Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-8561
Author(s) of the publication: В. М. ПУЧИНСКИЙ

Share with friends in SM

Основой психического способа отражения является внутреннее материальное смысловое наполнение субъекта, складывающееся в течение его жизни и локализованное в его мозге и теле. Оно состоит из личностно-смысловой системы и системы памяти и навыков. Личностно- смысловая система состоит из личностно-мотивационной, являющейся "органом" включенности субъекта в общество и определяющей необходимость деятельности и психических процессов, и системы смыслов, которая включает возможность психических процессов и действий.

Система смыслов субъекта совместно с памятью представляет собой внутреннюю материальную модель мира, являющуюся основой сознания и понимания. Сознание есть состояние готовности субъекта, выражающееся через несодержательное чувство осознанности, констатирующее наличие внутренних (субъектных) смыслов предмета, которые могут быть при необходимости развернуты в виде понимания. Речевое понимание представляет собой синтезирование содержания действительности. Речевое содержание развернуто во времени в виде высказываний. Это отдельные схематичные "линии" предмета (его значения) 1 .

В данной статье обсуждаются некоторые общие особенности личностно- смысловой системы, обуславливающие целостное отражение сложных объектов, а также особенности речевого отражении действительности.

* * *

Непосредственным носителем активного психического отражения, в том числе отражения сложных систем в целом, является весь субъект, выступающий как целостное образование. Целостность субъекта сложна для объяснения. Мы пытались охарактеризовать эту особенность 2 . Отметим некоторые общие особенности целостности субъекта.

1. Секрет целостности субъекта и его активности лежит в особенностях строения высокоорганизованного существа. Они состоят во включенности в структуру существа всего предыдущего развития, которое


1 Пучинский В. М. // Философские исследования. 1995. N 4; 1996. N 1-2; 1997. N 1-4; 1998. N 1-3; 1999 N 2; 2001. N 2.

2 Пучинский В. М. Целостность субъекта и психическое // Философские исследования. 1988. N З.

стр. 143


аккумулировано в нем в виде его возможностей. Для субъекта определяющее значение имеет индивидуальное развитие. В ходе развития субъекта (особенно на стадии ребенка) у него формируется материальная система смыслов, которая отражает мир и способы действия в нем. Мощь системы смыслов состоит в том, что, во-первых, ее материальные смыслы представляют собой множества возможных действий с предметами и множества свойств и действий предметов, и, во-вторых, в том, что эти смыслы, в том числе и далекие друг от друга, связаны в единую систему. Именно эти особенности обуславливают возможность создавать в системе смыслов структуры, соответствующие новым замыслам и мыслям.

Благодаря включенности предыдущего развития, целостности управляются образами, которые являются возможностями множеств действий и связаны с другими образами. Действие, движение субъекта идет не как последовательное построение элементов движения, а как одновременное движение всего тела или его частей. "Организацию поведения, его последовательный характер следует понимать не как соединение движений в цепи, а как их дифференциацию, процесс декодирования ранее сформированной пространственной конфигурации" 3 . Такое управление может не требовать обратных связей. Управляющие образы не обязательно субъективны, но они подчинены вышележащим структурам. Целостные движения частей тела входят в более высокие уровни деятельности, подчиняясь им. Так, материальные образы, управляющие движением крыльев и хвоста птицы, отражают обстановку полета, но одновременно эти образы подчинены цели полета, определяющей его направление (к пище, на ночлег, по сигналу тревоги и т.п).

2. Целостность субъекта имеет социальный характер. При попытке понять целостность субъекта, как состоящую из низовых и частных структур и процессов жизни тела субъекта, она выглядит как нечто "мистическое", находящееся над этими частностями и объединяющими их. Целостность субъекта "начинается" сверху, с того, что субъект действует в вышележащей структуре внешней (социальной) жизни, в которую он включен как "элемент".

Внутренняя система смыслов обуславливает возможности поведения, деятельности и соответствующих психических процессов, но для актуализации их требуется специальный "орган" включенности субъекта во внешнюю жизнь - личностно-мотивационная система (ЛМС). Внешняя социальная жизнь имеет сложное многоуровневое строение и многообразие событий, и реакции субъекта на нее не могут идти по простой схеме "стимул-реакция", а идут в виде протяженного сложного поведения и деятельности, требующих мотивационного настроя субъек-


3 Прибрам К. Языки мозга. М., 1975. С. 273.

стр. 144


та и предварительного планирования. ЛМС является высшим уровнем организации субъекта, обобщенно управляющим всеми его нижележащими уровнями, обуславливающим движение целостности субъекта на определенную ситуацию, обстановку, предмет, что определяет необходимость соответствующих психических процессов.

Управление целостностью субъекта со стороны ЛМС является обобщенным. Ее структуры реагируют на узловые моменты текущей внешней жизни, на изменения обстановки, противоречащие требования, существенным для жизни субъекта, которые находятся в материальной системе субъекта (информация о неблагоприятных моментах, ограничения и требования общества, интересы субъекта и др.) 4 . Рассогласование обстановки с внутренними требованиями может приводить к созданию мотивационного напряжения в целостности субъекта, которое разряжается только поведением и деятельностью, снимающими это рассогласование.

"Озадаченная" (несоответствием основных внутренних требований реальной обстановке) ЛМС производит предварительную настройку внутренних информационных структур, выделения в них той информации и/или той или иной степени общности информации, формирование новых информационных структур. Первым результатом таких преобразований является возникновение обобщенного замысла действий. Чувствование напряжения замысла является обобщенным несодержательным чувствованием всех промежуточных этапов предстоящей деятельности.

"Оценивающее" наполнение ЛМС - это не просто знания того, что важно для жизни, а глубинная материальная структура, "накопленная" в прошлом и отображающая важные моменты жизни. При общности воздействий (она определяет, что делать, о чем думать, стратегию действий, тогда как подробное содержание действий и мыслей зависит от системы смыслов) система обладает повелительностью типа повелительности инстинкта. В этой связи интересны случаи поведения при так называемом сумеречном сознании. Субъект в болезненном состоянии выполняет сложную протяженную деятельность (поездка в город, в институт и сдача экзаменов), производя на окружающих впечатление совершенно здорового человека, но все делает не осознавая и после выхода из состояния не помнит о происшедшем 5 . Он действовал по возникшему перед этим плану, представляющему собой настрой на необходимость определенных действий.


4 Пучинский В. М. Обусловленность и свобода психического // Философские исследования. 1997 N 1. С. 79-80.

5 Доброхотова Т. А., Брагина Н. Н. Функциональная асимметрия и психопатология очаговых поражений мозга. М., 1997. С. 178.

стр. 145


ЛМС представляет собой целостность, протяженную от верхних структур, представленных, по-видимому, лобными долями мозга, до нижних уровней жизни тела, представленных стволом мозга, которые могут проявлять напряженность к движениям тела.

З. Целостность субъекта состоит также в единстве материальной и "идеальной" сторон, в существенной их связности. Несмотря на то, что в нашей рефлексии субъективные (чувственные) явления и материальные процессы выступают как совершенно разнородные, в реальном психическом процессе они неотделимы друг от друга. Это связано с тем, что субъективная чувственность, по существу, "уходит" в материальные процессы. Она базируется на низовых, "элементарных" процессах жизни тела и является родом обобщения множества возможных действий субъекта. Без такого рода обобщенности материальные структуры субъекта не могли бы обеспечивать сложное поведение. Так, чувствование осознанности предмета необходимо как существенное обозначение множества возможных действий субъекта с предметом. Чувственная обобщенность действий специфична. Натурно действия могут идти лишь последовательно во времени, однако чувство осознанности представляет их одновременными, но без указания на то, каковы они.

Поэтому процесс мышления, проходящий в основном в сфере материальных смысловых преобразований, включает промежуточные субъективные моменты, существенно обозначающие групповые материальные смыслы и их соотношения. Это явственно видно на примерах мышления "про себя". С другой стороны, мысли (точнее эмоции, на которых они базируются) могут приводить в движение и изменение материальные смысловые процессы. Так, мысленная работа над проблемой, связанная с мотивационной напряженностью, приводит в движение материальные структуры смыслов, и в ходе неосознаваемой внутренней работы может возникать замысел решения проблемы, проявляющийся в виде чувства "наития". (Крайним и грубым случаем влияния субъективной стороны на материальное являются появляющиеся в результате внушения и самовнушения болезненные явления на теле субъекта). Получается, что материальные смысловые процессы и субъективная чувственность соединены в единый клубок.

Целостность субъекта проявляется при производстве субъективных (чувственных) смыслов, в единстве "мозг-тело". Чувственность, наряду с осмысленностью, является основным качеством субъективного психического; она характеризуется присущностью субъекту и напряженностью его к действиям. Нижним уровнем материальных смысловых процессов, определяющих субъективное психическое, являются элементарные процессы жизни тела субъекта. Надо полагать, что отклонения в этих процессах при изменениях в системе смыслов и

стр. 146


являются первичной основой чувственности осмысленных психических процессов. Таким образом, можно предположить, что смысловые процессы разыгрываются в основном в мозге, а вызываемые ими изменения в теле придают психическому качество "чувственность". Но можно предположить, что смыслы локализуются и в теле. На это наталкивает память о прожитом. Остановимся на этом.

Основными видами памяти являются память знаний и память о прожитом. Память знаний является памятью отвлеченной от времени, и совместно с относящимися к ней навыками примыкает к системе смыслов. Это память об обыденных и школьных, научных знаниях, соединенных с навыками. Так, знание математики включает умения совершать математические операции.

Надо отметить, что профессиональная память совместно со смысловыми структурами входит в сферу познания, имеющего общественный характер.

Особенностью памяти о прожитом (в отличие от системы смыслов и профессиональной памяти) является то, что она может отключаться при моральных и физических травмах. Память о прожитом может быть условно названа памятью тела. Она характеризуется тем, что в ней прошедшие события отпечатаны с сохранением временной последовательности и сопутствующих переживаний (эмоций). Обычно через длительное время прошедшее вспоминается не как переживание, а в схематичном виде, как рассказ о прошедшем. Однако в некоторых экстремальных случаях жизни, а также в психопатологических и экспериментальных случаях (эксперименты Пенфилда по электрическому раздражению височных долей мозга 6 ), возникает натурное переживание давно прошедших эпизодов жизни.

Эпизоды жизни, сопровождающиеся эмоциональными переживаниями, могут запоминаться не от того, что они сознательно запоминаются, а, по-видимому, через переживание их телом. Они запоминаются не для того, чтобы впоследствии их вспомнить (они могут ни разу не вспомниться), а в силу особенностей живущего тела, включенного в жизнь как целое. В связи с этим обращает на себя внимание следующий факт. Мнемонист Ш. 7 запоминал множество слов за счет того, что включал соответствующие образы в определенную жизненную ситуацию. Например, расставлял образы по знакомой улице представляя, что он идет по ней. Через десятки лет мог с легкостью вспомнить слова в прямом и обратном порядке ("идя" по улице в том или ином направлении). Не мог вспомнить то слово, образ которого он не мог разглядеть, так как расположил его в плохо освещенном месте.


6 Вулдридж Д. Механизмы мозга. М., 1965. С. 235-237.

7 Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. М., 1968. С. 21-23.

стр. 147


Вряд ли оценка емкости памяти через согласование количества ощущений с битами информации, подсчитанной по состояниям нейронов, касается существа дела. Память есть определенные целостные структуры тела, включенные в жизнь его. Память о прожитом - это своего рода память "схемы тела", но на более высоком уровне.

Память о прожитом, по-видимому, в основном локализуется в теле субъекта, и поэтому забывание своей предыдущем жизни и себя при травмах предположительно можно объяснить отсоединением от мозга соответствующих структур тела.

* * *

Субъективной смысловости существенно свойственен момент обобщенности, смысловость состоит в существенной связи явлений, которые должны охватываться одновременно. Субъективная осмысленность идет от смыслов внешней объективной действительности. Субъект при его развитии впечатляется объективной смысловостью. Объективная смысловость предмета состоит во включенности его в устройство мира, в том, что предмет имеет определенные свойства и действия, благодаря которым он повторяемо (закономерно) связан и взаимодействует с другими предметами мира. Действовать субъекту с предметами осмысленно - значит действовать с учетом того места, которое предмет имеет в "общежитии" мира.

Субъективная осмысленность закладывается при формировании системы смыслов субъекта. При этом важным моментом является освоение целостностей. При формировании субъекта "действующими силами" являются не отдельные движения и предметы, а главным образом их системность. Данное отдельное действие само по себе бессмысленно, оно может входить в самые различные системы действий, обретает смысл в той или иной деятельности. Поэтому материальная структура субъекта при его развитии впечатляется не отдельным действием или предметом, а действием, включенным в деятельность и предметом, включенным в ситуацию. Внутрисмысловое наполнение формируется не только "снизу", со стороны отдельных смысловых элементов и их связей, но и со стороны целостностей, объединяющих эти элементы. Можно предположить, что во внутренних смысловых структурах сложившиеся целостности способствуют принятию действий и предметов. Таким образом, для психического способа отражения действительности характерно отражение протяженной деятельности или ситуации как целостности в виде отдельного образа.

Действительно, развитие ребенка показывает, что он одновременно (параллельно) осваивает как предметы, так и охватывающие их обстановки (ситуации), как некие целостности. Причем, ребенок проигрывает сложные далекие от него ситуации даже несмотря на то, что он их не понимает. Это происходит под воздействием родителей, которые своим

стр. 148


эмоциональным отношением к ситуации и действиям в ней неотвратимо внушают ребенку интерес к ней.

Приведем еще раз выразительные примеры игры в торговлю, описанные А. Н. Гвоздевым 8 .

- Стоит на стуле у стола, разбрасывает книги и бормочет про себя: "дешевле ... дороже ... червонцы пять" (2.5.23).

- Арбуза, арбуза (приносит тыкву и старую сторублевую бумажку). Вот арбуз и пятерку берите. Можно попробовать (3.4.7).

- А. Н. Гвоздев отмечает (3.9.118): "В последнее время он очень часто называет цены различных предметов, и, конечно, ни с чем не сообразные. Много говорит о "дороже" и "дешевле" - так же нелепо. Но всегда подобные рассуждения относятся к вещам покупаемым и продаваемым".

Ребенок по существу не понимает, что такое торговля и значение слов, связанных с ней. Но он получает эмоциональное воздействие от определенных действий и слов взрослых, приводящих к получению родителями нужных продуктов или денег. Характер ситуации торговли, отраженный эмоционально, "притягивает" связанные с ней слова и действия при отсутствии смысловых связей между ними. У ребенка торговля - "склад" соответствующих слов и действий". А. Н. Гвоздев говорит об установлении смысловых ассоциаций между словами (2.5.23). По-видимому, следует говорить об ассоциации между словами и ситуацией. Слова запоминаются как часть ситуации, как относящиеся к ней.

В дальнейшем с развитием понимания действий и слов на базе эмоционального целостного отражения вскрываются смысловые связи торговли.

Когда ребенок имеет дело с более близкими ситуациями, включен в цепь реальных действий, осваивается не просто эта цепь действий, но и ситуация в целом, содержащая эти действия.

- (На стук мясорубки). "Люба готовит котлетку, мальчик будет кушать котлетку. Папа будет кормить" (2.1.9.) 9 .

А. Н. Гвоздев отмечает, что ребенок уверенно с увлечением выполняет действия, входящие в определенную осмысленную группу (например, принести полено, затворить дверь, подать спички и др. - к топке печи). Но поручения взрослого на выполнение цепи действий, не составляющих осмысленную группу, ребенок выполняет неуверенно, с явной растерянностью. В первом случае возникшее у ребенка представление о ситуации "топка печи" управляет его действиями и памятью о них.


8 Гвоздев А. Н. От первых слов до первого класса. Саратов, 1981. Речь ребенка приводится во взрослом произношении. В скобках указан возраст в годах, месяцах, днях.

9 Там же.

стр. 149


Характер соотношения целостностей в системе смыслов обусловлен характером социальной среды, в которую включен субъект и которая обуславливает его развитие. Развитие ребенка происходит на верхнем культурно-бытовом уровне организации, свойственном обыденной жизни. Для ребенка до примерно 3-х лет значения предметов выделяются не в физических ситуациях, в которых предметы действуют друг на друга независимо от людей, а в социальных ситуациях, где люди действуют с предметами. Потому, например, ребенок часто дает субъективное обоснование действиям вещей и появлению не зависящих от человека предметов.

Важно, что социальная среда характеризуется иерархическим строением и отношением целостностей. Человеческая деятельность, которая через родителей показывает ребенку смыслы вещей и явлений, включает как подчинения, так и сочинения. В деятельности осваиваются обобщенные ситуации и обстановки. Так, деятельность "топка печи" "обобщает" целый ряд действий (щепление лучины, колка и закладка дров в печь и т.д.), в которых предметы (нож:, топор, полено и др.) показывают свои действия. В свою очередь, "топка печи" совместно с "доставаниемводы из колодца" и другими деятельностями обобщается "приготовлением пищи" или "мытьем ребенка".

Отметим особенности обобщенности в системе смыслов. Обобщенность словом состоит в охвате множества предметов, качеств и отношений этим словом. Так, слово "лампа" отражает множество всех возможных ламп с их общими свойствами. Обобщаются такие частные характеристики, как "лампа подключается к сети", "ставится на стол", "включается", "светит" и т.п.; без этих характеристик понимание лампы и ее общее определение невозможны.

Во внутренних материальных структурах обобщенность состоит в том, что множество содержаний входит в вышележащий уровень и фигурирует в нем как некое единство, целостность. Обобщение имеет место тогда, когда действующая группа частных предметов, связей, отношений начинает действовать в вышележащей системе как единое целое, "элемент", подчиненный законам этой вышележащей системы. Этот элемент может соотноситься, при участии низовых процессов жизни, с системой смыслов, чем создается целостное отражение в виде единого образа.

Сложное содержание, например, представленное определенным текстом, не порождается единолично входящими в него словами, отражающими предметы, действия, свойства, а есть некая новая целостность, выходящая за пределы этих элементов. Конечно, каждому слову, обозначающему предмет в системе смыслов, отвечает структура, представляющая возможное множество действий, свойств и отношений этого предмета. Но в этой структуре не может быть заложена информация

стр. 150


о том, какое именно действие, свойство или отношение данного предмета "работает" в сложном содержании, представленном данным текстом. При порождении, понимании содержания данного текста его составляющие подчиняются неким общим структурам, управляющим его формированием и пониманием. Субъективно это обстоятельство выступает в виде чувствования замысла содержания при порождении текста или в виде чувствования в целом содержания понятого текста. Мы здесь не будем повторять примеры чувствования сложного содержания в целом 10 .

Включенность в вышележащую структуру является сильной стороной обобщения, подчас заменяющей сторону нижележащую, элементную. Значение слова может не даваться субъекту логическим определением, но оно всегда конституируется смыслами текстов, в которых слово участвует. Показателен следующий пример. У больной, вследствие поражения участка мозга, нарушалось восприятие речи. В частности, свободно читая текст, больная не могла узнавать отдельные буквы 11 . В этом случае буквы не являются "смысловыми" составляющими слов, а обеспечивают различие внешнего вида слов, которые воспринимаются как целостности, входящие в содержание текста. По-видимому, способность к организации целостностей является особенностью материальной смысловой системы. Эти целостности связаны с обобщающими словами, ощущение от которых входит в ощущение (смутное представление) данной целостности.

Целостности в системе смыслов, надо полагать, организованы в иерархическую структуру, в которой данный уровень подчиняется целостностям более высокого уровня, то есть уровня большей обобщенности, включающего предыдущий. Соподчиненность целостностей системы смыслов обуславливает логические формы дедуктивной мысли. В силлогизмах движущая сила состоит в отнесенности предметов посылок к разным уровням обобщенности, к подчиненности низшего уровня высшему. Силлогизмы основаны на том факте, что если предмет подчинен данному уровню, то он подчинен и более высокому (общему) уровню, охватывающему данный.

* * *

Материальная система смыслов субъекта состоит из двух сторон - из кодированной информации о предметах и системах и активностной стороны, представляющей собой возможность действий с предметами. Можно предполагать, что активностная сторона имеет "открытый", не


10 Пучинский В. М. О материальных смысловых структурах субъекта // Философские исследования. 2001. N 2. С. 117.

11 Доброхотова Т. А., Брагина Н. Н. Функциональная асимметрия и психопатология очаговых поражений мозга. М., 1977. С. 250-352.

стр. 151


кодированный вид, ибо возможность действий свойственна живому; она должна лишь быть организована. Составленность системы смыслов из двух частей следует из невозможности записи в материальных структурах субъекта отраженной содержательности в ее непосредственно субъективном ("идеальном") виде. Следует полагать, что субъективное содержание, впечатляющее субъекта (при восприятии, представлении, мышлении), при записи в материальной памяти разлагается на две стороны, приемлемые для материальных структур - информационную и деятельностную. Эти стороны затем могут соединяться во внутренней деятельности, создавая субъективное содержание. Сложившаяся информация о предметах и соответствующие возможности действий с ними (натурных, речевых) являются двумя парными друг другу плюсами системы смыслов.

Наполнение системы смыслов информацией о предметах и возможностях действий с ними закладывается уже при развитии ребенка, манипулирующего с предметами. Действия с предметом имеют объективно-субъективный характер, включают две стороны. Во-первых, сам предмет "сканируемый" действиями и являющийся макроаспектом объекта; эта сторона доставляет информацию о предмете. Во-вторых, сами сканирующие действия, которые возбуждают в теле субъекта определенные внутренние кинетические и опорные чувствования.

Способность к восприятию телесности предметов и их находимости вне тела субъекта первоначально вырабатываются путем их ощупывания ребенком. Зрячий ребенок совмещает ощупывание предмета с его зрительной фиксацией, что приводит в конечном итоге к передаче непосредственного ощупывания мускулатуре глаз, осуществляющей оглядывание при наведении глаз на "резкость". Однако ребенок слепой от рождения осваивает мир (с помощью родителей) только через ощупывание руками. Первоначально ощупывание "состоит" из ощущений в собственном теле, происходящих вследствие движения рук, тянущихся к предмету ("зондирующих" пространство) и от собственно ощупывания, вызывающего ощушения упора в предмет. Впоследствии из них создается информационная сторона телесности предмета, т.е. ощущение собственно предмета, находящегося во внешнем пространстве.

Однако движения в целом (движения рук и ощупывания) как субъективный момент остаются впечатленными в теле и служат созданию возможности действий с предметами. Более высокий уровень двигательного отражения создается речевыми движениями, которые впечатляют тело речевыми двигательными образами.

Надо полагать, что внутренний субстрат психического (мозг - тело) способен обобщать множество информационных следов от предмета и множество движений данного уровня, например, ощупывающих движе-

стр. 152


ний. Появляются обобщенные образы, которые могут, по-видимому, вызывать частные образы. Обобщенные двигательные образы касаются не только данного экземпляра предмета, а всех экземпляров предметов данного вида, и поэтому они сопарны соответствующим обобщенным информационным образам.

Частные информационные следы составляют доречевую систему смыслов, служащую "органом" реальности и основой представлений предметов. Обобщенные информационные образы работают при целостном представлении сложных структур. Частные двигательные речевые образы совместно с частными информационными служат разворачиванию высказываний при понимании.

Общие двигательные образы занимают особое положение: они являются основой сознания предмета. Чувство осознанности предшествует пониманию и относится к констатирующим обобщающим чувствам. Оно не излагает внутреннее содержание, а констатирует его наличие в личностно-смысловой системе, ибо двигательный образ может вызывать информационный. Чувствование осознанности (готовности субъекта) состоит в чувствовании возможности множества действий (натурных, понимания, представления) с предметом без указания того, каковы эти действия. В простейшем случае имеется суммарное чувствование возможности множества простых (механических) действий, что является чувством осознанности предмета как реального и находящегося вне нас. В более сложных случаях осознанность состоит в чувствовании множества возможных действий более высокого уровня, соответствующих смыслу предмета. Общие двигательные речевые образы служат осознанию вещи-значения, которое идет в виде чувствования возможности множеств высказываний о предметах данного вида 12 .

Можно предположить следующую схему появления чувства осознанности. Оглядывая предмет, мы ощупываем его (глазами), что является ключом к обобщенному материальному образу движения по предмету и возбуждает этот образ, т.е. вызывает движение (изменение) в теле субъекта, соответствующие обобщенному образу движения. Поскольку изменения в теле вызывают отклонения в низовых процессах жизни, то обобщенный образ движения чувствуется, т.е. чувствуется возможность множества различных действии с предметом.

В осознанность может входить чувство узнавания предмета. Узнавание состоит в соотнесении частного информационного образа предмета, вызванного ощупыванием его, с обобщенным его информационным образом (если таковой имеется), связанного со словом, за которым стоит множество признаков и действий. Узнавание предмета входит в


12 Пучинский В. М. О субъективном психическом как предмете познания // Философские исследования. 2000. N 2. С. 33.

стр. 153


смысловую осознанность его и является началом понимания. Понимание состоит в разворачивании во времени содержания предмета на основе потенциальной информационной стороны системы смыслов. Понимание происходит с использованием представления и так называемой внутренней речи, которая обозначает возникающие промежуточные материальные смыслы и их соотношения. В завершенном виде понимание имеет характер внешнего речевого, текстового процесса.

В текстовом понимании участвуют частные двигательные речевые образы, несущие в себе определенные лексику и грамматические отношения. Они соединяются с соответствующими частными информационными образами предметов.

В зависимости от степени осознанности можно выделить три вида восприятия - неосознаваемое, пассивное (созерцательное) и активное (понимающее). Они выбираются личностно-мотивационной системой.

О существовании неосознаваемого восприятия свидетельствуют случаи запаздывающего осознания, когда мы вдруг понимаем, что сейчас (несколько ранее) мы что-то видели или слышали и вспоминаем?что именно. Надо отметить, что неосознаваемое восприятие отражает предметы находящимися вне тела субъекта, ибо мы действуем с этими предметами. Так, рабочий может брать очередную заготовку, закреплять ее на станке и т.д., не осознавая этого. Неосознаваемое восприятие относится к виду восприятия, выходящего прямо на исполнительные действия. Здесь отсутствует промежуточный этап - осознание. Такое восприятие обеспечивается внешними ощущениями (в основном зрительным), которым свойственна собственная двигательная (напряженностная) сторона 13 . Это восприятие имеет ограниченное значение и возможности и обслуживает стереотипные условия, при которых не требуется смысловая информация.

Созерцательное (не активное) сознательное восприятие регистрирует знакомость обстановки или соответствие предмета обстановке. Оно представляет собой неосознаваемое восприятие, к которому добавлено осознание предметности. Это восприятие готовится заранее ЛМС, которая предварительно настраивает систему смыслов, возбуждая общий информационный образ обстановки. Если обстановка совершенно неожиданна и необычна (ее обобщенный образ в системе смыслов отсутствует), то субъект может теряться, совершать неадекватные действия.

Прямое управляющее воздействие ЛМС происходит при активном сознательном восприятии, когда целостность субъекта направляется на предмет. Приведем пример. Допустим, у автомобилиста возникла острая необходимость (в связи со срочной поездкой в отпуск) в нахождении неисправности машины и ее регулировке. В этом случае ЛМС мобилизует


13 Пучинский В. М. Субъективность и ощущения // Философские исследования. 1998. N 12.

стр. 154


систему смыслов и памяти на более высокие уровни осознанности и на понимание. Сознательное восприятие приобретает активный характер, при котором "навстречу" восприятию выступают представления и мысли о возможном характере и смысле неисправности и т.п. Чувствование повышенной осознанности имеет оттенок ценности (смысла) предмета.

* * *

Обсудим особенности речевого слоя системы смыслов и вопрос о том, что обуславливает возможность перевода с языка на язык. Словари и номенклатура грамматических средств разных языков различны и не могут являться непосредственным изображением действительности, но при этом речевое понимание на разных языках вполне объективно отражает действительность. Создается впечатление, что существуют два вида отраженного субъективного содержания - зависящее от слов и грамматики, и содержание, не зависящее от них. Можно представить, что содержание, не зависящее от речи, хранится как в нашей памяти, так и в реальной (воспринимаемой) действительности, в которую включен субъект с его речью. Кажется, что это содержание непосредственно отражает действительность и обуславливает перевод с языка на язык и возможность пересказа другими словами. Но сложность в том, что слова и грамматические формы разных языков не безразличны содержанию, они существенно определяют само содержание, притом речевое содержание выступает как непосредственное выражение действительности.

Ответ на вопрос, по нашему мнению, состоит в следующем. При речевом, текстовом понимании субъективной содержательностью является речевое содержание, в котором действительность синтезируется из выделенных языком отдельных предметов, отдельных отношений, свойств и т.д. Что касается содержания, непосредственно отражающего действительность, то оно со стороны субъекта представляет собой структуры материальной системы смыслов, т.е. не субъективно. Эти структуры определяют отражение действительности речью. Остановимся на этом.

Прежде всего подчеркнем, что лексика и грамматика являются моментами, существенно входящими в само речевое содержание. Звучание н графика слов различных языков не имеет общего с предметами. Однако при восприятии предмета мы узнаем его, проговаривая соответствующее слово. При этом восприятие (ощущение) слова включается в ощущение предмета. А воспринимая слово, мы понимаем его, поскольку представляем (обычно смутно) соответствующий предмет. Хотя ощущение слова и предмета сливаются, субъективные образы (восприятия и представления) не связаны с графикой и звучанием слова непосредственно. Ибо наличие осознанного образа свидетельствует об участии обширной и мощной материальной смысловой структуры. Слово и субъективный образ связаны через материальные смысловые структу-

стр. 155


ры, ответственные за субъективный образ. При освоении языка слова внедряются в систему смыслов, связываются с соответствующими смысловыми структурами, становятся частью смыслового механизма. Они перестают быть знаками, структура которых безразлична обозначаемому.

Существуют факты, говорящие о приоритетности системы смыслов в узнавании предметов и понимании слов. Предмет может быть узнан и без проговаривания слов: возникает несодержательное чувство узнанности, знакомости. Понимание слов, выражающих абстрактные понятия, может регистрироваться представлением тех или иных конкретных предметов. Причем, эти предметы условны по отношению к понятиям. Представления, регистрирующие понимание данного абстрактного слова, различны у разных людей. Так, "бесконечность" один может представлять себе в виде протяженной в обе стороны прямой, а другой - в виде темного пространства. Мало того, существует мнение, что представления, связанные с данным абстрактным словом могут быть различными у одного и того же человека. Но при всем том, эти условные представления безусловно регистрируют факт понимания абстрактного слова, сопровождаются чувством понятости, так как они соответствуют широкой смысловой системе, отвечающей абстрактному слову. Основу узнавания предмета и понимания слова составляет соответствие их настроенной системе смыслов.

Остановимся на том, что грамматические отношения существенно определяют речевое содержание, входят в него.

Может создаться и создается представление о том, что грамматические отношения есть особый механизм речесмысловой системы, стоящий вне смысла. Возможность такого представления связана с обобщенностью грамматики, состоящей в том, что ее формы применимы к множеству сходных смысловых отношений и могут казаться отделенными от определенных смыслов. Обобщенность форм грамматики состоит в том, что каждая из них охватывает множество сходных отношений. Так, предложно-падежная форма "на" предполагает любое нахождение на какой-либо поверхности ("на улице", "на катке", "на лице" и т.п.). Рассматривая грамматику, мы можем описать ее номенклатуру, и она своей общностью выступает как нечто отделенное от определенных смыслов. Грамматические отношения могут выступать как определенный (обобщенный) уровень речевого содержания. Корректоры, опытные машинистки и др. часто работают, не зная конкретного смысла текста, сознательно опираясь на навыки пользования правильными нормами грамматики и логики.

Обобщенность грамматики обуславливает унифицированность и количественную ограниченность форм речи, и следовательно, возможность общения и взаимопонимания. Но существенно, что в определен-

стр. 156


ном данном содержании грамматические формы не обобщены, а являются формами именно этого содержания, не отделены от него. Грамматические формы являются особенностью определенного содержания, строящегося из слов, обозначающих отдельные предметы и отделенные от предметов свойства, действия, отношения. Если слова обосабливают предметы, свойства, отношения, то грамматические отношения синтезируют эти отдельные элементы в речевую картину действительности. Грамматические отношения есть отношения смысловые. Так, например, без предложных отношений и различных словоформ высказывание может являться бессмысленным набором слов. Предложные отношения и словоформы прямо дают содержательную информацию о том, какой предмет действует на какой, с помощью какого предмета (орудия и т.д.). Простые примеры: пристраивает к дому (дат. пад.); строит дом (вин. пад.); работает топором (тв. пад.); устраивает на доме (предл. пад.). На примерах предложных отношений ясно видно, что грамматическая "составляющая" речевого содержания отвечает строению деятельности человека.

В пользу неотделимости грамматических форм от определенных смыслов говорит тот факт, что люди, не искушенные школой (не изучавшие грамматики), говорят, соблюдая грамматические нормы. Соблюдая речевые действия по выражению определенного содержания, субъект озабочен не падежными отношениями, а выражением предметных отношений. Трудно предположить, что при освоении родного языка ребенком в его смысловой системе отдельно формируются обобщенные грамматические механизмы. Ребенок осваивает падежные отношения как отношения предметов и отношения к предметам. Результатом освоения являются двигательные навыки речевого выражения предметных отношений.

Во внутренних смысловых структурах нет, по-видимому, автоматизма, но есть осмысленность. С субъектной стороны появление субъективного содержания из предыдущего состоит в "разряжающих" процессах в материальных смысловых структурах, обеспечивающих отражение действительности. Поэтому грамматика не есть особый механизм, существующий в субъекте вне смысловых структур.

Перейдем к вопросу о том, что обуславливает возможность перевода с языка на язык и пересказа текста другими словами. Таким фактором является материальная смысловая структура, возникающая на доречевом уровне из частных и общих информационных образов в соответствии с требованиями обстановки (ЛМС). Это не субъективное содержание, а материальное образование, соответствующее множеству определенных речевых содержаний. Эта первичная структура соответствует реальности, в которой развивался субъект. Простой пример. Может возникнуть необходимость в выражении "пастух гонит стадо к ле-

стр. 157


су", а в другом случае необходимость в выражении "к лесу гонит стадо пастух". Можно утверждать, что не существуют двух различных смысловых структур, соответствующих этим выражениям; различие этих выражений чисто речевое. Этим и другим речевым выражениям соответствует единая первичная структура, нейтральная по отношению к речевым выражениям. Она может непосредственно отражаться несодержательными констатирующими чувствами или вызывать представление. Речевое выражение возникает под воздействием ЛМС, требующей выразительности, но должно отвечать неречевой материальной структуре, отражающей действительность саму по себе.

Таким образом, текстовое действие, т.е. процесс понимания (освоения действительности субъектом деятельности), имеет две стороны - текущую структуру материальных смыслов текста, невыразимую непосредственно содержательно, и базирующуюся на ней выразительную, собственно речевую, сторону, представленную моделирующей чувственностью. Структура материальных смыслов представляет собой сторону осознания текста и может выступать в виде несодержательного целостного образа его, тогда как выразительная сторона представляет собственно понимающее развернутое содержание и служит общению. Выразительная сторона речевого действия (та или иная структура речевого действия, интонация) организуется на основе оценки разных сторон общения целостным субъектом. Речь дает картину действительности как предмета деятельности и общения человека (как "вещь для нас").

Номенклатуры лексики и грамматики различных языков различны, они по- разному категоризируют действительность. Но при своей количественной ограниченности все они достаточны, т.е. охватывают (перекрывают) все явления мира, - по крайней мере опыта носителя языка. По-видимому, во всех развитых языках учитываются одни и те же отношения предметов и отношения к предметам, отражаемые в общем в одних и тех же первичных смысловых структурах. Но выражаются в речи эти отношения различными языковыми средствами (падежи, специальные слова, порядок слов и др.). Пересказ текста другими словами основывается на первичной структуре, а перевод с языка на язык возможен благодаря относительной одинаковости у разноязычных субъектов этих материальных структур, являющихся "органом" непосредственного отражения реальности.

Речевое содержание является наиболее законченным отражением действительности. Оно субъективно анализирует ее, отражая реальные связи предметов, действий, свойств, отношений, служащих деятельности, и одновременно являются средством общения субъектов.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/НЕКОТОРЫЕ-ОСОБЕННОСТИ-СМЫСЛОВОГО-НАПОЛНЕНИЯ-СУБЪЕКТА

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Larisa SenchenkoContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Senchenko

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

В. М. ПУЧИНСКИЙ, НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОВОГО НАПОЛНЕНИЯ СУБЪЕКТА // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 09.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/НЕКОТОРЫЕ-ОСОБЕННОСТИ-СМЫСЛОВОГО-НАПОЛНЕНИЯ-СУБЪЕКТА (date of access: 17.10.2019).

Publication author(s) - В. М. ПУЧИНСКИЙ:

В. М. ПУЧИНСКИЙ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Larisa Senchenko
Arkhangelsk, Russia
1593 views rating
09.09.2015 (1499 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Для развития способностей к синестетической селективной координации, на основе результатов, полученных в диссертационном исследовании (1983-1990 г.г.), И.М.Мирошник был создан новый класс развивающих и оздоравливающих эстетических игр -- синестетические игры по Системе психологической координации с обратной связью. Отличительная особенность таких синестетических игр заключается в том, что они создаются на базе координационной теории высшей нервной деятельности (ВНД) и законе селективной кооординации, а не на законе ассоциации и рефлекторной теории ВНД. Давайте сыграем в такую развивающую и оздоравливающую синестетическую игру под названием «Симфония пяти чувств».
Реплика. Компрессия данных
3 days ago · From Михаил Идельчик
В макроскопической реальности гравитация определяется массой. В микроскопической реальности, где масса частиц практически нулевая, действует вращательный вид гравитации. Вращательный вид гравитации формируется посредством вращающихся микрочастиц, которые закручивают вокруг себя гравитонные сферы, которые, как в водовороте, притягивают микрочастицы друг к другу.
Catalog: Физика 
Энтропия и релятивизм 2
Catalog: Философия 
3 days ago · From Михаил Идельчик
Текстовый фрактал
3 days ago · From Михаил Идельчик
Реплика. Пятый постулат в теории информации
Catalog: Философия 
3 days ago · From Михаил Идельчик
Опыты с Информацией
Catalog: Философия 
3 days ago · From Михаил Идельчик
Информация. Критерий Винера
Catalog: Философия 
3 days ago · From Михаил Идельчик
Родителем нашей науки как зданья, единого принципом, есть Аристотель, оперший Познанье на имманентизм — примат зримого, бренного мира над тайным нам миром Причины: над Богом, Творцом — Сатаны, Его тени, над Сердцем — Ума.
Catalog: Философия 
6 days ago · From Олег Ермаков
КТО ПРОТИВ КОГО УСТРОИЛ ЗАГОВОР?
6 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОВОГО НАПОЛНЕНИЯ СУБЪЕКТА
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones