Libmonster ID: RU-8728
Author(s) of the publication: П. М. ДЯКИНА

Проблема нравственности, добродетельного, правильного, морального, гармоничного поведения - одна из древнейших проблем человечества. В философии этой проблеме посвящен целый раздел - этика.

Сейчас эта проблема встала особенно остро, когда решение задач обновления общества, достижения им нового качественного состояния немыслимо без повышения уровня культуры человека, возвышения моральных требований в системе ценностных предпочтений и приоритетов. Сегодня как никогда раньше прогресс общества зависит от нравственно-психологических качеств человека, его моральных убеждений и привычек, моральной зрелости и ответственности.

О важности изучения духовного в человеке говорит В. Д. Шадриков: "Из категории способностей ушли такие способности, как духовные (термин "духовные" употреблен здесь в несвойственном ему смысле. Практически речь идет об этических качествах, о нравственном начале в человеке). Все наши способности обращены к исполнению или познанию, и практически не выделяются духовные способности, способности духа. Но без духовных способностей невозможно проявление всех остальных способностей. Из духовного надо стремиться понять творческое, а далее и способное, а не наоборот. Надо восходить от духовных способностей к реальным, исполнительным. Социальная обыденность искажает реальный смысл способностей, сводя их к примитивному исполнению или познанию. Практичность в познании мира не может быть верховной ценностью и конечной ценностью человеческой жизни. Духовность же является ценностью. А, следовательно, и оценка способности должна осуществляться через призму духовности. Вот

стр. 148


почему вопрос о способностях тесно связан с онтологией добра и зла. Теоретически невозможно говорить ни о какой способности, если мы не определим добро и зло, ибо тогда не ясно, о способности к чему идет речь, так как не будет определен предмет способности".

Исследования показали, что даже степень усвоения знаний и исполнение требуемых обязанностей существенно зависит от личностных особенностей человека, его духовных способностей, нравственных особенностей (В. Г. Морогин, И. Ю. Соколов).

Где в нашей жизни место морали, где в личности ее место, каким образом она влияет на наше поведение? Для решения этого вопроса нам показалось необходимым изучить различные концепции личности с точки зрения наличия в ней нравственного компонента.

Одна из первых цельных теорий личности принадлежит Зигмунду Фрейду. По З. Фрейду, для того чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе "социализации" посредством формирования супер-эго. Фрейд разделил супер-эго на две подсистемы: совесть и эго-идеал. Совесть включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка, когда он не сделал того, что должен был сделать. Эго-идеал ведет индивидуума к установлению для себя высоких стандартов. И если цель достигнута, это вызывает чувство самоуважения и гордости.

Основоположники другого, имеющего большое влияние, психологического направления - бихевиоризма - уделяют большое внимание не столько структуре личности, сколько процессам приобретения тех или иных личностных качеств. Личность, с точки зрения данного учения, - это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Это накопленный набор изученных моделей поведения.

А. Бандура, ведущий теоретик социального научения, утверждает, что в повседневной жизни люди осознают последствия своих действий, т. е. они замечают, какие действия приводят к успеху, а какие - к неудаче, какие не дают никакого результата, и соответственно регулируют свое поведение.

Широко известной демонстрацией следования поведению модели является серия экспериментов Бандуры, в которых дети наблюдали в коротких фильмах поведение различного уровня аг-

стр. 149


рессивности (Bandura, 1977). Одна группа детей смотрела фильм, в котором агрессивное поведение вознаграждалось; другая - фильм, в котором оно наказывалось; третья группа видела фильм с неагрессивном игровым поведением; четвертая группа вообще не смотрела фильма. Дети, которые видели вознаграждение агрессии после просмотра фильма, вели себя значительно более агрессивно в своих играх, в то время как дети, которые видели пример наказанной агрессии, были менее агрессивны в своем поведении.

Теоретики социального научения говорят о вознаграждении и наказании, но при этом признают, что дети наблюдают и за своим собственным поведением, и за поведением окружающих, и за последствиями своего и чужого поведения. Дети могут также предвидеть последствия на основе своего прошлого опыта. Они формируют мнение о себе и об окружающих, а затем ведут себя таким образом, чтобы их поведение не противоречило этим мнениям.

Но и для Фрейда, и для бихевиористов мораль есть форма регулирования обществом поведения человека. Свобода выбора сводится до неосознанных процессов рационализации (по Фрейду) или реализации усвоенных моделей социальных отношений и образцов поведения (теории социального научения), что приводит к признанию человека существом неосознающим себя и несвободным. Такой взгляд на мораль, по мнению некоторых ученых, способствовал появлению и широкому распространению в психологии и культуре представления, что человек не может нести ответственность за свои поступки (Adams, 1970).

Теоретики когнитивной психологии с уважением относятся к рациональности человека. Они считают людей цельными существами, способными планировать и продумывать задачи во всех отношениях.

Родоначальником изучения процессов формирования ответственности у детей стал Ж. Пиаже. Пиаже определял мораль как "уважение индивидуума к нормам общественного строя и его чувство справедливости", где справедливость понимается как "забота о взаимообмене и равенстве между людьми"1 . Уважение и почитание - это, по сути, синонимы отношения, близкие к интериоризации или, по крайней мере, к одобрению. Поэтому наиболее радикальные перестройки в плане морального развития заключаются в субъективизации моральной ответственности, переходе от его внешнего конвенциального уровня к внутреннему, личностному.


1 Цит. по: Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. С. 532.

стр. 150


Согласно Пиаже (Piaget, 1932), моральное чувство у детей возникает из взаимодействия между их развивающимися мыслительными структурами и постепенно расширяющимся социальным опытом. Развитие морального чувства осуществляется в 2 стадии.

На стадии нравственного реализма (4 - 6 лет) дети думают, что необходимо соблюдать все правила, потому что это реальные, нерушимые условия, а не абстрактные принципы. На этой стадии они судят о нравственности того или иного поступка, исходя из его последствий, и еще не способны оценивать намерения. Например, ребенок будет считать девочку, накрывавшую на стол и нечаянно разбившую 12 тарелок, более виноватой, чем девочку, намеренно разбившую 2 тарелки в порыве гнева на свою сестру.

Позже (в 6 - 7 лет) дети достигают стадии нравственного релятивизма. Теперь они понимают, что правила создаются людьми на основе взаимной договоренности и что при необходимости их можно изменять. Это приводит к осознанию того, что в мире не существует ничего абсолютно правильного или неправильного и что нравственность поступка зависит не от его последствий, а от намерений1 .

Фундаментальное исследование "Моральное суждение ребенка"2 стимулировало множество экспериментальных работ. Более того, стадии морального развития, выдвинутые им, были модифицированы и в теоретическом плане.

Теория Пиаже о двух стадиях морального развития была развита Л. Колбергом (Kohlberg, 1958, 1981, 1984). Колберг предлагал своим испытуемым (детям, подросткам и взрослым) серию коротких рассказов морального характера, а затем по ним задавал вопросы. Главный герой каждого рассказа сталкивался с моральной дилеммой, и испытуемому предлагалось разрешить эту дилемму. Колберга не столько интересовали предлагавшиеся в ответах испытуемых конкретные решения, сколько обоснование этих решений. Вот одна из дилемм, ставшая классической.


1 Вообще Ж. Пиаже занимался изучением развития интеллекта. Согласно Пиаже, в развитии человека можно выделить четыре дискретных, качественно различных стадии, или периода. Он дал этим периодам четыре названия: сенсомоторная стадия (от рождения до 1, 5 - 2-х лет), дооперациональная стадия (от 2 до 7 лет), стадия конкретных операций (от 7 до 12 лет) и стадия формальных операций (начинающаяся в возрасте 12 лет и старше). По мере своего развития люди используют все более сложные схемы для организации информации и понимания внешнего мира.

2 Piaget J. The moral judgment of child. London, 1932.

стр. 151


В Европе одна женщина умирала от редкой разновидности рака. Существовало только одно лекарство, которое, по мнению врачей, могло бы ее спасти. Таким лекарством был препарат радия, открытый недавно местным аптекарем. Изготовление лекарства стоило очень дорого, но аптекарь назначил цену, в 10 раз превосходящую его себестоимость. Он платил 200 долларов за радий и требовал 2000 долларов за небольшую дозу лекарства. Муж больной женщины, которого звали Хайнц, обошел всех знакомых, чтобы раздобыть денег, но смог собрать только 1000 долларов, т. е. половину требуемой суммы. Он сказал аптекарю, что его жена умирает, и попросил аптекаря снизить цену или разрешить ему заплатить оставшуюся сумму позже. Но аптекарь ответил: "Нет, я открыл это лекарство и хочу сделать на этом деньги". Хайнц пришел в отчаяние. Ночью он сломал в аптеке замок и выкрал это лекарство для своей жены (Kohlberg, 1969, р. 379).

Испытуемого спрашивали: "Должен ли был Хайнц воровать лекарство? Почему?", "Был ли прав аптекарь, назначив цену, во много раз превосходящую реальную стоимость лекарства? Почему?", "Что хуже - позволить человеку умереть или украсть ради спасения жизни? Почему?"1 .

То, как представители различных возрастных групп отвечали на подобные вопросы, подтолкнуло Колберга к предположению, что в развитии моральных рассуждений можно выделить ряд стадий. Он определил 3 основных уровня моральных суждений и разделил их на 6 стадий:

I. Предконвенииональный уровень (в норме достигается к 4 - 10 годам) характеризуется тем, что поведение определяется внешними обстоятельствами и независимо от нравственных принципов окружающих.

1. Ориентация на избежание наказаний и послушание.

2. Ориентация на вознаграждение ("наивный нравственный гедонизм").

II. Конвенциональный уровень (в норме достигается к 10 - 13 годам) характеризуется принятием социальной роли и ее исполнением. Поведение по преимуществу определяется совокупностью социальных норм.

3. Ориентация на избегание неодобрения или неприязни со стороны окружающих.

4. Ориентация на избегание осуждения со стороны законных властей и последующего чувства вины.


1 Цит. по: Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. С. 535.

стр. 152


III. Постконвенциональный уровень (в норме достигается к 14 годам) характеризуется поведением, основанным на высоком уровне собственной рассудочной деятельности и собственных критериев нравственности. Эти критерии согласуются с духовными идеалами, воплощающимися в законах морали.

5. Ориентация на соблюдение законов данной страны ради всеобщего благосостояния.

6. Ориентация на следование всеобщим этическим принципам.

Теория Кольберга нашла подтверждение в результатах ряда исследований, показавших, что мальчики, по крайней мере, в западных странах, обычно проходят через эти стадии именно так, как предсказывает теория. В одном 20-летнем лонгитюдном исследовании 48 мальчиков Колберг и его коллеги обнаружили замечательное соответствие развития моральных суждений постулированным в теории стадиям (Colby, Kohlberg, Gibbs & Lieberman, 1983).

Кольберг определил, что переход с одного уровня морального развития на другой осуществляется при столкновении с моральными суждениями высокого уровня, создающее ситуацию конфликта ценностей и приводящее к их переоценке. Это становится возможным благодаря способности встать на позицию другого, увидеть проблему чужими глазами.

Более поздние исследования в русле колберговского подхода позволили выяснить, что дети, которым предоставляли возможность обсуждать моральные дилеммы и которых просили достичь консенсуса, показывают большее продвижение в нравственном развитии, чем те дети, которые обдумывали моральные дилеммы в одиночестве и тем более, чем те, которые не участвовали в решении таких дилемм. Однако переход на следующую стадию нравственного развития не происходит, пока между детьми не возникнут дискуссии, в которых каждый участник обдумывают позицию и аргументацию другого и высказывают свое мнение по принципу: "Я думаю, что ты не учитываешь следующее обстоятельство... Я бы в этой ситуации поступил так, потому что..." (Berkowitz, Gibbs & Broughton, 1980, 1983).

Другие авторы указывают на то, что задержка на любой стадии может происходить в случае, если человек не сталкивается с людьми, носителями более высоких моральных суждений, или если отсутствуют ситуации, способствующие переоценке моральных убеждений (Rest & Thoma, 1985). Причем, сталкиваясь с моральными суждениями других стадий нравственного развития, значительно

стр. 153


большее влияние на людей оказывают суждения с более высокой и сложной аргументацией (Turiel, 1966; Walker, 1982).

В своих научных трудах Кольберг утверждает, что добродетели (основные нравственные ценности) в любых культурах трактуются однозначно. Это свое утверждение он основывает на определении особенности 6-й стадии нравственного развития. На этой стадии человек следует общечеловеческим моральным принципам, которые уже нельзя вывести из договора между людьми или ситуации и в которые он просто верит, так как их невозможно доказать рационально. Кроме того, в своих последних работах Колберг пришел к выводу о связанности нравственного развития и развития веры и попытался разработать систему стадий развития веры, где поставил вопрос о существовании гипотетической 7-й стадии.

Теория Колберга встретила много возражений. Много нападок испытала теория Колберга за положенный в ее основу принцип этического абсолютизма. Она не учитывала существенные культурные различия, определяющие специфику господствующей морали в различных обществах (Baumrind, 1978). Колберг и сам признавал, что необходимо принимать во внимание социальные и моральные нормы той группы, к которой принадлежит человек. Он пришел к заключению, что постулируемая его теорией 6-я стадия морального развития может оказаться неприменимой ко всем людям, живущим в разных культурах (Kohlberg, 1978).

Пауер и Раймер нашли другие слабые места в теории Колберга (Power & Reimer, 1978). Они указывают, что шкала Колберга измеряет моральные установки, а не поведение, в то время как существует огромная разница между моральными суждениями человека и его реальным поведением в ситуациях морального выбора. Нравственный выбор делается не в вакууме, наоборот, делать его, как правило, приходится в "кризисных ситуациях". Как бы высоки ни были наши моральные принципы, когда наступает время действовать в соответствии с ними, наше поведение может значительно отличаться от наших суждений и мнений по вопросам морали.

Десять лет спустя К. Гиллиган оспорила незыблемость позиции Л. Кольберга предположением о том, что нравственность является гендерноспецифичным личностным свойством (Gilligan, 1982). Гиллиган заявляет, что Колберг построил свою теорию, опираясь исключительно на результаты исследования лиц мужского пола, и не учел возможности, что моральное развитие у представительниц женского пола могло бы происходить несколько иначе.

стр. 154


Гиллиган обнаружила, что девочки и женщины обычно получают более низкие оценки в тестах Колберга за разрешение моральных дилемм, чем мальчики и мужчины. Однако, утверждает она, это еще не значит, что они отличаются более низким уровнем мышления, - просто для своих моральных суждений они используют другие критерии.

Причину трудностей в установлении направленности и критериев женского морального роста Гиллиган видит в преимущественной ориентации психологов на маскулинную модель развития, отождествляемую с моделью человеческого развития вообще. Маскулинность характеризуется осознанием собственной автономии, которое проявляется в независимости суждений, в их беспристрастности, неподвластности чувствам, обстоятельствам конкретных ситуаций, в подчинении универсальным принципам человеческого существования. Напротив, течение духовной жизни женщин определяется совершенно другими признаками: нежеланием выносить суждения о поступках других людей, релятивностью суждений в их ситуативной и эмоциональной обусловленности.

Гиллиган считает, что источником различия в психологическом развитии мужчин и женщин являются особенности процесса формирования половой идентичности у детей. Этот процесс у мальчиков связан с осознанием своей противоположности матери. Их личностное развитие идет по линии прогресса автономии. В связи с этим главная моральная проблема для мужчин состоит в защите фундаментальных прав личности на жизнь и самореализацию, которая логически решается на основе морали справедливости и аргументируется на языке права, невмешательства, законности.

У девочек половая идентификация протекает на фоне неразрывной связи с матерью, отождествления себя с ней; личностное развитие определяется осознанием значимости взаимосвязи между людьми. Поэтому главная моральная ценность - сохранение взаимоотношений, расширение и укрепление взаимозависимости через включение как можно большего количества людей в сферу своей заботы. Эта проблема решается на основе морали любви и заботы

Исходя из вышесказанного, Гиллиган делает вывод, что существуют 2 независимых типа морального рассуждения: один базируется на понятии абстрактной справедливости, а другой - на человеческих отношениях и заботе о ближнем. Подход к морали с позиций справедливости характерен для мужского мышления, тогда как для женского мышления типична забота о других.

стр. 155


Эти выводы К. Гиллиган подтверждала экспериментальными исследованиями, испытуемыми в которых были, главным образом, подростки и молодые взрослые. Другие ученые, проводившие исследования с детьми, не выявили половых различий в моральных суждениях детей младше 10 лет. Однако некоторые 10 - 11-летние мальчики проявляли в своих ответах на вопросы теста заметную агрессивность, что редко приходится слышать от девочек.

Однако, отмечает К. Гиллиган, половые различия в рассуждении (подобно другим половым различиям) не являются абсолютными. Некоторые женщины высказывают моральные суждения, руководствуясь приоритетом справедливости, а некоторые мужчины решают нравственные вопросы с точки зрения заботы о людях.

К. Гиллиган выявляет три ступени развития морали заботы.

1. На первой ступени забота женщины направлена на самое себя.

2. На следующей стадии предшествующая позиция критикуется за эгоистичность и рождается новое понимание ответственности и заботы о других. Забота о других здесь отождествляется с полным подчинением своей самости потребностям другого, с самопожертвованием. Причем единственный человек, который исключается из сферы заботы, - сама заботящаяся о других женщина.

3. При переходе на третью, высшую ступень морального развития абсолютность требования не вредить другому сменяется осознанием алогичности и безнравственности неравенства и признанием требования равенства всех людей в праве на достойную жизнь, в праве на самореализацию.

Таким образом, восхождение на высшие ступени и мужского, и женского развития характеризуется сближением двух типов морали, и тогда осознание женщинами своих прав сдерживает саморазрушительный потенциал жертвенной морали, а осознание мужчинами своей ответственности перед близкими людьми корректирует безразличие морали справедливости и поворачивает внимание с логики морального выбора на его реальные последствия.

Другой оппонент Л. Кольберга Н. Айзенберг (Eisenberg, 1989) полагает, что его ошибка заключалась в том, что предложенные им стадии морального развития слишком строго определены и являются, по сути, абсолютными, а не в том, как считала Гиллиган, что он придавал излишне большое значение абстрактной справедливости. Айзенберг полагает, что моральное развитие детей не столь предсказуемо и не укладывается в жесткие рамки этих стадий.

стр. 156


Моральные суждения детей формируются под влиянием многих факторов: от обычаев и традиций, характерных для культуры, в которой ребенок воспитан, до тех чувств, которые он переживает в конкретный момент. Сегодня дети могут продемонстрировать моральные суждения высокого уровня, а уже завтра - более низкого. По одним вопросам (например, относительно оказания помощи кому-либо, получившему травму) они могут высказывать суждения более высокого уровня, чем по другим (например, пригласить ли того, кто им не нравится, на свой день рождения).

Что касается половых различий, Айзенберг также считает, что девочки в возрасте от 10 до 12 лет дают ответы, более проникнутые заботой и состраданием, чем мальчики их возраста. Однако, по ее мнению, это объясняется, главным образом, тем, что девочки созревают быстрее мальчиков. Мальчики догоняют их только в юности. Айзенберг и ее коллеги практически не обнаруживают подобных половых различий в ответах юношей и девушек (Eisenberg, 1989; Eisenberg, Shell, Pasternack, Beller, Lennon & Mathy, 1987).

Способность принимать моральные решения на основе эмпа-тии и заботы о других развивается по мере взросления детей. Девочки созревают несколько быстрее, следовательно, эмпатия развивается у них несколько раньше, чем у мальчиков.

Психологи, работающие в рамках когнитивного направления, полагают, что понимание, убеждения, установка и ценности играют важную роль в поведении. Но когнитивные теории рассматривают, главным образом, интеллектуальное развитие и до сих пор были не в состоянии объяснить все аспекты человеческого поведения.

Для представителей гуманистической психологии (Г. Олпорт, А. Маслоу, Р. Мей) характерен такой подход к личности, при котором основу ее структуры составляет внутренняя, имманентно присущая человеку структура определенных особенностей и стремлений, являющихся первичными детерминантами его поведения. Они стремятся к целостному изучению личности, при котором сохраняется индивидуальность, уникальность человека.

Гуманистические психологи считают, что жизнь личности - это процесс непрерывного ее становления (Г. Олпорт), в ходе которого происходит самоактуализация личности, раскрытие ее потенциальных возможностей (А. Маслоу), эмансипация личности от воздействия обстоятельств (Г. Олпорт).

Г. Олпорт - признанный "старейшина американских научных изысканий по проблемам личности" и один из наиболее влиятель-

стр. 157


ных приверженцев диспозитарного направления - описывает зрелую личность, называя следующие критерии: "1) Расширение "Я".

2) Самообъективация. Самообъективация также включает в себя чувство юмора, демонстрирующее нам, что наш общий жизненный горизонт слишком широк, чтобы уложиться в нашу сегодняшнюю ограниченность.

3) Единая жизненная философия.

4) Способность к теплому, глубинному отношению личности к окружающим.

5) Наличие реалистических навыков, способностей и восприятий, позволяющих справиться с практическими жизненными проблемами.

6) Сострадание ко всем живым существам, включающее в себя уважение к отдельным людям и предрасположенность к такой совместной деятельности, которая улучшит людскую участь"1 .

С точки зрения Олпорта, ценности являются "решающим фактором становления"2 личности. Согласуясь с ценностными схемами, человек отбирает свои представления, выбирает линии поведения, формирует привычки, даже несмотря на то, что не многие из жизненных установок смогут полностью осуществиться.

С точки зрения гуманистической психологии, сама сущность человека - постоянное движение в направлении личностного роста, творчества и самодостаточности, если только чрезвычайно сильные обстоятельства окружения не мешают этому.

Для выявления, определения и измерения ценностных ориентации в 1931г. был создан "Тест изучения ценностей"3 . В основу теста легла концепция европейского психолога Э. Шпрангера, который считал, что основой личности является ценностная ориентация, посредством которой она познает мир (Spranger, 1922). Включение субъекта в познание и означает эту ценностную ориентацию. Исходя из сказанного, Шпрангер выделил шесть основных типов ценностей, точнее основных альтернативных направлений ценностных ориентации:

* Теоретическая - человек, придающий особое значение этой ценности, прежде всего заинтересован в раскрытии истины.

* Экономическая - такой человек выше всего ценит то, что полезно или выгодно.


1 Олпорт Г. Становление личности // Избранные труды. М., 2002. С. 40.

2 Там же. С. 210.

3 "A study of values" Allport G. W., Vernon P. E., Lindzey G.A.

стр. 158


* Эстетическая - такой человек больше всего ценит форму и гармонию. Относящиеся к этому типу люди трактуют жизнь как ход явлений, при котором каждый отдельный индивидуум наслаждается жизнью ради самого себя.

* Наивысшей ценностью для социального типа является любовь людей.

* Политическая. Доминирующим интересом политического типа является власть.

* Религиозная. Представители этого типа, главным образом, заинтересованы в понимании мира как единого целого.

Эти типы не являются классификацией людей, а показывают лишь их различие по ценностным ориентациям, которые, хотя и распространены в среднем одинаково по всей популяции, но обладают разной степенью привлекательности для отдельного человека.

В рамках того же, диспозитарного, направления проводил свои исследования Р. Кэттелл. В психодиагностической практике широко используется многофакторный опросник личности Кэттелла (Cattell, 1965). Среди черт личности, диагностируемых данным опросником, выделен фактор - "подверженность чувствам - высокая нормативность поведения", который определяет, в какой мере различные нормы и запреты регулируют поведение и отношения человека, т. е. сформированность морально-этических норм, степень развития обязательности, добросовестности. Но реализация в поведении личностных черт и установок зависит от потребностей и ситуации.

А. Маслоу - автор теории самоактуализации личности - утверждает, что жизнь человека нельзя понять, если не принимать во внимание наивысшие стремления (Maslow, 1968, 1987). Маслоу предположил, что все потребности человека являются врожденными, и они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования:

* Физиологические потребности;

* Потребности безопасности и защиты;

* Потребности принадлежности и любви;

* Потребности самоуважения;

* Потребности самоактуализации, или потребности личностного самосовершенствования.

Маслоу исходил из того, что иерархия потребностей распространяется на всех людей и что чем выше человек может подняться по этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует. Есть люди,

стр. 159


чьи ценности и идеалы настолько сильны, что они готовы скорее переносить голод и жажду (т.е. не удовлетворять низшие потребности), чем отказаться от них.

А. Маслоу попытался дать точное описание тех личностей, которые наиболее полно проявили свои способности, для чего исследовал биографический материал, собранный из интервью с современниками и из письменных документов, касающихся исторических лиц. "Если мы хотим знать возможности для духовного роста, роста ценностей или нравственного развития людей, тогда я утверждаю, что мы можем узнать больше, изучая наших наиболее нравственных, этичных или праведных людей"1 .

Проведенные исследования позволили Маслоу сделать вывод, что самоактуализирующиеся люди имеют такие характеристики, как принятие себя, других и природы; независимость; автономия от культуры; общественный интерес; глубокие межличностные отношения; разграничение средств и целей; креативность. Но эмпирические исследования Маслоу подвергались критике за использование субъективных критериев в выборе испытуемых.

Еще одно широко известное исследование ценностных ориентации личности связано с именем М. Рокича, рассматривавшего ценности как разновидность убеждения, суть которой - "...устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования"2 . Ценности, по мнению Рокича, характеризуются следующими признаками:

1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;

3) ценности организованы в системы;

4) истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности;

5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

Рокич выделяет два класса ценностей: ценные сами по себе (терминальные) и используемые для достижения обычных целей (инструментальные).


1 Цит. по: Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 2001. С. 507.

2 Цит. по: Леонтьев Д. А. Методика изучения личностных ориентации. М., 1992. С. 4.

стр. 160


В качестве инструментальных ценностей обычно рассматриваются личностные черты, которыми должен обладать человек: вежливый, ответственный, интеллигентный, храбрый, одаренный воображением, честолюбивый, контролирующий, логичный, нежный, честный, полезный, способный, чистый, прощающий, веселый, независимый, послушный, с широким кругозором. По Рокичу, это и убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях (Rokeach, 1972)1 .

Терминальными ценностями, т.е. к чему стоит стремиться в жизни, рассматриваются такие, как: полноценная любовь, счастье, безопасность, удовольствие, внутренняя гармония, чувство завершенности, мудрость, спасение, комфортная жизнь, воодушевление, свобода, дружба, красота, признание, уважение, надежная семья, равенство, всеобщий мир.

В основе этой модели лежит предположение, что ценности формируются путем интериоризации и могут трансформироваться под влиянием воспитания и культуры.

Теоретическая концепция позволила М. Рокичу создать в 1973 г. практическую методику изучения ценностных ориентации (RVS - Rokeach Value Survay), признанную и широко используемую отечественными психологами.

* * *

Итак, подводя итоги изложенному, можно сделать вывод, что, хотя сфера морали и нравственности изучалась психологами с различных сторон и довольно глубоко, до настоящего времени нет единой целостной всеобъемлющей концепции, отвечающей на вопросы:

Каково место морали в структуре личности?

Под воздействием каких факторов и каким образом формируется ценностная сторона личности?

Существуют ли всеобщие абстрактные ценности, независимые от культурных или тендерных переменных?

Последний аспект вообще, к сожалению, мало исследован, хотя представляется нам очень важным в свете тенденций в интеграции и феминизации общества.


1 Цит. по: Леонтьев Д. А. Указ. соч. С. 5.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/НРАВСТВЕННОСТЬ-В-СТРУКТУРЕ-ЛИЧНОСТИ-обзор-теоретических-и-экспериментальных-исследований

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Polina YagodaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Yagoda

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

П. М. ДЯКИНА, НРАВСТВЕННОСТЬ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ (обзор теоретических и экспериментальных исследований) // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 10.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/НРАВСТВЕННОСТЬ-В-СТРУКТУРЕ-ЛИЧНОСТИ-обзор-теоретических-и-экспериментальных-исследований (date of access: 22.06.2021).

Publication author(s) - П. М. ДЯКИНА:

П. М. ДЯКИНА → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Polina Yagoda
Kaliningrad, Russia
1241 views rating
10.09.2015 (2112 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
НОВАЯ КНИГА ПО ИСТОРИИ СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ (1933 - 1936 гг.)
17 hours ago · From Россия Онлайн
КАК ОТРАЗИТЬ МНОГОМЕРНОСТЬ ИСТОРИИ
Catalog: История 
17 hours ago · From Россия Онлайн
КАУТСКИЙ ПРОТИВ РЕВИЗИОНИЗМА БЕРНШТЕЙНА: НАЧАЛО ПОЛЕМИКИ
17 hours ago · From Россия Онлайн
Чтобы выделить энергию при распаде ядра, её надо накопить при синтезе. При любом распаде масса дочернего ядра увеличивается. Это заложено в основе расширения Вселенной. При любом распаде масса частиц распада увеличивается. Уменьшается структурная энергия, которая является энергией расширения Вселенной.
Catalog: Физика 
ЛЕВ КОПЕЛЕВ И ЕГО ВУППЕРТАЛЬСКИЙ ПРОЕКТ. Под. ред. Я.С. Драбкина. М., 2002
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
ВСЕ ОНИ ЖИЛИ НА ТОМ ПЕРЕКРЕСТКЕ
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
К. Ларрес. ХОЛОДНАЯ ВОЙНА ЧЕРЧИЛЛЯ. ПОЛИТИКА ЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ. Нью-Хевен - Лондон, 2002
2 days ago · From Россия Онлайн
КНЯЗЬ А. М. ГОРЧАКОВ - МИНИСТР И ВИЦЕ-КАНЦЛЕР
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
МАТЕРИАЛЫ VII СЪЕЗДА РОССИЙСКОГО СОЮЗА РЕКТОРОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. Документы VII съезда Российского Союза ректоров высших учебных заведений
2 days ago · From Россия Онлайн
ОТВЕТЫ ДИРЕКТОРА ИСТОРИКО-ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ДЕПАРТАМЕНТА МИД РОССИИ П. В. СТЕГНИЯ НА ВОПРОСЫ РЕДАКЦИИ ЖУРНАЛА "НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ"
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
НРАВСТВЕННОСТЬ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ (обзор теоретических и экспериментальных исследований)
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones