Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
Libmonster ID: RU-16272

Share this article with friends

 МОДЕЛЬ СТРУКТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА
СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

 

Нарзикулова Ф.Б.,

доктор философии по психологическим наукам (PhD),

доцент кафедры  «Педагогики, Психологии и образовательных технологий» Самаркандского Регионального Центра Повышения и Переподготовки Квалификации Работников Народного Образования, Узбекистан

firuza-narzikulova@mail.ru

 

         В статье представлена авторская модель структуры профессионального имиджа современного учителя начального образования. При создании модели, автор считает целесообразностью учитывать принцип конструктивного моделирования, который предполагает соотнесение получаемых результатов, т.е. современные положения теории с одной стороны и экспериментально-практическая деятельность - с другой.

         В статье представлено описание по организации и проведению экспертной оценки обобщённых индивидуально-психологических особенностей характеризующих имидж. В целях стандартизации получаемых результатов, упрощения организационных вопросов, экспертная оценка проводилась по заранее подготовленному автором экспертному опроснику. Основу опросника составляют 32 выделенных, по результатам теоретического анализа, обобщённых индивидуально-психологических особенностей - структурные составляющие, характеризующих имидж учителя начального образования.

         Ключевые слова: модель профессионального имиджа, принципы конструктивного моделирования, экспериментально-практическая деятельность, экспертная оценка, экспертный опросник, индивидуально-психологические особенности, структурные компоненты, имидж учителя начального образования и т.д.

 

 

MODEL OF THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL IMAGE

MODERN TEACHER

 

       The article presents the author's model of the structure of the professional image of a modern primary education teacher. When creating a model, the author considers it expedient to take into account the principle of constructive modeling, which involves correlating the results obtained, i.e. modern theories of theory, on the one hand, and experimental and practical activities, on the other.

The article provides a description of the organization and conduct of an expert assessment of generalized individual psychological characteristics that characterize the image. In order to standardize the results obtained, simplify organizational issues, the expert assessment was carried out according to an expert questionnaire prepared in advance by the author. The basis of the questionnaire is formed by 32 identified, according to the results of theoretical analysis, generalized individual psychological characteristics - structural components that characterize the image of a primary education teacher.

Key words: model of professional image, principles of constructive modeling, experimental and practical activities, expert assessment, expert questionnaire, individual psychological characteristics, structural components, image of a primary education teacher, etc.

 

 

 

На наш взгляд, создание модели  структуры профессионального имиджа современного учителя начального образования требует особой подготовки и особых условий. Как показывает практика в психологических исследованиях под моделью, как правило, понимается некая схема, или план действий, направленный на реализацию соответствующей цели. Диапазон характеристик современных моделей довольно широк и может охватывать как структурное содержание того или иного явления, иерархию взаимосвязей содержательных элементов, так и последовательные временные этапы определенного процесса, характеристику ожидаемых результатов, прогнозные показатели, их взаимообусловленность и пр. [1; 4].

В свою очередь моделирование, как метод исследования соответствующих явлений, а также процессов широко применяется в современной психологии, составляя основу психологического эксперимента. В данном аспекте, большинство учёных придерживаются мнения о том, что моделирование психологического явления, процесса позволяет наглядно представить природу структуры изучаемого, заранее прогнозировать различные возможные преобразования и применение этих факторов при решении поставленных задач [7; 11; 12].

По мнению многих исследователей, на сегодняшний день в психологических исследованиях широко используется метод моделирования. Именно он позволяет раскрывать в полной мере структурные особенности изучаемого явления, на этой основе создавать эффективные условия для его развития, целенаправленно подбирать соответствующие техники воздействия и управления. Кроме того, широкое распространение моделирования в психологических исследованиях объясняется многообразием его гносеологических функций, что приводит к изучению соответствующих явлений и процессов на специальном объекте - модели, которая является промежуточным звеном между субъектом - исследователем и предметом исследования. По мнению учёного, оно имеет несколько главных аспектов применения:

- гносеологический, в котором модель играет роль промежуточного объекта в процессе познания психологического явления;

- общеметодологический, который позволяет оценивать связи и отношения между характеристиками состояния различных элементов процесса развития явления на разных уровнях описания и изучения;

- сугубо психологический, который позволяет вести описание различных сторон изучаемого явления и выявлять на этой основе соответствующие закономерности[9].

Так же существует мнение ученых, которые полагают, что модель вступает в качестве образца, нормы, эталона, макета. Модель определяется как любой образ, процессуальная сущность построения изучения и исследования чего-либо. По их мнению, она предопределяет:

- цель, т.е. для чего осуществляется моделирование;

- объект, т.е. что моделируется;

- предмет, т.е. в каких пределах осуществляется моделирование.

Авторы, рассматривая моделирование в целом отмечают, что модель должна отражать воображаемую или материально реализованную систему способную воспроизводит объект исследования и замещать его таким образом, что её изучение даст возможность получения новой информации об объекте. Исследователи выделяют следующие основные качества модели:

- соответствие;

- целеустремлённость;

- нейтральность к субъективным оценкам и предпочтениям участников моделирования;

- абстрагирование от некоторых деталей и параметров системы-оригинала [2; 13].

Модель, являясь результатам абстрактного обобщения практического опыта, имеет познавательный потенциал только тогда, когда она соответствует исследуемому объекту и способна заменять его в процессе изучения, вступая аккумулятором получения о нем новой информации. Кроме того, при моделировании целесообразно придерживаться постулата о том, что эффективность предложенной модели должна обеспечиваться такими обстоятельствами, которые отражают зависимость результативности модели в целом от результативности функционирования её компонентов [6].

Так же существует толкование модели, как модель искусственной системы, которая отражает с определенной точностью свойства исследуемого объекта. Также может моделироваться соответствующий идеал, который даёт возможность уточнить соотношение отдельных элементов с целью их дальнейшего превращения в реальность. С помощью модели идеала определяется то, что каким именно должно быть [5].

Согласно исследовательским позициям, моделирование в психологических исследованиях даёт возможность формализовать, схематизировать и существенно упростить и систематизировать понимание исследуемого явления, которое позволило бы предположить о взаимосвязях и условиях совершенствования, отследить те его характеристики, которые играют роль определяющих в исследовании и подлежат дальнейшему исследованию. Также отмечено, что моделирование в психологии, по сравнению с многими другими направлениями, имеет свои особенности, природа которых основывается на разноплавности соответствующих понятий, во многих случаях отсутствии удобных, практичных психодиагностических средств измерения. В связи с этим, оптимальность подобранных признаков для моделирования находится в прямой взаимосвязи с информативностью построенной модели, удобством её применения, непротиворечивостью с другим явлениями [3].

Таким образом, опираясь на существующие в психологических исследованиях подходы к моделированию, полагаем целесообразным основываться на понимание её, как на целостном множестве взаимообусловленных структурных элементов, где каждый из них рассматривается с учётом степени влияния на изучаемое явление в целом.

По своей сущности модель структуры профессионального имиджа современного учителя начального образования представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных и условно выделяемых содержательных элементов, которые в совокупности отражают природу целостного понимания изучаемого явления. Такая модель даёт нам возможность более обоснованно подойти к исследованию процесса развития изучаемого явления. При этом понятие целостность не исключает, а наоборот, должно содержательно сочетаться с понятиями динамизм, инвариантность, обновление, усовершенствование. Речь идёт о том, что подобная, подготавливаемая модель структуры должна быть открытой для дальнейшего совершенствования, поскольку любая, даже хорошо разработанная модель никогда не может быть совершенной. Данное обстоятельство предполагает постоянное дополнение, обновление модели структуры новыми научно обоснованными данными.

Как показывает нам психологическая практика, при подготовке модели структуры профессионального имиджа современного учителя начального образования целесообразно учитывать принцип конструктивного моделирования, который предполагает соотнесение получаемых результатов, т.е. современные положения теории с одной стороны и экспериментально-практическая деятельность - с другой [8; 10]. При этом, нужно иметь ввиду, что под современными положениями теории понимаются полученные конкретизированные выводы теоретического анализа основ исследования профессионального имиджа учителя начального образования в психологической науке, в частности:

- сформулированное современное понимание профессиональный имидж учителя начального образования;

- раскрытая сущность понятия понимание профессиональный имидж учителя начального образования;

- выделенное содержание эффективной профессиональной деятельности учителя начального образования;

- обобщённые индивидуально-психологические особенности, характеризующие имидж учителя начального образования.

Соответственно, под экспериментально-практической деятельностью понимается специально организованное нами эмпирическое исследование с целью уточнения актуальности полученных теоретических выводов относительно выборки нашего исследования.

Таким образом, придерживаясь вышеизложенного сформулированного подхода к процессу моделирования структуры профессионального имиджа учителя начального образования, нами была организована и проведена экспертная оценка обобщённых индивидуально-психологических особенностей характеризующих имидж.

В качестве экспертов приняло участие 135 специалистов, как женского, так и мужского пола, имеющих значительный опыт работы в сфере начального образования (рис. 1).

Рис. 1. Характеристика экспертов оценки структурных составляющих профессионального имиджа учителя начального образования (n=135)

 

В целях стандартизации получаемых результатов, упрощения организационных вопросов, экспертная оценка проводилась по заранее подготовленному нами экспертному опроснику, основу которого составляют 32 выделенных, по результатам теоретического анализа, обобщённых индивидуально-психологических особенностей (структурные составляющие), характеризующих имидж учителя начального образования. Для дифференцирования структурных составляющих, в опросник включена пятнадцати бальная шкала оценки, где диапазон:

от 1 балла до 3 баллов - низкий уровень соответствия оцениваемой структурной составляющей (не значимые);

от 4 баллов до 6 баллов - ниже среднего уровня соответствия оцениваемой структурной составляющей (не значимые); 

от 7 баллов до 9 баллов - средний уровень соответствия оцениваемой структурной составляющей; 

от 10 баллов до 12 баллов - выше среднего уровня соответствия оцениваемой структурной составляющей (высоко значимые);

от 13 баллов до 15 баллов - высокий уровень соответствия оцениваемой структурной составляющей (высоко значимые).

По итогам проведения экспертной оценки все полученные нами результаты были обобщены в единой таблице для вычисления базовых статистических данных (среднестатистический балл, медиана и др.) по каждой оценённой структурной составляющей профессионального имиджа учителя начальной школы. Так, анализ в разрезе среднестатистических баллов показывает, что по мнению экспертов, из 32 структурных составляющих 12 (37,5 %) характеризуют профессиональный имидж современного учителя начального образования на высоко значимом уровне, т.е. на высоком (15,6 %, 5 характеристик) и выше среднем (21,9 %, 7 характеристик) уровнях (рис.2.).

Рис. 2. Результаты экспертной оценки структурных составляющих профессионального имиджа учителя начального образования в разрезе среднестатистических баллов (n=135)

 

Соответственно, остальные 20 (62,5 %) структурных стравляющих, по мнению экспертов, характеризуют изучаемое явление на:

низком уровне - 9,4 % / 3 характеристики;

ниже среднем уровне - 25 % / 8 характеристик;

среднем уровне - 28,1 % / 9 характеристик.

Проведённый анализ полученных результатов экспертной оценки в разрезе другого показателя,  так называемого центра распределения (медиана) показал практически идентичные данные предыдущему анализу. Так, к числу высоко значимых (37,5 %, 12 характеристик) структурных составляющих отнесены в целом абсолютно те же структурные составляющие:

выше среднего уровня соответствия - 18,8 % / 6 характеристик;

высокий уровень соответствия - 18,8 % / 6 характеристик (рис. 3).

 

Рис. 3. Результаты экспертной оценки структурных составляющих профессионального имиджа учителя начального образования в разрезе центра распределения (медиана) баллов (n=135)

 

Соответственно, остальные 20 (62,5 %) структурных стравляющих, по мнению экспертов, характеризуют изучаемое явление на:

низком уровне - 6,3 % / 2 характеристики;

ниже среднем уровне - 25 % / 8 характеристик;

среднем уровне -31,3 % / 10 характеристик.

Анализируя в целом в разрезе других базовых статистических данных, полагается целесообразным отметить, что при оценки экспертами 20 (62,5 %) структурных составляющих, которые отнесены к низкому, ниже среднему и среднему уровню соответствия, минимальный и максимальный оценочные баллы в среднем варьировались от 3,15 до 9,4. Вместе с тем, при оценки высоко значимых (37,5 %, 12 характеристик) структурных составляющих минимальный и максимальный оценочные баллы в среднем варьировались от 9,08 до 14,83. Данный факт также подтверждает результаты вышеизложенных анализов и позволяет выделить перечень актуальных структурных составляющих профессионального имиджа современного учителя начального образования (таб. 1).

Таблица 1

Актуальные структурные составляющие профессионального имиджа современного учителей начального образования (n=135)

Наименования оцениваемых характеристик учителя начального образования

Максимальный оценочный балл

Минимальный оценочный балл

Среднестатистический оценочный балл

Стандартное отклонение

Медиана

1

умение регулировать своё поведение в коммуникативных ситуациях

15

12

14,09

0,89

14

2

способность адаптироваться к условиям социальной среды

15

12

13,72

0,92

14

3

умение самостоятельно преодолевать возникающие жизненные проблемы

15

10

13,1

1,03

13

4

низкий уровень конфликтности

15

8

12,94

1,27

13

5

коммуникативные и организаторские способности

15

9

12,78

1,44

13

6

эмоциональный интеллект

15

8

12,45

1,44

13

7

способность к саморегуляции эмоциональных состояний, возникающих в коммуникативной ситуации

15

9

12,33

1,43

12

8

сбалансированная эмоциональность

15

8

12,24

1,95

12

9

эмпатические способности

15

8

12,22

1,5

12

10

развитая рефлексивность

15

8

11,94

1,45

12

11

коммуникативная толерантность

14

9

11,41

1,15

11

12

стремление к саморазвитию

14

8

11,4

1,18

11

Среднестатистические значения

14,83

9,08

12,19

1,42

12,11

В целях облегчения восприятия выделенного перечня актуальных структурных составляющих изучаемого явления осуществлена их классификация по принципу значимости экспертных оценок. Так, в первый компонент вошли актуальные структурные составляющие, получившие максимальные показатели центра распределения (медиана - 14 баллов), а также максимальное среднестатистическое значение экспертных баллах:

- умение регулировать своё поведение в коммуникативных ситуациях - 14 баллов;

- способность адаптироваться к условиям социальной среды - 14 баллов.

Во второй компонент профессионального имиджа современного учителя начального образования вошли такие актуальные структурные составляющие, которые были оценены экспертами 13 баллами (медиана):

- умение самостоятельно преодолевать возникающие жизненные проблемы - 13 баллов;

- низкий уровень конфликтности - 13 баллов;

- коммуникативные и организаторские способности - 13 баллов;

- эмоциональный интеллект - 13 баллов.

Соответственно третий компонент охватил актуальные структурные составляющие, которые оценены экспертами в 12 баллов (медиана):

- способность к саморегуляции эмоциональных состояний, возникающих в коммуникативной ситуации - 12 баллов;

- сбалансированная эмоциональность - 12 баллов;

- эмпатические способности - 12 баллов;

- развитая рефлексивность - 12 баллов.

В заключительный четвёртый компонент изучаемого явления вошли оставшиеся актуальные структурные составляющие оценённые в 11 баллов (медиана):

- коммуникативная толерантность - 11 баллов;

- стремление к саморазвитию - 11 баллов (рис. 4).

 

Первый структурный компонент:

ü умение регулировать своё поведение в коммуникативных ситуациях;

ü способность адаптироваться к условиям социальной среды.

Второй структурный компонент:

ü умение самостоятельно преодолевать возникающие жизненные проблемы;

ü низкий уровень конфликтности;

ü коммуникативные и организаторские способности;

ü эмоциональный интеллект.

Третий структурный компонент:

ü способность к саморегуляции эмоциональных состояний, возникающих в коммуникативной ситуации;

ü сбалансированная эмоциональность;

ü эмпатические способности;

ü развитая рефлексивность.

Четвёртый структурный компонент:

ü  коммуникативная толерантность;

ü  стремление к саморазвитию.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4. Модель структуры профессионального имиджа современного учителя начального образования.

 

 

Таким образом, проведённый анализ методологических подходов к процессу моделирования показывает, что с учётом цели и задач нашего исследования, под моделью структуры профессионального имиджа современного учителя начального образования полагается целесообразным понимать - целостное множество взаимообусловленных структурных элементов, где каждый из них рассматривается с учётом степени влияния на изучаемое явление в целом. По своей сущности исследуемая модель представляет собой иерархически упорядоченную систему взаимосвязанных, взаимообусловленных и условно выделяемых содержательных элементов, которые в совокупности отражают природу целостного понимания имиджа современного учителя начального образования. Такой поход, даёт возможность обоснованно подойти к процессу построения соответствующей модели, конкретизировать этапы её разработки, а также наметить оптимальные пути эффективного развития имиджа современного учителя начального образования.

Таким образом, проведённая экспертная оценка (n=135) теоретически выделенных индивидуально-психологических особенностей, характеризующих в той или иной степени профессиональный имидж учителя начального образования, позволил подготовить его структурную модель, состоящую из четырёх компонентов включающие двенадцать актуальных структурных составляющих, а выделение актуальных структурных составляющих профессионального имиджа современного учителя начального образования, а также их классификация и ранжирование по степени значимости основывались нами на анализе полученных базовых статистических данных (среднестатистический балл, медиана и др.) экспертный оценки:  

- первый компонент - умение регулировать своё поведение в коммуникативных ситуациях, способность адаптироваться к условиям социальной среды;

- второй компонент - умение самостоятельно преодолевать возникающие жизненные проблемы, низкий уровень конфликтности, коммуникативные и организаторские способности, эмоциональный интеллект;

- третий компонент - способность к саморегуляции эмоциональных состояний, возникающих в коммуникативной ситуации, сбалансированная эмоциональность, эмпатические способности, развитая рефлексивность.

- четвёртый компонент - коммуникативная толерантность, стремление к саморазвитию.

 

Использованная литература:

  1. Афонин В.В. Моделирование систем: Учебно-практическое пособие / В.В. Афонин. - М.: БИНОМ. ЛЗ, ИНТУИТ, 2012. - 231 c.
  2. Ахмедова А.А. Модель и моделирование: Теоретический аспект. // Режим доступа: https://files.scienceforum.ru/pdf/2018/5571.pdf
  3. Басхаева И.И. Психологическая модель специалиста профессионала. // Журнал прикладной психологии. - 2009. - № 3. - С. 145-151.
  4. Браже Р.А., Гришина А.А. Моделирование в научном познании. - Ульяновск: УлГТУ, 2007. - 58 с.
  5. Водопьянова Н.Е. Стратегии и модели преодолевающего поведения. - СПб.: Речь, 2005. - 421 с.
  6. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределённость. // Педагогика. - 2003. № 4. - С. 21-26.
  7. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 320 с.
  8. Елизаров И.А. Моделирование систем: Учебное пособие. - Ст. Оскол: ТНТ, 2013. - 136 c.
  9. Жавнерко А.П. Моделирование в психологическом исследовании индивидуально-психологических особенностей. // Психология и педагогика. - 2010. - № 7. - С. 75-82.
  10. Леонова Е.В. Эмпирические методы психологического исследования: Учебное пособие. - М.: НИЯУ МИФИ, 2014. - 324 с.
  11. Марасанов Г.И. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге. Киров, 2003. - 152 с.
  12. Никандров В.В. Метод моделирования в психологии. - СПб.: Речь, 2003. - 64 с. 
  13. Черданцев А.Ф. Модель как мысленный образ. // Режим доступа: https://uchebnikfree.com/gosudarstva-prava-teoriya/model-kak-myislennyiy-3601.

 

 

 


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/МОДЕЛЬ-СТРУКТУРЫ-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО-ИМИДЖА-СОВРЕМЕННОГО-УЧИТЕЛЯ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Фируза НарзикуловаContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/RFB

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Нарзикулова Ф.Б., доктор философии по психологическим наукам (PhD), доцент , МОДЕЛЬ СТРУКТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 04.12.2020. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/МОДЕЛЬ-СТРУКТУРЫ-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО-ИМИДЖА-СОВРЕМЕННОГО-УЧИТЕЛЯ (date of access: 17.01.2021).

Publication author(s) - Нарзикулова Ф.Б., доктор философии по психологическим наукам (PhD), доцент :

Нарзикулова Ф.Б., доктор философии по психологическим наукам (PhD), доцент → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Publisher
133 views rating
04.12.2020 (45 days ago)
0 subscribers
Rating
2 votes
Related Articles
В данной статье раскрываются индивидуально-психологические особенности, характеризующие имидж учителя. В статье представлен анализ позиций различных исследователей, свидетельствующий о достаточно неоднозначной структуре профессионального имиджа учителя. Личностные особенности учителя, выделяются и подвергаются исследованию большинством ученых. Особенности профессионально-специализированного характера, которые являются сугубо специфическими в пределах педагогической деятельности, также рассматриваются учеными. Социально определенные особенности, которые являются предпосылками для внешней презентации и демонстрации профессионального имиджа учителя, тоже являются предметом исследования.


Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
МОДЕЛЬ СТРУКТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones