Мышление развивается как универсальная способность концептуально-мыследеятельного воспроизведения и преобразования форм идеального - идеально-мыслительных форм воссоздания предметной действительности во всеобщности ее рационально-эксплицируемых сущностных определений.
В своем развитии мышление опосредствуется реальной человеческой практикой, генетически-предметно и структурно определяется в фундаментальной рационально-практической парадигме отношения человека к миру, изначально восходит к основополагающей рефлексии - идеальной обращенности на себя практически-деятельного мироотношения, необходимо опосредствующей (выделенный Э. В. Ильенковым цикл: вещь - дело - слово - дело - вещь) предметно-практическую деятельность, всеобщие схемы которой достигают идеальной выраженности и преобразовательно закрепляются в основных формах - теоретико-логических принципах мышления. Мышление дает всеобщее рационально-логическое выражение объективной процессуальности идеального в конкретной жизнедеятельности социально-человеческого организма, - представляет универсальный способ достижения концептуально-предметной обоснованности, логической эксплицированности и символической выраженности идеального (общественно-определенной формы деятельности человека) в процессе воспроизведения, преемственности, преобразования и развития самих идеальных форм воссоздания реальности в целостной практически- мировоспроизводящей - познавательной и деятельной активности человека.
Проблематизация способов идеализации предметов человеческой жизнедеятельности и условий идеального означивания социально-человеческой размерности процесса превращения "тела природы" в "тело культуры", - а это основная формула человеческой практики, -является принципом развития общего представления об универсуме исторически развитых способностей мышления, манифестирующих определенность самого идеального в сущностно-феноменальном плане опознания реального мира человека - мира культуры. При этом конкретная
стр. 211
постановка вопроса о контекстуальной культурно- исторической воспроизводимости процессуально развернутых форм идеального в человеческой жизнедеятельности, об историчности, культурно-мировоззренческой опосредствованности способов самого мышления представляется методологически возможной и реализуется на основе выделения предпосылок особого -гуманитарно-культурологического понимания его (мышления) генетической природы и существа его предметно- категориальных универсалий, т.е. в порядке выявления культурно-смыслотворчески-жизнедеятельных оснований идеальной выраженности не только всеобщих схем, но и смыслообразующих моментов реальной человеческой практики, оснований "умной" исполненности ее парадигматических установок в предметном содержании мышления.
В рамках предлагаемого подхода вопрос о функционально- генетической природе мышления и содержательных аспектах его структурной оформленности возводится к общей проблеме понимания условий генерации и развития идеальных смыслов культуры - самосознательной целостности практического мировоспроизведения - и предметной их выраженности в категориальном строе "мыслящей интеллигенции", в структуре культурно-мировоззренческого, объективно-смыслотворчески-образовательно-общительного опосредствования рационально-познавательных и практически-деятельных интенций мировоспроизводящей активности человека. Именно так представляется методологически возможным и теоретически обоснованным воспроизвести через мышление диалогику культурного развития и выразить идеальное в его основополагающей значимости предмета культурно-исторического достояния, определить само мышление в особой символической обращенности его предметного содержания и понятийных форм, воссоздающих процессуальность достижения "самосознательной открытости" мира и выражающих исторический культурообразовательный процесс, в котором практически вырабатываются, символически означиваются и текстуально закрепляются духовные и материальные основы человеческого общения.
Особенным моментом воссоздания гуманитарно-знаниевых парадигм, представляющих эпистемологическую концептуализацию предметно-адекватных способов познавательной разработки специфических проблем гуманитарной сферы, становится понимательная реализация общих принципов проблемно-тематического обращения к определяющимся в этой сфере основаниям объективной представленности мышления как органической функции смыслотворческого процесса культуры: во всеобщности развития интеллигентных форм идеального в социально-жизнедеятельной практике человека, операционализирующих мышление как форму противоречиво- самопреобразовательной обращенности на себя предметных смыслов деятельности, восходящих к
стр. 212
человеческой субъектности и предельно завершающихся в "адекватную идею", т.е. в форму самосознания человеческой общности, мышление структурно и органично определяется в составе сущностно-интенциональной оформленности реального культуротворческого процесса - процесса человеческого общения, диалогически выраженного смыслообразованш, мыследеятельно- жизнепрактической интеграции собственно человеческого мира. Исходя из этого, раскрытие потенциала культуро- творческой активности в мышлении следует понимать как структурное отображение во всеобщих схемах работы мышления и символически-выразительное "осуществление" в идеальности его понятийных форм всеобщей процессуально- генетической основы практически значимых универсалий культурно-человеческого самосознания, - именно так определяется предметно-содержательная, логико- символическая выраженность в мышлении процесса общительного развития культурных смыслов человеческой деятельности - идеальных моментов сообразования ее (деятельности) рационально- смыслообразующей парадигмы (-парадигмы целей-) с истинными мотивами культурного человеческого общения.
Мышление, таким образом, представляет универсальный способ идеального воспроизведения объективного процесса развертывания практически-деятельного мироотношения в исторически конкретной культурно-идеалологической определенности его целерационально-выраженных детерминант, главная из которых - человек в самосознательно измеряемом объеме общительно- деятельных интенций на созидание своего собственного мира и личностное самообретение в событийном плане социально- человеческой общности, опознаваемой как являемая в целом строе совместной жизни общность материальной и духовной культуры, реально и символически выраженная идеальность практическикого взаимодействия - общительного события людей.
В составе практического воспроизведения социально- человеческой жизнедеятельности мышление в генетической основе своей - по способу развития конкретных форм и генерации предметного содержания определяется как идеально выраженная процессуальность интеллигентно- практического освоения мира, как осмысленное претворение - мыследеятельное исполнение мировоспроизводящей активности человека. В конкретно-всеобщей целостности социально-человеческого бытия мышление реализуется как практически обоснованная способность человека самосознательно выстраивать идеально-проективный образ самоосуществления - "углубления" (по Гегелю) бытия до сущностно соразмерной человеку реальности; мышление представляет таким образом идеальную форму развития мировоспроизводящей активности человека, направленной на сущностное самоопределение, на реализацию культурно-исторического содержания жизни через "конкретную деятельность"
стр. 213
- через исторически определяющееся (по способу) жизнедеятельно-практическое развертывание содержательной полноты Всеобщего - событийно- общительно-деятельной связи людей в целом социально- человеческом организме.
Мышление - собственно интеллигенция идеального в человеческой культуре, представляет процесс идеально- смыслотворческой реализации предметной сущности - дает сущностную экспозицию реальности в "интеллигентной обращенности", самопреобразовательной выраженности мыслительных форм ее воспроизведения, определяясь в генетической основе своих всеобщих схем и способов развертывания предметно-символического содержания из парадигмы духовно-рационально-практически-деятельного освоения реального мира. Универсальность человеческой практики - событийно-общительно-деятельного комплекса реализации практических интенций мировоспроизводящей активности человека обосновывается исторически конкретным единством взаимообратимых форм опосредствования деятельности человеческим общением - опосредствования практически-деятельного отношения человека к миру процессуальностью культурно-смыслообразовательного и личностно-актуализирующего общения людей в порядке их совместной жизни. В структуре такого фундаментального опосредствования идеализация реального содержания человеческой деятельности, представляющая общий принцип генезиса мыслительных форм, осуществляется на основе возведения объектного содержания ее (деятельности) общезначимых целей к духовно-смысловой предметности человеческого самосознания, символизирующей самосознательное стремление и способность человека к полноценной культуротворчески-личностной самоактуализации, парадигма которой в виде конкретного способа мышления задается в универсальном и обновляющемся общительно-смысловом контексте культурного развития общества.
Именно в этом общительно-смысловом контексте преемственного и творческого развития интеллигентных форм идеального, открывающих культурно-самосознательное измерение социально-человеческого бытия, реальная практика человека обращается в логику мышления и становится источником и формой генерации, исполнения и актуализации текстуально выраженных культурных смыслов - идеально-сущностных предметностей, представляющих выразительно-смысловой образ единства человечески "оприсутствованного" мира: объективно-предметное содержание направленной на освоение мира человеческой деятельности, представляющей во всеобщности практического мировоспроизведения особенную определенность предметно-практических основ генезиса мышления, символически означивается, предстает в культурно-идеалологической размерности выразительно претворяемого смысла, восходящего не к природно и социально отчужденной объектности, а к
стр. 214
суверенной общительно-личностной субъектности человека, и определяется, таким образом, по основополагающему для самосознания человеческой общности способу проблематизацпиоснований воздвижения материальной, природной и социальной действительности до "умно- парадигматически-оформленного" бытия, оснований представленности объективного единстваорудийно осваиваемого мира в суверенной целостности реального мира человека - в пространстве его экзистенциально- общительного обстояния как собственном пространстве культуры.
Исторически расширяющееся культурно-самосознательное измерение бытия конкретной человеческой общности символически раскрывается в порядке смыслообразовательного и практического обмена формами активной деятельности, т.е. в реальной проблематичности понимающего восприятия, индивидуального усвоения и преемственного развития - общительно-преемственной артикуляции "общих образов" познавательно и деятельно открывающегося человеку мира, в проблематичности преобразования этих "откристаллизовывающихся" в составе духовной культуры идеальных форм при соотнесении их с наличной действительностью и актуальными задачами развития деятельности, понятно определяющимися (феномен герменевтичности практики) в культурно-смысловой контекстуальности социального развития.
Основополагающая парадигма исторически конкретного самосознания человеческой общности в своих базовых универсалиях отображает этот проблемный опыт трансформации "интеллигентного обращения " идеального в культуре в способ событийно-общительно- взаимоактуализирующей связи людей и исторически преемственную форму их практической жизнедеятельности, являя, таким образом, понимательную экспликацию предметных смыслов человеческой деятельности в парадигматическом единстве культуротворческих интенций - в идеально полагаемой и непрерывно достигаемой общности культурно-самосознательных основ мировоспроизводящей активности человека. Фундаментальное культурно- самосознательное измерение социально-человеческого бытия содержательно определяется и распознается в том, как человек в собственной предметности и средствами мышления выстраивает и жизнепрактически выверяет идеальную перспективу куль-туротворчески-общительно-деятельной самоактуализации - перспективу, в которой собственно и осуществляется проблематизация оснований преодоления отчуждения, возведения природы до целостности орудийно освоенного мира и самой этой целостности - до суверенного общительно-смыслового единства гуманитарной жизнесферы как сферы культурного человеческого общения.
В самосознательно выстраиваемой так идеальной парадигме содержательного исполнения всеобщности культурно- исторического развития человека, представляющей эйдетически цельноевоспроизведение этого процес-
стр. 215
са на собственной материи идеального - в составе текстуально запечатленной духовно-смысловой связи людей, т.е. в культурном контексте смысло-образовательно- общителыюго опосредствования деятельности, базовым принципом такого идеального мировоспроизведения становится понимание реальных оснований (-понятийно символизируемого мышлением-) раскрытия материального единства объективного мира в целостности суверенно осмысленного и ценностно наполненного человеческого бытия как оснований адекватной выраженности в интенциональном составе рационально-практического освоения мира исторически определяющихся культурно- мировоззренческих универсалий человеческой практики, выступающих в формеидеалологически (!) и практически развиваемого человеком знания о мире и о себе и выражающих конкретный опыт адаптации общезначимых целей деятельности в пространстве культурных - гуманитарно-ценностных смыслов человеческого общения. Собственная предметность мышления как органической функции смыслотворческого процесса культуры выступает здесь в виде самосознательной идеализации, преобразования и аксиологизации целерационально-нормативных образов рационально- познавательно и практически-деятельно осваиваемого мира, обличая конкретный символизм и идеалологичность культурно-контекстуального развития активных мыслительных форм в составе исторически-преемственных способов практической жизнедеятельности человека.
Мышление становится органом культурно-исторического самосознания человека и представляет способ раскрытия культуросозидательного потенциала активной человеческой практики, определяясь в своих высших формах как способность формировать идеал; исторически формирующийся идеал социально-человеческой общности как общности культурной, идеал цельного по материальным и духовным составляющим строя жизни парадигматически отображает конкретную реальность человеческого бытия, как она раскрывается в уникальных и целостных ликах лично-живообщительной связи людей и развивается в собственное пространство интеллигентно- просветляемой и преемственно созидаемой культуры, - реальное пространство содеятельного общения, в котором символически (-при встрече-) обретаются возможности личностно-событийно-творческого исхода человека в мир, заданный особым, духовно-ценностно-смысловым образом - через "парадигмо-демиургическое функционирование " (А. Лосев) идеального смысла в человеческой жизни, смысла, достигающего в произведениях материальной и духовной культуры своей конкретной воплощенности, но не сводимого целиком на объективированные способности мышления и формы практического жизнеустроения, а восходящего к сверхприродному достоянию, к неотчуждаемой целостности, к личному "авторству" человека.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Libmonster Russia ® All rights reserved.
2014-2025, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Russia |