишь как инструмент осуществления иностранных инвестиций и арбитража между несколькими национальными рынками.Соответственно мотивом к их возникновению считались только различия в процентных ставках. Однако эмпирически на основе данного подхода нельзя выявить все причины процессов транснационализации корпораций. Скорее он позволяет объяснить поведение портфельных инвесторов и банков, но не мотивы производственных решений промышленных и торговых ТНК.

Теория международного жизненного цикла товара, объединяющая элементы экономической теории и маркетинга, связывает формирование ТНК с постепенным устареванием продукта. В соответствии с данной теорией в жизненном цикле товара выделяются три стадии: инновация, зрелость и стандартизация. Транснационализация получает распространение в основном на второй и третьей стадиях. Во-первых, жесткая конкуренция на национальных рынках побуждает корпорации использовать все инструменты снижения издержек. Поэтому они стремятся размещать производство в периферийных районах мировой экономики, в странах

стр. 66


с низкими издержками. Во-вторых, исчерпываются возможности "снятия сливок" с привлекательных рынков промышленно развитых стран; обостряется соперничество за ранее не являвшиеся привлекательными развивающиеся рынки. Этот фактор объясняет многие, но отнюдь не все используемые ТНК стратегии. Также не вписываются в эту схему ТНК развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

Последний недостаток частично исправляет тесно связанная с теорией международного жизненного цикла парадигма "летящих гусей", сформулированная в 1964 г. К. Акамацу. Согласно данному подходу, выявленному на основе наблюдений за японской текстильной промышленностью в начале XX в., можно выделить три стадии в развитии отрасли: 1) поступление в экономику страны импортной продукции; 2) возникновение национальных производителей; 3) выход последних на мировые рынки. Иначе говоря, наблюдается постоянный процесс появления "стран-преследователей", участвующих в конкуренции с господствующими странами. Данный подход, впрочем, не учитывает того факта, что импортозамещающая стратегия лишь в некоторых случаях приводит к формированию экспортно-ориентированных корпораций, способных стать ТНК; в большинстве случаев целесообразно изначально ориентироваться на глобальную конкурентоспособность. Опыт стран Юго-Восточной Азии, успешно придерживавшихся указанной стратегии, а также государств Латинской Америки, десятилетиями защищавших импортозамещающие отрасли и не добившихся реального успеха на внешних рынках, во многом подтверждает этот вывод, ставший еще более очевидным в условиях глобализации.

Все остальные теории транснационализации в какой-то степени могут быть сведены к разновидностям и направлениям развития теории экономической власти в широком смысле слова и позволяют конкретизировать некоторые ее общие положения для исследования проблематики ТНК. Экономическая власть - это власть в сфере экономических отношений, то есть отношений производства, обмена и распределения4. Следовательно, экономическая власть часто неотделима от политической, ведь деятельность государства в экономике также связана с производством благ, воздействием на процесс их распределения и участием в обмене.

Очевидно, борьба за власть и влияние на рынках, внутри корпораций и на международной арене является важнейшим фактором функционирования ТНК. С методологической точки зрения целесообразно выделение двух аспектов власти в экономической теории, диалектически связанных между собой. С одной стороны, власть - это специфическое экономическое благо, а с другой - особый род отношений между экономическими субъектами. Их изучение позволяет выявить причины сравнительно большей эффективности некоторых ТНК по сравнению с традиционными "рыночными" решениями и в то же время понять, почему столь часто трансграничные слияния и поглощения ведут к образованию заведомо менее эффективных структур.


4 Fehl U. Macht // Schuller A., Krusselberg H.G. (Hrsg.) Grundbegriffe zur Ordnungstheorie und politischer Okonomik. Marburg, 2004. S. 149.

стр. 67


Появившаяся в 1960-е годы трактовка ТНК с точки зрения теории отраслевых рынков и монополистической конкуренции связывает их возникновение с попытками предотвратить формирование возможных конкурентов за рубежом и обрести монопольную власть. Данное направление анализа хорошо вписывается в современную теорию отраслевых рынков (industrial economics), основная часть которой посвящена теоретико-игровому исследованию олигополистических отраслей. Поведение корпораций может различаться в зависимости от формы национального рынка: большей или меньшей концентрации рыночной власти, наличия потенциальных барьеров входа, способности корпораций достигнуть картельного соглашения и др. В данном случае, правда, многие вопросы оставались неясными: ТНК нередко функционируют в отраслях с высокой конкуренцией; непонятно, почему именно такая весьма уязвимая с точки зрения возможной реакции антимонопольных органов форма ограничения конкурентной борьбы по сравнению, например, со скрытым картелем используется компаниями. Однако тот факт, что ТНК часто выступают инструментом ограничения конкуренции, вряд ли вызывает сомнение.

В принципе схожие идеи лежат в основе исследования конкурентных преимуществ ТНК. Оно, по сути, распространяет типичный для менеджмента анализ факторов достижения конкурентоспособности на транснациональный бизнес. Другими словами, речь идет о выделении основных инструментов соперничества ТНК за экономическую власть. Главное отличие этого подхода - использование несколько иной перспективы, чем в рамках теории отраслевых рынков: исследования деловых стратегий и конкурентных преимуществ направлены на выявление не столько общеэкономической эффективности, сколько конкретных возможностей для бизнес-структур.

Преимущества экономической власти как отношения находятся в центре исследований в рамках направления, доминирующего в анализе ТНК с 1970 -1980-х годов, - теорий трансакционных издержек и интернализации. ТНК, как иерархия, основанная на внутрифирменной власти, представляют собой альтернативный рынку инструмент организации взаимодействия с иностранными партнерами. Его использование вероятно в ситуации, когда издержки контроля в рамках ТНК ниже трансакционных издержек рыночных сделок или же при возникновении вследствие неэффективности государственного регулирования "провала" рынка, нуждающегося в корректировке с помощью иерархических структур.

Классическим примером использования теории интернализации является ситуация трансферта технологий. Компании, как правило, предпочитают ограничивать предоставление открытой информации о своих технологических достижениях, опасаясь заимствования, вероятность которого в глобальной экономике с учетом недостаточной защищенности прав собственности не следует недооценивать. В такой ситуации возникает проблема систематического занижения покупателями той цены, которую они готовы платить за ноу-хау. Выходом является его трансферт в рамках внутрифирменной структуры, где стимул к нарушению договора исчезает благодаря внедрению иерархических механизмов поощрения

стр. 68


и наказания. Точно так же компании могут "передавать" по внутрифирменным сетям свою репутацию, становящуюся ценным ресурсом в конкуренции за рубежом, в частности при создании торговых сетей.

Применительно к поставкам сырья и материалов или оказанию услуг по распространению товара на зарубежном рынке отдельные инвестиции, например способные принести выгоду лишь при сотрудничестве с определенным партнером, в условиях неполноты контрактов могут сделать возможной попытку изъятия "квазиренты", то есть использования партнером стратегической зависимости к собственной выгоде. Данную ситуацию в неоинституциональной теории называют "разбойным нападением" (hold-up). Ее ярчайшим примером являются отношения производителей автомобилей и компаний, выпускающих запчасти и детали для них; последние в странах Европы и США постоянно вынуждены, порой со значительным ущербом для себя, адаптироваться к изменениям стратегии "их" основного покупателя. Конечно, в международных экономических отношениях защита прав собственности всегда менее совершенна, чем в ведущих промышленно развитых странах. Соответственно оптимальным вариантом становится создание общей иерархической структуры в виде ТНК, в которой права всех партнеров в большей степени защищены5.

Развитием теории интернализации можно считать концепцию OLI, или так называемую "эклектическую" теорию ТНК Дж. Даннинга. Название концепции - это аббревиатура названий трех ее основных элементов:

- организация и владелец (ownership). За счет использования новых технологий, трансферта деловой культуры, включения в глобальные производственные системы ТНК способны обеспечить более эффективное управление предприятиями, чем локальные компании, и сокращают издержки управления дочерними компаниями за рубежом, то есть обладают специфическими преимуществами фирмы (firm-specific advantage - FSA);

- место расположения (location). В данном случае факторы FSA дополняются преимуществами расположения (location specific advantages - LSA), например дешевой рабочей силой или доступом к ресурсам;

- интернализация (internalization), то есть возможность использования FSA и LSA самостоятельно, а не за счет продажи третьей корпорации6.

Интересно, что сторонники концепции OLI пытаются, помимо всего прочего, сравнивать эффекты региональной экономической интеграции и интеграции бизнеса (создания ТНК), их движущие мотивы и результаты, хотя пока исследования в данной области еще недостаточно развиты7.


5 Hennart J. -F. Theories of the Multinational Enterprise // Rugman A. M., Brever Т. М. (eds.) Oxford Handbook of International Business. Oxford: Oxford University Press, 2001.

6 Dunning J. H. The Determinants of International Production // Oxford Economic Papers. 1973. Vol. 25.

7 Lindstrom M. Globalization and Economic Integration - What Challenges Economies in Transition: Mimeo. 1999.

стр. 69


Конечно, концепция интернализации не ограничивается сопоставлением двух "крайних" форм организации взаимосвязей экономических агентов - иерархии, основанной на властных отношениях, и рынка. В реальности немаловажную роль могут играть и "промежуточные" формы, в отношении которых, как правило, используется термин "сетевые структуры". Несмотря на то, что теоретически эта концепция небесспорна8, а сами по себе социальные сети отнюдь не являются новым явлением современного мира, именно в последние годы "сетевые структуры" стали излюбленным объектом многих исследователей и особенно бизнес-консультантов. Как правило, представление о "сетевой природе" новых ТНК воплощается в двух формах.

С одной стороны, речь идет о преобразовании существующих корпораций в более гибкие и менее централизованные объединения. В этом случае говорят о формировании "ТНК пятого поколения", "планетарных универсальных компаний", не имеющих четких границ или отраслевой специализации, основанных на системе разнообразных холдингов и формирующих специфическую внутреннюю "полурыночную-полуиерархическую среду". Следует, однако, учитывать, что возможности "гибридизации" внутренней среды корпораций ограничены: во многих случаях организация вынуждена делать выбор между дискретными альтернативами централизации и децентрализации (другое дело, что их число не обязательно равно двум - "рынок" или "иерархия"). Кроме того, процесс перехода от централизации к децентрализации не является однонаправленным. В реальности смена организационных форм характеризуется цикличностью, что обусловлено, например, необходимостью обеспечить "приближение" структуры неформальных отношений в организации со свойственным им эффектом зависимости от траектории развития к оптимальному состоянию9.

С другой стороны, новые сетевые структуры могут возникать и вне традиционных корпоративных рамок. Речь идет, прежде всего, о "международных альянсовых сетях" или "мягких метаструктурах". Действительно, компании все чаще принимают решение об аутсорсинге даже критически важных сфер деятельности. По некоторым оценкам, у американских ТНК число соглашений о кооперации уже в 1990-е годы в четыре раза превышало число контролируемых дочерних компаний. В определенной степени новые тенденции вызваны повышением эффективности рынков по сравнению с периодом становления диверсифицированных структур10.

Принципиальные изменения в деятельности компаний связаны с "новой информационной экономикой". Крупные корпорации проводят "декапитализацию", превращаясь в небольшие брэнд-компании (оболочечные фирмы), координирующие деятельность сети внешних структур. Исследователи часто указывают на возникновение новых


8 Gerum E. Unternehmensnetzwerke: Ein Grundlagenstreit: Betriebswirtschaftliche Studien der Philipps-Universitat Marburg. 2001. Arbeitspapier No 19.

9 См., например: Nickerson J. A., Zengr T.R. Being Efficiently Fickle: A Dynamic Theory of Organizational Choice: Mimeo. 2002.

10 См.: Langlois R. N. The Vanishing Hand: The Changing Dynamics of Industrial Capitalism // Industrial and Corporate Change. 2003. Vol. 12, No 2.

стр. 70


форм организации бизнеса: "сообществ добавленной стоимости", "гиперорганизаций" или "метарынков". При этом важнейшим свойством новых бизнес-сообществ считается "размывание грани" между продавцом и покупателем, а также сочетание конкурентных и партнерских отношений (coopetition). Такие сети в традиционном смысле вообще не являются ТНК, но в реальности выполняют их функции.

Тесно примыкает к последнему подходу в менеджменте направление анализа, обусловливающее возникновение ТНК ролью транснациональных корпоративных связей (transnational corporate ties) как фактора формирования нового центра экономической власти в мировой экономике. В этом случае речь идет не об отдельных корпорациях, а о взаимосвязанном сообществе ТНК. В отличие от теорий отраслевых рынков и конкурентных преимуществ, концентрирующих внимание на соперничестве ТНК за экономическую власть, исследование транснациональных корпоративных сетей исходит из несколько иных предпосылок: корпорации являются не столько участниками "глобальной борьбы всех против всех", сколько членами интегрированной социальной сети, основанной на перекрестной акционерной собственности, долгосрочных контрактах, соглашениях, альянсах и личных контактах.

В современных работах, посвященных анализу деятельности ТНК, выделяется несколько их типов:

- горизонтально-интегрированные ТНК, управляющие размещающимися в разных странах подразделениями, выпускающими одну и ту же или сходную продукцию;

- вертикально-интегрированные ТНК, управляющие размещающимися в одной стране/разных странах подразделениями, выпускающими изделия для выпуска новой продукции управляемыми этой же ТНК производствами, которые расположены в другой/других странах;

- диверсифицированные ТНК, управляющие различными подразделениями, которые могут быть как горизонтально-, так и вертикально-интегрированными .

Моделирование деятельности этих типов ТНК в современной экономической теории также сильно различается. При описании горизонтальных компаний с теоретической точки зрения главным является вопрос: почему компания предпочитает экспортным операциям создание предприятий за рубежом? С этой точки зрения ключевым фактором выступает выбор между единовременными затратами на создание производств за рубежом и долгосрочными постоянными транспортными издержками. Последние могут быть связаны, как уже упоминалось, и с тарифными ограничениями торговли. Введение в модели переменной стратегического взаимодействия игроков показывает, что масштабы инвестиций горизонтальных ТНК могут превысить прямой расчет выгод и издержек с учетом стратегической выгоды доступа на рынок и вытеснения конкурентов. Также очевидно, что инвестиции более вероятны в странах с крупными внутренними рынками. Основными экономическими эффектами подобных инвестиций являются, во-первых, сокращение объемов международной торговли (которая "вытесняется" локальным производством) и, во-вторых, усиление конкуренции для местных компаний.

стр. 71


Моделирование вертикальных ТНК основано на расширенной версии модели внешней торговли Хекшера-Олина. Последняя, как известно, предполагает, что страны экспортируют товары, произведенные с наибольшими затратами того фактора производства, которым они располагают в избытке, и импортируют товары, для выпуска которых требуется дефицитный фактор. В классической версии модели такая торговля приводит к выравниванию цен на факторы производства в обеих странах. Однако, согласно расширенной модели, при больших диспропорциях в обеспечении трудом и капиталом, нередко возникающих в современных экономиках, указанного выравнивания не происходит. Соответственно компании выгодно разместить трудоемкие элементы производства в стране с избыточным фактором "труд", а капиталоемкие - в стране с избыточным фактором "капитал"11.

Обе ветви моделирования развиваются достаточно независимо друг от друга. Определенная попытка их интеграции предпринимается в моделях "капитала знаний" (knowledge-capital models), предполагающих, что формирование ТНК связано с обменом знаниями между странами. Результаты эмпирических исследований в большей степени поддерживают выводы, сделанные на основе моделей горизонтальных, а не вертикальных ТНК12. Однако исторический опыт развития ТНК свидетельствует о сочетании различных стратегий и мотивов их деятельности на разных этапах.

Особенности включения российских компаний в глобальную экономику

В последние годы отмечается резкая активизация зарубежной деятельности российских компаний. По данным Банка России, характеризующим международную инвестиционную позицию, на 1 января 2006 г. накопленные прямые инвестиции российских резидентов за рубежом составили 138,9 млрд. долл., что почти в семь раз превышает аналогичный показатель на начало 2001 г. Только за 2005 г. их объем возрос на рекордные 31,6 млрд. долл. (см. табл. 3).

Приведенные в таблице 3 цифры на порядок выше показателей середины 1990-х годов, хотя и не вполне сопоставимы с ними. Так, по данным Банка России, с 1993 по март 1996 г. российским компаниям было выдано 165 лицензий на осуществление валютных операций по прямым и портфельным инвестициям за рубежом. Общий объем разрешенных инвестиций за этот период составил 810 млн. долл., причем большая часть зарубежных капиталовложений - 720 млн. долл. - пришлась на 15 лицензий, выданных российским финансово-промышленным группам, таким, как "ЛУКойл" (128 млн. долл.), "Газпром" (108 млн. долл.), "Сургутнефтегаз" (87 млн. долл.). По 75% всех выданных лицензий разрешалось инвестирование средств в размере менее 100 тыс. долл.13


11 Navaretti G. В., Haaland J. I., Venables A. Multinational Corporations and Global Production Networks: The Implications for Trade Policy / CEPR. 2002.

12 Markusen J. R., Maskus K. E. Discriminating Among Alternative Theories of the Multinational Entreprise // Review of International Economics. 2002. Vol. 10, No 4.

13 ИТАР-ТАСС. 1996. 5 сент.

стр. 72


Таблица 3

Накопленные за границей прямые и портфельные инвестиции российских резидентов (на начало года, млрд. долл.)

 

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Прямые иностранные инвестиции, всего

20,1

44,2

62,3

90,9

107,3

138,9

Страны дальнего зарубежья

18,6

42,2

60,0

87,8

102,9

133,6

Страны СНГ

1,5

2,0

2,3

3,1

4,3

5,3

Участие в капитале и реинвестированные доходы

18,4

42,2

58,4

86,5

100,4

131,2

Страны дальнего зарубежья

16,9

40,2

56,1

83,5

96,2

126,1

Страны СНГ

1,5

2,0

2,3

3,0

4,2

5,1

Прочий капитал

1,7

2,0

3,9

4,3

6,9

7,6

Страны дальнего зарубежья

1,7

2,0

3,9

4,2

6,7

7,4

Страны СНГ

0,0

0,0

0,1

0,1

0,2

0,2

Портфельные инвестиции, всего

1,3

1,3

2,5

4,4

8,4

17,8

Страны дальнего зарубежья

1,0

0,9

2,2

4,2

8,2

17,8

Страны СНГ

0,3

0,4

0,3

0,2

0,2

0,0

-----

Источник: www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/print.asp?file=iip_cis.htm.

По суммарному вывозу ПИИ Россия, по оценкам экспертов ЮНК-ТАД (120 млрд. долл.), сопоставимых с оценками ЦБ, вышла в 2005 г. на третье место среди развивающихся стран и стран с переходной экономикой (в 2000 г. она занимала 12-е место) после китайского Гонконга (470 млрд. долл.) и британских Виргинских островов (123 млрд. долл.). Если учесть, что часть инвестиций из оффшорных территорий, таких как Виргинские острова, является капиталом российского происхождения, то она фактически занимает второе место.

Намного меньше активы в виде портфельных инвестиций, но важно подчеркнуть, что в 2003 - 2005 гг. их объем ежегодно удваивался.

Данные по международной инвестиционной позиции включают как новые прямые инвестиции из России, так и реинвестиции из прибыли, полученной зарубежными филиалами, которые обеспечивают основной прирост зарубежных активов14.


14 Расчет реинвестированных доходов Банком России носит ориентировочный характер. Он осуществляется на основании данных о динамике нераспределенной прибыли предприятий по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) или в соответствии с Общепринятыми принципами бухгалтерского учета США (US GAAP). При отсутствии соответствующих данных проводится анализ информации СМИ о результатах деятельности предприятия в рассматриваемом периоде. В случае отсутствия данных по предприятию оценка производится исходя из факторов, оказывающих влияние на его деятельность. Для нефтяной отрасли - это цена на нефть и добыча нефти предприятием, для черной и цветной металлургии - индекс цен на соответствующие профилю предприятия металлы, для машиностроения - темпы роста производства машин и оборудования, для связи - темпы роста оказания платных услуг населению, для других отраслей - темпы роста ВВП. Указанные факторы используются, если их динамика взаимосвязана с динамикой финансовых результатов предприятия. Если такая связь отсутствует, показатель рассчитывается другим статистическим методом (например, по тренду). После публикации предприятием отчетности производится корректировка показателей на разницу между данными оценки и фактическими данными.

стр. 73


По оценке аналитиков Ernst&Young, в 2004 г. российские компании потратили на приобретение иностранных активов всего около 3,5 млрд. долл., а в 2003 г. - почти в пять раз меньше15. Это на порядок уступает приросту за соответствующие годы прямых зарубежных инвестиций в категории накопленных активов. Дело в том, что значительную часть (до 75 - 80%) прироста последних составляет реинвестированная прибыль.

В 2005 г. Ernst&Young оценила объем приобретений российских компаний за рубежом уже в 13,3 млрд. долл. Однако в эту сумму были включены 5,7 млрд. долл., которые заплатила Access Industries за Bassel - крупнейшего в мире производителя полеолефинов16. Строго говоря, Access Industries, хотя и имеет огромные активы в России, зарегистрирована в 1986 г. в США, и ее основным владельцем является гражданин США Л. Блаватник, выходец из бывшего СССР. Поэтому ее сделки было бы не совсем корректно зачислять в официальную статистику российских инвестиций.

Кроме инвестиций подобных "иностранных" компаний, в официальную статистику ПИИ российского бизнеса не попадает еще целый ряд операций. Речь идет, прежде всего, о чистых оффшорах российского происхождения, которые являются ключевыми элементами схем, созданных отечественными структурами для осуществления юридического контроля над многими крупнейшими российскими компаниями. Немало зарубежных компаний создаются для минимизации схем налогообложения и часто являются так называемыми "пустышками"17. Также не учитываются многие капитальные операции некрупных предприятий и частных предпринимателей, которые стремятся их скрыть. Между тем размер этих операций может быть весьма значительным. Иными словами, фактические масштабы зарубежной экономической деятельности намного превосходят официальные данные и характеризуются устойчивой тенденцией к росту.

По оценке А. Булатова, уже в середине 1990-х годов с учетом нелегальных инвестиций в рамках "бегства" капитала объем накопленных прямых инвестиций российского происхождения за границей составлял 20 - 30 млрд. долл. Правда, многочисленные оффшорные компании с российским капиталом, число которых достигало несколько десятков тысяч, нацелены не столько на владение, пользование и распоряжение прямыми инвестициями, сколько на проведение внешнеторговых операций с последующим инвестированием получаемого дохода в недвижимость, счета и депозиты, иностранные ценные бумаги18. На начало 2000-х годов А. Булатов оценивал средства на зарубежных счетах и депозитах в размере примерно 100 млрд. долл., вложения в недвижимость - около 50 млрд, капитал в предпринимательской форме, и, прежде всего в виде портфельных инвестиций, - в 100 млрд. долл.,


15 Российский бизнес и глобальная экономика // Форум: Приложение к газете "Ведомости". 2005. Ноябрь. С. 4.

16 Слияния и поглощения в СНГ. Обзор сделок 2005 г. / Ernst&Young. 2006 (www.ey.com/ru).

17 Например, по оценке экспертов, через схемы "ложного" перестрахования в зарубежные компании, фактически подконтрольные российским структурам, в 2003 - 2004 гг. выводилось от 1,4 млрд. до 1,8 млрд. долл. ежегодно (Ведомости. 2005. 7 нояб.).

18 Булатов А. С. Вывоз капитала из России и концепция его урегулирования / Московский общественный научный фонд. 1997.

стр. 74


в то время как прямые инвестиции - в несколько десятков миллиардов долларов19. Последняя оценка близка данным Банка России.

В результате увеличения официального вывоза капитала, особенно в 2004 - 2005 гг., уменьшилась роль нелегального оттока капитала, объем которого, однако, остается значительным. Об этом можно судить по динамике статьи "ошибки и пропуски" в платежном балансе, которая традиционно считается показателем, отражающим сальдо неучтенного движения капитала (см. табл. 4).

Таблица 4

Значение нелегального вывоза капитала в общем оттоке капитала из России, по данным платежного баланса (млрд. долл.)

Годы

Ошибки и пропуски (1)

Официальный вывоз капитала частным сектором (2)

Общий отток капитала (3)

Доля (1) в (3), %

1994

0,0

16,6

16,6

-

1995

9,1

9,4

18,5

49,2

1996

7,7

28,4

36,1

21,3

1997

8,8

31,1

39,9

22,1

1998

9,8

14,5

24,3

40,3

1999

8,6

13,5

22,1

38,9

2000

9,2

19,0

28,2

32,6

2001

10,0

11,4

21,4

46,7

2002

6,5

19,6

26,1

24,9

2003

9,7

25,6

35,3

27,5

2004

6,3

40,6

46,9

13,4

2005

11,9

61,5

73,4

16,2

-----

Источник: www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/print.asp?file=capital.htm.

В силу закрытости корпоративной информации в рейтинги наиболее крупных российских ТНК, регулярно публикуемые в докладах о мировых инвестициях ЮНКТАД, попадают далеко не все российские компании, ведущие активную зарубежную деятельность. По данным ЮНКТАД, первое место среди российских ТНК прочно занимает "ЛУКойл".

Компания "ЛУКойл" впервые попала в списки ЮНКТАД крупнейших ТНК региона Центральной и Восточной Европы и СНГ в 1999 г. В 2002 г. стоимость ее зарубежных активов оценивалась в 5,4 млрд. долл., в 2003 г. - в 7,2 млрд, в 2004 г. - в 7,8 млрд. долл., что вывело ее на первое место среди нефинансовых ТНК из стран Юго-Восточной Европы (с 2005 г. в связи с расширением ЕС эксперты ЮНКТАД стали использовать такую группировку стран) и СНГ и 10-е место среди ТНК развивающихся стран в целом. В 2005 - 2006 гг. "ЛУКойл" продолжал активно наращивать свои зарубежные активы.

Кроме "ЛУКойла" в рейтинги ТНК ЮНКТАД включен и ряд других российских компаний (см. табл. 5).

Присутствие в таблице пароходных компаний объясняется тем, что значительная часть их собственности составляют структуры, учрежденные в государствах, где налоги на деятельность, связанную с морскими перевозками, минимальны,


19 Булатов А. С. Создание и функционирование компаний с российским капиталом за рубежом / МГИМО (У). 2002. С. 8.

стр. 75


Таблица 5

Крупнейшие российские ТНК, 2004 г.

 

Активы, млн. долл.

Продажи, млрд. долл.

Занятость, тыс. человек

ИТН, %

А

Б

А

Б

А

Б

"ЛУКойл"

7792

29761

26408

33845

13929

150000

37,8

"Норильский никель"

1413

13632

5968

7033

1772

100786

32,3

"Новошип"

1296

1413

350

419

55

4032

58,9

"РусАл"

743

6544

4412

5436

5490

63458

62,9

Приморское морское пароходство*

382

442

104

134

1305

2611

71,3

"Мечел"

120

3679

2203

3636

10689

82324

25,6

Дальневосточное пароходство*

52

160

57

180

166

4000

22,8

"АЛРОСА"*

46

4630

886

1955

8

46998

15,4

"Газпром"

 

104982

24536

36422

 

388714

 

ОМЗ

347

901

271

524

8484

22030

42,9

"Северсталь"

174

6584

3954

6664

7098

54597

25,0

-----

Примечания: А - показатели зарубежных филиалов; Б - общие показатели; ИТН - индекс транснациональности; * данные за 2003 г.

Источники: World Investment Report, 2005. P. 272; World Investment Report, 2006. P. 286.

то есть чисто финансовыми схемами минимизации налогов. В аналогичный рейтинг в 2006 г. эксперты ЮНКТАД впервые включили "Газпром", "Северсталь" и ОМЗ. В то же время в него не попали некоторые компании, значительно увеличившие свои зарубежные активы в 2005 - 2006 гг. ("Евразхолдинг"), а также такие крупные компании, как РАО ЕЭС, "Роснефть", "Татнефть", АФК "Система" и некоторые другие, которые осуществляют зарубежные проекты, но объем этих операций значительно уступает масштабам их деятельности на территории России. Кроме того, на рынке международных слияний и поглощений российских компаний постоянно происходят перемены. Например, в 2005 г. ОМЗ перешли под контроль Газпромбанка, в 2006 г. в марте "Норильский никель" сначала расстался со значительной частью своих зарубежных активов (за 2 млрд. долл. были проданы 20% акций золотодобывающей компании из ЮАР Gold Fields, приобретенные в 2004 г. за 1,16 млрд. долл.), а затем в ноябре приобрел за 408 млн. долл. никелевые активы американской компании ОМ Group. Эти и другие инвестиции приведут к соответствующим изменениям в новых рейтингах.

Некоторые данные по отдельным аспектам транснациональной деятельности более широкого круга российских компаний, определенные на основе корпоративной отчетности, приводятся на рисунке 2.

Ведущие российские ТНК значительно уступают зарубежным по размеру внешних активов. Например, у лидирующего по всем показателям транснациональности "ЛУКойла" размер зарубежных активов в 2004 г. был в 58 раз меньше (в 2003 г. - в 36 раз), чем у General Electric и почти в 20 раз меньше, чем у ВР. В мировой табели о рангах по зарубежным активам ТНК "ЛУКойл" занимал в 2004 г. только 160-е место. Кроме того, у российских ТНК индекс транснациональности в основном формируется за счет высокой доли зарубежных продаж, а не зарубежных активов и занятых за рубежом.

стр. 76


Показатели зарубежной деятельности некоторых российских компаний в 2004 г. (в %)

Примечания: данные по "Роснефти" и "Северстали" за 2003 г.; доля зарубежного оборота "Славнефти" рассчитана как среднее арифметическое доли сбыта за рубежом нефти (48%) и нефтепродуктов (63%) в натуральном выражении. Данные по зарубежным активам "Газпрома", "Сибнефти" и "Татнефти" отсутствуют. В состав зарубежных активов и оборота МТС и АФК "Система" включены показатели их деятельности исключительно на территории Украины, "ВымпелКома" - исключительно на территории Казахстана.

Источники: данные корпоративной отчетности.

Рис. 2

Не последнюю роль в этом играют широко используемые российскими ТНК схемы трансфертного ценообразования, которые увеличивают объемы продаж зарубежных филиалов и занижают объемы деятельности материнской компании.

Например, компания "РусАл" по так называемым толлинговым схемам выпускает до 70% алюминия. По толлингу зарубежные "дочки" компании поставляют на ее российские заводы сырье, забирают металл, получая прибыль от продажи, а сами заводы - лишь плату за переработку сырья. Согласно отчету за 2005 г., выручка "РусАла" от продаж на внутреннем рынке составила всего 23% (1,4 млрд. долл.) от общего объема выручки (6,1 млрд. долл.)20. По данным МСФО за 2003 г., не менее половины всей выручки и больше 75% чистой прибыли получили не российские заводы группы "Евраз", а ее оффшорные трейдеры - Ferrotrade UK и Ferrotrade Gibraltar21.

Для сравнения приведем средние показатели по 100 крупнейшим зарубежным ТНК. В 2004 г. доля их зарубежных активов от всех активов составила 53,4%, продаж зарубежных филиалов от всех продаж - 55,8%, занятых в зарубежных филиалах от всех занятых - 49,7%.

Всего же, по нашим оценкам, с точки зрения современных критериев ЮНКТАД в России к транснациональным могут быть отнесены как минимум 5 - 10 тыс. бизнес-структур, не считая чисто оффшорных


20 Ведомости. 2006. 2 февр.

21 Ведомости. 2006. 3 февр.

стр. 77


компаний, занимающихся исключительно финансовыми операциями. Особенно много таких предприятий в пограничных государствах: например, в Казахстане насчитывается почти 1900, в Армении - 590, в Молдове - около 370, в Монголии - свыше 200, в Грузии - почти 190 предприятий с участием российского капитала.

Насколько оправданна зарубежная экспансия в экономическом плане? Что она дает самим компаниям и российской экономике в целом? Для ответа на эти вопросы важно выявить факторы, обусловливающие рост инвестиционной активности российского бизнеса за рубежом. Условно их можно разделить на две группы: "притягивающие" (pull) и "выталкивающие" (push).

Рассмотрим сначала "притягивающие" факторы. Проведенное Ассоциацией менеджеров России в 2003 г. исследование22 на основании опроса более 80 экспертов (генеральных директоров и топ-менеджеров ведущих российских компаний) показало, что, по мнению представителей деловых кругов, усиление транснационализации принесет в первую очередь выгоду самим компаниям. В качестве ключевых факторов можно выделить:

- доступ к новым рынкам сбыта (при этом некоторые рынки без приобретения зарубежных активов оставались бы закрытыми или труднодоступными для российских компаний);

- внедрение на территорию региональных интеграционных объединений и тем самым преодоление тарифных и нетарифных ограничений для торговли;

- построение вертикально-интегрированных компаний, желание установить контроль над всей производственной цепочкой (например, при покупке российскими вертикально-интегрированными нефтяными компаниями компаний нефтепереработки и сетей сбыта нефтепродуктов);

- развитие сырьевой базы за счет приобретения контроля над ресурсами за рубежом;

- расширение ассортимента производства, знакомство с современными технологиями и передовым управленческим опытом, обретение налаженных связей по линии сбыта продукции и поставок комплектующих и сырья;

- повышение престижа компании в результате получения транснационального статуса, что способствует развитию партнерских отношений и привлечению инвесторов;

- минимизацию налогообложения вследствие отсутствия в России четкой системы контроля за возможным переводом прибылей с использованием внутрикорпоративных операций.

Покупка активов за рубежом способствует уменьшению издержек производства и получению дополнительных конкурентных преимуществ, как на внутреннем рынке, так и при экспорте. Это позволяет обезопасить собственные инвестиции, более эффективно защищаться от недружественных поглощений. Притягивающим фактором является и возможность приобретения активов в процессе приватизации, так как в ряде стран


22 См.: www.amr.ru.

стр. 78


ЦВЕ, СНГ, некоторых государствах третьего мира соответствующие конкурсы проходили позднее, чем в России. Кроме того, все больше компаний ощущают, что работают в рамках глобальной экономики, а это заставляет вырабатывать адекватные стратегии развития.

Не менее важную роль в корпоративной экспансии играют сегодня "выталкивающие" факторы. Во-первых, уменьшается доступ к еще нераспределенным активам. Также ограничиваются возможности "решить проблему" путем открытых "корпоративных войн", определявших развитие бизнеса в России на протяжении 1990-х годов. Соответственно логика экспансии бизнеса диктует необходимость транснационализации. Во-вторых, во многих случаях эта стратегия используется бизнесом как фактор ослабления его зависимости от государства23.

Наконец, корпоративная экспансия может являться специфическим продолжением "бегства" капиталов, отражением стремления инвестировать заработанные средства вне пределов России, вызванного как неблагоприятным инвестиционным климатом, так и низким уровнем доверия в обществе. Рост российской экономики в 2000-е годы обеспечил бизнесу финансовый потенциал для экспансии вовне, что также можно считать "выталкивающим" фактором.

* * *

Отношение к внешней инвестиционной экспансии российского бизнеса неоднозначно. Ряд чиновников негативно оценивают приобретение зарубежных активов российскими компаниями. По их мнению, это ведет к сокращению бюджетных поступлений, на российские деньги за границей создаются рабочие места, покупается оборудование, в то время как основные фонды отечественных предприятий нуждаются в кардинальном обновлении24. Вызывают раздражение и используемые российскими компаниями транснациональные схемы ухода от налогов. Однако в целом преобладает положительная оценка тенденции транснационализации, которая способствует интеграции России в глобальную экономику, развитию более тесных отношений с отдельными странами, стимулирует модернизацию экономики на основе внедрения инноваций, ведет к совершенствованию ее институциональной структуры, формирует принципиально новую экономическую, юридическую и имиджевую ситуацию для всего российского бизнеса.


23 Яковлев А. А. Взаимодействие групп интересов и их влияние на экономические реформы в современной России // Экономическая социология. 2004. Т. 5, N 1.

24 Российский бизнес и глобальная экономика. С. 6.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/МИРОВЫЕ-ПРОЦЕССЫ-ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИИ-И-РОССИЙСКИЙ-БИЗНЕС

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Elena CheremushkinaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Cheremushkina

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. ЛИБМАН, Б. ХЕЙФЕЦ, МИРОВЫЕ ПРОЦЕССЫ ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИИ И РОССИЙСКИЙ БИЗНЕС // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 17.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/МИРОВЫЕ-ПРОЦЕССЫ-ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИИ-И-РОССИЙСКИЙ-БИЗНЕС (date of access: 11.04.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - А. ЛИБМАН, Б. ХЕЙФЕЦ:

А. ЛИБМАН, Б. ХЕЙФЕЦ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Elena Cheremushkina
Актобэ, Kazakhstan
2258 views rating
17.09.2015 (2033 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Рассматриваются сравнительные определения гипотез Большого Взрыва и Нейтронной Вселенной. Различия заключаются в образовании и существовании нуклонов в своём развитии. - Место нуклонных ядер в развитии расширяющей Вселенной. - Роль гравитационного или потенциального взаимодействия между нуклонами в процессе расширения Вселенной. - Синтез и распад ядер нуклонных объектов. - Какие силы расширяют Вселенную.
Catalog: Физика 
4 hours ago · From Владимир Груздов
Проблемы гипотезы Большого Взрыва можно решить с помощью гипотезы Нейтронной Вселенной. В основу гипотезы Нейтронной Вселенной положена гипотеза образования Вселенной из нейтронного ядра, конечных размеров. При своём вращении нейтронное ядро распадалась на фрагменты, которые в свою очередь распадались на более мелкие нейтронные фрагменты.
Catalog: Физика 
21 hours ago · From Владимир Груздов
Гипотеза построена в первую очередь на данных полученных Бюраканской астрофизической обсерваторией в середине двадцатого века. Многочисленные работы В.А. Амбарцумяна без спорно доказали образование крупных астрономических объектов из сверхплотных объектов, которые являются потенциально взаимодействующими связанными системами.
Catalog: Физика 
Очерки из моей жизни
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
Чтобы выделить энергию при распаде ядра, её надо накопить при синтезе. При любом распаде масса дочернего ядра увеличивается. Это заложено в основе расширения Вселенной. Когда анализируется масса-энергия при ядерных реакциях, принимается во внимание Δ
Catalog: Физика 
3 days ago · From Владимир Груздов
На последней сессии 14-го созыва Национального собрания Социалистической Республики Вьетнам господин Выонг Динь Хюэ стал новым председателем Национального собрания Социалистической Республики Вьетнам. С 98,54% голосом присутствующих делегатов проголосовали за то, чтобы утвердить, член Политбюро, секретарь партийного комитета, глава ханойской делегации XIV Национального собрания (Национальное собрание) XIV созыва Выонг Динь Хюэ был избран председателем Национального собрания, председателем государственной избирательной комиссии. Это одна из четырех важнейших руководящих должностей в госаппарате. Избрание г-на Выонг Динь Хюэ председателем Национального собрания высоко оценено отечественной и международной общественностью.
3 days ago · From V. Grachev
Причины присоединения Поволжья и Приуралья к России
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
"Кристаллизация" горского освободительного движения. Размышления Б. Байтугана об истории мусульман Северного Кавказа и Дагестана
3 days ago · From Россия Онлайн
Великая княгиня Елена Павловна
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
При любом взаимодействии масс, на любом уровне, создаются потенциалы взаимодействия масс в любых процессах расширения Вселенной. Этим определением рассмотрим вопросы, связанные с массой и энергией взаимодействующих объектов. Когда объекты (частицы, молекулы) потенциально взаимодействуют, они создают градиенты потенциального взаимодействия. Эти градиенты регулируют энергию и массу объектов и Вселенной в целом.
Catalog: Физика 
4 days ago · From Владимир Груздов

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
МИРОВЫЕ ПРОЦЕССЫ ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИИ И РОССИЙСКИЙ БИЗНЕС
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones