Libmonster ID: RU-8951

Происходившая в конце ноября 1946 г. очередная сессия Отделения истории и философии Академии наук СССР заслушала десять научных докладов.

Доклад на тему "Основные особенности и этапы развития русской философии" прочитал проф. М. Т. Иовчук. Указав на слабое исследование истории русской философии и важность работы в этой области, докладчик подробно охарактеризовал особенности русской философской мысли в оценке различных идейно-политических течений. Докладчик подвергнул разбору славянофильские концепции, концепции народничества и буржуазно-помещичьего либерализма и, наконец, плехановско-меньшевистскую концепцию истории русской философии и русской общественной мысли. Этим концепциям докладчик противопоставил развёрнутую характеристику особенностей развития русской философской мысли в свете ленинизма.

Далее, исходя из указаний Ленина по истории России и российского освободительного движения и из уже проделанной работы по исследованию отдельных периодов в развитии русской философии, М. Т. Иовчук наметил в общих чертах схему периодизации истории русской философии.

Русская философская мысль, говорит он, прошла в своём развитии несколько этапов.

Первый этап - зарождение и формирование русской философской мысли в период образования и утверждения русского централизованного государства (XV - XVII вв. и первая четверть XVIII в.). В XV - XVII вв. в России ещё не были созданы цельные и законченные философские системы. Однако уже в это время в процессе борьбы против господствовавшей в России религиозно-схоластической идеологии и политической идеологии удельно-феодального сепаратизма зародились прогрессивные социально-политические и философские идеи, ставшие в дальнейшем одним из источников формирования русского материализма XVIII века. Этот этап в истории русской философии заканчивается созданием философско-политических учений Ф. Прокоповича. А. Кантемира, В. Татищева, И. Посошкова в начале XVIII века. Эти философско-политические учения эпохи петровских преобразований представляют собой идейное подготовление русской философии как самостоятельной отрасли научного знания.

Второй этап - формирование и развитие русского материализма во второй половине XVIII века. В этот период в процессе преодоления идеализма и мистики в различных её формах (схоластика, астрология, масонство) создают свои философские системы Ломоносов и Радищев, становящиеся родоначальниками русского философского материализма. Заметим, что Ломоносов, испытавший известное влияние материалистического естествознания Бэкона и Декарта, формирует своё материалистическое мировоззрение независимо от французских просветителей-материалистов и, как показывают факты, раньше многих из них.

Третий этап - философская и общественная мысль первого периода в развитии освободительного движения в России. Хронологически это первая треть XIX века. В этот период, когда Россия впервые начинает теоретически обобщать и усваивать исторический опыт западноевропейского революционного движения, в русской общественной мысли формируется просветительское направление и начинается борьба между западничеством и славянофильством в области философии. Декабристы-материалисты развивают воспринятые у французских мыслителей XVIII в. и Ра-

стр. 131

дищева идеи философского материализма. К этому же времени относится зарождение диалектической мысли в России, развивающейся ещё в пределах идеализма (Велланский, Павлов, Станкевич, Веневитинов, Чаадаев).

Четвёртый этап - зарождение и развитие в 40 - 60-х гг. XIX в. классической русской философии, нашедшей своё выражение в философских системах Герцена, Белинского, Чернышевского и Добролюбова. Именно в этот период развития русской философии начинается размежевание между прогрессивным, материалистическим направлением философской мысли, неразрывно связавшим себя с освободительным движением, и идеалистическим направлением, которое с 50-х гг. поступает на службу реакции. Классическая русская философия, создаваемая в процессе критического преодоления идеализма немецких философов и их русских последователей, становится теоретической основой революционно-демократического движения в России. Герцен, Белинский, Чернышевский, Добролюбов идейно подготовляют начинающийся в 60-х гг. второй период развития освободительного движения в России, в котором место дворянских революционеров занимают разночинцы.

Пятый этап в развитии русской философии - борьба материализма с идеализмом начиная от середины 60-х и до начала 80-х гг. XIX в., т. е. до появления марксизма в России. По времени этот этап в развитии русской философии совпадает в общем со вторым периодом в российском освободительном движении (60 - 70-е годы). Докладчик подчёркивает, что принципиального отличия в развитии философских идей материализма в этот период, в сравнении с предшествующим периодом, нет: в философии, науке, литературе и искусстве, в общественном движении находит своё отражение материализм классиков русской философии. В это время и в общественном движении, и в науке, и в литературе происходит окончательное размежевание двух тенденций - либерально-монархической и демократической, - которое во времена Белинского и Добролюбова только ещё начиналось. Этот период характеризуется плодотворным влиянием прогрессивных идей Чернышевского и их распространением последователями Чернышевского - Писаревым, Шелгуновым, Антоновичем - в российском освободительном движении и в литературе; в это же время происходит широкое проникновение и распространение идей материализма в русском естествознании. Выдающиеся русские естествоиспытатели Менделеев, Мечников, Сеченов, Тимирязев, начинающие в это время свою деятельность, совершают переход от стихийного естественно-научного материализма к более или менее последовательному философскому материализму.

Шестой этап в развитии русской философии обнимает собой 80-е и начало 90-х гг. XIX века. Это период распространения Г. В. Плехановым философского материализма и научного социализма в России, период борьбы его марксистской группы "Освобождение труда" против субъективной социологии народников, против идеализма русских позитивистов, неокантианцев, анархистов и других врагов марксизма. В это время марксизм в России ещё не соединился с рабочим движением и не приобрёл ещё международного значения.

Высшим этапом в развитии русской философии являются возникновение в середине 90-х гг. прошлого века и развитие ленинизма. Ленинизм становится высшим достижением русской и вместе с тем мировой культуры, философским и научным учением всемирноисторического значения.

Предлагая изложенную здесь схему периодизации истории русской философии, говорит докладчик, мы понимаем, что она ещё не совершенна и, по всей видимости, не всегда совпадает с этапами русской истории. Но вряд ли правильно подгонять развитие философской мысли под какую-либо периодизацию русского исторического процесса: мы не должны забывать об относительной самостоятельности в развитии идеологии вообще и философии в частности.

Периодизация истории русской философии и определение особенностей в развитии русской философской мысли могут способствовать исследованию малоизвестных и не изученных ещё философских учений и целых периодов в развитии русской философии. Мне представляется, указывает М. Т. Иовчук, что выдвинутые здесь положения следовало бы учесть при создании систематических трудов по истории русской философии, в которых надлежит обстоятельно проследить преемственность философских традиций в России и всесторонне рассмотреть связь развития русской философской мысли с развитием российского освободительного движения, общественной мысли, русской науки и литературы.

Проф. О. В. Трахтенберг в своём докладе осветил проблемы русской философии XV - XVII веков. Докладчик предложил следующую схему периодизации истории русской философии, начиная с самых отдалённых времён. Он разбивает историю русской философии на две эпохи, каждую из эпох - на два периода. Первая эпоха охватывает время по XV век включительно. Первый период её касается Киевской Руси, второй - татарско-монгольского завоевания и подготовки московской централизации. Вторая эпоха длится с конца XV по конец XVII века. Первый период её - XV - XVI вв. - период образования русского централизованного государства и перерастания его в многонациональное; второй период этой эпохи - XVII в. - интервенция и гражданская война, "новое" самодержавие и крепостничество, развитие отношений с Западной Европой.

По мнению О. В. Трахтенберга, ереси, как форма классовой борьбы в религиозном обличии, должны быть освещены со всей подробностью. Здесь большое внимание привлекают подход еретиков к ате-

стр. 132

изму и материализму, свободомыслие и отношение к научному знанию, как к действительному, так и к "тайному", известные черты "гуманизма".

Большого внимания заслуживают философско-социологические идеи ересей: "евангельское христианство" Матвея Башкина и "народная реформация" Феодосия Косого. В связи с борьбой господствующей церкви против ереси Феодосия Косого намечается новый этап в развитии русской теоретической мысли.

Политическая литература данного периода концентрируется вокруг таких основных проблем, как укрепление централизованного национального государства и др. Вырисовываются две основные линии, рассматриваемые докладчиком в социологическом плане: 1. Прогрессивная, представленная Пересветовым, Ермолаем-Еразмом, Иваном IV; 2. Объективно-реакционная, идущая через "Валаамских чудотворцев", вплоть до Курбского. Значительный интерес представляет соотношение этих социально-политических линий с методологией осифлянства и нестяжателей.

Переходя ко второму периоду (XVII в.), О. В. Трахтенберг говорит о схоластике и естествознании. В XVII в. мы впервые на русской почве сталкиваемся с философией как предметом специального преподавания и изучения. Формой этой философии оказывается схоластика. От Киевской и Московской академий остались обширные философские материалы в виде рукописных курсов по логике, психологии, метафизике, "естественной философии". В основу всех их положено схоластизированное учение Аристотеля. Однако указанные курсы до известной степени смягчают схоластический формализм и привносят некоторые элементы нового знания.

Докладчик охарактеризовал также борьбу на религиозно-церковной почве, политическую литературу этого периода, остановившись на произведениях Симеона Полоцкого и Юрия Крижанича.

Заседание 28 ноября открылось докладом академика В. В. Струве на тему "Общественный строй Южного Междуречья в конце III тысячелетия до н. э.".

В последнее время, сказал академик В. В. Струве, германский историк древневосточного права П. Кошакер объявил общественный строй Сумера эпохи III династии Ура (2132 - 2024 гг. до н. э.) социалистическим. Это, очевидно, было сделано им под воздействием ассириологов-католиков (В. Шейль, А. Деймель, Н. Шнейдер), отрицающих в сумерийском обществе наличие классовой борьбы.

Положение Кошакера может быть проверено, поскольку до нас дошло от III династии Ура громадное количество документов хозяйственной отчётности, которые являются ценнейшим источником для точного определения характера производственных отношений в древних городах Южного Междуречья. Правда, громадная часть этого исторического материала, разбросанного по различным музеям, в том числе и советским, ещё не издана, но и то, что издано русскими и зарубежными учёными, даёт нам, во всяком случае, ясное понятие основных моментов большого и сложного царского и храмового хозяйства той отдалённой эпохи.

В этом отношении, по мнению докладчика, особого внимания заслуживают материалы архива двух соседних городов - Уммы и Лагаша, - так как из этих архивов дошли до нас многочисленные документы, посвященные тем лицам, которые трудились в царском храмовом хозяйстве, выполняя совокупность работ, связанных о земледелием.

Общим обозначением для упоминаемого в этих материалах работника-мужчины служит идеограмма, соответствующая понятию "сила". Фонетический эквивалент её в данном контексте выражается словом "гуруш". Обозначением для работника-женщины служит идеограмма, осмысливаемая: "женщина чужеземной страны". Ее фонетический эквивалент гласит "гим".

Исследователь, поставивший себе задачу определить положение этих работников, мужчин и женщин, не должен исходить из толкования указанных идеограмм, или терминов, ибо наши знания письма и языка сумерийского народа в комплексном отношении ещё слишком незначительны. Лишь на основании исторического анализа изучаемых документов, подчёркивает академик В. В. Струве, мы в состоянии установить социальную значимость "гуруш" и "гим".

Среди многочисленных документов, посвященных единичным трудовым операциям, пестрит формула "п гуруш или гим на 1 день", посланных на ту или на другую работу. На основании данных документов нельзя было вскрыть значения этой формулы и тем самым определить отношение "гуруш" или "гим" к средствам производства. Они могли быть и общинниками, и крепостными, и рабами, и наймитами.

Определение положения "гуруш" и "гим" стало возможным с помощью больших годовых сводок, составлявшихся надзирателями рабочих партий на основании документов об единичных трудовых операциях. Из них мы узнаём, что "гуруш" и "гим" работали круглый год и лишь "гим" отрывались от работы в те дни, когда женщина с точки зрения древнего человека была "нечистой".

Годовые сводки надзирателей дают возможность вскрыть значение приведённой формулы как своеобразного выражения понятия "человекодня". Надзиратели даже оперируют с дробями человекодня. Всё это свидетельствует о высоком уровне бухгалтерского искусства писцов эпохи III династии Ура и определённо противоречит представлению о примитивном характере классового общества Сумера.

Наряду с человекоднями своей партии работников надзиратель мог получить в случае надобности некоторое количество человекодней от работников других надзирателей. Иной раз, очевидно, на основании специальной договорённости, он выда-

стр. 133

вал прокорм за эти человекодни из зерна, которое ему было предоставлено, и он должен был поэтому отчитаться за него в своей сводке.

"Гуруш" и "гим", работавшие круглый год, не могли быть наймитами, поскольку последние упоминаются в сводках и выделяются среди прочих работников, как "лу хунга" - "люди наёмные". Они получали не только прокорм, но и заработную плату, а "гуруш" и "гим" - один лишь прокорм.

Эксплоатация "гуруш" и "гим" была чрезвычайно жестокой. Она характеризуется беспрерывной, непосильной работой (например женщины бурлачили), работой в тяжёлых условиях (резка тростника в болотах). В нескольких случаях можно установить большую смертность среди "гуруш" и "гим". На основании всего сказанного следует отождествить положение "гуруш" и "гим" с положением рабов и рабынь. Они не могли быть ни общинниками, ни крепостными, так как они были полностью оторваны от средств производства. Общинниками они не могли быть и потому, что подвергались слишком жестокой эксплоатации.

Идеограмма "силы" сменила для "гуруш" идеограмму "человека чужеземной страны", так как в эпоху III династии Ура основная масса рабов рекрутировалась уже в меньшей степени из военнопленных, а преимущественно из оторванных от средств производства сумерийцев. Вводя идеограмму "силы", писцы III династии Ура создавали представление единицы рабочей силы, получающей определённое количество зерна. Производительная сила женщины не была столь твёрдо установлена, и поэтому за ней была оставлена древняя идеограмма - "женщина чужеземной страны".

Наёмный труд имел в царском и храмовом хозяйстве III династии Ура второстепенное значение. Лишь во время жатвы он применялся в больших размерах. До нас дошёл замечательный документ, устанавливающий общее количество жнецов, необходимое для царских хозяйств главнейших городов Сумера. Документ свидетельствует об однородности структуры царского хозяйства Сумера III династии Ура и вместе с тем однородности общественного строя.

Поэтому данное академиком В. В. Струве определение положения "гуруш" и "гим" на основании архивов Лагаша и Уммы эпохи III династии Ура имеет значение и для других городов Сумера. Непосредственные производители и там трудились, разумеется, не в условиях бесклассового общества, как полагает П. Кошакер, а в условиях общества рабовладельческого.

Член-корреспондент АН СССР К. В. Тревер выступила с докладом о новой греческой надписи царя Тиридата, найденной в 1945 г. в Армении, в Гарни.

Текст надписи, поддающийся дешифровке и восстановлению почти полностью, является ценнейшим документом для истории городского строительства в Армении в римский период.

Доклад на тему "Из истории падения Золотой орды" сделал член-корреспондент АН СССР А. Ю. Якубовский1 .

Академик И. Э. Грабарь избрал для доклада тему из истории западного искусства, а именно из истории творчества знаменитого итальянского художника XVIII в. Тиеполо. Реставрация картин "Пир Клеопатры" и "Встреча Клеопатрой Антония", находящихся в картинной галлерее в Архангельском (бывшая усадьба князя Юсупова под Москвой), дала возможность глубокого их изучения, результатом которого явились значительные открытия академика И. Э. Грабаря.

Доклад ст. научного сотрудника Института истории материальной культуры А. Л. Монгайта был посвящен Старой Рязани в связи с исполнившимся о 1946 г. 850-летием с момента первого упоминания о Рязани в летописи.

Последние три научных доклада по своей тематике были наиболее тесно связаны с запросами нашей исторической современности. Первым из них был доклад П. Н. Федосеева "Некоторые вопросы войны и мира" (опубликован в журнале "Большевик" N 22 за 1946 г.).

Затем проф. А. А. Губер сделал доклад об основных тенденциях национально-освободительной борьбы в Индонезии.

Освободительная борьба в Индонезии, сказал докладчик, является одним из наиболее ярких проявлений национально-освободительного движения после второй мировой войны. Особенности колониальной политики Голландии и социально-экономические условия, сложившиеся в Индонезии до войны, создали особенно благоприятные предпосылки для формирования широкого национального фронта борьбы с империализмом.

Докладчик характеризует послевоенное движение в Индонезии следующими моментами: растущим единением в борьбе за независимость различных народов архипелага и ускорением процесса складывания индонезийской нации; растущим объединением различных политических партий и организаций общенационального фронта; непрерывно усиливающимся в этом фронте удельным весом демократических сил.

Индусско-мусульманская проблема и национальный вопрос в Индии составили тему доклада кандидата исторических наук А. М. Дьякова. За последние пять-шесть десятилетий основным стержнем всей политической жизни Индии, отметил докладчик, является борьба индийского народа за независимость, против английского империализма. Однако огромное большинство представителей английских правящих кругов заявляет, что стержневой проблемой в Индии является индусско-мусульманская проблема. Существует ряд концепций, пытающихся объяснить сущность индусско-мусульманской проблемы: концепция ан-


1 См. статью А. Ю. Якубовского, помещённую в этом номере на стр. 30.

стр. 134

Глинских правящих кругов, считающая, что индусско-мусульманская проблема - это проблема борьбы двух разнородных культур; концепция лидеров Мусульманской лиги, заявляющих, что индусско-мусульманская проблема - это национальная проблема, и т. д.

Индусско-мусульманская проблема, указывает А. М. Дьяков, не является основной проблемой политической жизни Индии. Она вытекает из основной проблемы, т. е. из борьбы Индии против английского господства. Корни современной индусско-мусульманской проблемы следует искать в борьбе между английским империализмом и индийским народом. В этой борьбе мусульманская верхушка встала на сторону английского империализма, получив от него взамен ряд существенных привилегий. С этого периода опора на мусульманскую помещичье-торговую верхушку и противопоставление её антиимпериалистическому движению сделались основой английской политики в Индии.

Начиная с 1909 г. английским правительством были проведены три крупных конституционных реформы в Индии: реформа Морли - Минто 1909 г.; реформа Монтегю - Челмсфорда 1918 г. и реформа 1935 года. Все они преследовали цель дальнейшего раскола национально-освободительного движения путём углубления индусско-мусульманской розни. В результате систематически проводившейся англичанами политики индусско-мусульманская проблема, игравшая второстепенную роль в Индии даже в XIX столетии, превратилась в одну из важнейших проблем политической жизни современной Индии. Движение за раздел Индии на Пакистан и Хиндустан и последние предложения английского правительства являются современной формой этой политики.

Раздел Индии на религиозно-общинной основе является реакционным также и потому, что он затруднил бы разрешение национального вопроса в Индии. Индия - многонациональная страна, и с начала XX в. в Индии развивается движение отдельных её национальностей. Движение, направленное против пережитков феодальной раздробленности, бюрократического административно-политического деления, против стеснений развития языков и культур её народов, носит антифеодальный и антиимпериалистический характер.

Требование большинства национальностей Индии реорганизации административно-политического деления Индии с учётом расселения её национальностей поддерживают как Национальный конгресс, так и все демократические организации Индии. Наоборот, английские правящие круги не идут навстречу требованиям движения отдельных народов Индии, ибо удовлетворение этих требований поставило бы под угрозу существование феодальных индийских княжеств и нанесло бы удар английской политике разжигания религиозной розни, в частности подорвало бы корни движения за Пакистан.

Превращение Индии в федерацию национальных государственных образований, резюмирует докладчик, разрешило бы национальный вопрос и способствовало бы ликвидации религиозно-общинной розни в Индии. Поэтому английские империалисты и руководящие круги Мусульманской лиги отстаивают идею раздела Индии на религиозно-общинной основе.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/НОЯБРЬСКАЯ-СЕССИЯ-ОТДЕЛЕНИЯ-ИСТОРИИ-ФИЛОСОФИИ-АН-СССР

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Alexei ChekmanekContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Chekmanek

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

НОЯБРЬСКАЯ СЕССИЯ ОТДЕЛЕНИЯ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ АН СССР // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 14.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/НОЯБРЬСКАЯ-СЕССИЯ-ОТДЕЛЕНИЯ-ИСТОРИИ-ФИЛОСОФИИ-АН-СССР (date of access: 15.06.2021).

Found source (search robot):


Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Alexei Chekmanek
Южно-Сахалинск, Russia
698 views rating
14.09.2015 (2101 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
БЕСЕДА ПРОФЕССОРА Г. А. КУМАНЕВА С М. Г. ПЕРВУХИНЫМ (из магнитофонной записи 4 мая 1975 г.)
12 hours ago · From Россия Онлайн
ОПЕРАЦИЯ "ТОЛСТОЙ". ВИЗИТ У. ЧЕРЧИЛЛЯ В МОСКВУ В ОКТЯБРЕ 1944 г.
Catalog: История 
12 hours ago · From Россия Онлайн
НОВЫЕ ДАННЫЕ О КАРИБСКОМ КРИЗИСЕ 1962 г.
Catalog: История 
12 hours ago · From Россия Онлайн
ЛЕГЕНДА О НАУМАНЕ
Catalog: История 
12 hours ago · From Россия Онлайн
Между тем, ларчик просто открывался. Загадка электрического тока объясняется, во-первых, тем что, токи бегут не внутри проводников, а вокруг них, в прилегающем к проводнику эфире. А, во-вторых, тем, что квантами электрической энергии являются не только электроны, но и плюсовые электроны. И в третьих тем, что если минусовые электроны могут распространяться внутри проводников в качестве свободных электронов, то плюсовые электроны могут существовать только как эфирные токи, которые способны генерировать плюсовые электроны в качестве античастицы минусовым электронов.
Catalog: Физика 
Потенциалы взаимодействия всех масс Вселенной, образуют энергетическую структуру Вселенной во всей сфере Вселенной однородным физическим потенциалом взаимодействия всех масс Вселенной Ф
Catalog: Физика 
2 days ago · From Владимир Груздов
РУССКОЕ ОТКРЫТИЕ АМЕРИКИ. СБОРНИК СТАТЕЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ 70-ЛЕТИЮ АКАДЕМИКА НИКОЛАЯ НИКОЛАЕВИЧА БОЛХОВИТИНОВА. М., 2002
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
Б. Н. КОМИССАРОВ, С. Г. БОЖКОВА. ПЕРВЫЙ РОССИЙСКИЙ ПОСЛАННИК В БРАЗИЛИИ Ф. Ф. БОРЕЛЬ. СПб., 2000
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
РОССИЙСКИЙ ДИПЛОМАТ Р. Р. РОЗЕН
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
КАНЦЛЕР А. М. ГОРЧАКОВ: ТРИУМФ В ЛОНДОНЕ И ЧЕРНЫЕ ДНИ В БЕРЛИНЕ
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
НОЯБРЬСКАЯ СЕССИЯ ОТДЕЛЕНИЯ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ АН СССР
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones