Проф. А . Шестаков
Всесоюзная правительственная комиссия одобрила и премировала представленный на конкурс учебник "Краткий курс истории СССР" для 3-го и 4-го классов средней школы, под редакцией проф. Шестакова.
Задача настоящего сообщения - показать, какие вопросы были поставлены при составлении этого учебника и как они были разрешены. Конечно, разрешены они были не одними составителями учебника, а при помощи большого коллектива научных работников, привлеченного Правительственной комиссией в качестве рецензентов, и в их числе ряда работников Института истории Академии наук. Особенно большая роль в этом отношении принадлежит самой Правительственной комиссии, членам Жюри и непосредственно Центральному Комитету нашей партии, принимавшим непосредственное участие в работе над учебником, выправившим ошибки составителей "Краткого курса".
Вопросы, разрешенные в процессе работы над учебником, представляют сейчас большой интерес, потому что они в значительной части являются в то же время задачами, стоящими перед марксистско-ленинской исторической наукой в СССР. Кроме того интерес к этим вопросам вызывается и той ролью, которую партия и правительство отводят истории в деле коммунистического воспитания масс.
В грозовой обстановке современных международных отношений продвижение марксистской истории СССР в массы, воспитание последних на истории является политически очень важным и нужным делом. Правильно разрешить проблемы истории СССР - это значит помочь партии, правительству и всему нашему народу решить задачи построения коммунистического общества, воспитать в массах любовь и патриотизм к советскому государству, организовать массы на отпор фашистским агрессорам. О борьбе народов СССР с интервентами и агрессорами история может рассказать немало поучительных фактов.
Маркс и Энгельс являются создателями материалистического понимания истории. На этой основе они построили и свое учение о роли пролетариата в освобождении человечества от капиталистического гнета и в создании коммунистического общества. Материалистическое понимание истории, учение о диктатуре пролетариата и о коммунистическом обществе - все это было построено Марксом и Энгельсом на основании глубокого знания истории, в результате тщательного изучения всей истории человеческого общества и особенно в результате изучения истории развития и анализа строения капиталистического
Статья проф. Шестакова - исправленная стенограмма его доклада в Институте истории Академии наук 11 сентября 1937 года.
общества. Ленин подчеркивал, что Маркс указал путь к научному пониманию и изучению истории, как единого закономерного во всей своей громадной разносторонности и противоречивости процесса. Наша коммунистическая партия всегда неуклонно следовала великим заветам основоположников марксизма и в своей практике и в теории руководилась опытом прошлого, опытом истории.
Ленин много раз особенно обращал внимание на то, что безусловным требованием теории марксизма при разрешении всех социальных вопросов является постановка их в определенные исторические рамки. Победа социалистической революции, построение социалистического общества в СССР достигнуты потому, что наша партия руководилась и руководятся в своей работе великим учением Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина и постоянно учитывает опыт мировой истории.
Познакомить трудящиеся массы с неискаженной историей, подготовить учительский персонал к преподаванию истории в школе является сейчас одной из важнейших задач, поставленных государственной властью и партией.
Новый учебник является скромным вкладом в дело разрешения этой задачи. Он был создан по прямым указаниям партии и правительства, которые считали, что вся постановка преподавания истории в школах была чрезвычайно плохой и требовала немедленного исправления и создания учебника. Замечания товарищей Сталина, Жданова и Кирова на конспекты учебников в 1934 г. имели решающее значение для постановки всех вопросов исторического фронта. В них прежде всего была полностью разгромлена антимарксистская "школа" Покровского.
Значительная часть авторов, писавших в 1934 г. по заданию партии и правительства учебники по истории, не только не прислушивалась к этим замечаниям руководителей партии, но, игнорируя их, продолжала протаскивать в составлявшихся ими учебниках свои вредные, антинаучные, антиленинские взгляды на историческую науку.
Многие из этих авторов оказались закоренелыми врагами народа и вредителями на историческом фронте. Они старались протащить в своих учебниках троцкистские теории исторического процесса. Прямыми агентами бандита Троцкого были "историки" Ванаг, Фридлянд и другие.
Разоблачение "школы" Покровского и разгром троцкистских бандитов - агентов фашизма - имели решающее значение для выправления всей линии исторического фронта.
Группа историков во главе с автором настоящего сообщения, начавшая работать в 1936 г. над составлением "Краткого курса истории СССР", приняла замечания товарищей Сталина, Жданова и Кирова и постановление правительства от 31 марта 1936 г. о конкурсе на учебник по истории как руководящие, директивные указания.
Работа над учебником истории в основном нами была закончена летом 1936 года, К ней был привлечен весь состав историков Московского государственного педагогического института, а также ряд товарищей из других учебных заведений. Работа велась под руководством автора настоящего сообщения. Приступая к работе над учебником, авторам необходимо было в первую очередь разрешить важнейший вопрос о конкретности истории и об общественно-экономических формациях, о той живой ткани, крови и плоти, которыми мы должны были одеть исторический скелет.
Нужно было дать в учебнике не отвлеченную схему, а граждан-
скую историю, показать роль исторических личностей, дать описание событий, фактов и вместе с этим разрешить основные проблемы общественно-экономических формаций, которые поставлены Марксом, Энгельсом, Лениным и Сталиным в отношении истории нашего Союза. Это в учебнике сделано. Для авторов было ясно, что абсолютно недопустима трактовка истории в духе Покровского и его "школы" ("теория" торгового капитала и т. п.). Выражаясь осторожно, авторам в значительной степени удалось освободить учебник от антимарксистских теорий Покровского и его "школы". Так, мы решительно отказались от представления о торговом характере Киевского государства, от утверждений, что это было государство крупных развитых городов, ведших большую торговлю, и т. д.
Возвышение Москвы в старых учебниках часто объясняется исключительно тем обстоятельством, что Москва была расположена на торговых путях. Эта проблема разрешена нами по-другому: Москва - небольшой феодальный город, феодальное княжество; она вырастает на основе развития феодальных отношений, в борьбе с феодальной раздробленностью за организацию централизованного национального государства, сопротивляющегося татаро-монголам, Литве и др.
В учебнике показаны первобытно-коммунистическая, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и первый этап коммунистической формации - социализм. Смена этих формаций показана на примерах различных государственных образований. О рабовладельческой формации мы говорим, рассказывая об истории древнегреческих городов на северных и восточных берегах Черного моря. О рабском труде мы упоминаем при изложении истории Урарту и среднеазиатских государств, существовавших в древнейший период истории на территории СССР. Существование рабовладельческих отношений в Киевском государстве мы совершенно не отбрасываем: мы показали наличие там этой формы эксплоатации, но не говорим о рабовладельческой общественно-экономической формации в Киевском государстве, потому что там ее не было. У нас Киевское государство характеризуется иначе: после показа разложения родовых отношений в учебнике идет рассказ об эмбриональных формах феодальных отношений - "вассалитете без ленов", данях, "полюдье" и далее идет показ развития с XI в. также еще зачаточных форм феодальной эксплоатации. После описания полюдья идет показ захвата земель и установления феодальной зависимости с различными моментами закрепощения.
Показ феодальной формации в учебнике связан нами с пересмотром позиции акад. Грекова относительно смягчения крепостного права, о чем он писал, например, в предисловии к книжке о феодальной вотчине крупного боярина Морозова. Эта точка зрения Грекова нами в учебнике не принята. Мы от нее решительно отказались, так как исторические факты не подтверждают смягчения крепостного права ни в конце XVI, ни в первой половине XVII века. Наоборот, мы наблюдаем в это время процессы более быстрого развития крепостных отношений, которые в конце концов приводят к такому крупнейшему восстанию XVII в., как восстание Разина.
Проблема капиталистического общества у нас трактуется иначе чем у Покровского в его "Сжатом очерке" русской истории. Мы показываем, как капиталистические отношения зарождаются в недрах феодальных отношений, даем характеристику капиталистического уклада в царствование Николая I и показываем, как этот уклад был одним из тех рычагов, которые двигали реформу 1861 года.
Схема нового учебника коренным образом отличается от работ Покровского и, в частности, от его "Русской истории в самом сжатом очерке", где смена общественно-экономических формаций дана в качестве голых социологических понятий. Этих социологических понятий учебник даже не называет, так как он рассчитан на детей младшего возраста. Но самое изложение материала подводит учащихся к соответствующим выводам, сделать которые им должен помочь учитель.
Второй вопрос, который решается нами иначе, чем он решался в учебниках Покровского, - это вопрос о формировании на территории СССР государства.
Мы изображаем Киевское государство уже в достаточной степени зрелым и, в отличие от древнейших государств, имевшим большую устойчивость. В рассказе о Киевском государстве есть одна небольшая деталь, на которую следует обратить внимание. Рассказывая о князе Владимире Мономахе, давая его характеристику, мы прямо говорим, что этот князь был образованным человеком, что он был связан с крупнейшими западными государствами и с Византией. В учебнике об этом написано так: "Владимира Мономаха хорошо знали в Византии и Европе. Для того времени он был образованным человеком. Его мать была дочерью византийского императора, сестра - замужем за германским императором. Сам он был женат на дочери английского короля" (стр. 20). Этот рассказ о родственных связях Владимира Мономаха в учебнике не случаен: он показывает, что Киевское государство вовсе не было каким-то захудалым государством, как его пытаются изобразить фашистские "историки". Киевское государство было достаточно сильным, достаточно крепким - с ним роднились такие крупные фигуры того времени, как английский король, германский император, византийский император и др.
Иначе чем у Покровского трактуется нами вопрос о распаде Киевского государства на три составные части: на Галицко-Волынское княжество, "Новгородскую землю и Владимиро-Суздальскую Русь. Этот распад связывается с процессом феодального дробления Киевского государства, которым была обусловлена и недостаточная сопротивляемость монголо-татарам. Этот распад происходил не потому, что Киевское государство оскудело, обеднело: оно распалось на отдельные княжества потому, что усилилось феодальное землевладение, усилилась феодальная эксплоатация, возросло богатство отдельных частей этого государства, которые благодаря этому приобрели соответствующую самостоятельность и превратились в значительные централизованные государственные образования. Новгородская земля стремилась обзавестись своими колониями. Галицко-Волынское княжество стремилось закрепить централизованную власть великого князя. Ту же тенденцию мы находим и во Владимиро-Суздальской Руси. По сравнению с олигархической республикой бояр и купцов в Новгороде стремления галицко-волынских и суздальских князей усилить власть великого князя, уничтожить феодальную раздробленность являются чрезвычайно любопытными для начала XIII века. Они показывают нам, что в Восточной Европе к тому времени были уже созданы предпосылки для тех крупных национальных образований, которые потом сложились в борьбе с татаро-монгольским игом.
Предпосылки создания крепкого русского национального государства вокруг Москвы, несомненно, были результатом политики, которую проводили Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский и Всеволод
Большое Гнездо еще во Владимиро-Суздальской Руси. К числу важнейших моментов борьбы русского народа против своих поработителей относится борьба с немецкой агрессией на восток и разгром немцев новгородцами на льду Чудского озера в 1242 г. под предводительством князя Александра Невского. Татаро-монгольское иго, с одной стороны, поддерживало феодальную раздробленность, а с другой - вызывало со стороны угнетаемых русских княжеств во главе с Москвой стремление к единству, к созданию русского национального государства и к борьбе против татарского господства.
Политика "собирателей Руси" - от Ивана Калиты вплоть до Ивана III - совершенно отчетливо отражена в учебнике. В нем помещен рассказ о Дмитрии Донском, сделавшем первую попытку отпора монголо-татарам в 1380 г. на Куликовом поле. Есть в нем рассказ о политике собирателей в целом, способствовавшей укреплению своего национального государства и созданию предпосылок для отпора поработителям - монголо-татарам.
В дальнейшем развитие русского национального государства ведет к созданию многонационального государства. Авторы учебника в этом вопросе руководились указаниями товарища Сталина в его докладе на X съезде партии 10 марта 1921 г. - "Очередные задачи партии в национальном вопросе"1 , где подробно показаны причины создания многонационального русского государства. Создание последнего вызвано было на данном этапе не только внутренней политикой централизованной государственной самодержавной власти, ведшей борьбу против феодальной раздробленности, но и важнейшее значение в этом отношении имела борьба с набегами со стороны крымских татар, татар-ногайцев, борьба с Литвой и др.
В учебнике показано изменение государственных форм, начиная с Киевского государства, с последующей феодальной раздробленностью, до русского национального государства во главе с Москвой. Далее, дан показ образования многонационального государства во главе с царем до Российской многонациональной империи. Российская империя изображена в процессе ее исторического развития начиная с Петра, дана ее характеристика на грани буржуазных реформ 60-х годов XIX в., после чего начинается эволюция самодержавия в буржуазную монархию. Этот процесс в России не закончился и к 1917 г., и мы, далее, показываем влияние на помещичье-буржуазную монархию революции 1905 г., значение в процессе ее развития Государственной думы, и, наконец, рассказываем о свержении царизма февральской революцией - второй буржуазной революцией в России. После рассказа о февральской революции выясняется классовая природа Временного буржуазного правительства, раскрывается характер власти советов и "двоевластия", и, наконец, показан переход к советской власти, г. диктатуре пролетарита, к Сталинской Конституции, к советам трудящихся.
Педагогам, которым придется работать с учебником, необходимо помнить, что учебник показывает смену различных форм государственной власти и государственных образований, начиная с их самых примитивных форм, возникших после распада родовых и племенных общин, вслед за образованием классов. Необходимо помнить, что различные формы государства, существовавшие до победы социалистической революции, базировались на эксплоатации меньшинством боль-
1 И. Сталин "Марксизм и национально-колониальный вопрос", стр. 73 - 74. Партиздат. М. 1934.
шинства, на угнетении большинства народа в интересах верхушечных господствующих классов общества.
Рассказ о различных формах государства заканчивается показом победы большинства над меньшинством, победы социалистической революции, установления диктатуры пролетариата и новых форм государственного устройства, которые получили свое завершение в Великой Сталинской Конституции. Так разрешена в учебнике проблема государства.
Далее, необходимо отметить проблему национально-освободительных войн. Этот вопрос тесно связан с проблемой государства. Как сказано в постановлении Жюри конкурса, учебник истории должен быть таким, чтобы ученик и взрослый читатель могли учиться по нему советскому патриотизму, любви к нашей социалистической родине на примерах исторического прошлого. В учебнике дан ряд красочных моментов из истории национально-освободительной борьбы народов СССР в далеком прошлом, а также национально-освободительных войн русского народа против интервентов.
Мы намеренно пропустили являющийся несколько сложным для нашего учебника пример борьбы с интервентами во время захвата Киева польским королем Болеславом, при Ярославе Владимировиче в 1017 - 1018 гг., когда поляки все были перебиты в Киеве. В учебнике для средней школы этот факт, несомненно, должен быть приведен. С него надо начинать изучение проблемы борьбы русского народа с интервентами.
В нашем учебнике, кроме описания борьбы с немецкими рыцарями и разгрома их на льду Чудского озера и затем борьбы русского народа с татаро-монгольским игом, рассказано также о борьбе с Литвой, Польшей, с крымскими татарами и затем с польскими интервентами уже в начале XVII века. Далее, мы рисуем национально-освободительную борьбу украинского народа с поляками, связанную с именем Богдана Хмельницкого.
В дальнейшем процесс национально-освободительной борьбы показан особенно ярко на примере войны 1812 г., и, наконец, эта же проблема освещена в рассказе о гражданской войне после Октябрьской революции. В учебнике рассказано не только о национально-освободительных войнах, которые вели русский и украинский народы, но и о национально-освободительных войнах народов Востока. Так, в учебнике показаны национально-освободительные войны народов Средней Азии против русского царизма, против русского государства помещиков и буржуазии, угнетавших и эксплуатировавших эти народы. В учебнике, например, показана национально-освободительная борьба народов Казахстана во главе с Сарым Датовым. Особенно подробно в учебнике изложена борьба народов Средней Азии против самодержавия в 1916 году.
Вопросы колониальной политики, которые часто смущали работавших в этой области, связаны и с проблемой государства, и с проблемой национально-освободительных войн, и с проблемой расширения территории русского государства. Мы не рассказываем подробно в учебнике о событиях, имевших место на территории Средней Азии и Закавказья, где было очень много всякого рода перемен, как например арабское завоевание, завоевание китайское и др. Эти вопросы в учебнике, предназначенном для 3-го и 4-го классов, пришлось опустить. Но в учебнике для последующих классов эти вопросы должны быть обязательно поставлены. Там необходимо будет рассмотреть колониальную политику Ирана, Турции, арабов, Китая по отношению
к народам, живущим на территории СССР. Необходимо будет показать колониальный грабеж народов, являющихся теперь членами нашего Союза, со стороны различного рода иностранных завоевателей. Проблема колониальной политики русского государства чаще всего разрешалась "историками" до сего времени чрезвычайно просто. Обычно начинали со следующего: в XVI в. создалось Московское многонациональное государство, которое начало всех грабить, создалась "тюрьма народов". Сначала, русские захватывают Поволжье, Казань, Астрахань, Башкирию, Сибирь, затем, идет постепенный захват Украины, западных земель, Кавказа, Средней Азии и т. д. Проблема колониальной политики излагалась так, как будто повсюду все захваты делались совершенно одинаково, как будто не было никаких осложнений ни в самом положении агрессоров, захватывавших чужие земли, ни в положении народов и государств, которые захватывались.
Между тем это чрезвычайно важные моменты истории СССР, и "уравниловка" здесь не должна иметь мести. Когда мы, работая над учебником, стали разбираться в захватах и присоединениях отдельных народов, входивших в состав Российской империи, то пришли к выводу, что эти захваты не везде были одинаковы, что мы не должны всю колониальную политику красить в один и тот же цвет: в ней есть разнообразные оттенки, которые нельзя игнорировать. Так, Украина в средине XVII в. присоединяется к России, а Грузия в 1801 г. официально присоединяется Россией. Чтобы правильно оценить, например, последний факт, необходимо показать взаимоотношения Грузии с Ираном, Турцией и Россией, боровшимися между собой за завоевание Грузии. Присоединение к России в сложившейся обстановке было для Грузии наименьшим злом, и об этом в учебнике написано черным по белому. То же самое следует сказать и об Украине, долгое время угнетавшейся польской шляхтой и по этой причине присоединившейся к России.
Когда мы рассматриваем вопрос о присоединении Казахстана к России, то опять видим, что на Казахстан наседали с одной стороны Хивинское ханство, с другой стороны - Китай, с третьей стороны - Российская империя. Для казахских народов присоединение к России, несомненно, было в этот момент также наименьшим злом. Все это обязывает историков, работающих в области колониальной политики, пересмотреть свою старую точку зрения, которая изображала колониальную политику России как одно сплошное черное пятно в истории русского государства.
Остановимся еще на постановке в учебнике вопроса о Сибири. Этот вопрос имеет немаловажное политическое значение. Мы часто называли Сибирь царской колонией. Часто вопрос о ней как о колоний ставился так: было в Сибири какое-то большое государство, а царская Россия его захватила и заставила подчиниться своей государственной власти, русскому царизму, и т. д. На самом деле с Сибирью дело происходило несколько иначе. Сибирь была страной, крайне слабо заселенной. Огромная территория Сибири в значительной части впервые колонизовалась русским народом. Наряду с захватом и подчинением отдельных народов Сибири, еще очень слабо объединенных в государственные образования, с недостаточно диференцированными классовыми отношениями, туда направляется поток русских переселенцев, являвшихся благодаря стоявшей за ними государственной власти единым целым и вносивших свою культуру в жизнь отсталых племен, с которыми они там встречались. Пусть эта культура была варварской, дикой, ко это все же была гораздо более высокая культура
чем та, которую заставали русские переселенцы у народов Сибири. Включение народов Сибири в состав "тюрьмы народов" - царской империи - все же сыграло известную положительную роль в подготовке тех общественных форм, с которыми мы встретились в Сибири, подготовляя победу пролетариата.
Я должен сказать, что разрешение в учебнике ряда исторических вопросов отнюдь не является результатом только наших научных изысканий и нашей работы. Мы были главным образом только как бы аккумуляторами тех указаний, идей и научных достижений, которые передавались нам Правительственной комиссией, поступали к нам от огромного количества ученых, привлеченных последней к работе над нашим учебником.
Вопрос о стихийности, неорганизованности, несознательности крестьянских движений, о невозможности вследствие этого победы крестьянских масс вне союза с пролетариатом и без руководства со стороны последнего является одним из наиболее важных и больших вопросов в истории революционного движения на всем протяжении исторического процесса.
В учебнике указано, что крестьянские движения при рабовладельческом строе и феодализме победить не могли. При капитализме союз рабочих и крестьян стал возможен только на определенной исторической стадии и в определенной исторической обстановке, когда сам пролетариат вырос в сознательную политическую силу и стал руководителем крестьянских и городских трудящихся масс и когда борьба пролетариата была возглавлена большевистской партией.
Стихийность, неорганизованность и несознательность крестьянского движения показаны в учебнике на целом ряде крупнейших восстаний, которые в старых учебниках и статьях большей частью назывались крестьянскими революциями. Так, обычно объявлялись революциями все крестьянские движения XVII-XVIII веков. У Покровского вообще все крестьянские восстания превращены в революции. Украинское национально-освободительное движение он также называл буржуазной украинской революцией, что, конечно, ни в какие двери не лезло. Он "доказывал", что в Запорожской сечи не было феодальных отношений, поэтому борьба ее с Польшей якобы была ранней буржуазной революцией.
Нам нужно показать колхознику, рабочему, их сыновьям и дочерям, что только благодаря союзу рабочих и крестьян была одержана победа над царем, над помещиками и капиталистами. Идея союза рабочего класса и крестьянства в новом учебнике подчеркивается особенно настойчиво. Значение этой идеи в учебнике раскрывается, начиная с рассказа о крестьянской войне и вплоть до изложения хода революционной борьбы в 1905 г., где указано, что союза рабочих и крестьян в 1905 г. не было. Такая постановка вопроса о союзе рабочих и крестьян в революции 1905 - 1907 гг. не является опять-таки заслугой авторов учебника: она целиком основана на указаниях Правительственной комиссии. Далее, в учебнике говорится, что советы рабочих и солдатских депутатов февральской буржуазной революции олицетворяли собой союз победителей в революции - рабочих и крестьян. Это положение также основано на указаниях Правительственной комиссии. Вообще постановка вопроса о союзе рабочих и крестьян, данная Правительственной комиссией, имела решающее значение для всей концепции этой проблемы в учебнике. Правильное же решение этого вопроса в учебнике имеет огромное значение для
современного политического момента, для современных взаимоотношений между пролетариатом и его союзником. Сейчас, в Сталинской Конституции, союз рабочих и крестьян закреплен как единство, которое уже никакими силами не может быть разорвано.
Одним из крупнейших вопросов, который нам необходимо было рассмотреть при составлении учебника, был вопрос, выражаясь несколько упрощенно, о вытаскивании России из отсталого состояния в различные периоды ее истории.
Отставание России объясняется, с одной стороны, татаро-монгольским игом, которое, несомненно, в значительной мере тормозило развитие страны. Маркс писал об этом иге, что "кровавая муть монгольского рабства растлевала и иссушала душу народа"1 . Результатом татаро-монгольского ига было сравнительное отставание России от того уровня, которого за это время достигло развитие народов Западной Европы. Помимо татаро-монгольского ига отставание России вызывалось и такими факторами, как затяжной характер феодальных отношений, причем здесь несомненную роль сыграл и географический фактор. Так, большая оторванность от морей являлась очень значительным тормозом для экономического развития страны. Это понимали наиболее умные представители правящих кругов и, в частности, Иван Грозный, который пытался пробиться к берегам Балтийского моря, но у него вследствие отсталости тогдашней России не хватило сил. Он был достаточно силен, чтобы справиться с татарами Поволжья, с народами Сибири, но использовать свои силы в борьбе на Западе не сумел. Вопрос об отсталости России поставлен в учебнике и для истории конца XVII в., когда образовался всероссийский рынок. В нашем учебнике в специальном разделе (в 26-м уроке) показана экономическая, культурная и политическая отсталость России.
Проблема развития нашей родины как страны, преодолевающей свою отсталость, раскрыта нами на разных этапах ее истории. Еще на наиболее раннем этапе, в эпоху Киевского государства, в учебнике подчеркнута отсталость страны по сравнению с Византией. Принятие христианства русскими в X в. явилось своеобразным методом перенесения византийской культуры к восточным славянам. Изменения в общественных отношениях при Ярославе Мудром, в эпоху таких князей, как Андрей Боголюбский или Всеволод Большое Гнездо, затем в эпоху Ивана Калиты, Ивана III, Ивана IV, были также своеобразными формами вытаскивания страны из отсталости, этапами ее прогрессивного движения. На этом же фоне становится совершенно ясной большая прогрессивная роль преобразований Петра I.
Однако отсталость России сохраняется вплоть до революции 1917 года. Перед революцией мы показали эту отсталость на примере войны 1914 года. Отсталость ведет к катаклизмам, к обострению противоречий между развитием производительных сил и производственных отношений. Показав отсталость России в эпоху классового общества, мы в учебнике рассказываем, как эта отсталость преодолевается в иных общественных условиях, в социалистическом обществе. Когда мы говорим о борьбе Петра с отсталостью России, мы подчеркиваем, что Петр был представителем помещиков и складывающегося класса купцов. Вытаскивание России из отсталости происходило ради их интересов. После победы Октябрьской социалистической революции ликвидация экономической и культурной отсталости нашей
1 K. Marx "Secret diplomatic history of the 18-th century".
страны совершается не в интересах меньшинства, а в интересах огромной массы трудящихся, в интересах всего народа, В этом огромная разница между борьбой против отсталости в классовом обществе и ликвидацией технико-экономической отсталости нашей родины в социалистическом обществе. В классовом обществе эта проблема не могла быть разрешена, и до самого конца своего существования Российская империя так и не могла догнать государств Западной Европы, была отсталой страной. При социалистическом обществе мы сумели быстро ликвидировать экономическую и культурную отсталость и превратили страну в социалистическое индустриальное государство, которое в развитии многих отраслей промышленности не только догнало, но и перегнало европейские государства.
Проблема борьбы с отсталостью, проведенная через весь учебник, дает возможность правильно показать и объяснить наши достижения, внушить учащимся чувство патриотизма, чувство любви к нашей родине, которая ведет борьбу за строительство социализма в интересах большинства, в интересах трудящихся масс, в интересах всего народа.
Большой вопрос о периодизации советского периода истории СССР помогло нам разрешить письмо товарища Сталина к составителям учебника по истории партии. Благодаря сталинской периодизации мы смогли события истории СССР поставить на свое место и точно указать это место. Так, когда идет речь о первой буржуазной революции, мы совершенно определенно говорим: от такого-то периода времени и до такого-то периода времени; к периоду второй буржуазной революции мы относим империалистическую войну и кончаем его фактическим установлением двоевластия и приездом В. И. Ленина. Апрелем 1917 г. мы датируем начало перерастания буржуазной революции в социалистическую.
История самой социалистической революции, на основе сталинской периодизации, делится нами очень определенно на всем понятные, простые и ясные этапы. Так, к периоду военной интервенции и гражданской войны мы относим события до 1921 года. Далее, в 14-м разделе учебника, трактуется вопрос о периоде перехода на мирную работу по восстановлению хозяйства страны. Затем, мы даем историю последних лет, где рассказываем о социалистической промышленности, колхозном строительстве и, наконец, о Сталинской Конституции.
Периодизация истории была чрезвычайно запутана Покровским. Будучи связанными в прошлом со "школой" Покровского, составители учебника должны были как-то продумать и те положения, которые выдвигал Покровский, чтобы раскритиковать их, чтобы понять ошибочность постановки вопроса Покровским. Когда пришлось познакомиться со статьей Покровского "Советская глава нашей истории" в N 14 "Большевика" за 1924 год, затем с брошюрой "Семь лет пролетарской диктатуры", со статьей "Октябрьская революция и Антанта:", опубликованной в журнале "Пролетарская революция", то стало совершенно ясно, что Покровского в качестве образца для периодизации советской истории мы взять не можем.
Во всех этих статьях за основу периодизации он берет "иллюзии", распространенные в разные моменты революции. В качестве примера можно указать на следующий предлагаемый им период - "Октябрь 1917 г. и осень 1918 года" - это переход к социалистическому хозяйству при господстве среди пролетариата пацифистских иллюзий в международных и внутренних отношениях.
В такой периодизации Октябрьской социалистической революции нашла отражение принадлежность М. Н. Покровского в те годы к группе левых коммунистов, что тогда еще сказалось на его политике во время Бреста, где он занял антиленинскую позицию, т. е. сказалась его фракционность. Попытка прикрыть пацифистскими "иллюзиями" масс свой собственный политический провал является своеобразным выпадом против ленинской позиции по вопросу о брестском мире. Этот выпад был сделан спустя много лет после Бреста, потому что статья была написана приблизительно в 1924 году.
Второй этап Октябрьской революции Покровский изображает таким образом; 1918 - 1919 годы - период гражданской войны против буржуазно-помещичьей и демократической контрреволюции и иностранной интервенции и процесс стихийной милитаризации хозяйства и всей системы организации пролетариата.
Самая постановка вопроса о войне против "демократической контрреволюции" неправильна. Где он нашел "демократическую контрреволюцию"? Сейчас это трудно даже понять, так как контрреволюция, по существу, была единой попыткой реставрации капитализма. Непонятен также и "процесс стихийной милитаризации". Почему он считает, что была "стихийная милитаризация", когда эта милитаризация была организованной и весь процесс строительства шел в 1918 - 1919 гг. по определенному плану, по определенной линии и на основе определенных решений партии, осуществлявшей очень настойчиво, шаг за шагом, продвижение по пути к социалистическому обществу. В этом вовсе не было стихийности. Правда, гражданская война уничтожала и дезорганизовала эти начинания социалистического порядка, но все же эти начинания проводились и на них строился весь план победы в гражданской войне. Все мероприятия этого периода, и хозяйственные и политические, были мероприятиями социалистического порядка, социалистического характера.
Покровский 1920 г. и весну 1921 г. называет периодом военного коммунизма. Затем 1921 - 1923 гг. он считает реакцией против "иллюзий" военного коммунизма и первоначальным периодом нэпа. 1923 и последующие годы Покровский объявляет периодом возвращения к плановому хозяйству, периодом сведения нэпа к границам абсолютно необходимого.
Я считаю, что вся эта периодизация Покровского, весь этот подход к истории с точки зрения различных этапов "иллюзий" должны быть отброшены как антиленинские и антинаучные. Такая постановка вопроса о периодизации Октябрьской социалистической революции сближает Покровского с рассуждениями Крицмана в его книге "Героический период русской революции". Покровский расхваливал в свое время книгу Крицмана, говорил, что она является самой замечательной книжкой. Когда ее прочтешь, то становится ясно, что в своей периодизации Покровский исходил главным образом из этой книжки. Что же получается в результате? В книжке Крицмана развернута теория параллельности двух революций - крестьянской революции и революции пролетариата, которые якобы через Октябрь и дальше шли параллельно и не сливались. Это приводит к тому, что Крицман самым решительным образом осуждает политику комбедов, заявляя, что она только затормозила развитие производительных сил страны, что развитие крестьянской революции вело к расхождению между пролетариатом и крестьянством и создало ту опасность, которую выдумывали и о которой кричали правые оппортунисты - реставраторы капитализма.
Вот эта вредная, крицмановская теория двух революций и отражена в той периодизации, которую выдвигал Покровский. Изображать 1918 г, как период демократической контрреволюции, как период стихийной милитаризации промышленности и всей системы организации пролетариата (т. е. и партия, и советы, и комбеды - все это было стихийно), утверждать, что тогда не было никакого организованного влияния партии, - это значит фальсифицировать историю. И хозяйственные, и политические, и культурные, и организационные задачи революции решались под руководством партии по определенному плану, в который были вложены гениальные идеи В. И. Ленина. Возьмем хотя бы план электрификации, или план создания комбедов, или план продовольственной кампании, политику Наркомпрода, направлявшуюся, по существу, Лениным. Разве она не имела решающего значения для победы в гражданской войне? Конечно, она имела громадное значение, а ее душой был Ленин, который говорил, что борьба за хлеб - это борьба за социализм. Гениальные идеи, которые были развернуты Лениным в период гражданской войны, гениальные идеи Сталина, вложенные им в организацию Красной армии, в стратегию гражданской войны и т. д., разве эти идеи не являлись социалистическими, разве эти идеи не исходили от вождей пролетариата, от вождей социалистического общества?
У Покровского весь подход к вопросам периода гражданской войны, объявление всего, что делалось в эти годы, стихийным: организацию пролетариата, милитаризацию хозяйства и т. п. - было, несомненно, грубым извращением сталинских и ленинских установок.
Эти концепции Покровского в области периодизации истории были уже осуждены, хотя и очень робко и даже, по-моему, совсем слабо, но все же были осуждены. Составителям учебника с ленинских и сталинских позиций очень нетрудно было отказаться от какого-либо использования этих предложений Покровского по периодизации советского периода истории СССР. Мы приняли те исключительно важные, четкие и ясные указания, которые были даны товарищем Сталиным составителям учебника по истории партии. И это оказало нам очень большую услугу. Положив их в основу нашей работы, мы добились на втором этапе, во время переработки учебника, гораздо лучших результатов, чем в первом варианте представленного на конкурс учебника.
При составлении учебника нами была поставлена еще одна проблема, которая в учебнике Покровского "Русская история в самом сжатом очерке" и не ставилась. Это показ истории отдельных народов СССР, показ их как субъекта истории. В постановлении Жюри конкурса от 22 августа 1937 г. сказано, что и наш учебник недостаточно полно разрешает эту задачу, но все же в постановлении Жюри отмечено, что наш учебник эту задачу в какой-то степени разрешил, и это обстоятельство я считаю необходимым подчеркнуть. И при составлении схемы учебника и при разработке учебного материала по урокам вопрос о связи истории русского народа с историей других народов нашего Союза и вопросы истории последних были одними из самых трудных.
Поэтому необходимо подчеркнуть, что сейчас важнейшей задачей историков является написать хотя бы небольшие, хотя бы очень краткие (может быть, только по определенным разделам) очерки по истории отдельных народов СССР. У нас нет до сих пор книжек по истории Средней Азии, по истории народов Северного и Центрального Кавказа. По истории народов Сибири кое-что есть, но все это напи-
сано без всякого плана. Между тем без таких книжек, одними очень краткими, зачастую неверными статьями в энциклопедических словарях сейчас удовлетвориться нельзя. И для нас при составлении учебника история отдельных народов СССР была самой трудной задачей, которую мы разрешали с величайшим напряжением, используя всякие источники, какие, собственно, нельзя было бы и брать в руки при такой срочной работе, а между тем нам приходилось копаться в первоисточниках и проверять факты.
Теперь, когда на очереди стоит задача создания учебника для средней школы, потребность в очерках по истории отдельных народов СССР, конечно, не миновала. Необходимо издать хотя бы небольшие книжки, по 5 - 6 - 10 печатных листов, содержащие строго проверенный материал по истории Грузии, Армении, Азербайджана, Дагестана и других отдельных народов Кавказа, Средней Азии, Украины, Белоруссии. Сейчас ведь у нас нет ни одной серьезной марксистской книжки по этим вопросам. Их отсутствие страшно мешало нам в работе над нашим учебником, будет мешать в работе и над вторым учебником и является большим недостатком для педагогов, которым придется пополнять факты, изложенные в учебнике для начальной школы, пользуясь только небольшими отрывками в энциклопедических словарях. К тому же и энциклопедические словари можно найти не в каждой школе и не в каждом селе. Такие небольшие книжки нужно издать массовым тиражом, чтобы каждый учитель мог их иметь, чтобы они помогли ему работать над учебником для начальной школы.
И, наконец, необходимо остановиться на вопросе о языке нашего учебника. Одни говорят, что учебник очень сух, очень схематичен; другие находят, что он все же доходчив, что дети его понимают. Мы его проверяли на детях. Оказалось, что дети не все так просто понимают, что им надо сообщать не слишком много дат, имен, названий и географических терминов.
В печати сообщалось о том, как дети воспринимают различные исторические факты через призму современности, как они, например, Юрия Долгорукого называли "длинноруким", варягов называли "ворягами". То, что у нас в учебнике, в рассказе о причинах возвышения Московского княжества, названо торговлей, у советских детей называется спекуляцией.
Мы ставим себе задачу - сделать учебник с литературной стороны безукоризненным. Нам много помогли в этом направлении, в том числе и специалисты в области языка. Тем не менее отдельные, неудачные с литературной точки зрения слова и выражения в учебнике все же остались. Так, недавно "Правдой" было получено письмо от некоего тов. Любимова, который пишет, что он смотрел учебник и нашел в нем целый ряд неприемлемых оборотов речи. Например в рассказе об аресте Временного правительства есть такая фраза: "Сидели несколько перепуганных людей" (стр. 158) - вместо "сидело". В рассказе о декабристском вооруженном восстании 1905 г. сказано: "Против восставшего народа в Москве не хватало войск" (стр. 131). И этот оборот речи неудовлетворителен. Или есть такое выражение: "более тысячи людей" вместо "человек".
Мы имели в виду, что учебник составляется нами для детей такого возраста, к которым нужен специфический подход даже со стороны языка. И все же в учебнике есть ряд таких, например, неправильных оборотов речи: "Сделали самодельный мост" или "Бастовать против капиталистов". Было бы чрезвычайно важно, если бы специа-
листы из Академии наук просмотрели учебник с точки зрения языка, с точки зрения его литературной формы и дали бы поправки для будущих изданий. Это значительно улучшило бы учебник со стороны чистоты и правильности языка.
Работу над учебником нельзя еще считать законченной: ее достаточно много еще впереди. Коллективу составителей учебника не следует успокаиваться на том, что учебник одобрен: это не значит, что им нечего больше делать: надо не забывать, что пи один из учебников, в том числе и наш, не получил первой премии. И в нашем учебнике есть, конечно, целый ряд дефектов. Поэтому коллектив составителей должен продолжать работать над учебником и добиться того, чтобы учебник для последующих изданий действительно был сделан во всех отношениях на "отлично".
Вторая задача, которая стоит сейчас перед нами, заключается в доведении учебника до школы, до ученика и до его родителей. Поэтому всем нам, историкам, надо сейчас включиться в работу по внедрению учебника в жизнь, в работу по подготовке учительства к использованию учебника на занятиях. С учителями, в особенности 3-го и 4-го классов, которым прежде всего придется вести занятия в школе по нашему учебнику и которые в историческом отношении недостаточно подготовлены, необходимо будет провести в течение короткого срока большую работу. Сейчас уже организуется целый ряд курсов по переподготовке учителей истории. В эту работу надо включиться всем историкам, потому что дело это в такой же степени важно и политически необходимо, как и создание самого учебника.
Наш учебник пользовался вниманием и получил огромную помощь со стороны товарища Сталина, со стороны Центрального комитета нашей партии, Совнаркома, со стороны Правительственной комиссии - это должно особенно вдохновлять историков нашей родины на еще более упорную работу по быстрейшему и лучшему выполнению указаний товарища Сталина о создании учебников по истории.
Вопрос об историческом воспитании школьников, рабочих, красноармейцев, колхозников является сейчас, как уже было мною сказано, чрезвычайно важной политической задачей. Вопросы истории сейчас так ставятся, им уделяется столько внимания нашей прессой, нашим общественным мнением, что историей начинают интересоваться все, от мала до велика. Этот подъем интереса масс к истории должен еще больше стимулировать наших советских историков на то, чтобы под руководством партии и правительства работать еще лучше, плодотворнее и напористее и добиться успешного выполнения поставленных товарищем Сталиным задач в деле дальнейшего развития марксистско-ленинской исторической науки и подъема исторического образования в СССР.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Libmonster Russia ® All rights reserved.
2014-2024, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Russia |