Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-9660

Share with friends in SM

В 1946 г. в Государственном Историческом музее в Москве открылись пять новых зал, посвященных России XIX века.

Хронологические рамки экспозиции - 1825 - 1856 гг., от поражения декабристов и начала николаевской реакции до конца Крымской войны.

Новая экспозиция является непосредственным продолжением предыдущей и тесно с, ней связана как разрешением методологических вопросов, так и принципами музейного показа. Развёрнутый в предыдущих залах анализ социально-экономических противоречий в стране является тон базой, 'которая необходима для понимания характера и размаха общественных движений и должной оценки внешней и внутренней политики правительства и на которой, следовательно, подстроена новая экспозиция.

В двух небольших залах расположены материалы, отражающие государственную систему николаевской монархии. Эти материалы раскрывают основное направление внутренней политики Николая I (зал N 29), его борьбу с революционным движением.

На стенде, возглавляемом портретом Николая I работы крепостного художника А. В. Полякова, собран материал по III отделению. Указ "О ложных слухах о воле" от 12 мая 1826 г., следственные дела о декабристах и ряд дел цензурного комитета указывают на главные задачи его охранительной деятельности. Принцип сословной школы, проводимый в жизнь Николаем I и министром народного просвещения С. С. Уваровым, ярко иллюстрируется изображениями специальных дворянских учебных заведений - "Николай I в Смольном институте" (эскиз художника П. А. Федотова), "В лицее" (картина неизвестного художника), "Великий князь Михаил Павлович среди кадет" (литография А. Банова). Политика просвещения в целом характеризуется также архивными документами. Среди них особенно интересны: рукописный подлинник первого отчёта С. С. Уварова, за 1833 - 1843 гг., с пометкой Николая I: "Читал с удовольствием", - и записка С. С. Уварова на имя царя о необходимости положить в основу деятельности министерства народного просвещения "триединую формулу русской верности" - "православие, самодержавие, народность", с резолюцией Николая I - "Согласен".

В экспозиции имеются материалы, характеризующие крестьянский вопрос при Николае I, работы по кодификации, а также экономическую политику, которую проводила дворянская монархия в связи с ростом капиталистических отношений в стране.

Портреты и картины - "Выезд Николая I со свитой" (масло, Н. Е. Сверчков, 1850), "Обед", данный петербургским дворянством в честь совершеннолетия в. к. Александра" (масло, 1830), "На Ивановской площади в Кремле" (масло, Э. Гертнер, 1839) - рисуют дворянство как опору николаевского самодержавия. В зале N 31 показана коллекция портретов николаевских чиновников: от наиболее известных столпов николаевской реакции - начальника III отделения А. Х. Бенкендорфа и московского генерал-губернатора


См "Вопросы истории" N 10 за 1946 г., стр. 155.

стр. 152

А. А. Закревского до рядовых представителей власти на местах. Особый отдел отведён чиновникам церкви. Городское управление показано архитектурными комплексами "присутственных мест" и бытовыми сценами.

Значительно обогащают экспозицию этих зал подлинные мундиры того времени: жандармские, чиновников министерств и дворянские. С большим интересом рассматривают посетители витрину с образцами российских гражданских орденов.

Широко использованы современные (главным образом середины и конца 50-х годов) карикатуры. Среди авторов их мы встречаем такие известные имена, как Д. И. Саломаткин, П. М. Боклевский, менее известные, как И. Ф. Шестаков, и, наконец, художников-любителей, как, например, Кожевников. Имена последних не всегда удаётся установить. Карикатуры обличают отвратительные стороны вошедшего в пословицы николаевского бюрократизма.

С особым вниманием научный коллектив музея подошёл к разработке и музейному оформлению центрального зала новой экспозиции - "Общественные движения России в 1830 - 1840-х годах".

Если в вышеназванных залах показана Россия царская, то здесь задачей было отразить зарождение новой России, провозвестником которой были русские просветители В. Г. Белинский и А. И. Герцем и к которой тянулось всё подлинно прогрессивное и народное.

Зал открывается показом массового крестьянского движения. Для музейного работника эта тема особенно трудна. Художники-современники, как правило, прикрашивали крестьянский быт, давая в лучшем случае его этнографически точное изображение. Классовая борьба крестьян вообще выпадала из их тематики. Поэтому пришлось особенно тщательно подбирать материалы, которые если и не отображают крестьянские волнения, то дают картину причин этих волнений, экономического и правового положения крестьян. Таковы, например, работы худ. Д. И. Саломаткина "Проводы рекрут", худ. А. О. Орловского "Арестованный крестьянин". Очень ценный материал даёт неопубликованный альбом рисунков землемера-художника Н. С. Чернова (1840 - 1850), а также работы неизвестных художников: "Бедная деревня" и "Приезд помещицы". Сума для сбора податей, бирка с отметками выполнения повинностей крестьянами, трёххвостная и четырёххвостная плети, клейма для каторжников - все эти вещи, как свидетели прошлого, помогают воссоздать условия жизни русского крестьянина.

Важнейшим материалом этого раздела являются архивные дела: описания "бунта" крестьян в одном из поместий Воронежской губ. (1832), списки с известного Ревдинского дела крестьян помещицы Демидовой (1841), донесения о волнениях на уральских золотых приисках княгини Бутеро (1840). Последние два дела находятся в фонде владельцев многих уральских заводов князей Голицыных - соседей Бутеро и Демидовых.

Исключительный интерес представляет дело крестьян помещика Смирнова (Клинский уезд, Московской губ.). В деле сохранилось подлинное прошение крестьян, поданное ими Николаю I при проезде его через с Завидово в 1835 году. Крестьяне указывают на более чем 15-летнюю борьбу с помещиком и формулируют свои требования: "Хотим быть от рабства свободными". Они надеются на помощь царя, противопоставляя его своему помещику.

Центральное место в этом разделе занимает карта массового движения 1825 - 1855 гг., составленная на основании архивных материалов.

Следующая часть зала посвящена общественным течениям 1830 - 1840 годов. Этот раздел экспозиции особенно богат иконографическим материалом. В нём показаны участники студенческих кружков 30-х годов XIX в.; виднейшие славянофилы, представители правого и левого крыла западников, члены кружка Петрашевского. Тщательно собраны и выделены материалы, связанные с жизнью и деятельностью А. И. Герцена и В. Г. Белинского.

Среди портретов имеются уникальные произведения: портрет молодого Герцена - работы худ. Збруева (масло), Н. В. Станкевича (акварель) - худ. Л. Беккера, Д. А. Валуева - акварель неизвестного художника, автопортрет А. С. Хомякова (масло), портрет Ю. Ф. Самарина - работы худ. В. А. Тропинина (масло), портрет Н. А. Герцен с сыном - акварель худ. К. А. Горбунова.

Следует отметить хорошую документацию этой части экспозиции материалами архива Государственного Исторического музея из фондов Н. В. Станкевича, А. С. Хомякова, М. А. Бакунина. Особую ценность представляют автографы-письма В. Г. Белинского, в одном из которых (1837) он рисует свой идеал человека.

В зале расположен своеобразный экспонат - обстановка диванной или "говорильни" из дома А. С. Хомякова на Собачьей площадке в Москве, где в 40-х годах собирались представители московской интеллигенции для разрешения вопросов "о судьбах России". Рядом с "говорильней" витрина с личными вещами А. И. Герцена, Н. А. Герцен, В. Г. Белинского, Н. П. Огарёва, И. С. Тургенева, Т. Н. Грановского, Н. В. Гоголя, П. В. Киреевского, Н. В. Станкевича и др.

Быт русской интеллигенции того времени рисуется также в целом ряде интерьеров и экстерьеров, типовых и персональных, как, например, "Кабинет П. Я. Чаадаева", кабинет Т. Н. Грановского", "Вид усадьбы Мураново", "В мастерской художника Н. Н. Подклюшникова" и др.

Вторая тема того же зала, "Наука, литература, искусство 1825 - 1850 гг.", имеет своей целью подчеркнуть лишь новые прогрессивные явления в этих областях и не Дублирует, таким образом, экспозиции специальных - литературных, театральных и др. - музеев и выставок.

Наиболее подробно показан раздел "Русская наука 1830 - 1850-х годов". Особое внимание в нём уделено развитию исторической науки. Наряду с портретами историков: С. М. Соловьёва. Т. Н. Гратавского, П. Н. Кудрявцева, М. П. Погодина и др. - выставлены первые издания источников - "Акты

стр. 153

исторические" (1842), "Собрания русских летописей" (1853), "Памятники, издаваемые археографической комиссией в Киеве" (1345) и др., - явившихся базой для будущих исторических исследований.

В экспозиции даны также портреты виднейших представителей точных наук: химика Н. Н. Зинина, математика Н. И. Лобачевского, астронома В; Я. Струве, путешественника-географа Ф. П. Литке; представлены труды вновь организованных научных обществ. Особое место уделено материалам по славяноведению. Ценный экспонат - запись публичных лекций Т. Н. Грановского, сыгравших не малую роль в истории общественных движений.

Специальные витрины выделены для писателей "натуральной школы" и для журналистики (портреты, книги).

В разделе "Театр" центральное место занимает М. С. Щепкин, создатель русского реалистического театра, его предшественники и последователи; в разделе "Музыка" - М. И. Глинка, создатель национальной русской музыки.

Здесь собраны уникальные вещи и документы: неопубликованный портрет А. С. Пушкина конца 1830 г. - акварель на кости худ. Линёва, портрет молодого Н. В. Гоголя, по мнению специалистов, работы худ. А. А. Иванова, портрет М. С. Щепкина - акварель А. Добровольского (1839) (из собрания Государственного театрального музея), книга автографов М. Ю. Лермонтова - его стихи и рисунки, автограф Н. В. Гоголя, адрес, поднесённый М. С. Щепкину в день его пятидесятилетия (1893) писателями-петербуржцами Л. Толстым, Н. Некрасовым, И. Тургеневым, И. Гончаровым, Ф. Тютчевым и др. (всего более 20 подписей), первые издания выдающихся произведений русской литературы. Особая витрина выделена для серии дружеских шаржей на писателей и артистов худ. Н. А. Степанова (небольшие скульптуры из папье-маше).

В зале выставлены также скульптурные изображения выдающихся людей того времени: бюст В. Г. Белинского (копия со скульптуры Н. Н. Гё), его посмертная маска (скульптор Гринман), бюсты Т. Н. Грановского (скульптор Ритчель), А. С. Пушкина (скульптор Гольдберг), Т. Г. Шевченко (скульптор Р. Р. Бах), И. А. Крылова (скульптор Санрусский).

Крупнейшие культурные и научные центры - Московский, Петербургский и Казанский университеты, Годный институт, Академии наук и художеств, Публичная библиотека в Петербурге, театры и Музеи - представлены в зале большими полотнами, акварелями, гравюрами. Зал обставлен мебелью 1830 - 1840 гг., среди которой имеются меморативные вещи - стол из" кабинета Т. Н. Грановского и письменный стол А. С. Хомякова.

В последних двух залах показаны внешняя политика России 1825 - 1850 гг. и николаевская военная система. В одном из них (N 32) на фоне военных событий показана борьба двух течений в области военного искусства: против русских национальных военных традиций Суворова, Ушакова, Кутузова и их продолжателей - М. П. Лазарева, В. А. Корнилова, П. С. Нахимова и др. - выступают сторонники прусской военной системы, возглавляемые Николаем I.

Военный быт и войны богато представлены в фондах музея. Коллекция оружия русского, восточного и западноевропейского даёт возможность наглядного сравнений военной техники воюющих стран, собрание военно-исторических карт иллюстрирует роенную тактику на примерах отдельных сражений, в нумизматическом материале отражены важнейшие события военной и дипломатической истории того времени.

Чрезвычайно разнообразен изобразительный материал. В залах размерены портреты крупный военных деятелей и дипломатов (масляная живопись, среди которой работы художников К. П. Брюллова, Дж. Да у, а также современных персидских художников, иностранные и русские гравюры и литографии).

Особенный интерес для историка представляют изображения военного быта, сражений и эпизодов из истории дипломатии, сделанные художниками-очевидцами. Последних можно разделить на две группы. К первой относятся художники, прикомандированные к штабам войск. В своих рисунках они обязаны были отразить не только основные события войны, но и официальную точку зрения на эти события (это приходится учитывать при изучении и оценке их работ). Наиболее ярким примером работ такого рода может служить серия рисунков худ. В. И. Мошкова, зафиксировавшего события русско-персидской и русско-турецкой войн конца 1820-х годов.

Художники второй группы являлись непосредственными участниками походов и хорошо знали военный быт. В их рисунках нет полноты и последовательности изображения событий, но зато они более непосредственны. В них мы находим любопытные детали, а иногда критику и даже сатиру на николаевскую роенную систему. Таковы альбомы Кожевникова и Корчака, участников русско-турецкой воины 1828 - 1829 гг.; "Кавказский альбом" неизвестного офицера, участника Кавказской войны 1830 - 1840 гг., и ряд рисунков-карикатур неизвестных авторов: "Зуботычина" - обучение солдат, "Великий князь Михаил Павлович", "Карикатура на военное министерство" (1848) и др.

Важнейшие военные события и героические эпизоды отряжены в лубках, выпускавшихся большими тиражами, а также в рисунках на платках, тарелках, табакерках.

Особо выделены материалы, связанные с революционным движением в Западной Европе и ролью России в его подавлении. В специальной витрине дан материал по кавказским войнам 1830 - 1850 гг.1 , рисующий


1 История народов Кавказа, Средней Азия и Сибири XIX в. будет представлена в особом зале, с подробной характеристикой социально-экономических отношений, политического устройства, классовой и национальной борьбы, культурных я экономических связей с Россией.

стр. 154

отдельные военные эпизоды, быт горцев, вождя их Шамиля (его портреты, переписка о наибами, введённые им ордена), а также представителей царского командования на Кавказе и быт русских войск.

Значительное место и в данном зале уделено письменным документам. В витринах находятся печатные тексты мирных договоров, указов и манифестов, "описания отдельный сражений" списки трофеев, личные документы и письма как рядовых участников войн, так и командного состава, пресса с известиями о событиях на разных фронтах, а также дела, связанные с подавлением революционного движения внутри страны.

В зале (N 33), посвященном обороне Севастополя, собраны реликвии, сохранившиеся от этой "героической эпопеи" (Л. Толстой). Над бюстом П. С. Нахимова группа знамён: Селенгинского и Якутского полков, прославившихся строительством оборонительных укреплений в особенно тяжелых условиях зимы 1854 - 1855 гг. (Селенгинский редут оборонительного укрепления, Камчатский люнет), в сражении 18 июня и в августовских боях за Малахов курган, а также знаменах ополченских дружин. Среди экспонатов имеется шинель адмирала В. А. Корнилова, в котором был смертельно ранен во время первой бомбардировки 5 октября, и записная книжка, бывшая при нем. В витринах лежат осколки картечи, пули, ядра, собранные современниками на севастопольских бастионах и иногда приспособленные в качестве чернильниц, пресс-папье или настольных украшений.

История обороны Севастополя развёрнута в хронологической последовательности. Серию рисунков с натуры, литографированных и изданных, оставили нам художник В. Тимм и участник войны офицер Н. Берг. Быт и военные действия англо-французского лагеря запечатлены в литографиях участника войны английского художника Симпсона.

Темы Севастопольской обороны и в дальнейшем привлекали художников. Серия картин передвижников - И. М. Прянишникова, В. Е. Маковского (масляная живопись по картону), - написанных в 1870 г., когда были биде живы Непосредственные впечатления и воспоминания о Крымской войне, даёт запоминающиеся образы большей частью безыменных героев обороны, а их повседневной жизни на бастионах в на территорий осаждённого города.

Примерно в то же время была изготовлена серия моделей по истории русской артиллерии и флота, из которой в экспозиции представлены образцы севастопольских пушек, а также 120-пушечный линейный корабль "Великий князь - Константин", стоявший на обороне севастопольского рейда до последнего дня.

В последнем разделе зала наряду с материалами о Парижском мире помещены документы, рисующие настроение разных слоев русского общества в связи с поражением царизма в Крымской войне.

Правильному пониманию сложных проблем, раскрываемых в экспозиции, способствуют характеристики и оценки исторических явлений и событий, данные в работах классиков марксизма и в высказываниях передовых современников и помещённые в экспозиции в виде цитат.

Экспозиция построена на подлинных истерических источниках: предметах материальной культуры и письменных документах, - лишь в исключительных случаях заменяемых высококачественными репродукциями.

В залах размещено 1206 подлинников, 51 репродукция и 52 текста-цитаты.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/НОВАЯ-ЭКСПОЗИЦИЯ-В-ГОСУДАРСТВЕННОМ-ИСТОРИЧЕСКОМ-МУЗЕЕ-РОССИЯ-ВО-ВТОРОЙ-ЧЕТВЕРТИ-XIX-ВЕКА

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Svetlana StepashinaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Stepashina

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. ЗАКС, НОВАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ ИСТОРИЧЕСКОМ МУЗЕЕ-"РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА" // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 21.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/НОВАЯ-ЭКСПОЗИЦИЯ-В-ГОСУДАРСТВЕННОМ-ИСТОРИЧЕСКОМ-МУЗЕЕ-РОССИЯ-ВО-ВТОРОЙ-ЧЕТВЕРТИ-XIX-ВЕКА (date of access: 17.09.2019).

Found source (search robot):


Publication author(s) - А. ЗАКС:

А. ЗАКС → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Svetlana Stepashina
Вологда, Russia
834 views rating
21.09.2015 (1457 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
МОСКОВСКИЕ ОХОТНИКИ ПРЕДПОЧИТАЮТ ЯСТРЕБОВ И СЕТТЕРОВ
Catalog: Лайфстайл 
5 days ago · From Россия Онлайн
НЕНУЖНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Catalog: Лайфстайл 
5 days ago · From Россия Онлайн
Российское онлайн-казино предлагает нам игры производства NetEntertaiment, Microgaiming и других менее известных разработчиков.
Catalog: Лайфстайл 
5 days ago · From Россия Онлайн
Рассматривается гравитационное поле, как энергетическая структура взаимодействия гравитирующих объектов. Предлагается расчёт гравитационных взаимодействий с точки зрения гравитационного потенциала взаимодействия частиц. Даны определения потенциала гравитационного пля. Вводится понятие ГРАДИЕНТА гравитационного потенциала взаимодействующих частиц. Вычислена энергия Вселенной, которая является постоянной величиной.
Catalog: Физика 
6 days ago · From Владимир Груздов
В событиях электорального Майдана 2019 года, приведшего к власти команду Зеленского, прямо явила себя Мать живущих Луна, устремив Украину, корабль наш, стезею Добра.
Catalog: Философия 
7 days ago · From Олег Ермаков
Симультанный синестетический образ "Музыка красоты", созданный Ириной Мирошник для синестетической музыкотерапии, объединяет комплементарные (взаимодополняющие) и скоординированные художественные образы: изобразительный — картина «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и музыкальный — «Музыка Первичного Океана» Ирины Мирошник. Создание симультанных (от франц. simultane — одновременный) художественных образов в синестетических композициях — это новая тенденция персоналистической культуры будущего — синестетический симультанизм. Синестетический симультанизм основывается на законах и принципах Координационной парадигмы развития (КПР), как общенаучной теории координации, альтернативной диалектике и метафизике.
Причина утраты людьми смысла древних имен. The reason of loss of the meaning of ancient names by people.
Catalog: Философия 
15 days ago · From Олег Ермаков
За последние месяцы международным общественным мнением очередной раз была выражена крайняя обеспокоенность напряженностью в споре о суверенитете в Южно-Китайском море, внезапно обострившемся после ряда внезапных и необоснованных действий Китая в районе ЮКМ
20 days ago · From Марина Тригубенко
3 июля 2019 года крупнейшее исследовательское судно Китая «Морская геология 8» в сопровождении двух тяжелых кораблей береговой охраны и целой флотилии вспомогательных судов незаконно вошла в район отмели Ты Тинь в блоке 06-01 в юго-западной части архипелага Спратли, расположенный в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) и континентальном шельфе в Южно-Китайском море. Ряд китайских морских судов спровоцировали действия против вьетнамской береговой охраны вокруг буровой установки проекта Нам Кон Шон - проект совместного предприятия Вьетнама с Россией. Китайские морские геологи сразу начали проводить сейсмические исследования дна. Одновременно они потребовали вывода оттуда японской буровой платформы Хакури 5, которая по контракту с «Роснефтью» и «Петровьетнам» уже более месяца ведёт разведочное бурение в этом же месте.
26 days ago · From Марина Тригубенко

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
НОВАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ ИСТОРИЧЕСКОМ МУЗЕЕ-"РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА"
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate $ to Libmonster ($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones