Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-7276

Share with friends in SM

CHALLAYE. Jaures. Paris. 318 p.

LAIR M. Jaures et l'Allemagne. Paris. 1935. 291 p.

WEINSTEIN HAROLD R. Jean Jaures. "A study of patriotism in the french socialist movement". N. -Y. 1936. 200 p.

ШАЛЛЕ. Жорес.

ЛЕР. Жорес и Германия.

ВАЙНШТЕЙН ГАРОЛЬД. Жан Жорес.

Для историка-марксиста фигура Жореса и его роль в политической борьбе предвоенной Франции представляют несомненный интерес. Дать правильную характеристику его - благодарная задача, и надо полагать, что марксистские работы о Жоресе появятся и у нас.

Жорес, как известно, не был марксистом, хотя и испытал на себе влияние марксистских идей. Мы не можем назвать его пролетарским революционером, поскольку он был противником революционных методов борьбы, эклектиком-идеалистом по своим убеждениям. Ленин подвергал справедливой критике позицию Жореса в целом ряде вопросов рабочего Движения (его позицию во время так называемого "мильерановского казуса", т. е. установку на вхождение социалистов в буржуазное правительство, его склонность к соглашениям с буржуазными партиями, его оборончество, его мелкобуржуазную оценку роли кооперации - и т. д.). Но, не будучи марксистом и пролетарским революционером, сохранив до самой своей смерти целый ряд мелкобуржуазных иллюзий, Жорес в то же время был честным демократом и убежденным борцом за демократию. Будучи сторонником блока с радикалами:, он отказался от этом политики, когда к вла-

стр. 251

сти пришел Клемансо, который стал проводить политику расправы с рабочим классом, крестьянством и трудящейся интеллигенцией Франции. Жорес резко критиковал Клемансо, разоблачая его политику. Он выступил также против своего бывшего друга Бриана, когда тот расправился с бастовавшими железнодорожниками (1910 г.). Жорес пытался бороться против захватнической империалистической политики буржуазии, за мир. В 1905 г., приветствуя русскую революцию, он выступал против союза Франции с кровавым царизмом, заявляя в то же время, что он с радостью приветствовал бы союз Франции с освобожденным русским народом, с демократической Россией1 .

Борец за демократию, борец за мир, Жорес близок нам, и недаром французская коммунистическая партия, которая борется против империализма, против фашизма, за сплочение всех трудящихся Франции я укрепление народного франта, называет себя "наследницей Бабефа, Жореса, Геда..."2 .

Но только марксист может дать правильную оценку своеобразной фигуры Жореса.

В настоящей рецензии мы хотим остановиться на недавно вышедших буржуазных работах о Жоресе. Две из них принадлежат перу французских авторов, одна - американскому историку.

Каждый из этих авторов по-своему подошел к стоявшей перед ним задаче.

Начнем с книги Шалле, довольно известного автора работ о синдикализме, о французских колониальных владениях, о Японии и т. д. В своей книге о Жоресе Шалле ставил перед собой задачу - из отдельных, разрозненных высказываний Жореса воссоздать систему его взглядов в целом, охарактеризовать его как мыслителя. В своей книге мелкобуржуазный публицист Шалле воспевает восторженный панегирик Жоресу, учеником и последователем которого он объявляет себя. Для Шалле Жорес - святой (современный Франциск Ассизский, по его выражению), гений, "идеальная личность. Разделяя взгляды Жореса, Шалле совершенно некритически, в духе восторженного поклонения, излагает их. При этом фигура Жореса взята очень изолированно, вне не только международного, но и французского социалистического и рабочего движения и вне социально-поэтической обстановки Франции второй половины ХГХ и начала XX века.

Что особенно привлекает Шалле в концепции Жореса? Это - его стремление во всех областях, науки и политики, теории и практики примирять непримиримое, обходить препятствия и сглаживать противоречия. В этом Шалле видит ту особенность мировоззрения Жореса, которая, с его точки зрения, делает систему его взглядов особенно ценной и возвышает ее как особое направление среди других течений. Таким образом, эклектичность Жореса и его оппортунизм, за которые марксисты подвергли и подвергают Жореса заслуженной критике, возводятся Шалле в особое достоинство его мировоззрения. По мнению Шалле, Жорес в своем мировоззрении примиряет, синтезирует материализм и идеализм, научный и утопический социализм и создает таким образом особую "синтетическую" систему (см. стр. 127, 156 - 157 и др.). Таким образом, мы имеем одну из бесчисленных попыток буржуазных авторов возвести идеалистическую и эклектическую концепцию в ранг всеобъемлющего синтеза и противопоставить ее марксизму как идеологическую систему высшего порядка.

Мелкобуржуазный идеалист и мистик Шалле пытается под флагом показа идей Жореса преподнести читателю реакционно-идеалистическую платформу. Зато Жоресу как борцу за демократию в книжке Шалле не отведено места.

Ко особенно подчеркивает Шалле то обстоятельство, что в системе взглядов Жореса (если о таковой можно говорить) идеализм переходит непосредственно в религиозность (хотя и "не конфессионального порядка", как поясняет он;. С точки зрения Шалле особенно ценно то, что в концепции Жореса понятие о социализме неразрывно связано с понятием религиозного "обновления" человечества (см. стр. 214 - 215, 284, 299 и др.). Такова реакционно-идеалистическая платформа самого Шалле, которую он преподносит читателю.

Шалле одобрительно отзывается о том, что Жорес, признавая наличие классов в капиталистическом обществе, стремился к примирению классовых противоречий, отрицал насилие. Как известно, Жорес не осознал необходимость установления диктатуры пролетариата. Но если позиция Жореса в этом вопросе была в корне неправильна и подвергалась справедливой критике Энгельса и Ленина, то тем более странными кажутся бесплодные попытки Шалле изобразить слабые стороны мировоззрения Жореса как наиболее ценные и интересные.

Итак, книжка Шалле, представляющая восторженный и некритический панегирик по адресу Жореса, отнюдь не может, разумеется, создать правильного представления о Жоресе как мыслителе и политическом деятеле. Более того, она может прямо дезориентировать читателя, поскольку автор игнорирует действительно сильные и положительные стороны такой яркой фигуры, как Жорес.


1 См. "Humanite" от 3 февраля 1905 года.

2 См. "Коммунистический интернационал" N 3 за 1936 год, стр. 52. Манифест VII съезда КП Франции.

стр. 252

Если Шалле преклоняется перед Жоресом, то М. Лер, напротив, выносит ему обвинительный приговор. Шовинист и националист (судя по некоторым разбросанным в книге намекам, бывший социалист) Лер обвиняет Жореса в стремлении "германизировать" Францию, подчинить ее "немецкому духу". По мнению Лера, "Жорес сам заразился этим "духом" и пытался заразить им и других французов". "Беда" началась с того, что Жорес стал изучать немецких мыслителей, познакомился с работами Маркса и подпал под его влияние. Правда, Лер для доказательства своего реакционно-националистического тезиса пытается преувеличить влияние марксизма (который трактуется как проявление "немецкого духа") на Жореса.

Но особенно пагубно, по мнению автора-реакционера и шовиниста, то обстоятельство, что в своей практической деятельности Жорес сблизился с деятелями германской социал-демократии, доверял им и тем самым якобы "предавал" интересы Франции. Здесь наш реакционный автор совершает явную передержку и фальсификацию истории германского рабочего движения. С его точки зрения рабочий класс каждой страны заинтересован исключительно в своем материальном благополучии и ради него готов защищать хищнические планы своей "отечественной" буржуазии. Германская социал-демократия все более переходила на позиции "защиты отечества" и солидарности со своей буржуазией. За руководством социал-демократической партии стояли якобы широкие массы германского пролетариата, разделявшие подобные позиции. Это гнусная клевета реакционера на германский пролетариат. Надо отличать рабочий класс от его рабочей аристократии и мелкой буржуазии, являвшихся социальной опорой социал-шовинизма. Как известно, к подобной клевете, к подобному "оправданию" изменнической позиции руководства партии II интернационала в годы войны охотно прибегали предатели и двурушники - "историки" типа Фридлянда и ему подобных.

Лер не может простить Жоресу того, что он выступал с критикой (хотя и непоследовательной с нашей точки зрения) капиталистического строя, внешней политики французской буржуазии и французского военного командования (см. стр. 150 - 154, 202 - 203 и др.). Разумеется, Лер берет под свою защиту и капитализм вообще и французскую буржуазию в частности. В ряде мест он откровенно заявляет о том, что его "национальный герой" - это Тардье.

Критикуя на всем протяжении своей книжки Жореса с точки зрения реакционера и шовиниста, Лер пытается в то же время доказать, что он соблюдает "беспристрастность" по отношению к Жоресу. Он заявляет, что Жорес искренно "заблуждался", возлагая надежды на возможность сближения между Францией и Германией, считая, что растущее влияние социалистов в обеих странах сделает невозможной войну между ними.

Полемизировать с реакционной, шовинистической и националистической, открыто заостренной против марксизма книжонкой М. Лера, доказывать реакционный и клеветнический характер его "концепции" не стоит, ибо для советского читателя гнусность подобной звериной, шовинистической идеологии ясна. Но не мешает все же еще и еще раз напомнить о том, что в настоящее время орудием в руках пангерманистов, сообщниками германских (и итальянских также) фашистов являются именно политические друзья г. Лера, многие представители реакционного крыла французской буржуазии, сочетающие националистические лозунги с преклонением перед "фюрером" и "дуче".

В отличие от книг Шалле и Лера американский историк Вайнштейн не воспевает панегирика Жоресу, но и не предъявляет ему обвинительного акта. Уделяя в своей книге основное внимание Жоресу, Вайнштейн пытался, в сущности, дать вместе с тем краткий очерк развития французского рабочего движения в конце XIX и начале XX века. Но хотя он использовал большой материал, в том числе и значительное количество первоисточников (в частности прессу), все же со своей задачей он явно не справился. Основная причина этого заключается, несомненно, в том, что Вайнштейнне марксист и методы марксизма чужды ему. Историю рабочего движения во Франции он рассматривает вне всякой связи с экономикой и политической структурой страны, вне борьбы классов. При таком подходе он не мог дать, разумеется, правильного изображения развития рабочего движения и, в частности, фигуры того же Жореса. Прослеживая борьбу марксизма с реформизмом, он впадает при этом в грубейшие ошибки. Автор не отличает центризма от откровенного реформизма. Эрве и Лафарг у него поставлены на одну доску как представители "революционного" направления в социалистической партии.

Вайнштейн ни слова не говорит о борьбе большевизма с оппортунизмом всех разновидностей. Зато анархо-синдикализм рассматривается им как "революционное" направление, представители которого, по мнению Вайнштейна, стремились примерно к такой же" организации общества, что и марксисты. А группа теоретических попутчиков синдикализма (Сорель, Берт, Лагарделль) прямо называется "марксистской группой" синдикалистов (см. стр. 90 - 92). К марксистам причисляются, таким образом, такие злейшие враги марксизма, как Сорель, такие "ревизионисты слева", по выражению Ленина,

стр. 253

как Лагарделль. Это одно уже показывает, как Вайнштейн "справился" (вернее, расправился) с проблемами французского рабочего движения и каково "беспристрастие" Вайнштейна на деле. Более подробно он останавливается на фигуре Жореса и на эволюции его взглядов. Особое внимание уделено позиции Жореса в вопросах внешней политики, отношению его к проблемам войны, обороне Франции, колониальной проблеме. Вайнштейн доказывает, что Жорес был большим патриотом, что, вопреки обвинениям националистов и шовинистов, он был чрезвычайно озабочен тем, как спасти Францию в случае военного столкновения, как обеспечить ее обороноспособность.

Но Жорес, как мы знаем, подходил к этим проблемам не как реакционер-шовинист, а как честный, хотя и непоследовательный, мелкобуржуазный демократ. Он был убежден в возможности создания демократической народной армии, основу которой, с его точки зрения, должны были составлять не профессиональные кадры, а обученные резервы. С этой точки зрения он резко выступил в 1913 г. против правительственного законопроекта о продлении срока военной службы до трех лет. Жорес был убежденным противником агрессивной политики и искренним сторонником сохранения мира. При этом он склонен был предаваться известным иллюзиям, недооценивать грозящую военную опасность, рассматривать даже империалистические союзы государств как один из залогов сохранения мира. Как известно, до последней минуты он верил в возможность мирного исхода. Известно также, что Жорес был далек от понимания подлинно революционных методов борьбы против империалистической бойни. Но как честный демократ он, хотя и непоследовательно, критиковал шовинизм и захватнические планы французской буржуазии. Этого реакционеры не могли ему простить и зверски расправились с ним, убив его из-за утла, а впоследствии вынесли оправдательный приговор его подлому убийце. Зато рабочий класс Франции и других стран оплакивал Жореса как искреннего борца за демократию, как человека, который хотя и заблуждался во многом, но был настоящим, нелицемерным другом трудящихся, противником реакционной и агрессивной политики империалистической буржуазии.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/НОВЫЕ-КНИГИ-О-ЖОРЕСЕ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Lidia BasmanovaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Basmanova

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Т. МИЛИЦИНА, НОВЫЕ КНИГИ О ЖОРЕСЕ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 22.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/НОВЫЕ-КНИГИ-О-ЖОРЕСЕ (date of access: 29.01.2020).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Т. МИЛИЦИНА:

Т. МИЛИЦИНА → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Lidia Basmanova
Vladivostok, Russia
588 views rating
22.08.2015 (1621 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Квантовая теория, наконец, осознала, что вакуум – это не абсолютная пустота, а море виртуальных частиц. И даже те частицы, которые рождаются на коллайдерах, – это уже частицы, «укутанные» в виртуальную шубу. На наш взгляд, эта шуба образована гравитационным полем Земли. И большинство частиц, образующих гравитационные поля, это частицы с наименьшей из всех частиц массой, которая называется гравитоном.
Catalog: Физика 
США И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ В ИРАНЕ 1953 года (ПО МАТЕРИАЛАМ АРХИВА ЦРУ)
21 hours ago · From Россия Онлайн
БРИТАНСКИЙ МОРСКОЙ ОФИЦЕР ДЖОН ДЕН НА СЛУЖБЕ У ПЕТРА I
21 hours ago · From Россия Онлайн
НАПОЛЕОН БОНАПАРТ И ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА В РОССИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ ВОЙНЫ 1812 ГОДА
Catalog: История 
21 hours ago · From Россия Онлайн
К ИСТОРИИ ПРОБЛЕМЫ АРАБСКОГО ЕДИНСТВА: 1920-1940-е годы
21 hours ago · From Россия Онлайн
НА ИЗЛЕТЕ "ВЕЛИКОГО АЛЬЯНСА": СТАЛИН, ТРУМЭН И ЧЕРЧИЛЛЬ В КОНЦЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (ПО НОВЫМ ДОКУМЕНТАМ)
21 hours ago · From Россия Онлайн
РОЖДЕНИЕ АМЕРИКАНСКОЙ ИМПЕРИИ: 1898-1918. ПРИЧИНЫ, ЦЕЛИ, МЕТОДЫ
Catalog: История 
21 hours ago · From Россия Онлайн
Заблуждения же Эйнштейна начинаются с его знаменитого вопроса: «В центре всего рассмотрения стоит вопрос: существует ли в природе физически выделенные (привилегированные) состояния движения?».
Catalog: Физика 
В июле 1964 г. Мао Цзэдун в беседе с представителями Японской социалистической партии во главе с Кодзо Сасаки высказал претензии к Советскому Союзу, обвинив его (и царскую Россию) в захвате 1,5 млн. кв. км китайской земли.
Catalog: Право 
2 days ago · From Россия Онлайн
ПЕРВЫЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ В ГАВАНЕ
2 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
НОВЫЕ КНИГИ О ЖОРЕСЕ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2020, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones