Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-8258

Share with friends in SM

Проф. А. Панкратова, доц. А. Фохт

Создать учебник по истории СССР для вредней школы стало возможным только в результате большой работы, проделанной за последние 6 лет под руководством партии и правительства. Эта работа проводилась на основе указаний, данных в "Замечаниях по поводу конспекта учебника по истории СССР" товарищей И. Сталина, А. Жданова и С. Кирова, и постановлений партии и правительства о преподавании гражданской истории в школах СССР. За эти годы очень много сделано для очистки исторического изучения прошлого нашей великой страны от извращений, внесенных в историческую науку "школой" Покровского. Много сделано также но научному исследованию, на основе произведений Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина, различных разделов истории СССР, в особенности истории народов нашей страны. Только после такой предварительной научно-исследовательской работы стало возможным составить учебник по истории СССР для средней школы.

Учебник, написан проф. К. В. Базилевичем, проф. С. В. Бахрушиным, проф. А. М. Панкратовой и дед. А. В. Фохт. Общая редакция принадлежит проф. А. М. Панкратовой.

Учебник, для VIII класса охватывает события от древнейших времен до XVII века включительно. Разделы его "Наша страна в далеком прошлом" и "Народы нашей страны в XVII веке" написаны проф. К. В. Базилевичем, остальные разделы написаны проф. С. В. Бахрушиным. Учебник для IX класса охватывает события XVIII - XIX веков. Раздел этого учебника "Российская дворянская империя XVIII в." написан проф. К. В. Базилевичем, раздал "Разложение крепостничества и зарождение капитализма" - проф. А. М. Панкратовой, раздел "Развитие капитализма в царской России" - доц. А. В. Фохт. Учебник X класса обхватывает события XX века, вплоть до наших дней. В его I разделе - "Первая буржуазно-демократическая революция" - глава, I - "Канун революции" - и глава II - "Русско-японская "война и первая русская революция (1904 - 1907)" - написаны доц. А. В. Фохт, остальной текст учебника для X класса написан проф. А. М. Панкратовой. Иллюстрации подобраны и снабжены подписями проф. Ст. С. Кривцовым, карты составлены проф. И. А. Голубцовым материал для экономических карт и диаграмм подобран проф. А. И. Яцунским.

Выход в свет учебника по истории СССР для средней школы дает возможность улучшить преподавание истории в нашей школе и пред'являет повышенные требования к работе учителя. Преподаватели истории прежде всего должны сами овладеть историческим материалом учебника, одновременно углубляя свой познания по истории СССР путем изучения трудов Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина и сталинского "Краткого курса истории ВКП(б)". Особое внимание преподаватель должен обратить на написанный товарищем Сталиным второй раздел IV главы "Краткого курса истерия ВКП(б)" - "О диалектическом и историческом материализме", - излагающий основы марксистско-ленинской науки об обществе и о законах развития общества, то есть методологию марксистской исторической науки. Перед преподавателем истории стоит, далее, задача - изучить учебник "История СССР" для вузов (томы I - II), "Историю гражданской войны в СССР" (том I), монографии по отдельным вопросам и ряд статей в наших исторических журналах.

При изучении учебника учителю рекомендуется вести конспект с выделением тех вопросов, на которые надо особенно обращать внимание учеников, на уроке вследствие важности этих вопросов или их трудности для учащихся. К тому же надо помнить, что наличие у учеников учебника выдвигает перед учителем новые задачи.

"История СССР" под редакцией проф. А. М. Панкратовой. Учебник для VIII класса средней школы, 238 страниц. Учебник для IX класса средней школы, 282 страницы. Учебник для X класса средней школы 368 страниц. Учпедгиз. М. 1940.

стр. 117
В своем рассказе преподаватель ни под каким видом не должен дублировать (повторять) содержание учебника, так как такой пересказ вызовет только недовольства учеников. При наличии учебника учитель ставит своей задачей раз'яснить учащимся трудные места и сообщить дополнительный матерная к тому, что изложено слишком кратко. Готовясь к уроку, учитель подбирает этот дополнительный материал из монографий, статей, сборников документов, из "Хрестоматии по истории СССР" под редакцией проф. Лебедева, из "Хрестоматии по русской истории" М. Ковалевского и т. п.

Что же дает учебник преподавателю? Прежде всего он дает ему научно обоснованное и проверенное, систематизированное в историко-хронологической последовательности изложение гражданской истории СССР. В учебнике рассказывается об экономическом развитии нашей страны и ее классовой структуре на различных этапах, то есть дается история развития производительных сил и производственных отношений людей, говорится о смене общественных формаций в СССР, о построении бесклассового социалистического общества, излагается история классовой борьбы и ее проявлений в деятельности государства. Поэтому на политику (внешнюю и внутреннюю) прежних государственных образований на территории нашей страны авторы учебника, обратили особое внимание. Значительное место в учебнике уделено истории производителей материальных благ, истории трудящихся масс, истории народов СССР и их борьбе против угнетателей и эксплоататоров. Наконец, в учебнике дается также и история просвещения и культуры. Изложение событий в учебнике сопровождается систематическим их разбором и обобщением материала, что должно подвести учащихся к марксистскому пониманию истории. Как указано выше, изложение в учебнике основано на работах классиков марксизма-ленинизма. Поэтому во многих местах учебника приводятся разбор исторических событий и их обобщение, сделанные классиками марксизма-ленинизма, цитируются точные их слова. В своем рассказе учитель должен обращать внимание учеников на эти классические образцы марксистской оценки исторических событий.

В учебнике систематически анализируются и обобщаются исторические события, причем по мере прохождения курса и перехода учеников из младших классов в старшие материал учебника, усложняется, а анализ исторических явлений становится более глубоким. Например в учебнике для VIII класса разбор и обобщение причин поражения первой крестьянской войны в русском государстве, руководимой Болотниковым, даются в следующем виде: "Крестьянские восстания этого времени носили стихийный характер, крестьяне и холопы были плохо вооружены, не были обучены военному делу и не могли выдержать долгой борьбы с лучше организованными и вооруженными царскими войсками. Крестьяне чувствовали несправедливость и тяжесть феодальной масти, но не знали, чем ее заменить. Поэтому они верили в то, что "добрый" царь может улучшить положение народа" (стр. 167 - 168).

В учебнике для IX класса разбор и обобщение причин поражения крестьянской войны в XVIII веке, руководимой Емельяном Пугачевым, даются более углубленно. В конце § 18 приводится классическое высказывание товарища И. В. Сталина об условиях успеха крестьянских восстаний. Наконец, в учебнике для X класса, в конце § 2, в разборе и обобщении причин неудачи крестьянского восстания 1902 года, приводится об'яснение этой неудачи, данное Лениным в 1903 году.

Эти примеры, взятые из учебников для VIII, IX и X классов, показывают учителю, как надо постепенно углублять изучение исторического материала.

Работая над курсом истории СССР, авторы ставили своей задачей развить у учеников, историзм, то есть понимание того, что исторические явления зависят от условий, места и времени. Этот единственно правильный подход к явлениям общественной жизни авторы стремились систематически проводить в учебнике; в нем исторические события освещаются с точки зрения тех условий и обстановки, в которых они протекали. Вот пример этого. В учебнике для VIII класса, в § 35, разбирается процесс образования в конце XV - начале XVI века Русского национального государства и говорится: "Об'единение русских княжеств вокруг Москвы произошло да только силою оружия. Об'единение это было подготовлено ростом рыночных связей между русскими землями. Ускорено оно было тем, что опасность со стороны татар, литовцев и других врагов заставляла весь русский народ объединиться для общей обороны. По сравнению с феодальной раздробленностью создание единого феодального государства было явлением положительным, так как такое государство лучше обеспечивало в данную эпоху возможность дальнейшего развития производительных сил страны" (стр. 122). Таким образом ученики приучаются понимать, что в конкретных условиям XV - XVI веков самодержавие Ивана III было прогрессивным явлением. Но для того, чтобы избежать вредной односторонности, в учебнике указывается, что это централизованное государ-

стр. 118
ство укрепило власть помещиков и тем самым усилило закрепощение крестьянства. Таким образом ученики усваивают мысль о том, что в конкретных исторических условиях XV - XVI веков национальная независимость русского народа не могла быть достигнута без закрепощения подавляющей массы населения. Исторические события связываются в сознании учеников с определенными условиями, местом и временем. Можно привести еще одни пример такого подхода: в учебнике для IX класса, в § 49, дается картина сравнительно быстрого роста производительных сил вашей страны в 60 - 70-х годах XIX века, после отмены крепостного права. В учебнике отмена крепостного права оценивается как прогрессивное явление, но одновременно доказываются конкретные формы зверской эксплоатации рабочих в последующий период и дается обобщение. "Чудовищная эксплоатация рабочих, - говорится в учебнике, - давала фабрикантам громадные барыши. В России, как и повсюду, капитализм рос на костях и крови рабочих" (стр. 219). Приведенные в учебнике конкретные факты и сделанный из них вывод помогают ученикам понять сущность капиталистической индустриализации. При прохождении материала с учениками преподаватель должен постоянно подчеркивать марксистско-ленинский историзм, показывая на конкретных примерах, что оценка исторических явлений зависит от условий, места и времени.

В учебнике преподаватель найдет историю народов СССР, а не только историю Великороссии. Так например в учебнике для VIII класса, в главе VIII, рассказано об образовании украинской народности в XIV - XV веках, когда Украина находилась под гнетом литовских князей, а затем польских королей и панов. В главе XVI изложена история борьбы украинского народа против польского владычества в XVI - XVII веках, вплоть до присоединения Украины к Московскому государству. В учебнике для IX класса, в § 21, изложена история Украины до присоединения Западной Украины к России в XVIII веке, а также показана борьба крестьян против польских панов на Западной Украине (восстания гайдамаков). В § 28 изложена история Украины в первой четверти XIX века. В § 35 описывается крестьянское движение на Украине во второй четверти XIX века и показана, роль в них Устина Кармелюка. В § 44 изложены история Кирило-Мефодиевского братства и биография великого украинского поэта, революционера-демократа Т. Г. Шевченко, а также дан материал об украинской культуре и искусстве в первой половине XIX века. В § 48 рассказано о крестьянской реформе на Украине. В § 49 показано развитие капитализма на Украине, как в сельском хозяйстве, так и в промышленности. В разделах о просвещении и культуре рассказано о развитии украинской литературы и искусства. Так как в конце XIX - начале XX века украинские рабочие и крестьяне совместно с русскими рабочими и крестьянами стали под знамена большевизма, чтобы бороться против общих врагов - царизма, помещиков и капиталистов, - то в учебнике для X класса события на Украине уже не выделяются в особые параграфы, а излагаются в параграфах, посвященных борьбе русских рабочих и крестьян. Так, в § 2 - "Начало массовой политической борьбы в России" - рассказано о харьковской первомайской демонстрации 1900 года и о восстаниях украинских крестьян в 1902 году. В § 4 отмечено возникновение в начале XX века украинских националистических буржуазных и мелкобуржуазных партий, но тут же подчеркивается, что "среди украинских рабочих и крестьян националистическая агитация руповцев1 не встречала сочувствия" (стр. 25). Неуспех националистов на Украине характерен и для периода революции 1905 года. В дальнейшем систематически излагается участие украинского народа в общей с русским народом революционной борьбе.

В учебнике дается история и других народов СССР. Приводятся факты, показывающие аннексионистско-колонизаторскую политику царизма от Ивана IV вплоть до Николая П. Национально-освободительное движение народов царской России в конце XIX - начале XX века показано в учебнике как результат образования ряда наций вследствие роста капитализма на окраинах царской России. Одновременно с рассказом о национально-освободительном движении народов царской России в учебнике излагаются основы большевистской программы по национальному вопросу и подчеркивается, что только большевики и руководимые ими русские рабочие всегда боролись за полное равенство всех народов России. Тем самым учащиеся подводятся к изучению параграфа "Освобождение советской властью угнетенных народов" из учебника для X класса. На материале этого параграфа, дополненном анализом "Декларации прав народов России", учитель подводит учащихся к пониманию того, что только Великая Октябрьская социалистическая революция освободила все народы бывшей царской России от национального гнета и сделала их равноправными. В рассказе о гражданской войне в учебнике выделено участие угнетавшихся царизмом

1 Руповцы - члены буржуазной националистической "Революционной украинской партии".

стр. 119
народов в совместной с русским народом борьбе, за советскую власть; эта борьба скрепила кровью нерушимую дружбу народов СССР. Завершением процесса сближения народа бывшей царской России было образование СССР, которое явилось триумфом ленинско-сталинской национальной политики советской власти. Для того чтобы подчеркнуть это положение, параграф учебника об образовании СССР начинается изложением того, как образовались на территории РСФСР национальные автономные советские социалистические республики и национальные автономные области. При этом специально подчеркивается, что новое политико-административное деление РСФСР по национальному признаку было проведено под личным руководством и при непосредственном участии товарища И. В. Сталина, бывшего тогда народным комиссаром по делам национальностей.

Обследование состояния преподавания истории СССР в средней школе в 1939 - 1940 году показало, что, как и в прежние годы, учителя обычно пропускали темы по истории народов СССР. В новом учебнике материал для этих тем имеется, поэтому они должны быть пройдены всеми преподавателями.

Учебник уделяет очень много места рассказу о положении трудящихся и об их непрерывной борьбе против эксплоататоров. В учебнике для VIII класса учитель найдет подробное изложение истории первых восстаний трудящихся на территории нашей страны: восстания рабов в Боспорском государстве под руководством Савмака; восстаний азербайджанских рабов, крестьян и ремесленников во главе с Бабеком и крестьян Средней Азии, руководимых Муканной, против арабского господства; киевских восстаний 1068 и 1113 годов, и т. д. Такой материал дает возможность учителю развивать у учеников чувства пролетарской солидарности, пролетарского интернационализма.

Очень много внимания учебник уделяет истории военного дела и германской борьбы народов нашей страны за свою независимость, начиная с выступления соглийцев под предводительством Спитамена против завоевательного похода Александра Македонского. Пользуясь материалов учебника, учитель раз'ясняет ученикам ленинско-сталинское учение о войнах справедливых1 и несправедливых. В учебнике дан материал о важнейших сражениях. Карты военных действий и схемы сражений, помещенные в учебнике, не являются простыми иллюстрациями: это учебный материал, который при помощи раз'яснений учителя должен быть усвоен учеником. Этот материал окажет учителю большую помощь в деле воспитания советского патриотизма у подрастающего поколения. Крупное воспитательное значение имеют описания героических подвигов участников войн. Подробно рассказано о деятельности крупнейших полководцев прошлых времен (Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Петра I, Суворова, Кутузова). Особенно подробно излагается деятельность великих пролетарских полководцев Ленина и Сталина и их соратников.

Учитель найдет в учебнике историю несправедливых, захватнических войн царизма, историю его внешней политики. Сущность ее сводилась, во-первых, к захватам и грабежу покоренных народов и, во-вторых, начиная с Екатерины II, к стремлению подавлять революционное движение в Западной Европе и поддерживать феодальные, реакционные правительства. "Царизм - жандарм Европы" - так, озаглавлена глава IX учебника для IX класса, в которой особенно подчеркнута эта характерная черта внешней политики самодержавия. После поражения России в Крымской войне, приведшего к потере царизма господствующего положения в Европе, царское правительство стало агентурой и сторожевым псом западноевропейского капитала. Это и подчеркивается в учебнике. Зависимость царизма, от европейских капиталистических держав еще более усилилась в XX веке. Это полуколониальное положение царской России особенно ярко сказалось во время первой мировой империалистической войны, когда народы Российской империи вынуждены были воевать и гибнуть за чуждые им интересы англо-французского империализма. Изложение этого материала в учебнике подводит учеников к сниманию значения Великой Октябрьского социалистической революции, освободившей нашу страну от опасности стать колонией англо-французского империализма.

В учебнике учитель найдет изложение основ внешней политики Советской страны, как политики независимой, преследующей защиту подлинных интересов Советского народа, неотделимых от интересов международного пролетариата. Принципы внешней политики СССР нашли свое конкретное применение в борьбе советского правительства за всеобщий мир, в успешном разоблачении попыток агрессоров втя-

1 К справедливым войнам в истории СССР следует отнести войну против монголо-татарских завоевателей (1237 - 1240), войну против шведских и немецких феодалов (1240 - 1242), - борьбу против татарского ига, борьбу против польско-шведских интервентов в начале XVII века, войну против шведских агрессоров в XVIII веке, Отечественную войну 1812 года и особенно войну советского народа против белогвардейцев и интервентов 1913 - 1920 годов.

стр. 120
нуть СССР во вторую империалистическую войну.

В учебнике систематически изложен материал о внутренней политике царизма. Царизм перестает быть для учеников отвлеченным понятном: он становится конкретным представлением, связанным с определенными историческими явлениями (аракчеевщиной, столыпинщиной, победоносцевщиной и т. д.), а его представители выступают перед учащимися как живые личности, возбуждающие ненависть и презрение.

Великая Октябрьская социалистическая революция и последующая история социалистического государства рабочих и крестьян показаны в учебнике как начало и развитие мировой пролетарской революции. Учащиеся подводятся к мысли, что наша страна - база дальнейшего развития пролетарской революций. Торжество советской власти в Эстонии, Латвии и Литве, воссоединение народов Западной Украины, Западной Белоруссии, Северной Буковины и Бессарабии со своей социалистической родиной - яркое тому доказательство.

Чтобы облегчить усвоение учебника, его текст дан двумя шрифтами, причем мелким шрифтом дан материал, необязательный для прохождения. В частности, мелким шрифтом даны главы о культуре, так как этот материал проходятся в большинстве своем на уроках литературы, и дублировать его на уроках истории необязательно. При желании и возможности этот материал следует пройти.

Для большей наглядности изложения обращено особое внимание на иллюстрации (около 300), карты (около 50) и диаграммы (около 25). Иллюстрации подбирались по принципу документальности. Иллюстраций, несовременных изображаемым событиям, не дается, так как иллюстрации должны являться документальным подтверждением текста. На это должны обратить внимание учителя. Знакомясь с фотографиями подлинных орудий труда, вооружения, зданий, с рисунками современников изображаемых событий, учащиеся под руководством учителя получают также представление о культуре, в частности об изобритательном искусстве изучаемого периода. Так, в учебнике даны фотографии орудий труда Северовосточной Руси, хранящихся в историческом музее, рисунки из рукописи "Житие Сергия Радонежского", изображающие рубку леса под пашню, пахоту, привоз оброчного хлеба, в монастырь (учебник для VIII класса). В учебнике для IX класса помещены репродукция с картины Савицкого "Ремонтные работы на железной дороге", снимок, изображающий горняцкие жилища 70-х годов. В учебнике для X класса находим фотографии "Строительство Магнитогорского металлургического завода", "Днепрогэс". Особое внимание при подборе иллюстраций было обращено на рисунки, характеризующие положение трудящихся и их борьбу против эксплуататоров. В рассказе учитель должен использовать этот документальный материал.

Даны портреты вождей мирового пролетариата. Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина, портреты руководителей крестьянских восстаний, деятелей революционных буржуазных движений, вождей рабочего движения, руководителей партии большевиков, героев гражданской войны.

Особое внимание было уделено подбору иллюстраций, показывающих жизнь нашей страны. Так, в учебнике для IX класса поменяны фотографии, изображающие быт кавказских горцев и их борьбу за независимость, дан портрет Шамиля.

Даны портреты деятелей культуры и искусства народов СССР: Шевченко, Ильи Чавчавадзе, Джамбула, Сулеймана, Стальского, Акопа Акопяна и др.

Помещено много иллюстраций, дающих представление о героизме русского народа, защищавшего свою землю от чужеземцев. В учебнике для X класса имеется много иллюстраций по истории гражданской войны.

Материал для военного воспитания дают также многочисленные карты театров военных событий и схемы важнейших сражений (Ледовое побоище, Куликовская битва, Полтавская битва, Бородинский бой и др.).

Карты в учебнике для VIII класса показывают рост территории Киевского государства, затем - Московского княжества и Русского государства. Для курса IX класса особенно важна экономическая карта Европейской России накануне реформы 1861 года. Эту карту надо использовать при анализе проектов реформы. В учебнике для X класса помещена карта "Помещичье и крестьянское землевладение в 1905 году, дающая наглядное представление об экономических предпосылках революции в области аграрных отношений. Очень поучительно для учеников сопоставить эту карту с картой крестьянского движения в 1905 - 1907 годах. Это сопоставление показывает, что в районах крестьянского малоземелья крестьянское движение в 1905 году достигло наибольшей силы.

Развитие экономики особенно наглядно показало в диаграммах. В учебнике для VIII класса их нет вовсе, в учебнике для IX класса их 8, в учебнике для X класса - 15. Пользуясь этими диаграммами, учитель прослеживает на уроках рост основных отраслей промышленности с начала XIX века по 1938 год включительно. Эти диаграммы показывают огромный рост промышленности и сельского хозяйства в

стр. 121
СССР по сравнению с дореволюционной Россией.

Среди этих, диаграмм особенно интересны следующие три: "Соотношение продукции крупной промышленности и сельского хозяйства в царской России и в СССР", "Рост промышленности СССР в сравнения с промышленностью капиталистического мира", "Доля СССР в мировой продукции". Так как в этих диаграммах сведения о развитии промышленности и сельского хозяйства даны достаточно подробно, то в тексте об этом говорится сравнительно немного. Поэтому преподавателям следует обратить большое внимание на изучение учениками этих диаграмм. Желательно перерисовать их в увеличенном виде и использовать во время урока.

В качестве подсобного материала в каждом учебнике даны следующие приложения: основные даты то истории СССР, являющиеся минимумом сведений то хронологии, которые должны иметь ученики; родословные таблицы династии Рюриковичей (в учебнике для VIII класса) и династии Романовых (в учебнике для IX класса), без которых ученикам невозможно разобраться в порядке наследования князей и царей, в особенности, в Киевском государстве.

В заключение следует остановиться на том, как, был составлен настоящий учебник. Коллектив авторов уже давно работает над учебником истории СССР для школы. Составленный коллективом учебник элементарного курса истории СССР для III и IV классов получил на всесоюзном конкурсе 1937 года поощрительную премию. Работа над настоящим учебником началась с осени 1937 года. Сперва было составлено подробное оглавление будущего учебника, которое подверглось тщательному обсуждению как специалистов-историков, так и преподавателей истории. После того как в оглавление были внесены необходимые изменения, оно было разбито на уроки. Затем авторы написали по нескольку уроков для того, чтобы выработать единый стиль изложения с постепенным усложнением материала от VIII к X классам. Эти подробные уроки были подвергнуты затем проверке на практике - путем использования их в ряде московских школ. Велись стенограммы этих уроков, по которым на основании ответов учеников можно было судить, насколько текст уроков понятен ученикам и в чем его нужно изменить. Пробные уроки были зачитаны и обсуждены на ряде собраний преподавателей московских средних школ в Институте школ Наркомпроса РСФСР. На основании собранного материала авторы выработали общий стиль изложения. Зимою 1937 - 1938 года первоначальный текст учебника был написан и разослан для отзывов преподавателям и преподавателям история СССР в школах. Полученные отзывы дали материал для дальнейшей работы над текстом учебника. После исправлений текст учебника уже в полном об'еме был подвергнут обсуждению на активе преподавателей, созванном Институтом школ. В результате этой предварительной работы авторы написали тот текст учебника, который вышел первым макетом к 1 мая 1938 года.

Текст этого первого макета осуждался на специальной сессии Институт истории Академии наук СССР, на ряде совещаний в Институте школ, рассылался на отзывы крупнейшим историкам и лучшим преподавателям средней школы. Авторы учебника получили несколько десятков подробных критических отзывов, которые были приняты во внимание при составлении текста второго макета. Второй макет вышел из печати еще до выхода в свет "Краткого курса, истории ВКП(б)". Поэтому явилась необходимость уточнить текст учебника и согласовать его с "Кратким курсом истории ВКП(б)". Вот пример таких согласований в первых двух макетах глава I называлась "Древнейшее население нашей страны", в третьем макете она получила точное название - "Первобытно-общинный строй в нашей стране". Третий макет вышел летом 1939 года.

Второй и третий макеты также были разосланы на отзывы, которые были учтены при составлении текста последнего, четвертого макета. В работе над вторым, третьим и четвертом макетами принимали участие сотрудники кабинета истории Института школ Наркомпроса РСФСР. Четвертый макет утвержден народным комиссаром просвещения РСФСР тов. В. П. Потемкиным.

Четвертый макет сделал на основе указаний, данных комиссией ЦК ВКП(б). Особенно большое участие в редактировании четвертого макета принял тов. И. И. Минц. Общая редакция всех трех учебников принадлежит проф. А. М. Панкратовой.

Предлагаемый теперь школе, учебник, явился результатом коллективного труда, в котором приняли живейшее участие сотни товарищей, от академиков до учителей сельских школ.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ОБ-УЧЕБНИКАХ-ИСТОРИИ-СССР-ДЛЯ-СРЕДНЕЙ-ШКОЛЫ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Julia GaponContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Gapon

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. ПАНКРАТОВА, А. ФОХТ, ОБ УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ СССР ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 31.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ОБ-УЧЕБНИКАХ-ИСТОРИИ-СССР-ДЛЯ-СРЕДНЕЙ-ШКОЛЫ (date of access: 19.10.2019).

Found source (search robot):


Publication author(s) - А. ПАНКРАТОВА, А. ФОХТ:

А. ПАНКРАТОВА, А. ФОХТ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Julia Gapon
Pskov, Russia
1901 views rating
31.08.2015 (1510 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Шахматы по Шеннону
Catalog: Философия 
an hour ago · From Михаил Идельчик
ПАВЕЛ I
Catalog: История 
6 hours ago · From Россия Онлайн
"МИССИЯ МИЛЬНЕРА"
Catalog: История 
6 hours ago · From Россия Онлайн
САМОДЕРЖАВИЕ, БЮРОКРАТИЯ И РЕФОРМЫ 60-Х ГОДОВ XIX В. В РОССИИ
6 hours ago · From Россия Онлайн
КОГДА И КЕМ БЫЛ СОЖЖЕН АРХИВ МОСКОВСКОГО ВРК
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ В РУССКО-ИРАНСКИХ И РУССКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЯХ (1725-1745 гг.)
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
Л. ТРОЦКИЙ. СТАЛИНСКАЯ ШКОЛА ФАЛЬСИФИКАЦИЙ
2 days ago · From Россия Онлайн
МИФ И РЕАЛЬНОСТЬ: БОРЬБА ЗА СВОБОДУ В ИНДИИ 1945 - 1947
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
ПЕТР I: РОЖДЕНИЕ ИМПЕРИИ
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
МИХАИЛ ТИМОФЕЕВИЧ БЕЛЯВСКИЙ
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ОБ УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ СССР ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones