Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-15548
Author(s) of the publication: В. А. ТИШКОВ

Share with friends in SM

В России, как и в других странах бывшего СССР, этнология (этнография) оказала и оказывает огромное воздействие на общество, включая государственное устройство, идеологию и политику. Этнография имеет постоянную позитивную миссию в отношении а) содействия сохранению преемственности человеческого опыта и знаний (из этнографических трудов современный человек черпает очень многое - от хозяйственных, врачебных и кулинарных рецептов до стилей музыки и украшений), б) удовлетворения запросов людей в обращении к культуре своей группы с целью поддержания или конструирования своей групповой идентичности (этнографические работы содержат сведения о "происхождении", "родстве", культурных героях и прочем багаже групповой памяти), в) просвещения человека относительно культурных различий и культурного многообразия мира (этнографы просвещают не только посетителей музеев, но и искателей экзотики, т.е. они удовлетворяют людскую любознательность).

Гораздо более противоречив, однако, послужной список этнографии в отношении взаимодействия с политикой, ибо а) наша наука по своей природе националистична, она придает преувеличенную значимость - или, можно было бы сказать, характер "эксклюзивной" значимости - тому, что является лишь одной из форм идентификации человека (этнокультурные отличия), и принижает роль других групповых форм социально-культурной идентификации человека (по государству, религии, местному сообществу и т.д.), б) в качестве одного из "соавторов" отечественная этнография помогла реализации советского проекта строительства этнонаций и способствовала так называемым национальным движениям периода распада СССР и последующего времени, в) постсоветская этнография ставит барьер на пути восприятия России как национального государства и признания не только гражданско-политической, но и историко-культурной общности россиян как единого народа или нации.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что этнографы способствовали многим позитивным действиям политиков и управленцев, сообщая об угрозах малым культурам или обществу в целом и высказывая рекомендации относительно защиты меньшинств, противодействия нетерпимости и ксенофобии.

Сегодняшняя общественная миссия этнологии (этнографии) гораздо более выразительна, чем это было в СССР, в связи с а) ростом интереса к культурной специфике и возможностей ее выражения (этнотуризм, этнографическое краеведение, создание истории малых сообществ и групп и т.д.), б) возможностями политической мобилизации населения по этническому принципу, в) тенденциями использования групповой этнической солидарности в конкуренции за ресурсы и социальное продвижение, г) возрастающей этнокультурной сложностью населения и потребностями более эффективного управления, д) возможностями содействовать предотвращению насилия и конфликтов.

В период горбачевской либерализации встречались случаи осуждения "центральной" этнографии со стороны радикально-националистической интеллигенции из числа бывших советских меньшинств, но в целом отечественная этнография имеет гораздо более добротную общественную репутацию, по сравнению с некоторыми другими гуманитарными дисциплинами. Необходимо также отметить, что в России был период увлечения этнологией (этнографией) вплоть до введения обязательного учебного курса во всех вузах, что привело к росту когорты неофитов, поверхностных учебных текстов, противоречивого по своим результатам вторжения в этнологическую тематику представителей других наук (философии, психологии, политологии).

Для современной России (в отличие от некоторых других стран, где также хорошо развита этнографическая дисциплина) характерен нормотворческий (предписательный)


Валерий Александрович Тишков - член-корреспондент РАН, доктор исторических наук, профессор, директор Института этнологии и антропологии РАН.

стр. 6


энтузиазм ученых-этнографов при высокой компетенции в области "исторической традиции" и при слабой политической просвещенности и ограниченном знании устройства других многоэтничных стран. Только российские (и другие постсоветские) этнографы могли отстаивать сохранение графы "национальность" в паспортах граждан. Только они могут обучать детей тому, что значит быть "настоящим татарином" или "настоящим осетином", ибо этнографии россиян для них не существует.

Говоря о стереотипах этнографии, этнологии или антропологии в обществе, следует сказать, что в сегодняшних условиях устойчивых стереотипов не существует. Понятие "антрополог" воспринимается сугубо в смысле физической (биологической) антропологии. Романтический образ Н. Н. Миклухо-Маклая как "русского среди дикарей" почти забыт, зато появляются "этнографы" из числа богатых русских и обслуживающий их стиль "этно". В телевизионной игре "Последний герой" россияне воспринимают жителей Карибских островов как первобытных "туземцев", а последние, в той же мере, воспринимают россиян как "дикарей".

Относительно проблемы проникновения этнографического знания в более широкую общественную сферу можно сказать, что в области образования, например, научные этнографические знания получили достаточно широкое распространение. Этнографические труды пользуются большим спросом среди представителей нерусских народов, особенно в российских республиках. В последние годы растет спрос на популярные публикации об обычаях и традициях русского народа, и такие публикации распространяются все больше и больше. Не меньший интерес проявляется к этнографической "экзотике" внешнего мира. Либерализация общества и возможности выезда и путешествий за пределы страны породили интерес к далеким "племенам", "народам-каннибалам" и даже к поиску народов, еще не вступавших в контакт с цивилизацией.

Вопрос о формальном и реальном статусе дисциплины достаточно сложен. Статус этнологии (этнографии) определен государственной классификацией наук как статус дисциплины в рамках исторической науки. В последние годы конституирована специальность "социальная антропология", но на деле государственный образовательный стандарт здесь представляет собой смесь социологии и социальной философии. Социально-культурная или культурная антропология не имеет официального статуса в России. Реальный же статус (академическое реноме) российской этнологии (этнографии) и физической антропологии достаточно высок, причем не только в России, но и за рубежом. Но среди социально-культурных антропологов российские ученые "блистают" своим отсутствием.

По поводу иерархии исследовательских областей в общем пространстве этнографии/этнологии/антропологии как дисциплины можно сказать, что на первом месте была и остается историческая этнография групп, за ней следуют физическая антропология, этносоциология (изучение этничности социологическими методами), межэтнические взаимодействия ("межнациональные отношения"). Снизился интерес к этническому картографированию и к этнодемографии, однако возрос интерес к этнопсихологии (кросскультурной психологии). В отечественной традиции до сих пор имеется сильная фольклористика, но преимущественно в рамках филологии. Блестящая по своим успехам лингвистическая антропология пребывает в рамках исторической лингвистики. Изучение социальной организации ослабло, а политическая антропология набирает силу.

Наконец, размышляя об отличительных чертах этнографического стиля работы в российском обществе, нельзя не отметить, что больше, чем какая-либо другая национальная (!) школа, российская этнология (этнография) строится на историко-документальном материале, выездной полевой работе ("летняя этнография") и на чисто этнографическом нарративе. "Теория" существует отдельно от нарратива как схоластические построения без этнографических примеров и сравнений. Примеры сразу же разрушат теорию этноса, ибо не известно, где кончаются русский, украинский, татарский, американский, английский, французский и другие этносы в "узком смысле" и где они начинаются в "широком смысле", как не известно и то, какие этносы живут, например, в Испании или в странах Карибского бассейна.

Что касается главной отличительной стилевой черты, то это до сих пор сохраняющееся преобладание специализации по группе, а не по проблеме.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ОБ-АНТРОПОЛОГИИ-КАК-ДИСЦИПЛИНЕ-В-РОССИЙСКОЙ-ТРАДИЦИИ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Россия ОнлайнContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

В. А. ТИШКОВ, ОБ АНТРОПОЛОГИИ КАК ДИСЦИПЛИНЕ В РОССИЙСКОЙ ТРАДИЦИИ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 26.11.2019. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ОБ-АНТРОПОЛОГИИ-КАК-ДИСЦИПЛИНЕ-В-РОССИЙСКОЙ-ТРАДИЦИИ (date of access: 24.09.2020).

Publication author(s) - В. А. ТИШКОВ:

В. А. ТИШКОВ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Rating
0 votes

Related Articles
Новый социализм нужно строить, опираясь на новую теорию социализма. Новая теория социализма отказывается от диктатуры пролетариата, ибо практика развития старого социализма показала, что диктатура пролетариата не может быть не чем иным, как только диктатурой кучки коммунистических чиновников, или, как очень остроумно назвала её Роза Люксембург «диктатурой НАД пролетариатом». А появление у руля этой диктатуры таких предателей как Ельцин, неизбежно ведёт социализм к краху. Новый социализм, построенный на старой теории, ждёт такая же участь.
Малоизвестные страницы истории Великой Отечественной войны. Сейчас, когда открылись как отечественные, так и зарубежные архивы, стало возможным воссоздать картину одного из драматических эпизодов самого начального периода войны..... Западный фронт, бои в июне-июле 1941 года на втором стратегическом рубеже..... 22-ая армия под командованием генерал-полковника Ф.А. Ершакова..... Бои армии в Белоруссии на берегах реки Западная Двина на участке Дрисса - Дисна - Полоцк..... Начало широкого наступления немцев на восток было положено с маленького плацдарма в районе города Дисна
Catalog: История 
В статье рассматривается отражение образа Соловья-разбойника в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" в связи с эпизодом свиста Бегемота и Коровьева при прощании героев с Москвой, а также связь образа Бегемота с образом Соловья-разбойника и героя древнеиндийского эпоса - Панду, а шире - связь русской литературы через "Закатный роман" Булгакова и поэму "Руслан и Людмила" А. С. Пушкина с древнеиндийскими произведениями: "Махабхаратой" и "Рамаяной".
Солнечная система является фрагментом распада нейтронного ядра нашей Галактики Млечный путь. Выброс нейтронного фрагмента Солнца из нейтронного ядра нашей Галактики произошёл приблизительно 10млр. лет назад. Всё это время нейтронный фрагмент перемещается по одному из спиральных рукавов нашей Галактики. Расширение происходит примерно по гиперболической траектории, которая вращается вокруг центра. Полный оборот вокруг центра нейтронного ядра Галактики, Солнце совершает примерно за 230млн.лет. Удаление от центра Галактики до Солнечной системы \simeq27700св. ле
Catalog: Физика 
12 days ago · From Владимир Груздов
Раскрытие тайны диалектики идеального и материального в реальном мире и в сознании человека
Catalog: Философия 
22 days ago · From Аркадий Гуртовцев
Энергия частицы является ключевым объяснением расширения Вселенной. В процессе расширения Вселенной участвуют пять частиц. Четыре массовые - нейтрон, протон, электрон и позитрон. Пятая частица условно без массовая - фотон. Позитрон и фотон не являются строительными кирпичиками материи Вселенной. Эти частицы выполняют вспомогательные функции в процессах преобразования материи и расширения Вселенной. Окружающий материальный мир организован из нейтронов, протонов и электронов. Сочетания, комбинации и перестановки этих трёх частиц, образуют окружающий нас мир
Catalog: Физика 
26 days ago · From Владимир Груздов
При любом взаимодействии масс, на любом уровне, создаются потенциалы взаимодействия в любых процессах расширения Вселенной. Этим определением рассмотрим вопросы, связанные с массой и энергией взаимодействующих объектов. Когда объекты (частицы, молекулы) потенциально взаимодействуют, они создают градиенты потенциального взаимодействия. Эти градиенты регулируют энергию и массу объектов и Вселенной в целом.
Catalog: Физика 
42 days ago · From Владимир Груздов
Жан Ланн
Catalog: История 
46 days ago · From Россия Онлайн
Кризис муниципальных финансов в России в 1917 г.
Catalog: Экономика 
46 days ago · From Россия Онлайн
Благотворительная деятельность предпринимателей Парамоновых на Дону. 1914-1915 гг.
Catalog: История 
46 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 
Наталья Свиридова·jpg·25.22 Kb·133 days ago

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ОБ АНТРОПОЛОГИИ КАК ДИСЦИПЛИНЕ В РОССИЙСКОЙ ТРАДИЦИИ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2020, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones