Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-7822

Share with friends in SM

Подлинно гениальные произведения человеческой мысли отличаются тем, что они вечно молоды, вечно свежи, всегда самым непосредственным образом связаны с живой действительностью, проливая на нее яркий свет гениальной мысли автора. Это целиком относится и к ленинской работе "Марксизм и ревизионизм".

*

Статья "Марксизм и ревизионизм" написана Лениным в связи с исполнившейся в 1908 году двадцать пятой годовщиной смерти великого учителя и вождя рабочего класса, основоположника научного коммунизма - Карла Маркса. Статья была напечатана впервые в сборнике "Карл Маркс (1818 - 1883). К двадцати пятилетию со дня его смерти (1883 - 1908)", вышедшем в Петербурге в 1908 году.

То обстоятельство, что Ленин отметил годовщину смерти Маркса статьей, резко направленной против ревизионизма - практического и теоретического, - статьей, которая громила антимарксистов, прикрывавшихся знаменем Маркса, имело глубокий смысл. В письме к Максиму Горькому от 16 апреля 1908 года Ленин писал, имея в виду статью "Марксизм и ревизионизм": "Я уже послал в печать самое что ни на есть формальное об'явление войны. Дипломатии здесь уже нет места, - я, конечно, не в худом смысле говорю о дипломатии, а в хорошем" (Соч. Т. XXVIII, стр. 539).

1908 год - это год разгула царской реакции после поражения революции 1905 года. Известно, что поражение революции вызвало среди мелкобуржуазных элементов, вначале примкнувших к революции, разброд, шатания, а затем и прямое ренегатство, прямой отход от революции, переход на сторону реакции. В интеллигентских кругах мутной волной разлились упадочнические настроения, нашедшие себе выражение во всякого рода литературных течениях, воспевавших "проблему пола", в уходе в мелочные, личные ощущения взамен общественной деятельности и политической борьбы, во всякого рода "религиозных исканиях", от "богоискательства" в стиле Мережковского, Минского и других вплоть до увлечений буддизмом, хлыстовщиной и прочим мракобесием. В области философской теории эта реакция сопровождалась широким распространением мистических течений и веяний. Бывшие "почти марксисты" Бердяев и Булгаков стали попами и крикливыми проповедниками полицейской филосо-

стр. 1

фии "неославянофильства". Усиленно пропагандировались реакционная философия Вл. Соловьева, Лопатина и прочая "истиннорусская" и "православная" мысль. Энциклопедией всего этого интеллигентско-либерального ренегатства явился, как известно, сборник "Вехи" (вышел в 1909 году). "...Война материализму и материалистически толкуемому позитивизму; восстановление мистики и мистического миросозерцания", - так определил Ленин в статье "О вехах" философскую программу либерального ренегатства эпохи реакции (Соч. Т. XIV, стр. 219).

Эти реакционные веяния ее могли не затронуть и известные круги российской социал-демократии.

В статье "Марксизм и ревизионизм" Ленин замечательно раскрывает причины того, почему реакционные интеллигентские веяния и учения, распространившиеся тогда в России, стали проникать и в рабочее движение. Ленин говорит о классовых корнях всякого вообще ревизионизма в рабочем движении, и эти его указания, разумеется, имеют общий характер, общее значение. "...Неизбежность ревизионизма обусловливается его классовыми корнями в современном обществе, - пишет Владимир Ильич, - ...во всякой капиталистической стране рядом с пролетариатом всегда стоят широкие слои мелкой буржуазии, мелких хозяев. Капитализм родился и постоянно рождается из мелкого производства. Целый ряд "средних слоев" неминуемо вновь создается капитализмом (придаток фабрики, работа на дому, мелкие мастерские, разбросанные по всей стране ввиду требований крупной, например, велосипедной и автомобильной индустрии, и т. д.). Эти новые мелкие производители так же неминуемо опять выбрасываются в рады пролетариата. Совершенно естественно, что мелкобуржуазное мировоззрение снова и снова прорывается в рядах широких рабочих партий. Совершенно естественно, что так должно быть и будет всегда вплоть до перипетий пролетарской революции, ибо было бы глубокой ошибкой думать, что необходима "полная" пролетаризация большинства населения для осуществимости такой революции". (Соч. Т. XII, стр. 188, 189.)

Это давление мелкобуржуазной стихии, влияние реакционных интеллигентских "теорий" и настроений сказались тогда, в конкретных условиях эпохи реакции, не только в том, что ряд неустойчивых элементов стал отходить от партии, но и в возникновении среди социал-демократов целого философского течения, пошедшего по пути ревизии марксизма под знаменем реакционной философии махизма.

Эта философия махизма была насквозь антимарксистским и антиреволюционным, враждебным рабочему классу, меньшевистским делом и была распространена главным образом среди меньшевиков (Юшкевич, Берман, Валентинов и др.) А Базаров, перейдя на сторону меньшевиков, одновременно занялся проповедью махистской философии. Впоследствии он оказался вредителем-интервенционистом, врагом народа; Богданов начал отходить от большевизма, сколотил свою антибольшевистскую, оппортунистическую и ликвидаторскую группу "Вперед", а впоследствии фактически перешел к меньшевикам и писал злобные пасквили против диктатуры пролетариата. Ныне разоблаченный и уничтоженный враг народа Бухарин тоже был ярым поклонником махистской философии Богданова.

Реакционная, махистская философия, пропагандировавшаяся Юшкевичем, Валентиновым, Богдановым и прочими, выдавалась ими за "марксистскую философию". Однако на деле это было реакционное эклектическое месиво из философии суб'ективного идеализма епископа Беркли, выступавшего еще в начале XVII века, из модных буржуазных идеалистических теорий австрийского физика Маха и псевдомарксистских словечек, вроде богдановского "коллективного трудового опыта" и т. п.

Спрашивается, почему же реакционное, идеалистическое, насквозь враждебное марксизму философское течение сочло нужным в России, в эпоху реакции, после поражения революции 1905 года, выступать под "марксистским" забралом, маскироваться под "марксизм"?

стр. 2

Об'яснялось это именно тем всесилием марксизма, тем широким распространением марксизма в рабочих массах, которое с определенных пор заставляло всех врагов марксизма подделываться под "марксистов", чтобы проникнуть в рабочие массы. Яд буржуазной лжи, яд реакционных буржуазных теорий, преследовавших цель увековечить капиталистическое рабство, мог только таким способом попытаться найти себе путь в среду рабочих.

* * *

"Учение Маркса всесильно, потому что оно верно", - говорил Ленин в 1913 году в статье "Три источника и три составных части марксизма".

Всесильный ввиду своей истинности, научности, марксизм разбил те буржуазные и мелкобуржуазные теории, которые в первой половине XIX века и десятилетием позже пытались открыто выступать против марксизма. Ленин указывает в статье "Марксизм и ревизионизм" на эти теории, разгромленные Марксом и Энгельсом еще в начальный период их деятельности.

Ленин отмечает прежде всего лево-гегельянский идеализм и "социализм" Бруно Бауэра. Бруно Бауэр вместе со своей компанией немецких демократически настроенных интеллигентов (Шелига, Рейхарт, Юнгниц, Фаухер и др.) сочинил "социализм", в котором "критические" герои противопоставлялись косной массе и об'являлись единственными двигателями истории и человеческого "самосознания". Весь этот "социализм", основательно сдобренный гегельянско-идеалистической фразеологией, был насквозь враждебен пролетарскому движению и научному социализму, основы которого в то время (40-е годы XIX века) закладывались Марксом и Энгельсом. Памятником борьбы Маркса и Энгельса против левогегельянского "социализма" Бруно Бауэра является сочинение Маркса и Энгельса "Святое семейство" (1844 год). Философия Бруно Бауэра, говорили Маркс и Энгельс в "Святом семействе", "является и остается старой бабой; она - увядшая и вдовствующая гегелевская философия, которая подрумянивает и подкрашивает свое высохшее до отвратительнейшей абстракции тело и поглядывает на всю Германию в поисках за женихом" (Соч. Т. III, стр. 37).

Разоблачая "социализм" Бруно Бауэра и его последователей, Маркс и Энгельс "жестоко били по попыткам Бруно Бауэра противопоставить "героев" массе - попыткам, которые впоследствии на русской почве воспроизводились идеологами народничества - Лавровым и Михайловским. Громя это интеллигентское самомнение Бруно Бауэра и его школы, Маркс и Энгельс противопоставляли им научный, пролетарский коммунизм, основанный на единственно научной философской теории современности - на диалектическом материализме.

Другим насквозь враждебным марксизму учением, базирующимся на идеалистической, левогегельянской философии, была теория Макса Штирнера. Его насквозь мелкобуржуазные и реакционные идеи об уравнительном "со-

В. И. Ленин.

стр. 3

циализме", о "Я", об индивидууме, стоящем выше массы, выше всякого общества и всех общественных установлений, использовали впоследствии анархисты. Маркс и Энгельс разгромили Штирнера в своей работе "Немецкая идеология" (1845 - 1846 годы).

В "Нищете философии" (1846- 1847 годы) Маркс подверг разгрому философские и экономические теории Прудона, выступавшего также в качестве открытого противника марксизма.

В "Нищете философии" Маркс высмеял Прудона, который идеализировал мелкое хозяйство и совершенно тщетно пытался его увековечить, в то время когда в Европе прогрессирующее развитие капитализма с каждым днем все больше уничтожало мелкое хозяйство.

Прудон видел в пролетариате лишь неудобство, дурную сторону капиталистического общества, которая может быть устранена в рамках общественного строя, основанного на частной собственности. Маркс указал, что "дурная" сторона свойственна каждому классовому обществу и что борьба класса, представляющего собой эту "дурную" сторону, является борьбой, создающей историческое развитие.

Маркс говорил о том, что "диалектика" Прудона, устраняющая "дурную" сторону развития, есть мелкобуржуазная филантропия, а не диалектика. Маркс разоблачил Прудона как реакционного утописта, приносящего вред французскому рабочему движению своими иллюзиями о возможности возврата к докапиталистическому ремеслу. Разоблачив Прудона как ретрограда, Маркс нанес сокрушительный удар всему французскому прудонизму, и влияние последнего во Франции ко времени I интернационала было уже подорвано.

Окончательный удар прудонизму был нанесен в 1877 году Энгельсом в статье "К жилищному вопросу".

В 60-х годах в I интернационале разгорелась борьба против анархиста Бакунина и его приспешников.

Яркую характеристику теоретического содержания бакунизма дал в "Наших разногласиях" Плеханов. "Бакунизм не система, - говорит Плеханов, - это смешение социалистических теорий "латинских стран" с русскими крестьянскими "идеалами", народного банка Прудона-с сельской общиной, Фурье - со Стенькой Разиным" (Соч. Т. II, стр. 320). В философском отношении Бакунин был настоящим идеалистическим путаником. Его политические взгляды заключались в отрицании всякой вообще государственности, в отрицании диктатуры пролетариата, отрицании политической борьбы рабочего класса. Здесь лежал "главный пункт разногласий между Марксом и Энгельсом с одной стороны и анархистской программой Бакунина-с другой.

Борьба Маркса и Энгельса против бакунизма была перенесена, говорит Ленин, "из области общей теории в более близкую непосредственному рабочему движению область" (Соч. Т. XII, стр. 184). Бакунизм со всей его тактикой и теоретическими установками потерпел поражение в I интернационале, обанкротившись в первую очередь по вопросам организации практической политической борьбы рабочего класса. Большинство I интернационала пошло за Марксом и Энгельсом; Бакунин был изгнан из Интернационала.

В конце 70-х подов выступил как открытый враг марксизма профессор Е. Дюринг. Позитивист и вульгарный материалист, очень близкий к кантианству, механист и ярый противник диалектики, Дюринг также сочинил свой "социализм", основанный на моральных соображениях о "всеобщей справедливости" и буржуазно-либеральном понимании равенства.

Блестящим документом, в котором Энгельс молниеносным ударом покончил с Дюрингам, является "Анти-Дюринг". В этом произведении Энгельс с присущим ему блеском разоблачил пустоту антимарксистских писаний Дюринга, его устарелый и вульгарный, антидиалектический материализм и его позитивизм, его реакционные, буржуазные утопии о равенстве и т. п.

Ленин указывает, что разгром открыто антимарксистских учений был

стр. 4

закончен в основном к 90-м годам, когда марксизм вытеснил все сколько-нибудь цельные враждебные ему учения. В это время большинство пролетарских партий в разных странах прямо стало на почву марксизма. Стал на почву марксизма в начале своей деятельности и оформившийся к тому времени II интернационал.

*

Своеобразие положения после того, как марксизм подверг разгрому все открыто враждебные марксизму течения в социалистическом и рабочем движении, заключалось в том, что антимарксистские теории стали выступать под флагом марксизма. "Домарксистский социализм разбит. Он продолжает борьбу уже не на своей самостоятельной почве, а на общей почве марксизма, как ревизионизм", - говорит Ленин (Соч. Т. XII, стр. 184).

Ленин указывает, что даже такие упорные и злейшие враги марксизма, как русские народники, все чаще и чаще стали апеллировать к Марксу, заменяя "поправками" к Марксу свои обветшавшие народнические догмы. Еще идеолог русских народников П. Лавров вынужден был прибегать к таким "поправкам" своей суб'ективной социологии, внося в нее элементы, прямо позаимствованные у Маркса. Так например Лавров добавил к новому изданию своих "Исторических писем", вышедшему в 1891 году, новое, шестнадцатое письмо, в котором он вносит в свою суб'ективную социологию "поправки" на основе учения Маркса: о том, что "политическая борьба и ее фазисы имели основанием борьбу экономическую" (стр. 272, издание 1917 года), о том, что "фатальное порождение пролетариата самим развитием капитализма влечет неминуемую катастрофу, грозящую капитализму" (стр. 279), что "мысль о создании новой общественной силе для победы над старым воплотилась в призыв "соединяйтесь" (стр. 279) и т. д.

К заимствованиям из идей Маркса обращались и прочие последователи Лаврова как по вопросам непосредственно политическим, так и по вопросам философским, хотя, разумеется, народники оставались идеалистами и всегда плелись в хвосте модных буржуазно-идеалистических философских теорий.

Таким образом, даже в условиях России такая "враждебная в корне марксизму система", как народничество, вынуждена была прикрываться марксистскими одеждами, чтобы так или иначе проникнуть в рабочую среду.

В еще более наглядном виде эта тенденция враждебных марксизму буржуазных и мелкобуржуазных теорий подкрашиваться под марксизм видна на примере учения, насквозь реакционного, от начала до конца враждебного марксизму, но прикрывавшегося марксистским знаменем, - так называемого "этического социализма" неокантианцев.

"Этические социалисты" утверждали, что Маркс якобы не обосновал перехода от капитализма к социализму, не обосновал цели, не указал путей к осуществлению социализма.

Что Маркс все это доказал и что Маркс создал учение о пролетарской революции и диктатуре пролетариата как пути к социализму и коммунизму, - об этом "этические социалисты" предпочитали умалчивать. Взамен этого учения они предлагали свое "этическое" обоснование социализма. Они утверждали, что социализма якобы можно добиться путем перевоспитания людей на основе кантовской этики. Стало быть, путь к социализму - нравственное перевоспитание, культурная работа, а сам социализм есть культурно-нравственный идеал, не больше.

"Этические социалисты" отождествляли социализм с буржуазно-либеральным равенством, вполне умещающимся в рамках буржуазной демократии, и отрицали экспроприацию частной собственности, пролетарскую революцию и диктатуру пролетариата, "Этические социалисты" превращали социализм в пустышку, в некое культурническое дело, вытравляя из него его революционное жало.

Именно эти идеи были "философской" основой антиреволюционной и антисоциалистической формулы "Движение - все, цель - ничто", выдвинутой отцом немецкого ревизионизма Э. Бернштейном, когда он выступил в поход против марксизма. Превратив социализм в дело культурного "пере-

стр. 5

воспитания", в весьма отвлеченный нравственный "идеал", Бернштейн мог об'являть борьбу за "насущные интересы" "всем", по сравнению с чем такой "социализм" мало значит.

Теорию "этического социализма", откуда заимствовал свою "философию" Бернштейн, сочинит, самые обыкновенные немецкие буржуазные профессора, чуждые социализму и рабочему движению. Они сочинили ее специально на потребу буржуазной пропаганды в рабочем классе.

Именно буржуазные профессора Ланге, Коген, Наторп, Штамлер впервые выдвинули задачу "этического" обоснования социализма, а не Бернштейн, который был их учеником. Коген еще в 1871 году старался доказать связь кантовского категорического императива с социализмом. Он же развил эту мысль в предисловии к книге Ланге "История материализма" в 1881 году.

Книга Бернштейна "Проблемы социализма", в которой он формулирует взгляды философского политического и экономического ревизионизма, вышла в 1901 году, а до того печаталась в форме статей в "Neue Zeit" с 1898 пода. Как свидетельствует Форлендер, Бернштейн пришел к мысли "обосновать" социализм при помощи этики Канта через изучение соответствующих "теорий" Ланге и Когена.

Вот почему полны глубокого смысла слова Ленина: "В области философии ревизионизм шел в хвосте буржуазной профессорской "науки". Профессора шли "назад к Канту", - и ревизионизм тащился за неокантианцами" (Соч. Т. XII, стр. 184).

Замечательно также и то, что этих неокантианствовавших ревизионистов, вроде Бериштейта, обогнали не только собственные немецкие, да и русские либералы, прикрывавшиеся марксистской ширмой для воздействия на русское рабочее движение с целью его использования для отвоевания уступок у самодержавия в свою пользу. Речь идет, в частности, о Струве, который еще в 1894 году в своих "Критических заметках" на основе немецких "первоисточников" (Ланге и Когена) высказал идеи об "этическом" обосновании социализма Маркса, которые лишь впоследствии стал развивать социал-демократический ревизионизм.

Что побуждало таких матерых зубров буржуазного либерализма и явных врагов рабочего класса, как Струве, маскироваться под социалиста и марксиста? "Развитие науки дает все больше материала, доказывающего правоту Маркса, - говорит Ленин. - Приходится бороться с ним лицемерно, не идя открыто против основ марксизма, а якобы признавая его, выхолащивая софизмами его содержание, превращая марксизм в безвредную для буржуазии, святую "икону" (Соч. Т. XVIII, стр. 251). "Струвизм, - пишет Владимир Ильич, - есть не только русское, а, как показывают особенно наглядно последние события, международное стремление теоретиков буржуазии убить марксизм "посредством мягкости", удушить посредством об'ятий, путем якобы признания "всех" "истинно-научных" сторон и элементов марксизма, кроме "агитаторской", "демагогической", "бланкистски-утопической" стороны его. Другими словами: взять из марксизма все, что приемлемо для либеральной буржуазии, вплоть до борьбы за реформы, вплоть до классовой борьбы (без диктатуры пролетариата), вплоть до "общего" признания "социалистических идеалов" и смены капитализма "новым строем", и отбросить "только" живую душу марксизма, только его революционность" (там же).

В послевоенную эпоху, в период общего кризиса капитализма и послевоенных революционных потрясений, теоретики буржуазии перестают кокетничать с марксистским учением. "Этический социализм" отходит в область прошлого, в моду входят открытые реакционеры и "ниспровергатели" марксизма, фашиствующие или прямо фашистские "философы" и "теоретики".

В предвоенную эпоху, до первой мировой империалистической войны, в эпоху расцвета парламентаризма и массового распространения иллюзий о буржуазной демократии, теоретики буржуазии развивали всякие теории, вроде "этического социализма". Они усиленно пропагандировали ту точку зрения, что при демократии, мол, господствует воля большинства и поэто-

стр. 6

му буржуазное государство не есть орган классового господства буржуазии, а, наоборот, орган, "примиряющий" все классы, осуществляющий их союз и т. д. "В области политики, - писал Ленин, - ревизионизм пытался пересмотреть действительную основу марксизма, именно: учение о классовой борьбе" (Соч. Т. XII, стр. 187). Вместо борьбы за диктатуру пролетариата ревизионизм проповедовал мирное врастание в социализм парламентским путем, через буржуазную демократию.

Задачей революционных социал-демократов было вскрывать, разоблачать как формальный, лживый характер всей буржуазной демократии вообще, так и ту насквозь лживую буржуазно-либеральную пропаганду, которая выдавала буржуазную демократию и "равенство", осуществляемое буржуазной демократией, за социализм. Революционные социал-демократы должны были показать массам, как говорит Ленин, неизбежность "внутренней диалектики парламентаризма и буржуазного демократизма, приводящей к еще более резкому, чем в прежние времена, решению спора массовым насилием" (Соч. Т. XII, стр. 187).

Но ревизионисты - на то они и слуги буржуазии, на то они и агенты буржуазии в рабочем движении, чтобы помогать ей одурачивать эти массы, прививая им яд буржуазного обмана.

Вслед за буржуазными "дополнителями" марксизма они так же стали "дополнять" марксизм - сначала кантианством, а потом философией реакционного мещанства - махизмом (Юшкевич, Богданов, а в Австрии Ф. Адлер и др.). И те и другие "дополнители" марксизма третировали Гегеля как "мертвую собаку", заменяя "хитрую" диалектику "простой" эволюцией. И кантианцы и махисты протаскивали оправдание религии. Среди махистов особенно отличались Луначарский с его "богостроительством", с его попыткой сочинить нового, "социалистического бога", а также Н. Рожков, который на основе электронной теории доказывал "бессмертие души" (в книге "Очерки научной философии").

Вслед за буржуазными врагами марксизма ревизионисты в интересах сохранения капитализма опровергали "теорию краха", т. е. теорию пролетарской революции, сочиняли всякие теории о "смягчении противоречий" при капитализме, и т. п. Все эти теории о "смягчении противоречий" и мирном врастании капитализма в социализм и т. п., которые развивали Бернштейн и его последователи и за которые впоследствии ухватились социал-предатели Каутский, Гильфердинг и др., создатели "теорий" "ультраимпериализма" и "организованного капитализма", явно служили целям апологетики капитализма. Именно потому эти теории (об организованном капитализме") развивал фашистский бандит, предатель родины Бухарин. Эти "теории" были разгромлены Лениным и Сталиным еще задолго до победы социалистической революции в СССР. Послевоенная действительность доставила новый, яркий материал, доказавший правоту революционной теории марксизма-ленинизма, не оставив камня на камне от всех гнусных "теорий" меньшевистских вождей.

Ревизионисты систематически подкрашивали мелкое хозяйство, отрицая процесс концентрации производства в сельском хозяйстве при капитализме, доказывая преимущество мелкого хозяйства перед крупным. И в данном вопросе они поступали как настоящая агентура буржуазии, ибо они, как говорит Ленин, "толкали крестьянина на точку зрения хозяина (т. е. точку зрения буржуазии) вместо того, чтобы толкать его на точку зрения революционного пролетария"1 .

Ленин еще в 1899 году в своей гениальной работе "Развитие капитализма в России" опроверг эти "теории" ревизионистов, доказав, что даже в отсталой России того времени в сельском хозяйстве происходил процесс развития капитализма и выделения кулацкой верхушки. В работе "Новые данные о законах развития капитализма в земледелии" (1914 год) Ленин показал, как происходит процесс концентрации производства в сельском хозяйстве США.


1 В. И. Ленин. Соч. Т. XII, стр. 186.

стр. 7

Стоит ли говорить о том, что послевоенное развитие капитализма доставило новые и новые данные, опровергающие все измышления ревизионистов об "измельчании" сельского хозяйства при капитализме. В США, например, в 1910 году крупные хозяйства размером свыше 400 га составляли 10%, в 1920 - 23%, в 1930 - 28%, в 1935 - 29%.

Мелкое хозяйство в условиях капитализма несет крестьянству голод, разорение, нищету.

Блестящий опыт организации крупного, социалистического хозяйства в условиях диктатуры пролетариата, в условиях нашей Советской страны окончательно разбивает все басни социал-демократии о невыгодности крупного производства в сельском хозяйстве. Колхозы, организованные как крупные социалистические хозяйства, принесли нашему советскому крестьянству освобождение от кабалы мелкотоварного производства, привели наше крестьянство к зажиточной, радостной жизни.

Ревизионисты говорили, что кризисы якобы отжили свое время. Ленин писал в статье "Марксизм и ревизионизм", отвечая на буржуазно-апологетические писания ревизионистов о кризисах: "Что кризисы не отжили свое время, это показала ревизионистам очень быстро действительность: кризис наступил после процветания. Изменились формы, последовательность, картина отдельных кризисов, но кризисы остались неизбежной составной частью капиталистического строя" (Соч. Т. XII, стр. 186).

Первая мировая империалистическая война и общий кризис капитализма еще более обострили этот закон капитализма. Мировой экономический кризис 1929 - 1933 годов на основе общего кризиса капитализма, небывалый по своей остроте и продолжительности, сменился депрессией особого рода. Общий кризис капитализма укоротил сроки чередования кризисов. Капиталистический мир не успел оправиться от прошлого кризиса, как он уже вступает в новый.

Такова цена социал-демократическим "теориям" о кризисах, как и "теориям" о "мирной эволюции" от капитализма к социализму, и об "ультраимпериализме", и об "организованном капитализме", и о "хозяйственной демократии". Сама жизнь беспощадно разбивает все эти псевдонаучные "теории", подтверждая правоту великого учения Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина.

Победа Великой Октябрьской социалистической революции в СССР, победа социализма в СССР, расцвет зажиточной, культурной жизни показали всему миру, что единственный путь к освобождению трудящихся - это путь пролетарской революции, путь насильственного свержения власти капиталистов, путь диктатуры пролетариата, путь "хитрой" диалектики и диалектического скачка от капитализма к социализму, но не путь мирной и гладкой эволюции и "спокойного" перехода к социализму через буржуазную демократию.

Судьба буржуазной демократии в Германии и Австрии наглядно показывает, к чему приводят реакционные теории социал-демократов о "мирном" пути к социализму. Они приводят к предательству по отношению к рабочему классу, к уничтожению буржуазной демократии, они облегчают приход к власти фашистов, установление открытой террористической диктатуры фашизма. Разгром рабочих организаций, неслыханные страдания рабочего класса под, пятой оголтелой фашистской буржуазии в Германии, Австрии, Италии - вот плоды предательской деятельности социал-демократии и всех ее антимарксистских "теорий".

* * *

"Единственным марксистом в международной социал-демократии, давшим критику тех невероятных пошлостей, которые наговорили здесь ревизионисты, с точки зрения последовательного диалектического материализма, был Плеханов. Это тем более необходимо решительно подчеркнуть, что в наше время делаются глубоко ошибочные попытки провезти старый и реакционный философский хлам под флагом критики тактического оппортунизма Плеханова" (Соч. Т. XII, стр. 185).

Так Ленин оценивает философскую деятельность Плеханова в своей статье "Марксизм и ревизионизм".

стр. 8

Богданов пытался облегчить себе махистскую пропаганду, связывая защиту материализма со стороны Плеханова с меньшевизмом последнего. Ленин, ни на минуту не ослабляя своей борьбы против меньшевизма Плеханова, стал на защиту Плеханова-материалиста.

У Плеханова были большие грехи перед рабочим движением. Плеханов как вождь русских меньшевиков сам немало способствовал распространению ревизионистских иллюзий среди рабочих масс. Особенно позорной была роль Плеханова во время мировой империалистической войны, когда он выступил как социал-патриот, к тому же оправдывавший этот свой социал-патриотизм при помощи кантовской этики, и в 1917 году, когда он выступил против пролетарской революции.

Плеханов не решился даже серьезно приступить к выполнению самостоятельно той гигантской работы по переработке нового естественнонаучного материала, которую столь замечательно сделал в своей гениальной работе "Материализм и эмпириокритицизм" Ленин. Но Плеханов был прекрасным популяризатором философских работ Маркса и Энгельса. Философские работы Плеханова, особенно его блестящие работы периода борьбы с народничеством, всегда будут в арсенале марксизма служить против антимарксистских философских теорий. Эти работы Плеханова нанесли решающий удар народническим философским теориям и их "суб'ективной социологии". Плеханов разгромил народническое учение о "критически мыслящих личностях", служившее оправданием террористической деятельности народников. В противовес вреднейшим народническим теорийкам о "героях", стоящих над массой и оторванных от масс, Плеханов блестяще развил марксистское учение о роли личности в истории, не отрывающее деятельность исторических личностей от действия масс и классов, породивших личность.

В своих философских произведениях Плеханов защищал диалектический материализм. Защищая философское учение марксизма, Плеханов дал отпор как неокантианским, так и махистским ревизионистам.

Вот почему Ленин и позже, в 1921 году, в разгар борьбы против ярых врагов ленинизма Троцкого и Бухарина, во время профсоюзной дискуссии, разоблачая и громя антимарксистскую и антидиалектическую эклектику Бухарина, снова призывал читать и издавать философские работы Плеханова, "...уместным мне кажется заметить для молодых членов партии, - писал Ленин, - что нельзя стать сознательным, настоящим коммунистом без того, чтобы изучать - именно изучать - все, написанное Плехановым но философии, ибо это лучшее во всей международной литературе марксизма" (Соч. Т. XXVI, стр.. 135).

* * *

Свою статью "Марксизм и ревизионизм" Ленин заканчивает пророческими словами: "То, что теперь мы переживаем зачастую только идейно: споры с теоретическими поправками к Марксу, - то, что теперь прорывается на практике лишь по отдельным частным вопросам рабочего движения, как тактические разногласия с ревизионистами и расколы на этой почве, - это придется еще непременно пережить рабочему классу в несравненно более крупных размерах,, когда пролетарская революция обострит все спорные вопросы, сконцентрирует все разногласия на пунктах, имеющих самое непосредственное значение для определения поведения масс, заставит в пылу борьбы отделять врагов от друзей, выбрасывать плохих союзников для нанесения решительных ударов врагу" (Соч. Т. XII, стр. 189).

Победа социалистической революции со всей яркостью обнаружила всю жизненность и правдивость этого замечательного ленинского пророчества. Меньшевики и эсеры с их "позаимствованиями" из Маркса и "поправками" к Марксу оказались по другую сторону баррикад, в стане врагов рабочего класса, стали агентами фашистской полиции, ярыми врагами народа.

стр. 9

"Отмежевав социал-демократию от марксизма, Октябрьская революция пошла дальше, отбросив ее в лагерь прямых защитников капитализма против первой в мире пролетарской диктатуры" (Сталин "Вопросы ленинизма", стр. 209).

Вместе с меньшевиками и эсерами скатились в общее грязное фашистское болото троцкисты и бухаринцы, эти злобные собаки фашизма, злейшие враги великого дела Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина.

Теперь совершенно ясно, что вся "теоретическая" деятельность врага народа Бухарина и его гнусной школки, вся "теоретическая" деятельность мерзких троцкистских псов фашизма - Преображенского, Радека и прочих - были лишь прикрытием и выражением их остервенелой контрреволюционной борьбы, которую многие из них вели против диктатуры пролетариата начиная еще с дооктябрьского периода. Бухаринская теория "организованного капитализма", взятая мм напрокат у злейшего врага марксизма Гильфердинга, бухаринская "теория" о "врастании капитализма в социализм", являющаяся перепевом социал-демократической "теории" о врастании капитализма в социализм, все троцкистские "теории" и теорийки - все эти вредительские, контрреволюционные "теории", находившие известный отклик в некоторых оппортунистических элементах, группах и прослойках, враждебных социализму, служили троцкистско-бухаринским бандитам лишь орудием их бандитской, контрреволюционной, шпионской и провокаторской работы.

Ныне в нашей стране построено в основном социалистическое общество; страна наша стала передовой, индустриальной державой; мелкое и мельчайшее крестьянское хозяйство, служившее главным носителем мелкобуржуазной стихии в нашей стране, коллективизировано, введено в социалистическое русло. Наше сельское хозяйство теперь - самое крупное в мире социалистическое хозяйство. Как замечательно показал в своем докладе "О проекте Конституции СССР" товарищ Сталин, в корне изменились наш рабочий класс, наше крестьянство, наша трудовая советская интеллигенция. Наша интеллигенция, говорит товарищ Сталин, "вместе с рабочими и крестьянами, в одной упряжке с ними, ведет стройку нового бесклассового социалистического общества". Наш рабочий класс и класс крестьян - дружественные классы, плечом к плечу под руководством рабочего класса борющиеся за укрепление и развитие социалистического строя.

Но и в нашей социалистической стране еще не исчезли остатки сил и тенденций, враждебных делу рабочего класса. Они изменились, иссякают, но еще не исчезли окончательно. Мы ни на минуту не должны забывать еще о капиталистическом окружении. Мы должны иметь в виду также и то, что изменившееся экономическое положение различных социальных групп нашего населения еще не влечет за собой автоматического изменения их сознания. Мелкобуржуазные, частнособственнические инстинкты, тысячелетиями воспитывавшиеся в человеке всем строем эксплуататорского общества, весьма живучи, весьма цепки, и нам еще неоднократно придется встречаться с их косной, противодействующей силой в нашей борьбе за коммунизм. Об этом мы не должны ни на минуту забывать.

Помнить об этом постоянно нас учит товарищ Сталин. "Но можно ли сказать, что мы уже преодолели все пережитки капитализма в экономике? - говорил на XVII с'езде партии в январе 1934 года товарищ Сталин. - Нет, нельзя этого сказать. Тем более нельзя сказать, что мы преодолели пережитки капитализма в сознании людей. Нельзя этого сказать не только потому, что сознание людей в его развитии отстает от их экономического положения, но и потому, что все еще существует капиталистическое окружение, которое старается оживлять и поддерживать пережитки капитализма в экономике и сознании людей в СССР и против которого мы, большевики - должны все время держать порох сухим" ("Вопросы ленинизма", стр. 579 - 580).

Пережитки капитализма в экономике и сознании людей и сейчас "не могут не являться благоприятной почвой

стр. 10

для оживления идеологии разбитых антиленинских групп в головах отдельных членов нашей партии" (там же, стр. 580).

Надо еще шире развертывать борьбу за переделку сознания трудящихся масс, за воспитание в них коммунистического отношения к труду, к общественной собственности, ко всему делу социализма, за устранение в сознании людей всех пережитков старого, капиталистического строя.

Надо повышать теоретический уровень наших членов партии, бороться за овладение большевизмом, за овладение великим учением Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина.

Надо вести при помощи методов выкорчевывания и уничтожения борьбу против остатков троцкистско-бухаринских шпионов, убийц, вредителей, гнусных предателей родины, гнусных изменников народу. Надо беспощадно уничтожать этих фашистских агентов капиталистического окружения.

Ленин был стойким, непримиримым, страстным борцом против всех врагов дела рабочего класса.

Гениальный продолжатель дела Маркса и Энгельса, Ленин не только "возродил революционное содержание марксизма, замуравленное оппортунистами II Интернационала" (С тал и н), но и развил его дальше в новых условиях эпохи империализма и пролетарской революции. "Ленинизм, - говорит товарищ Сталин, - есть марксизм эпохи империализма и пролетарской революции" ("Вопросы ленинизма", стр. 2).

Наш великий вождь и учитель товарищ Сталин, воплотивший учение Маркса - Энгельса - Ленина в жизнь, столь же стойко, непримиримо блюдет в чистоте и развивает дальше, отражая все нападки врагов, великое, непобедимое учение марксизма-ленинизма.

Еще в первых своих работах, направленных против закавказских меньшевиков и анархистов, товарищ Сталин отстаивал и развивал дальше марксистское учение об основах диалектического материализма, о неизбежности социалистической революции и диктатуры пролетариата. Товарищ Сталин разоблачал в этих работах реформизм (Бернштейна и др.), который, как он говорил тогда, "изо дня в день разлагается, изо дня в день теряет всякий социалистический признак" ("Анархизм или социализм", газета "Ахали-дроеба" N 5 от 11 декабря 1906 года. См. Берия "К вопросу об истории большевистских организаций в Закавказье", стр. 77).

Отстаивая чистоту марксистско-ленинского учения, претворяя его в жизнь, товарищ Сталин и в дальнейшем постоянно вел и продолжает вести беспощадную борьбу со всеми врагами большевизма.

Товарищ Сталин разоблачил и разгромил троцкистов и бухаринцев - этих гнусных врагов народа, этих фашистских гадов, ярых врагов марксизма-ленинизма.

Марксизм, развитый и обогащенный Лениным и Сталиным, идет от победы к победе, подтверждаемый воем ходом исторического развития, всеми данными развития мировой науки, опытом величайшей в мире социалистической революции в СССР.

Союзники и покровители троцкистов и бухаринцев - немецкие фашисты - говорили о том, что они уничтожили марксизм. "Это, конечно, пустяки, - говорит товарищ Сталин. - Так могут говорить лишь люди, не знающие истории. Марксизм есть научное выражение коренных интересов рабочего класса. А уничтожить рабочий класс невозможно" ("Вопросы ленинизма", стр. 507).

Во всех странах, по всему земному шару, в Испании и в Китае, в странах буржуазной демократии и в странах, стонущих ныне под игом фашизма, множатся ряды сторонников великого дела Маркса - Энгельса - Ленина- Сталина. В бессильной злобе беснуются фашисты. Нет! Им не уничтожить марксизма, не уничтожить ленинизма! Овладевший многомиллионными массами трудящихся, он взорвет капиталистическую систему всюду, как бы ее ни пытались сохранить фашисты.

Порукой тому является наша великая страна социализма - детище непоколебимого и всесильного учения Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина!

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/НЕПОБЕДИМАЯ-СИЛА-УЧЕНИЯ-МАРКСА-К-30-ЛЕТИЮ-РАБОТЫ-ЛЕНИНА-МАРКСИЗМ-И-РЕВИЗИОНИЗМ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Анна СергейчикContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Sergeichik

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Е. СИТКОВСКИЙ, НЕПОБЕДИМАЯ СИЛА УЧЕНИЯ МАРКСА (К 30-ЛЕТИЮ РАБОТЫ ЛЕНИНА "МАРКСИЗМ И РЕВИЗИОНИЗМ") // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 26.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/НЕПОБЕДИМАЯ-СИЛА-УЧЕНИЯ-МАРКСА-К-30-ЛЕТИЮ-РАБОТЫ-ЛЕНИНА-МАРКСИЗМ-И-РЕВИЗИОНИЗМ (date of access: 30.09.2020).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Е. СИТКОВСКИЙ:

Е. СИТКОВСКИЙ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Russia
883 views rating
26.08.2015 (1862 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Новый социализм нужно строить, опираясь на новую теорию социализма. Новая теория социализма отказывается от диктатуры пролетариата, ибо практика развития старого социализма показала, что диктатура пролетариата не может быть не чем иным, как только диктатурой кучки коммунистических чиновников, или, как очень остроумно назвала её Роза Люксембург «диктатурой НАД пролетариатом». А появление у руля этой диктатуры таких предателей как Ельцин, неизбежно ведёт социализм к краху. Новый социализм, построенный на старой теории, ждёт такая же участь.
Малоизвестные страницы истории Великой Отечественной войны. Сейчас, когда открылись как отечественные, так и зарубежные архивы, стало возможным воссоздать картину одного из драматических эпизодов самого начального периода войны..... Западный фронт, бои в июне-июле 1941 года на втором стратегическом рубеже..... 22-ая армия под командованием генерал-полковника Ф.А. Ершакова..... Бои армии в Белоруссии на берегах реки Западная Двина на участке Дрисса - Дисна - Полоцк..... Начало широкого наступления немцев на восток было положено с маленького плацдарма в районе города Дисна
Catalog: История 
В статье рассматривается отражение образа Соловья-разбойника в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" в связи с эпизодом свиста Бегемота и Коровьева при прощании героев с Москвой, а также связь образа Бегемота с образом Соловья-разбойника и героя древнеиндийского эпоса - Панду, а шире - связь русской литературы через "Закатный роман" Булгакова и поэму "Руслан и Людмила" А. С. Пушкина с древнеиндийскими произведениями: "Махабхаратой" и "Рамаяной".
Солнечная система является фрагментом распада нейтронного ядра нашей Галактики Млечный путь. Выброс нейтронного фрагмента Солнца из нейтронного ядра нашей Галактики произошёл приблизительно 10млр. лет назад. Всё это время нейтронный фрагмент перемещается по одному из спиральных рукавов нашей Галактики. Расширение происходит примерно по гиперболической траектории, которая вращается вокруг центра. Полный оборот вокруг центра нейтронного ядра Галактики, Солнце совершает примерно за 230млн.лет. Удаление от центра Галактики до Солнечной системы \simeq27700св. ле
Catalog: Физика 
18 days ago · From Владимир Груздов
Раскрытие тайны диалектики идеального и материального в реальном мире и в сознании человека
Catalog: Философия 
28 days ago · From Аркадий Гуртовцев
Энергия частицы является ключевым объяснением расширения Вселенной. В процессе расширения Вселенной участвуют пять частиц. Четыре массовые - нейтрон, протон, электрон и позитрон. Пятая частица условно без массовая - фотон. Позитрон и фотон не являются строительными кирпичиками материи Вселенной. Эти частицы выполняют вспомогательные функции в процессах преобразования материи и расширения Вселенной. Окружающий материальный мир организован из нейтронов, протонов и электронов. Сочетания, комбинации и перестановки этих трёх частиц, образуют окружающий нас мир
Catalog: Физика 
31 days ago · From Владимир Груздов
При любом взаимодействии масс, на любом уровне, создаются потенциалы взаимодействия в любых процессах расширения Вселенной. Этим определением рассмотрим вопросы, связанные с массой и энергией взаимодействующих объектов. Когда объекты (частицы, молекулы) потенциально взаимодействуют, они создают градиенты потенциального взаимодействия. Эти градиенты регулируют энергию и массу объектов и Вселенной в целом.
Catalog: Физика 
47 days ago · From Владимир Груздов
Жан Ланн
Catalog: История 
52 days ago · From Россия Онлайн
Кризис муниципальных финансов в России в 1917 г.
Catalog: Экономика 
52 days ago · From Россия Онлайн
Благотворительная деятельность предпринимателей Парамоновых на Дону. 1914-1915 гг.
Catalog: История 
52 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 
Наталья Свиридова·jpg·25.22 Kb·139 days ago

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
НЕПОБЕДИМАЯ СИЛА УЧЕНИЯ МАРКСА (К 30-ЛЕТИЮ РАБОТЫ ЛЕНИНА "МАРКСИЗМ И РЕВИЗИОНИЗМ")
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2020, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones