Libmonster ID: RU-14868
Author(s) of the publication: М. В. ДЕМИХОВСКИЙ

F. P. PRUCHA. Indian Policy in the United States. Historical Essays. Lincoln (Nebr.). 1981- IX+ 272 p.; R. DRINNON. Facing West. The Metaphysics of Indian-Hating and Empire-Building. N. Y. 1980. XX+ 571 p.

Историческая наука за рубежом. Рецензии. Ф. П. ПРУЧА. Индейская политика в США. Исторические очерки; Р. ДРИННОН. Лицом к Западу. Метафизика ненависти к индейцам и строительство империи

Историография США пополнилась за последние годы значительным количеством работ о правительственной политике в отношении коренного населения Америки1 . При этом, как уже отмечали советские историки2 , обозначились две тенденции. Одни историки раскрывают расистский характер этой политики, другие пытаются изобразить ее как цивилизаторскую, высокоморальную.

Вторая тенденция четко видна в книге Ф. Пручи3 . Он упрекает многих американских историков за то, что те пишут слишком много о войнах с индейцами, но оставляют в тени правительственные программы, свидетельствующие будто бы о защите прав индейцев и заботе об их благосостоянии. Это, по словам автора, и создало мнение, что целью США являлось военное покорение индейцев (с. VII). Пруча, в частности, критикует вывод Р. Хорсмэна4 , что политика американских властей основывалась на убежденности во "врожденно низменных качествах аборигенов"5 . Он утверждает, будто основные государственные документы, в которых формулировалась эта политика в XIX в., были проникнуты "религиозным чувством" и "духом человеколюбия" (с. 21- 22) и "полностью идут вразрез с этой оценкой" (с. 153).

Осуществленное в годы президентства Э. Джексона насильственное переселение индейских племен за Миссисипи оценивается большинством американских историков как злодеяние, а сам Джексон характеризуется как ненавистник индейцев, рьяный сторонник экспроприации их земель6 . Пруча же объявляет такой взгляд упрощенческим и восхваляет Джексона, который будто бы стремился обеспечить благополучие индейского населения, ускорив его переход к цивилизации (с. 142, 139). Пруча сознатель-


1 Jennings F. The Invasion of America. Indians, Colonialism and the Cant of Conquest. N. Y. 1976; Indian-White Relations. Washington. 1976; Miner H. C. The Corporation and the Indian. Tribal Sovereignty, and Industrial Civilization in Indian Territory, 1865 - 1907. Columbia (Missouri). 1976; Berkhofer R. F. The White Man's Indian. N. Y. 1978; Nichols D. A. Lincoln and the Indians. Civil War Policy and Politics. Columbia (Missouri). 1978; etc.

2 См.: Аверкиева Ю. В. К истории изучения индейцев в США. В кн.: Основные проблемы истории США в американской историографии. М. 1971; Демиховский М. В. Современная американская историография о политике США в отношении индейцев. - Вопросы истории, 1982, N 3.

3 Prusha F. P. Indian Policy in the United States. Lincoln. 1981.

4 Дискуссия между Ф. Пручей и автором ряда работ по проблемам индейской политики Р. Хорсмэном продолжается ряд лет.

5 Horsman R. Scientific Racism and the American Indian in the Mid-Nineteenth Century. - American Quarterly, 27 M.ay, 1975.

6 William Т. Н., Current R. N.. Freidel F. A. History of the United States. 2 vol. N. Y. 1964; Bailey F. A. The American Pageant. A History of the Republic. Boston. 1966, p. 269; Van Every D. Desinherited: The Lost Birthright of the American Indian. N. Y. 1966, p. 103; Handlin O. The History of the United States. 2 vol. N. Y. 1967 - 1968; etc.

стр. 153


но умалчивает о подлых уловках и мошенничестве, применявшихся уполномоченными правительства при подписании с индейцами договоров о переселении. Вопреки фактам он стремится доказать, что обязательства правительства были будто бы настолько выгодными для индейцев, что их вожди охотно соглашались на переселение своих племен (с. 149).

Пруча, однако, не может полностью игнорировать факт экспроприации индейских земель. Но для того, чтобы замаскировать грабительские цели Джексона, он утверждает, что президент стремился одновременно и обеспечить землей белых поселенцев и помочь индейцам перейти к оседлому земледелию и цивилизации (с. 146). Серьезные историки и раньше относились к этому выводу критически. Пруча сам признает, что на собрании Организации американских историков (апрель 1966 г.) исследователь "Джексоновской демократии" Э. Пессен заявил, что подобные высказывания нельзя рассматривать иначе как сатиру (с. 138). Пруча вынужден был согласиться с тем, что обещание сохранить за племенами навечно земли за Миссисипи было нарушено уже во второй половине 1840-х годов в ходе массовой миграции белых.

В качестве аргумента в полемике с Хорсмэном Пруча использует тезис о мнимом гуманизме правителей США. Мышление Т. Джефферсона и его окружения, заявляет он, основывалось на идеологии Просвещения, в которой "не было места идее расовой неполноценности" (с. 184), и гуманистическая сущность идеологии лидеров США "не была поколеблена происшедшей в 1820- 1840-х годах заменой просветительского мышления на евангелически-христианское" (с. 184). Так аттестуется им период насильственного перемещения племен за Миссисипи - "дороги слез" и других кровавых событий, время, отмеченное разорением и гибелью тысяч "облагодетельствованных" правительством индейцев. Хорсмэн показал, что расистская политика США в отношении индейцев основывалась на теории их биологической неполноценности. Пруча же утверждает, будто администрация США не разделяла этих расистских концепций и с энтузиазмом выдвигала программы просвещения и цивилизации индейцев (с. 195 - 196).

И после гражданской войны, когда бюро по делам индейцев возглавляли священники, происходило заключение племен в резервации, где они попадали под власть знаменитого "индейского кольца" (входившие в него дельцы спаивали и беззастенчиво грабили индейцев). В те годы при осуществлении принятого в 1887 г. закона Дауэса о выделении участков общинных земель в индивидуальную собственность было произведено чудовищное разграбление земель индейцев.

Пруча заявляет, что историки, критикующие политику США в отношении индейцев, совершают ошибку, рассматривая ее в "свете эмоций конца XX в.", когда-де американцы "полны надежд на культурный плюрализм", что якобы и ввергло историков "в искушение порицать действия белого населения против индейцев" (с. VII). Но о каком "культурном плюрализме" - "признании равенства рас и этнических групп", якобы доминирующем ныне в США, можно говорить, когда общеизвестно, что правители США насаждают расизм, что расовые конфликты систематически потрясают страну, а расистский миф о "явном предначертании", в котором расизм сочетается с безудержным экспансионизмом, является основой внешней политики США, снискавших ненависть всех народов, борющихся за независимость и социальный прогресс. Пруча призывает историков рассматривать события прошлого только с точки зрения их современников. Совершенно очевидно, что такой подход искажает представление об этих событиях, смазывает вопрос об их значении и последствиях.

Пруча оставляет в тени противоречия, которые возникали по проблемам политики США в отношении индейцев. Его высказывания о якобы существовавшем "консенсусе" по проблемам индейской политики совершенно не соответствуют действительности7 . Настойчиво подчеркивая "гуманистический" характер идей, которыми якобы руководствовались правители США (с. 21, 182), Пруча скрывает подлинную основу их политики, которая состояла в развитии американского капитализма "вширь", сопровождавшемся экспроприацией индейских земель. Он вообще не затрудняет себя аргументацией, ограничиваясь ссылками на речи и письма Джексона и других политических деятелей. Не редки в книге и вообще ничем не подкрепленные выводы из сконструированных автором посылок. Примером могут послужить утверждения о том, что Джексон


7 Об этом подробнее см.: Демиховский М. В. Политика правящих кругов США в отношении индейского населения. - Вопросы истории, 1965, N 2.

стр. 154


будто бы не был расистом (с. 143), хотя сам автор признает, что президент неоднократно угрожал индейцам беспощадным истреблением и сожжением их селений. Книга Пручи является неприкрытой апологетикой расистской политики правящих кругов США в отношении индейского населения.

Иной характер носит работа Р. Дриннона. Значительное внимание уделяется в ней освещению расистских концепций американской историографии и выявлению родства политики правящих кругов США в отношении индейцев с экспансионистскими внешнеполитическими амбициями и акциями американского империализма. Автор заявляет, что злодеяния в отношении индейского населения были следствием презрения и ненависти к нему, являющихся разновидностью западного расизма, который свел всех небелых в презираемую касту. Этот расизм, как отмечает Дриннон, характеризуется ненавистью ко всем небелым жителям США (неграм, китайцам, японцам и др.) и к небелому населению зарубежных стран (с. XVI-XVII). Идеологи расизма пустили в ход термин "туземец", которым все люди неевропейского происхождения определяются как биологически неполноценные (с. 539).

Со времени покупки Луизианы расисты, и в первую очередь писатели, связанные с рабовладельческой аристократией Юга (У. Симмс, Дж. Паулдинг и др.), настаивали на необходимости переселения индейцев возможно дальше от белого населения (с. 189). Идеология расизма должна была "обосновать право США" на вытеснение индейцев и помочь колонизаторам "вырвать континент у коренного населения, став орудием завоевания, подобным ружью и библии (с. XVIII).

Дриннон развенчивает легенду о справедливом отношении Джефферсона к индейцам. Он приводит документы, свидетельствующие о том, что этот президент, торжественно заверяя индейцев в сохранении за ними их земель, одновременно разрабатывал планы их изгнания из восточных штатов и направлял губернаторам рекомендации по поводу мер, которыми можно добиться от племен "согласия" на перемещение (с 86 - 87). Столь же остро Дриннон критикует миф о "гуманизме" полковника Т. Мак-Кинни8 . Он ссылается на его речи, содержавшие угрозу непокорным племенам истребить женщин и детей, на документы, свидетельствующие, что Мак-Кинни санкционировал захват заложников, подкуп вождей и т. д. (с. 176- 178, 181, 195). Иного и нельзя было ожидать от этого квакера, занимавшего высокий пост в военном департаменте - "центре сети ограбления и истребления аборигенов" (с. 178).

Американские историки апологетического направления уделяют большое внимание выяснению причин будто бы происшедшего в конце 1820 годов перехода Мак-Кинни от филантропии к поддержке политики переселения индейцев за Миссисипи. Выдвигаются различные версии этого "драматического сдвига". Дриннон на основе достоверных фактов показывает несостоятельность утверждений о каком-либо "сдвиге" в политическом мышлении Мак-Кинни и доказывает, что он с первых дней своей деятельности в бюро по делам индейцев согласился с выдвинутым президентом Дж. Монро планом изгнания индейцев из восточных штатов и продолжал поддерживать эту политику, когда она осуществлялась правительством Джексона насильственно (с. 181).

В книге анализируются концепции, доминировавшие в американской историографии XIX века. Дриннон, в частности, показывает, что отъявленный расист Дж. Фиске использовал теорию "социального дарвинизма", цитирует человеконенавистническую тираду подголоска Фиске, бизнесмена Ч. Адамса, который писал: "Нож и ружье были в отношениях (англо-американцев. - М. Д.) с низшими расами более убедительными орудиями, чем принципы свободы или продукция библейского общества" (с. 309 - 310). Говоря о концепции "подвижной границы" Ф. Дж. Тернера, Дриннон отмечает, что, согласно последнему, продвижение "границы" происходило в результате побед над "враждебными индейцами и неподатливой пустыней". Индейцы выступают у Тернера как некое "дополнение к дикой природе", которое должно быть удалено с пути "неодолимого марша страны на запад". Прославляя Д. Буна и других истреблявших индейцев покорителей Запада как "следопытов цивилизации", Тернер, как констатирует Дриннон, "добавил монументальную главу к национальной философии ненависти к индейцам" (с. 462 - 463).

Дриннон страстно изобличает расистский подход к освещению политики США, характерный для ряда современных американских


8 Полковник Мак-Кинни с 1816 г. управлял государственными факториями по торговле с индейцами, а со времени создания бюро по делам индейцев (1824 г.) до своей отставки в 1830 г. возглавлял его.

стр. 155


историков9 . Он пишет об этих авторах: "Хотя они претендуют на большую гуманность, чем охотник, горец или золотоискатель, которые стреляли в индейца, словно в дикое животное, они проявляют подобную же бесчеловечность, только используют вместо ружья перо" (с. 363).

Большое место отведено в книге раскрытию родства и неразрывной связи между расистской политикой на американском континенте и концепцией глобального экспансионизма. Дриннон считает, что американским историкам необходимо обратить должное внимание на связь между доктриной Монро и планами выселения индейцев из восточных штатов (с. 115). Он отмечает, что получивший распространение с середины 1840-х годов миф о "явном предначертании" явился воплощением американского национализма, в котором расизм сочетается с агрессией и экспансионизмом (с. 275). Ненависть к индейцам была, как заявляет Дриннон, первоначалом имперских амбиций США. Глобальная экспансионистская доктрина конца XIX в. "включала интернационализацию имевшего ранее внутриконтинентальное применение расистского презрения и ненависти к индейцам" (с. 278).

Для оправдания осуществленных на рубеже XIX-XX веков и в "грязной войне" против вьетнамского народа кровавых злодеяний американских войск империалистическая пропаганда США приводила те же аргументы, которые использовались в течение 100 лет в отношении индейцев. В новых островных владениях проводилась та же расистская политика, что и в отношении индейцев континента (резервации, сожжение непокорных селений и применение пыток для устрашения "дикарей") (с. 286- 287, 302). "Индейская идея, - заявляет Дриннон, говоря о зверствах солдат лейтенанта Келли, - жила в воздухе Вьетнама" (с. 457). Американская пресса отмечала, что акция войск США по уничтожению ядохимикатами растительности во Вьетнаме была копией истребления бизонов с целью лишения индейцев продовольствия (с. 459). Дриннон безоговорочно отметает мифы о "цивилизаторской, гуманистической миссии", "бремени белого человека" и т. п. "Отрезвляющая правда, - пишет он, - состоит в том, что бремя белого человека в завоевании Запада являлось глобальным преступлением" (с. 465). Автор прослеживает, как в ходе покорения индейского населения шел захват его земель (с. 78, 87 и др.): "Развитие промышленного капитализма в Новом свете началось на индейских землях, которыми овладели путем принудительной покупки, обмана и насилия" (с. 100).

Однако, находясь в плену социального фрейдизма, Дриннон выводит политику США в отношении индейцев ("метафизику ненависти к индейцам") из духовных первоначал, подсознательных психических процессов. Свою идеалистическую схему он стремится подкрепить рядом надуманных построений. Глубокие источники расизма, как он пишет, коренятся в "западной душе". Переселенцы в Америку унаследовали от европейского средневековья подсознательное стремление к насилию и убийствам. Переплетаясь с предрассудками в отношении людей с темной окраской кожи, которая у переселенцев ассоциировалась с пороком и злом, западная психология рождала, по утверждению Дриннона, "образ туземца, грубого, презренного, подобного животному" (с. XVII). На основе этих подсознательных процессов, страхов и предрассудков и развилась, полагает автор, расистская идеология американского национализма и экспансионизма.

В рассматриваемый Дринноном период значительная часть белого населения США была, несомненно, враждебно настроена в отношении индейцев. Но расизм отнюдь не был порождением подсознательных психических процессов, как утверждает Дриннон. Он насаждался правящими классами США, заинтересованными в вытеснении индейцев и разграблении их земель, истреблении аборигенов. Не отрицая отмеченного Дринноном родства расистской политики в отношении индейцев с экспансионистской политикой США в бассейнах Карибского моря и Тихого океана, мы не можем, однако, согласиться с тем, что империалистическая экспансия была порождена только расизмом. Подлинной основой этой экспансии являлось стремление американских монополий получить новые рынки сбыта, источники сырья, сферы приложения капитала. Ошибочная мировоззренческая позиция приводит Дриннона к тому,


9 Особенно сильное возмущение Дриннона вызвали хвалебные рецензии видных историков на статью Г. А. Ваугхена "Пиквоты и пуритане" (William and Mary Quarterly, April 1964) и опубликованную им в 1965 г. книгу "Граница Новой Англии", которые проникнуты презрением к индейцам и хвалой "благородству" колонизаторов.

стр. 156


что в тени остается подлинная, классовая основа политики США, материальные интересы и экономические процессы.

На фоне фрейдистской схемы автора не вызывают удивления и такие его утверждения, как, например, о том, что в истории США, в отличие от стран Европы, будто бы "раса, а не класс, играет в общественной жизни первостепенную роль" (с. XVII). Дриннон не замечает происходившего в процессе завоевания североамериканского континента столкновения двух социальных организмов - развивавшегося американского капитализма и находившегося на стадии разложения первобытнообщинного строя индейских племен. Дриннон не видит различия между американской экспансией первых двух третей XIX в., основой которой было развитие капитализма "вширь", и империалистической экспансией США конца XIX-XX вв., вызванной стремлением американских монополий и их государства к переделу уже поделенного мира. По его мнению, основой обоих этих процессов являются "духовные первоначала - подсознательное стремление к насилию" (с. 464).

И все же книга Дриннона стоит в американской историографии индейской проблемы особняком. В ней страстно изобличается расизм, раскрывается преступный характер осуществлявшегося правящими кругами США на протяжении многих десятилетий геноцида. В столкновении различных взглядов на индейскую политику отражается происходящая в США борьба между апологетами идей расизма, шовинизма и экспансионизма и историками, разоблачающими чудовищные насилия над коренным населением Америки.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Метафизика-ненависти-к-индейцам-и-строительство-империи

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Россия ОнлайнContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

М. В. ДЕМИХОВСКИЙ, Метафизика ненависти к индейцам и строительство империи // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 30.08.2018. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Метафизика-ненависти-к-индейцам-и-строительство-империи (date of access: 11.05.2021).

Publication author(s) - М. В. ДЕМИХОВСКИЙ:

М. В. ДЕМИХОВСКИЙ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Россия Онлайн
Москва, Russia
225 views rating
30.08.2018 (985 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Дионис, а не Аполлон был жизненным маяком великого Сократа. Dionysus, not Apollo, was the life lighthouse of the great Socrates.
Catalog: Философия 
10 hours ago · From Олег Ермаков
Стандартная модель рассматривает четыре фундаментальных взаимодействия: гравитационное, электромагнитное, сильное и слабое. Но её курьез определяется тем, что в объективной реальности существует ещё одно фундаментальное взаимодействие, и называется оно чисто магнитным взаимодействием, ибо магнитное поле в этом взаимодействии распространяется без помощи электрических зарядов и их токов, а посредством магнитных зарядов, которые называется гравитонами.
Catalog: Физика 
Л. В. МИЛОВ. ВЕЛИКОРУССКИЙ ПАХАРЬ И ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Yesterday · From Россия Онлайн
КРЕСТЬЯНСТВО РОССИИ В ПЕРИОД ВОЙНЫ И РЕВОЛЮЦИИ 1917-1920 гг. (ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
АНГЛИЙСКИЙ ДИПЛОМАТ О ПОЛИТИКЕ И ДВОРЕ ЕКАТЕРИНЫ II
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
Н. Е. КУТЕЙНИКОВ И А. Н. КРЫЛОВ: СПОР О ПРИЧИНАХ ГИБЕЛИ БРОНЕНОСЦА "ПЕТРОПАВЛОВСК"
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
ВЕЛИКОКНЯЖЕСКАЯ ПЕЧАТЬ С ДВУГЛАВЫМ ОРЛОМ ГРАМОТЫ 1497 ГОДА
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
Данная книга представляет собой сборник Йога сутр (афоризмов) в стиле Веданте и Йоги, которые в свою очередь являются частью индуизма и ведической культуры в целом. Книга рассчитана на широкий круг читателей вне зависимости от веры исповедания, для людей мыслящих и ищущих. Книга не является коммерческим проектом, и я не принадлежу ни к одной коммерческой или религиозной организации. Я являюсь учителем классической йоги Павлу с 30 летним опытом духовной практики, который был инициирован в традицию школы Веданте йоги известного учителя и проповедника Свами Шивананды.
Catalog: Разное 
4 days ago · From Павел Калягин
Тяж Любви, о котором не знает наш мир. Cord of Love, which is not known to our world.
Catalog: Философия 
5 days ago · From Олег Ермаков
Кавалеры Георгиевского креста Нижние чины 10-го Кубанского пластунского батальона 1915–16 гг. (I степень №№ 1–42 480, II степень №№ 1–85 030)

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
Метафизика ненависти к индейцам и строительство империи
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones