Libmonster ID: RU-13570

Вифлеемский Анатолий Борисович, доктор экономических наук, действительный член Академии педагогических и социальных наук

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос о том, какие виды деятельности государственных и муниципальных образовательных бюджетных и автономных учреждений считать основными, не праздный и "сугубо практический". Что считаем основными видами деятельности, на то и даём соответствующее государственное (муниципальное) задание.

В результате учреждение получает бюджетные средства на оказание образовательных услуг. А вот наличие в уставе иных видов деятельности, не относимых к основным, позволяет оказывать дополнительные платные образовательные услуги, зарабатывая при этом дополнительные средства.

ЧТО ТАКОЕ "ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"?

Отвечая на этот вопрос, рассмотрим ситуацию на примере подхода, реализованного в Краснодарском крае.

В соответствующем письме Министерства образования и науки Краснодарского края [Письмо от 13.08.2012 N 47-12293/12-14 "О платных образовательных услугах".] указывается, что в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности в классе 80 "Образование" отражено наименование деятельности образовательного учреждения любого типа.

На этом основании региональное министерство делает вывод, что если образовательное учреждение "зарегистрирует в Едином государственном реестре юридических лиц деятельность по какому-либо иному классу, не относящемуся к образованию, то данный вид следует считать неосновным".

Администрация города Краснодара пошла ещё дальше и соответствующим постановлением [Постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 25.03.2011 N 1968.] утвердила порядок расчёта и установления платы за данные услуги.

Данный подход от-

стр. 28

носит дополнительные платные образовательные услуги к основным видам деятельности.

Хотя ранее они относились к приносящей доход деятельности образовательного учреждения, осуществляемой за пределами основной деятельности, финансируемой за счёт бюджета.

Таким образом, исходя из позиции органов управления образованием края, получается, что у образовательных учреждений все образовательные услуги должны относиться к основным видам деятельности, причём за некоторые из них можно устанавливать плату с родителей обучающихся.

Вместе с тем данная позиция представляется сомнительной.

Определение основных видов деятельности на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности должно осуществляться в соответствии методическими указаниями Росстата, [Приказ Росстата от 01.10.2007 N 150 "О Методических указаниях по расчету основного вида деятельности хозяйствующих субъектов на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) для формирования сводной официальной статистической информации".] согласно которым для определения основного вида деятельности необходимо "определить перечень видов экономической деятельности, осуществляемый хозяйствующим субъектом на уровне групп или подгрупп ОКВЭД, и для каждого из видов экономической деятельности вычислить значение критерия, указанного в пункте 2.1. При определении перечня видов экономической деятельности следует руководствоваться положениями, изложенными в разделе 1 данного Порядка".

Основной вид деятельности учреждения должен быть определён не на уровне класса ОКВЭД, а на уровне групп или подгрупп ОКВЭД.

В то же время следует иметь в виду, что Методические указания устанавливают данный порядок расчёта для формирования сводной официальной статистической информации территориальными органами Росстата и находящимися в его ведении организациями.

Определённый в соответствии с настоящими Методическими указаниями ОВД используется исключительно в статистических целях и не содержит ни прав, ни обязанностей для хозяйствующих субъектов.

О СТАТУСЕ БЮДЖЕТНЫХ И АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В соответствии с законодательством РФ [См. ст. 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".] бюджетным учреждением признаётся некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Аналогичное определение дано и автономным учреждениям [Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".] (только в этом определении содержится ограничение "иных сфер" случаями, установленными "федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодёжью в указанных сферах)".

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность "в соответствии с предметом и целями деятельности, [Статья 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".] деятельности, определёнными в соответствий с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

стр. 29

При этом бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах".

Основной деятельностью автономного учреждения [Статья 4 Федерального за кона 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".] признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано.

Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесёнными его уставом к основной деятельности.

Автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе).

Таким образом, в Федеральном законе от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" используется понятие "основные виды деятельности", а в Федеральном законе 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" - понятия "основная деятельность", "виды деятельности, отнесенные уставом к основной деятельности".

Указанные понятия, на наш взгляд, неправомерно отождествлять с используемым в статистических целях понятием "основной вид деятельности".

Таким образом:

- если та или иная деятельность не указана (в уставе ОУ) в перечне основных, учреждение не вправе вести её за счёт средств субсидий из соответствующего бюджета,

- если та или иная деятельность не указана (в уставе ОУ) в числе деятельностей, приносящих доход, бюджетное учреждение не вправе их осуществлять за счёт средств, получаемых от физических и юридических лиц.

Аналогичные выводы следуют в отношении автономных учреждений, исходя из положений статьи 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".

В соответствии Законом об образовании "организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе осуществлять указанную деятельность за счёт средств физических [Статья 101 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".] и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг".

Такие услуги "не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов".

Организации, осуществляющие образовательную деятельность за счёт бюджетных ассигнований... вправе осуществлять на платной основе "образовательную деятельность, не предусмотренную установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат...".

Таким образом, на наш взгляд: включение определённых видов деятельности в состав основных видов деятельности бюджетного или автономного муниципального образовательного учреждения означает, что на оказание таких образовательных услуг должна представляться субсидия за счёт средств муниципального бюджета.

Следовательно, вместо платных дополнительных образовательных услуг в случае их включения в состав основных видов деятельности учреждения, должна осуществляться деятель-

стр. 30

ность по выполнению муниципального задания, финансовое обеспечение которого осуществляется за счёт средств субсидий из муниципального бюджета.

Можно ли взимать плату за услуги в рамках основных видов деятельности образовательных учреждений?

В соответствии со ст. 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам должно содержать в том числе предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

В отношении общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей возможность платных услуг ограничена одним вариантом: оказанием учреждением дополнительных платных образовательных услуг за пределами образовательной деятельности, финансируемой за счёт средств бюджета.

Данный вывод в полной мере соответствует указаниям Министерства финансов Российской Федерации, данным им органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 8.05.2010 N 83-ФЗ [Письмо Минфина России от 16.05.2011 N 12-08-22/1959.] "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".

Указанные рекомендации содержат следующее предписание: "Учитывая, что Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" не установлена норма о возможности включения платных услуг в государственное (муниципальное) задание, рекомендуется выделить их из этого Приложения".

Необходимо вывести платные услуги из государственного (муниципального) задания.

Данный вывод подтверждается и имеющейся судебной практикой в отношении незаконности установления родительской платы в музыкальных школах, относящихся к учреждениям дополнительного образования.

В частности, в городе Калининград прокурор Центрального района г. Калининграда обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления главы Калининграда, [Пункт 1 постановления главы администрации городского округа "Город Калининград" от 31.12.2008 года N 2215 "Об оплате за обучение детей в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей - детских музыкальных школах, художественной школе, школах искусств г. Калининграда".] в соответствии с которым с 1 февраля 2009 г. вводилась родительская плата за обучение детей в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей - детских музыкальных школах, художественной школе, школах искусств.

Решением Центрального районного суда г. Калининграда от 26.10.2010 требования прокурора были удовлетворены, а Калининградский областной суд Кассационным определением от 22.12.2010 N 33-5833/2010 оставил решение районного суда без изменений.

Возможность установления платы за услуги образовательных учреждений, относимые к основным видам деятельности, всё же существует.

Пункт 6 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" устанавливает, что "кроме указанных в части 2 настоящей статьи государственного

стр. 31

(муниципального) задания и обязательств автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами".

В соответствии с п. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определённых федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в п. 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, за пределами государственного (муниципального) задания автономное или бюджетное образовательное учреждение вправе оказывать образовательные услуги, относящиеся к основным видам деятельности, за плату.

Причём для бюджетных учреждений порядок установления такой платы определяется учредителем учреждения. Порядок определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определённых федеральными законами, в пределах установленного государственного задания утверждён Приказом Минобрнауки России от 20.12.2010 N 1898.

Согласно указанному Порядку учреждения самостоятельно утверждают размер платы на оказываемые ими платные услуги, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. Размер платы определяется на основе расчёта экономически обоснованных затрат, необходимых для оказания соответствующих платных услуг, с учётом требований к качеству оказания платных услуг и конъюнктуры рынка.

Для федеральных образовательных учреждений определено, что размер платы в расчёте на единицу оказания платных услуг не может быть ниже величины финансового обеспечения таких же услуг в расчёте на единицу оказания государственных услуг, выполняемых в рамках государственного задания.

Такие требования, установленные на федеральном уровне, уже привели к резкому росту платы в ряде вузов и учреждений среднего профессионального образования. Например, в Ульяновском государственном техническом университете стоимость учёбы на технических специальностях возросла с 45 тыс. рублей в год до 112 тысяч. [Русский репортер. 2012. N 34, - С. 45.]

Де-юре получается возможным выдача лицею или гимназии муниципального задания на 1 класс и набор второго класса на платной основе.

Иными словами, в школах и учреждениях дополнительного образования детей имеется возможность разделения детей на "бюджетников" - обучающихся за счёт средств бюджета в рамках муниципальных заданий, и "платников" - обучающихся за счёт средств их родителей, точно так же, как это уже давно происходит в учреждениях высшего и среднего профессионального образования.

И это будет практическая реализация общераспространенных страхов о превращении образования в платное, вызванных принятием Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законода-

стр. 32

тельные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".

Снижение числа бюджетных мест в вузах и рост стоимости за обучение в них на платной основе заставляет всерьёз задуматься об обоснованности таких страхов.

Учитывая негативные социальные последствия и возможность массовых протестов против таких действий, органы местного самоуправления пока не рискуют принимать такие решения. Но это не означает, что с течением времени они не будут приняты.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ОСНОВНЫЕ-ВИДЫ-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ-И-ПЛАТНЫЕ-УСЛУГИ-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО-УЧРЕЖДЕНИЯ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Марк ШвеинContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Shvein

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Вифлеемский Анатолий Борисович, ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 06.03.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ОСНОВНЫЕ-ВИДЫ-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ-И-ПЛАТНЫЕ-УСЛУГИ-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО-УЧРЕЖДЕНИЯ (date of access: 23.09.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Вифлеемский Анатолий Борисович:

Вифлеемский Анатолий Борисович → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex


Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Марк Швеин
Кижи, Russia
8676 views rating
06.03.2017 (1662 days ago)
0 subscribers
Rating
2 votes
Related Articles
"HONOR OF RUSSIAN PEOPLE REQUIRES ITS TALENT AND PUNGENCY TO BE SHOWN IN SCIENCES..."
5 hours ago · From Россия Онлайн
HE SAW THROUGH AGES
5 hours ago · From Россия Онлайн
DACHA OF RUSSIAN INTELLIGENTSIA
5 hours ago · From Россия Онлайн
URAL KNOW-HOW FOR OUTER SPACE
5 hours ago · From Россия Онлайн
Чтобы выделить энергию при распаде ядра, её надо накопить при синтезе. При любом распаде структурная масса частицы дочернего ядра увеличивается. Это заложено в основе расширения Вселенной. При любом распаде структурная масса частиц распада увеличивается. Уменьшается структурная энергия частицы, которая является энергией расширения Вселенной. Это следует из закона сохранения полной энергии частицы при любых процессах расширения Вселенной.
Catalog: Физика 
20 hours ago · From Владимир Груздов
A DIAMOND IN THE CRYSTAL EMPIRE
Catalog: История 
Yesterday · From Россия Онлайн
RUSSIAN DEMAND FOR SWISS OUALITY
Catalog: Экономика 
Yesterday · From Россия Онлайн
GREAT OAKS FROM LITTLE ACORNS GROW
Catalog: Разное 
2 days ago · From Россия Онлайн
THE MAIN MOSCOW CATHEDRAI
2 days ago · From Россия Онлайн
TWO HUMANISTS
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones