Libmonster ID: RU-9584

О. БОГОМОЛОВ, академик РАН

В нарастающей на Западе критике современного капитализма все чаще отмечается безнравственность, охватившая общество и его элиту. Духовная опустошенность и моральная деградация значительной части населения и правящего класса, по мнению многих публицистов и политологов, грозят гибелью существующего строя и делают неизбежным его реформирование.

Кризис духовности и нравственности испытывают и страны с переходной экономикой, включая Россию. Экономический и социальный прогресс все больше требует высокой культуры и профессионализма, добросовестности и гражданской ответственности работников.

Однако вопреки этому нравственность падает. Честность и моральный авторитет власти также зачастую оказываются под вопросом. А между тем эти качества являются условием эффективного управления общественными процессами. Государственные институты и бизнес-структуры нуждаются в доверии граждан, основой которого должны быть честность и справедливость деятельности этих институтов. Словом, сегодня имеется немало доводов для восстановления духовных и моральных ценностей, приобретенных человечеством за многовековую историю, но утрачиваемых и отвергаемых ныне.

Экономисты и политики имеют обыкновение пренебрегать исследованием нравственных и духовных аспектов роста и совершенствования производства. Между тем история свидетельствует об их немалой значимости для человечества. Экономика - часть общественного механизма, в котором все системы и части взаимосвязаны и взаимодействуют. Поэтому причины ее недостатков и сбоев могут находиться в сопряженных сферах. Один из лидеров последнего поколения британских классиков Дж. Кэрнс писал: "...Найдется мало практических проблем, в которых не представлены иные аспекты, кроме чисто экономических, - политические, моральные, образовательные, художественные, влияние которых может быть столь весомым, чтобы отклонить чашу весов от чисто экономических решений"1. Нравственные аспекты экономической деятельности ныне приобрели первостепенное значение.

Основные духовные ценности и нравственные нормы, которые отражают объективные требования и законы развития человека и социума, - результат развития цивилизаций. Люди нуждаются в моральных нормах и духовных ценностях, в четких представлениях о добре и зле, в поддержании устоявшихся традиций и правил поведения, чтобы их жизнь протекала относительно стабильно и бесконфликтно. Они нуждаются в солидарности, чтобы справиться с бедствиями, выдержать войны, обеспечить сохранение и благополучие социума, государства,


1 Cairnes J. E. The Character and Logical Method of Political Economy. L.: Macmillan, 1888. P. 37.

стр. 55


цивилизации. Не всегда это удавалось и удается. Общественные катаклизмы, стихийные бедствия, диктаторские режимы обычно вызывают падение нравов, разрушение общественных связей и экономики.

Одни моральные нормы приобрели общечеловеческое значение, другие имеют национальную и религиозную специфику. Наиболее важные моральные нормы закреплены в государственных законах, и их соблюдение носит принудительный характер. Но далеко не все нравственные требования и духовные ценности охраняются законами, да и сами законы далеко не всегда соблюдаются. Нравственные постулаты вошли в плоть и кровь людей в силу исторических традиций, религиозных учений и наставлений, общественного мнения.

Несомненно, что совесть, идеалы, в которые люди верят, их представления о чести и достоинстве влияют на поведение в обществе и быту, на отношение к труду, на степень самоотдачи и жизненную активность. Чтобы оценить роль духовных и нравственных начал в экономическом и социальном развитии, надо принимать во внимание не отдельные личности, а в первую очередь те или иные слои общества. Едва ли для этого существуют общие критерии, хотя и конкретные примеры соблюдения или игнорирования моральных норм, рассмотрение отношения к духовным ценностям весьма показательны. Причем проблема взаимовлияния нравственности и экономики одинаково актуальна как для рыночных систем стран развитого Запада, так и для переходных экономик постсоциалистических стран.

Начнем с анализа важнейшего аспекта духовно-нравственного климата - уровня общественного доверия к власти, экономическим порядкам и институтам, людей друг к другу Доверие возникает тогда, когда соблюдаются нравственные каноны, такие, как не лги, не обманывай, дорожи своей честью, сохраняй порядочность, не вынашивай втайне дурных намерений. Но если агенты рынка и власть имущие прибегают к обману, преследуют собственную выгоду в ущерб другим субъектам, демонстрируют высокомерие, злоупотребляют своей властью, оно теряет свою основу. Доверие партнеров друг к другу - один из моральных устоев рыночной экономики. Устанавливаемые законами нормы поведения, однако, регулируют далеко не все, да и нарушение юридически оформленных соглашений порой непросто доказать и потребовать возмещения ущерба. Поэтому доверие между участниками сделок является залогом успешного и взаимовыгодного бизнеса.

Российская практика страдает от чуть ли не поголовного дефицита доверия, что сковывает бизнес, парализует долгосрочное банковское кредитование, сдерживает внедрение и реализацию инвестиционных проектов. Далеко не все предприятия ценят доверие своих потребителей. Стремление к быстрому обогащению толкает их на обман клиентов, фальсификацию качества продукции. Вопиющий пример безнравственности - производство и продажа поддельных лекарств и пищевых добавок, не только не способных помочь больным людям, но и отравляющих их организм. Употребление подпольно произведенной водки нередко оказывается смертельно опасным для жизни потребителей.

Атмосфера недоверия и подозрительности искажает рыночные отношения, снижает эффективность всей экономики. Речь, разумеется, идет

стр. 56


не только об отсутствии полного доверия в отношениях между участниками рынка, производителями и потребителями, но и ко всей экономической системе. Вследствие ее нестабильности, повсеместной коррупции возникают риски, огромные дополнительные издержки, связанные со страхованием от потерь. Повышенный риск вызывает взвинчивание цен для покрытия возможных убытков производителей и торговцев. В отличие от западного российский бизнес не довольствуется прибылью в 6 - 10%: ему нужно не менее 20, а то 100 и более процентов годовых. В этом заключается одна из скрытых пружин российской инфляции и, следовательно, скрытого дополнительного налога на потребителей.

Недоверие к профессионализму, объективности рассмотрения вопросов законодательными, административными и судебными властями также негативно отражается на деловой активности, препятствует быстрому разрешению возникающих споров и проблем, губит многие перспективные начинания. Показательно, что неподкупность и высокие профессиональные качества чиновников эксперты относят к важным факторам экономического чуда в послевоенной Японии. В России же чистота совести чиновников всех уровней находится под большим вопросом, их неподкупность - редкое исключение. Для экономики очевидны последствия такого поведения чиновников. "...Нельзя обеспечить прорывные темпы роста, - отмечает А. Кива, - без доверия народа к власти, без одобрения им избранного пути, без его веры в существующую в стране справедливость, в свое будущее"2. Именно поэтому создание атмосферы доверия в экономике и политике следует рассматривать как одну из центральных задач постсоциалистического реформирования в России и в других странах.

Среди моральных ценностей следует особо выделить социальную справедливость. Под ней понимается то, как воспринимает массовое сознание распределение доходов и жизненных благ в обществе, а также наличие равных возможностей для самореализации и продвижения личности по социальной лестнице. Справедливость, несомненно, относится к субъективным понятиям и ощущениям. Ее восприятие неодинаково в зависимости от положения людей в обществе. То, что оправданно и справедливо в глазах олигархов и крупной буржуазии, совсем иначе выглядит в представлениях людей, находящихся на грани или за гранью нищеты. Но если в массовом сознании какие-то явления и процессы отражаются как справедливые или несправедливые, то это превращается в объективный фактор общественного развития. Люди в своей массе могут, конечно, какое-то время заблуждаться, верить в ложные идеалы и ценности, особенно когда их сознание соответствующим образом обрабатывают СМИ, но в конечном счете правда жизни берет верх. Рано или поздно миф о безоговорочных преимуществах и справедливости частной собственности перестанет господствовать в массовом сознании и оставаться во многих странах официальной идеологией.

К сожалению, многие ученые понятие "справедливость" не относят к предмету экономической науки и политики. Между тем социальная несправедливость приводит к серьезным экономическим


2 Кива А. Духовность и преодоление кризиса// Общественные науки и современность. 2001. N 2. С. 23.

стр. 57


последствиям, отрицательно сказывается на отношении людей к труду. И не только. Перекосы в распределении благ в пользу узкого слоя людей и в ущерб интересам основной массы работающего населения, сужая платежеспособный спрос, сдерживают рост производства.

Вместе с тем уравниловка также отрицает справедливость, устанавливающую различия в размерах вознаграждения в зависимости от трудовых и других заслуг. Чем больше пользы от того или иного члена или слоя общества, тем обоснованнее выглядит их высокий социальный и материальный статус в общественном мнении. Справедливое вознаграждение зависит от конкретных условий развития страны, эффективности всей экономики, но, как правило, должно обеспечивать воспроизводство и совершенствование рабочей силы: содержание семьи, воспитание и обучение детей, сохранение здоровья и достаточную пенсию по старости.

Имущественные различия имеют допустимые пределы в массовом сознании. Чрезмерная поляризация доходов богатых и бедных является вызовом чувству социальной справедливости и чревата конфликтами. Поэтому соблюдение и поддержание социальной справедливости должно быть предметом экономической политики государства и интересов бизнеса.

Нравственная проблема заключена также в несовпадении индивидуальных и корпоративных интересов, с одной стороны, и общенациональных - с другой. Известный слоган: "Что хорошо для "Дженерал моторе" - хорошо для Америки" далеко не бесспорен. Можно привести немало примеров, когда стремление компаний к максимизации своих прибылей приходит в противоречие с интересами всего общества. Среди крупных предприятий и фирм редко встречаются желающие инвестировать часть своих прибылей в охрану природы, в сокращение вредных для здоровья людей выбросов в атмосферу. К этому обычно принуждает государство, заботясь об интересах всего общества.

Нередко предприятия тормозят внедрение новых и более совершенных видов продукции, если это грозит лишить их рынков или потребует дополнительных капиталовложений. Такой противоречащий моральным понятиям эгоизм довольно широко распространен и в России, и на Западе. Нравственные начала в рыночной экономике недостаточно сильны, чтобы противодействовать этому, а правовые механизмы часто не имеют четких положений и поэтому трудно применимы.

Разумеется, изложенным выше не ограничиваются нравственные ценности, ставшие общечеловеческим достоянием. К сожалению, они не обрели регулирующего воздействия на общественное развитие в России, где жизнь часто строится по понятиям, а не по закону и совести. Западная цивилизация с ее неолиберальной идеологией также находится в конфликте с целым рядом традиционных нравственных постулатов. Тем не менее они не утратили своего значения, для многих людей остаются сакральными и продолжают влиять на их поведение.

В христианском вероучении к ним относятся десять заповедей, данных пророку Моисею на горе Синай еще задолго до Рождества Христова и вошедших в Ветхий Завет: не убий, не кради, не лги,

стр. 58


не прелюбодействуй, не желай ничего чужого, не создавай себе идолов и не служи им, почитай отца и мать. И в Новом Завете содержатся не утратившие актуальности наставления: любить всех и помогать им, относиться к людям, как к своим братьям, не делать другим того, чего не желаешь, чтобы делали тебе, быть скромным и добродетельным, стремиться стать лучше, милосерднее. Христианство, Ислам, Буддизм и другие религиозные конфессии, противостоявшие язычеству с его культом силы, жестокости, богатства, нравственной распущенностью, оказали и продолжают оказывать благотворное влияние на цивилизацию. Вера в Бога, в высший Разум помогала и помогает людям служить добру, истине, правде, справедливости, красоте.

Большинство религиозных заповедей продолжает облагораживать людей, хотя и не в состоянии искоренить зло и порок. Конечно, современная постиндустриальная эпоха не может не вносить в нравственные законы новые положения, отвечающие требованиям нынешнего времени. Меняются приоритеты общества и применительно к самим моральным нормам. Беда заключается, однако, в том, что век информатики, глобализации, расширения перечня прав человека может давать и дает повод для объявления ряда традиционных нравственных ценностей устаревшими и потерявшими смысл. Общественное мнение начинает свыкаться с безнравственностью и лицемерием в политике, с обманывающей рекламой, с пошлостью и низкопробностью в искусстве и на телевидении. Вопиющее попрание всякой морали перестает вызывать массовое возмущение. Все больше людей утрачивают нравственные идеалы и погружаются в бездуховность.

Весьма показательна оценка этих процессов знаменитым художником Пабло Пикассо. Еще в 1952 г. он писал: "С тех пор, как искусство перестало быть пищей для лучших, художник стал подстраивать свой талант к всевозможным течениям и вкусам. Все дороги открылись для духовного шарлатанства. Народ не находит в искусстве ни утешения, ни вдохновения... Великими художниками были Джиотто, Тициан, Рембрандт и Гойя. Я всего лишь художник-шутник, который понимал свое время и, как мог, угождал глупости, похотливости и тщеславию современников".

Новая эпоха изменила восприятие людьми пределов не только безнравственности, но и нравственности. Так, начинают получать решительное осуждение такие явления, как силовые решения внутренних и международных конфликтных ситуаций, агрессивные эмоции и поведение, дискриминация людей по расовым и религиозным признакам, неравноправие женщин и др. Приоритетное значение среди моральных постулатов приобретают законопослушание, патриотизм и гражданственность, соблюдение прав человека и его ответственность перед обществом. Важной нравственной ценностью становится стремление личности к самосовершенствованию, к культурному росту, усвоению и использованию благ современной цивилизации.

Многие авторитетные исследователи склонны утверждать, что в наши дни нравственная составляющая общественного прогресса приобретает все большее значение. Так, Л. Кудрявцев считает, что "стабильность и жизнеспособность государства определяются прежде

стр. 59


всего нравственным и духовным уровнем населения, а не состоянием экономики. История дает немало примеров, когда в целом экономически благополучные государства погибали в результате падения морального уровня населения, в частности роста коррумпированности государственных чиновников"3.

Власти и ее политический класс должны заботиться о духовных основах реформирования и модернизации России как об одной из главных задач. Будущее нашей страны зависит от сохранения национальных духовных ценностей, лучших народных традиций, от веры людей в благородные идеалы, ради которых стоит с энтузиазмом трудиться и жить.

Понятие "духовность нации" остается предметом дискуссий между философами и политологами. Однако в обыденном сознании эта идейная, нравственная, интеллектуальная сторона жизни общества, его духовная культура, отличается от другой стороны - сугубо материальной, от удовлетворения физических потребностей, умножения и накопления имущества и капитала. Духовный мир человека может быть богатым и возвышенным или скудным и примитивным. То же можно сказать и об обществе. Чем выше уровень духовно-нравственного развития основной массы населения, тем успешнее развиваются экономическая и политическая системы страны.

По мнению ряда ученых, в российском обществе, не знавшем западного рационализма, четко прослеживается приоритет: духовных начал перед материальными; общественных интересов - перед частными, личными; коллективизма - перед индивидуализмом. К этому надо добавить неприятие идеи накопительства, узкого меркантилизма и т. п. В российском обществе духовность неотделима от таких понятий, как государственность, патриотизм, привязанность к земле предков4. Можно, конечно, усомниться, так ли уж характерны для нас все эти признаки духовности народа сегодня, после полутора десятилетий рыночного реформирования в России. Многое из перечисленного утрачивается, уступает место эгоизму, индивидуализму, необузданному стяжательству низкопоклонству перед иностранной культурой и западным образом жизни. Поэтому оправданны призывы ряда видных интеллектуалов к возрождению и обогащению духовно-нравственной культуры российского общества. А. Солженицын напоминает, что Россия знала когда-то такие века в своей истории, когда общественным идеалом были не знатность, не богатство, не материальное преуспевание, а святость образа жизни.

Как уже было сказано, рыночные отношения, основанные на частной собственности и погоне за прибылью, опрокидывают многие нравственные постулаты. Неолиберальная рыночная идеология граничит с оправданием вседозволенности. Однако сочетание рыночных свобод с восстановлением в обществе духовно-нравственных ценностей - вопрос сложный и трудно разрешимый. Пока же прогрессивная общественность и у нас, и на Западе продолжает бить в набат по поводу глубокого морального кризиса. Но ясного видения путей его преодоления нет.


3 Кудрявцев Л. Современное общество и нравственность. М.: Наука, 2000. С. 9.

4 Кива А. Указ. соч. С. 27.

стр. 60


Оздоровление морального климата в России наталкивается на дилемму. С одной стороны, необходимо развивать экономику, чтобы располагать большими ресурсами для подъема культуры, образования, науки, искусства, - словом, для обеспечения и укрепления нравственного здоровья общества. С другой стороны, чтобы дать мощный импульс материальному производству, целесообразно перераспределить имеющиеся средства в интересах нравственного оздоровления и духовного облагораживания общества. Тем более что в новой экономике человеческий и социальный капитал превращаются в главный двигатель социального прогресса.

Мне кажется, меняя приоритеты в политике и бюджетных ассигнованиях, можно многое сделать для улучшения духовно-нравственного климата в стране. Не надо жалеть сил и средств на эти цели, поскольку затраты окупятся сторицей. Разве нынешнее Российское государство бессильно обуздать коррупцию и преступность - эти вопиющие проявления нравственной деградации? Разве ему не по плечу начать борьбу с мздоимством и казнокрадством в чиновничьей среде? Разве столь уж неподъемна задача сделать суды и правоохранительные органы честными, неподкупными и справедливыми? Если принять национальную программу "Чистые руки" и последовательно добиваться ее реализации, то моральный и экономический выигрыш для общества будет неоценимым.

Думаю, что государство совместно с общественностью в состоянии пресечь растление народа нашим телевидением. Потакая самым примитивным вкусам и запросам людей, оно использует свое влияние на многомиллионную аудиторию для извлечения огромных доходов из коммерческой и политической рекламы. Зрителей приковывают к экрану показом детективных историй, бандитских разборок, кровавых расправ и убийств, развлекают низкопробным юмором, непритязательными музыкальными шоу. К жизни простых людей, их труду, радостям и бедам телевидение не проявляет никакого интереса. Самое массовое и влиятельное средство информирования и просвещения всего общества превратилось в рассадник безнравственности.

Вот мнение по этому поводу выдающегося российского хирурга академика Р. Акчурина: "Нельзя с экрана беспрерывно показывать насилие, кровь, трупы людей, разорванные на части, без головы. Это "картинки" только для спецорганов, судебных экспертов. Однажды я пришивал пальцы пациенту, так присутствующая при этом оператор телевидения упала в обморок. А мы на широком экране ежечасно показываем ужасы, которые смотрят дети с неокрепшей психикой"5. К сказанному остается добавить: такое не может остаться без последствий. Не приходится удивляться, что проявления жестокости, агрессивности, сексуальной распущенности у детей и подростков становятся все более распространенными.

Любое общество, чтобы стать лучше и нравственнее, должно иметь моральные авторитеты, воплощающие совесть нации. Их роль в духовном обновлении нации часто оказывалась решающей. Поводы-


5 Московский комсомолец. 2007. 4 окт. С. 10.

стр. 61


рями и совестью людских сообществ были выдающиеся религиозные деятели, писатели, мыслители, политики. Им удавалось заронить в души своих многочисленных приверженцев семена добра, помогать формированию благородных устремлений. Но, возвышаясь над толпой, они навлекали на себя ее гнев, подвергались поруганию. Признание нередко приходило лишь после их смерти.

Сегодня духовную атмосферу в обществе во многом определяет поведение лидеров, правящей элиты. Их высокий моральный облик - честность, совестливость, служение народу, патриотизм, человеколюбие, справедливый суд, неприятие лжи и обмана, скромность и трудолюбие - одно из главных условий доверия к власти и духовного оздоровления общества. Если "верхи" в состоянии предложить нравственные идеалы, способные воодушевить людей, и доказать свою верность им, то это может вызвать мощный прилив душевных сил и творческой энергии во всем обществе.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/НРАВСТВЕННЫЙ-ФАКТОР-СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО-ПРОГРЕССА

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Mikhail LetoshinContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Letoshin

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

О. БОГОМОЛОВ, НРАВСТВЕННЫЙ ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 18.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/НРАВСТВЕННЫЙ-ФАКТОР-СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО-ПРОГРЕССА (date of access: 28.07.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - О. БОГОМОЛОВ:

О. БОГОМОЛОВ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Mikhail Letoshin
Tomsk, Russia
1552 views rating
18.09.2015 (2140 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Г. С. Остапенко, А. Ю. Прокопов. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ XX - начала XXI века.
Catalog: История 
4 hours ago · From Россия Онлайн
ЭУДЖЕНИО КОЛОРНИ: АНТИФАШИЗМ, ЕДИНАЯ ЕВРОПА, СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ИДЕЯ И ФЕДЕРАЛИЗМ
Catalog: История 
4 hours ago · From Россия Онлайн
МЕЖДУ "ПРОЛЕТАРСКИМ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМОМ" И "СЛАВЯНСКИМ БРАТСТВОМ". РОССИЙСКО-ЮГОСЛАВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В СРЕДНЕЙ ЕВРОПЕ
Catalog: История 
4 hours ago · From Россия Онлайн
Великая война 1914-18 гг. Наградной лист от 09.06.1915 на Начальника пулеметной команды 10-го Кубанского пластунского батальона, Прапорщика Ивана Дмитриева. Обоснования награждений орденами Св. Анны 4 ст. с надписью "За храбрость" (Аннинское оружие) за бои на ст. Сарыкамыш (Кавказский фронт), Св. Станислава 3 ст. с мечами и бантом, за бои в Галиции (Юго-Западный фронт), производства в чин хорунжего, за бои в с.Баламутовка (Юго-Западный фронт, Буковина,).
10 hours ago · From Анатолий Дмитриев
РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА 1904-1905 годов. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДАЛЬНИМ ВОСТОКОМ В НАЧАЛЕ XX века
Yesterday · From Россия Онлайн
"ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ АФРИКИ" ЮНЕСКО - ПЕРВЫЙ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД ИЗ АФРИКИ НА ИСТОРИЮ ЧЕРНОГО КОНТИНЕНТА
Yesterday · From Россия Онлайн
США И ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА В УСЛОВИЯХ НЕФТЯНОГО КРИЗИСА 1973-1974 годов
Catalog: Экономика 
Yesterday · From Россия Онлайн
В. В. ДЕГОЕВ. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ СИСТЕМЫ: 1700 - 1918 ГГ.
2 days ago · From Россия Онлайн
ПРЕПОДАВАНИЕ ПРОБЛЕМ МЕТОДОЛОГИИ ИСТОРИИ В МГУ ИМ. М. В. ЛОМОНОСОВА
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
БРИТАНСКОЕ СОДРУЖЕСТВО НАЦИЙ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
2 days ago · From Россия Онлайн

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
НРАВСТВЕННЫЙ ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones