Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-7884

Share with friends in SM

Советское правительство, большевистская партия, Ленин и Сталин с первых дней Великой социалистической революции, в самые трудные времена гражданской войны и восстановительного периода уделяли исключительное внимание интеллигенции Советской страны, делу вовлечения в социалистическое строительство ее старых кадров, в особенности же делу создания своей, новой интеллигенции, вышедшей из народа, связанной с народом, защищающей советский народ, работающей для блага народа.

Наша советская интеллигенция поставлена в такие условия жизни и творческого роста, каких никогда не знала интеллигенция в старой, царской России, каких нет и не может быть у интеллигенции капиталистических стран, особенно стран фашистских.

* * *

Что собой представляла старая интеллигенция?

Наиболее квалифицированная ее часть рекрутировалась, за редким исключением, из среды господствующих классов. "Все агрономы, инженеры, учителя-все они, - говорит Ленин, - брались из имущего класса; не из воздуха они упали! Неимущий пролетарий от станка и крестьянин от сохи пройти университета не могли... Наука и техника - для богатых, для имущих; капитализм дает культуру только для меньшинства"1 . Эта интеллигенция была воспитана в духе буржуазной идеологии и проникнута насквозь буржуазным миросозерцанием. Ленин указывал, что ко времени Октябрьской революции военные специалисты, например, были сплошь интеллигентами, воспитанными в буржуазных условиях, "и хорошо еще, если в буржуазных, а то в помещичьих, в палочных, и в крепостнических"2 . Это были, по выражению Ленина, кирпичи, которые подобраны капиталистами против нас.

Либерально-буржуазная кадетская интеллигенция, как и ее господа, всегда боялась народа, ненавидела народ. После поражения революции 1905 года, в самую мрачную пору столыпинской реакции, крупнейшие представители этой интеллигенции, кадетские писатели - Бердяев, Булгаков, Кистяковский, Струве, Гершензон, Изгоев, Франк - в 1909 году в своем сборнике о русской интеллигенции "Вехи", пресмыкаясь и холопствуя перед царским правительством шута и виселицы, писали: "Нам (т. е. этой интеллигенции. - Б. В.) не только нельзя мечтать о слиянии с народом, - бояться его мы должны пуще всех казней власти и благословлять эту власть, которая одна, своими штыками и тюрьмами, еще ограждает нас от ярости народной". Эта "соль царской земли" пресмыкалась перед Столыпиным-вешателем, пела гимны Николаю Кровавому, благодарила палачей народа за усмирение народной революции, спасших либеральную буржуазию и вместе с тем ее приказчика - эту интеллигенцию - от "ярости народной".

Это контрреволюционное кликушество буржуазной интеллигенции не было ни единичным, ни случайным: оно выражало то чувство ненависти к трудящимся, тот идейный распад и то разложение и упадочничество, которые поражение революции 1905 года породило в среде попутчиков революции, особенно в среде интеллигенции. "Попутчики, - говорится в Истории ВКП(б), - пришедшие в ряды революции из буржуазной среды в период бурного под'ема революции, отошли от партии в дни реакции. Часть их ушла в лагерь открытых врагов революции, часть засела в уцелевших легальных обществах рабочего класса и старалась свернуть пролетариат с революционного пути, старалась дискредитировать революционную партию пролетариата. Отходя от революции, попутчики старались приспособиться к реакции, ужиться с царизмом"3 .

Многочисленная группа интеллигенции, ее народные демократические слои: народные учителя, врачи, - стала после Октябрьской революции, правда, не без колебаний и после некоторой полосы саботажа, служить советскому народу. Наиболее же связанная со свергнутыми классами группа интеллигенции участвовала в заговорах против советской власти, ждала прихода белых, вредительствовала, что ярко было вскрыто шахтинским процессом. Это была острая массовая борьба против


1 В. И. Ленин. Соч. Т. XXIV, стр. 64 - 65.

2 Там же, стр. 64.

3 "История ВКП(б)", стр. 96.

стр. 23

нового, социалистического мира, "вредительство буржуазной интеллигенции, - говорил товарищ Сталин в 1929 году в своей речи "О правом уклоне в ВКП(б)", - есть опта из самых опасных форм сопротивления против развивающегося социализма".

Вот эта-то буржуазная интеллигенция считала себя "солью "русской земли" и претендовала на то, чтобы ее считали надклассовой, внеклассовой социальной силой.

Народники - враги марксизма в России - приписывали этой интеллигенции решающую роль в общественном развитии России. "По их мнению, историю делают не классы и не борьба классов, а лишь отдельные выдающиеся личности - "герои", за которыми слепо вдут масса, "толпа", народ, классы"1 . Роль же массы, народа, классов - "толпы" - они считали совершенно пассивной. Они утверждали, что только интеллигенция - "критически мыслящие личности" - двигает человечество вперед по пути прогресса и что "как ни мал прогресс человечества, но и то, что есть, лежит исключительно на критически мыслящих личностях" (Миртов - Арнольди - Лавров "Исторические письма"). Этот же идеолог народников, Миртов, писал, имея в виду именно интеллигенцию: "Бесспорно, количество, личностей, имеющих возможность пользоваться удобствами здоровой пищи, здорового жилища, медицинского пособия в случае болезни и политической охраны от случайностей, очень увеличилось в последние века". На интеллигенции, "на этой-то небольшой доле человечества, - писали Миртов и другие идеологи народничества во главе с Михайловским, - охраненной от самой тяжкой нужды, лежит в наше время вся человеческая цивилизация".

Характерна, в этом отношении известная песня народников, в которой отражена мысль, что сам по себе народ - ничто, что все надежды должны быть возложены на народническую интеллигенцию, на "критически мыслящие личности":

"Стонет и тяжко вздыхает
Бедный наш русский народ,
Руки к нам простирает,
Нас он на помощь зовет".

Еще в 1894 году Ленин в своей книге "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?", разоблачая иллюзии народников об особом демократизме русской интеллигенции, писал: "...состав "интеллигенции" обрисовывается так же ясно, как и состав общества, занятого производством материальных ценностей: если в последнем царит и правит капиталист, то в первой задает тон все быстрее и быстрее растущая орава карьеристов и наемников буржуазии, - "интеллигенция", довольная и спокойная, чуждая каких бы то ни было бредней и хорошо знающая, чего она хочет"2 .

Интеллигенция в царской России если и была "солью русской земли", то солью, придававшей особый вкус всему строю эксплоататорского общества помещиков и капиталистов.

"Работа интеллигенции, - писал Горький, - всегда сводилась главным образом к делу украшения бытия буржуазии, к делу утешения богатых в пошлых горестях их жизни. Нянька капиталистов - интеллигенция, в большинстве своем занималась тем, что усердно штопала белыми нитками давно изношенное, грязноватое, обильно испачканное кровью трудового народа философское и церковное облачение буржуазии".

Ленин отмечал своеобразие положения интеллигенции среди других классов общества.

С одной стороны, интеллигенция по своему происхождению, связям, имущественному положению и воззрениям принадлежала к буржуазии. С другой стороны, необходимость продавать свою рабочую силу буржуазии сближала ее с пролетариатом.

Наряду с интеллигенцией, вышедшей из имущих классов, росли из года в год широкие слои демократической интеллигенции, вышедшей из бедноты.

Эта двойственность ее положения и неоднородность состава накладывали определенный отпечаток на весь духовный облик российской буржуазной интеллигенции.

Неустойчивость большинства тогдашней русской интеллигенции, ее дряблость, ее отвращение к дисциплине, ее борьба против организованности целиком вытекали из условий ее материальной жизни, ее мелкобуржуазного существования.

Переходность, неустойчивость, противоречивость положения интеллигенции выражались в мешанине противоположных принципов и точек зрения, половинчатых, эклектических воззрений, в стремлении "подниматься на словах в превыспренние области и затушевывать фразами конфликты исторических групп населения"3 . Несравненной, художественной характеристикой этого положения является изумительный по глубине и размаху роман Горького "Жизнь Клима Сангина", где русская интелли-


1 "История ВКП(б)", стр. 14.

2 В. И. Ленин. Соч. Т. I. стр. 189.

3 В. И. Ленин. Соч. Т. XXX, стр. 16.

стр. 24

генция, начиная от народнической, с исключительной силой представлена типической в типической обстановке начиная с 90-х годов прошлого столетия.

Не зная и не понимая законов экономического и политического развития общества, народники утверждали, что Россия должна развиваться самобытно, что при общинном землевладении в России нет и не может быть места капитализму, а следовательно, его антагонисту - пролетариату, - что главной революционной силой является не рабочий класс, а крестьянство.

"Властитель дум" народнической интеллигенции, идеолог народничества Михайловский, писал ни больше ни меньше, как то, что "рабочий вопрос, будучи вопросом революционным в Европе, составляет один из консервативнейших вопросов русской жизни" (т. I, стр. 736). Отсюда Михайловский делал вывод, что "задача русской интеллигенции, между прочим, в том именно и состоит, чтобы бороться с развитием буржуазии на русской почве" (т. V, стр. 515).

Русская интеллигенция с ее народнической маниловщиной ("мечтательный характер отечественной "бессословной интеллигенции" (Ленин) воображала, будто она способна удержать, остановить ход экономического развития России. Не даром Ленин на самой заре сшей деятельности, в 1894 году, в своей работе "Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве", говоря о нелепой народнической идее о всемогуществе интеллигенции, разъяснял, что "русская передовая, либеральная, "демократическая" интеллигенция была интеллигенцией буржуазной"1 , что в соответствии с тем, что "народничество совсем уже почти превратилось в идеологию мелкой буржуазии, отделив от себя марксизм... русская "бессословная интеллигенция" представляет из себя "реальную общественную силу", поскольку она заступает общебуржуазные интересы"2 .

Весь дальнейший ход экономического и политического развития России показал, как были правы Ленин и русские революционные марксисты. Народники, не гнушавшиеся никакими средствами, чтобы в своих журналах травить, искажать, перевирать учение марксистов, которые-де хотят разорения деревня; и "выварить каждого мужика в фабричном котле", были разбиты наголову, окончательно разгромлены Лениным. Ленин показал, говорится в "Истории ВКП(б)", "что дело не в "желаниях" марксистов, а в действительном ходе развития капитализма в России, при котором количество пролетариата неизбежно увеличивается. Но пролетариат явится могильщиком капиталистического строя"3 .

Задача социалистической интеллигенции была совершенно иной, чем ее представляли себе народники: эта роль была более скромной, чем роль единственной патентованной освободительницы "бедного" русского народа, но зато, безусловно, почетной для интеллигенции и полезной для пролетариата, для судеб социализма г. России: интеллигенция социалистическая, марксистская, должна была соединить марксизм с рабочим движением, внести социалистическое сознание в стихийную борьбу пролетариата.

Если народники и их эпигоны - эсеры, представлявшие интересы кулачества, - идеализировали интеллигенцию и возводили ее на пьедестал единственных спасителей народа, то махаевцы выступали резко враждебно против всякой интеллигенции. Махаевщина (по имени ренегата социалистического движения Махайского) злобно и демагогически выступила в конце прошлого столетия против интеллигенции вообще. Близкие по своей идеологии к анархо-синдикалистам махаевцы демагогически называли интеллигенцию в целом, в том числе ее социалистическую часть, особым привилегированным, "паразитическим" классом. Клевеща на социализм и революционную интеллигенцию, махаевцы облыжно заявляли, что интеллигенция посредством социализма обманывает рабочих. Поэтому, убеждали они рабочих, необходимо отвергать борьбу за социализм, политическую борьбу вообще. Они уговаривали рабочих бойкотировать профсоюзы, не входить в партию. Махаевцы выражали настроения не кадровых промышленных слоев пролетариата, а его деклассированной части, близкой к мелкой буржуазии. Это резко враждебное отношение махаевщины к марксизму, социализму, к интеллигенции широко использовалось черносотенцами.

* * *

Революционные рабочие не пошли ни за народниками, сводившими все общественное развитие к деятельности "критически мыслящих личностей", ни за махаевцами. Они с глубочайшим уважением и любовью относились к партийным интеллигентам, ставшим бесповоротно на сторону пролетариата, на позиции революционного марксизма. Эти любовь и уважение рабочего класса прежде всего относятся к учителям пролетариата - Ленину и Сталину.


1 В. И. Ленин. Соч. Т. I, стр. 293.

2 Там же.

3 "История ВКП(б)", стр. 21.

стр. 25

"Ленин, - говорит История ВКП(б), - пользовался горячей любовью передовых рабочих, с которыми он занимался в кружках". О таком же отношении передовых рабочих Закавказья к товарищу Сталину говорят воспоминания рабочих Тбилиси, Баку и Батуми.

Большевистская партия неуклонно боролась против народнических иллюзий насчет самостоятельной исторической роли интеллигенции и одновременно вытравляла в своих рядах малейшие проявления махаевщины, а позднее - "спецсредства", которое "всегда считалось и остается у нас вредным и позорным явлением" (Сталин), боролась против недооценки роли и значения интеллигенции советского народа, служащих социалистического государства.

Срывая ложные, пышные народнические покровы с интеллигенции, Ленин вместе с тем подчеркивал роль, принадлежавшую демократическим слоям интеллигенции в борьбе с самодержавием. Революционная интеллигентская молодежь шла "в народ", пытаясь поднять крестьянство против царского правительства. "Так называемые разночинцы, главным образом, учащаяся молодежь, учителя и другие представители интеллигенции - старались просветить и разбудить спящие крестьянские массы"1 .

Марксисты всегда внушали уважение к трудовой интеллигенции, честно служащей, преданной народу.

Демократическая интеллигенция России выдвинула таких ее замечательных представителей, как Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Некрасов, Герцен, Щедрин, Плеханов, Тимирязев, Горький и многие другие. Величайшие партийные интеллигенты нашей страны, мужи науки, вожди трудящихся, - это Ленин и Сталин.

Ленин особо подчеркивал большую роль передовых элементов демократической интеллигенции в деле выработки в рядах пролетариата "социал-демократического сознания". Ленин указывал, что пролетариат "не только вырабатывает свою собственную интеллигенцию, но и берет себе также сторонников из числа всех и всяких образованных людей"2 . "Учение же социализма, - говорил Ленин, - выросло из тех философских, исторических, экономических теорий, которые разрабатывались образованными представителями имущих классов, интеллигенцией. Основатели современного научного социализма, Маркс и Энгельс, принадлежали и сами, по своему социальному положению, с буржуазной интеллигенции"3 .

Товарищ Сталин, развивая положение Ленина о внесении социалистического сознания в стихийное рабочее движение, писал в 1905 году, в своей статье "Ответ социал-демократу", что социалистическое сознание, если не имеет распространения в пролетариате, остается лишь пустой фразой и больше ничем. "Совершенно по-другому повернется дело, - писал товарищ Сталин, - если это сознание найдет распространение в пролетариате: пролетариат осознает свое положение и ускоренным шагом устремится к социалистической жизни. Вот здесь и появляется социал-демократия (а не только интеллигенты социал-демократы), которая вносит в рабочее движение социалистическое сознание".

Роль социалистической интеллигенции, роль образованных людей, ставших безраздельно на сторону пролетариата, всегда высоко оценивалась нашей большевистской партией, Лениным и Сталиным.

С особой любовью наблюдал Ленин процесс рождения "рабочей интеллигенции" в среде русского пролетариата. "В то время, как образованное общество теряет интерес к честной, нелегальной литературе, - писал Ленин в 1899 году, - среди рабочих растет страстное стремление к знанию и к социализму, среди рабочих выделяются настоящие герои, которые - несмотря на безобразную обстановку своей жизни, несмотря на отупляющую каторжную работу на фабрике, - находят в себе столько характера и силы воли, чтобы учиться, учиться и учиться и вырабатывать из себя сознательных социал-демократов, "рабочую интеллигенцию". В России уже есть эта "рабочая интеллигенция"..."4 .

Из среды этой "рабочей интеллигенции", которая усилиями революционных марксистов во главе с Лениным и Сталиным постоянно расширялась численно и росла в своем интеллектуальном развитии, вышли такие люди, такие большевики, как Бабушкин, Калинин, Каганович, Киров, Ворошилов, Петровский, Бадаев и многие другие.

* * *

Большевистская партия никогда не упускала из виду, что "ни одни господствующий класс не обходился без своей собственной интеллигенции"5 .

"Ни одно государство не могло и не может обойтись без своей интеллигенции, - говорится в постановлении ЦК ВКП(б) от 14 ноября 1938 г., - тем более не может обойтись без своей интеллигенции социалистическое государство рабочих и кресть-


1 В. И. Ленин. Соч. Т. XVII, стр. 225.

2 В. И. Ленин. Соч. Т. V, стр. 154.

3 В. И. Ленин. Соч. Т. IV, стр. 384.

4 В. И. Ленин. Соч. Т. II, стр. 553.

5 И. Сталин "Вопросы ленинизма", стр. 457.

стр. 26

ян... Особое значение имеет интеллигенция в такой стране, как наша, где государство направляет все отрасли хозяйства и культуры, в том числе и сельское хозяйство". Уделяя значительное внимание правильному, в интересах усиления диктатуры пролетариата, использованию старых специалистов в разных областях социалистического строительства ("...нельзя, - говорил Ленин, - изгнать и уничтожить буржуазную интеллигенцию; надо победить, переделать, переварить, перевоспитать ее"), раскрыв широко двери учебных заведений для людей рабочего класса, для детей трудящихся, организовав широкую школьную сеть для взрослых рабочих и крестьян, советская власть стала готовить для себя новую, свою интеллигенцию.

"Если раньше, - говорил товарищ Сталин в 1931 году в своей речи "Новая обстановка - новые задачи", - при капитализме, высшие учебные заведения являлись монополией барчуков, то теперь, при советском строе, рабоче-крестьянская молодежь составляет там господствующую силу. Нет сомнения, что мы получим скоро из наших учебных заведений тысячи новых техников и инженеров, новых командиров нашей промышленности"1 .

Усиленная забота большевистской партии о новых кадрах увенчалась успехом. В городах и колхозах появились многочисленные кадры советской интеллигенции, прошедшие высшую школу, имеющие громадный опыт практической работы. Было осуществлено историческое задание товарища Сталина: "Добиться того, чтобы у рабочего класса СССР была своя собственная интеллигенция". Такая, советская интеллигенция есть теперь у всех национальностей Советской страны. Это великая победа советской власти, победа ленинско-сталинской национальной политики.

Что собой представляет советская народная "интеллигенция"?

К моменту всенародного утверждения Сталинской Конституции произошли коренные изменения как в составе, так и в положении советской интеллигенции.

Наша народная интеллигенция представляет собой прослойку социалистического общества. Она состоит в подавляющем большинстве из выходцев из обоих дружественных классов вашего общества из среды рабочих и крестьян.

В своем докладе о Конституции товарищ Сталин дал следующую исчерпывающую характеристику нашей советской интеллигенции:

"Это уже не та старая заскорузлая интеллигенция, которая пыталась ставить себя над классами, а на самом деле служила в своей массе помещикам и капиталистам. Наша советская интеллигенция это - совершенно новая интеллигенция, связанная всеми корнями с рабочим классом и крестьянством. Изменился, во-первых, состав интеллигенции. Выходцы из дворянства и буржуазии составляют небольшой процент нашей советской интеллигенции. 80 - 90 процентов советской интеллигенции - это выходцы из рабочего класса, крестьянства и других слоев трудящихся. Изменился, наконец, и самый характер деятельности интеллигенции. Раньше она должна была служить богатым классам, ибо у нее не было другого выхода. Теперь она должна служить народу, ибо не стало больше эксплоататорских классов. И именно поэтому она является теперь равноправным членом советского общества, где она вместе с рабочими и крестьянами, в одной упряжке с ними, ведет стройку нового бесклассового социалистического общества.

Как видите, - говорит товарищ Сталин, - это совершенно новая, трудовая интеллигенция, подобной которой не найдете ни в одной стране земного шара".

Такой интеллигенцией гордится советский народ. Ибо она - интеллигенция - плоть от плоти и кость от кости советского трудового народа. Старая классовая исключительность, былая непроходимая пропасть между интеллигенцией и народом исчезли, стираются грани между рабочим классом и крестьянством, между обоими этими классами и интеллигенцией. Наряду с дружественными между собой рабочим классом и крестьянством Советская страна имеет свою многочисленную трудовую народную интеллигенцию.

Двадцать лет тому назад Владимир Ильич Ленин писал, что нужно взять всю культуру, которую капитализм оставил, и из нее построить социализм, что нужно взять всю науку, технику, все знания, искусство, что без этого мы жизнь коммунистического общества построить не можем. Советский народ, его интеллигенция, разгромив врагов социализма, не только успешно осваивают достижения культуры прошлого, но и строят свою, советскую, социалистическую культуру. Нет такой отрасли знаний, нет таких высот культуры, которыми бы успешно не овладевала наша советская интеллигенция.

Сотни тысяч советских людей, особенно замечательной советской молодежи, юношей и девушек, за эти двадцать лет советской власти благодаря диктатуре пролетариата поднялись к вершинам знаний, приобщились к подлинной культуре, заняли командные вышки в Советской стране.


1 И. Сталин "Вопросы ленинизма", стр. 458.

стр. 27

Великая мечта нашего народного гения - Максима Горького - о том, что "еще одно поколение - и только в одном Союзе Советов работников на поле культуры будет около двухсот миллионов", начала претворяться в жизнь.

Товарищ Сталин в своей речи на Первом всесоюзном совещании стахановцев указал, что стахановское движение содержит в себе первые начатки, зерно культурно-технического под'ема рабочего класса нашей страны до уровня ее инженерно-технической интеллигенции.

С тех пор под солнцем Сталинской Конституции, на основе решающих побед социализма, под знаком под'ема культурно-технического уровня рабочего класса до уровня работников инженерно-технического труда, идет неуклонный процесс уничтожения противоположности между трудом умственным и трудом физическим. Это новое, качественное изменение означает верный шаг к коммунизму.

Растут неуклонно кадры сельской, колхозной интеллигенции.

Кто представлял в прошлом, в буржуазно-помещичьей, царской России, сельскую интеллигенцию? Поп, урядник, пристав, староста! По переписи 90-х годов XIX века, на селе было повитух, знахарей и коновалов в 4 раза больше чем врачей.

Неуклонно растет в советской, колхозной деревне наша, своя, советская интеллигенция, активно вместе со всем колхозным крестьянством, со всей страной строящая социализм. По далеко не полным данным, сейчас на селе работает свыше 560 тысяч учителей, около 160 тысяч медицинских работников, больше 40 тысяч агрономов, около 220 тысяч работников средней агрономической квалификации, 20 тысяч работников искусств, многочисленные кадры советских служащих.

Колхозная деревня безостановочно выделяет из своей среды кадры советской интеллигенции, и город, в свою очередь, направляет неизменно в деревню квалифицированные отряды советской интеллигенции. Да и в самой деревне с каждым днем растет на практической работе новая, колхозная интеллигенция.

В таком далеком уголке Советской страны, как село Заплавное, Сталинградской области, где при царском режиме, при господстве помещиков и капиталистов, числилось всей "интеллигенции" - 3 попа, 2 дьякона, 3 псаломщика и всего лишь 3 сельских учителя, сейчас выросло множество представителей подлинно советской трудовой интеллигенции - 25 учителей, 9 агрономов, врач, ветеринарный врач, 2 фельдшера, 3 медицинских сестры, 2 фармацевта, зоотехник, мелиоратор.

В селе сейчас 15 комбайнеров, 96 трактористов, 6 бухгалтеров, 7 счетоводов. В школах неполной и средней (что, по старой терминологии, соответствует прогимназии и гимназии) 850 учащихся. Одна только средняя школа этого села выпустила за последние 15 лет свыше 400 юношей и девушек. Эта советская молодежь одной только школы далекого села Заплавного дала своему народу 1 профессора, 6 инженеров, 6 техников, 4 судостроителей, 8 красных командиров, 4 летчиков, 88 учителей, 10 акушерок, 8 медицинских сестер, 32 колхозных счетовода. В различных вузах нашей страны сейчас учатся 146 выпускников одной только школы этого села, которые умножат ряды советской трудовой интеллигенции.

Или взять украинское село Великая Дымерка, на Киевщине. Ко времени Великой Октябрьской социалистической революции интеллигенцию этого громадного села составляли сельский староста, поп, фельдшер и 2 учителя. А сейчас в колхозной Великой Дымерке создана значительная прослойка своей, советской, повой интеллигенции: 45 учителей, 4 врача, 5 фельдшеров, 2 акушерки, 7 медицинских сестер, врач санитарной станции, 2 ветеринарных фельдшера, зоотехник, 3 агронома, директор и инженер кирпичного завода, аптекарь и его помощник, заведующая библиотекой, заведующий клубом, директор магазина, бухгалтеры в кооперации и в колхозе, служащие государственных учреждений. Столь же грандиозно выросло количество вновь появившихся школ, больниц, агрономических пунктов, библиотек, клубов, что свидетельствует о бурном росте на селе культуры. Сельская интеллигенция, служащая народу не за страх, а за совесть, вместе со всем народом строит социалистическое общество.

Эксплоататорские классы царской России во главе с романовской шайкой все делали для того, чтобы заглушить подлинную культуру. Сынам трудового народа, рабочей и крестьянской молодежи, выходцам из низших, демократических слоев народа, пути к просторам культурного творчества были заказаны.

Ленин писал, что капитализм и "путем открытым, путем насилия, и средствами лицемерия и обмана - отстранял от образования"1 массы трудящихся.

Только 3% населения царской России находилось в 1900 году в школах. Откровенный идеолог самодержавия, царский прокурор "святейшего" синода Победоносцев говорил: "Безграмотным народом легче управлять". При советской же власти право на образование, записанное в Сталинской Конституции, обеспечено всем гражданам обязательностью всеобщего началь-


1 В. И. Ленин. Соч. Т. XXVI, стр. 163.

стр. 28

ного образования, строительством из году в год все новых школ, стипендиями подавляющему большинству (90%) студенчества, бесплатностью образования вплоть до высшего, преподаванием на родном языке. В царской России перед революцией 1917 года было 8 миллионов учащихся. При советской власти, в 1933 году, учащихся стало 40 миллионов. При диктатуре буржуазии, при господстве помещиков и капиталистов, во всей царской России было 90 высших учебных заведений со 100 тысячами учащихся. Сейчас в нашей социалистической стране свыше 700 высших учебных заведений и около 600 тысяч студентов в них - детей рабочих, крестьян и трудовой советской интеллигенции. Тысячи бывших в царской России пастухов, слесарей, батрачек, ткачей, носильщиков, домашней прислуги наполняют в качестве преподавателей и лаборантов аудитории, кабинеты, мастерские, лаборатории высших учебных заведений, овладев многими видами умственной, интеллектуальной деятельности.

Наш государственный советский аппарат, служащие советского государства, - работники партийных, профсоюзных, кооперативных, комсомольских организации - это на 4/5 сыны и дочери рабочих и крестьян социалистической страны.

Виднейшие представители, идеологи буржуазной интеллигенции в тех же "Вехах" писали о себе как об искалеченных, изолированных от народа. "Мы не люди, а калеки, все, сколько нас есть русских интеллигентов... сонмище больных, изолированное в родной стране, вот что такое русская интеллигенция", - писали они о себе. Наша же дышащая здоровьем и радостью советская интеллигенция, как нигде в мире, тесно связана с народом своей страны. Она чувствует на себе заботу советского народа, любовное отношение к себе со стороны всего дружного социалистического коллектива.

Не то в капиталистических странах.

Года два тому назад в Соединенных штатах Америки вышла книга Мексайн Девиса "Погибшее поколение". В этой самой богатой, самой передовой капиталистической стране, в стране "великой демократии", как ее деятели любят ее величать, "около восьми миллионов молодых людей, окончивших школу, не имеет работы не по их вине. Годы депрессии, - говорит автор, - оставили нам поколение, у которого уворовали время и возможности". Миллионы интеллигентской молодежи бродят по стране без работы, без перспектив, никому ненужные, как пасынки, без настоящего, без будущего.

Замечательную оценку положения интеллигенции в капиталистическом мире и у нас, в Советском Союзе, дал глава нашего правительства тов. В. М. Молотов в своей речи "О высшей школе":

"Судьбы высшей школы в капиталистических государствах и в Советском Союзе, как и всякое другое крупное общественное явление, отражают коренное различие в развитии двух миров - капиталистического и социалистического. В странах капитализма высшая школа переживает тяжелую пору кризиса, упадка. Другое дело в СССР. У нас обратная картина.

Возьмем имеющиеся в печати последние данные о высшей школе в капиталистических странах. Получаем такую картину о числе учащихся в вузах: во Франции и в Германии по 74 тыс., в Италии - 73 тыс., в Великобритании (по метрополии) - 51 тыс. У всех четырех так называемых "великих держав" Европы, вместе взятых, количество учащихся в вузах достигает 270 тысяч. Добавим к этому, что количество учащихся в вузах Японии составляет 146 тысяч. Таким образом, у Германии, Италии, Англии, Франции и Японии, вместе взятых, количество учащихся в вузах составляет несколько больше 400 тысяч. Сравните с положением в СССР. Один Советский Союз, с его 550 тыс. учащихся в высшей школе, имеет студентов больше, чем все вузы великих держав Европы вместе с Японией...

Во всех буржуазных странах растет безработица среди ученых профессий. Это относится не только к Европе, но и к Америке. Есть уже такие отрасли интеллигентного труда, где половина специалистов с высшим образованием остается без работы, а зачастую и без обеспеченного куска хлеба. Поищите-ка у нас безработного ученого, безработного специалиста! Если бы кто-нибудь нашел у нас безработного ученого, мы бы ему дали премию!"

Наша народная интеллигенция навсегда избавлена от эксплоатации, от ужасов безработицы, перспектив одичания, избавлена от необходимости пресмыкания перед всевластием золотого мешка. Нашей интеллигенции дана уверенность в завтрашнем дне, ей гарантирована работа на всех многообразных поприщах ее интеллектуальной жизни. Ее труд, как и всякий социалистический труд в нашей стране, стал делом чести, делом славы, делом доблести и геройства. Наша интеллигенция "в одной упряжке" с рабочими и крестьянами ведет стройку нового, бесклассового, социалистического общества, где, как сказано в Истории ВКП(б), "стираются классовые грани между трудящимися СССР, исчезает старая классовая исключительность", где "падают и стираются экономические и политические противоречия между рабочими, крестьянами и интеллигенцией", где "со-

стр. 29

здалась основа морально-политического единства общества..."

Люди нашей интеллигенции - люди разных отраслей труда, руководители государственной, партийной, хозяйственной работы, инженеры, врачи, командиры Красной Армии, летчики, архитекторы, учителя, литераторы, художники, артисты, служащие. Среди них в большом числе люди науки. Они в своей научной работе не отгораживаются от народа, не держат себя вдали от народа, но служат народу, передавая ему все завоевания науки.

Эту "нашу интеллигенцию, - говорится в постановлении ЦК ВКП(б), - выросшую в годы советской власти, составляют кадры государственного аппарата, при помощи которых рабочий класс ведет свою внутреннюю и внешнюю политику".

Как далека эта наша интеллигенция от старой, заскорузлой, служившей помещикам и капиталистам, интеллигенции, вынужденной приноравливаться к их требованиям и вкусам.

Ленин издевался над старой интеллигенцией, ставившей себя над классами, почитавшей себя всерьез "солью земли". Ленин разоблачал попытки этой интеллигенции стушевать мерзость своего положения туманными и лживыми разглагольствованиями о ее "независимости" и "абсолютной, свободе".

"В обществе, основанном на власти денег, в обществе, где нищенствуют массы трудящихся и тунеядствуют горстки богачей, не может быть "свободы" реальной и действительной, - говорил Ленин в 1905 году. - Свободны ли вы от вашего буржуазного издателя, господин писатель? От вашей буржуазной публики, которая требует от вас порнографии в рамках и картинах, проституции в виде "дополнения" к "святому" сценическому искусству?.. Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания"1 .

Великое предсказание Ленина о подлинно свободной, связанной с пролетариатом литературе (а это предсказание относится ко всем видам культуры в социалистическом обществе) полностью сбылось. Наша интеллигенция (врачи, художники, писатели, артисты и другие работники в области науки и культуры) служит "не пресыщенной героине, не скучающим и страдающим от ожирения "верхним десяти тысячам", а миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность"2 .

Яркое свидетельство этому - наши учебные заведения, наши научные институты, наши библиотеки, издательства, театры, консерватории, музеи, выставки. К ним тянутся трудящиеся массы советского народа, они обслуживают все растущие интересы поднимающихся к вершинам коммунизма людей великой сталинской эпохи.

* * *

А каково положение людей науки в странах капитала, особенно в странах фашизма? Судьба великого математика и физика Эйнштейна, талантливого писателя Фейхтвангера, лучшего представителя германской передовой культуры писателя Генриха Манна, вынужденных покинуть свою родину и скитаться по чужим странам, - это судьба тысяч виднейших представителей науки и искусства, это судьба многих и многих профессоров Мамлоков, обреченных на нищету, голод, унижения и смерть. Даже в "доброй старой Англии", как она именуется в старинных романсах и самоновейших рекламах, "наука в тупике", как пишет один из крупных передовых английских ученых, профессор Блеккет. Он пишет, что "стрелка индустриального прогресса переводится назад в Англии". "Если наука хочет помочь человечеству, - заканчивает свою статью профессор Блеккет, - она должна найти нового хозяина". Для этого передового работника науки ясен и ответ, кто может - и потому кто должен - быть этим хозяином. Он считает, что единственный путь для науки - это путь социализма. Почему? Потому, говорит он, что "социализму потребуется вся наука, которую он сумеет получить, чтобы производить возможно больше богатств. Ученым осталось, пожалуй, немного времени, чтобы решить, на чьей стороне они будут стоять". К таким выводам приходит этот лучший представитель английской интеллигенции.

Эту же мысль высказывает другой крупный английский ученый, профессор Дж. Берналл. В своем исследовании "Наука и промышленность" он приходит к заключению, что современный капитализм ставит всюду преграды и препоны техническому прогрессу, научной работе, что влечет за собой научный застой, технический регресс. "Современное направление экономического и политического развития, - говорит профессор Дж, Берналл, - не оставляет никаких надежд на то, что физическая наука сможет реализовать свои возможности... Если наука хочет помочь человечеству, она должна найти нового хозяина". К таким же выводам приходит видный специалист по вопросам сельского хозяйства профессор Даниэль Холл, кото-


1 В. И. Ленин. Соч. Т. VIII, стр. 389.

2 Там же, стр. 390.

стр. 30

рый, резко осуждая варварское уничтожение капиталистами сельскохозяйственных продуктов, заявляет: "Государственная организация сельского хозяйства в той или иной форме сделалась неизбежной... Остается вопрос: какую форму должна принять эта организация? Перед нами есть один пример: русский план".

Эти выступления виднейших людей науки Англии подтверждают великую правоту слов, сказанных товарищем Сталиным соотечественнику этих ученых - английскому писателю Герберту Уэллсу. "Капиталистическое общество находится теперь в тупике, - указал тогда товарищ Сталин. - ...Это, конечно, чувствуют широкие круги технической интеллигенции. Значительная часть ее начинает осознавать общность интересов с тем классом, который способен указать выход из тупика".

Почему это происходит? Почему значительная часть интеллигенции капиталистического мира вынуждена придти к такому выводу? Наиболее честные, передовые представители человеческой культуры все более ясно видят, что капитализм "все, что мог, уже совершил и ныне является раковой опухолью человечества", что "люди умственного труда становятся балластом капиталистической культуры" (Горький). "Мастера культуры" не могут не вздеть всю неприглядную буржуазную действительность, всю кроваво-грязную практику капиталистических государств, всю зоологическую вражду буржуазии к подлинной человеческой культуре. И вывод прогрессивной, честно мыслящей интеллигенции, искренно стремящейся к развитию науки, - это необходимость сочетания своих интересов с интересами того класса, "который способен указать выход из тупика".

Социализм и показывает этот "выход из тупика": он не только не противоречит интересам этой интеллигенции, а, наоборот, идет навстречу ее интересам.

Социализм развязывает все творческие силы общества и способности каждого человека в отдельности.

Только социализм обеспечивает всестороннее развитие культуры (науки, литературы, искусства, техники), не стесненное никакими своекорыстными интересами. Мастеров культуры, видящих и ненавидящих противоречия капиталистического мира, не может не увлекать социалистический строй, где, по выражению Энгельса, "люди, ставшие, наконец, господами своего общественного бытия, становятся вследствие этого господами природы, господами самих себя - свободными", где люди начинают "вполне сознательно сами творить свою историю", где совершается скачок "человечества из царства необходимости в царство свободы".

Устремления лучших людей человечества, над которыми надругался звериный, каннибальский фашизм, не могут не быть направлены в сторону великой Советской державы, где "социализм и демократия непобедимы" (Сталин).

Вот почему лучшие, передовые люди из интеллигенции в поисках подлинного хозяина-друга, хозяина-товарища приходят к выводу, что вывести культуру и ее мастеров из тупика может только принципиально новый строй, строй социализма.

Яркой иллюстрацией этого являются те мысли и чувства, которые на 40-летнем юбилее самого лучшего театра не только в СССР, но и во всем мире - МХАТ - выразил один из виднейших представителей старой интеллигенции, основатель и директор театра В. И. Немирович-Данченко. "Мы все сейчас великолепно сознаем, - сказал В. И. Немирович-Данченко, - что если бы не было Великой Октябрьской социалистической революции, наше искусство потерялось бы и заглохло. Октябрьская социалистическая революция коренным образом изменила условия нашей работы. Она освободила нас от экономической зависимости, от буржуазных пайщиков. Она открыла нам дорогу к подлинному народу...

Как честные художники, мы оценили грандиозную мощь революции и замечательное обаяние простых и мужественных людей, делающих эту революцию.

Из всех наград, нами полученных, для нас самой большой наградой является сознание того, что нашей работой руководит величайший революционный вождь, чье имя вдохновляет наши творческие искания и поощряет нашу творческую смелость. Это - имя великого и мудрого Сталина, к которому обращены наши мысли и сердца".

Таковы мысли и чувства мастеров культуры, составляющих цвет нашей народной советской интеллигенции. К этим выводам неизбежно приходят и не могут не придти лучшие люди из интеллигенции всего капиталистического мира.

В СССР лучшим представителям народной интеллигенция оказывается величайшее доверие, оказывается невиданная ни в какой капиталистической стране честь: они избранники народа, они депутаты Верховного Совета СССР, Верховных Советов союзных и автономных республик. Разнообразные отрасли интеллектуального труда представлены этими избранниками народа: академиками, поэтами, летчиками, актерами, учителями, врачами.

Замечательных сынов и дочерей своих выделяют рабочий класс и крестьянство в

стр. 31

ряды советской интеллигенции: это Стаханов и Папанин, ставшие "новаторами в науке, людьми нашей передовой науки" (Сталин); это - обувщик Сметании, текстильщицы Виноградовы; это - шахтеры Изотов и Дюканов; это - металлисты Гудов и Мазай; это - машинисты Кривонос, Огнев, Богданов; это - трактористы и комбайнеры Полагутин и Борин; это - крестьянки Демченко и Ангелина. Все они и вместе с ними тысячи и тысячи других стахановцев, папанинцев, кривоносовцев, героических работников Красной Армии, авиации подняты на вершины государственной работы, направлены в высшие школы для овладения высотами науки.

Любовь и уважение заслуживает со стороны всего советского народа наша народная интеллигенция!

Как констатирует ЦК ВКП(б), "несмотря на столь важную роль интеллигенции в Советском государстве, до настоящего времени еще не преодолено пренебрежительное отношение к нашей интеллигенции, представляющее из себя вреднейшее перенесение в нашу советскую интеллигенцию тех взглядов и отношений к интеллигенции, которые были распространены в дореволюционный период, когда интеллигенция находилась на службе у помещиков и капиталистов".

Чем же объяснить, что у нас еще проявляется недооценка значения нашей народной интеллигенции, непонимание ее роли в нашей стране социалистической демократии, игнорирование ее политического, коммунистического воспитания?

Большевистская партия, товарищ Сталин указывают, что всякие пережитки проявления махаевщины - этого демагогического, анархического, хулиганского отношения к интеллигенции - недопустимы и вредны. Как не понять, что в этом могут быть заинтересованы только враги советского народа?

Большевистская партия, Советская страна не могут допустить игнорирования, пренебрежения, безразличного отношения к нашей интеллигенции. Как не понять, что это совершенно нетерпимо, что это дикость, исключительная дикость?

Советский народ не может никому позволить неуважение, высокомерное отношение к советской интеллигенции. Каждому партийному и непартийному большевику должно быть понятно, что это не может не быть опасным для государства, не может не наносить вреда всему советскому народу, великому делу коммунизма!

Вот почему ЦК ВКП(б) постановил: "Осудить как дикость и хулиганство пренебрежительное отношение к советской интеллигенции и к задачам ее идейно-политического воспитания в духе марксизма-ленинизма".

Наша интеллигенция, наши руководящие кадры должны овладеть теорией марксизма-ленинизма. Ибо "без революционной теории не может быть революционного движения" (Ленин).

Наша родная трудовая советская интеллигенция - это соль Страны советской. Эти замечательные кадры великой страны социализма, находящейся в капиталистическом окружении, должны быть хорошо вооружены знанием законов развития общества, на которых базируется предвидение хода истории. А без предвидения нельзя правильно, по-большевистски руководить. Ключ же к руководству, к предвидению хода истории, к знанию законов развития общества - марксистско-ленинская теория.

В своей речи "О высшей школе" тов. В. М. Молотов указал, что, "ограничив свой кругозор привычными в буржуазном обществе понятиями и повседневными мелкими заботами, нельзя понять поставленной историей перед людьми нашей эпохи коренной задачи, задачи переустройства и обновления общества. Без усвоения такого учения, как марксизм-ленинизм, освещающего гениальный путь исторического развития, раскрывающего смысл современных событий, нельзя быть сознательным участником исторических событий нашего времени".

Эта великая теория - сил", преобразующая мир. Капиталистическому окружению через свою фашистскую агентуру из трижды проклятых троцкистско-бухаринских убийц, шпионов и диверсантов порой удается вербовать безыдейных, политически отсталых, теоретически наименее подкованных, неустойчивых интеллигентов.

"Необходимо понять, - говорится в постановлении ЦК ВКП(б), - что именно заброшенность политической работы среди интеллигенции, среди наших кадров, привела к тому, что часть наших кадров, оказавшихся вне политического влияния партии и лишенная идейной закалки, политически свихнулась, запуталась и стала добычей иностранных разведок и их троцкистско-бухаринской и буржуазно-националистической агентуры". Чтобы быть стойкими советскими людьми, чтобы уметь строить наше социалистическое общество, чтобы уметь бороться против всех его врагов, чтобы уметь распознавать врага несмотря на всю его тонкую маскировку, разоблачать его и уничтожать, - надо овладеть этой теорией.

Ленин в своей знаменитой книге "Материализм и эмпириокритицизм", бес-

стр. 32

пощадно бичуя "дипломированных лакеев, отупляющих нард вымученным идеализмом", раз'ясняя положение исторического материализма об об'ективной истине все больше и больше (никогда не исчерпывая ее); идя же по всякому другому пути, мы не можем притти ни к чему, кроме путаницы и лжи". Тот руководящий в своем деле работник, который не овладел теорией марксизма-ленинизма, лишен подобно слепому ориентировки, не видит перед собою перспективы, бродит ощупью, у него нет уверенности в правильности своих действий, он неспособен руководить порученным ему делом, вести за собой массы.

"После смерти Энгельса, величайший теоретик Ленин, а после Ленина - Сталин и другие ученики Ленина - были единственными марксистами, которые двигали вперед марксистскую теорию и обогатили ее новым опытом в новых условиях классовой борьбы пролетариата.

И именно потому, что Ленин и ленинцы двинули вперед марксистскую теорию, ленинизм является дальнейшим развитием марксизма, марксизмом в новых условиях классовой борьбы пролетариата, марксизмом эпохи империализма и пролетарских революций, марксизмом эпохи победы социализма на одной шестой части земли"1 .

Партия Ленина - Сталина призывает кадры советской интеллигенции, каждого активного деятеля нашей страны овладеть теорией марксизма-ленинизма, творчески ее осмыслить и двигать ее дальше вперед. А творческое, не догматическое изучение марксистско-ленинской теории означает, что наша интеллигенция должна глубоко изучать курс Истории ВКП(б), который Центральный комитет нашей партии, лично товарищ Сталин дали в руки советского парода, всей трудовой интеллигенции. Она должна изучать труды Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, изучать "Капитал" Карла Маркса, в котором содержится все основное, что дал марксизм до Ленина и Сталина.

Только такое изучение теории марксизма-ленинизма дает возможность усвоить "... существо этой теории и научиться пользоваться этой теорией при решении практических вопросов революционного движения в различных условиях классовой борьбы пролетариата..."2 .

Задача, поставленная перед нашей советской народной интеллигенцией, - овладение великой марксистско-ленинской теорией - почетнейшая, важнейшая, решающая, актуальная задача. Как бы ни была трудна и ответственная эта задача, ее можно разрешить. Теория - дело наживное. Была бы только большевистская настойчивость и твердость характера! Большевистское выполнение этой задачи придаст новые силы нашей интеллигенции, а значит, и всему нашему советскому государству. Это сделает нашу Советскую страну еще прекраснее, сделает еще крепче нашу социалистическую державу, подымет еще выше роль советской интеллигенции, ее боевой советский патриотизм, ее способность к овладению высотами знаний, ее борьбу с троцкистско-бухаринскими злодеями, пытавшимися повернуть вспять колесо истории.

Перед советской интеллигенцией раскрыта великая книга - История ВКП(б), история партии Ленина - Сталина. Эта книга, сказал товарищ Л. М. Каганович, - "великое сталинское повествование о героических делах нашей партии, о героических делах нашего народа, о тех победах, которые одержаны в дни Великой Октябрьской революции под руководством Ленина и Сталина, о тех победах, которые одержаны нашим народом вчера и сегодня под мудрым, замечательным, небывалым в истории человечества руководством нашей партии и нашего великого товарища Сталина".

Мы в основном построили социализм - первую низшую стадию коммунистического общества. Мы уже вступили в полосу завершения строительства социалистического общества и постепенного перехода ко второй, высшей фазе коммунизма.

Оплодотворенные великим учением марксизма-ленинизма, сплоченные в морально-политическом единстве вокруг советской власти, вокруг большевистской партии, вокруг великого вождя своего и учителя товарища Сталина, наша советская интеллигенция вместе со всем советским народом ускорит победу коммунизма во всем мире.


1 "История ВКП(б)", стр. 342.

2 Там же, стр. 339 - 340.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ОКТЯБРЬСКАЯ-РЕВОЛЮЦИЯ-И-ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Анна СергейчикContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Sergeichik

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Б. ВОЛИН, ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 27.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ОКТЯБРЬСКАЯ-РЕВОЛЮЦИЯ-И-ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ (date of access: 19.09.2019).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Б. ВОЛИН:

Б. ВОЛИН → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Russia
1971 views rating
27.08.2015 (1484 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Преграды к созданью Единой Теории Поля и путь одоления их. Barriers to the creation of the Unified Field Theory and the path of overcoming them.
Catalog: Философия 
7 hours ago · From Олег Ермаков
ЯНТАРНЫЙ ПУТЬ
Catalog: География 
2 days ago · From Россия Онлайн
ПЕРВАЯ В РОССИИ КНИГА О ФРАНЦУЗСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ КОНЦА XVIII ВЕКА
2 days ago · From Россия Онлайн
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ БРУСИЛОВ
2 days ago · From Россия Онлайн
ЕГИПЕТ: ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
2 days ago · From Россия Онлайн
А. Т. БОЛОТОВ - УЧЕНЫЙ, ПИСАТЕЛЬ ЭНЦИКЛОПЕДИСТ
2 days ago · From Россия Онлайн
Несмотря на недолгое существование казино Crystal Casino на онлайн-рынке, сейчас оно является одним из самых развитых и уважаемых онлайн-казино. Это российское онлайн-казино предлагает несколько сотен различных игр, доступных на настольных компьютерах, а также на смартфонах и планшетах.
Catalog: Лайфстайл 
2 days ago · From Россия Онлайн
МОСКОВСКИЕ ОХОТНИКИ ПРЕДПОЧИТАЮТ ЯСТРЕБОВ И СЕТТЕРОВ
Catalog: Лайфстайл 
7 days ago · From Россия Онлайн
НЕНУЖНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Catalog: Лайфстайл 
7 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate $ to Libmonster ($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones