Libmonster ID: RU-10265

Фонд социально-экономических и интеллектуальных программ, возглавляемый С. А. Филатовым, с 2001 года проводит в подмосковных Липках ежегодный Форум молодых писателей России с целью открытия новых литературных имен. Помочь талантливым молодым писателям быть услышанными, прочитываемыми, узнаваемыми - задача этих Форумов, в работе которых приняло участие около четырехсот литераторов из более чем семидесяти российских регионов. Свыше ста молодых авторов получили возможность публикаций в толстых литературных журналах ("Дружба народов", "Звезда", "Знамя", "Новый мир", "Октябрь" и др.). Их произведения входят в состав ежегодных сборников "Пролог" (издательство "Вагриус") и "Новые писатели. Форум молодых писателей России" (издательство "Группа компаний Норма"). По ходатайству Фонда каждый год десять молодых литераторов удостаиваются стипендии Министерства культуры. Именно Форуму должна быть признательна отечественная литература за открытие таких ярких талантов, как прозаики Денис Гуцко, Дмитрий Новиков, Сергей Шаргунов, Илья Кочергин, Александр Морев, Роман Сенчин, поэты Иван Волков, Анна Русс, Санд-жар Янышев, драматург Василий Сигарев, критики Валерия Пустова, Андрей Рудалев. Работы многих из них отмечены наградами на престижных конкурсах. В издательстве "Вагриус" выходит серия книг "Молодая литература России" с лучшими произведениями писателей, открытых на Форуме в Липках. В 2005 году в рамках серии изданы книги Д. Гуцко "Русскоговорящий", Д. Новикова "Вожделение", Н. Совы "Королевская книга".

Гуцко Д. Русскоговорящий

М.: Вагриус, 2005

Денис Гуцко неспешно вошел в литературу в возрасте тридцати с чем-то лет и всего за два-три года сумел заявить о себе как об одном из сильнейших современных прозаиков, собрав чуть ли не все имеющиеся на сегодня литературные премии России (или, по меньшей мере, отметившись в их шорт-листе). Лауреат премии М. Шолохова, Бориса Соколова, номинант на премию Ивана Белкина, Михаила Казакова... 1 декабря станет известно имя победителя Букера, и не удивительно, если им также станет Денис Гуцко, один из претендентов на награду. При всем этом "Русскоговорящий" - первая книга автора, до этого он печатался только в журналах. Стиль молодого писателя отметил даже такой сдержанный на похвалу критик, как Василий Аксенов, сравнив его с "джазовой импровизацией". Денис признается, что учился писать у своих кумиров Бунина и Набокова. Что он станет писателем, знал еще с детства.

стр. 20

Вообще все, что связано с именем Гуцко, небанально, начиная с его биографии. Родился он в 1969 году в Тбилиси в русской семье - дед писателя, донской казак Иван Андреевич Вакула, в свое время оказался в Грузии, бежав от раскулачивания. В семнадцать лет Денис поступил на геолого-географический факультет Ростовского университета. После окончания университета служил рядовым в горячих точках страны - Азербайджане и Абхазии. Вернувшись из армии, Гуцко, бывший десантник, работал охранником в ростовском коммерческом банке. Кажется, он продолжает там работать и сейчас, уже будучи, можно сказать, овеянным литературной славой (во всяком случае так сообщается на спинке обложки).

Первая публикация Дениса Гуцко состоялась в региональном приложении к "Литературной газете". То был рассказ "Прирученный лев" - о человеке, вернувшемся из Чечни. Потом появилась повесть "Алены Абукет", которую Денис написал под впечатлением дневниковых записей отца, оказавшегося в Сухуми во время грузино-абхазской бойни. "Я посмотрел вокруг, посмотрел в себя, и мне стало очевидно, что мы все родом оттуда, из "горячих точек", - говорит писатель. - Мы граждане руин под названием СНГ, и от этого никуда не денешься. Мы такие, какие мы есть, именно потому, что пережили этот Великий Развал. Если внятно не проговаривать своего прошлого, то и настоящее будет смутным. Все-таки русская цивилизация - это цивилизация слова. Не потому, что у нас, кроме великой литературы, ничего нет, а потому, что эта литература в свои лучшие времена была кровью общества".

Художник Константин Гуреев поместил на обложку книги "Русскоговорящий" изображение старого заброшенного дома с заколоченным крест-накрест окном. Вспоминается: "Все ушли на фронт". Этот дом - наша бывшая огромная страна, обветшавшая и разрушенная. Все ушли на фронт - воевать с чужаками, в которых вдруг в одночасье обратились вчерашние соседи по многонациональному Вавилону. Ненависть к чужакам разрослась до масштабов эпидемии: "Чума. Нелюбовь - как чума". Чужим быть страшно.

Митя Вакула - чужой везде. В армии - потому что тонкокожий, с сердцем всегда набухшим, готовым расцвести каким-нибудь чувством. Последствия классической русской литературы... Литературы в нем больше, чем эритроцитов. Но внешний мир требует как раз эритроцитов, здоровых инстинктов. Митя тщательно мимикрирует. Умело матерится, говорит "телка", сплевывает себе под ноги.

Он чужой еще и потому, что вырос в Грузии и, не имея ни капли инородной крови, по-русски говорит с акцентом. Ему с лихвой перепадает этой необъяснимой нелюбви - нелюбви... жестокой и раздражительной, как подслеповатый снайпер.

Как жить нам теперь, всем нам, после распада Вавилона - нашей родины?

- Ты сочиняешь свою собственную Россию. Ты былинщик какой-то. Традицию русскую сочиняешь. Ельцина вот поносишь, будто он тебе в борщ плюнул. "Пропил страну, развратил"! За что ты его казнишь? Когда Россия была другой? Когда была трезвой? Неленивой? Некровавой когда была?

- Всегда хотела.

- Но не могла, да?

- А что, если в этом и есть русская традиция? В этом желании? В попытке преодолеть самое себя...

Книга Дениса Гуцко насквозь автобиографична. Автор проводит героя через все ключевые моменты своей биографии, и невозможно определить, где начинается художественный вымысел. При этом "Русскоговорящий" отличается безупречно сделанным, крепким сюжетом, держащим читателя в напряжении от первой до последней строчки. Это повествование о любви. И не только к родине.

А. Петракова

стр. 21

Новиков Д. Вожделение

М.: ВАГРИУС, 2005

Владимир Новиков родился в 1966 году в Петрозаводске, и место рождения писателя во многом определило художественное своеобразие его прозы. Кажется, что блеклый, выцветший северный пейзаж начинает дышать задумчивым холодом с первых же страниц сборника.

Природа передана Новиковым живым, словно плещущимся словом: Сначала еле-еле, словно младенческое дыхание, а потом все сильнее задул ветер с моря. Он был ровный и ласковый, как утреннее объятие, и нес в себе простые, изначальные вещи. Соль и йод были в нем, и любовь глубоководных рыб, и когда-то давно прозвучавший крик малолетнего рыбака. Из рассказа в рассказ автор и герой возвращаются к истокам, как возвращается вода после отлива в процитированном выше рассказе "Куйпога". Не случайно на обложке изображены пенистая волна и след босой ноги на песке. Герои Новикова пытаются дойти до Изначального. Молчаливая внимательность природы открывает им эту возможность: Из леса он вышел преображенным ("Волшебные превращения"). А потом вернулась она, вся покрытая сверкающими каплями воды и кристаллами соли... ("Куйпога").

Белое море, леса и реки словно подчеркивают одиночество человека, помещенного в такую оправу. Однако эта же оправа позволяет насладиться хрупкостью любви, ее ожиданием, предвкушением встречи или неповторимостью момента. Любовь, ее зримое или тайное присутствие в каждой частичке текста, играет в рассказах Новикова не последнюю роль.

Нередко имена героев сведены до лаконичного он или она. Важнее имени оказываются внутренний диалог или берущий слово насыщенный, порою даже тягучий, но никогда не тягостный, язык Новикова. "Рассказ для меня - это концентрированное, сгущенное до вязкой сладости, чувственное знание об одном из многочисленных пиков неисчерпаемой жизни", - признавался писатель в одном из интервью.

Лирический герой Новикова чаще предстает тонким наблюдателем, чем активно действующим субъектом. Каждое впечатление, даже самое мимолетное, пойманное его вниманием, бережно укутывается автором в мягкую неторопливость речи, размеренную ритмику фразы. Впечатления застывают в точно найденном слове, как застывает торопливая муха в капле смолы: Уже приятно и горячо слипаются волоски на брюшке, и, наконец, последний вздох, последнее, судорожное движение еще сильного тела, блики света, оранжевая, рыжая, коричневато-красная прозрачность будущего янтаря и выражение неосознанного счастья на мушином лике, потому что в последний момент всегда появляется знание - смерти нет, а есть лишь окружающий тебя, невыразимо прекрасный мир, и ты в нем пребудешь вовеки, совсем не важно, в каком качестве... ("Муха в янтаре").

А. Хитров


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/МОЛОДАЯ-ЛИТЕРАТУРА-РОССИИ-ВАГРИУС-МОСКВА

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Alex LapeninContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Lapenin

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

МОЛОДАЯ ЛИТЕРАТУРА РОССИИ ("ВАГРИУС", МОСКВА) // Moscow: Libmonster Russia (LIBMONSTER.RU). Updated: 08.10.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/МОЛОДАЯ-ЛИТЕРАТУРА-РОССИИ-ВАГРИУС-МОСКВА (date of access: 14.04.2024).

Found source (search robot):


Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Alex Lapenin
Moscow, Russia
1024 views rating
08.10.2015 (3111 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Yesterday · From Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Yesterday · From Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Выдвинутая академиком В. Амбарцумяном концепция главенствующей роли ядра в жизни галактики гласила: «Галактики образуются в результате выбросов вещества из их ядер, представляющих собой новый вид "активной материи" не звёздного типа. Галактики, спиральные рукава, газопылевые туманности, звёздное население и др. образуются из активного ядра галактики».[1] Бюраканская концепция – образование звёзд происходит группами. В небольшом объёме образуется большое количество звёзд.
Catalog: Физика 
3 days ago · From Владимир Груздов
КИТАЙ И ИНДИЯ В АФРИКЕ: азиатская альтернатива западному влиянию?
Catalog: Разное 
4 days ago · From Вадим Казаков
КИТАЙ - ГЛОБАЛЬНАЯ ДЕРЖАВА XXI ВЕКА?
4 days ago · From Вадим Казаков
Многие пользователи знают, что научно-технический прогресс упростил труд домохозяйки или рабочего завода. Но новыми технологиями пользуются также педагоги и их ученики.
4 days ago · From Россия Онлайн
Стихи, пейзажная лирика
Catalog: Разное 
Основная противоэпизоотическая работа велась ветеринарным составом, войск в ветеринарных лазаретах, в армейском тылу — в заразных отделениях армейских лазаретов и армейскими ветеринарными лабораториями. Армейские и фронтовые ветеринарные лаборатории явились не только диагностическими учреждениями, но и оперативными органами начальников ветеринарной службы фронтов и армий и центрами научно-практической работы в области военной эпизоотологии
Для биологического оружия характерно продолжительное действие, которое обусловлено контагиозностью, эпизоотическим распространением, длительной выживаемостью некоторых видов биологических агентов во внешней среде и в членистоногих, трансовариальной передачей возбудителей клещами, формированием стойких природных очагов инфекции. Кроме того, важным показателями для определения практической боевой пригодности биологических агентов будут являться: сложность и длительность установления вида примененного патогенного микроорганизма (токсина) с помощью лабораторных исследований; сильное психологическое воздействие на личный состав при внезапном массовом появлении опасных заболеваний , приводящее к депрессии, паническим настроениям, снижению боеспособности войск и дезорганизации работы тыла;

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

LIBMONSTER.RU - Digital Library of Russia

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners
МОЛОДАЯ ЛИТЕРАТУРА РОССИИ ("ВАГРИУС", МОСКВА)
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: RU LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Libmonster Russia ® All rights reserved.
2014-2024, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android