Libmonster ID: RU-9140

Возможности познания мира посредством искусства постоянно привлекают к себе исследователей. В российской эстетике выделяется гносеологическая функция искусства. С одной стороны, бесспорно, что искусство познает мир. С другой стороны, появляются вопросы о специфике познания искусством, о возможностях познания разными видами искусства, о форме, в которой происходит познавательный процесс. Категории выполняют проясняющую функцию, такой категорией для описания специфики искусства может выступать категория "художественный образ". Достаточно абстрактная, емкая по содержанию, как и любая категория, она имеет традицию использования, творческий потенциал, определенную моду оперирования. Существует движение категории в историко-философском, культурном контексте. Российская философская мысль находится в постоянном диалоге с мировой философией. Данная статья посвящена соотнесению рассуждений российских авторов о категории "художественный образ" и видению базовых интуиций об искусстве Г. -Г. Гадамера. В рамках данной проблемы выделяется такой аспект, как познавательный потенциал художественного образа. Для ведения споров философы используют различную методологию. Проблема познания искусством анализируется с разных методологических установок. Познание искусством - это не только гносеологическая проблема, но и онтологическая, аксиологическая, герменевтическая.

Искусство в контексте истины и лжи привлекало Г. -Г. Гадамера. Он интересовался творчеством М. Хайдеггера, исследовал и вступал в спор, развивая мысль, и всегда отдавал дань уважения заслугам Хайдеггера, поставившего важнейшие вопросы философии XX в. Прежде всего Хайдеггер показал, что истину нужно извлекать из

стр. 198

сокрытости и потаенности вещей. Гуссерль и Хайдеггер поставили вопрос: "Каковы условия истины высказывания за пределами логического"?

Публикация работ Гадамера послужила толчком для анализа представлений, в том числе в области эстетики. Исследуя творчество Гадамера, Б. В. Орлов одним из первых в нашей стране обратил внимание на описание особенностей времени в произведении искусства [1. С. 4]. В произведении искусства прошлое сближается с настоящим и складывается ситуация вневременности. Одна из особенностей темпорального бытия состоит в том, что произведение искусства является "абсолютным настоящим". Сплав прошлого и настоящего рождает вневременное явление, которое может разворачиваться в будущем. Наличие в произведении искусства разных движений времени появляется в результате "присутствия-при-бытии" [3. С. 172]. Б. В. Орлов делает вывод: "Под субъектом эстетического бытия Гадамером понимается процессуально-игровой субъект, обладающий смысловой целостностью на основе темпоральности и проявляющийся только в языке произведения искусства, автономность которого характеризуется бытийной валентностью и окказиальностью" [1].

Гадамер выстроил свое представление о бытии. Как выявлено О. М. Шевченко, онтология Гадамера базируется на фундаменте таких понятий, как "отображение", "изображение", "окказиальное" [2. С. 11]. Интересна трактовка окказиального. Данная категория, вырастая из конкретного случая, показывает содержательное значение, вмещает в себя предшествовавший и будущий опыт и сосредотачивает в себе гораздо больше, чем кажется с первого взгляда. Онтология Гадамера оказала влияние на его видение методологии гуманитарных наук. Философ исходил из представления о единстве бытия мира и произведения искусства. Произведение искусства так же, как и мир пронизано смыслами. Но произведение искусства обладает собственным бытием. Онтологический мир произведения искусства развивается. Бытие произведения искусства становится более емким по смыслам, значениям, содержанию, чем изображаемый предмет. Следующее направление движения онтологического мира произведения искусства - ориентация на того, кто воспринимает произведение искусства. Читатель, зритель, слушатель создают все новые и новые смыслы. Онтология произведения искусства направлена на преобразование субъекта. Произведение искусства также движется за историческим горизонтом. Философ отстаивает мысль: "Произведение искусства должно быть не просто воссоздано

стр. 199

в том виде, в каком оно существовало в определенном социокультурном контексте, но в известном смысле и воспроизведено с учетом современной духовной ситуации, а значит, и сыграно заново" [3. С. 354]. Искусство включено в бытийный процесс, способ его собственного бытия пронизан динамикой, становлением. Гадамер подчеркивал связь мира и искусства: "Искусство - снятие действительности в её истине [3. С. 159]. Искусство разворачивается в языке, мыслитель также онтологизирует язык. Бытие наиболее убедительно говорит через поэта. Автор утверждал: "Произведение искусства означает прирощение бытия" [4. С. 34]. Как отметил А. А. Грякалов, в феноменологической традиции противопоставление поэтического языка практическому описано не натуралистически, а гораздо более глубоко [5. С. 15]. С помощью поэтического языка человек трансцендирует себя в мир, вслушивается в мир и в себя, приобретая моральную ответственность. Человек живет и в различных сообщениях того, что не объективируемо в формах, подготовленных языком, в том числе языком поэтов. Такими специализированными формами являются виды искусства, где слово замолкает как, например, музыка, танец, архитектура, изобразительное искусство. То, что существует много видов искусства, дистанцировавшихся от слова, показывает, как много человеку не выразить словом. Далеко не все существующее может быть представлено в речи.

Герменевтика и призвана показать многозначность, субъективность поэтического произведения. Многоплановость присуща не только поэтическим произведениям, но и произведениям других видов искусства. Стихотворение - это текст, который с помощью смысла и звука замыкает себя в нерасторжимое целое, автономно конституирует себя. Особенность литературы состоит в том, что неповторимое звучание вызывает неисчерпаемое многоголосие смыслов. Литература использует такую структуру, как "идеальный языковой образ" [4. С. 134]. Герменевтика - это попытка определить сущность интерпретации [6. С. 178 - 186]. Искусство невозможно понять с помощью понятийной интерпретации. Вслед за Шлейермахером Гадамер считал, что герменевтика призвана интерпретировать текст в историческом контексте. И тогда даже возможно понимание "умершего смысла". Воспринимающий произведение искусства сам приближается к творческому процессу, становится участником художественного творчества. Восприятие произведения искусства - это прежде всего конструирование смысла. Воссоздание смысла является творческим процессом. Воспринимающий произведение

стр. 200

искусства субъект перемещается в иные ситуации или переживает инобытийность своего существования. Смыслы разворачиваются во времени, так как обладают свойством темпоральности.

Гадамер, так же как и Хайдеггер, размышлял о трагическом разрыве понятия и реальности. Человеческая речь передает и видимость, и искажения, и обман. Художественное произведение не уступает истину понятию, оно само воплощает в себе истину. Рациональное познание не может показать истину полностью, в частности, потому что игнорирует, уходит от субъективного мировосприятия. Одной из главных задач, которую ставил перед собой Гадамер, была задача показать познавательные возможности искусства, представить искусство как особый тип познания, отличающегося от понятийного, рационального познания. Познание в искусстве основано на концентрированном выражении ценностей культуры и на описании исторического движения этих ценностей. По Гадамеру, искусство концентрирует смысл: "Искусство не только обнаруживает некоторый смысл, скорее следовало бы утверждать, что дело искусства - заключить смысл в твердь, чтобы он не растекался и не ускользал, а был закреплен и сохранен в жесткой структуре [4. С. 301]. Развивая мысль Гадамера, скажем, что в качестве такой структуры выступает художественный образ - от микрообраза до образа произведения в целом.

Гадамер считал, что истина произведения искусства - это не проявление всеобщей закономерности, заключенной в нем, а нечто уникальное. Даже в эпоху технического тиражирования произведение искусства всегда уникально [4. С. 303]. Уникальность произведения искусства вызывает удивление. Прежде всего тем, что ни в какой иной сфере деятельности человека так явно не проявляется уникальность, и в то же время эта единичность раскрывает истину бытия. Искусство выявляет такие истины, которые позволяют наиболее полно представить "смысловое значение жизни". Как отмечает О. М. Шевченко, Гадамер выделил два вида искусства - изящное, прекрасное и практическое, техническое, ремесленное [2. С. 4]. В сфере искусства разворачиваются свои противоречия. В искусстве создается как прекрасное, так и ремесленные поделки, как уникальное, так и тиражируемое. Но без ремесленного уровня тоже невозможно, шедевры появляются в небольшом количестве.

Для того чтобы описать специфику искусства, Гадамер обращается к понятию игры [7]. Он рассуждал об онтологическом статусе игры как способе бытия произведения искусства [8. С. 155 - 163]. В игре присутствует повторение ритма, движения, в процессе

стр. 201

игры происходит самоупорядочивание игровых движений. В игре отсутствуют целевые установки, но на основе игры складывается процесс коммуникации. Т. А. Апинян увидела троякий смысл термина "игра", который использовал Гадамер. Онтологический смысл игры - это характеристика поведения человека в контексте существования внешнего мира. Гносеологический смысл - играя, человек постигает книгу бытия. Экзистенциальный - игра как способ и смысл существования человека в бытии [7. С. 231]. Игра разворачивает свои смыслы по трем направлениям, а именно фундаментальным характеристикам мира. Этот сложный игровой процесс использует искусство, игровое начало вносится в художественный образ.

На протяжении своей жизни Гадамер пытался дать ответ на вопрос: что такое истина? [10]. Наука претендует на то, чтобы быть единственным носителем истины. Эти притязания терпят крах, что особенно видно на примере существования религии, философии, мировоззрения. Местом определения истины является суждение. Наука использует метод исследования. Метод означает путь следования. Наука постоянно озабочена проверяемостью. Вследствие такой позиции истина уходит на второй план, а на первый выдвигается достоверность. В самой науке зарождаются сомнения в том, приходит ли она к истине. Такая ситуация характерна для естествознания, в гуманитарной сфере все еще более усложняется. Субъективное начало в гуманитаристике представлено более явно. Гадамер поясняет, что история переписывается, потому что позицию исследователя определяет настоящее. Поиск истины уходит из компетенции науки, формулируется представление, что истину нужно искать по ту сторону науки. Ситуацию осложняет то, что истина обладает целостностью. Гадамер описывает разноплановость истины. Истина имеет собственный смысловой горизонт, возникающий в проблемной ситуации. Основой познания является вопрошание как мотивировка ответа. Ситуационный горизонт, составляющий истину высказывания, включает в себя того, кому это высказывание направлено. Также для истины важен третий горизонт - исторический. Не может быть высказывания абсолютно истинного. Понимать друг друга - значит понимать только в чем-то. Научная истина не обладает целостностью, целостными структурами оперирует искусство. Целостная истина может получить отражение в целостном художественном образе. По своему строению истина и художественный образ изоморфны друг другу.

И Хайдеггер, и Гадамер утверждали: искусство занимается по-

стр. 202

иском истины, эта художественная истина отличается глубиной, наличием многоплановых смыслов. Описать ситуацию познания искусством - сложная задача. Решение, предложенное авторами, разворачивается не в контексте теории познания, а в онтологическом контексте. Используются методологические возможности онтологии. Этот подход делает ненужной категорию "художественный образ". Но уйти от проблем познавательных возможностей искусства невозможно, потому что познание в искусстве - одна из важнейших его характеристик, хотя познание происходит специфично. Категория "художественный образ" была разработана в классической эстетике, а в российской традиции была обоснована методологией теории познания. Но идеи Хайдеггера и Гадамера о специфике познания в искусстве настолько оригинальны, многоплановы, что позволяют увидеть гносеологическую функцию художественного образа в новом ключе, на новом методологическом уровне, который отличается от некоторой схематичности идей, разработанных на базе теории познания.

В данной статье сделана попытка представить основные работы Гадамера в той последовательности, в которой они были опубликованы в России в 90 гг. XX в., а также выделить те проблемы герменевтики Гадамера, которые оказались в центре внимания российских исследователей при разработке теории искусства. Логику российских эстетиков можно представить следующим образом: Б. В. Орлов рассмотрел эстетику Гадамера с помощью категориальной пары субъект-объект в целом, поставив его идеи в ряд таких авторов, как Бахтин, Лукач. О. М. Шевченко уделяет внимание объективности искусства, а не субъективности. Герменевтические трактовки возникают на фундаменте этой объективности, даже несмотря на объективность. А. А. Грякалов тонко исследует поэтический язык, в том числе выявляет возможности поэтического языка на основе рассуждений Гадамера. И. С. Болданова уделяет внимание художественной коммуникации в герменевтическом контексте. Т. А. Апинян проделала фундаментальное исследование игровых оснований культуры в ряду других авторов, занимавшихся теорией игры. Российская эстетическая мысль обладает восприимчивостью к новым идеям, достаточно высоким уровнем оперирования категориями, при этом не теряя самобытности рассуждений. История эстетической мысли исследуется в разных регионах, не только в Москве и Петербурге, но и, например, в Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Улан-Удэ. Одна из актуальных задач эстетики, как и философии в целом, - не утратить собственную позицию

стр. 203

российских авторов. Российские философы выросли на советской теоретической литературе. Можно спорить о том, существует ли разрыв между российской философией начала XX в. и начала XXI в., но, скорее всего, нужно говорить не о разрыве, а об ограниченных возможностях изучения российской философии Серебряного века в советский период. Эвристические возможности изучения проблем российским авторам дает мировое наследие, в которое входит и советский период развития философии. Категория "художественный образ" имела высокий категориальный статус в советский период, это порождает сомнение в целесообразности использования категории в современных исследованиях. Мода в науке, как отмечал Гадамер, тоже существует, мода на категории в том числе. Можно констатировать, что мода на исследование искусства с помощью категории "художественный образ" прошла, но научная мысль стремится быть объективной и не подчиняться одной только моде.

ЛИТЕРАТУРА

1. Орлов Б. В. Субъект. Объект. Эстетика: версии Бахтина, Гадамера, Лукача. Екатеринбург, 1992.

1. Шевченко О. М. Объективность искусства и его герменевтическое значение. Ростов/н.Д., 1994.

1. Гадамер Г. -Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1988.

1. Гадамер Г. -Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

1. Грякалов А А. Поэтический язык: эстетика и опыт предела // Метафизические исследования. Вып. 12. Язык. СПб., 1999.

1. Болданова И. С. Гадамер и Яусс о герменевтических основаниях художественной коммуникации // Вестник Бурятского университета. Сер. 5. Вып. 8. Философия. Социология. Политология. Культура. Улан-Удэ. 2003.

1. Апинян Т. А. Игра в пространстве серьезного: Игра, миф, ритуал, сон, искусство и др. СПб., 2003.

1. Гадамер Г. -Г. Игра искусства // Вопросы философии. 2006. N 8; Крутоус В. П., Явецкий А. В. Введение к статье Г. -Г. Гадамера "Игра искусства" // Вопросы философии. М., 2006. N 8.

1. Гадамер Г. -Г. Что есть истина? // Логос. N 1.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ОБРАЗ-В-СВЕТЕ-ФИЛОСОФСКОЙ-ГЕРМЕНЕВТИКИ-Г-Г-ГАДАМЕРА

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Tatiana SemashkoContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Semashko

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Н. Л. Малинина, ОБРАЗ В СВЕТЕ ФИЛОСОФСКОЙ ГЕРМЕНЕВТИКИ Г.-Г. ГАДАМЕРА // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 15.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ОБРАЗ-В-СВЕТЕ-ФИЛОСОФСКОЙ-ГЕРМЕНЕВТИКИ-Г-Г-ГАДАМЕРА (date of access: 17.04.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Н. Л. Малинина:

Н. Л. Малинина → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Tatiana Semashko
Казань, Russia
597 views rating
15.09.2015 (2041 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Русская гвардия в первой мировой войне
Catalog: История 
Yesterday · From Россия Онлайн
Американский раб и русский крепостной: типология и специфика принудительного труда
Yesterday · From Россия Онлайн
Тайны "Кремлевского дела" 1935 года и судьба Авеля Енукидзе
Catalog: Медицина 
Yesterday · From Россия Онлайн
В статье представлена главная идея науки имиджелогии – как особой науке о человеке - главной целью, которой, является самореализация личности. В статье рассмотрен анализ и современное понятие определений “имидж”, “профессиональный имидж”, «профессионально-имиджевый потенциал» “имидж педагога”. Анализ психологической литературы позволил сделать вывод, что сущность понятия “имидж” представлен через категории: “образ”, “мысль”, “суждение”, “представление”, “развитие” и другие. В статье раскрыт психолого-педагогический аспект формирования имиджа в профессиональной деятельности педагога, с точки зрения раскрытия профессионально-имиджевого потенциала учителя начального образования.
В статье представлена главная идея науки имиджелогии – как особой науке о человеке - главной целью, которой, является самореализация личности. В статье рассмотрен анализ и современное понятие определений “имидж”, “профессиональный имидж”, «профессионально-имиджевый потенциал» “имидж педагога”. Анализ психологической литературы позволил сделать вывод, что сущность понятия “имидж” представлен через категории: “образ”, “мысль”, “суждение”, “представление”, “развитие” и другие. В статье раскрыт психолого-педагогический аспект формирования имиджа в профессиональной деятельности педагога, с точки зрения раскрытия профессионально-имиджевого потенциала учителя начального образования.
Возвращение в историю. "...Всегда любезный, всегда молчаливый товарищ" 1
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
Февральская революция и права солдат. Опыт источниковедческого исследования
Catalog: История 
2 days ago · From Вacилий П.
Студенческое "Прошение на имя государя" осенью 1861 года
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
Рабочие Урала в 1914-1922 годах
Catalog: Экономика 
3 days ago · From Вacилий П.
Князь Владимир Петрович Мещерский
Catalog: История 
3 days ago · From Вacилий П.

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ОБРАЗ В СВЕТЕ ФИЛОСОФСКОЙ ГЕРМЕНЕВТИКИ Г.-Г. ГАДАМЕРА
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones