Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-7337

Share with friends in SM

В настоящее время сектор новой истории Института истории Академии наук СССР усиленно работает над учебником по новой истории для вузов. Выполнить эту важнейшую работу необходимо было давно. Страна ждет учебников. Но враги народа - Фридлянд и Ко , а потом Лукин - долго вредительски срывали работу над учебниками. Так, еще в конце 1934 г. Институт истории получил задание - написать учебники истории для средней школы. В замечаниях товарищей Сталина, Кирова и Жданова были даны четкие установки как о периодизации истории, так и о методе изложения исторических фактов. Однако тогдашние "руководители" исторического фронта всячески тормозили выполнение этого задания. Молодым работникам Института истории в лучшем случае предоставлялась возможность подбирать материалы для этих господ. Широкая историческая и особенно учительская общественность не привлекалась к обсуждению вопросов, связанных с работой над учебниками. Не удивительно, что из такой "работы" над учебниками ничего не вышло.

Вредителем Лукиным усиленно насаждалась "теория", что Институт истории Академии наук СССР не должен заниматься учебниками, что это - дело самих школ, в лучшем случае - дело отдельных сотрудников Института, которые могут "заниматься" этим делом где угодно, только не в Институте, а последний должен вести "чисто" научную работу. Этим самым принижалась научная значимость учебников и срывалась практическая работа над ними. Только в половине 1937 г. благодаря усилиям партийной организации Института истории и в результате настойчивых требований сотрудников решено было приступить к работе над учебниками истории. Но и после этого работа над учебниками продолжала считаться "внеплановой", "сверхплановой", "внеинститутской". Желающие заниматься ею должны были оформлять себя как самостоятельный авторский коллектив, должны были подписывать индивидуальные договоры и т. д. И только в конце 1937 г. и начале 1938 г. работа над учебниками получила, наконец, полное признание, стала институтской и плановой.

Однако самая работа, по существу, велась и до сих пор ведется еще крайне неудовлетворительно. Авторы учебников по новой истории, впрочем так же как и все сотрудники Института истории, работают в крайне неблагоприятных условиях. У них нет постоянных рабочих мест. В кабинете новой истории число работающих значительно превышает количество рабочих мест, благодаря чему, работая там, приходится по нескольку раз в день переселяться с места на место. Нет помещения, где можно было бы устроить совещание по тому или иному вопросу работы над учебником, редакторам негде потолковать с авторами. В Институте в одной комнате одновременно происходят совещания трех секторов. Все это имеет место, конечно, и потому, что еще несколько месяцев тому назад президиум Академии наук принял резолюцию, в которой признал работу сектора по новой истории неудовлетворительной на том основании, что "лучшая часть сотрудников сектора работает над учебниками" (?!) (резолюция президиума Академии наук от 5 июня 1938 г.). Этой резолюцией президиум "узаконил" недооценку работы над учебниками. Надо сказать прямо, что и многие сотрудники не сразу быстро и решительно взялись за дело.

В каком же положении находится работа над учебниками в данный момент, при всех этих неблагоприятных обстоятельствах? Учебник новой истории для средней школы, часть 1-я, написанный проф. Ефимовым, ныне руководителем сектора новой истории, представлен на утверждение и Правительственную комиссию. В таком же положении 3-я часть учебника новой истории (автор - проф. Зубок, сотрудник ИФЛИ и Института истории Академии наук). Но они слишком долго ждут оценки. Написание учебника по новой истории для вузов закончено (все три части, до 100 печатных листов); над этим учебником работал небольшой коллектив научных работников Института. К концу 1938 г. все три части этого учебника были написаны. Было устроено несколько широких обсуждений учебника для средней школы, а также и отдельных глав учебника для вузов. Коллективная работа над учебниками в значительной мере оживила вообще коллектив научных работников сектора новой истории и внесла новую струю в их работу.

Во время совещаний по отдельным главам учебников был поставлен целый ряд важнейших вопросов, требующих точного и единого во всех учебниках ответа. Так, например, до сих пор ни в одном учебнике не давалось четких и ясных характеристик западноевропейских революций (1789 год во Франции, 1848 год в Германии). Была ли ре-

стр. 200

волюция во Франции только буржуазной революцией или буржуазно-демократической? До выхода "Истории ВКП(б)" под редакцией Комиссии ЦК в очень узком кругу работников сектора новой истории обсуждался вопрос о характере революции 1848 г. в Германии. Имели место три точки зрения на эту революцию: чисто буржуазная революция, неудавшаяся буржуазно-демократическая и буржуазная революция с усиливающимися буржуазно-демократическими элементами. На этом обсуждение и закончилось. Сейчас, после выхода "Истории ВКП(б)" под редакцией Комиссии ЦК, следовало бы снова обсудить этот большой важности вопрос: считать ли революцию 1848 г. в Австрии частью германской революции, или же она является самостоятельной австрийской революцией, происходившей одновременно с революцией в Германии? Решение этого вопроса должно облегчить разрешение вопроса о том, когда оформилась австрийская нация.

Перед авторами второй части учебника по истории нового времени для вузов (1871 - 1900) стоит "задача - дать учащимся точную характеристику этого периода, в оценке которого при обсуждении программы для вузов обнаружилась некоторая неясность: не то это период промышленного капитализма высшей ступени, не то это "переходный" период к империализму. Необходимо, чтобы в учебнике всякая неясность в этом вопросе была устранена.

Что касается третьей части учебника для вузов (1918 - 1936), особенно главы о Германии (1918 - 1920, 1923), то она требовала коренного пересмотра в свете "Истории ВКП(б)" под редакцией Комиссии ЦК.

Таким образом, перед авторами учебников и Институтом истории в целом еще огромная работа по учебникам. После их написания предстоит большая работа по их редактированию. Она требует исключительного к себе внимания: для работы редакторов в Институте должны быть созданы, конечно, благоприятные условия.

Коллектив сектора новой истории сравнительно молодой. Однако коллектив уверенно взялся за работу над учебниками и уверен, что с помощью исторической общественности он с этой работой справится.

* * *

Совещание по вопросам этногенеза. 10 сентября 1938 г. под председательством проф. А Д. Удальцова в Институте истории Академии наук СССР состоялось совещание по вопросам этногенеза. В своем сообщении тов. Удальцов подчеркнул актуальность вопросов этногенеза и необходимость отпора фашистской, человеконенавистнической, расистской теории происхождения народов и племен. Только советская историческая наука обладает всеми предпосылками для подлинно научного решения вопросов этногенеза. Она обладает таким могучим орудием, как метод марксизма ленинизма. Кроме того в ее распоряжении новое учение о языке Н. Я. Марра, являющееся незаменимым орудием в борьбе с фашистским мракобесием.

В результате обмена мнений, в котором приняли участие представители Института истории материальной культуры (тов. Артамонов) и Института этнографии (тт. Кагаров и Кюнер), а также академик - секретарь Отделения общественных наук АН СССР - тов. Деборин, выяснилось, что в ряде институтов Отделения (в Институте истории, в Институте истории материальной культуры, в Институте этнографии) уже многое делается для разрешения вопросов этногенеза. Совещанием был намечен проект программы исследований по этногенезу. К этим исследованиям необходимо привлечь, кроме названных выше институтов, также и Институт языка и мышления и Институт антропологии. В качестве основных тем исследований по этногенезу выдвинуты: вопрос о происхождении славян, в частности о происхождения русского народа; вопросы происхождения других народов СССР в связи с необходимостью дать отпор враждебным нам "теориям" панфиннизма, пантюркизма и др.; вопрос о происхождении германцев, извращенный фашистской антинаукой, и, в частности, вопрос о происхождении готов, тесно увязанный с историей коренного населения Причерноморья; вопрос о происхождении японского народа и другие вопросы.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ОБ-УЧЕБНИКАХ-ПО-ИСТОРИИ-НОВОГО-ВРЕМЕНИ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Lidia BasmanovaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Basmanova

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

С. ЗИНИЧ, ОБ УЧЕБНИКАХ ПО ИСТОРИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 22.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ОБ-УЧЕБНИКАХ-ПО-ИСТОРИИ-НОВОГО-ВРЕМЕНИ (date of access: 24.07.2019).

Found source (search robot):


Publication author(s) - С. ЗИНИЧ:

С. ЗИНИЧ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Lidia Basmanova
Vladivostok, Russia
1116 views rating
22.08.2015 (1432 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Мухина В.С. Отзыв на кандидатскую диссертацию И.М.Мирошник на тему: "Личность педагога как фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки учащимися". Отзыв представлен в диссертационный Специализированный совет К-018.03.01 при НИИ ОПП АПН СССР. Защита диссертации состоялась 13 ноября 1990 г. на заседании диссертационного Специализированного совета К-018.03.01 в Ордена Трудового Красного Знамени Научно-исследовательском институте общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (ныне это Психологический Институт Российской Академии Образования).
Дается попытка доказательства материалистического понимания вселенского явления творчества
3 days ago · From Henryk Niedałkow
Симультанный художественный образ «Одиночество Христа», созданный Ириной Мирошник, объединяет комплементарные (взаимодополняющие) художественные образы: изобразительный — картина Ивана Николаевича Крамского «Христос в пустыне», и музыкальный — Bach. Prelude No.14 F sharp minor WTC V2 в исполнительской интерпретации Ирины Мирошник. Симультанные художественные образы создаются на основе законов и принципов Координационной парадигмы развития (КПР) и метода координации И.М.Мирошник.
Важность военной ветеринарии в развитии нашего общества и отдельных отраслей знаний неоценима, так же как и ее практическое применение в организации материально-технического обеспечения войск и сил флота,, в различных видах ее деятельности.
Харизма и ораторское искусство – залог успеха в любом начинании
14 days ago · From Россия Онлайн
Два матерых лжеца предлагают народу поход к ложной, внешней опоре, чтобы под шумок движения к ней чистить его карманы. Оплот же страны — в ней самой. Two seasoned liars offer people a crusade to a false, external support in order to clean out their pockets under the guise of movement to it. But the strength of the country is in itself.
Catalog: Философия 
16 days ago · From Олег Ермаков
27 июня в Москве состоялась международная конференция «Споры в Южно-Китайском море и поиск мирного решения». Конференция была организована совместно Международной ассоциацией юристов-демократов (IADL) и Международным фондом "Дорога Мира" в контексте многих напряженных и сложных событий в регионе Южно-Китайского моря. В конференции приняли участие представители из Ассоциации юристов Вьетнама и Вьетнамской Дипломатической академии.
16 days ago · From Марина Тригубенко
Великая Отечественная война оставила столь сильный и незаживающий след в судьбах людей бывшего СССР, что неуместными выглядят жалкие потуги современных некоторых кинематографистов представить это великое событие мировой истории как лёгкую и беззаботную компьютерную "стрелялку". данная статья представляет собой рецензию на фильм "Т-34".
Метафизика исторического процесса. Metaphysics of the historical process.
Catalog: Философия 
22 days ago · From Олег Ермаков

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ОБ УЧЕБНИКАХ ПО ИСТОРИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate $ to Libmonster ($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones