Libmonster ID: RU-8733
Author(s) of the publication: Г. Л. ЮРКЕВИЧ

Мировоззрение и философия

Философия является творческим обобщением и систематизацией информации, знаний, которыми обладает общество. Поэтому философия, по сравнению с другими видами творческой деятельности, должна иметь значительно большее влияние на состояние и развитие общества. Но этого сейчас не происходит. Причина заключается в том, что философия стала служить не человечеству, а преимущественно себе. С XIX в. уровень естественных наук, техники, технологии существенно вырос. Соответственно, изменилось мировоззрение людей, а философия и наука о ней практически остались на том же уровне. При этом, несмотря на увеличение объема знаний, переосмысление информации, мышление людей практически не изменяется. Интересным примером служит картина Малевича "Черный квадрат", суета вокруг которой подтверждает, что до и после выхода сказки "Голый король" по настоящее время мышление людей осталось прежним. Это подтверждается суевериями, причину возникновения которых объясняет Б. Спиноза.

Критерии научной философии и научного мировоззрения. Предполагается существование обыденного, мифологического, философского, научного и религиозного мировоззрений [1]. Мировоззрение зависит от многих факторов, в том числе от разных способностей человека. Скорее всего, каждый человек обладает многими видами мышления, которые Природа дала человечеству. Но разновидностей количественных соотношений, сочетаний этих способностей, а, следовательно, и мировоззрений, столько, сколько людей. Преобладание каких-то видов мышления может определить преобладание аналогичного мировоззрения. Под научным мышлением

стр. 241


будем понимать такое, основой которого является знание достижений естественных наук, так как они по уровню развития значительно превосходят остальные науки. Большое количество ученых верят в Бога. Какое у них мировоззрение: научное или религиозное? Невольно возникает вопрос: почему многие ученые верят в Бога? На вопрос журналиста: "Почему Вы, крупнейший ученый, специалист в области изучения мозга и знаете его лучше других, верите в Бога"? академик Н. П. Бехтерева ответила: "Поэтому и верю". Отсутствие знания законов, которые позволят объяснить, понять процесс мышления, требует однозначного ответа. Либо признать, что биология и физиология еще не науки, а находятся на пути к преднауке. Либо сказать, что это науки, основанные на вере в Бога. Человечество еще не знает даже закономерностей, которые необходимы, чтобы определить, сформулировать законы, по которым осуществляется мышление.

Природа наградила человека главной способностью мышления, творческим мышлением, а также творческим созиданием, бесконечностью познания. Это позволяет по мере накопления новых знаний изменять, совершенствовать установленные критерии, постулаты, понятия, аксиомы, что является основанием развития науки, познания законов Природы. Развитие человечества происходит через познание Природы, ее законов. Будущее человеческого общества зависит от того, насколько оно сможет использовать этот дар Природы.

В безусловности веры в Бога сила идеализма, религии и слабость, так как не позволяет ей развиваться, а заставляет приспосабливаться к достижениям естественных наук. Следовательно, религия, идеализм это прошлое человечества, его будущее за наукой. Наибольшее практическое значение имеет классификация мировоззрений на научную и всю остальную. Основой и критериями научного мировоззрения являются естественные науки и их главные критерии. Главные критерии научного мировоззрения - это знание достижений естественных наук, а также признание материи в виде вещества и энергии, бесконечности Природы во всех ее свойствах, качествах и состояниях, законов Природы, как единственного управляющего фактора в Природе. Под словом "Природа" с заглавной буквы понимается вся природа бесконечности.

Мировоззрение людей состоит из разной степени и соотношения научного и ненаучного мировоззрения. Многие люди не верят в Бога, но верят в судьбу, Высший разум и т.п., что определяется особенностями индивидуального мышления и наличием опреде-

стр. 242


ленных знаний естественных наук. Вопрос заключается не в применяемой терминологии, а что под этими терминами понимается, какая основа этого понимания: научные знания или вера, поиск истины или воображение. Где начинается вера и заканчивается познание, там заканчивается наука. Познание бесконечно, но возможность познания, которая непрерывно растет, в каждое время ограничена главным образом современным уровнем науки и техники. Когда возможность познания заканчивается, начинается область веры. Познание - это атрибут науки, а вера - человека. Мировоззрение, основанное на преобладании веры, воображения, а не науки, поиске истины, следует отнести к ненаучному. Философия отражает часть мировоззрения, поэтому ее можно классифицировать как научную и остальную. Все философские учения, включающие в себя понятие о Боге, не являются научными, потому что критерием религии является вера. Современная религия признает необходимость науки и демонстрирует перед ней свое преимущество. Достижения науки религия определяет как подтверждение истины Бога, "...подлинная наука не только не противоречит, но наоборот, с несомненностью подтверждает истину Божию". Науке необходимо доказательство правоты. Для религии достаточна невозможность доказательства ее неправоты. Религия никогда не проиграет науке. Этому помогает наука. Чем дальше человек проникает в ее просторы, тем шире и объемнее, в большем разнообразии предстает неизвестная и непонятная человеку и науке Природа бесконечности. Чтобы верить, не надо напрягать мышление, задавать вопросы "почему" и самому искать ответы, не нужны научные знания, которые приобретаются длительным и напряженным учением, трудом. Преобладающая часть людей мыслит пассивно, идет по пути наименьшего сопротивления, не ищет научную истину, а просто верит. Есть значительная часть людей, работающая в области науки, добивающаяся заметных положительных результатов, которая в силу особенностей своего мышления не может себе ответить на вопросы о бесконечной сложности, непознаваемости мира. Ответ они находят в признании существования Высшего разума, Бога и пр.

На возникновение научной философии наибольшее влияние оказал материализм, который, несмотря на ряд противоречий между отдельными направлениями, развивался вместе с естественными науками. М. В. Ломоносов как учёный-материалист при изучении мира в пределах Земли и земной атмосферы, за их пределами - идеалист, не отрицающий существование Бога. Г. С. Сковорода,

стр. 243


признавая первичным духовное начало, считал материю вечной во времени и пространстве, что в Природе господствует закономерность, которая в макро- и микромире едина, а это подтверждается современной наукой. Энгельс в "Анти-Дюринге" доказывает возможность постижения человеком абсолютной истины, что противоречит бесконечности познания. Диалектический метод Гегеля утверждает, что познание бесконечно, а марксизм критикует его за то, что он объявил свою философию окончательной истиной. В "Тезисах о Фейербахе" Маркс говорит о возможности изменения мира человеком по своему желанию. Влияние общественных отношений на человека марксизм ставит выше законов Природы.

Примеры научной философии

Бог и дух. В XXI в. доказательства правоты идеализма, материализма и дуализма находятся на уровне XIX в. Материалисты и дуалисты не могут решить проблему: что такое дух, сознание, их связи с материей. Идеализм имел основание называть первичным дух: создавать и управлять может тот, кто стоит выше материи, а, кроме духа, никого нет. Сложность доказательства правоты идеализма, материализма и дуализма можно объяснить несколькими причинами. Важная, но не главная причина заключается в том, что необходимы научные знания в области естественных наук, биологии, физиологии. В науках о неорганическом мире человечество создало ряд теорий и законов, позволяющих понимать, изучать и даже предвосхищать происходящие физические процессы, а изучение органического мира происходит на уровне алхимии: экспериментов без знания законов. Кроме того, философы недостаточно хорошо знают современное состояние естественных наук, особенно теории автоматического управления сложными системами, без которой нельзя изучить и понять Природу как сложную систему. Но, пожалуй, главной причиной, не позволяющей философам решить задачу первенства материи и духа, является присвоение им уровня субстанции.

Понятие Бога как недосягаемого и непознаваемого объекта возникло и формировалось на этапе развития человечества, когда не существовало естественных наук. Определение Бога давала религия. Величие философа Б. Спинозы заключается в том, что он первым дал научное понятие Бога, сохранив большинство религиозных постулатов. Спиноза убедительно показал, что в мире мо-

стр. 244


жет существовать только одна субстанция и ничего, кроме субстанции. Отсюда можно сделать два вывода. Бог является частью субстанции, что не может быть, так как не соответствует всем существующим понятиям Бога. Или субстанция и Бог - это одно и то же. Бог - это абсолютно все, что было, есть и будет. Каждое из этого "все" - от микрочастицы до звездных галактик - является бесконечно малой составляющей Бога, который бесконечен во всех своих свойствах (атрибутах) и состояниях (модусах), в том числе пространстве и времени. Другое важное доказательство Спинозы заключается в том, что если Бог всемогущ, он может действовать только абсолютно правильно. Если он сегодня сделал так, а завтра наоборот, значит, один раз он сделал не абсолютно правильно. Чтобы делать только абсолютно правильно, надо иметь абсолютно правильные неизменные правила, законы. Эти законы являются свойствами, атрибутами Бога. В Природе все происходит не по воле Бога, а по его законам, по законам субстанции. Бог везде и во всем, неизменен (согласуется с законом сохранения массы и энергии), един (соответствует единству Природы и ее законов), вечен, недосягаем и непознаваем (присуще понятию бесконечности Природы во всех ее свойствах и состояниях, в том числе бесконечности познания). Это "все" можно назвать Природой (с заглавной буквы, чтобы отличить от другого понятия: окружающая среда, природа Земли, человека).

Основные отличия научного от религиозного понимания Бога заключаются в следующем. Поскольку Бог это все, что есть в окружающем мире, а Бог вечен, следовательно, Бог ничего не создавал, так как он должен был создать самого себя. Бог не может делать то, что захочет, он способен творить только по своим вечным неизменным законам, законам Природы. В религиозном христианском понятии Бог непознаваем. "Мы, люди, своим разумом вполне постичь Его не можем...Что мы знаем о Боге, все это открыто нам Им Самим... Великую тайну,которую открыл нам Бог о Себе - тайну Святой Троицы, наш слабый ум не может вместить, понять" [2]. Действительно, нельзя понять то, не знаю что. Б. Спиноза говорит: Бог это все, что находится в бесконечном мире, поэтому его познание не только возможно, а и желательно: "...Это учение...имеет еще то преимущество, что учит нас, в чем состоит наше величайшее счастье или блаженство, а именно - в одном только познании Бога..." [3]. Но познать Бога окончательно нельзя, так как он бесконечен.

стр. 245


Философия для своего понимания окружающего мира, Природы добавила к Богу обобщённые названия, из которых состоит Природа: Материя и Дух. При отсутствии одной из этих составляющих познание Природы становилось невозможным. В средние века всю философию, начиная с древних веков, классифицировали по признаку признания первичности материи и духа на идеализм и материализм. Сами определения оказались весьма удобными для различения многообразных течений в философии. Но насколько корректна, верна сама постановка такого вопроса? Почему в течение тысячелетий философы не могут решить вопрос о первичности материи и духа? Не потому ли, что спор идёт о следствии нерешенной задачи, которое принято за условие решения задачи? Спор идёт о том, что из них начальное условие, а что является её следствием. При этом не предлагается метод, алгоритм, логика решения этой задачи. Когда начальные условия задачи не верны, ее решение невозможно. Первичность заключалась в попытке доказать, кому принадлежит функция творца: материи или духу. По определению субстанции должны быть независимыми, а доказать независимость материи и духа оказалось невозможным, так как нельзя обосновать одновременное существование двух субстанций. Б. Спиноза решил эту проблему, вернув значение субстанции и функции творца только Богу. Как следствие такого решения материя и дух могут быть лишь атрибутами Бога, тогда противоречия между ними автоматически снимаются.

Б. Спиноза не рассматривает такие понятия, как материя и дух (под словом "материя" он подразумевает вещество, а дух и душа имеют одно понятие). Ясно только, что они не могут быть субстанциями. Субстанция, Бог, Природа - это одно и то же, взаимозаменяемые понятия. Сущность субстанции составляют бесконечные атрибуты, следовательно, количество сущностей бесконечно. Бесконечное количество атрибутов означает невозможность окончательного познания сущности Природы. Сущность является вечной истиной и определяет содержание, наполняемость и качества субстанции. Атрибуты обладают следующими основными свойствами:

- каждый из них выражает реальность или бытие субстанции, всегда существовали вместе с ней;

- ни один из них не мог быть произведен другим атрибутом;

- обладают всеми качествами субстанции - вечностью, неделимостью, бесконечностью во всех своих качествах, в том числе бесконечностью многообразия, познания и т.д.

стр. 246


Предмет может быть атрибутом, если он обладает этими свойствами. Такими свойствами обладает материя, которая определяет наполняемость Природы, поэтому является одним из ее атрибутов. Бог, Природа - единственная производящая причина. Действия Бога являются его сущностью. Дух определяет все самые различные действия Бога, например, порядок, разумность и т.п. Бог существует и действует по законам Природы. Следовательно, дух и законы Природы это одно и то же.

Действие духа выражается через действие законов Природы, Бога. Бесконечный, Высший разум, Высшие силы и т.п. понятия являются атрибутами, качествами, свойствами Природы и определяются законами Природы. Разум и воля по определению Б. Спинозы являются одним атрибутом Природы, Бога. Они, как и мышление, вечны, бесконечны и только по названию похожи на человеческие, которые конечны. Некоторые люди понимают Высший разум и т.п. очень примитивно, как некое существо, создающее разум человека и управляющее им, как человек управляет автомобилем. Высший разум, Высшее мышление - это качество, свойство Бога, Природы, которое по законам Природы реализуется, например, на Земле в виде разума животных, человека. Поскольку разные законы определяют различные действия, разные сущности Природы, то дух является термином, объединяющим неопределенное количество атрибутов. Материя и дух не могут творить. Творить может только Бог из материи по законам Природы.

Причину изменения, преобразования, возникновения чего-то живого и неживого человек своими органами чувств не воспринимает, так как он видит лишь процесс и его следствие. Поэтому для многих людей это становится нераскрываемой тайной. Зато он может придумать, вообразить, исследовать, изучить, понять через знание научных достижений и т.д., используя свое логическое мышление. Либо эти процессы совершают неведомые силы, дух, тогда это религия, или они происходят в результате действия законов Природы, что является признаком научного понимания Природы. Природы без действия законов не существует, так же как и законы Природы без самой Природы. Если Природа бесконечна во всех своих проявлениях, то Бог и дух его, Природа и действие её законов были, есть и будут всегда, так как они неразделимы. Материя в виде вещества и энергии, которые не существуют друг без друга, не существует без их действия по законам Природы. Это научное понимание Бога и его духа - не соединение, а возможное понимание крайностей идеализма, материализма и дуализма.

стр. 247


Научная философия не наука, а философия, базой и главным источником информации которой являются естественные науки, а также известные им законы Природы. Она отвечает на вопросы, на которые не могли ответить материализм и дуализм. Научная философия формируется творческим мышлением, способным обобщить и систематизировать достижения естественных наук для решения какой-либо задачи, необходимой для развития общества. Основоположником научной философии является Б. Спиноза, так как в его работе [3] впервые изложены некоторые ее критерии.

Существование бесконечности Природы во всех ее свойствах, качествах и состояниях, законов Природы как единственного управляющего фактора, материи в виде вещества и энергии, а также знание достижений естественных наук - главные критерии, которые определяют научную философию.

Душа, дух, духовность. Любое вещество, в том числе лежащий камень, несет в себе энергию. Любая самая малая микрочастица, отдельная в пространстве или внутри атома, время жизни которой может составлять не более 10-14 с, обладает своей энергией. Биологическое существо состоит из тех же элементарных частиц и атомов, из которых состоит неорганический мир. В Природе есть различные виды энергии, известные и, вероятно, неизвестные людям. Кровь и другие жидкости, движущиеся в живом организме, в том числе в растениях, можно представить как электролит, переносящий заряды в магнитном и электрическом поле Земли и живого существа. Химические процессы в живом организме сопровождаются тепловой, электрической и механической энергией. Электрические токи, протекающие в организме, создают свои электрические и магнитные поля, которые взаимодействуют между собой и с магнитным полем Земли и т.д. В растениях, где можно измерить электрический ток, происходят химические процессы, которые являются следствием потребления солнечной энергии и питательных веществ из земли и могут сопровождаться выделением энергии. Ещё более сложные процессы происходят в организме человека и других живых существ. В одном организме происходит взаимодействие различных видов энергии между собой и разными частями органического, биологического тела. Живое биологическое тело состоит из биологического вещества и биологической энергии.

Комплекс всех видов энергий биологического тела, взаимодействующих между собой и с биологическим телом, можно назвать биологической энергией.

стр. 248


Неживым тело становится тогда, когда прекращается это взаимодействие и соответственно биологическая энергия прекращает своё существование, распадается на ряд отдельных видов энергии и покидает тело. Душа - это то, что определяет жизнь человека, животного, его чувства, характер и т.п. Человек говорит: душа болит, душа горит, голова болит... Живое существо чувствует душу через своё тело. Нет живого существа без души. Любопытен пример, как религия использует современную науку. После биологической смерти живого существа определённое время в его теле продолжаются биологические и химические процессы с выделением энергии. Распад биологической ткани также сопровождается выделением энергии. Эту энергию, которая при выделении из тела повторяет его контуры, некоторые специалисты с помощью специальной техники наблюдают в виде свечения и преподносят в качестве научного доказательства наличия души в её религиозном понимании.

Человек воспринимает, чувствует душу через нервную систему, органы чувств и, в конечном счете, через мышление. Это происходит путем взаимодействия биологического тела с биологической энергией. Тело человека и его душа - это единое целое живого человека. По определению Б. Спинозы, "душа и тело... один и тот же индивидуум, представляемый в одном случае под атрибутом мышления, в другом - под атрибутом протяжения". Так как душа есть результат взаимодействия биологической энергии с биологическим телом, а после смерти человека это взаимодействие пропадает, то исчезает душа. Души без тела не существует.

Душа есть результат, проявление взаимодействия биологической энергии с биологическим веществом биологического тела, которое человек воспринимает через свои чувства, своё сознание и надсознание, мышление, которые также являются результатом взаимодействия биологической энергии с биологическим веществом, в том числе мозгом, биологического тела.

Это естественнонаучное понимание, которое не может открыть вечную тайну Природы, что является следствием невозможности проникновения в бесконечность микро- и макромира, в том числе в надсознание, а, следовательно, познать мышление и душу. Вечная тайна надсознания, души, Природы определяется бесконечностью познания.

Понятие "дух" человека так же отличается от понятия "Дух", атрибута Бога, как созвездие "Рак" отличается от речного рака. Когда эти два понятия пытаются объединить, то происходит смеше-

стр. 249


ние причины и следствия, возникают самые невероятные определения, как у Н. Бердяева и других философов. Духовность и дух - это приобретенные качества души человека, выражающие определенный комплекс ее свойств и состояний. На формирование духовности главное влияние оказывают знания и воспитание. Дух человека определяется в основном воспитанием, убеждениями и такими качествами, как воля и чувство собственного достоинства. В любом случае духовность и дух человека зависят от врожденных свойств человека, в том числе психофизиологических, способностей его сознания и над сознания. Духовность и дух общества - это некоторое усредненное понятие духовности и духа его членов. В русском языке слово "дух" применяется в различных случаях, например, "тяжелый дух" - это о воздухе и т.д.

Обоснование научной философии

Биологическое тело и биологическая энергия составляют биологическую систему. Действие законов возможно только в системе и при наличии энергии. А где доказательства, что сознание, мышление есть результат взаимодействия биологической энергии с биологическим телом, каков механизм этого взаимодействия? Ответ - в познании законов Природы, законов управления Природой. Биологическая часть Земли является сложнейшей системой, состоящей из более мелких, но очень сложных систем, например, животных, в том числе человека. Наука еще мало знает, как действуют и взаимодействуют между собой биологические системы. Но человечество создало относительно сложные системы, состоящие из взаимодействующих между собой более простых систем. Сложная система состоит из комплекса основных, вспомогательных и защитных технологических систем и системы управления комплексом, которая содержит ряд систем управления отдельными технологическими системами, их составляющими элементами и взаимной связью технологических систем и элементов. Процессы, происходящие в созданных человеком технологических системах, описываются известными законами физики и химии, которые являются на уровне человеческих знаний частным случаем законов Природы. Управление процессами осуществляется по законам автоматического управления, регулирования, которые могут являться частным случаем законов управления Природы. В технологических системах все процессы подчиняются законам

стр. 250


Природы, а управление этими процессами осуществляется по законам управления Природы.

Рассмотрим простую систему - автомобиль. Он содержит основные технологические системы: топливную (подача, очистка, распределение), электропитания (формирование и распределение напряжения зажигания), движения (двигатель, передаточный механизм от двигателя к колесам), рулевая (рулевая колонка, передняя и задняя подвеска), торможения. К вспомогательным технологическим системам можно отнести системы смазки, охлаждения, регулирования напряжения зарядки аккумулятора, вентиляции и др. Условием функционирования системы является наличие энергии, которую система получает из поступившего топлива. Центральным органом, приводящим систему в действие, служит двигатель. Технологические системы взаимно связаны между собой. Системы топлива и электропитания обеспечивают вращение коленчатого вала двигателя, движение автомобиля. Системы управления технологическими системами, одним из элементов которой является водитель, обеспечивают жизнедеятельность автомобиля, в том числе управление скоростью и направлением движения, торможением, поддержанием температуры и давления, защитой от вредных элементов износа и другими защитными функциями. Более сложной системой является энергоблок тепловой электростанции с ядерным реактором (АЭС), который состоит из комплекса основных и вспомогательных технологических систем. В энергоблоке АЭС происходит последовательное преобразование ядерной энергии в тепловую, тепловой в механическую, механической в электрическую при участии и взаимодействии различных веществ и механизмов. Перенос, транспортировка энергии из одной технологической системы в другую производится, как правило, жидким или газовым теплоносителем. Прекращение питания или неисправность вспомогательной системы может привести к нарушению работы всей системы управления энергоблоком. Прекращение питания энергией или неисправность одной из основных систем может вызвать полное прекращение, остановку работы энергоблока. Система автоматического управления энергоблоком состоит из ряда взаимозависимых основных, вспомогательных и местных систем управления, осуществляющих контроль и обработку параметров технологических систем, формирование сигналов управления, обеспечивающих поддержание параметров технологических систем в заданных пределах, а также различные защитные функции. Знания в области преобразования одних видов

стр. 251


энергии в другие, в управлении и взаимной связи созданных человеком автоматических систем непрерывно расширяются, углубляются и подтверждаются экспериментально.

Животное, живой организм - это сложная автоматическая система. Условием существования системы, ее работы является наличие энергии, необходимой для осуществления функций управления в системе. Для обеспечения жизненной деятельности система вырабатывает энергию внутри себя из поступающего топлива. Центральным органом, двигателем, приводящим систему живого организма в действие, является сердце, перекачивающее через себя кровь. Кровь - носитель, передаточный механизм, доставляющий во все части живого организма продукты, которые обеспечивают функционирование этих частей. Для своей работы сердце получает горючее из легких в виде кислорода. Легкое - насос - перекачивает кислород из воздуха в кровь. Двигателем легких являются мышцы, получающие горючее из крови в виде комплекса веществ. Этот комплекс веществ забирает кровь из кишечника, который является последним механизмом пищеварительного тракта в технологическом процессе выработки горючего для мышц и других частей тела из продуктов, поступающих в организм. Мышцы двигают не только легкие, но и другие части тела. Сложная система - животное - содержит три основные технологические системы: кровеносная, пищеварительная и мышечная, каждая из которых состоит из более мелких технологических систем и элементов. В живом организме есть защитные системы. Одни из них работают постоянно, очищают организм от всего вредного и ненужного. Другие защитные системы включатся в экстремальных случаях, спасают организм от полного уничтожения, например, во время болезней. Кроме того, есть технологические системы, выполняющие более ограниченные частные функции, но без которых невозможно нормальное функционирование всей системы живого организма. Процессы, происходящие в технологических системах, осуществляются по законам Природы, которые в значительной мере отображаются законами физики и химии, применяемыми человеком в своей деятельности. Система контроля и обработки параметров технологических систем позволяет формировать сигналы управления органами, с помощью которых эти параметры поддерживаются в значениях, необходимых для жизнедеятельности организма. Работают системы регулирования температуры, давления, расхода, химического состава различных жидких и твердых составляющих живого тела. Система контроля и обработки параметров,

стр. 252


формирования сигналов и управления органами технологических систем составляют систему автоматического управления, нервную систему, действующую по законам управления Природы.

Есть определенное сходство структуры и работы живого организма с системами, созданными человеком, например, энергоблоком АЭС, имеющим системы, назначение которых схоже с системами живого организма. Сравнивая процессы, происходящие в искусственных системах, и законы автоматического управления, по которым совершаются эти процессы, с процессами, происходящими в Природе, можно приближаться к познанию законов Природы. Окончательно познать законы невозможно из-за бесконечности Природы, но это пока единственный путь к познанию управления биологическими системами в Природе. Познание комплекса взаимодействия физических процессов, составных частей и систем управления энергоблока и других сложных систем является трудной задачей, требующей значительного времени и знаний. Как правило, есть профессионалы, исследовательские институты и организации по отдельным частям комплекса. Описание полученных знаний по всему комплексу в форме, необходимой для использования в изучении живой части Природы, потребует еще больше времени и определенных знаний биологии, физиологии и т.д. А жизнь человека коротка. Не все знания и умения человек может реализовать за свою жизнь или передать следующему поколению.

При рассмотрении живого существа как системы пропущена система мозга. Сделано это сознательно, так как в созданных человеком системах нет близких аналогов мозгу. Мышление, сознание человека нельзя заменить вычислительной машиной, которая создана по образу и подобию структуры мышления. А эти знания не совершенны. Во-первых, вычислительная машина грубо механически, на уровне современного понимания копирует только сознание человека, а как работает подсознание, человеку не дано узнать, так как оно работает на более высоком уровне, чем сознание (очень грубо, как вычислительная машина верхнего уровня относительно вычислительной машины нижнего уровня). Не сознание управляет подсознанием, а подсознание управляет сознанием по законам Природы. Подсознание логичнее называть надсознанием. Надсознание и его познание является такой же неразрешимой загадкой и задачей для человека, как и бесконечность Природы. Во-вторых, вычислительная машина работает по программе, которую придумал человек, а мышление человека проис-

стр. 253


ходит по законам Природы, один из которых является законом прямого управления. Функционирование системы по закону прямого управления принципиально отличается от работы по программе. В-третьих, все законы Природы в их окончательном, полном значении человек никогда не узнает, так как законы Природы едины для всей Природы бесконечности. Чтобы узнать абсолютные законы Природы, надо изучить их действие в бесконечности. Законы, действующие на нашей Земле, это абсолютные законы Природы, которые человек может познать только в их частном виде, в пределах мира, достигаемого для его изучения человеком. В-четвертых, в разработке, изучении, математическом моделировании работы создаваемых сложных систем у человечества еще очень много приближений, нерешенных задач и проблем. Кроме того, в изучении неорганического мира человек пользуется многочисленными теориями и законами. Аподобные знания о живом мире близки к нулю. И последнее. Все системы Природы автоматические. Системы, создаваемые человеком, автоматизированные, так как требуют обязательного вмешательства человека, учета человеческого фактора. Невозможно сделать систему, машину с творческим мышлением, с интеллектом, подобным человеческому.

Важным качеством философии является систематизация обобщенного осмысления полученной информации, научной философии - систематизация обобщенного осмысления научной информации. Это качество должно поднять авторитет философии в обществе, если оно будет направлено на благо развития страны, повышения уровня культуры и благосостояния людей. Научная философия так же, как и наука, практически работает на благо всего человечества, независимо от вероисповедания, расы, национальности, государства. И в том первенство также принадлежит Б. Спинозе: "... Это учение способствует общественной жизни тем, что оно учит никого не ненавидеть, не презирать, не насмехаться, ни на кого не гневаться, никому не завидовать, учит, сверх того, каждого быть довольным своим и готовым на помощь ближнему... единственно по руководству разума, именно сообразно времени и обстоятельств... Это учение немало способствует также и общественному устройству, уча, каким образом должно управлять и руководить гражданами, а именно так, чтобы они не несли ига рабства, а свободно делали то, что лучше" [3]. Непосредственно наука, ученые не занимаются обобщением и систематизацией достижений естественных наук, так как специализируются в одной, достаточно узкой области науки и техники. Это является недостатком науки, так как развитие общества

стр. 254


во многом зависит от комплексного развития всех наук, достижения которых могут пойти во благо или вред человечеству. Задача научной философии должна заключаться в анализе развития наук, прогнозировании их влияния на развитие общества, выработке рекомендаций, позволяющих науке работать на благо общества. Чтобы это перешло в практическое осуществление, надо создать для каждой отдельной области деятельности общества свои направления прикладной научной философии. Соответственно этим направлениям могут создаваться разделы философоведения.

Нельзя понять на философском уровне связь сознания с материей без знания биологических и физиологических процессов, законов их функционирования в живом организме, без знания естественных наук, в том числе законов автоматического регулирования. Путь к таким знаниям лежит через познание законов Природы, законов управления Природы, изучение процессов, доступных современной науке: в первую очередь в системах, создаваемых человеком, и в неорганическом мире Природы. Важнейшей и труднейшей целью научной философии будет помощь биологам, физиологам в познании теории и законов развития живой Природы. Низкий уровень знаний в этой области способствует появлению лжеученых, которые, используя достижения техники и технологии, из-за возможности скрытых необратимых последствий могут принести вред сильнее ядерной войны. Научной философии предстоит понять возможные последствия клонирования, нанотехнологий, генной инженерии и т.п. достижений науки и других видов деятельности. Например, клонирование нарушает принцип (или закон) бесконечности разнообразия, который, как и все остальные атрибуты, обеспечивает динамическое равновесие Природы. Правда, понимание происхождения видов Природы не позволяет верить в возможность клонирования животных. Более вероятно, что это обычное искусственное осеменение. Будущее человечества во многом зависит от взаимной помощи научной философии, науки и общества. Задачей научной философии и философоведения является пропаганда законов управления Природы. Только марксизм попытался применить философию к общественным отношениям, управлению государством. При этом внес столько субъективизма, идеализма и экстремизма, что от философии почти ничего не осталось, а главное место получила пропаганда марксизма и партийной демагогии. Кроме того, в марксизме практически отсутствует научная база. И в настоящее время к управлению государством научного подхода нет ни в одной стране мира, не суще-

стр. 255


ствует науки управления государством. Поэтому здесь есть вероятность помощи научной философии.

Научная (или "естественнонаучная"?) философия не является натурфилософией или метафизикой. Метафизика является умозрительной физикой, которая использует сведения естественных наук на уровне идеализма и гуманитарных знаний. Научная философия требует профессионального понимания достижений естественных наук, в том числе автоматического управления, и опирается на известные законы Природы.

-----

1. Никифоров А. Л. Природа философии. М., 2001.

2. Закон Божий. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N.Y. U.S.A., 1987.

3. Спиноза Б. Этика. СПб., 2001.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/НАУЧНАЯ-ФИЛОСОФИЯ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Polina YagodaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Yagoda

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Г. Л. ЮРКЕВИЧ, НАУЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 10.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/НАУЧНАЯ-ФИЛОСОФИЯ (date of access: 16.04.2021).

Publication author(s) - Г. Л. ЮРКЕВИЧ:

Г. Л. ЮРКЕВИЧ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Polina Yagoda
Kaliningrad, Russia
2434 views rating
10.09.2015 (2045 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Русская гвардия в первой мировой войне
Catalog: История 
9 hours ago · From Россия Онлайн
Американский раб и русский крепостной: типология и специфика принудительного труда
9 hours ago · From Россия Онлайн
Тайны "Кремлевского дела" 1935 года и судьба Авеля Енукидзе
Catalog: Медицина 
9 hours ago · From Россия Онлайн
В статье представлена главная идея науки имиджелогии – как особой науке о человеке - главной целью, которой, является самореализация личности. В статье рассмотрен анализ и современное понятие определений “имидж”, “профессиональный имидж”, «профессионально-имиджевый потенциал» “имидж педагога”. Анализ психологической литературы позволил сделать вывод, что сущность понятия “имидж” представлен через категории: “образ”, “мысль”, “суждение”, “представление”, “развитие” и другие. В статье раскрыт психолого-педагогический аспект формирования имиджа в профессиональной деятельности педагога, с точки зрения раскрытия профессионально-имиджевого потенциала учителя начального образования.
В статье представлена главная идея науки имиджелогии – как особой науке о человеке - главной целью, которой, является самореализация личности. В статье рассмотрен анализ и современное понятие определений “имидж”, “профессиональный имидж”, «профессионально-имиджевый потенциал» “имидж педагога”. Анализ психологической литературы позволил сделать вывод, что сущность понятия “имидж” представлен через категории: “образ”, “мысль”, “суждение”, “представление”, “развитие” и другие. В статье раскрыт психолого-педагогический аспект формирования имиджа в профессиональной деятельности педагога, с точки зрения раскрытия профессионально-имиджевого потенциала учителя начального образования.
Возвращение в историю. "...Всегда любезный, всегда молчаливый товарищ" 1
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
Февральская революция и права солдат. Опыт источниковедческого исследования
Catalog: История 
2 days ago · From Вacилий П.
Студенческое "Прошение на имя государя" осенью 1861 года
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
Рабочие Урала в 1914-1922 годах
Catalog: Экономика 
2 days ago · From Вacилий П.
Князь Владимир Петрович Мещерский
Catalog: История 
2 days ago · From Вacилий П.

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
НАУЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones