Libmonster ID: RU-8639
Author(s) of the publication: Г. А. ЮГАЙ

Философы лишь различным образом объясняют марксизм. Дело заключается в том, чтобы изменить его.

Карл Поппер

В предыдущих публикациях, в частности, в статье "Конвергентная философия информационного детерминизма. Тезисы о марксизме" [1], рассматривались авторские приоритеты в развитии нового направления в философии под названием - конвергентная философия. Продолжая обсуждение содержания этой философии, в данной статье сосредоточивается внимание на преодолении крайностей материализма и идеализма в понимании соотношения материи и духа. При этом автор исходит из позиции их равнозначности во взаимодействии между собой на вполне паритетных началах. Такое конвергентное тождество, или единство материи и духа, отрицающее первичность или вторичность их по отношению друг к другу, подтверждает информационный детерминизм. Суть его заключается в признании информации как второго универсального атрибута материи, наряду с движением. В соотношении двух самых универсальных атрибутов материи информация выступает как мера организации движения.

Конвергентное тождество и различие материи и духа как основной закон Мироздания: инфология

Конвергентное тождество материи и духа, означающее в то же время не абсолютное их единство, а только лишь сближение и совпадение друг с другом, наиболее емко и полно выражено в единицах информации - инфах. Инфы представляют собой элементарную системную организацию информации, как наиболее простейшего единства материального и идеального, выполняющего гносеологические и логические функции клетки, начала восхождения от абстрактного к конкретному как единству многообразия. Одновременно рассматривались и два логических принципа: элементарность и универсальность. Логико-гносеологические аспекты обсуждались в единстве с онтологическими. Все три аспекта - логика, гносеология и онтология - составляют суть

стр. 5


философского понимания инфов. Потому имеются все основания для разработки инфологии как философского учения в отличие, скажем, от информациологии, являющейся общенаучным направлением. Если информациология - это учение об информации вообще и в целом, то инфология представляет собой философское учение о начале, единице, клетке познавательной деятельности.

Продолжая обсуждение онтологических, гносеологических и логических аспектов проблемы инфов, к ним, однако, нужно добавить более подробное обсуждение уже упомянутых выше двух принципов: конвергенции и паритетного взаимодействия, или взаимодетерминации, структурных уровней Мироздания, или Универсума как целого. Этим достигается более детальное рассмотрение конвергирующей и опосредующей роли информации во взаимодействии материи и духа, противоречивое единство которых составляет целостность Мироздания. Но начнем с онтологических проблем, с уяснения структурных уровней Мироздания с тем, чтобы более наглядно представить системную организацию и взаимосвязь основных принципов и законов Универсума. Это нужно для лучшего понимания механизма действия основного закона универсума - конвергентного единства и различия материи и духа, без признания первичности или вторичности их по отношению друг к другу.

В литературе имеется обозначение единицы системной организации информации понятием "информацией" [2], которое, однако, выдержано в естественнонаучном и чисто онтологическом плане, и при этом совершенно обойдено кибернетическое понятие "бит" как единицы измерения информации. И осталась непонятной такая замена, поскольку нет соответствующего объяснения. Кроме того, информация, по Юзвишину, нематериальна, идеальна. В нашем понимании информация - атрибут материи, наряду с движением. Потому предпочтение нами отдается инфам. как единству материального и идеального. Отсюда и необходимость философского подхода к инфам во всеоружии всех его разделов: онтологии, гносеологии, логики и феноменологии.

Мироздание, или Универсум, как целое, согласно данным современной физики, состоит из семи структурных уровней: 1) твердое тело, 2) жидкость, 3) газ, 4) плазма. Это уровни объективной физики. Далее идут уровни субъективной физики: 5) вакуум, 6) первичное поле кручения (поле сознания), 7) абсолютное "ничто". Материалистическая теория основывается на объективной физике и начинается с материи, а идеалистическая - на субъективной физике и начинается с идеи. Истина, как правило, между указанными крайностями. Но тогда каким является то начало, которое должно быть посередине и служит исходным пунктом теоретического построения научной картины Мироздания? По логике вещей, это уровень вакуума или пустоты, признававшейся еще Демокритом, наряду с атомом, а также и восточной философией. Со-

стр. 6


гласно восточной философии, все начинается с пустоты неоформленных вещей и все возвращается в нее. Примерно то же самое утверждается и в современной теории физического вакуума.

Физический вакуум представляет собой фундаментальное естественнонаучное подтверждение философского понятия пустоты. Начнем его обсуждение, придерживаясь четырех логических принципов, действующих применительно к клетке, началу теоретического познания: элементарности, универсальности, конвергенции и паритетности. Элементарность заключается в пределе делимости инфов- вакуумов как единства материального и идеального, скажем, атомов и пустоты. Само слово "атом" означает неделимость, но оказалось неделимость имеет отношение не столько к вещественно-структурной, сколько к функционально- информационной стороне внутриатомного строения. В структурном отношении делимость атома беспредельна, хотя бы в виде элементарных частиц. Что же касается функциональной стороны, возможно, полнота информационного пространства в физическом мире связана с внутриатомной структурой в целом. Здесь уместна аналогия с генами, генетическим кодом наследственности. Ген оказался пределом делимости, ниже структурного уровня которого просто невозможно функционирование наследственной информации. В структурном же отношении также наблюдается явление делимости гена на ДНК, РНК и белок.

Тем не менее, ниже уровня гена, или генотипа, невозможно функционирование биологического наследования. Но это живая природа. Потому прибегнем к аналогиям, относящимся и к миру неживой материи. Физики доквантовой эпохи в качестве простой модели мира принимали биллиардный стол. Если лежащий на нем шар приходит в движение, то причину видели либо в механическом ударе другого шара или кия, либо в полевом, электромагнитном воздействии, направляющем шар в определенную сторону, либо в геометрии - наклоне стола. Все это причины видимые, визуальные. Но наряду с ними обнаружилось действие и невидимых, виртуальных причин. К ним прежде всего относится явление или факт нелокального эффекта, впервые описанного в "теореме Белла", сформулированной доктором Д. С. Беллом в 1965 г. Суть се гласит: если некоторая объективная Вселенная существует и если уравнения квантовой механики структурно подобны этой Вселенной, то между двумя частицами, когда-либо входившими в контакт, существует вид нелокальной связи.

Обратим внимание, что нелокальные связи присущи квантовому уровню. К тому же они не столько материальны, сколько идеальны, нематериальны. Потому сами физики окрестили их как магические, мистические или же метафизические. На этом основании развивается даже специальное направление физической, или квантовой, психологии [3]. Психологическая трактовка физических явлений правомерна хотя бы

стр. 7


потому, что имеется физическая память, проявляющаяся в том факте, что "между двумя частицами, когда-либо входившими в контакт, существует вид нелокальной связи". Однако Белл математически доказал возможность нелокальных эффектов и в наблюдаемом мире, при условии действия в нем и квантово-механической закономерности. Такое действие обнаружилось в том факте, что когда на биллиардном столе шар А внезапно поворачивается по часовой стрелке, то в этот же момент на другом конце стола шар Б также внезапно повернется против часовой стрелки. Не говорит ли это в то же время и о действии виртуальных, квантово-механических, идеально-мистических связей в наблюдаемом, визуальном мире? Ответ напрашивается положительный.

Если это так, то, с одной стороны, изложенное говорит о правомерности существования оккультизма, мистицизма и т.д., предметом которых является изучение тайн параллельных, потусторонних, виртуальных, трансцендентальных миров. С другой же стороны, необходимо наведение мостов между оккультизмом и наукой, нужна их конвергенция. И это возможно с помощью инфологии. Здесь мы уже переходим к другому логическому принципу определения клетки, единицы познания - конвергенции. И мы вынуждены снова вернуться к явлению нелокального эффекта, но несколько с других позиций - с помощью парадокса Эйнштейна - Подольского - Розена (ЭПР-парадокс). Парадокс этот связан с тем, что при расщеплении атома в сильном магнитном поле обнаружилось, что разлетающиеся осколки атома мгновенно передают информацию друг другу о совершившемся распаде, о случившейся "беде". Между осколками распавшейся частицы сохраняется связь, так что каждый осколок в любой момент знает, где находится другой и что с ним происходит.

Никакого разумного объяснения данного явления невозможно получить с позиций объективной физики. В этом суть парадоксальности ситуации. Но факт объясним с помощью инфологии, признающей единство материального и идеального в информации, т. е. субъективной физики, вынужденной признать объективность существования явлений нечто вроде телепатии и телекинеза как процессов передачи информации. Без идеально-психологического фактора, содержащегося в информации, невозможно, чтобы каждый осколок атома в любой момент знал о другом, что с ним происходит. Можно считать, что здесь осведомленность друг о друге не хуже, а может быть даже лучше, чем у людей. Вот и задумываешься, не является ли вся современная аудио- и видеотехника, в том числе и мобильный телефон, материализацией и моделированием той идеальной информации, объективно существующей во внутриатомной структуре вещества? И не является ли это свидетельством правоты философского признания идеи как объективной реальности? Но только правоты не того объективного идеализма Платона, Гегеля и

стр. 8


томизма, отрывающего идею от материи, а материалистического признания идеи как вида информации и как атрибута материи. Отсюда следует, что материализму не нужно отдавать категорию идеи на откуп идеализму. Уступки материализма идеализму здесь неуместны. Но не нужна и конфронтация материализма и идеализма. Обсуждение этого вопроса продолжим ниже в связи с соотношением принципов конвергенции и паритетности. А сейчас переходим к принципу универсальности исходного понятия построения теории Мироздания как целого и законов его развития.

В начале XX в. при создании квантовой механики Дирака, с одной стороны, и теории гравитации Эйнштейна, с другой стороны, в теоретической физике появился в качестве объекта исследования новый уровень реальности - физический вакуум. При этом разные авторы давали разные трактовки его. Эйнштейн рассматривал вакуум как пустое четырехмерное пространство с геометрией Римана, а Дирак представлял его как своего рода "кипящий бульон", состоящий из виртуальных частиц -электронов и позитронов" [4]. Для объединения двух различных подходов Эйнштейном была выдвинута программа создания Единой теории поля (ЕТП). Выполнению ее он посвятил 35 лет своей жизни, пытаясь открыть формулу описания всего мира как целого путем определения его начального состояния с тем, чтобы вывести, дедуцировать из этого исходного пункта все другие параметры описания Мироздания.

Эйнштейн полагал, что существует какое-то общее поле, включающее в себя все уже известные физические поля. Но выполнить эту задачу ему не удалось. Не удалось потому, что тогда еще не созрело время для открытия очередного, пятого фундаментального взаимодействия - информационного. Опуская детали развития физической науки, связанные с открытием нового вида поля или взаимодействия - информационного, отметим лишь наиболее крупную веху в этом открытии, связанную с именами российских ученых - А.Е. Акимова и Г.И. Шилова. Им принадлежит выдающаяся роль в создании ЕТП с помощью теории физического вакуума. Теория эта имеет большой философский смысл, отмечаемый и самими авторами. Ими достигнуты точные решения системы уравнений, описывающих взаимосвязь и единство прежних четырех видов сил электромагнитного, гравитационного, ядерного (сильных и слабых) полей и новых - торсионных, спиновых полей кручения, являющихся носителями информации в тонком мире физического вакуума. Торсионные поля - пятое состояние вещества. "Тем самым не только удалось получить суперобъединение всех известных взаимодействий, но и сделать нечто гораздо большее. Было открыто пятое фундаментальное взаимодействие - информационное" [5].

Философский смысл теории физического вакуума состоит в раскрытии природы наибольшей универсальности вакуумного состояния мате-

стр. 9


рии, или пустоты, имеющей важнейшее значение в формировании единой картины мира. Это отмечается Шиповым: "Наши современные представления об источнике всех частиц и полей связываются с физическим вакуумом - основным состоянием любого вида материи. С моей точки зрения, проблема единой теории поля получила свое решение в теории физического вакуума" [6]. Касаясь свойств физического вакуума, Акимов утверждает: "Для нас сейчас физический вакуум - это то, что остается в пространстве, когда из него удаляют весь воздух и все до последней элементарные частицы. В результате получается не пустота, а своеобразная материя - Прародитель всего во Вселенной, рождающий элементарные частицы, из которых потом формируются атомы и молекулы" [7].

Какая же эта "своеобразная материя" - вакуум, если это не воздух и не частица? Понятие вакуума означает всепроникающую безвоздушную и невещественную среду, находящуюся между частицами, пространство между ними. Следовательно, вакуум можно определить как невещественную форму материи, но имеющую свою массу и плотность. Плотность вакуума изменяется соответственно действующим на него силам. Она намного уступает плотности вещества. Например, плотность вакуумного пространства между молекулами газа при давлении в одну атмосферу составляет 10 в минус 15-й степени г/см в кубе, а плотность дистиллированной воды при тех же условиях - 1 г/см в кубе. Массе вакуума присуща и гравитация, определяемая законом всемирного тяготения. Поэтому при движении какого-либо тела вместе с ним вовлекается в движение и вакуум.

Но вакуум не только вовлекается в движение вместе с движущимся телом, а выполняет в то же время и функцию информации по организации и управлению самим процессом движения. Как говорит В. Стрелков: "В образном представлении, вакуум, словно бульдог, вцепляется в любой макрообъект с тем большим усилием, чем массивнее его жертва. Вцепившись, он уже никогда не отпускает ее, сопровождая во всех странствиях по космическому пространству. Физически это означает, что вакуум и контролируемый им объект представляют собой замкнутую систему" [8]. Физически это означает в то же время, что вакуум - материальное информационное пространство, лишенное свойств вещества. Но материальность - лишь одна сторона информации, наряду с которой существует и идеальная сторона.

По Юзвишину, в информации имеет место как материализация, так и дематериализация. И такое единство материального и идеального, достигаемое в процессе их конвергенции, можно наблюдать в торсионных полях, или в полях вращения, проявляющихся в искажениях линейной структуры физического вакуума: искривления или же вращения, но преимущественно - вращения, могут порождаться не только спинами.

стр. 10


Торсионное поле имеет свойства информационного характера. Как и вакуум, оно не передает энергию, потому что не имеет ее, а передает информацию, возникающую в самих торсионных полях. В процессе передачи информации созидается энергия, как мера работы и движения, а также и атомно-молекулярная структура материи. Происходит материализация информации.

Обсуждение этого интересного вопроса продолжим ниже, в связи с четвертым логическим принципом - паритетности, а сейчас завершим рассмотрение принципа универсальности в связи с другими: элементарности и конвергенции. Суть вопроса заключается в признании универсальности первичного элементарного образования - инфов или информационов, по Юзвишину, как материального или нематериального образования. Юзвишин в уже упомянутой работе "Информациология" считает первичным и универсальным образованием нематериальную информацию. Мы же рассматриваем информацию как атрибут материи и, стало быть, вопрос о первичности или вторичности снимается автоматически, ибо признание атрибутивности информации означает неотрывность ее от материи. Признание Энгельсом наибольшей универсальности материи остается в силе, но сейчас уже нуждается в существенной корректировке, изменении и добавлении. У Энгельса: "В мире нет ничего, кроме движущейся материи". Предлагается нами следующее уточнение: "В мире нет ничего, кроме движущейся материи, самоорганизующейся и самодвижущейся с помощью информации". Таково взаимодействие двух самых универсальных атрибутов материи. И это взаимодействие составляет основу системности Мироздания как целого.

Если рассматривать инфы путем сопоставления с битами как двоичной системой измерения информации, то нужно раскрыть природу самих инфов хотя бы в двух моментах: как единиц систематизации универсальных законов Мироздания, так и при конвергентном решении основного вопроса философии. При такой постановке вопроса открывается необычные, совершенно новые подходы и горизонты, во- первых, в систематизации различных подходов к решению основного вопроса философии, во-вторых, в систематизации законов философии. Отмечая новизну затрагиваемых тем, обсуждение их начнем с основного вопроса философии, его онтологических и логико-гносеологических аспектов.

Онтология, логика и гносеология новых подходов к решению основного вопроса философии с позиции современных достижений науки прежде всего связаны с развитием концепции информационного детерминизма, основанного в свою очередь на достижениях современной квантовой физики, биофизики, молекулярной биологии, генетики, кибернетики, биогеохимии, геофизики, астрофизики, географии, экологии и других областей как гуманитарных наук, так и естествознания XX в. В

стр. 11


новых онтологических и логико-гносеологических подходах к решению основного вопроса философии центральное место отводится осмыслению информации как атрибута материи. Как такого атрибута, который выполняет опосредующую роль в сближении, конвергенции материального и идеального и в достижении их тождества, т. е. материальности сознания.

В предыдущей нашей статье речь шла о гилозоизме, всеобщей одушевленности материи, преимущественно в аспекте идеальности материи, а теперь поговорим о материальности сознания, опираясь при этом на соответствующие научные достижения в области теории физического вакуума. В основном это касается физики торсионных полей, т. е. физики "субъективной", или вакуумного Тонкого Мира, не лишенного аналогии с эзотерикой и экстрасенсорикой психических энергоинформационных процессов космического характера. Если материальным носителем информации в обычном физическом мире являются электромагнитные волны, то таковым в Тонком Мире выступают торсионные поля или волны.

У торсионных полей другое пространство и время. Существуют три основных свойства первичных торсионных полей, отличающихся от известных физических полей. Это способность их переносить информацию без переноса энергии; передавать информацию со скоростью, превышающей скорость света; распространяться не только в будущее, но и в прошлое, т. е. информационное время торсионных полей обратимо. Подробно об этом можно ознакомиться в уже упомянутой статье Шипова "Явления психофизики и теория физического вакуума". Эти данные теории физического вакуума вносят очередные, вслед за теорией относительности Эйнштейна, существенные поправки в, казалось, незыблемые устои классической физики: абсолютное, везде одинаковое, ни с чем не связанное, ни от чего не зависящее время; абсолютное, всюду однородное пространство, с абсолютной, везде одинаковой и тоже ни от чего не зависящей геометрией: существование всей и всякой материи в таком абсолютном пространстве и абсолютном времени.

В свете сказанного не лишены основания утверждения о материальности сознания как психофизической формы проявления информационного пространства и времени. По Акимову и Шипову, сознание и мысль - это полевые самоорганизующиеся образования. Это сгустки в торсионном поле, сами себя формирующие и удерживающие с помощью памяти. Любой источник торсионного поля поляризует вакуум и тем самым создает его структурное разнообразие, т. е. информацию. В результате вращающиеся спины элементов физического вакуума ориентируются по торсионному полю этого источника, повторяя его структуру. Физический вакуум при этом становится достаточно стабильным и после снятия источника торсионного поля сохраняет спиновую струк-

стр. 12


туру очень долго. Явление этой невидимой простым глазом спиновой пространственной структуры называют обычно "фантомом". Поскольку собственным торсионным полем обладают все тела живой и неживой природы, то фантомы образуются вокруг всех тел природы. Это их своеобразная аура.

Любая поляризация физического вакуума создает около тела, вокруг него определенную спиновую структуру, которая проявится как торсионное поле информации. Например, когда человек говорит, возникают уплотнения воздуха, они создают неоднородность, и в итоге в пространстве, где существует звуковая волна, появляются торсионные поля информации. Другими словами, любое сооружение, построенное на Земле, любая линия, проведенная на бумаге, написанное слово или даже буква, не говоря уже о книге, нарушают однородность пространства физического вакуума, и он реагирует на это созданием торсионного поля информации или эффекта формы - фантома или ауры. Вероятно, первыми торсионными генераторами, использующими фантомные эффекты формы, были пирамиды в Египте и другие культовые сооружения в различных регионах мира, а также шпили и купола храмов и т.д.

Согласно авторам теории физического вакуума, при рассмотрении природы сознания как специфических проявлений торсионных полей - материальных объектов - становится очевидным, что сознание само по себе является материальным объектом. Они считают, что с физической точки зрения сознание является особой формой полевой (торсионной) материи. Таково обоснование физическим гилозоизмом материальности сознания. Это идет в русле развития и дополнения рассмотренного нами в предыдущей статье биологического гилозоизма, доказывающего идеальность материи, ее активность. Происходит своеобразное взаимодополнение двух видов современного гилозоизма (биологического и физического) с двумя их принципами или подходами - идеальность материи и материальность сознания - к конвергентному решению основного вопроса философии, отличающегося как от прежних либо односторонне материалистического, так и от односторонне идеалистического, его решения.

В чем принципиальное отличие и необходимость решения основного вопроса философии с позиции конвергентной философии? Необходимость такого перерешения, или переформулировки, основного вопроса философии вызвана, во-первых, несоответствием нынешних односторонних, как идеалистического, так и материалистического, решений основного вопроса философии самому универсальному закону бытия - закону конвергентного тождества и различия материи и духа; во-вторых, несоответствием достижениям современного естествознания по доказательству конвергентного характера единства материи и сознания: идеальности материи - биологическим гилозоизмом и материаль-

стр. 13


ности сознания - физическим гилозоизмом. Оба вида научного гилозоизма подтверждают объективную природу единства материи и сознания, имеющуюся уже в структуре самой материи.

Философская интуиция Ленина не обманула его, когда он строил догадки по вопросу о гилозоизме; он, возможно, по аналогии с живой материей, говорил о том, что в фундаменте здания самой материи заложены свойства, сходные с ощущением. Это отмечалось нами в предыдущей статье по конвергентной философии информационного детерминизма. Возвращаясь к этому вопросу, можно отметить, что поскольку теперь уже гилозоизм стал достоянием и современной физики, изучающей неживую материю, постольку имеется основание для продолжения ленинской мысли, заменив слово "сходные" с ощущением на "тождественные" с ощущением. В этом случае получается, что материя тождественна с ощущением как субъективным образом объективного мира.

Но тождество материи и сознания, бытия и мышления не абсолютно, а относительно. И в этом также суть конвергентного тождества и различия материи и духа. Эту проблему относительности противоположным способом решают материализм и идеализм. Либо материя первична по отношению к сознанию, либо сознание первично по отношению к материи. В итоге одно сводится и выводится из другого генетически, т. е. одно порождает другое. Это очень простое и поверхностное решение противоречия. Фактически это кажущееся решение проблемы противоречия, ее углубление и усугубление. Потому решение проблемы нуждается в принципиально ином подходе, суть которого состоит в конвергенции, сближении материи и духа при сохранении их относительной самостоятельности. Той относительной самостоятельности, которая исчезает при сведении, редукции друг к другу материи или духа.

Конвергентный подход к решению основного вопроса философии открывает возможность трактовки соотношения материи и духа не непосредственно друг с другом, а через третий момент или основание, которое также имеет свою относительную независимость от двух других, производных от них, сторон. В этом случае возможно соблюдение принципа паритетности во взаимодействии теперь уже всех трех относительно независимых компонентов. Но что из себя представляет этот третий, опосредующий момент-компонент разрешения противоречия в соотношении материи и духа? Онтологический аспект, в соответствии с вышеизложенным, этого третьего момента совпадает с проблемами инфологии и информационного детерминизма. Информация сама представляет собой сочетание материального и идеального, и потому объективно за ней "закрепляется" выполнение функциональной роли сближения, интеграции и самоорганизации как всех семи структурных уровней Мироздания-Универсума, так и самоорганизации материи, ее движения.

стр. 14


Однако онтологический аспект рассматриваемой проблемы нуждается в дополнении логическим аспектом.

Логос и дао как инфы: сциентистское расщепление на Западе и эзотерический синтез на Востоке и в России

Продолжая обсуждение инфов уже в самой философии, необходимо отметить как общие моменты, так и различия в их трактовках, имеющихся в западной и восточной философии, а также в русской религиозной философии и теософии Е.П. Блаватской. Философскими инфами на Западе оказалось понятие "логос" Гераклита, а на Востоке весьма близкую аналогию учению Гераклита о логосе представляет собой понятие "дао" Лао-цзы. Общим для обоих направлений является признание единства материи и духа. В то же время имеются и различия. Они касаются в основном того обстоятельства, что если учение о дао как о единстве материи и духа в китайской философии не претерпело существенных и принципиальных изменений с древнейших времен до наших дней, то понятие логоса претерпело большие изменения. Они выразились в расщеплении логоса на материю и дух и последующем разделении единой философии на два направления - материализм и идеализм.

Если уж разбираться в истоках и причинах подобного расщепления логоса, то их следует видеть в приверженности западного дискурсивно-аналитического стиля мышления, связанного с его стремлением к разложению сложного на простое, целого на части. Весь западный рационализм строится на таком логико-гносеологическом подходе к соотношению анализа и синтеза, где преобладающей тенденцией является анализ, а синтез занимает подчиненное положение по отношению к анализу. И потому синтез порой принимает характер механического соединения данных анализа. В силу этого синтез оказывается непрочным. Синтез понимается упрощенно, как непосредственное соединение частей, без учета роли опосредующих звеньев и моментов, которые выполняют функции сближения и конвергенции часто противоположных сторон как крайностей с полярными свойствами, чертами или же кажущимися несовместимыми и непримиримыми тенденциями.

Отмеченные здесь тенденции проявились еще в философии античности, в ее трактовке логоса. Ведь первоначальное понимание его у Гераклита было синтетическим, признающим нераздельное единство материи и духа, которое, однако, не выдержало испытание времени. Вскоре после Гераклита единство материи и духа было разделено и разведено на материю и дух с позиций признания первичности или вторичности их по отношению друг к другу, т. е. на материализм и идеализм. Вопрос этот чрезвычайно актуален, ибо с ним связаны не только коренные философско- мировоззренческие и методологические проблемы понимания мироздания, но и истории и основных направлений цивилиза-

стр. 15


ционного развития человечества. Об этом более подробно речь пойдет ниже. А сейчас остановимся непосредственно на гераклитовском понимании единства материи и духа.

Автор "Собачьего сердца" М. Булгаков устами профессора Преображенского выразил мысль, что хаос и разрушение в обществе начинаются с аналогичных процессов в головах и душах людей. Эта давняя философская мысль, наиболее четко выраженная на Западе еще в учении Гераклита о логосе, а на Востоке - Лао Цзы о дао, подчеркивает влияние того или иного понимания логоса, дао на судьбы людей и общества в целом. Но мы ограничимся лишь логосом Гераклита, в уяснении которого необходима некоторая новизна подхода для восстановления истины.

Необходимо уяснить гераклитовское понимание логоса, во- первых, как выражения идеи целого в виде изначального, равнозначного единства материи и духа на вполне паритетных началах. Мир как целое - производное от гармонии логоса, всеединства, внутри которого "все течет, все меняется". Космос или мир как целое при всей изменчивости частей, их динамичности остается стабильным и устойчивым именно благодаря логосу. Поэтому "не мне, но логосу внимая, мудро признать, что все едино". Во-вторых, у автора логоса единое, мудрость, разум являются синонимами: "Единое, единственно мудрое", "Мудрость заключается только в одном: признать разум как то, что управляет всем при помощи всего". Разум как материален, так и идеален. Если душа материальна, обладая свойствами сухости, влажности, испарения и т.д., то материальный огонь в то же время духовен: "Суд над космосом и над всеми находящимися в нем совершается через огонь... Огонь разумен (курсив мой. - Г.Ю. ) и является причиной управления всем". К сожалению. подобный гилозоизм автора логоса в понимании тождества материи и духа не нашел поддержки, за редким исключением, в последующей философской традиции Запада. То же самое имело место и в российской философии советского периода. С позиций диалектико-материалистического признания сознания как свойства материального, его производного, допущение тождества бытия и мышления, материального и идеального было просто недопустимо.

По Гераклиту действие закона тождества и различия материи и духа проявляется и в том, что материальный, сверхчеловеческий, космический разум выше бога и человека: "Этот Космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой Бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим". Абсолют космоса оказался выше Абсолюта Бога. Бог лишается свойства Абсолюта, низводится с этого пьедестала. К сожалению, этот принципиально важный момент в философии Гераклита также упускался. Космос - наиболее всеобщее, универсальное образо-

стр. 16


вание и в этом смысле Абсолют - мировое целое, самоорганизующееся с помощью своего неотъемлемого атрибута - разума, как причины самого себя.

Разум, как атрибут материи, выполняет, подобно информации, двоякую функцию: управление глобальными процессами самоорганизации и самодвижения Мироздания и опосредованно во взаимодействии материи и духа. Можно отметить и другую, онтологическую, аналогию между логосом и инфами, выражающуюся также в двоякой, конвергентной природе: материальности и идеальности как гераклитовского логоса, так и инфов.

"Хотя этот логос существует вечно, люди не понимают его - ни прежде, чем услышат о нем, ни услышав впервые. Ведь все совершается по логосу, а они уподобляются невеждам, когда приступают к таким словам и к таким делам, какие я излагаю, разделяя каждое по природе и разъясняя по существу... Поэтому необходимо следовать всеобщему. Но, хотя логос всеобщ, большинство людей живет так, как если бы имело собственное понимание". К "большинству людей", не понимавших логос как тождество материи и духа, относились не только современники Гераклита, но и многие последующие философы. Не только у софистов, но у Платона, Аристотеля и у многих других философов логос еще больше утрачивает свое фундаментальное онтологическое содержание. Логос как субстанциональный, мировой, разумный космос разлагается и расщепляется. Происходит редуцирование, сведение его к ряду относительных истин с помощью материализма и идеализма. Материя и дух разведены по разным философским квартирам, линиям, партиям, группам и группировкам, между которыми завязывается борьба умов, направлений, зачастую даже весьма отчаянная и непримиримая. Все это сопровождается возведением своих кумиров - Абсолютов, вроде Бога или вождей - земных богов, личностей, авторитет которых якобы непререкаем. Борьба за утверждение абсолютных кумиров идет с переменным успехом сражающихся сторон. Это борьба за утверждение "своих" истин путем расщепления логоса в угоду своим односторонним позициям и амбициям.

В результате расщепления логос утрачивает свое универсальное философское значение и приобретает больше филологический смысл и содержание. Логос утрачивает свой философский статус и становится частно-научным понятием. Из логической и онтологической характеристики Универсума, Мироздания как целого понятие логоса превращается в филологический термин, "означающий одновременно "слово" (или "предложение", "высказывание", "речь") и "смысл" (или "понятие", "суждение", "основание") [9]. Вследствие расщепления логоса в западной философии на смену концепции истины логоса как единства материи и духа сложились две другие, прямо противоположные друг другу концепции анти-логоса: идеалистическая истина духа или веры, утвер-

стр. 17


ждающая, что единство мира в божественной воле или духовности, лишенной материальности; и материалистическая концепция, признающая единство мира в его материальности, лишенной духовности. Получился глубокий разрыв единства материи и духа, ибо признается одностороннее влияние либо материи, либо духа, первичность по отношению к противоположной стороне. Подобное нарушение логики логоса было обозначено Лениным как "возведение в абсолют одной из черточек познания", отнесено только это к идеализму, но не к материализму; А. Бердяевым - как "мышление крайностями"; К. Юнгом - "варварская односторонность"; А. Платоновым - котлованное мышление методом "абсолютизации относительного".

Диспаритет сознания, его раскол ведет к разрыву на практике и в теории целого на части, нарушению гармонии в системе целого, в результате чего система разрушается и имеют место как бесконечные возвраты к старому (при мышлении крайностями, например, нынешний возврат России к капитализму), так и социальные котлованы (провалы, пропасти) или вместо перестройки - "катастройка с зияющими высотами" (А. Зиновьев). А с недавних пор заговорили уже об эпохе постлиберализма в России. Подобные возвраты на "круги своя" начинаются каждый раз с нарушения логоса как изначального единства, тождества материи и духа. Раскол сознания, логоса еще в античности был выражен афористически: "вначале было слово (дух)" и "вначале было дело (материя)". Архетипы антилогоса развивались по линии разграничения и противопоставления между собой идеи сотворения и идеи откровения, номинализма и реализма, божественной воли и индивидуального разума. Но сначала на смену античному дуализму приходит монистический принцип: есть только одно Абсолютное начало - Бог; все остальное - его творение. Подлинным бытием обладает только Бог, который вечен, неизменен, самотождественен, ни от чего другого не зависит и является источником всего сущего.

В отличие от Бога, сотворенный мир не обладает такой самостоятельностью, ибо существует не благодаря себе, а другому. Христианский Бог, хотя сам по себе непосредственно не доступен для познания, тем не менее открывает себя человеку, и его откровение содержится в священных текстах Библии, толкование которых совпадает с богопознанием. Так соприкасаются идея сотворения и идея откровения. Обе тесно связаны между собой, ибо предполагают единоличного Бога. Отсюда всесторонняя зависимость не только средневековой философии от теологии, но и других форм мышления от церкви: юриспруденции, естествознания и т.д. Однако средневековый монизм оказался непрочным, ибо породил свой дуализм веры и разума, реализма и номинализма. Реализм признавал реальность универсалий, существующих до вещей. Они однотипны с идеями Платона, выражающими сущность вещей, и

стр. 18


познаваемы с помощью божественного разума. Противоположное направление - номинализм - был связан с подчеркиванием приоритета разума человека над волей и признавал, что общие понятия, идеи - только имена и не обладают никакими атрибутами самостоятельного существования вне и помимо единичных вещей. Налицо вновь очередной разрыв материи и духа.

Ясно, что философская мысль не может пребывать в вечном дуализме материи и духа, ибо истина все же одна. Осознанием этого факта и попыткой восстановления единого логоса были проникнуты философские системы эпохи Возрождения - Н. Кузанского, Дж. Бруно и других. На смену одной серединной философии между идеализмом и материализмом - гилозоизма Гераклита - приходит другая серединная философия - пантеизм эпохи Возрождения с его учением о золотой середине между минимумом и максимумом, названным экстремальным принципом. Эвристическое значение этого принципа в науке огромно, ибо содержит в себе философскую и естественнонаучную стратегию стабилизации и устойчивого развития общества, столь актуальную и нужную сегодня для России.

Устойчивость всех природных и социальных систем достигается с помощью среднего варианта во взаимодействии между частью и целым, сохранением и изменением, атомом и Вселенной, личностью и обществом и т. д. Средний вариант или середина их взаимодействия означает точку пересечения, совпадения противоположностей, через познание которой постигается всеобщее единство мира. Сюда стремится проникнуть разум с тем, чтобы "исследовать все тайны природы" (Дж. Бруно). Понимая под максимумом природу в целом, или Вселенную, а под минимумом - отдельные конечные вещи, Бруно говорит о совпадении минимума и максимума в едином: "Все вещи находятся во Вселенной и Вселенная - во всех вещах: мы - в ней, она в нас. Так все сходится в совершенном единстве".

Отсюда и огромная роль серединной философии, синтезирующей противоположные направления материализма и идеализма. Такими синтетическими направлениями в философии оказались гилозоизм Гераклита в античности, пантеизм в философии Возрождения и Нового времени, а также в какой-то мере панлогизм Гегеля. В XX в. философия снижает свою синтетическую функцию в силу резкой поляризованности на материализм и идеализм. В такой ситуации эстафету синтетического мировоззрения и методологии принимают на себя различные философские направления Востока и России. Общим для них является сохранение и приверженность к пантеистическим тенденциям философии эпохи Возрождения, касается это и теософии Блаватской, или учения о богочеловеке русской религиозной философии.

На рубеже XX и XXI в. резко обозначился повышенный интерес к ним, во всяком случае в России. И это не случайность, ибо является вы-

стр. 19


ражением тенденции к возрождению синтетизма в философии и науке и прежде всего, стремления к преодолению расщепления и раскола логоса. Добавляется сюда и социальная значимость и востребованность темы, особенно в ситуации нынешнего российского хаоса. Актуальность темы возрастает и в связи с тем, что, собственно, в русской религиозной философии не было расщепления логоса, ибо между материей и духом (Богом) находился человек, как опосредующее звено между ними. Наличие этого третьего, опосредующего звена в соотношении материи и духа делает русский философский логос устойчивым и более привлекательным по сравнению с западным по своей гумманистической направленности - возвышением человека до Бога. Человек богоподобен. Такова основная идея теософии Блаватской, русской религиозной философии, этики Рерихов, философии ненасилия Толстого и т. д. Такая позиция определенно расходится с церковно-христианским пониманием человека как греховного существа, и потому сравнение его с Богом, тем более уподобление их, считается ересью.

В свое время философия эпохи Возрождения возродила логос Гераклита с помощью экстремального принципа поиска истины, связанного с отысканием середины между минимумом и максимумом какой-либо величины в виде инфов. Это прежде всего различение Джордано Бруно трех минимумов или единиц, обозначающих простейший элемент, клетку системы: в философии - монада, в физике - атом, в математике - точка. В последующем развитии науки число их намного возросло. Так, в биологии - это клетка и вид, в физиологии высшей нервной деятельности - условный рефлекс, в политэкономии капитализма - товар, в информатике - бит, в генетике - ген. Похоже, что и современная физика определяет свои инфы, о чем уже вкратце говорилось выше в связи с теорией физического вакуума. Остановимся на этом чрезвычайно важном вопросе более подробно.

Основные черты универсального закона Мироздания: физика и метафизика

Современная физика в квантованности мира, т. е. в дискретности его возможных пространств, различает минимумы, или единицы - инфы, обозначающие простейший элемент и как точку пересечения и проявления тождества и различия материи и духа. Особенно это заметно в делении физики на объективную и субъективную и в стремлении обнаружить в точке их пересечения начальное или изначальное тождество и различие материи и духа. Схематически это может быть дано следующим образом.

На схеме наглядно изображена дискретность, квантованность Мироздания как целого в виде семи структурных уровней организации материи, разделенных в то же время на объективную и субъективную фи-

стр. 20


зику. Объективная и субъективная физика образуют как бы два параллельных ряда. Можно представить, что при сгибании по линии вакуума происходит как бы схлопывание, наложение друг на друга путем конвергенции противоположных сторон: материи и духа, объективной и субъективной физики в серединной точке - физическом вакууме. В этой серединной точке пересечения двух миров - объективного и субъективного - в наибольше мере проявляется действие закона тождества материи и духа, выражающееся в онтологизации не только материи, но и категорий духа и субъекта в их "офизичивании". Нефизические категории идеального - дух, сознание, субъект - рассматриваются как физическая реальность, становятся объектом и предметом физики.

Перспективность такого подхода заключается в том, что здесь уже проявляются все основные черты самого универсального закона Мироздания - закона конвергентного тождества и различия материи и духа. Но в более

стр. 21


концентрированном виде они содержатся как бы в неразвернутом виде в инфах физической науки в форме квантов - субъектов. И если представить их в более развернутом виде в процессе восхождения от абстрактного к конкретному, то можно обнаружить по крайней мере 11 основных черт универсального закона конвергентного тождества и различия материи и духа. Во-первых, подтверждение мысли Ленина о том, что противоположность материи и сознания абсолютна лишь в пределах гносеологии. В рамках же онтологии такое противопоставление лишено основания. Можно сказать, что в онтологии единство, тождество материи и духа абсолютно, а различие между ними относительно. Во-вторых, инвариантность и виртуальность воспроизведения в физических инфах - квантах объект- субъектных отношений на всех уровнях развития Мироздания. В-третьих, конвергентная природа взаимосвязи материи и духа и решение основного вопроса философии на паритетных началах соотношения материи и духа. В-четвертых, системность законов философии в их соотношении с самым универсальным законом Мироздания - законом конвергентного тождества и различия материи и духа. В-пятых, принципы паритетности и взаимокомпенсации материи и духа. В- шестых, духовность как особый вид информации. В-седьмых, материальные и духовные факторы социального развития. В- восьмых, перспективность замены основного вопроса философии основным законом философии в теории и практике цивилизационного развития человечества. В- девятых, логическое содержание основного закона Мироздания или философии. В-десятых, параллелизм и единство принципов онтологии и феноменологии в структуре Мироздания как целого. В-одиннадцатых, философия как открытая, синергетическая самоорганизующаяся система. Каждый из перечисленных основных черт закона конвергентного тождества и различия материи и духа требует специального рассмотрения и вполне может быть предметом не одной книги. Поэтому мы вынуждены остановиться на них лишь в виде кратких тезисов.

1. Начнем с первой основной черты - закона конвергентного тождества и различия материи и духа. По этому вопросу к сказанному выше о современных данных по гилозоизму, а именно - об идеальности материи и материальности сознания, можно добавить, что единство материи и духа является способом существования самой материи. Для пояснения сказанного вынуждены вернуться к тезису о двух взаимодополняющих самых универсальных атрибутах материи - движение и информация. Дух, будучи материально- нематериальным видом информации, выполняет такую же атрибутивную роль по отношению к материи, как и движение. Раз атрибут, то дух неотделим от материи. Отсюда абсолютность конвергентного тождества, единства материи и духа и относительность различия между ними, возможного и допустимого лишь в пределах гносеологии.

стр. 22


В тандеме материи и духа, как способе существования материи, дух в виде особого психо-физического, энерго- информационного процесса выполняет организующую и направляющую роль по отношению к самому движению материи, т. е. фактически управляет другим универсальным атрибутом материи - движением. Если перевести этот тандем с философского уровня рассмотрения на общенаучный, то он обозначается как триединый поток вещества, энергии и информации. Выше речь шла о проявлении такого тандема применительно к физическому явлению, названному нелокальным эффектом и имеющему место в микромире. Как научный принцип, он признан физикой сравнительно недавно, в 1982 г. Для философии принцип этот имеет колоссальное значение потому, что в физическом явлении проявляется психофизический, т. е. субъектный, эффект, демонстрируя наличие в физическом мире суъект-объектных отношений.

2. Имеет место инвариантность и виртуальность, или метафизичность, проявления субъект-объектных отношений в Мироздании как целого: в микромире - нелокальный эффект и два уровня в макромире - живые тела, в том числе и особенно человек, и эффект скрытой массы. Вопрос о человеке как субъекте действия и познания ясен. Его деятельность выделяется в особую сферу - ноосферу (В.И. Вернадский, Тейяр де Шарден). Новым является постановка вопроса о признании субъектности всей биосферы Земли. Новым является и признание субъективной физикой наличия, наряду с нелокальным эффектом, и другого субъекта в физическом мире в виде эффекта скрытой массы. Оказывается, весь сам видимый мир объективной физики гилозоичен, о чем речь шла выше, и потому субъектен. И с этой специфически субъекто- информационной стороны действия объективный физический мир тоже оказался в то же время виртуальным, невидимым, т. е. он за-физичен, мета-физичен.

Во много раз в больших масштабах оказался виртуальным и, в этом смысле метафизическим, мир скрытой массы Вселенной или Мироздания. Зримый мир объективной физики с его тремя структурными уровнями организации - твердое тело, жидкость и газ - составляет лишь менее 10% его общей массы. Остальная часть, более 90% массы, составляет незримая космическая среда. В энергетическом плане мощь ее, по сравнению со зримой массой объективной физики, превышает в 100-200 тыс. раз. Отсюда и огромная роль этой космической среды в выполнении информационно-управленческой субъектной функции по отношению к зримому миру объективной физики. В этом суть эффекта скрытой массы в современной физике. Если нелокальный эффект присущ микромиру, то эффект скрытой массы - макромиру, т. е. больше метафизическому, нежели физическому. Собственно, физический вакуум, биофизика, геофизика, астрофизика и т.д. относятся больше к миру за-физическому и в этом смысле метафизическому, нежели физическому.

стр. 23


В итоге можно отметить инвариантное воспроизведение метафизических субъект-объектных отношений на всех уровнях структурной организации Мироздания как целого. "Феномен соотнесенности материи с метафизическим наблюдается на Земле повсеместно... Массовость явления говорит о том, что оно носит типичный характер. Через него раскрывается существенное в природе материи, разъясняется ее природа как типа среды. У нас есть все основания выдвинуть предположение, что материя есть среда, в принципе находящаяся под управлением метафизического" [10]. Метафизические субъект-объектные отношения составляют больше предмет философии, нежели физики.

3. Незримая космическая среда с ее глобальным управленческим процессом выполняет огромную субъектную функцию конвергенции и опосредования с помощью информации во взаимодействии материи и духа, т. е. в решении основного вопроса философии. Об этом подробнее речь шла в данном материале, тем не менее, в силу важности вопроса, необходимо продолжение его в пункте 5.

4. Специального обсуждения требует систематизация законов философии в их соотношении к основному закону Мироздания - закону конвергентного тождества и различия материи и сознания. Не секрет, что три закона философии - единство и борьба противоположностей; взаимный переход количественных и качественных изменений; отрицания отрицания - были сначала сформулированы в духе жесткого идеалистического монизма Гегелем, а в последующем - классиками марксизма в духе не менее жесткого материалистического монизма. Причем, оба монизма увлеклись диалектической, изменчивой стороной единого процесса развития и предали забвению противоположную сторону - сохранение стабильности и устойчивости развития. При этом был допущен произвол по отношению к метафизике как науке об универсальной сути бытия Мироздания как целого.

Предмет науки метафизики как раз и составляют процессы сохранения стабильности и устойчивости развития, а также сущностей и смысла бытия и мира как целого, и его отдельных, частичных форм. Систематизация законов философии нужна в целях более полного и целостного философского осмысления Мироздания как целого. А это возможно путем преодоления в целом негативного отношения к метафизике с тем, чтобы осуществить не только конвергенцию материализма и идеализма, но и диалектики и метафизики. В философском плане такой синтез может быть плодотворным в рамках самого универсального закона Мироздания, каким является закон тождества и различия материи и духа. Он задает необходимые ориентиры и параметры не только для конвергентного решения основного вопроса философии, но и для создания своего рода системности законов философии, где все законы были бы представлены как частные и производные от этого наиболее всеобщего и универсального.

стр. 24


В этой системе философских законов должно быть определено и конвергентное соотношение законов диалектических и метафизических. При этом, наверное, не обойтись без помощи общенаучного подхода к законам сохранения и законам развития. Не исключена будет и переформулировка соотношения законов функционирования и законов развития на соотношение законов сохранения и законов развития, ибо принципы сохранения шире принципов функционирования хотя бы потому, что существуют целых два закона сохранения. Это закон сохранения вещества и закон сохранения и превращения энергии. На подходе и создание третьего закона сохранения - закона сохранения информации. И поскольку информация уже приобретает статус общефилософский, то не исключена возможность того, что общефилософские законы сохранения и устойчивости развития будут сконцентрированы вокруг принципов информационного детерминизма.

И по мере формулирования общефилософских законов сохранения, или метафизического развития, будет осуществляться их конвергенция со сформулированными уже законами изменчивости, или диалектического развития. В результате, возможно и преодоление одностороностей диалектических монизмов, как материалистического, так и идеалистического. Их конвергенция также оптимально может произойти в рамках более общего системного образования - закона конвергентного тождества и различия материи и духа.

5. Принципы паритетности и взаимокомпенсации материи и духа позволяют по-новому подойти к решению основного вопроса философии. Поскольку материальность и идеальность - два равнозначных атрибута материи, постольку взаимодействие и соотношение между ними объективно являются паритетными, стоятся на равнозначных началах. Между тем, вопреки такому объективному положению вещей, в философии утвердился субъективный подход, признающий неравнозначность материи и духа. В философии обозначился диспаритет материи и духа, что является существенным недостатком, сыгравшим и играющим тормозящую роль в ее развитии. Это выразилось в признании первичности или вторичности материи или духа, а также в концепции порождения одного из сторон основного вопроса философии другой стороной. Ненормальность подобного положения с формулировкой и решением основного вопроса философии отмечается в литературе.

Как верно отмечает А.М. Ковалев: "Если мир бесконечен, то проблему бытия и сознания бессмысленно ставить в плане того, что возникло раньше, а что позже, или что одно материально, а другое духовно. И бытие, и сознание - формы существования и проявления неисчерпаемой материи. И то, и другое в этом смысле материально и в бесконечном мире могут существовать от века, т. е. бесконечно. И то, и другое - две взаимодействующие между собой структуры в рамках Мироздания. При этом ве-

стр. 25


щественное и духовное начало не являются порождением чего-то, стоящего над ними, они представляют собой части единого целого - движущейся материи. Наконец, не вещественное познает духовное, наоборот, вещественное познается с помощью духовного" [11].

Такая постановка и трактовка основного вопроса философии вполне корректна и вписывается в рамки закона тождества и различия материи и духа. Автор признает как тождество материи и духа, так и различия между ними. Духовные процессы - также некий вид материи - в силу своей материальности подобно вещественным структурам воздействуют как друг на друга, так и на материальные структуры. Вещественная и духовная реальности - это не две противоположные реальности, порождающие одна другую, а обе они выступают конкретными формами проявления одной и той же более общей реальности - материи. Но тождество материи и духа имеет в то же время и различия, связанные с тем, что духовное представляет собой тонкую материальность, а материальное - грубую духовность. Поскольку мир материален и духовен в одно и то же время, причем и то, и другое начало вечно, постольку речь может идти лишь о степени духовности и материальности в разных структурах, на разных этапах развития материального и духовного мира. Духовное представляет, вероятно, более тонкий и универсальный вид энергии и материи.

6. К сказанному можно добавить, что духовное есть и особый вид информации, обладающий особой проникающей способностью, как говорится, во все поры или внутрь любых процессов и самоорганизовывать их, т. е. выполнять активные функции инфов. Способность эта предрасположена в духовности как в наиболее тонком виде структуры материи. В соответствии со сказанным, различие между материей и духом следует искать не в плоскости первичности или вторичности их по отношению друг к другу, не в порождении одного другим, а в степени и в качестве их различий, присущих тому или иному материальному субстрату. Вполне возможно, что разные виды материи и формы ее движения поддаются классификации по критерию сочетания в них материального и духовного факторов развития.

7. Что касается социальной формы движения, то ясно, что ей присуща наибольшая степень развитости материальных и духовных факторов развития. Но и здесь нужно расстаться с иллюзией, связанной с признанием первичности общественного бытия по отношению к общественному сознанию. Тезис этот нужен был основоположникам марксизма для доказательства правоты материалистического понимания истории. И тезис этот имел под собой вполне реальное основание в условиях капитализма на Западе, где получился явный перекос в сторону преимущественного развития материально-экономических факторов, нежели морально-духовных. Так что ис-

стр. 26


ключение из правила было принято за правило, что влечет за собой и ошибки в социальной практике.

Вся социальная история России тому свидетельство. В стране исторически слаборазвитой в экономическом отношении навязываются социальные преобразования и реформы по рецепту - бытие определяет сознание. На самом же деле в России имеет место устойчивый перекос в другую крайность - сознание, дух определяет материю, бытие. Об этом очень верно сказал Ф.М. Достоевский - Россия не единожды была спасена единящим духом единения, к тому же - при нищете экономической. Спасение достигалось за счет взаимокомпенсации слаборазвитой экономики высокоразвитым народным духом. Игнорирование, или же незнание, своей страны, ее подлинной истории и все попытки насильственного реформирования вот уже который раз приводят к перестройкам-катастройкам, по А. А. Зиновьеву. Как говорят, умом Россию не понять. Но можно было бы здесь же добавить - мерками западного рационализма и меркантилизма.

8. Преодоление крайностей материализма или идеализма в решении основного вопроса философии на практике цивилизационного и социального развития возможно с позиции соблюдения закона конвергентного тождества и различия материи и духа. В связи со сказанным заслуживает внимания утверждение о том, что по мере развития основного закона философии им будет заменен основной вопрос философии и последний будет упразднен. Такая точка зрения высказана В. Алферовым [12]. Вполне солидаризуясь с таким мнением, хотелось бы отметить, что автор указанной статьи ограничился лишь логическим аспектом формулирования основного закона философии, без его онтологии. Пробел этот восполняется нами рассмотрением основного закона Мироздания, совпадающего с основным законом философии. Он в то же время является и универсальным законом цивилизационно-социального развития человечества. Потому и здесь также нужна при обсуждении философско- методологических проблем переориентация на закон конвергентного тождества и различия материи и духа.

9. Логическое содержание основного закона философии выражено в инфологии, предметом которой являются инфы как элементарные и в то же время универсальные системные образования конвергентного тождества и различия материи и духа. В инфологии следует видеть и метод восхождения от абстрактного к конкретному и в самой философии, по крайней мере в разработке ее основного закона.

10. В целом нет исключения из этого правила и для феноменологии, о чем свидетельствует параллелизм и единство принципов онтологии и феноменологии в структуре Мироздания как целого. Но феноменология сознания в аспекте закона конвергентного единства материи и духа требует специального рассмотрения.

стр. 27


11. Философия представляет собой открытую синергетическую систему, содержание и структура которой под влиянием новых научных достижений постоянно обновляются. Новым составляющим эпоху в современной науке достижением является информационный детерминизм. Осмысление кардинальных проблем философии под влиянием открытия в физике этого пятого фундаментального взаимодействия - информационного, наряду с четырьмя прежними: электромагнитного, гравитационного, сильных и слабых внутриядерных сил, позволяет сформулировать не только ЕТП, но и основной закон Мироздания, являющийся в то же время и основным законом философии. Все принципы и законы философии нужно привести в соответствие с основным законом философии, что также является самостоятельной темой для обсуждения.

1.Философские исследования. 2002. N 2.

2. См.: Юзвишин И.И. Информациология. М., 1996.

3. См: Уилсон Р.А. Квантовая психология. Пер. с англ. Киев, 1999.

4. Шипов Г.И. Явления психофизики и теория физического вакуума // Сознание и физический мир. Вып.1. М., 1995. С. 86-103.

5. Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С. Физика веры. СПб., 2002. С. 38.

6. Шипов Г.И. Теория физического вакуума. М., 1993. С. 19.

7. Акимов A.Е. Физика признает Сверхразум // Чудеса и приключения 1996. N 5. С. 24-27.

8. Стрелков А. Новая реальность - эфирная Вселенная // Чудеса и приключения. 1998. N 7. С. 26-29.

9. Аверинцев С.С. София-Логос. Словарь. Киев, 2000. С. 114.

10. Карманов К. Логика идеального. Амстердам, 2000. С. 13.

11. Ковалев A.M. Способ духовного производства в структуре общества. М., 2001. С. 32.

12. Алферов В. Проект основного закона философии // Философские исследования. 2000.N 2


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/НОВАЯ-ФИЛОСОФИЯ-ОБ-ОСНОВНОМ-ЗАКОНЕ-МИРОЗДАНИЯ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Iosif LesogradskiContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Lesogradski

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Г. А. ЮГАЙ, НОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ОБ ОСНОВНОМ ЗАКОНЕ МИРОЗДАНИЯ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 09.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/НОВАЯ-ФИЛОСОФИЯ-ОБ-ОСНОВНОМ-ЗАКОНЕ-МИРОЗДАНИЯ (date of access: 12.06.2021).

Publication author(s) - Г. А. ЮГАЙ:

Г. А. ЮГАЙ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Iosif Lesogradski
Москва, Russia
943 views rating
09.09.2015 (2103 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Потенциалы взаимодействия всех масс Вселенной, образуют энергетическую структуру Вселенной во всей сфере Вселенной однородным физическим потенциалом взаимодействия всех масс Вселенной Ф
Catalog: Физика 
3 hours ago · From Владимир Груздов
РУССКОЕ ОТКРЫТИЕ АМЕРИКИ. СБОРНИК СТАТЕЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ 70-ЛЕТИЮ АКАДЕМИКА НИКОЛАЯ НИКОЛАЕВИЧА БОЛХОВИТИНОВА. М., 2002
Catalog: История 
Yesterday · From Россия Онлайн
Б. Н. КОМИССАРОВ, С. Г. БОЖКОВА. ПЕРВЫЙ РОССИЙСКИЙ ПОСЛАННИК В БРАЗИЛИИ Ф. Ф. БОРЕЛЬ. СПб., 2000
Catalog: История 
Yesterday · From Россия Онлайн
РОССИЙСКИЙ ДИПЛОМАТ Р. Р. РОЗЕН
Catalog: История 
Yesterday · From Россия Онлайн
КАНЦЛЕР А. М. ГОРЧАКОВ: ТРИУМФ В ЛОНДОНЕ И ЧЕРНЫЕ ДНИ В БЕРЛИНЕ
Catalog: История 
Yesterday · From Россия Онлайн
КОНФЛИКТ И КОНСЕНСУС В АМЕРИКАНСКОЙ ИСТОРИИ
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
Журнал Боевых действий 10-го Кубанского пластунского батальона в Великой войне 1914-18гг. Очень ценная статья: А.В. Галич (г. Краснодар, Российская Федерация) МАТЕРИАЛЫ К ИСТОРИИ 10-го КУБАНСКОГО ПЛАСТУНСКОГО БАТАЛЬОНА (18.07.1914 г. - 15.01.1918 г.), в Научном сборнике "Мир славян Северного Кавказа", выпуск 9, 2016, стр. 67-135. Оцифровал, с возможностью поиска по тексту. (Даты, населенные пункты, местности, фамилии, бои, потери, трофеи) Большое спасибо Галичу А.В. за труды. В интернете в свободном доступе его аналогичная статья о 11-м КПБт. Анатолий Дмитриев, 10.06.2021.
С. БЕРГЕР. БРИТАНСКАЯ РАБОЧАЯ ПАРТИЯ И ГЕРМАНСКИЕ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТЫ. 1900 - 1931. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
И. И. КОЛЕСНИК. ИСТОРИОГРАФИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ: ОТ ТАТИЩЕВА ДО КАРАМЗИНА
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
В 1803 году Томас Юнг направил пучок света на непрозрачную ширму с двумя прорезями. Вместо ожидаемых двух полосок света на проекционном экране он увидел несколько полос, как если бы произошла интерференция двух волн света из каждой прорези. За два века было поставлено множество экспериментов, которые показали, что не только свет, но любая одиночная элементарная частица и даже некоторые молекулы ведут себя как волна, проходя через обе щели одновременно. Однако если поставить у щелей датчики, которые определяют, через какую именно щель частица проходит, то интерференционная картинка исчезает.
Catalog: Физика 

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
НОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ОБ ОСНОВНОМ ЗАКОНЕ МИРОЗДАНИЯ
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones