Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-9209

Share with friends in SM

Психические явления - чувства, образы, мысли - имеют двойную жизнь. С одной стороны они субъективны, т.е. производятся материальными структурами субъекта, переживаются им, неотъемлемы от него, не имеют непосредственного внешнего существования. Содержание психического понимаемо и поэтому неотъемлемо от субъекта. Так, боль совпадает с телом субъекта, драматические переживания действительности исследователем неотрывны от него. С другой стороны, психические явления включены во внешнюю (общественную) жизнь и обретают черты объективности, независимости от субъекта.

Психическое познание находится в субъекте, исходит из него, характеризуется чертами, не свойственными отношениям внешней жизни, а именно, субъективностью, осмысленностью и осознанностью, и его следует выделять как особый вид познания. Субъективность психического можно поначалу в общем охарактеризовать как переживание человеком внешней (общественной) и внутренней (самого субъекта) содержательности, существующей вне тела субъекта или вне его сознания. При этом, поскольку субъект входит во внешнюю жизнь, отношения этой жизни так или иначе входят в материальные механизмы психического. Но как материальные структуры субъекта непосредственно создают и содержат субъективное психическое?

Вопрос о материальных механизмах субъективного психического носит специальный характер, ибо требует изучения структур мозга и тела субъекта, что возможно только с позиции объективного подхода к психическому и создающим его механизмам. Однако свойственность субъекту психического затрудняет объективный

стр. 93

подход к нему. Казалось бы, непосредственная данность субъекту явлений психики делает психическое близким для познания его, и психическое дано для непосредственного восприятия его. Однако неотчуждаемость психического от субъекта, которая должна быть объяснена, есть отсутствие предстояния психического субъекту, т.е. оно не дано для непосредственного познания. Дело в том, что нам дано не психическое как производное материальных процессов субъекта, а субъективные результаты психического познания действительности. Иначе говоря, психические процессы не даны для непосредственного восприятия, они могут быть только поняты или так или иначе воображены. Наше представление может изображать психическое как заведомое несоизмеримый с материальными механизмами предмет. Оно исходит из представления собственного психического как объективация непосредственной присущности его самому субъекту, т.е. соединение несоединимых сторон, а именно, соединение непосредственной присущности психического субъекту и данности психического как особого несубъектного предмета Представляя психическое идеальным, мы изображаем его как явление несуществующее. Вечные вопросы, "что такое образ?", "что такое мысль?" являются неразрешимыми, если мы представляем их как невещественные существования. Возможно только теоретическое объяснение субъективного психического как производного материальных процессов субъекта. Трудность также в сложности механизмов психического. Исследователи бывают подавлены множеством процессов в мозгу, невозможностью разглядеть в них отраженную содержательность. Знания о том, как материальные механизмы субъекта создают психическое как явление субъективное, ныне по существу отсутствуют. Существует даже мнение, что психическое не объяснимо через материальные механизмы мозга.

Отмечают трудность выявления психического как исходного для объяснения через материальные механизмы субъекта. Высказывается требование "заменить проблему наблюдения задачами конструирования, формирования, генетического моделирования явлений сознания и психики" [1. С. 29]. Полагают, что субъективность включена "в реальные от субъекта не зависящие действия мира" и поэтому необходимо "теоретически строить особые объекты (непохожие на физические и психологические в традиционном смысле)" [11. С. 119]. По нашему мнению "традиционно субъективистские" особенности психики не устранимы из науки, как и из жизни. Мозг и тело субъекта, ввиду грандиозной сложности процессов жизни, представляют собой "космос", способный обуслов-

стр. 94

ливать "традиционное" субъективное психическое. Психическое как производное материальных процессов субъекта не идеально и не материально, оно субъективно, т.е. создается материальными механизмами субъекта.

Можно утверждать, что наше субъективное психическое не воссоздаваемо непосредственно и что обусловленность субъективного психического материальным не имеет линейного характера. Мы не можем из последовательности материальных процессов построить (мысленно воссоздать) субъективное психическое. Мы можем только теоретически понять субъективное психическое как производное материальных процессов. При этом необходимо признать особый характер материальной структуры субъекта, ее соответствующее устройство и расположение в объективной действительности, особый характер свойственных ей целостностей.

Из изложенного видно, что должны выясняться общие предпосылки субъективного психического как предмета объективного объяснения и что помимо конкретного изучения мозга законен подход к психическому в виде общих предположений. Субъективное психическое, о котором существует уникальное мнение о необъяснении его через структуры мозга и которое связано со сложной материальной структурой субъекта, должно обсуждаться в виде общих предположений. Необходима критика на тих "естественных" представлений о психическом, общее обсуждение вопроса о том, как субъективность может создаваться материальными структурами субъекта, необходимы общие предположения о внутренних материальных смысловых структурах субъекта, которые могут объяснить мощь и субъективность психического.

Ниже излагаются некоторые общие предположения об особенностях субъективного психического и его материальных механизмах.

1. Материальная познающая структура субъекта. Можно выделить следующие материальные составляющие субъекта, имеющие отношение к познанию: тело субъекта, внутренняя материальная система смыслов с речевой системой, целостность субъекта. Каждая из них имеет преимущественное отношение к определенному виду содержательности.

С телом субъекта связана его чувственность, свойственная уже простому организму. Чувственности тела свойственно напряжение, вызывающее его движение. Чувственность находится на переходе от внутренних процессов тела к его движению как целостности. При вредных воздействиях на малую группу клеток или при голодании возникает изменение во всех клетках и механическое перемещение

стр. 95

всего организма по устранению внешнего воздействия или по поиску пищи. Однако чувствование само по себе не является осознанным. Осознание чувствований тела, т.е. констатация того, что чувствование принадлежит моему телу (мне), возникает на более высоком уровне. При восприятии (осознании) боли как страдания, целостность субъекта внутренними движениями (устремлениями) в теле выделяют боль как особое образование, включенное в наши оценки, в наше понимание предстоящих действий по устранению боли.

Материальная система смыслов является внутренним материальным образованием субъекта, содержащим возможности познания. Система смыслов формируется в "поле действия предметов" и включает в себя содержания объективной действительности, а также некоторые свойства самого субъекта.

Можно сказать, что мощная материальная система смыслов, возникшая при развитии субъекта, включает в кодированном виде предметы действительности, их свойства, действия и отношения, теоретические положения. Система смыслов обеспечивает узнающее осознание и понимание предметов при восприятии, а также представления и различные теоретические модели действительности. Сама по себе материальная система смыслов не создает субъективной содержательности, которая возникает при взаимодействии системы смыслов и целостности субъекта При восприятии предмета (натурного или теоретического) материальная целостность субъекта обращается к содержательности системы смыслов и в виде организованных ею внутренних движений и смещений устремляется на предмет, данный в ощущениях или чувствованиях.

Особое положение занимает целостность субъекта. Она ведет психическое, определяет его ход исходя из внешней ситуации. Целостность субъекта охватывает всего субъекта в том числе и внутреннее материальное содержание системы смыслов. Но его целостность имеет и собственное смысловое наполнение, которое определяет субъекта как личность и формируется в сфере социальной или внешней деятельности людей. Оно отражает важные для жизни субъекта требования и обстоятельства социальной среды. Настрой целостности субъекта на деятельность может быть весьма сильным и жизненно необходимым. Творческий ученый не может не познавать и не исследовать, так же как азартный игрок не может не играть. О жизненной необходимости настроя говорит тот факт, что в случае крупной неудачи или провала ответственный руководитель может входить в состояние, опасное для жизни (инфаркты,

стр. 96

инсульты). Целостность субъекта, как более высокая организация, взаимодействуя с жизнью тела и материальной смысловой системой, вызывает субъективную содержательность, выражающую внутреннюю и внешнюю действительность.

К познанию имеет отношение социальная или внешняя среда. Настрой целостности субъекта на деятельность, по знание возникает под воздействием социальной или внешней среды в соответствии с прошедшей, настоящей и будущей ситуацией. Важным моментом среды, подчиняющим действия ученого, является масса знаний, текстов, которые существуют вне субъекта и к которым он должен обращаться при занятиях наукой. Психические процессы и явления включены во внешнюю (общественную) жизнь субъекта, обслуживают ее, поэтому они длятся непрерывно. Каждое отдельное психическое входит в длящийся психический процесс. Как говорил С. Л. Рубинштейн, "сам по себе образ, вне психического процесса или деятельности ... и существовать не может" [4]. Социальная среда оказывает влияние на выбор того, что должно изображаться субъективно. Так, можно выбрать либо субъективное изображение реальной действительности, либо эквивалентных ей речевых, грамматических форм, которые являются родом обобщения действий и отношений реальной действительности. Трудно предположить, что при освоении родного языка ребенком грамматические отношения формируются отдельно в его системе смыслов. Ребенок осваивает, например, падежные отношения как обобщения действий предметов и действий с предметами. Мы субъективно выражаем и понимаем либо действительность, либо грамматические отношения, поскольку бываем настроены соответственно. Внешняя жизнь субъекта происходит в обществе объективно, поэтому входящие в нее явления психики должны выступать в виде содержания сопрягаемого с содержанием объективных действий и поступков. Субъект включен в систему отношений языка (например, при рассмотрении грамматики). Необходимость настроя на реальную действительность или грамматические отношения определяет и задает в теле субъекта его целостность.

2. О психическом содержании. Содержание субъективного психического не существует вне материальных структур субъекта, оно порождается внутренними материальными механизмами (мозгом, телом субъекта) и не отделимо от этих механизмов, ибо состоит в определенной понимаемости (переживаемости). Во несубъектных отношениях содержание психики может отделяться от субъекта и выступать как особое существование. Требуется истолковать субъек-

стр. 97

тивное психическое как неотделимое от материальных механизмов субъекта Важным моментом субъективного психического является то, что оно не наблюдаемо в структурах субъекта. Субъективное психическое не дано непосредственно стороннему наблюдателю. Это признано исследователями. "Очевидно, что сознание индивида, равно как образ воспринимаемый и представляемый им, реально не дано постороннему наблюдателю" [1. С. 8]. Ненаблюдаемость субъективного психического с. позиции стороннего наблюдателя говорит обособленностях его механизмов. Можно утверждать, что образы, мысли, чувства не наблюдаемы в субъекте принципиально, т.е. не потому, что они там скрыты, а потому, что они не существуют в направлении от стороннего наблюдателя к субъекту психики.

Особенность направленного существования связана с субъективностью психического. Образы, мысли, чувства, будучи субъективными, существуют относительно материальной целостности субъекта в направлении от внутренней материальной структуры субъекта к внешней (находящейся вне тела или сознания субъекта) действительности. Субъективное психическое есть по роду своему не предмет, а действие, исходящее из целостности субъекта на предмет познания.

Целостность субъекта представляет собой "материальное Я", т.е. является познающим образованием, противостоящим познаваемой действительности. Это обусловлено тем, что целостность субъекта включает множество возможностей содержательностей, охватывающих диапазон познания действительности. Целостность субъекта представляет собой особый мир, в котором совокупность содержательностей рождает новое содержание, существующее относительно структур целостного субъекта. Помимо внутренней структуры целостности субъекта механизм субъективного познания имеет наружную часть. При восприятии такой частью, на которую ложится восприятие реальности предмета, является сам предмет. Наружной частью механизма мысли являются специфические предметы - слова - и мысль выражается в виде объективного процесса речи, текста. Внутренние речевые движения связаны с теоретическим содержанием: текст как содержание опосредствующих предметов, т.е. слов и их связей, есть явление теоретическое. Субъективное психическое можно истолковать как активный захват предмета целостностью субъекта. При восприятии предмета захват состоит в представлении охватываемого предмета как реального. При теоретическом типе предмет захватывается содержательностью системы смыслов. Настроенная целостность субъекта вызывает

стр. 98

организованное действие, которое накладывается на предмет или вызванные слова, что создает субъективную содержательность натурного предмета или теории. Субъективное содержание есть организованное изменение чувственности и субъективности, которое вызывается внутренними движениями и смещениями.

Движения и смещения в теле субъекта, вызываемые целостностью субъекта, имеют большое значение в механизме субъективного психического. Таковы внутренняя часть движений охватывания и внутренние речевые (грамматические) движения. При непосредственном восприятии форма предмета копируется через сканирование предмета зрением. При теоретическом восприятии возбуждается, организуется система смыслов, вызывающая содержательность предмета.

Внутренние движения переводят материальные содержательности в субъективную содержательность, представленную чувственностью. Они вызывают изменения, отклонения микропроцессов жизни и создают модуляцию чувственности, т.е. субъективную содержательность. Содержательность обусловлена сложными процессами и движениями, вызванными настройкой системы смыслов.

При восприятии предметом является натурный объективный предмет, субъективное видение которого создается оглядывающими движениями. С видимым предметом соединяется создаваемое системой смыслов чувствование реальности предмета, которое состоит в чувствовании возможности механических действий с ним.

При воображении и мышлении целостность субъекта действует на систему смыслов, что вызывает разворачивание существующей в ней материальной "картины" требуемой содержательности. Это происходит через сложные внутренние движения "проговаривания" слов и их связей.

Остановимся на сложных видах психического. Существуют два вида сложного развитого сознательного психического, которые обычно называют "осознанием" и "сознанием". Осознание - это содержательно развитые знания о себе или драматические переживания себя, вызванные экстремальными ситуациями жизни. Осознание строится целостностью субъекта, исходя из чувствования собственного тела. Сознание - это развитое и драматическое переживание знаний о действительности, вызванное противоречиями между крупными теориями и дефицитом знаний. Сознание строится целостностью, исходя из внутренней материальной системы смыслов. В обеих случаях реальным, действующим "Я" является целостность субъекта

стр. 99

Имеется вторичное изображение (описание) сознания, в котором "Я" представлено в виде "Я-психического". Так, описывая сознательный акт, говорят, что его характеризует бимодальность. "Бимодальность означает одновременное отражение того, что принадлежит "Я" (субъекту) и того, что принадлежит "Не-Я" (объекту)" [5. С. 59]. Следует отметить, что в этом высказывании негласно присутствует Я-реальное, действующее, которое одновременно отражает и "Я" и "Не-Я". Следует подчеркнуть, что приведенное изображение сознательного акта не является излишним. Описание сознания, включающее "Я-психическое", возникает из стремления изобразить субъективность словестным описанием (каковая не описывается непосредственно). Описание сознания с "Я-психическим" отвечает, так сказать, определенному духовному уровню жизни общества Что касается уровня субъекта, то он может воспринимать действительность, не выделяя в сознании собственное "Я", которое действует реально [5. С. 80].

Здесь мы имеем случай того, как психическое является субъекту познания психики таким, каким субъект его представляет, а не само по себе. Пытаясь объяснить субъективное психическое, мы смотрим на него с позиции субъекта, имеющего развитое осознание, для которого психическое может выступать в сложных "духовных" формах, маскирующих переход от материальных процессов к первичному субъективному психическому. Наше представление создает комплексные структуры на основе более простых субъективных образований, а также материальных отношений. Так, "Я психическое" основано на ряде "эмпирических" проявлений субъективного психического. К ним относится чувствование своего тела, совпадающее с телом, затем то, что субъект выступает как некий источник множества действий (чувственных, мысленных, натурных). Как источник действий мы, в частности, выступаем при восприятии, когда реальность предмета создается нашими действиями: мы воспринимаем предмет как множество механических действий с ним. Далее, субъект может осознаваться в виде некоего единства, тождественного самому себе. Оно состоит в чувствовании своего тела и в чувствовании наличия памяти о прошедшей жизни, выражающей постоянство себя. Эти "эмпирические" особенности психического служат построению (выражению) "Я-психического", обобщенно выражаются в нем.

3. О смысловом наполнении субъекта. Неотделимость субъективного психического от материальных процессов означает, что его сложность объясняется сложностью

стр. 100

соответствующих материальных процессов. Все чудесные особенности субъективного психического обусловлены сложностью и необычными особенностями материальных структур субъекта В связи с этим предположительно рассмотрим некоторые особенности системы смыслов и целостности субъекта.

Материальная система смыслов (смысловое наполнение субъекта) является материальным обеспечением возможности появления субъективной содержательности. Это значит, что в человеческое познание, которое кажется существующим лишь в сфере субъективности и осознанности, входит процесс, который можно назвать материальным. Мозг, материальное наполнение субъекта является познающей моделью действительности. Материальная система смыслов есть основа познания, поскольку предметы, связи и отношения в кодированном виде заранее включены в структуры субъекта Внутренние структуры субъекта не просто нейтрально физиологические, они несут смысловые отношения действительности. Внутренние материальные структуры субъекта являются развитием чувственности простого организма, у которого соединение клеток обуславливает сохранение целостности организма его питание и размножение путем движений целостного организма Система смыслов, которая создается в ходе развития и обучения, обеспечивает смысловую компетенцию субъекта Раскодирование материального смыслового наполнения в виде субъективной содержательности происходит под действием целостности субъекта при взаимодействия наполненной системы смыслов с познаваемой действительностью. Система смыслов, сопоставляя собственное предметное накопление с предметами действительности, создает узнающее предмет субъективное познание.

Активное функционирование субъекта предполагает включенность в процесс взаимоотношения материальных сторон одновременно всей или части накопленной содержательности. В системе смыслов, в структурах мозга и тела содержится все множество предметов мира и их действий, т.е. включается как бы весь мир. Поэтому она, с одной стороны, ставит целостность субъекта в положение противостояния действительности, которая должна выразиться субъективно. С другой стороны, наполнение обуславливает все возможные содержания действительности. Под действием целостности субъекта, напрягающей систему смыслов, множество смысловых отношений рождает смысловые узлы, "картины", которые разворачиваются в субъективное содержание. Материальная содержательность системы смыслов имеет необычный вид. Она не

стр. 101

совпадает (и не может совпадать) с субъективной содержательностью. Можно утверждать, что в нее не входя слова, она в определенной мере не зависит от слов и при субъективном выражении может быть изложена различными словами [2].

Система смыслов характеризуется непрерывностью и подвижностью. Необычными ее особенностями является то, что в ней действия и свойства не отделены от предметов, а предметы от их общностей. Определенный предмет отражается не определенным участком мозга (что было бы ненадежно), а как связность всех или значительного количества содержательностей мозга и тела. Смысловое образование, являющееся основой субъективного представления данного предмета, включено во множество связей и отношений других предметов мира, находящихся в системе смыслов. Возможность осмысленности (осознанности) обуславливается тем, что в системе смыслов предметы, действия и отношения могут входить в ту или иную смысловую систему. Данное действие или предмет сами по себе не имеют смысла, они обретают смысл только в системе, в которую они включены. Внутренние материальные смысловые преобразования не есть линейное взаимодействие отдельных материальных смысловых структур. Это преобразование вызывается целостностью субъекта и происходит под воздействием возникающих целостных структур, подчиняющих частности. Система смыслов сама по себе является целостностью, которая может принимать в себя частности, с которыми и не имел дела субъект. При восприятии нового система, под воздействием целостности субъекта, может творчески перестраиваться. В ней могут выделяться различные сложные обобщающие предметные структуры, соответствующие различным смыслам, и материальные картины теоретической содержательности. Надо отметить, что внутреннее материальное наполнение шире памяти субъекта. Субъект может забыть прошедшую жизнь, забыть о том, кто он такой. Но при этом он сохраняет способность осознавать и понимать действительность.

Перейдем к особенностям целостности субъекта. Настрой целостности внешней жизнью и текущим состоянием субъекта вызывает необходимость определенных действий и познания. Смысловой настрой субъекта управляет системой смыслов, производит настройку ее в соответствии с ситуацией, а при творчестве преобразует ее. Целостность субъекта создает рабочие предметные смысловые целостности, которые склонны самоорганизовываться в устойчивые системы, материальные картины, охватывать тот или иной, подчас широкий, аспект действительности. Необычные

стр. 102

возможности целостности субъекта можно видеть на примерах нарушений психики. Так, при раздвоении психики личность может делиться на две целостности, имеющие разные имена, разные истории жизни и совершенно разное (подчас противоположное) поведение, каковые включаются попеременно. Создается впечатление, что материальные смысловые целостности представляют целостности, не допускающие чужих содержаний. Неудивительно, что целостность субъекта может выбирать определенные смыслы и создавать протяженную материальную картину, лежащую в основе субъективного решения проблемы.

Действия целостности субъекта предопределяет направление действий и познания субъекта Но это не значит, что у субъекта всегда главным является подробная субъективная, сознательная картина действий и познания, которая может быть весьма схематичной и простой. Фактором, связывающим целостность субъекта с системой смыслов, является эмоциональное напряжение. Эмоции, с одной стороны, субъективны, а с другой, связаны с изменениями тела субъекта и его органов, вызывающими напряжение. Главным является настрой материальной целостности субъекта. Желание и стремление имеют своей основой напряженность материальной целостности, вызванную настройкой процессов жизни субъекта Мы можем содержательно понимать, что мы желаем, но это понимание является движущим, поскольку за ним стоит внутренняя настройка целостности субъекта, толкающая к действиям. Материальная настройка субъекта определяет его психическое поведение.

К необычным особенностям материальной целостности субъекта относится способность создавать констатирующие чувства, отражающие наличие материальных образований, обуславливающих содержательность психики. Эти чувства констатируют наличие в материальной системе смыслов содержательностей, но не раскрывает их. Констатирующие чувства выражают не содержание, а наличие его в материальной системе смыслов. Существуют сложные констатирующие чувства реальности, правильности, соответствия, цельности, ценности и др. Так, чувствование истинности мысли состоит в соответствии содержания внутреннему материальному смысловому наполнению, ответственному за мысль. Само объяснение субъективности требует признания констатирующих чувств. Можно предположить, что имеется констатирующее чувствование движения психического из субъекта на предмет. Это чувствование выражается в представлении предстояния предмета как содержания мысли.

стр. 103

Сознание (чувство осознанности) является разновидностью констатирующих чувств, оно несодержательно говорит о наличии множества содержаний. Осознать какое-либо положение или предмет - значит подразумевать при его формулировании, что при необходимости можно объяснить все положение или его части. Осознанность воспринимаемого предмета есть готовность к его содержательному пониманию и представляет собой чувствование возможности множества действий с предметом (действий натурных, действий представления, мышления). Это чувствование происходит без указания содержания этих действий. При необходимости возникает речевое понимание предмета (линии действительности) в виде изложения содержания тех или иных действий и свойств. Сознание предмета или его фрагментов представляет собой одновременно чувственный охват того множества структур материальной системы смыслов, которое включают сознаваемый предмет. В системе смыслов теоретические конструкции не порывают с реальностью, так как базируются на предметах воспринимаемой первичной реальности, в которой качества и действия связаны только со своими предметами. Речь, однако, создает условия для ложных и юмористических высказываний путем соединения предметом с чужими свойствами и действиями.

Как содержание, вызванное целостностью субъекта, субъективное психическое имеет двойное устройство. Во-первых оно представляет собой содержание отдельной ограниченной линии действительности, т.е. понимание фрагмента действительности. Это содержание развернуто во времени в виде речевого, текстового содержания или в виде представления. Во-вторых, поскольку субъективное содержание осознанно, оно представляет собой несодержательное чувствование некоторой общности, а именно, чувствование наличия множества самых различных предметов, свойств и действий, в которую (общность, находящуюся в системе смыслов) входит данная отдельная содержательная линия действительности. Существенно, что чувствование множества различных предметов, свойств и действий происходит без указания их содержания. Сознание есть состояние готовности субъекта к тому, чтобы привести данную линию действительности в явную связь с множеством других содержательностей. Таким образом, содержание, развернутое во времени, есть содержание отдельной линии действительности, тогда как сознание несодержательно говорит о множестве обусловливающих это содержание материальных смысловых структур.

Надо отметить, что возможно и неосознанное содержательное

стр. 104

отражение аспектов действительности. Можно указать ряд примеров. Так, когда субъект идет по улице и занят важным разговором с собеседником, то он может не осознавать предметов, мешающих движению, хотя он их воспринимает и поэтому обходит. Рабочий может брать очередную заготовку, не осознавая этого. В стереотипных условиях нашей квартиры мы можем перемещаться, не осознавая обстановку. Однако осознание содержания действительности есть главная и необходимая особенность субъективного познания. Без сознания констатирующего наличия в системе смыслов обуславливающей широкой содержательности невозможны творческие процессы и планирование действий и поведения субъекта.

Имеется склонность относить содержательность и связность рассуждений только к словам и их связям. Это нашло свое отражение в истории оценки познания. Так, неопозитивисты исходят из положения, что все научные теории возникают из наблюдений и проверяются посредством наблюдений, и пытаются представить все содержание познания в виде набора предложений, непосредственно сопоставляемых с действительностью через личный опыт ощущений и восприятий субъекта Общие философские положения, которые нельзя проверить таким путем, не имеют смысла Но познание не связано с миром только через ощущения и восприятия, оно включает теоретическую деятельность, которая привносится со стороны заранее сформированных внутренних материальных смысловых структур субъекта Закономерности действительности не обязательно касаются предметов, имеющих вещной характер, а могут выступать как закономерности умопостигаемых устойчивых узлов отношений, далеких от воспринимаемых вещей. Философские обобщения не хуже всякого любого обобщения, отличаются от конкретно-научных законов лишь широтой охвата материала и большей универсальностью.

Что касается связности рассуждения, то процесс, составленный из дискретных слов, сам по себе не способен выражать единство рассуждения, движущегося во времени. Это единство существует субъективно, поскольку за словами стоят внутренние смысловые структуры. Единство длительного рассуждения обеспечивается сознанием, которое констатирует наличие в системе смыслов материальной смысловой "картины ", обобщающей множество смыслов.

4. О речевых структурах.

Существуют две части психического познания - указанная выше внутренняя материальная система смыслов и речевая система. Дискретная речевая система не входит в систему смыслов,

стр. 105

надстроена над ней и обладает определенной свободой: данное содержание может быть выражено теми или иными словами. Поскольку система смыслов содержит все содержательности действительности, она не может не подчинять себе речевые структуры. Система смыслов наделяет нужные слова и их связи свойствами, действиями, отношениями действительности. С другой стороны, речевые структуры входят в общественные отношения. В речевом общении возникают требования к особенностям выражения содержательности теми или иными словами, отвечающими обстановке. Под воздействием целостности субъекта речевая система совместно с системой смыслов обеспечивает изложение содержания в форме, удобной для понимания. Следует отметить ограниченность отдельной фразы (предложения). Она выделяет узкую линию аспекта действительности. Только система предложений, т.е. текст, может выразить аспект действительности как бы возвращаясь к целостности материальной картины системы смыслов.

Речевое мышление субъекта объективируется в материальном слове (высказанном, написанном), является открытой стороной познания, связывающей субъектов. Речевые действия субъекта создаются смысловыми структурами и материальными картинами системы смыслов, направляемыми целостностью субъекта. Смысловые структуры и картины вызывают речь прежде всего через материальные связи, соответствующие субъективной содержательности. Так, у опытного оратора создается целостная материальная картина его речи, которая субъективно реализуется почти без контроля сознания: высказывания "выталкиваются" в сопровождении неких общих чувствований, констатирующих соответствие высказываний общему замыслу (внутренней смысловой структуре).

Речевая часть психического познания является материальной опорой стороны субъективного психического. Действительно, субъективности свойственны две стороны. Во-первых, присущность, принадлежность субъекту, что выражается тем, что речь исходит из целостности субъекта Во-вторых, субъективности свойственна и сторона, выступающая вне субъекта. Без чуждости субъекту невозможно переживать содержание внешних предметов (натурных и мыслимых) как предстоящих субъекту. Предстояние субъекту обусловливается объективными словами, "чуждыми" содержательности системы смыслов.

Речевой стороне свойственны собственные возможности, служащие познанию. Точное речевое содержание обусловлено анализом и синтезом в текстовых структурах. Анализ состоит в том, что слова

стр. 106

выражают не только предметы, но и их свойства, которые отделяются от предметов и выражаются отдельными словами. Далее в тексте действительность синтезируется из предметов, их действий и свойств. Это обеспечивает возможность эффективного познания. Познание, как обнаружение законов природы, по существу состоит в констатации связи различных предметов через их свойства и действия. Но разделение предметов и их свойств привносит некоторые особенности: появляется возможность неверных и бессмысленных выражений из-за соединения предметов с несвойственными им действиями и свойствами, а также появляются юмористические высказывания.

Субъективное содержание выражает в речевой субъективной форме те смыслы структур и цельных "картин", которые находятся в материальной системе смыслов. Субъективная содержательность есть действие, которое существует, изменяется во времени, что характеризуется содержательной (не формальной) логикой, т.е. последовательностью действий, когда предыдущее содержание обуславливает последующее. Содержательная логика свойственна каждой науке; существует своя связь содержаний в биологии, физике, математике и др. Что касается формальной логики, то ее стараются не связывать с содержанием [8. С. 63]. По нашему мнению формальная логика, в частности разные фигуры силлогизмов, служат выразимости (удобству для понимания) содержания в виде соответствующих текстовых "сюжетов" [3. С. 25].

Речевое содержание можно рассматривать как отторгнутое от субъекта и находящееся в тексте, хотя текст несет содержание не сам по себе, а в паре с понимающим субъектом. Общий массив текста, находящийся в обществе, является хранителем и содержателем познания, текст выходит за пределы жизни отдельных субъектов, является для них исходными данными. Особую роль играет текст в математике, который в виде наднациональной символики содержит обязательные правила для математических выражений. И в других областях текст преобразует содержательность системы смыслов в виде отмеченных анализа и синтеза.

5. Понятие отражения не характеризует познание. Познание изначально состоит в выделении, "поднятии" действительности как предмета, которым субъект может владеть. Непосредственно воздействовать на действительность субъект может только через движения и действия (руками), а не реактивными. Исходящими из его тела. Поэтому изначально в восприятии предметы выступают как отграниченные, отдельные, доступные механическим действиям.

стр. 107

Зрением мы воспринимаем действительность как отграниченные предметы, физические поверхности которых заменены сплошными поверхностями ощущений. Восприятию и представлению не дан непосредственно внешний микромир. Они восприятие определенной стороны полного мира. Восприятие и представление "вырезает" из бесконечно глубокой и широкой действительности мир отграниченность макровещей, доступный механическим действиям.

Внутренние и внешние движения субъекта являются главной частью осмысленности. Так, содержательность мысли создается организованными внутренними смещениями и движениями и проявляется во внешних речевых действиях; она вызывает осмысленную систему действий. При восприятии зрительные движения сканируют предмет. Предмет дан нам как предмет реальных действий субъекта (касаний, захвата, нажатий и т.п.). Чувствование возможности этих действий при восприятии и составляет объективность восприятия. Дело в том, что макровыделенные вещи есть часть реального мира; выделение отграниченных вещей происходит в объективных взаимодействиях тел (столкновениях, нажатиях, несовпадениях в пространстве), за которыми стоят невоспринимаемые микропроцессы (связанные с упругостью, пластичностью и др.). Следует отметить, что существовала механистическая парадигма познания. Имеются научные дисциплины, в основном основанные на представлении и восприятии (зоология, география и др.).

Однако в настоящее время существуют теоретические дисциплины, такие как физика микромира, в которых содержание не поддается восприятию. Но и в таких теориях также присутствуют макропроцессы в виде воспринимаемых следов в камере Вильсона и показаний приборов. Эти теории так или иначе входят в историческую систему физики, в связную историю ее. Существование таких теорий связано с тем, что их содержание обусловлено системами смыслов физиков. Однако содержание теорий микромира подчас необычно и странно, что вызывает предположение о том, что развитие познающего мозга человека происходит не только в сфере знаний, но и в системе таких отношений жизни, которые не имеют форму знаний. Можно предположить, что мозг формируется и непосредственным преобразованием материальных смысловых структур процессами внутренней и внешней жизни [7. С. 29].

стр. 108

ЛИТЕРАТУРА

1. Велихов Е. П., Зинченко В. П., Лекторский В. А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода // Вопросы философии. 1988. N 11.

2. Пучинский В. М. Об априорности познания // Философские исследования. 2012. N 1 - 2.

3. Пучинский В. М. К материальным механизмам субъективного психического // Философские исследования. 2012. N 1 - 2.

4. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.

5. Дубровский Д. И., Черносвитов Е. В. К анализу структуры субъективной реальности // Вопросы философии. 1979. N 3.

6. Пучинский В. М. Об общей ситуации познания субъективного психического // Философские исследования. 2010. N 3 - 4.

7. Пучинский В. М. К общей схеме механизмов субъективного психического. М., 2004.

8. Пучинский В. М. О форме и содержании текста // Философские исследования. 2008. N 3 - 4.

9. Пучинский В. М. Субъективность психического как предмет изучения // Философские исследования. 2006. N 3 - 4.

10. Пучинский В. М. Материальное смысловое наполнение субъекта, сознание и понимание // Философские исследования. 2010. N 1 - 2.

11. Зинченко В. П., Мамардашвили М. К. Проблема объективного метода в психологии // Вопросы философии. 1977. N 7.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/НЕКОТОРЫЕ-ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ-О-ВОЗМОЖНОСТЯХ-ПОЗНАНИЯ-ПСИХИЧЕСКОГО

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Diana FreshContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Fresh

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

В. М. Пучинский, НЕКОТОРЫЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ О ВОЗМОЖНОСТЯХ ПОЗНАНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 16.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/НЕКОТОРЫЕ-ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ-О-ВОЗМОЖНОСТЯХ-ПОЗНАНИЯ-ПСИХИЧЕСКОГО (date of access: 22.11.2019).

Found source (search robot):


Publication author(s) - В. М. Пучинский:

В. М. Пучинский → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Diana Fresh
Нижний Тагил, Russia
840 views rating
16.09.2015 (1529 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Рассматривается вопрос равенства массы и энергии при расширении Вселенной. Закон сохранение полной энергии Вселенной. Роль градиента гравитационного потенциала взаимодействия гравитирующих объектов, который образуется в точке взаимодействия объектов. Различать коэффициенты гравитационного взаимодействия для микромира и макромира. Квадрат скорости света равен Гравитационному Потенциалу Вселенной. Произведение массы на гравитационный потенциал имеет размерность энергии. Установим закон сохранения полной энергии Вселенной при расширении и структурной единицы энергии. Закон сохранения количества нуклонов при расширении Вселенной.
Catalog: Физика 
6 days ago · From Владимир Груздов
Событие №-105 --- Знаковое событие небесно-информационного характера нашего времени - это появление ночью в саду одного из жилых домов городка Донкастер необычно яркого белого светового шара неизвестного происхождения. (Англия.2019 г.) Событие №-106 --- Знаковое событие небесно-информационного характера нашего времени - это появление в небе над северными районами Калужской области необычного атмосферного явления.(Россия.2019 г.) Событие №-107 --- Знаковое событие природного характера нашего времени - это появление на берегу реки Пене портового городка Вольгаст несколько тонн мертвой рыбы без головы.(Германия.2019 г.)
Catalog: Философия 
10 days ago · From Ваха Дизигов
Рассматривается гипотеза образования лёгких ядер посредством гравитационного взаимодействия. Гипотеза будет основана на сохранение энергии структурной единицы энергии частицы при расширении Вселенной и сохранение нуклонов во Вселенной при расширении. Гравитационный потенциал Вселенной обеспечивает своей энергией, однозначность частиц материи, нейтрон, протон, электрон и позитрон. Фотон, результат взаимодействия, частиц
Catalog: Физика 
13 days ago · From Владимир Груздов
Рассматривается сравнительные определения Большого Взрыва и Нейтронной Вселенной. Различия заключаются в образовании и существовании нуклонов в своём развитии. Место нуклонных ядер в развитии расширяющей Вселенной. Роль гравитационного взаимодействия между нуклонами в процессе расширения Вселенной. Синтез и распад ядер нуклонных объектов.
Catalog: Физика 
13 days ago · From Владимир Груздов
1 ноября 2019 года в Российском государственном университете правосудия при Верховном суде РФ состоялся научный семинар на тему «Международное право, национальное и международное правосудие и национальный суверенитет на примере взаимодействия стран в Южно-Китайском море».
14 days ago · From Марина Тригубенко
4 ноября, в рамках 35-го саммита Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) Вьетнам официально принял от Таиланда председательство в АСЕАН, которое начнётся с 1 января 2020 года и продлится один год. Ожидается, что председательство в АСЕАН предоставит Вьетнаму возможность для дальнейшего укрепления роли и позиций страны не только в Юго-Восточной Азии, но и на международной арене. 2020 год считается ключевым годом процесса реализации видения АСЕАН до 2025 года.
14 days ago · From Марина Тригубенко
ЖИВАЯ ИГРА - ЭМОЦИИ И КОМФОРТ (на примере казино Вулкан в Интернете)
Catalog: Лайфстайл 
14 days ago · From Россия Онлайн
Экономическая цивилизация как-то незаметно превратилась в среду обитания человечества как воздух, которым дышат, а часто и не могут надышаться. Есть весомые основания считать, что это не воздух, а «веселящий газ», ведущий к эйфории мировой социум, но как всякая искусственность, в конечном итоге, пагубный для него. Такая ситуация, в которой находится человечество, требует глубокого осмысления. Путеводителем осмысления заявляет себя и метатеория хозяйствования, с подтверждением права на подобные полномочия.
Catalog: Экономика 
15 days ago · From Алекс Ральчук
От момента своего возникновения в древности, когда экономику относили к сфере этики и теперь, с ее превращением в новейшую технологию «умения жить», между ними образовался разрыв не только по времени, а и по содержанию, и целевой направленности. Не есть ли такая эволюция экономики и экономического знания (теоретической экономии) одним из признаков назревающего цивилизационного кризиса? Не необходима ли здесь принципиально иная теоретическая экономия, которая относительно существующей будет восприниматься весьма эпатирующе – подобно «черному лебедю» (у Н. Талеба)?
Catalog: Экономика 
16 days ago · From Алекс Ральчук
ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ ДО И ПОСЛЕ 25 ОКТЯБРЯ 1917 ГОДА
17 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
НЕКОТОРЫЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ О ВОЗМОЖНОСТЯХ ПОЗНАНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones