Libmonster ID: RU-14327
Author(s) of the publication: Э. Л. НИТОБУРГ

Гражданская война 1861 - 1865 гг. ликвидировала в США рабство. На смену ему пришли более утонченные формы угнетения, расовой сегрегации и дискриминации негритянского населения, 9/10 которого к началу XX в. все еще проживало в южных штатах. Глубокое влияние на его дальнейшую судьбу оказала первая мировая война. Поставки американского оружия и боеприпасов в Западную Европу росли как на дрожжах. В США строились новые заводы, все больше и больше требовалось рабочих рук. Мобилизация в армию 4 млн. американцев, в том числе почти 400 тыс. негров, также увеличила спрос на рабочую силу. Между тем европейская иммиграция в США временно почти прекратилась. Поощряемые прибывшими с Севера вербовщиками, сотни тысяч негров двинулись с Юга в северные города. Всего с 1914 по 1918 г. туда перебрались до 500 тыс. негров. 3/4 их поселились в таких крупнейших промышленных центрах, как Нью-Йорк, Чикаго, Филадельфия, Детройт, Питтсбург, Кливленд, Сент-Луис и др. В 1910 г. в городах проживало 27% всех негров США, а 10 лет спустя - 34%. Они трудились в промышленности и строительстве, на транспорте и в сфере обслуживания1 , выполняя, как правило, неквалифицированную, тяжелую и низкооплачиваемую работу. Пользуясь невежеством и неопытностью переселенцев, монополии нередко нанимали их в качестве штрейкбрехеров, а профсоюзы из Американской федерации труда (АФТ), не допускавшие негров в профсоюзы, автоматически толкали их на этот путь. Искусственно разжигаемый расовый антагонизм между белыми и черными рабочими помогал хозяевам срывать большинство забастовок.

После того, как США в 1917 г. вступили в первую мировую войну, президент В. Вильсон заявил: "Теперь, когда тысячи ваших сыновей находятся в военных лагерях и воюют во Франции, вы, негры, можете надеяться по окончании войны на полные гражданские права - такие же, какими пользуется каждый американский гражданин"2 . Но когда афроамериканцы потребовали обещанных прав, белые расисты усилили террор. Только по официальным данным, в 1919 г. на Юге были линчеваны 77 негров (в том числе 11 сожжены заживо), в 1920 г. -53, в 1921 г. -59, в 1922 г. - 51 негр3 . На Севере агенты монополий спровоцировали десятки кровавых негритянских погромов. Однако в отличие от прошлых лет расисты нередко встречали теперь со стороны негров вооруженный отпор. В Чикаго, например, две недели шли настоящие бои, в ходе которых 23 негра и 16 белых были убиты, сотни людей ранены, тысячи потеряли кров4 .

В 1918 - 1920 гг. на Севере возник ряд хотя и недолговечных, но сыгравших свою роль левых негритянских организаций, выступавших против расовой дискриминации и сегрегации. Появилась группа негритянских радикальных деятелей, издававших журналы "Messenger", "Crusader", "Emansipator", "Voice", "Challenge" и другие. Они приветствовали Великую Октябрьскую социалистическую революцию и национальную политику Советского правительства, резко критиковали консервативную


1 В 1920 г. самодеятельное негритянское население США составляло 4821 тыс. человек. 45% его было занято в сельском хозяйстве, 22% - в сфере обслуживания, 19,6% - в промышленности, 6,5% - на транспорте, 2,9% - в торговле и т. д.

2 Цит. по: H. Aptheker. Afro-American History, the .Modern Era. N. Y. 1971, pp. 161. 165.

3 J. H. Franklin. From Slavery to Freedom. N. Y. 1956, p. 472; C. Vann Woodward. The Strange Carreer of Jim Crow. N. Y. 1957, pp. 101 -102.

4 C. Vann Woodward. Op. cit., p. 100; W. F. B. Du Bois. Dusk of Down. N. Y. 1940, p. 264; J. H. Franklin. Op. cit., pp. 472 - 574.

стр. 137


тактику соглашательских лидеров НАСПЦН и Городской лиги5 и призывали к активной борьбе за равные права для негров. Все это наряду с отпором, впервые оказанным расистским погромщикам, свидетельствовало о наличии боевого духа, решимости улучшить свое положение у значительной части негритянского населения США и о том, что на сцене появился "новый негр", готовый, по словам автора статьи в журнале "Messenger", принять смерть во имя защиты себя, своей семьи и своих политических прав6 .

Хотя безработица, тяжелые жилищные условия, расовая дискриминация и расистский террор резко усилили недовольство афроамериканцев, их, как оказалось, тогда некому было организовать и возглавить. НАСПЦН и в еще большей мере Городская лига зависели в то время от финансовой поддержки белой и негритянской буржуазии, а радикальные молодые негритянские лидеры не имели ни четкой программы, ни сколько-нибудь значительного числа сторонников и оставались относительно изолированной от широких масс группой. В результате афроамериканцы были лишены эффективной организаций и руководства.

Как раз в то время на улицах Гарлема стал все чаще появляться толстый и некрасивый приземистый человек с большой головой и умными глазами, публичные выступления которого с каждым днем привлекали все больше слушателей. Звали его Маркус Моузис Гарви. Родился он 17 августа 1887 г. в городке Сент-Эннс-Бэй на северном побережье Ямайки, в семье мастера- каменщика. Маркус был младшим из 11 детей, большинство которых умерло в детском возрасте. Родители Маркуса не имели примесей европейской крови, причем отец происходил от марунов7 , чем Гарви очень гордился. В 14 лет мальчик был вынужден оставить школу и пойти работать в типографию. В 1904 г. он переехал в Кингстон и к 20 годам стал мастером-печатником в крупной книжной фирме. Во время забастовки печатников он был выбран в стачечный комитет и после провала ее попал в "черный список". С тех пор Гарви всю жизнь относился скептически к рабочему движению и отказывался от контактов с ним. В 1910 г. он уехал искать счастья в Коста-Рику, а затем побывал в Панаме, Эквадоре, Колумбии, Венесуэле, Никарагуа, Гондурасе и везде видел эксплуатацию местных негров на плантациях и в рудниках. На Ямайку он вернулся убежденным в необходимости борьбы за лучшую долю для негров8 .

В 1912 г. Гарви уехал в Лондон. Там он сблизился с египетским националистом и панафриканистом Дьюзом Мохаммедом Али, издававшим ежемесячник "Africa Times and Orient Review" и пробудившим в молодом ямайце интерес к Африке, ее истории, культуре и положению под колониальным управлением9 . Гарви начал много читать об Африке, о жиани негров в США и несколько месяцев посещал лекции в колледже. Огромное впечатление произвела на него автобиография Букера Т. Вашингтона10 . Под ее влиянием он, вернувшись на Ямайку, основал там в августе 1914 г. Всеобщую ассоциацию по улучшению положения негров (ВАУПН). В опубликованном в связи с этим манифесте она характеризовалась как организация, призванная "работать ради общего подъема негритянских народов мира", а члены ее "обязуются делать все, что в их силах, чтобы сохранить права благородной черной расы и уважать нрава всего человечества"11 .


5 НАСПЦН - Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения. Была создана в 1909 г.; Национальная городская лига - в 1911 году.

6 "The Messenger", 20.VIII.1920. Цит. по: У. Фостер. Негритянский народ в истории Америки. М. 1955, стр. 582.

7 Маруны - рабы-негры, бежавшие с плантаций в горы и нанесшие ряд поражений посланным против них английским карательным экспедициям. В 1739 г. они добились от Великобритании права на самоуправление.

8 E. D. Сronon. Black Moses. The Story of Marcus Harvey and the Universal Negro Improvement Association. Madison. 1955, pp. 4 - 8, 11 -15.

9 T. G. Vincent. Black Power and the Garvey Movement. Berkeley. 1972, pp. 93- 97; E. C.Fax. Garvey. The Story of a Pioneer Black Nationalist. N. Y. 1972, pp. 38 - 50.

10 "Philosophy and Opinions of Marcus Garvey or Africa for the Africans". Compiled by A. J. Garvey. Ps. I-II. L. 1967; P. II, p. 126; о Б. Т. Вашингтоне см. А. П. Королева. Букеризм. "Вопросы истории", 1976, N 7.

11 "Philosophy and Opinions...". P. II, pp. 37 - 38. Вначале полное название организации гласило: "Всеобщая ассоциация по улучшению положения негров и Лига африканских общин".

стр. 138


Кроме общих задач, ВАУПН наметила план действий для улучшения положения негров на Ямайке, в основе которого было создание педагогических и ремесленных училищ по типу того, что сделал в США Б. Вашингтон. Рассчитывая на финансовую помощь с его стороны, Гарви весной 1915 г. написал ему письмо и в ответ получил приглашение приехать в США. Но пока Гарви готовился к поездке, Б. Вашингтон умер. Тем не менее в марте 1916 г. Гарви прибыл в Нью-Йорк, поселился в Гарлеме и учредил там в 1917 г. отделение ВАУПН. Вначале он зарабатывал на жизнь продажей лотерейных билетов и не очень удачно выступил с речами на нескольких митингах. Первыми его слушателями и последователями стали довольно многочисленные эмигранты с Кубы, Ямайки, Пуэрто-Рико, Тринидада. Вест-индские негры принесли с собой свои долголетние боевые традиции и играли заметную роль в культурной и общественной жизни негритянского населения США.

Популярности Гарви способствовало неожиданное событие: в комнату, которую он снимал в старом доме по 135-й стрит, близ Ленокс-авеню, ворвался душевнобольной Дж. Тайлер и выстрелил в него. Пуля поцарапала лоб Гарви, и он выбежал на улицу с залитым кровью лицом, покушавшийся же был арестован, а затем покончил с собой. Этому событию, как и попытке Эммы Эпшуд, секретарши и первой жены Гарви, защитить его, местная пресса придала сенсационный характер, и имя Гарви оказалось у всех на устах в Гарлеме12 . А с 1918 г. начала выходить еженедельная газета ВАУПН "Negro World", вскоре ставшая самой распространенной негритянской газетой в США. Рядом с заголовком стоял девиз: "Одна цель, один бог, одна судьба", а под ним слова - "Газета, посвященная исключительно интересам негритянской расы". Некоторые разделы ее печатались на испанском и французском языках для негров Вест-Индии, Центральной Америки и Африки, а первая страница открывалась передовицей, адресованной "согражданам негритянской расы" и подписанной: "Ваш покорный слуга Маркус Гарви, генеральный президент". Газета освещала широкий круг вопросов - от исторического прошлого черной расы и различных текущих событий до перспектив, ожидающих негров в будущей независимой Африке, чем в большой мере способствовала популяризации идей Гарви.

Он обратился к негритянским массам с призывом объединиться для борьбы за возвращение черной расе ее былого величия и всячески идеализировал ее. Апеллируя к чувствам угнетенных и униженных афроамериканцев, он будил в них расовую гордость, сознание силы и собственного достоинства, утверждал, что в стране белых негры никогда не добьются справедливости, равенства и что поэтому единственным выходом для них является создание сильного независимого государства в Африке. Учитывая традиционное стремление американских негров к земле и свободе, а также исторически сложившуюся тенденцию к переселению их из южных штатов куда угодно - на Север или Запад, в Канаду или Вест-Индию, лишь бы избавиться от ада, каким была их жизнь на плантациях Юга, - Гарви не только поднял знамя воинствующего протеста, но и нарисовал видение "земли обетованной" в Африке. Он интуитивно ощутил дух сопротивления и борьбы, охвативший афроамериканцев в критические послевоенные годы, отмеченные наступлением монополий на права трудящихся и растущей политической активностью масс.

К тому времени сотни тысяч почти неграмотных сельских негров с Юга, страдавших в климатических условиях северных городов, куда они приехали в годы войны, и оказавшихся перед трудной проблемой адаптации в них, были на грани отчаяния. Ожидая встретить на Севере расовую гармонию, они быстро убедились, что и здесь их считают гражданами второго сорта, нанимают на работу последними, а увольняют первыми. Тяжелые жилищные условия в гетто, высокая стоимость жизни, быстро растущая в связи с послевоенным экономическим спадом безработица и крах надежд на обещанное президентом В. Вильсоном лучшее будущее - все это породило у многих из них жестокое разочарование и глубокий пессимизм. Всякого рода эмоциональные призывы производили на них гораздо большее впечатление, чем на старожилов негритянских кварталов. А волна расистского террора - погромов и линчевания, захлестнувшая в то время США, со всей очевидностью показала, как "оценила" белая Америка лояльный


12 Ibid., р. 130; R. Ottley. New World. A Corning. Inside Black America. Boston 1943, p. 69.

стр. 139


вклад афроамериканцев в дело победы страны в войне. Негры-ветераны, сражавшиеся за "идеалы демократии", чувствовали себя обманутыми, оказавшись после демобилизации без работы и нередко в еще худшем положении, чем до войны. Их глубоко взволновала агитация Гарви. Афроамериканцы с энтузиазмом встречали также сообщения, поступавшие из Советской России, особенно лозунги социального и национального равенства.

Среди переселенцев с Юга наиболее быстро росли этноцентристские настроения, характерные для ранних негритянских миграционных движений и усилившиеся в связи с разочарованием в "земле обетованной" на Севере. В этих условиях выраженная бескомпромиссным языком апелляция Гарви к черному национализму и к исходу в Африку за короткое время привлекла к нему массу сторонников. "Черное крестьянство, - писал один из современников, - толпой идет за Гарви... Оно чувствует, что Гарви говорит такие вещи, которые негры сознают, но не могут выразить сами. Его зажигательные речи собирают огромные массы людей. Негры жертвуют ему свои деньги. Они готовы пойти за него в огонь и воду. Он стал кумиром для них - этот черный Демосфен"13 . В 1919 г. Гарви совершил длительную поездку по стране с пропагандистской целью. Он посетил 38 штатов, повсюду популяризируя ВАУПН и создавая ее филиалы. "Вставай, могучая раса, - восклицал он в своих речах, - ты можешь совершить все, что пожелаешь!"14 . И слушатели с энтузиазмом откликались на этот призыв. Называя его "большим мастером агитации", У. Фостер писал, что "во всей истории США едва найдется другой агитатор, который превосходил в этом отношении Гарви"15 . По возвращении его из поездки было объявлено, что ВАУПН имеет 30 отделений на местах. В Гарлеме был приобретен большой зал, получивший название Либерти-холл и служивший местом для общих сборов членов ВАУПН.

Гарви использовал для привлечения негритянского населения разнообразные организационные формы. Он создавал своего рода миниатюрное подобие будущего африканского государства. Были организованы Африканский легион, призванный стать авангардом армии освобождения Африки, "Летный корпус Черного орла", отряды бойскаутов и пожарных, полиция, Африканский моторизованный корпус и корпус "сестер черного креста"; введены такие почетные титулы, как "герцоги Нигерии и Уганды" или "Ашанти и Мозамбика", рыцари "Благородного ордена Нила", "рыцари Эфиопии" и т. д. Все это должно было дать почувствовать обездоленным негритянским массам, что они становятся участниками великого начинания.

В 1919 - 1920 гг. движение быстро росло, охватив негритянское население не только промышленных центров Севера, но и многих южных городов16 . Точное число его участников неизвестно. Гарви в 1919 г. утверждал, что их 2 млн.; в 1920 г., имея в виду и другие страны, он называл цифру 4 млн.; в 1923 г. - 6 млн.; в 1928 г., когда ВАУПН явно пришла в упадок, - 11 миллионов17 . Почти все исследователи считают это преувеличением. По мнению Э. Кроунона, число сторонников Гарви в США и других странах составляло, вероятно, примерно 1 - 2 млн. человек. Членов же ВАУПН, плативших взносы, было: в Нью-Йорке - около 30 тыс., Чикаго - 9 тыс., Филадельфии - 6 тыс., Цинциннати - 5 - 6 тыс., Детройте - 4 тыс., Бостоне - 1,5 тыс., Вашингтоне - 0,7 тыс., на Ямайке - 5 тыс., в Гватемале - 3 тыс. и т.д. Т. Винсент считает, что оказывавших поддержку Гарви было не менее 3/4 млн., а с "сочувствующими" - от 2 до 3 миллионов18 . Но независимо от этих цифр остается бесспорным фактом, что в начале 20-х годов ВАУПН пользовалась среди афроамериканцев огромной популярностью. Основная масса ее приверженцев состояла из неграмотных и полуграмотных обитателей городских гетто. Однако в ранний период движения к нему присоединилось немало представителей негритянской интеллигенции и


13 Цит. по: У. Фостер. Указ. соч., стр. 578.

14 C. McKay. Harlem: Negro Metropolis. N. Y. 1940, p. 154.

15 У. Фостер. Указ. соч. стр. 580.

16 На сельском Юге, где контроль негритянской церкви над своей паствой был более строгим, влияние Гарви оказалось гораздо слабее.

17 "Philosophy and Opinions...". P. II, pp. 129 - 131; E. D. Cronon. Op. cit., p. 205.

18 "Philosophy and Opinions...". P. II, p. 299; E. D. Cronon. Op. cit., pp. 205- 206; T. G. Vincent. Op. cit., p. 151.

стр. 140


мелкой буржуазии. Именно эти люди вместе с Гарви руководили ВАУПН19 . На первом этапе большую роль сыграла также поддержка ее радикальными элементами негритянского движения и американскими коммунистами20 .

В августе 1920 г. проходил I Международный съезд негритянских народов мира, на который прибыли 2 тыс. делегатов из США и 25 стран Вест-Индии, Центральной и Южной Америки, Африки. Были опубликованы специальные выпуски "Negro World", в Гарлеме продавались сигареты "Маркус Гарви" с его портретом на коробке. На съезде в качестве программы ВАУПН была принята "Декларация прав негритянских народов мира", состоявшая из вводной части и 54 статей21 . Во вводной части разоблачалась сущность американской расистской системы, выражался протест против дискриминации и преследования негритянского населения США, угнетения его в других странах и выдвигалось требование об определении основных прав, "чтобы поощрить нашу расу по всему миру и подготовить ее к более высокой и великой судьбе". Затем формулировались позиции ВАУПН по ряду насущных для негров проблем. Так, ст. 17 характеризовала "всякую страну, виновную" в линчевании людей как "стоящую вне цивилизации". В ст. 25, 27, 29 шла речь о свободе слова, вероисповедания и "самоопределения для всех народов". В ст. 13 заявлялось: "Африка должна стать континентом свободы для негров всего мира, и, в соответствии с принципом "Европа - для европейцев" и "Азия - для азиатов", мы также требуем: "Африка - для африканцев!", для всех африканцев, живущих как в самой Африке, так и за ее пределами". Ст. 15 подчеркивала "твердую решимость" черной расы "требовать и добиваться возвращения себе обширного континента наших предков со всеми его сокровищами и ресурсами". Ст. 45 объявляла: только что рожденная Лига Наций не имеет "никаких прав по отношению к неграм, которых она стремится лишить свободы". Ст. 50 и 51, отражавшие интересы негритянской буржуазии, требовали беспрепятственной торговли американских негров с Африкой и в этой связи "абсолютной свободы морей для всех народов"22 .

Съезд одобрил официальные цвета движения: черный - цвет кожи, красный - цвет крови и зеленый, символизирующий надежды на лучшее будущее. Делегаты избрали Гарви временным президентом Африканской республики и главой Высшего исполнительного совета - своего рода временного правительства в изгнании. На Ленокс-авеню состоялся парад, в котором участвовали десятки тысяч человек, скандировавших: "Долой линчевание!", "Объединимся в борьбе за свободу!", "Африка должна быть свободной!". Временный президент Африки Маркус Гарви, одетый в мундир пурпурного, зеленого и черного цветов, с золотыми шнурами и в треугольной шляпе с длинными белыми перьями, ехал в открытом автомобиле, эскортируемом черной полицией, и приветствовал толпы зрителей на тротуарах, встречавшие его овациями и гимном ВАУПН "Эфиопия, ты земля наших отцов". На знамени временного президента был начертан многозначительный девиз: "Негры сражались в Европе, они могут сражаться также и в Африке". За Гарви ехали архиепископ Д. А. Мак-Гайр в шелковой мантии, а за ним украшенное регалиями черное "дворянство" и командоры "Благородного ордена Нила". Затем боевым строем с трубами, барабанами и десятками красно-черно-зеленых знамен, в голубых с красным и золотым кантами мундирах шел Африканский легион, за которым продефилировал корпус "сестер черного креста" в белой униформе. Замыкали шествие отряды скаутов - мальчиков и девочек. Гарлем бурлил, а белый Нью-Йорк впервые осознал масштабы движения...

Съезд завершился митингом в зале Мэдисон-сквер-гарден, на котором присутствовало 25 тыс. человек. Выступая перед ними, встреченный бурной овацией Гарви заявил: "Другие расы имеют свои собственные государства, и наступило время для


19 Среди 72 ведущих деятелей ВАУПН имелись 12 священнослужителей, 7 юристов, 7 преподавателей, 4 артиста и музыканта, 10 конторских работников и гражданских служащих и 8 человек, занятых неквалифицированным и полуквалифицированным трудом. Остальные 24 человека определены как журналисты и общественные деятели, причем часть их вынуждена была иметь дополнительный заработок.

20 У. Фостер. Указ. соч., стр. 587; Т. G. Vincent. Op. tit., pp. 40, 45 - 46, 72, 74, 78 - 81, 129, 160.

21 "Philosophy and Opinions...". P. II, pp. 135 - 142.

22 Ibid., pp. 137 - 141.

стр. 141


400 млн. негров потребовать Африку для себя... Мы сплотим 400 млн. негров мира в единое целое, чтобы водрузить на великом африканском континенте знамя свободы!"23 . Такого рода собрания, а также красочные парады, яркие мундиры, громкие титулы и грандиозные мечты о великом будущем черной расы производили неизгладимое впечатление на бедноту в Гарлеме и других негритянских гетто. По словам видного негритянского социолога Э. Фрэзиера, "в качестве вождя массового движения среди негров Гарви не имел себе равных"24 . А другой современник, член ВАУПН, в хвалебных тонах писал в 1921 г. о Гарви: "Этот негритянский гений сочетает в своем лице мудрость Соломона, красноречие Демосфена, отвагу Кромвеля, выдержку и решительность Роберта Брюса, железную волю Бисмарка, бесстрашие Туссена Лувертюра и хитрость Наполеона Бонапарта. Этот человек имеет столько же терпения, сколько Карнеги - денег"25 .

В 1919 - 1920 гг. Гарви основал пароходную компанию "Блэйк Старлайн" ("Черная звезда"), а также ряд торговых и других заведений, объединенных в "Нигро фэкторис корпорейшн". Акции обеих компаний продавались на бирже. Съезд ВАУПН 1920 г. отметил резкое возрастание влияния Гарви, о чем свидетельствовало и успешное начало деятельности его коммерческих компаний. В 1921 г. он совершил поездку по странам Центральной Америки и Вест-Индии, негритянское население которых повсюду устраивало ему восторженную встречу и оказывало финансовую поддержку ВАУПН. К этому времени организация насчитывала около 900 отделений. В Вашингтоне зарубежная поездка Гарви, особенно его выступления в Панаме, вызвала тревогу. Государственный секретарь Ч. Э. Юз предписал дипломатам США в центральноамериканских странах отказывать лидеру ВАУПН в визах на въезд туда.

В августе 1921 г. в Гарлеме состоялся II Международный съезд негритянских народов мира, на котором присутствовали делегаты из США, Центральной и Южной Америки, Эфиопии, Либерии и Южной Африки. На этом съезде глава отделения ВАУПН в Лос-Анджелесе из-за разногласий с Гарви вышел вместе со своими сторонниками из состава организации и основал АУПН Тихоокеанского побережья. В то же время некомпетентность Гарви в коммерческих делах и то, что он не делал различий между финансами ВАУПН и средствами компании "Черная звезда", привели к росту задолженности последней, а затем и к ее банкротству. В январе 1922 г. Гарви был арестован по обвинению в незаконных финансовых операциях. Он, в свою очередь, обвинил в банкротстве "Черной звезды" "белые судоходные компании" и "большевистских агентов". Вскоре Гарви освободили, но имущество обанкротившейся компании было в 1922 г. продано с торгов. Финансовые неудачи в сочетании со слухами о секретных переговорах Гарви с руководством Ку-клукс-клана вызвали среди многих негров негодование в отношении ВАУПН и ее лидера.

Росло число критиков Гарви в рядах негритянской интеллигенции и буржуазии. Чикагская газета "Defender", владельцем которой являлся богатый негр Р. С. Эббот, а также группа "Друзья негритянской свободы" во главе с издателями "Messenger" Ч. Оуэном и Ф. Рэндольфом провели в Гарлеме серию митингов под лозунгом "Гарви должен уйти!". Кроме того, в верхушке ВАУПН обострилась борьба между уроженцами США и вест-индскими иммигрантами, составлявшими половину ее руководства26 . Все это нашло отражение на III Международном съезде негритянских народов мира (август 1922 г.), где против Гарви выступил один из его главных помощников, филадельфийский пастор Джеймс И. Изон. Он вышел из ВАУПН, основал соперничающую организацию - Всеобщий негритянский союз, и ездил по стране с лекциями, в которых резко критиковал Гарви. Вместо разговоров о грядущем освобождении Африки, говорил он, следует заняться внутренними насущными проблемами американских негров. В январе 1923 г. на митинге в Новом Орлеане Изон был убит. Полиция заявила


23 Цит по: E. D. Cronon. Op. cit., pp. 64 - 65; "Philosophy and Opinions...". P. II, p. 130.

24 E. F. Frazier. Garvey. A Mass Leader. "The Nation", vol. 123, 18.VIII.1926, pp. 147 - 148.

25 Цит. по: E. D. Cronon. Op. cit., p. 208.

26 T. G. Vincent. Op. cit., pp. 72 - 73, 152, 191, 199; E. C. Fax. Op. cit., p. 162.

стр. 142


о "существовании анархистского заговора в масштабе страны". Гарви ответил, что ВАУПН не имеет отношения ни к радикалам, ни к совершенному убийству.

Через несколько дней после этого события восемь выдающихся негритянских деятелей - издателей и журналистов, представителей бизнеса и руководителей НАСПЦН - обратились к министру юстиции США с открытым письмом, в котором называли Гарви "беспардонным демагогом, стремящимся распространить среди негров недоверие и враждебность ко всем белым людям". Письмо заканчивалось требованием быстрее начать суд над ним27 . На судебном процессе в мае 1923 г. многие свидетели подтвердили нарушение финансовой дисциплины в созданных Гарви коммерческих предприятиях, и он был заключен в тюрьму. Однако уже в сентябре 1923 г. Гарви был освобожден под залог в 25 тыс. долл., собранных его сторонниками, и организовал новую судоходную "Компанию черного креста" для торговли между различными районами, заселенными неграми, и вывоза колонистов в Африку.

В 1924 г. состоялся IV Международный съезд негритянских народов мира. На нем обсуждалась колонизационная программа ВАУПН в Африке. Еще в 1920 г. делегация ВАУПН была послана в Либерию. Она вернулась с заверениями либерийского правительства о его согласии на "осуществление в Либерии промышленных, сельскохозяйственных и деловых проектов"28 . Тогда же был объявлен сбор средств на заем Либерии для строительства там школ и колледжей, железных дорог и промышленных предприятий, для отправки туда мастеров и квалифицированных рабочих. В 1921 г. в Либерию прибыла группа американских экспертов-негров. Она известила, что либерийские власти обещают предоставить ВАУПН земельные участки. К этому времени на строительный заем Либерии было собрано 137 тыс. долларов. В декабре 1923 г. туда поехала новая группа экспертов для подготовки приема в первые два года, начиная с ноября 1924 г. 20 - 30 тыс. семей репатриантов из США. В марте 1924 г. она сообщила, что либерийское правительство одобрило ее проект. В июле 1924 г. в Либерию были отправлены стройматериалы и механизмы общей стоимостью в 50 тыс. долларов. Но в этот момент либерийское правительство круто изменило свою позицию: оно потребовало немедленного выезда представителей ВАУПН и заявило, что никому из связанных с нею лиц въезд в страну разрешен не будет29 . По-видимому, такой поворот был вызван нажимом со стороны европейских колониальных держав и США. Практически это было смертельным ударом по движению "Назад - в Африку!".

Очевидно, именно эти обстоятельства побудили Гарви, по крайней мере временно, перенести акцент с проблемы освобождения Африки на внутренние проблемы негров США. На IV Международном съезде негритянских народов мира он создал еще одну организацию - Негритянский политический союз (НПС), призванный "консолидировать политические силы негров с тем, чтобы раса могла выражать свое политическое мнение". Более того, Гарви включил НПС в избирательную камланию 1924 г., опубликовав перечень одобренных ВАУПН кандидатов и поддержав К. Кулиджа - кандидата республиканцев на выборах президента США. В Нью-Йорке он выступил против кандидата от Гарлема негра Ч. Роберта, за что негритянская пресса резко осудила Гарви. Один из редакторов назвал его "худшей угрозой неграм, когда-либо существовавшей в Америке"30 .

Между тем суд по делу Гарви, носивший, по сути дела, политический характер, признал его виновным и приговорил к штрафу в 5 тыс. долл. и к 5 годам тюремного заключения. 8 февраля 1925 г. он был отправлен в тюрьму в г. Атланта (Джорджия). Верховный суд США отказал ему в пересмотре дела. Из тюрьмы Гарви обратился к своим последователям с посланием, помещенным в "Negro World". "Если я погибну в Атланте, - писал он, - дело мое будет продолжаться. Но если не в физическом, то в духовном смысле я буду жить, чтобы увидеть день славы Африки. Когда я умру,


27 См. "Philosophy and Opinions...". P. II, pp. 294 - 500- T. G Vincent. Op. cit., pp. 196 - 200.

28 "Philosophy and Opinions...", P. II, pp. 362 - 365. В отчете делегации, между прочим, сообщалось, что либерийиы американского происхождения обращаются с местным населением почти как с рабами и что там еще существует подлинное рабство. Гарви не разрешил публиковать этот отчет (ibid., pp. 399 - 405).

29 Ibid., pp. 367 - 398.

30 E. D. Cronon. Op. cit., pp. 132 - 133.

стр. 143


оберните меня в красно-черно-зеленую мантию, ибо в новой жизни я возникну, осененный милостью божией, чтобы повести миллионы к победе под хорошо знакомым вам знаменем. Ждите меня в ураган и бурю, я приду и приведу с собой бесчисленные миллионы черных рабов, которые умерли в Америке, Вест- Индии и Африке, чтобы помочь вам в борьбе за освобождение, свободу и жизнь!"31 .

В 1926 г. на V Международном съезде негритянских народов мира, единственном, на котором Гарви не присутствовал, в ВАУПН произошел раскол. Между тем в декабре 1927 г. Гарви был помилован президентом Кулиджем и как "нежелательный иностранец" немедленно выслан из США. Ему не разрешили даже посетить штаб-квартиру ВАУПН. В Панаме власти не позволили ему высадиться, но зато на родине, в Кингстоне, его встречали тысячи людей. Местное отделение ВАУПН под его руководством заметно выросло. В Нью-Йорке "Negro World" еще публиковала его еженедельные послания доброй воли американским неграм. Весной 1928 г. он совершил поездку по Центральной Америке и Вест-Индии, а затем посетил Англию, Францию и Швейцарию, создал в Лондоне европейский филиал ВАУПН.

В августе 1929 г. по инициативе Гарви в Кингстоне состоялся VI Международный съезд негритянских народов мира. Во время традиционного парада продефилировали в своей униформе Африканский легион, Моторизованный корпус и корпус "сестер черного креста", а также делегаты съезда в национальных одеждах. На съезде обсуждались положение негров в США, Центральной Америке, Вест-Индии и проблема освобождения Африки. Острая дискуссия развернулась между Гарви и представителями Американского негритянского рабочего союза по вопросу о сотрудничестве между черными и белыми рабочими. Гарви утверждал, что негры должны иметь собственных капиталистов, которые нанимали бы на работу людей черной расы, и резко выступал против своего оппонента - коммуниста, призывавшего к классовой солидарности. В результате разногласий, возникших между Гарви и делегацией США, последняя покинула съезд, приняв решение основать сепаратную организацию под названием "ВАУПН, август 1929". В 1932 г. она созвала и свой съезд. Этот раскол предшествовал распаду ВАУПН32 .

В 1933 г. перестала выходить "Negro World", и в том же году Гарви начал издавать журнал "Black Man". В августе 1934 г. на VII Международном съезде негритянских народов мира в Кингстоне обсуждались вопрос о едином для негров во всем мире "африканском" языке и ряд других. Но этот съезд был лишь слабой копией первых съездов в Гарлеме. Попытки Гарви организовать массовое движение на Ямайке успехом не увенчались, и в 1935 г. он перенес штаб-квартиру своего движения в Лондон. В 1937 г. он выступал с лекциями в Британской Гвиане и Вест-Индии, но Ямайку не посетил. А когда в следующем году там вспыхнуло стихийное восстание против колонизаторов, отказался поехать туда. В августе 1938 г. на VIII Международном съезде негритянских народов мира, состоявшемся в Торонто (Канада), он снова был избран сроком на пять лет генеральным президентом ВАУПН33 . В июне 1940 г. в Лондоне Гарви умер. На родине его называют одним из "архитекторов новой Ямайки". В 1952 г. местная палата представителей рекомендовала отмечать день его рождения как праздник. В 1956 г. его именем была названа главная улица Кингстона, а в столичном парке установлен его бюст. В 1964 г. там был построен Национальный мавзолей, куда из Лондона перевезли останки Гарви. В 1965 г. правительство Ямайки учредило премию его имени34 .

Одна из главных идеологических основ гарвизма - призыв к "расовой солидарности", с тем чтобы объединить широкие слои негров с различными взглядами и убеждениями. Духом "расовой солидарности" пропитано все гарвистское движение. Выступая в Либерти-холл, Гарви говорил: "Все, честно изучающие историю, могут вспомнить время, когда Египет, Эфиопия и Тимбукту достигали вершины цивилиза-


31 "Philosophy and Opinions...". P. II, pp. 237 - 239.

32 E. D. Cronon. Op. cit., pp. 151 - 154; T. G. Vincent. Op. cit., pp. 218 - 219; E. C. Fax. Op. cit., p. 259.

33 R. Hart. The Life and Resurrection of Marcus Garvey. "Race" (London) 1967 vol. IX, N 2, p. 228; E. D. Cronon. Op. cit., pp. 159, 161, 164.

34 "Philosophy and Opinions...", p. XXVI; R. Hart. Op. cit., p. 128; T. G. Vincent. Op. cit., p. 244.

стр. 144


ции, возвышаясь над Европой и над Азией. Когда Европа была населена расой каннибалов, расой дикарей, нагих и невежественных язычников, в Африке обитала раса культурных черных людей, добившихся высоких достижений в искусстве, науке и литературе, обладавших утонченной культурой. Почему в таком случае мы должны терять надежду? Черные люди, не теряйте мужества и веры, идите вперед!"35 .

Исторические экскурсы Гарви далеко не всегда соответствовали действительности. Но он открыто осмеивал утверждения о том, что "цивилизующее соприкосновение с белой расой" пошло только на пользу народам Африки и черным рабам в США. Гарви учил своих последователей гордиться черным цветом кожи. Он требовал сохранения "расовой чистоты", то есть разделения рас, подчеркивая, что "между белой и черной расами существует огромная разница", в то время как "между коренным африканцем, североамериканским и вест-индским неграми нет абсолютно никакой разницы"36 . По мнению Гарви, членами ВАУПН могли быть только "стопроцентные негроиды", а негров, вступивших в межрасовый брак, и тем более их потомков туда принимать не следовало37 . Гарви настаивал также на расовом разделении среди самих афроамериканцев - между неграми и мулатами (последних он подвергал всяческим нападкам)38 . Вероятно, определенную роль в этом сыграло его происхождение, ибо на Ямайке в отличие от США мулаты находились в особом по сравнению с неграми положении, представляя собой нечто вроде средней прослойки, пользовавшейся рядом привилегий. Гарви повел ожесточенную кампанию против них, считая их "агентурой белых", "светлокожими ассимиляционистами"39 . Эта линия на изоляцию мулатов могла лишь ослабить негритянское движение, к тому же она имела весьма ограниченный резонанс: в США белые американцы не делали различий между неграми и мулатами, не обладавшими никакими привилегиями, а потому не делали их и негры.

Хотя Гарви чаще всего говорил о неграх как о "расе", в его философских построениях она была неразрывно связана с африканским национализмом, и он неоднократно употреблял термины "нация" и "национальность". "Мы хотим иметь национальность подобно национальностям английской, французской, итальянской, немецкой, национальности белых американцев и национальности желтых японцев; мы хотим иметь национальное правительство"40 , - говорил он. Призывая негров к полному отказу от идентификации с американским обществом, поскольку они не имеют здесь будущего, он видел путь к освобождению негров как в Новом Свете, так и в Африке в создании африканского государства и образовании ими совершенно особой расово- этнической общности. "У негров должна быть своя страна, и они должны стать самостоятельной нацией", - утверждал Гарви. Черный человек может "найти спасение на своей матери-родине, и все это должно быть осуществлено под лозунгом "Африка - для африканцев, дома и за ее рубежом!"41 . Э. Фрэзиер писал в этой связи: "Движение Гарви было крайним выражением расового самосознания и националистического чувства, проявившегося в период первой мировой войны и в послевоенные годы"42 .

"Пробудись, Эфиопия! Пробудись, Африка! - восклицал Гарви. - Давайте работать ради единой славной цели - свободной и могучей нации. Пусть Африка станет блестящей звездой в созвездии наций!" Однако моделью конституции будущего африканского государства, которое он называл то Соединенными Штатами Африки, то Африканской империей, была конституция США. Подлинную Африку Гарви все-таки знал плохо, но был убежден, что судьба предначертала именно ему стать освободителем Черного континента. Стремясь популяризировать свою программу, он в 1922 г. обратился в Лигу Наций (через делегацию Персии в этой организации) с требованием объединить бывшие германские колонии в Африке в Содружество черных наций и пе-


35 "Philosophy and Opinions...". P. I, p. 57.

36 Ibid., p. 52; P. II, p. 7.

37 Ibid. P. I, pp. 29 - 30; p. II, pp. 62, 81, 121.

38 Это, однако, не мешало ему иметь мулатов среди своих ближайших друзей и помощников. Мулаткой была и его вторая жена Эми Джэкис Гарви.

39 E. D. Cronon. Op. cit., p. 192.

40 "Philosophy and Opinions...", p. I, p. 5; p. II, p. 106.

41 Ibid., P. I, p. 27; P. II, pp. 5, 49, 97 - 98, 107.

42 E. F. Frazier. The Negro in the United States. N. Y. 1957, p. 530.

стр. 145


редать мандат на управление ими самим африканцам43 . Идее создания африканского государства Гарви оставался верен до конца жизни. В 1938 - 1939 гг. он публично выступил в, поддержку реакционнейшего билля о репатриации американских негров в Африку, внесенного в конгресс США сенатором- расистом Т. Бильбо44 . Образование африканского государства должно было, по мнению Гарви, сделать черную расу "такой сильной, чтобы вызывать страх" в сердцах угнетателей и тем самым автоматически обеспечить неграм не только в Африке, но и на других континентах престиж и защиту45 .

Одной из предпосылок появления в будущем независимого африканского государства и первым шагом на пути полного отделения негров от американского общества Гарви считал создание в США "сепаратной негритянской экономики". Этой цели и должны были служить основанные им коммерческие предприятия. Акции их продавались только неграм, причем не более 200 акций по 5 долл. в одни руки. Около 40 тыс. человек приобрели 155,5 тыс. акций "Черной звезды" на общую сумму в 3 Д млн. долларов. На эти деньги были закуплены два судна для рейсов в Вест-Индию и Африку, а также небольшой речной пароход. Тогда же на кооперативных началах была учреждена "Нигро фэкторис корпорейшн" с капиталом в 1 млн. долл. (200 тыс. акций), объединившая сеть бакалейных и других магазинов, пошивочных мастерских и прачечных, фотоателье, ресторанов, отель, издательство, производство граммофонных пластинок и фабрику кукол. Негров призывали поддержать эту компанию, с тем чтобы обеспечить работу их сыновьям и дочерям, и десятки тысяч людей покупали ее акции46 . Полагая, что таким образом осуществляется мечта Б. Вашингтона о своем, независимом от "белого" капитала негритянском бизнесе, Гарви полностью игнорировал тот факт, что весь этот бизнес, как и сам он, при финансировании своих проектов в конечном счете подпадал под влияние крупных "белых" банков и корпораций.

Гарви был католиком, но вскоре пришел к выводу, что черной расе нужен "свой бог", и повел кампанию за создание "церкви черного человека". Его помощниками были проделаны необходимые изыскания в библии, по-своему пересмотрена и соответствующим образом интерпретирована история рождения Иисуса Христа. Так возникла Африканская ортодоксальная церковь - АОЦ. Главой ее стал уроженец острова Антигуа в Карибском море пастор методистской епископальной церкви Д. А. Мак-Гайр, отказавшийся ради этого от епископской кафедры в Бостоне. В 1921 г. он был посвящен белым архиепископом греческой ортодоксальной церкви в сан примаса Африканской ортодоксальной церкви. Ритуал последней во многом подражал литургии католической и епископальной церквей. В Либерти-холл состоялась церемония канонизации Иисуса Христа как "черного человека скорби" и девы Марии как черной мадонны47 . "Вы должны забыть белых богов, - обращался Мак- Гайр к своей пастве. - Изгоните белых богов из своих сердец. Мы должны вернуться в лоно родной церкви, к нашему собственному истинному богу"48 . Рекомендуя неграм уничтожить все картины с белой мадонной и заменить их картинами с черной мадонной и Христом, Мак-Гайр объявил, что дьявол у негров впредь будет белым. Хотя Гарви всячески избегал конфликта с негритянскими пасторами и многое заимствовал из религиозного наследия афроамериканцев, руководство негритянских церквей США, боясь потерять влияние на своих приверженцев, отвергло новую "черную религию" и заняло резко враждебную позицию по отношению к Гарви. Однако некоторые негритянские церковные деятели, в том числе автор монографии о роли религии в духовной жизни афроамериканцев пастор Б. Е. Мэйс, считали, что Гарви использовал идею черного бога, чтобы возродить у


43 "Philosophy and Opinions...". P. I, pp. 4, 6, 9; p. II, pp. 225, 406; T. G. Vincent Op. cit., pp. 184 - 185; E. D. Cronon. Op. cit., p. 147.

44 "Black Nationalism in America". Ed. by J. H. Bracey, A. Meier, F. Rudwick Indianapolis. 1970, p. 197.

45 "Philosophy and Opinions...". P. I, pp. 38 - 39; p. II, pp. 49, 97 - 98; E. D. Cronon. Op. cit., pp. 184 - 185.

46 См. F. D. Cronon. Op. cit., pp. 50 - 60; T. G. Vincent. Op. cit., pp. 103, 106. В 1924 г. для новой судоходной компании был куплен еще один пароход, получивший название "Букер Т. Вашингтон".

47 T. G. Vincent. Op. cit., pp. 29, 112, 121, 125.

48 Цит. по: C. McKay. Op. cit., p. 166; R. Ottley. Op. cit., p. 73.

стр. 146


негров чувство гордости за свою расу и побудить их к борьбе за улучшение своего экономического и социального положения49 .

За 10 лет пребывания в США Гарви оказал заметное влияние на жизнь и мышление американских негров. Но его воззрения и практическая деятельность отличались крайней противоречивостью. Наряду с положительными, прогрессивными сторонами в них нельзя не отметить отрицательных, реакционных аспектов. В 1920 г. У. Дюбуа, называя Гарви "выдающимся лидером", отмечал, что он "с удивительным успехом обобщил и выразил недовольство и дух протеста, накопившиеся за долгие века страданий" у черных рабов и их потомков50 . Гарлемская газета "News", критиковавшая программу ВАУПН, в номере от 7 февраля 1925 г. признавала тем не менее, что Гарви "разбудил расовое самосознание и расовую гордость масс афроамериканцев... Он заставил их мыслить, заставил объединиться, организовал их и продемонстрировал их силу". Другая негритянская газета, "Amsterdam News", подчеркивала 30 ноября 1927 г., что благодаря Гарви афроамериканцы стали "гордиться своей расой", что он "учил их... восхищаться черными людьми и хвалить их... Они пошли за ним потому, что он чувствовал и отвечал на биение сердца своей расы"51 .

Уже после смерти Гарви Дюбуа, характеризуя программу ВАУПН, писал, что "это была грандиозная и напыщенная программа, крайне нереальная в целом, но она была искренней и имела практические аспекты. Гарви доказал, что он был не только удивительно популярным лидером, но и мастером пропаганды. В течение нескольких лет новости о его движении, о его обещаниях и планах достигали Европы и Азии и проникали в каждый уголок Африки"52 . А виднейший современный негритянский историк США Дж. Хоуп Фрэнклин видят важнейшее значение гарвизма "в том факте, что это было первое и: единственное действительно массовое движение среди негров в истории Соединенных Штатов и что оно показывает, насколько велики были сомнения негров в отношении надежды достичь положения граждан первого сорта на единственной родине, которую они знали"53 . Лауреат Нобелевской премии М. Л. Кинг, выступая в 1965 г. в Кингстоне, назвал Гарви "первым цветным человеком в истории Соединенных Штатов, организовавшим и руководившим массовым движением", а также сумевшим "дать миллионам негров возможность осознать свои достоинство и судьбу и помочь им почувствовать, что негр - тоже человек"54 .

Своим быстрым успехом Гарви, как отмечалось выше, был обязан многим факторам. Кроме того, время расцвета гарвизма совпало с периодом общего подъема борьбы американских трудящихся за свои права, и он носил тогда боевой, воинственный характер, выдвигая требования, отвечавшие чаяниям широких негритянских масс. Программа ВАУПН в те годы имела ярко выраженный антиимпериалистический характер и клеймила позором господствующие классы США за расистский террор, угнетение и дискриминацию негров во всех областях жизни. Благодаря этому ВАУПН вначале пользовалась поддержкой со стороны радикальных элементов негритянского освободительного движения и многих левых организаций, в том числе коммунистов. С самого своего возникновения Компартия США занимала дружественную позицию по отношению к ВАУПН, хотя и подвергала критике некоторые аспекты ее программы и лозунг "Назад - в Африку!"55 . Исходя из того, что ВАУПН олицетворяла собой тогда "самое крупное массовое движение со времен Реконструкции"56 , компартия обратилась в 1924 г. к съезду ВАУПН с письмом, подписанным Ч. Рутенбергом и У. Фостером, в котором наряду с критикой ошибок этой организации обещала оказывать поддержку освободительной борьбе афроамериканцев57 .


49 B. E. Mays. The Negro's God as Reflected in His Literature. Boston. 1938, p. 185.

50 У. Дюбуа. Воспоминания. М. 1962, стр. 340.

54 Цит. по: "Philosophy and Opinions...", p. XXVI; Т. G. Vincent. Op. cit., p. 246.

52 W. E. B. Du Bois. Op. cit.. p. 277.

53 J. H. Franklin. Op. cit., p. 483.

54 Цит. по: "Philosophy and Opinions...", p. XXVI; Т. С Vincent. Op, cit., p. 246.

55 T. G. Vincent. Op. cit., pp. 45, 77 - 79, 81 - 84.

56 См. У. Фостер. Указ. соч., стр. 587.

57 "Мы, - говорилось в этом письме, - стоим за освобождение Африки из-под ига империалистических держав и за предоставление народам Африки права на самоопределение. Но, разделяя такую позицию, мы подчеркиваем, что это еще не служит и не должно служить основанием для отказа от борьбы за равноправие негров в Соединенных Штатах и во всякой другой стране" ("Daily Worker", 5. VIII. 1924).

стр. 147


Однако уже в начале 20-х годов Гарви начал постепенно отходить от первоначального радикализма и, в частности, от выдвигавшихся им прежде требований об уравнении негров в правах с белыми американцами и ряда других, сосредоточив свою деятельность на утопическом плане "возвращения в Африку" и на связанных с ним коммерческих предприятиях. По существу, он изменил делу борьбы за гражданские права и социальное равенство негров в США, заявив в октябре 1923 г.: "Пусть неумные негритянские агитаторы и так называемые реформаторы, поощряемые столь же заблуждающимися и легкомысленными белыми их друзьями, перестанут проповедовать и защищать доктрину "социального равенства"58 . Он стал утверждать, что "негры должны быть лояльны всякому флагу, под сенью которого они живут"59 . По свидетельству одного из лидеров Компартии США, Р. Майнора, программа ВАУПН "постепенно ревизовалась и подправлялась так, что в конце концов из нее были выброшены все требования, затрагивающие интересы правящего класса, и ВАУПН превратилась в организацию, фактически одобрявшую бесправное положение негров в США"60 .

Итак, Гарви отказался от борьбы за улучшение положения негров в США ради идеи создать негритянское государство в Африке. А это постепенно привело его к сотрудничеству с самыми реакционными антинегритянскими элементами. Открытое отречение Гарви от требования гражданских прав для негров в сочетании с призывом "Назад - в Африку!" вызвало одобрение со стороны Ку- клукс-клана, так называемых англосаксонских клубов и других белых расистских групп. Их вполне устраивала такая программа, ибо она ослабляла сопротивление афроамериканцев угнетению и эксплуатации, а также позволила бы раз и навсегда покончить с "негритянским вопросом" в США.

В начале 1922 г. Гарви встретился в Атланте с главой Ку-клукс-клана Э. Я. Кларком, чтобы выяснить, может ли клан поддержать программу ВАУПН и помочь в финансировании выезда негров из США в Африку61 . Детали этой встречи остались неизвестными, но самый факт возможности сотрудничества видного негритянского лидера с главой злейших врагов афроамериканцев вызвал среди них бурю возмущения. Дюбуа, отзывавшийся ранее о лидере ВАУПН с уважением как о "человеке идеи", в мае 1924 г. писал: "Маркус Гарви, без сомнения, самый опасный враг негритянской расы в Америке и во всем мире. Он либо лунатик, либо предатель"62 . Бывший видный деятель ВАУПН У. Пиккенс также назвал Гарви "одним из худших врагов собственной расы"63 . Гарви, однако, это не смутило. Он стал контактировать с другими руководителями Ку-клукс-клана - полковником Симмонсом и майором Коксом, которые по его просьбе выступили в Либерти- холл перед членами ВАУПН и всячески превозносили ее лидера. Кроме того, он начал переговоры с одним из деятелей англосаксонских клубов расистом Дж. Пауэллом и расистами-конгрессменами из южных штатов.

Выступивший в октябре 1925 г. в Либерти-холл Пауэлл, подобно Симмонсу и Коксу, выразил свое одобрение движению "Назад - в Африку!" и принятой ВАУПН программе сохранения "расовой чистоты" белых и черных. А Кокс даже посвятил Гарви свою брошюру, назвав его "мучеником борьбы за независимость и целостность негритянской расы"64 . Гарви, в свою очередь, выразил восхищение людьми, подобными Коксу и Пауэллу. "Я рассматриваю клан, англосаксонские клубы и общества белых американцев, - заявил он в ответ на критику в его адрес, - как более хороших друзей моей расы, чем все другие группы лицемерных белых, вместе взятые... Вы можете называть меня клансмэном, если хотите, но когда речь идет о социальной, экономической и политической конкуренции негра с белыми, то потенциально каждый белый человек - клансмэн, и ложь здесь не принесет никакой пользы"65 .


58 "Philosophy and Opinions...". P. II, p. 3.

59 "Communist", June 1930, p. 549.

60 Цит. по: У. Фостер. Указ. соч., стр. 585.

61 "Philosophy and Opinions...". P. П, pp. 260 - 261; "Defender", 8.VII.1922; "New York Times", 3.II.1923.

62 "Crisis", vol. XXVIII, 1924, pp. 8 - 9.

63 "Defender", 26.IV.1924; T. G. Vincent. Op. cit., pp. 191 - 192, 209 - 211.

64 "Philosophy and Opinions...". P. II, pp. 339 - 349. После высылки Гарви в 1927 г. из США некоторые белые расисты-южане ратовали за разрешение ему вновь вернуться в США.

55 Ibid., p. 71.

стр. 148


Фактически Гарви считал, что, чем хуже станет положение негров в США, тем охотнее они будут прислушиваться к его призывам. "Линчевания и расовые погромы, - откровенно пояснял он, - работают на нас, показывая негру, что он должен либо создать свою собственную цивилизацию, либо навсегда остаться жертвой белого человека"66 . Его ближайший сподвижник Мак-Гайр также заявил, что кампания запугивания и насилия, развернутая Ку-клукс- кланом, льет воду на мельницу Гарви, загоняя встревоженных негров в ВАУПН67 . Переходя постепенно на позиции сотрудничества и выпрашивания подачек у злейших врагов трудящихся-негров, Гарви в то же самое время старался внушить последним, что их наиболее опасным соперником и конкурентом является белый рабочий - член профсоюза. Наоборот, белый капиталист, дескать, их лучший друг, ибо он в погоне за прибылью рад использовать негра за более низкую плату, чем платить связанному с профсоюзом белому рабочему. Поэтому, если негр хочет иметь работу, он должен соглашаться на более низкую оплату его труда. Гарви выступал, таким образом, против единения с белыми рабочими и против профсоюзов68 . Напоминая, что среди негритянских лидеров "были люди, считавшие, что политика примирения с эксплуататорами может дать больше негритянскому народу, чем открытая борьба с ними", У. Форстер писал: "Букер Т. Вашингтон был первым видным выразителем таких взглядов, Маркус Гарви - вторым"69 .

Все более скатываясь на позиции буржуазного национализма и защиты интересов негритянской буржуазии, боровшейся за свое "место под солнцем", Гарви стал утверждать, что "капитализм необходим для прогресса мира"; те же, кто противится ему или борется против него, являются врагами продвижения человечества вперед. Единственное, по его мнению, что необходимо, - это контроль над корпорациями70 . С честолюбивыми планами черной буржуазии США были связаны как сформулированный по принципу пресловутой "доктрины Монро" лозунг "Африка - для африканцев!" (не случайно дополненный словами "дома и за рубежом"), так и требования "свободы торговли" и "свободы морей" в "Декларации прав" ВАУПН. "Почему, - спрашивал Гарви, - Африка сама не может дать миру своих черных Рокфеллера, Ротшильда и Генри Форда? Теперь существуют для этого возможности, и негры должны преуспеть в бизнесе"71 . В то же время Гарви откровенно заявлял, что не желает иметь ничего общего ни с социализмом, ни с коммунизмом, поскольку лидеры этих движений - белые. "Каково в целом расовое различие между белым коммунистом, республиканцем или демократом?" - задавал он вопрос и предупреждал, что коммунисты еще более опасны для негров, чем все остальные организации белых72 . И если вначале Гарви занимал дружественную позицию по отношению к Советской России, то впоследствии он превратился в яростного противника СССР.

У. Фостер объясняет политическое перерождение Гарви и переход его на капитулянтские позиции затишьем, наступившим в послевоенной борьбе американского рабочего класса, и спадом мощного революционного движения, потрясшего Европу в первые послевоенные годы73 . Это, несомненно, так. Как показала история национальных движений эпохи империализма, подобного лее рода политическую эволюцию проделал ряд крайних националистов в разных странах мира. Справедливо мнение, что такого типа деятели, выступающие против сближения наций, готовы "превратить весь мир в систему изолированных гетто"; "их не смущает колючая проволока, лишь бы колючки торчали в другую сторону. Не удивительно, что они во многом практически смыкаются с великодержавными черносотенцами"74 .

Успехи Гарви оказались эфемерными и скоротечными. Это объясняется многими причинами, и прежде всего тем, что узкорасовый, националистический подход Гарви


66 Цит. по: E. D. Cronon. Op. cit., p. 159.

67 "Defender", 16.VIII.1924.

68 "Philosophy and Opinions...". P. II, p. 69.

69 У. Фостер. Указ. соч., стр. 693.

уо "Philosophy and Opinions...". P. II, p. 72. Частное лицо, по его мнению, не должно владеть капиталом более чем в 1 млн., а корпорация - более чем в 5 млн. долларов.

71 Ibid., p. 68.

72 Ibid., pp. 69 - 70, 333 - 334; Е. С. Fax. Op. cit., p. 148.

73 У. Фостер. Указ. соч., стр. 584.

74 И. Кон. Диалектика развития наций. "Новый мир", 1970, N 3. стр. 141.

стр. 149


к решению "негритянского вопроса" противоречил объективному процессу развития самосознания афроамериканцев в США. Попытка Гарви воздвигнуть высокие расовые стены между черными и белыми американцами совершенно не соответствовала стремлениям значительной части черного "среднего класса", то есть негритянской интеллигенции и буржуазии, разрушить расовые барьеры и стать равноправной частью американского общества. Враждебность их по отношению к ВАУПН лишь усугублялась упорным желанием Гарви дискредитировать мулатов, преобладавших в этих социальных слоях афроамериканцев, с целью противопоставить их "чистым" негроидам. Если не считать отдельных представителей негритянской буржуазии, то ВАУПН не получила сколько-нибудь крупной финансовой поддержки со стороны этого класса в целом75 . Что касается подавляющего большинства трудящихся афроамериканцев, то, хотя программа "Назад - в Африку!" предусматривала, казалось бы, легкий выход для угнетенных, дискриминируемых и разочарованных в американской действительности негритянских масс, она не была реальным ответом на волнующие их проблемы. Позволив продемонстрировать притягательность лозунгов этнической солидарности и самоопределения как средства протеста и борьбы против угнетения, дискриминации, белого расизма и шовинизма, она одновременно резче оттенила тот факт, что североамериканские негры к XX в. никакой связи с Африкой и африканской культурой не имели и мало кто из них собирался "возвращаться" в Африку, о которой у них было самое смутное представление.

По существу, Гарви призывал афроамериканцев отказаться от их прав, хотя и неполных, но завоеванных героической борьбой многих поколений, и отдать все, что было создано их тяжким трудом, потом и кровью, сторонникам "превосходства белой расы". Лишь очень и очень немногие готовы были пойти на это и согласиться затем на тяжелую жизнь, связанную с заселением, освоением и колонизацией чужой и незнакомой страны. Сведя к нулю многое из того прогрессивного и потенциально ценного в его первоначальной программе, что способствовало улучшению положения афроамериканцев, гарвизм оказался не способен выдвинуть реальную альтернативу тяжелым условиям жизни угнетенных негритянских масс, и программа его стала все больше приходить в противоречие с их интересами. Отказавшись сотрудничать с "белыми" организациями (за исключением крайне правых вроде Ку-клукс-клана и англосаксонских клубов), Гарви лишился поддержки и со стороны негритянских радикальных элементов. В результате движение его начало быстро хиреть и через несколько лет сошло на нет.

Раскол ВАУПН и отход от нее наиболее выдающихся сподвижников Гарви лишь ускорили финал, хотя вплоть до его смерти еще и существовали две соперничавшие организации под этим названием: одна - под руководством самого Гарви, а другая, сепаратная, - в США во главе с Л. Фрэнсисом (в 1940 г. в ней насчитывалось всего 700 человек)76 . В 30-е - 40-е годы движение распалось на ряд мелких организаций и группок националистического характера, заимствовавших те или иные положения гарвизма. Единственной сравнительно многочисленной и дожившей до наших дней организацией оказалась среди них лишь "Нация ислама". Однако в отличие от ВАУПН она заявляет о намерении создать негритянское государство не в Африке, а на территории США и с этой целью требует выделения одного или нескольких штатов77 . Вместе с тем, хотя Гарви никогда не ступал на землю Африки, идеи его оказали немалое влияние на формирование взглядов многих современных лидеров африканских государств. Об этом свидетельствуют К. Нкрума, К. Каунда, Дж. Кениата и другие


75 Е. F. Frazier. Black Bourgeoisie. N. Y. 1965, pp. 121 - 122; E. D. Cronon. Op. cit., p. 221; E. S. Redkey. Black Exodus. New Haven, p. 300; H. Cruse. The Crisis of the Negro Intellectual. N. Y. 1967, pp. 431 - 498.

76 G. Myrdal. An American Dilemma. The Negro Problem in Modern Democracy. N. Y. 1944, pp. 812 - 813.

77 См. о ней: E. U. Essien-Udom. Black Nationalism. Chicago. 1962, pp. 4, 33- 35, 67 - 69, 122 - 142, 166 - 167; A. Bontemps, J. Conroy. They Seek a City. Garden City. 1945, pp. 176 - 183; E. Muhammad. Message to the Blackman. Chicago. 1965, pp. 1 - 29, 173 - 175. В начале 60-х годов один из лидеров "Нации ислама" М. Икс тоже писал о влиянии, оказанном на него М. Гарви (E. C. Fax. Op. cit., pp. XX, 279, 287 - 288).

стр. 150


участники борьбы народов африканского континента за свободу и независимость. Одни современные проповедники панафриканизма заимствуют из идейного наследия Гарви в основном реакционные элементы, нашедшие отражение, в частности, в концепции "негритюда"78 , другие опираются на более прогрессивные идеи.

В США, где в конце 60-х - начале 70-х годов вновь оживились националистические и сепаратистские тенденции в негритянском движении, также появилась группа теоретиков неогарвистского толка: С. Кармайкл, Э. Кливер, Х. Ньютон, И. А. Барака, Р. Иннис, Д. Формэн, Д. Боггс и др. Хотя между их теориями существуют определенные различия, всех их объединяют узкорасовый подход к социальным явлениям, воинствующий негритянский национализм и сепаратизм. Освободительное движение негров и в Африке и в США они рассматривают только как борьбу людей черной расы, отвергая классовые различия в капиталистическом обществе и считая всех белых враждебным лагерем79 . Тем самым они обрекают борьбу черных американцев на поражение, ибо подлинное освобождение их от угнетения и дискриминации возможно только в союзе с белыми трудящимися Америки под общими прогрессивными лозунгами.


78 "Philosophy and Opinions...", pp. XXIII-XXV; T. G. Vincent. Op. cit., pp. 245 - 247.

79 См.: Г. Уинстон. Стратегия борьбы черного населения. М. 1975; О. Н. Митрохин. Негритянское движение в США: идеология и практика. М. 1974.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Негры-в-США-ГАРВИЗМ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Марк ШвеинContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Shvein

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Э. Л. НИТОБУРГ, Негры в США. ГАРВИЗМ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 20.08.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Негры-в-США-ГАРВИЗМ (date of access: 19.06.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Э. Л. НИТОБУРГ:

Э. Л. НИТОБУРГ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Марк Швеин
Кижи, Russia
1375 views rating
20.08.2017 (1399 days ago)
0 subscribers
Rating
2 votes

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
Негры в США. ГАРВИЗМ
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones