Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-16217

Share with friends in SM

Накануне коллективизации Дагестан в социально-экономическом отношении представлял собой специфический регион, в экономике которого преобладали средневековые производственные отношения. Особенно выражено это наблюдалось в горных районах, где по-прежнему малоземелье тормозило социально-экономический прогресс общества. К тому же по переписи 1926 г. подавляющая часть населения (77,5%) проживала в горах 1.

В исследуемый период на равнинной части республики находилось 66,4% всей пашни, а также 74% всех пастбищ; в горах - 33,6% пашни и 26% пастбищных угодий 2.

Таким образом, наблюдался значительный дисбаланс между горными и плоскостными районами, как в численном соотношении населения, так и в земельных ресурсах, что позволяет выделить республику в регион со специфическими природно-географическими, почвенно-климатическими и иными условиями.

Сама идея коллективизации изначально противоречила законам общественно-экономического развития и в корне не соответствовала сложившимся стереотипам мышления и поведению горцев. Горцы Дагестана веками привыкли отделять частную собственность от общественной, что соответствовало нормам адата и шариата. "Умереть, защищая свою собственность, то же, что умереть шагидом (умершим в войне с неверными)..." 3.

С земельной собственностью горцы отождествляли независимость, свободу, и уздень (общинный крестьянин) не мог быть свободным, если не являлся собственником земли. Земля узденя традиционно являлась неприкосновенной собственностью, и на почве нарушения земельных границ возникала значительная часть конфликтов. Известно, что у горцев "в нижеследующих случаях убийство считается кара (то есть черное, при отягчающих обстоятельствах. - Х. М.):

- Если кто убит на собственной своей земле.

- Если кто, отправившись на воровство или с другим каким-либо злым умыслом, убьет хозяина" 4.

Во многих обществах существовали адатные нормы, которые брали под покровительство своего представителя, пострадавшего, защищая общинные земли. Многие горцы приобретали земельные угодья в качестве материальной ценности, и поэтому земля в горах считалась приоритетной ценностью.

Соответствующее отношение в горских обществах сложилось к вакуфным землям. Согласно веками сложившемуся стереотипу мышления горцев они - это обще-


Магомедсалихов Хайбула Гамзатович - кандидат исторических наук, доцент Дагестанского государственного университета; Шахбанова Луизат Рамазановна - старший преподаватель Дагестанского государственного педагогического университета.

стр. 137

ственные неотчуждаемые земельные угодья, которыми распоряжаются мечети, а пользуются ими представители джамаата. Никто на обладание вакуфными землями не претендует, так как это по мусульманским канонам "харам", то есть запретное. С учетом всех этих обстоятельств земельный вопрос для горцев представлял исключительную важность, и к обобществлению земли большая часть горцев отнеслась с большим недоверием и непониманием, а определенная часть - открыто враждебно.

К тому же ислам представлял влиятельную силу, которая исторически объединяла горцев, и советская власть объявила ей беспощадную борьбу. По поводу религиозного сознания горцев Дагестана А. Скачко отмечал: "... религиозное мировоззрение и бесконечное уважение к Корану, как к единственному источнику знаний, было уже крепко вколочено в психику и оставалось на всю жизнь" 5. При антиколхозной агитации мусульманское духовенство часто использовало религиозные чувства населения. Так, в селении Великент Дербентского района духовенство распускало слухи, что колхозникам будет запрещено верить в Бога, в колхозе жены и дети будут общими, хлеб будет выдаваться из общей пекарни, колхозникам запретят печь хлеб дома 6.

Таким образом, духовенство накануне коллективизации в Дагестане представляло в обществе влиятельную силу, способную противостоять проводимым реформам, но оно не являлось эксплуататорским классом. Нет ни одного факта эксплуатации духовенством простых горцев.

Наличие эксплуататорского класса в сельском хозяйстве Дагестана, и тем более в горах, тоже преувеличено. В конце XIX в. среди горцев всего несколько человек использовали наемных работников. Так, Н. Гоцинский имел 93 десятины земли в селении Гоцо Аварского округа, 2871,5 десятин пастбищных земель в Темир-ханшуринском округе и более 15 тыс. овец. Антик Нурмагома из Чоха имел на плоскости 1400 десятин, Маккашариф - 1758, Мамалав - 1156, Пари-Гимбатбек-Кизы из Хун-заха - 1400, Пайзула Дациев из сел. Нижний Чиркей имел 4518 десятин земли 7. Значительная часть земельных площадей горских "феодалов" находилась на плоскости и представляла собой пастбищные угодья, где возможно использование наемного труда.

Подавляющая часть горцев входила в разряд малоимущих, а быть наемным работником у состоятельного сельчанина было выгодно, так как это обеспечивало стабильный средний доход для семьи. За полвека нахождения в составе России веками устоявшийся уклад горцев, их семейный и общественный быт мало в чем изменились.

Мероприятия по конфискации собственности у зажиточной части населения республики и ее перераспределению начались в первые же годы советской власти. 20 марта 1925 г. ЦИК и СНК СССР издали декрет о лишении бывших помещиков права на землепользование и проживание в принадлежавших им до октябрьской революции хозяйствах. Во исполнение этого декрета при Совнаркоме ДАССР была создана комиссия по выселению бывших помещиков, приступившая к работе в марте 1925 года 8.

Под руководством этой комиссии создавались окружные и районные комиссии, которые в 1926 г. приступили к учету имущества и владений всех бывших помещиков (116 семей)9.

Советская власть начала беспощадное наступление на духовенство. Дагестанский ЦИК и СНК ДАССР 23 июня 1927 г. издали постановление о передаче всей земли и имущества, принадлежавшего духовенству, в фонд крестьянских комитетов 10.

Для выявления вакуфных земель создавались специальные комиссии, куда привлекали представителей бедноты, тем самым, давая им возможность сполна расквитаться за свою бедность с зажиточными представителями.

К сентябрю 1927 г. из вакуфного имущества в фонд крестьянских комитетов было изъято 3267 дес. пахотной земли, 143 дес. виноградных садов, 63 дес. огородов, 10 452 пуда зерна, 196 голов крупного рогатого скота, 5082 барана и т. д. 11.

Подобные мероприятия по конфискации собственности у духовенства проводились по всей стране нарастающими темпами. Так в районах сплошной коллективизации за 1929 г. у "феодально-клерикальных" элементов в целом по стране было изъято до 300 тыс. гектаров земли 12.

стр. 138

Параллельно происходила конфискация имущества у "помещиков", у которых помимо земельных угодий в 1927 г. в целом по республике было изъято 26 857 голов тонкорунных овец, 9988 голов грубошерстных овец, 957 голов крупного рогатого скота, 376 голов рабочего скота, 139 голов лошадей и т. д. 13.

Конфискация собственности и ее перераспределение не могли не сопровождаться острыми социальными конфликтами, которые нередко приводили к убийствам советских и партийных работников. Так, в 1923 г. в Андийском округе был убит председатель Окрисполкома вместе с сопровождавшим его милиционером. Противники советской власти в 1924 г. убили председателя Чиркеевского сельсовета Алиханова 14.

При описании имущества, с целью дальнейшей его конфискации, в Даргинском округе погибли два представителя советской власти Алхазов и Раджабов 15, а в селении Аймаки Буйнакского округа был убит председатель сельсовета Абдул-Меджид Омаров 16.

Начало коллективизации и социалистические преобразования в сельском хозяйстве встретили острое сопротивление у значительной части населения Дагестана. Но в то же время были те, кто положительно относился к проводимым мероприятиям, поверив в торжество социальной справедливости. Социальный состав колхозов на 1929 - 1930 гг. представлял следующую картину: бедняки составляли 72,7%, середняки - 22,7%, служащие, кустари и прочие - 4,6% 17.

До 1929 г. процесс коллективизации носил больше добровольный и стихийный характер и он советской властью приветствовался. На этом этапе число колхозов было ограниченным. Так, в 1927 г., накануне XV съезда партии, в республике насчитывалось всего 39 колхозов, объединявших 542 хозяйства. Через год, к октябрю 1928 г., число колхозов увеличилось до 296. Такой рост нельзя было считать реальным. При их обследовании 52 колхоза были распущены как лжеколхозы. А из оставшихся 244 колхозов коммун было 2, сельскохозяйственных артелей - 203, товариществ по совместной обработке земли - 27. Они объединяли около 5 тыс. крестьянских хозяйств 18.

Значительная часть колхозов представляла собой артели по совместной обработке земли. Всего землеустроено было не более 10 колхозов. Существовавшие колхозы в большинстве случаев объединяли собой не больше 5 - 10 хозяйств 19. Из сказанного следует, что до 1928 г. коллективизация почти не затронула горское население республики.

В центральных регионах СССР процесс коллективизации проходил примерно такими же темпами. Так, "...на 1 октября 1929 г. в Московской области было коллективизировано лишь 2% крестьянских хозяйств. В среднем на один колхоз приходилось чуть более 15 хозяйств, 77 человек и 33 га посева" 20.

В плоскостной части республики коллективизация была сопряжена со значительными социальными противостояниями и конфликтами. Так, например, в селении Батаюрт 4 декабря 1929 г. группа женщин в количестве около 300 чел., вооруженная палками, топорами и кинжалами, устроила демонстрацию под лозунгом: "Долой колхозы, Да здравствует духовенство". Эта демонстрация сорвала проходившее в этот день в Батаюрте собрание по вопросу о коллективизации. В демонстрации принимали участие женщины не только из Батаюрта, но и из соседних селений 21.

После ноябрьского пленума ЦК ВКП(б) 1929 г. по всей стране был провозглашен курс на сплошную коллективизацию 22. Чтобы заинтересовать население, советская власть начала снабжать колхозы инвентарем. В 1929 г. Дагестан получил 9850 плугов, 2350 борон, 3300 уборочных машин, 400 культиваторов, 560 сеялок23. Однако это была не безвозмездная акция: за инвентарь следовало расплачиваться хлебозаготовками.

Надо заметить, что коллективные хозяйства имели ряд преимуществ перед индивидуальными, хотя бы в том, что их можно было поставить на научный метод ведения хозяйства с соблюдением севооборота, мелиорации и т.д. Но это с позиции государства, а с позиции землевладельца - он никак не мог согласиться с отчуждением его собственности в пользу непонятного колхоза.

Меры, принятые советской властью, не возымели должного действия. Многие крестьянские хозяйства, объединившиеся в колхозы осенью 1929 г. и зимой 1930 г., в

стр. 139

марте стали выходить из него. В результате, если на 10 марта 1930 г. колхозы объединяли более 31 тыс. хозяйств, то на 1 апреля 1930 г. в колхозах числилось лишь 13 267 хозяйств 24.

Тенденция массового выхода населения из колхозов носила всероссийский характер и как результат допущенных "грубых ошибок, искривлений и перегибов" на первом этапе коллективизации (зима - начало весны 1930 г.), произошел массовый отлив крестьян из колхозов. Уровень коллективизации к концу лета 1930 г. снизился почти на две трети (по СССР до 21,4%, по РСФСР - до 19,9%) 25.

В Дагестане, как и по всей стране, начался массовый забой скота, чтобы тем самым противостоять его обобществлению. Проводилась эта акция протеста по принципу "чем чужие съедят твой скот, лучше съешь его сам". Только овец и коз в конце 1929 - начале 1930 г. по республике было вырезано более 10% к общему поголовью. За это же время поголовье крупного рогатого скота сократилось на 12,5%. Особенно большой урон был нанесен поголовью рабочего скота, которое сократилось на 15,3% 26. В результате убой скота принял угрожающие размеры.

16 января 1930 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР "О мерах борьбы с хищническим убоем скота". 5 февраля того же года было опубликовано постановление СНК ДАССР о мерах борьбы по прекращению убоя скота. В целях сохранения овец, рабочего скота и молочных коров, а также инвентаря постановление предписывало не принимать в колхозы и исключать из колхозов хозяйства, допустившие убой скота, порчу и распродажу инвентаря, до восстановления первоначального уровня хозяйства 27.

Естественно, те, кому отказывали в приеме в колхоз, а тем более исключали, автоматически объявлялись саботажниками и врагами народа со всеми вытекающими последствиями.

Противостояние мероприятиям советской власти по коллективизации сельского хозяйства не стало препятствием для наращивания ее темпов. На январском пленуме 1930 г. Дагестанского обкома партии прозвучали выступления, в которых выражалась уверенность в возможности завершить коллективизацию и ликвидацию кулачества как класса не только в равнинных, но и в горных районах республики в 1930 или 1931 годах. Подобные настроения нашли отражение и в работе 4-й сессии VIII созыва ЦИК ДАССР (30 января - 1 февраля 1930 г.), где важнейшей задачей в период весенней посевной кампании признавалась задача ликвидации кулачества как класса. "Принятые решения послужили для местных органов новым толчком к форсированию колхозного строительства. Да и само сельское население, напуганное ожидающимся переходом к политике ликвидации кулачества как класса, в разряд которого мог быть отнесен любой крестьянин, попытавшийся заупрямиться и не вступить в колхоз, выбирало из двух зол наименьшее и подалось в колхозники. Количество коллективизированных хозяйств в республике с 16 301 на 1 января увеличилось до 53 578 на 1 марта 1930 г., или более чем в 3 раза" 28.

Коллективизация позволяла управлять колхозами командно-административными методами. В качестве первых экспериментов в этом отношении стали ежегодные хлебозаготовки. Колхозы не могли сдавать государству хлебные "излишки", потому что их не было. И на этом этапе коллективизации особенно возрастала роль и значение органов государственного политического управления (ОГПУ) в качестве карательного аппарата.

В марте-апреле 1928 г. органами ОГПУ Северо-Кавказского края было арестовано 2638 чел., из них в городах 275 чел. (10,4%), а в деревнях - 2363 чел. (89,6%)29.

К задерживающим свой хлеб, применялись жестокие меры воздействия путем закрытия кредитов, прекращения отпуска сельхозмашин, предания суду руководителей колхозов, срывающих план по хлебозаготовкам. Органам ОГПУ, которые были включены в хлебозаготовительную кампанию, предлагалось, (особенно по Северному Кавказу и Украине), "усилить проведение репрессий, применение высылок как средства борьбы со злостными спекулянтскими элементами, применяя к кулакам, уклоняющимся от выполнения заданий, установленные репрессивные меры" 30.

Дагестан был включен в третью группу районов, для которых не был установлен определенный срок завершения коллективизации. Тем самым в центре попытались учесть социально-экономическую и общественно-политическую обстановку в рес-

стр. 140

публике. Однако пленум Дагестанского обкома партии по своей инициативе дал указание уже 1930 г. объединить в колхозах до 50 тыс. крестьянских хозяйств, доведя процент коллективизации не менее чем до 30, и осуществить переход к сплошной коллективизации "ни в коем случае не исключая горную часть ДАССР" 31. Таким образом, если до сих пор в горных районах республики не наблюдались активные мероприятия по коллективизации, то в этом инициативу полностью на себя взяло местное руководство.

Мероприятия по коллективизации сопровождались хлебозаготовками, которые болезненно сказывались в горных районах Дагестана. Здесь население исторически питалось за счет привозного хлеба и поэтому физически не могло выполнить планы по хлебозаготовкам. В 1929 г. Цумадинский район получил задание сдать государству 1700 пудов "хлебных излишков". Кампанией по сбору излишков руководила районная комиссия, в состав которой входили секретарь райкома партии и председатель райисполкома. Несмотря на то, что район являлся нагорным и своего хлеба почти не имел, комиссия решила собрать все 1700 пудов. Хлеб взимали путем запугивания через ОГПУ, штрафования и т. д. 32.

Аналогичным было положение в Дидоевском участке, о чем можно судить из записки полномочного представителя Кавказского края (г. Ростов-на-Дону) и окружного отдела ОГПУ (г. Грозный), о беспорядках в Цумадинском районе ДАССР от 12 марта 1930., где отмечается: "Только [что] получены сведения от старшего Ботлихской опергруппы, что в Дидоевском участке Цумадинского района на почве административного нажима на колхозное строительство, непонимание и искажение местными работниками директив партии, классовой линии при самообложении, сборе семенных фондов и других кампаний вчера 11 марта (1930 г.) в аулах Асах, Шупри, Шапик, Мокок, Кидеро начались беспорядки. Из аула Шаури под напором вооруженных кулаков вынужден [был] бежать нач.[альник] участковой мил[иции] и укрываться в ауле Сагада. Со стороны аулов Мокок, Асах 70 вооруженных [человек] направились в аул Шаури с целью захвата заготовленного хлебозаготовкой зерна в количестве 700 пудов. Банда выгнала председателя сельсовета аула Мокок, обстреляв его. Предсельсовета бежал в аул Сагада. В аулах Хуторок Шаитль, Шаури на собраниях под давлением арабистов и кулаков вынесены постановления, предлагающие коммунистам, совработникам удалиться из Дидоевских аулов и больше не появляться: "Дайте нам жить, как жили при Николае" 33.

Население Цумадинского района и Дидоевского участка было настроено решительно против колхозов. Повстанцы захватили ряд аулов: Кидеро, Шаури, Тлясута, Шаитль, Генух, Мокок, Цибари, Ицрак и прилагающие к ним хутора с центром в селении Шаури. Они выставили свои посты и организовали отряд численностью до 500 человек. Восстанием руководил шариатский совет, а вооруженной частью повстанцев командовал Вали Дагларов.

Против восставшего населения была использована авиация, что видно из приказ N 1 по центральной оперативной группе Нагорного Дагестана о локализации вооруженного восстания в Дидоевском участке Цумадинского района от 30 марта 1930 г. "... Появление черного сигнального дыма с самолета будет означать непринятие повстанцами наших условий о сдаче и начале операции по ликвидации бандитских шаек, причем с целью безостановочного движения наших групп - выступления отрядов назначается в пять часов следующего дня за пуском сигнальной ракеты самолетом (пример: если самолет давал сигнальные знаки 8-го апреля, общее наступление отрядов должно быть произведено в 5 часов утра 9 апреля с. г.) с установлением настоящих сигналов не исключается возможность начала операции по моему особому приказу. Начальник Даготдела ОГПУ К. Мамедбеков" 34.

Конфликты наблюдались почти по всему Дагестану. Особую активность проявляли женщины, которые повсеместно выступали против колхозов. Так, по сообщению начальника опергруппы Маслова от 1 апреля 1930 г. в Хунзахском районе в селении Обода "...все женщины аула организованно выставили требования распустить колхозы. Организованные в Хунзахском районе 15 колхозов распались, остался один (Мамедбековский)" 35.

Коллективизация представляла собой насилие по отношению к значительной части горцев и сеяла рознь в обществе на почве перераспределения собственности.

стр. 141

Особенно ожесточенное сопротивление наблюдалось в Цумадинском районе и его Дидоевском участке, где население, доведенное до отчаяния, в массовом порядке выступило против коллективизации.

В большинстве случаев поводом для антиколхозных выступлений становились хлебозаготовки, которые тяжелым бременем ложились на плечи горцев. Несмотря на упорное сопротивление значительной части горцев, советская власть настойчиво продолжала наращивать темпы насильственной коллективизации в горах Дагестана в 1930-х годах.

Примечания

1. ПАНЦЫРНАЯ Н. А. Классовая борьба в Дагестанском ауле в период восстановления народного хозяйства (1920 - 27 гг.). Рукописный фонд Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН (РФ ИИАЭ ДНЦ РАН), ф. 3, оп. 2, д. 113, л. 146.

2. Центральный государственный архив Республики Дагестан (ЦГА РД), ф. 168, оп. 10, д. 13, л. 4.

3. ОМАРОВ А. Как живут лаки (Из воспоминаний детства). Тифлис. 1870, с. 37.

4. Адаты Даргинского общества. Тифлис. 1873, с. 13 - 14.

5. СКАЧКО А. Дагестан. М. 1931, с. 89.

6. ОСМАНОВ А. И. Дагестан в XX веке: исторический опыт регионального развития. Общественно-политическая жизнь и социокультурное развитие народов Дагестана. Махачкала. 2008, с. 182.

7. ХАШАЕВ Х. М. Общественный строй Дагестана в XIX в. М. 1961, с. 157.

8. ЦГА РД, ф. 37-р, оп. 20, д. 112, л. 6 - 9.

9. ПАНЦЫРНАЯ Н. А. Ук. соч., с. 146.

10. ГА РД, ф. 600-р, оп. 3, д. 14, л. 27 - 29.

11. ОСМАНОВ Г. Г. Партийная организация Дагестана в период борьбы за социализм. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН, ф. 3, оп. 2, д. 98, л. 152.

12. Там же, л. 40.

13. ЦГА РД ф. 37, оп. 20, д. 112, л. 6 - 9.

14. Красный Дагестан, 1.IX.1923, N 245; 14.II.1924, N 36.

15. Там же, 15.VI.1925, NN 125 - 130.

16. Там же, 21.XII. 1925, N 292.

17. СКАЧКО А. Н. Ук. соч., с. 107.

18. История Дагестана с древнейших времен до наших дней. Т. 2. Махачкала. 2005, с. 142.

19. Коллективизация сельского хозяйства Дагестанской АССР. 1927 - 1932 гг. Ч. 1. Махачкала. 1976, с. 56 - 62.

20. РЫБАКОВ П. А. Политика сплошной коллективизации в Московской области. - Вопросы истории. 2008, N 11, с. 24.

21. Коллективизация и антиколхозные выступления в Дагестане (1927 - 1940). Документы и материалы. Махачкала. 2007, с. 139.

22. РЫБАКОВ П. А. Ук. соч., с. 25.

23. История Дагестана с древнейших времен до наших дней. Т. 2, с. 142.

24. ОСМАНОВ Г. Г. Ук. соч., л. 74.

25. Коллективизация и антиколхозные выступления в Дагестане, с. 5.

26. ОСМАНОВ Г. Г. Ук. соч., л. 66.

27. Красный Дагестан, 5.II.1930.

28. История Дагестана с древнейших времен.., с. 144 - 145.

29. Коллективизация и антиколхозные выступления в Дагестане ..., с. 3.

30. Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы. М. 1999, с. 699. Коллективизация и антиколхозные выступления в Дагестане, с. 27.

31. ОСМАНОВ Г. Г. Ук. соч., л. 71.

32. ЕГО ЖЕ. Подготовка массового колхозного движения в Дагестане. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН, ф. 3, оп. 2, д. 161, л. 132.

33. Коллективизация и антиколхозные выступления в Дагестане, с. 146.

34. ЦГА РД, ф. 800-р, оп. 2, д. 20, л. 167.

35. Коллективизация и антиколхозные выступления в Дагестане.., с. 154.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Насильственная-коллективизация-в-горах-Дагестана

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Россия ОнлайнContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Х. Г. Магомедсалихов, Л. Р. Шахбанова, Насильственная коллективизация в горах Дагестана // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 23.10.2020. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Насильственная-коллективизация-в-горах-Дагестана (date of access: 28.11.2020).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Х. Г. Магомедсалихов, Л. Р. Шахбанова:

Х. Г. Магомедсалихов, Л. Р. Шахбанова → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
119 views rating
23.10.2020 (36 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Многими авторами рассматривался “парадокс близнецов” и большинство из них придерживаются выводов А. Эйнштейна по этому вопросу в той или иной форме видоизменяя его. Поэтому в данной статье рассмотрены некоторые вопросы, по теории относительности А. Эйнштейна и показаны ряд неточностей и ошибок, которые, в конечном итоге, привели к неверным выводам и постулатам этой теории. Показано, что положение А. Эйнштейна о влиянии движения системы на возраст живых, заключенных в футляр, является не верным, т.к. оно противоречит постулату о равенстве физических законов в инерциальных системах
Catalog: Физика 
7 hours ago · From джан солонар
Реликтовое излучение можно рассматривать как элементарные волны возмущения эфирной среды, фотонов и гравитонов, состоящих из микроэлементарных частичек - реликтов и фононов, которые являются квазистабильными частицами, не распадающимися на более мелкие частицы.
Catalog: Физика 
7 hours ago · From джан солонар
Вьетнам принимал 37-й Саммит АСЕАН с 12 по 15 ноября 2020 года. В условиях беспрецедентной региональной и глобальной неопределенности под председательством Вьетнама АСЕАН проявила решимость и стойкость, став сильнее, чем раньше.
9 hours ago · From Марина Тригубенко
Выдающийся успех в организации саммита АСЕАН 2020 помог Вьетнаму стать специальным гостем саммита G20 По приглашению Короля Саудовской Аравии Салмана ибн Абдул-Азиза Аль Сауда Премьер-министр Вьетнама Нгуен Суан Фук принял участие в Саммите «Большой двадцатки» (группа двадцатки, G20), который состоялся в онлайн-формате. Это важная многосторонняя дипломатическая деятельность Вьетнама в этом году в качестве Председателя АСЕАН-2020 и непостоянного члена Совета Безопасности ООН на срок 2020-2021 гг., что демонстрирует конструктивный дух, ответственный вклад Вьетнама в решение глобальных вопросов.
9 hours ago · From Марина Тригубенко
Мир глаз наших как бездна без центра — рознь Истине. Древние зрили его Колесом на Оси, Боге и парой Вечности, Огня, и бренья, его тени, в сцепке колец сих Луною как осью в восьмерку ∞. Разъяв их и Вечность поправ как пустяк, гонцы Зла, нас губя, сняли тем Луну с неба — и, скрепы лишась, Мир распался в очах, став той прорвой, что зрим мы сейчас.
Catalog: Философия 
2 days ago · From Олег Ермаков
Во время ковида популярность онлнай игр только возросла. По статистике Ассоциации производителей интернет-игр, в 2020-м году нагрузка на сервера возросла на 170% в сравнении с аналогичным периодом в 2019-м году.
Catalog: Разное 
2 days ago · From Россия Онлайн
Жизнь во время ковида. "Лев" рекомендует "Суши-бар" (обзор слота)
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
Атмосферы планет определяются величинами «постоянных», коэффициентов, Больцмана и Планка и все физические процессы, происходящие на этих планетах или вблизи них, должны протекать при разных значениях физических констант но, очевидно, по одним и тем же физическим законам
Catalog: Физика 
2 days ago · From джан солонар
Потенциалы взаимодействия всех масс Вселенной, образуют энергетическую структуру Вселенной во всей сфере Вселенной однородным физическим потенциалом взаимодействия всех масс Вселенной Ф_UV. Каждая единичная масса создаёт потенциал взаимодействия.
Catalog: Физика 
3 days ago · From Владимир Груздов
В санаториях Крыма накоплен более чем 20-летний позитивный опыт оказания комплексной медико-психологической помощи с применением инновационных методов и технологий российской научной школы координационной психофизиологии и психологии развития (РНШ КППР) И.М.Мирошник, который может оказаться полезным для повышения эффективности здоровьесбережения населения РФ в изменившихся условиях жизнедеятельности человека, связанных с рядом биологических (природных), социальных и духовных факторов, в том числе, с последствиями пандемии COVID-19. Координационная парадигма развития И.М.Мирошник определяет кардинальное изменение вектора эволюции Человека будущего: от трансгуманизма (выхода «постчеловека» за пределы видовой и культурной идентичности) – к гомопоэзису (человекотворению, от лат. Homo - человек и poiesis - творение), то есть творческому самосозиданию, гармоничному развитию и преображению человека в персоналистической культуре комплементарности.

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 
Наталья Свиридова·jpg·25.22 Kb·198 days ago

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
Насильственная коллективизация в горах Дагестана
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2020, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones