Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-14418

Share with friends in SM

До сих пор в нашей исторической литературе не появилось ни одного обзора современной американской буржуазной исторической литературы. Между тем продукция американских историков чрезвычайно велика и заслуживает внимания. "Американская историческая ассоциация в 1932 р. насчитывавшая 8700 историков, ведущих исследовательскую работу1 , издает два исторических журнала: "The American Historical Review" и "The Journal of Modern History" ежегодно публикует несколько крупных монографий Провинциальные исторические общества издают больше десятка исторических журналов, посвященных главным образом местной истории, а также публикуют ряд монографий и собраний документов. Университеты (особенно Гарвардский, Джона Хопкинса в Балтиморе, Колумбийский в Нью-Йорке и др.), научные институты (Карнеджи в Вашингтоне и др.), библиотеки (особенно библиотека Конгресса), а также партийные и частные издательства ежегодно публикуют значительное число исторических монографий, диссертаций, сборников документов и популярных исторических работ.

Тематика этих работ весьма широка и охватывает историю не только обоих континенте Америки, но также Европы и восточных стран. В области исследования некоторых проблем истории всеамериканских стран историки США начинают занимать руководящее положение в буржуазной науке - упомянем например об исследованиях Трасса по английскому феодализму.

Следует отметить чрезвычайно высокую технику американских документальных изданий. Ряд публикаций издан фотостатическим путем. Насколько велики технические возможности в Америке, показывает хотя бы следующий факт: для комментариев к запискам Цезаря о галльской войне секта была с аэроплана территория Франции, так как за две тысячи лет рельеф местности не мог коренным образом измениться. На Международный исторический конгресс в Осло приехало значительное число американских историков - не только профессоров и научных работников, но и студентов. Однако на последнем Международном историческом конгрессе в Варшаве (август 1933 г.) в связи


1 В финансировании этого общества принимают участие Общество Карнеджи и Л. Рокфеллер.

стр. 126

с кризисом, особенно поразившим США, участие Америки в конгрессе было менее активным. В связи с кризисом количество выходящих из печати исторических работ ощутительно уменьшилось.

Еще М. Н. Покровский обратил внимание на блестящую форму журнальных статей, публикуемых в американских исторических журналах. Небольшие статья часто представляют собой хорошо разработанные фактические исторические справки и в литературном отношении обычно тщательно оформлены Обзоры исторической литературы, критико-библиографические статьи, а также рецензии, помещаемые в американских журналах, особенно в "The American Historia Review" отличаются систематичностью и большой полнотой (до последнего времени слабее всего освещалась историческая продукция СССР).

Среди публикуемых монографий, весьма различных по научной ценности и по фактическому обоснованию, имеется ряд крупных капитальных изданий, являющихся результатом кропотливого, многолетнего исследования нескольких тысяч печатных и архивных источников и других материалов.

Попробуем в общих чертах наметить основные вехи в развитии американской историографии. Ее предшественницей является обширная полупублицистическая литература эпохи революционной войны и классовой борьбы в период образования США. В ходе борьбы колоний с Англией в памфлетах Пэнна и Дикинсона в Америке, Борка в Англии с пламенным революционным пафосом али с холодным расчетом и реакционной злобой трактовался вопрос об исторических корнях враждебности колоний к Англии и о причинах разрыва между ними. После окончания войны в период обостренной классовой борьбы внутри нового государства появляется "Федералист"2 , главные авторы которого - Мэдисон и Джефферсон вместе с пространным комментарием в американской конституции дали исторический комментарий к борьбе" колоний против Англии и к борьбе классов внутри США. Несомненно, что под влиянием опыта революционной войны и кульминационного момента классовой борьбы в период образования США - восстаний 1786 г., самое крупное из которых связано с именем Шейса, - Мэдисон пришел к выводу о том, что "наиболее обычный и постоянный источник фракций ("factions") было неравное распределение собственности. То обстоятельство, что одни обладают собственностью, а другие лишены ее, всегда порождало в обществе различные интересы. Так обстояло с должниками и кредиторами; интерес землевладения, промышленный интерес, торговый интерес и многие другие интересы меньшего значения по необходимости возникали у цивилизованных народов и разделяли их на различные классы (into different classes), движимые различными чувствами и взглядами. Регулирование этих различных и сталкивающихся интересов является главным делом современного законодательства и вмешивает в необходимую и обычную деятельность правительства партию и фракцию" ("and involves the spirit fo party and faction in the necessary and ordinary operations of governement")3 .

Анализируя конкретные исторические события, Мэдисон обращает внимание на побудительные мотивы революционных движений и например, осуждая Д. Шейса, замечает, что "если бы Шейс не был безнадежным должником4 , то весьма сомнительно, был ли бы Массачузетс ввергнут в гражданскую войну" ("into a civilwar")5 .

Таким образом еще до французских историков эпохи реставрации - Гизо, Минье, Тьерри и др. - американский политик и публицист дает "экономиче-


2 "The Federalist", a Collection of Essays, written in Favour of the New Constitution, as Agreed by the Federal Convention 1787. Rep. C-y Henry Danson, Ld., 1863.

3 См. Ch. Beard, The American Party Battle, The Macmillan C-y, N. Y., 1928, p. 6.

4 Разрядка подлинника.

5 "The Federalist", Ld., N6, 1863, p. 30. Статья, из которой взята эта цитата, относится к 1787 г.

стр. 127

скую" интерпретацию классовой борьбы, являясь в этом отношении конечно продолжателем длинного ряда предшественников. Выдвинутый Мэдисоном принцип "экономической" интерпретации классовой борьбы не препятствовал "Федералисту" оставаться на идеалистических позициях. В N6 "Федералиста" указывается на необходимость сильной федеральной власти, не только потому, что опасны войны внешние, что "не меньшие опасности иного и быть может еще более тревожного свойства те, которые по всей вероятности возникнут из трений между самими штатами и из домашней борьбы партий и домашних потрясений". Причины внутренних потрясений автор статьи считает столь же бесчисленными, как и причины международной войны, и аналогичными им. К числу этих причин он относит любовь и власть, стремление к равенству, соперничество в торговле между коммерческими нациями и т. д., но в основе этих причин лежат страсти отдельных людей. Далее автор приводит примеры из истории и современности, вспоминая Перикла и Аспазию, кардинала Уолси, мадам де-Ментенон, герцогиню Мальборо, мадам де-Помпадур" указывает, какие вредные последствия - войны, разрушение целых государств и т. д. - имели страсти этих лиц. Даже то, что Д. Шейс был "безнадежным должником", автор статьи относит за счет порочности его натуры"6 .

Исторические работы, написанные в США в начале XIX в., в подавляющем большинстве продолжали "вигскую" традицию, именно традицию победившего буржуазноплантаторского крыла вигов. Возможно, что это обстоятельство дало повод Фенимору Куперу написать в 1830 г.: "Во всей истории Америка нет не только ни одного темного факта, нет даже сомнительного; все не только выяснено и известно, но даже общеизвестно..."7 .

Подобное отсутствие критицизма характерно для американских историков XIX в., писавших до гражданской войны. Историки этого периода - Бэнкрофт, Мотли и др., писавшие в период бурного экономического роста Соединенных штатов и непрерывной экспансии левого государства на запад, противопоставляли демократическую Америку полуфеодальной Европе, отвлекаясь при этом от существования рабства в Южных штатах, изображали отделение колоний от Англии в романтическом ореоле, а из Вашингтона сделали легендарного героя. Основой исторических событий они считали волю божественного провидения. Они безмерно идеализировали американскую демократию и утверждали, что в отличие от других стран Америка не знает разделения на классы, что в этой стране каждый в молодости бедствует, в зрелом возрасте имеет сбою собственность, а к смерти располагает достаточными средствами. Между прочим эту концепцию развивал в некоторых своих выступлениях Авраам Линкольн, а воспроизведение ее мы находим и в исторических работах позднейшего периода, например в работе Брайса "Американская республика". В известном смысле американская историография XIX в., "ранняя" (early) школа Бэнкрофта, Мотли и др. стояла ниже публицистики конца XVIII в., открыто констатировавшей наличие классовой борьбы в Америке.

В 70 - 80-х годах получило развитие направление, которое проф. Бирд считает особой школой. Виднейшие представители его - проф. Джон Фиске (1842 - 1901 гг.), проф. Джон Барджес, основавший в 80-х годах кафедру политических знаний в Колумбийском университете, и А. Д. Уайт из Мичиганского университета. Эти ученые, в особенности проф. Дж. Фиске, развили теорию о том, что "тевтонские племена с самого начала обладали особыми политическими талантами и способностями", что политические достижения американского народа обязаны политическому гению германской расы, что тевтонские племена, вторгшись в Англию, уничтожили всякие следы романской и британской культур и


6 The "Federalist", Ld., N6, 1863, p. 30.

7 "Лионель Линкольн", пер. Е. Киселева, СПБ, год издания не указан, стр. 3.

стр. 128

создали в Англии государственные учреждения, которые затем были перенесены в Америку и наивысшим выражением которых явилась американская конституция.

Таким образом теория фашистских историков и политиков - Ревентлова, Геринга, Гитлера - имела своих предшественников среди германских историков-националистов XIX в., выступавших в Америке. Это течение однако вряд ли можно назвать одним из основных этапов развития американской историографии, как это делает Чарльз Бирд8 .

Эрой перелома, появления нового течения в историографии, критического по методам исследования и "социального" по содержанию, американские историки считают 80 - 90-е годы, когда появились работы Винзора и Тарнера9 . "Поворот в методах исторического исследования, наступивший в 80-х годах, - пишет проф. Джемс Франклин Джемсон10 , - был связан не только с литературным влянием Ранке и его учеников Вайда, Зибеля, Дройзена и др., но и с непосредственным влиянием немецких историков, у которых они учились в немецких университетах". "С 1876 г. университет Джона Хопкинса начал подготавливать историков-исследователей, вскоре после этого и многие другие университеты стали готовить историков, имеющих ученые степени". В 1884 г. появился первый том "Повествовательной и критической истории Америки" Джастина Винзора. Это была первая работа, которая давала критический обзор вышедших ранее исторических работ в данной области.

В том же году была образована Американская историческая ассоциация11 .

Несколько иначе ставит вопрос о дате, с которой связано появление нового "критического" и "социального" направления проф. А. М. Шлезингер. Поворотным пунктом американской историографии Шлезингер считает 1393 г., когда появился адрес проф. Дж. Фред. Тарнера о значении Запада в американской истории, адрес, прочитанный им на собрании Американской исторической ассоциации12 . Вопрос о дате появления нового направления не существенен, так как это направление сложилось не в один день и корни его можно искать в более раннем периоде. Нам кажется существенным другое, а именно, что это "критическое" и "социальное" направление явилось продуктом классовых боев эпохи I Интернационала.

"Социальное" направление в Америке с его скептическим отношением к официальной историографической традиции, ставящее задачей всестороннее изучение социальных движений, в том числе и классовой борьбы в США, появилось в результате гражданской войны и возникновения массового движения американских рабочих в 70-х годах.


8 Ch. Beard, An Economic interpretation of the Constitution of the U. S., N. Y., 1914. p. 2.

9 Turner, F. J., Significans of the Frontier in American History. Annual Report of the American Historical Review for 1893, p. 197 - 227.

Его позднейшие работы "Rise of the New-West, 1819 - 1829", N. Y., 1906. Harp. Br. The American Nation History, V. 14; "The Frontier in American History", N. Y., 1920.

Winsor, Justin, Narrative and Critical History of America, V. I - VIII, Ld., 1889.

10 "Historical Schoolarship in America. Needs and Opportuities". A Report of the Committee of the American Historical Association of the Planning of Research, N. Y., 1930, p. 5.

11 Один из виднейших современных американских историков проф. Дж. Фр. Джемсон говорят: "В 1880 г. в Америке было девять профессоров история, и только четыре из них специально были заняты научной работой и печатали исторические работы. Остальные были заняты только преподаванием и по большей части мало походили на историков, которые писали; они были преуспевающими способными любителями - тот класс работников в области историй, который - мы к сожалению должны притти к такому выводу - по истечении 50 лет не возрос в такой же пропорции, как богатство и население страны".

12 Работа Джастина Винзора, в которой преобладает историографическое начало, также построена на признании географического момента решающим фактором историй, но не дает столь же разработанной концепции, как работ Тарнера.

стр. 129

Мы считаем не подлежащим сомнению существование этой связи. Характерным для "социального" направления является его "объективизм" его тенденция к отказу от оценки исторических событий, к "беспристрастному" описанию событий по летописному образцу. Этот "объективизм" у ряда крупнейших представителей "социального" направления выразился в отраде от анализа исторического процесса (Мак-Мастер, в известной мере Родес и множество историков меньшего значения). С другой стороны, те истории социального направления, которые пробовали создавать концепции исторического процесса в. США, как например Тарнер, Бирд, Шлезингер, либо стояли на базе эконом-географической интерпретации истории, либо создавали концепции, в которых буржуазная методология довлела над фактами и становилась препятствием к их научному анализу. Анализируя концепции некоторых виднейших представителей "социального" направления и его дальнейших ответвлений, мы попробуем обосновать тезис о том, что применение научных приемов техники исторического исследования в Америке произошло в период, когда уже обозначился предел, дальше которого в буржуазных условиях не могло и не может итти развитие исторической науки. Тот разрыл между блестяще разработанной исследовательской техникой и скудостью методологического содержания исторических работ, на который жаловалась специальная комиссия по "планированию исторической науки в США" (созданная в 1932 г. Американской истерической ассоциацией и опубликовавшая в 1983 г. свои выводы), был неизбежно обусловлен с самого возникновения дайной исторической шкоды.

Остановимся сначала на вопросе о времени возникновения "социального", направления. Прежде всего необходимо отделить формальный критерий "критического" характера исследования, заключавшегося в привлечении документального материала, в разработке научных методов экстраментальной и интраментальной критики источников и т. п., от характеристики направления по существу, от определения его как "социального". Острая потребность разобраться в классовых основах исторического процесса в США не могла не появиться посла гражданской войны в Кансасе в 1854 - 1356 гг. и после гражданской войны в национальном масштабе в 1861 - 1865 гг. Первыми историками гражданской войны, которые стали освещать ее с "южной" и с "северной" точек зрения, были президент южной конфедерации Дэвис, вице-президент той же конференция вдохновитель и идеолог сецессии юга Ал. Стифсис, активный политик севера Гораций Грили и др. Перенесение исследовательской техники германских историков было позднейшим моментом, способствовавшим оформлению "социального" направления. Виднейшие представители "объективной" социальной юколы - Винзор, Мак-Мастер, Родес, Тарнер и др. прежде всего являются историками, стоящими на "северной" точке зрения. Независимо от того, какой исторический период они разрабатывали13 , эти историки являются идеологами буржуазного развития, и в этом их прогрессивное значение. Однако несомненно, что именно появление работ Тарнера было событием большой важности. Тарнер в своей работе об американском западе14 впервые в американской исторической науке дал целостную концепцию развития американского капитализма - пусть концепцию одностороннюю, подвергшуюся критике даже со стороны американских историков, но концепцию оригинальную, разработанную на огромном фактическом материале, концепцию, оказавшую влияние на последующую американскую историческую науку15 . Тарнер считал основным фактом американской истории "существование свободной земли и непрерывное углубление заселенной черты на запад". При этом Тарнер утверждал, что пере-


13 Основная часть работ Винзора например относится к XVII - XVIII вв.

14 "The Bise of the New-West", N. V., 1906.

15 Проф. Тарнер умер в 1932 г. В связи с его смертью его концепция вновь подверглась обсуждению в исторических журналах США.

стр. 130

довая полоса поселений - это "скорее общественная организация фермеров, чем географическое понятие". Тарнер считал, что в Америке сосуществуют различные стадии общественного развития, начиная от первобытной дикости и кончая капитализмом. Колонист-переселенец, по Тарнеру, сам мог выбирать ту эпоху, в которой он хотел жить.

"Заселение запада шло в виде целой серии волн, - пишет Тарнер. - Индейцев нашли торговцы мехами, за ними последовали фронтисмены, скот которых пользовался естественной травой и лесными жолудями. Затем следовала волна примитивных земледельцев, вслед за которой шла полоса интенсивного фермерства и городской жизни. Все ступени социального развития проходили перед глазами путешественника, когда он следовал с фронтира16 к востоку", и таким образом по мере продвижения "крытого фургона" на запад колонист перемещался в давно прошедшие времена, возвращался к уже пройденным человечеством ступеням развития. Основная категория, которой оперирует Тарнер, - это географический район, понимаемый им в узко географическом аспекте и в социальном, как некоторое социальное единство, которому присущи общие интересы. Вот формулировка самого Тарнера: "В одном отношении Соединенные штаты даже и в свои ранние дни были больше похожи на империю, чем на нацию. Секционализм лежал в основе американской истории до настоящего времени17 . Огромные физиографические провинции формировала основу для развития естественных экономических и социальных областей, которые по их размерам, по социальным ресурсам и по их духу можно сравнить с нациями старого мира...".

Политическую борьбу в США Тарнер объяснял противоположностью интересов этих секций. "В соперничестве своих лидеров эти социальные различия находили свое политическое выражение. Океан доминировал над интересами Новой Англии и связал ее со старым миром"18 .

Исходя из этих предпосылок, Тарнер придает огромное значение включению в состав США новых территорий и считает движение на запад основным фактом истерия США.

Основной методологический порок Тарнера - это отсутствие у него представления о единстве всего исторического процесса в США как процесса развития капитализма с его антагонистическими противоречиями. Развитие промышленности и образование пролетариата фигурируют в концепции Тарнера лишь как второстепенный момент, а не в качестве основного, ведущего. Рабочее движение совершенно выпадает из поля его зрения, и это понятно, так как противоречие между рабочими и буржуазией - это противоречие внутри "секции", внутри всей страны, а эти противоречия выпадают не схемы Тарнера. Заселение запада, рассматриваемое не как производное от развитая капитализма, а само по себе, приобретает фантастический облик движения истории вспять, возвращения больших отрядов человечества в давно прошедшие истерические эпохи. Несмотря на то, что неверная методология лимитировала исследовательские возможности крупного ученого, с неизбежностью приводила его к абстрактному схематизированию, все же в пределах своей методология Тарнер дал блестящую разработку ряда детальных проблем, например разработку проблемы экспансии плантационного хозяйства, разработку конкретней картины колонизации северо-запада и др. Исследования Тарнера были огромным шагом вперед в развитии американской исторической науки и вместе с тем


16 Frontier - слово, обозначающее в одно и то же время и фронт и границу - границу поселений колонистов-пионеров, бывшую в то же время фронтом войны с соседями. Это слово французского происхождения и произносится "фронтир" (в этом произношении отражено смешение англо-романской фонетики).

17 Написано в 1920 г.

18 Turner, Op. cit., p. 10.

стр. 131

этапом, наложившим отпечаток на все последующее развитие историографии о США.

Социогеографизм далее в более упрощенной форме "экономгеографической" интерпретации истории находит сторонников в Америке вплоть до сегодняшнего дня. Так например, Mc. Hlroy полагает, что "география должна дать ответ на экономические проблемы". Дженингс19 повторяет ту же формулировку: "Жизнь, раса и характерные черты народа зависят не в малой мере от физической формации страны и от того, как велась борьба с природой первыми переселенцами..."20 . На той же позиции стоит проф. Джон Смит: "Соединенные штаты имеют большое обилие и разнообразие природных условий и очень благоприятный климат. Эти условия сделали их богатейшей нацией в мире".

Влияние экономгеографической концепции сильно сказывается на тех историках, которые знакомы с работами Маркса и считают, что они дают классовую интерпретацию истерли. Среди них следует прежде всего выделить Чарльса Бирда, теперешнего президента Американской исторической ассоциации, выступившего в 1933 г. с работой "Экономическая интерпретация конституции США", работой, встреченной чрезвычайно резкой критикой. Бирда обвинили в марксизме, а в период реакции, наступившей в годы империалистической войны, Бирд, выступивший с "экономическим" объяснением причин войны, был вынужден оставить кафедру в Колумбийском университете.

В известных случаях в работах Чарльса Бирда можно найти анализ классовых сил. Вот например одна из его характеристик: "Корни партийного антагонизма уходят далеко вглубь колониального периода. В Вирджинии вплоть до конца XVIII в. шла борьба между фермерами нагорных районов и плантаторами - дворянами побережья. В бурную эпоху кануна революционной войны против Великобритании разделение между "патриотами" и "тори" дополнялась острой рознью в среде первых. Неоднократно городские ремесленники приводили в ужас купцов радикальными требованиями и серьезными возмущениями. В течение всей революционной войны "революционисты" были расколоты на две фракции - радикальную и консервативную, на ремесленников и бедных фермеров, с одной стороны, и купцов и обладателей крупных состояний - с другой, между которыми шла борьба"21 .

Однако обвинение Бирда в принадлежности к числу историков-марксистов по меньшей мере несправедливо. В своей "Экономической интерпретации конституции" Бирд дает довольно подробные сведения об имущественном состоянии всех делегатов конституционного конгресса 1787 г. и не только анализирует группировки, получившиеся при голосовании важнейших вопросов, он дает также характеристику борьбы внутри делегаций отдельных штатов, исходя из имущественных интересов самих делегатов и из экономической дифференциации внутри каждого штата. По Бирду, район с одними экономическими интересами выступает как целое против других районов с другой экономической характеристикой, интересы одних групп капитала против других. Так например, в штате Массачузетс (где в 1786 - 1787 гг. разыгралась обостренная классовая борьба, считанная с именем Д. Шейса и ого сторонников) Бирд находит борьбу следующих интересов: 1) торговли, 2) денежного капитала, 3) держателей ценностей в виде различных бумаг (представители этих групп голосовали за сильное федеральное правительство) и, с другой стороны, - интересы сельских местностей (в частности центральных районов штата, за эти интересы борются представители мелких фермеров).

Бирд считает, что основной линией борьбы была борьба между интересами земледелия и торговли, затушевывая таким образом расслоение в среде фер-


19 "Jennings, W. W., A History of Economic Progress in the U. S.

20 Мотилев, Проблемы темпа развития СССР, изд. 3-е, М. -Л., стр. 32.

21 Ch. Beard, Party Battle, p. 30.

стр. 132

мерства Новой Англии, не говоря уже о противоречии классовых интересов между мелкими землевладельцами и владельцами крупных поместий (которых в Новой Англии оставалось много и после конфискация имений лойялистов и переселения их в Канаду и Англию). Однако Бирд строго придерживается своей экономгеографической теории социальной борьбы и вступает в полемику с Гардингом, исследователем вопроса об отношении Массачузетса к федеральной конституции, который пытается отступить от экономгеографической интерпретации. Пока Гардинг не идет дальше таких утверждений как например: "В борьбе в Массачузетсе имело место столкновение таких интересов, частью действительных, частью вымышленных, между земледельческой и торговой секциями штата", Бирд соглашается с Гардингом. Однако, когда последний в осторожной форме заявил, что те, кто в Филадельфии поставили свои имена под новой конституцией, солидаризировались с аристократией, и что чувство антагонизма между демократией и аристократией лежало в основе оппозиции на конвенте в Массачузетсе, Бирд решительно заметил: "Конечно второй элемент оппозиции - аристократия против демократии, введенный Гардингом, - в действительности ничто". Он считает, что в этом столкновении под другой маской выступает то же противоречие между различными секциями. В данном случае вопреки реальному положению дел в Массачузетсе, где за год до принятия конституции было крупное восстание сельской и городской бедноты против аристократии землевладения и капитала, Бирд предпочитает оставаться на позициях "экономгеографического" секционализма.

Когда же дело доходит до анализа классовых противоречий современного капитализма, то Бирд тем менее может подать повод для обвинения его в марксизме. Если мы возьмем одну из общих работ Ч. Бирда22 , то узнаем о том, что современная Америка обязана своим процветанием "классу" индустриалов, в состав которых входят изобретатели, "деловые люди" и рабочие. Тут же указано, кто является виднейшими представителями трех составных частей этого "класса": изобретателей - Эдиссон, людей дела - Карнеджи и Рокфеллер, рабочих - Самюэл Гомперс (!).

В одной из своих последних работ "Партийная борьба в США" Бирд присоединяется к формуле практического политика конца XVIII в., федералиста Мэдисона о том, что "разделение голосов между партиями происходит вследствие обладания различными видами и различным количеством собственности. Однако Бирд предостерегает против того, чтобы придавать слишком большое значение этому моменту. Так объясняет он, бывают разные капиталисты. Одни, например, заинтересованы в протекционистских тарифах, другие вкладывают свой капитал в такие отрасли, которым не угрожает иностранное соперничество, и в защитительных тарифах не заинтересованы. Солидарность труда, по Бирду, также проблематична: так например, если данная отрасль в промышленности зависит от покровительства тарифов, то в этой отрасли неизбежна солидарность труда и капитала в данном вопросе. Далее, пишет Бирд "одна отрасль промышленности мелют весьма преуспевать, в то время как другая находится в состоянии регрессии"23 . И Бирд приводит решающий с его точки зрения аргумент против теории "солидарности труда": "Горняки могут голодать, в то время как железнодорожные кондуктора и машинисты могут жить хорошо и делать большие вклады в свои союзные банки"24 . Помимо этих существенных, по мнению Бирда, аргументов против экономического объяснения истории говорит наличие расовых, религиозных и прочих моментов в истории. Прогрессивность Бирда в качестве представителя новой "экономической" шко-


22 Oh. Beard, A Short History of the American People, N. Y., 1925 (эта книга является учебником).

23 Oh. Beard, Party Battle, p. 9.

24 Ibid.

стр. 133

лы по сравнению со старой школой американских историков состоит в том что он, характеризуя исторические события, ставит вопрос об их классовой подоплеке. Вместе с тем, интерпретируя эти заявления, Бирд подменяет анализ экономических сил анализом экономических интересов, т. е. ограничивается перечислением экономических вопросов, которые становились объектом борьбы. Подобная постановка вопроса объясняет, почему в работах Бирда, Джемсона, Формана, Карман, Коммонса, Фалькнера, Филлипса и других представителей экономического направления мы находим иной раз материал, который может нам помочь найти интересующий нас ответ о классовой сущности тех или иных событий американской истории, но еще чаше мы находим половину нужного нам материала и полуответ на, интересующий нас вопрос - ответ искаженный, неверный. Основное, чего нет в работах американских историков, это широты исторической перспективы, понимания общих линий исторического процесса, того понимания, которое может быть дало только марксистско-ленинской теорией. Вот почему у американских историков не отделены основные противоречия от противоречий второстепенных и вместо вскрытия сущности явлений мы находим у них эклектическое перечисление тех или иных интересов, тех или иных способствовавших или противодействовавших" причин.

В январе 1934 г. Бирд окончательно порвал с "экономическим" направлением и в статье в "American Historical Review" заявил, что в течение последних 30 лет существовали две основные ложные теории - "экономический материализм" и расовая теория - и что обоим этим направлениям нужно объявить войну. В этой статье Бирд ставит вопрос об истории как о "вере".

Бирд является не единственным авторам, который пытался изучать Маркса, не достигнув при этом решающих успехов. Другой видный американский историк Дж. Коммонс, редактор публикации документов по истории Соединенных штатов25 , цитирует Маркса, заявляет о своем согласии с некоторыми его положениями и пря этом говорит, что методологией Маркса можно пользоваться, "дополнив" ее концепциями Шмоллера и Бюхера, причем, ссылаясь на Маркса, несколько наивно, но с немалой настойчивостью пытается втиснуть американскую историю в схему Бюхера, далее не всегда заботясь о сколько-нибудь достаточной фактической аргументации для своих априорных выводов.

На Маркса ссылается и А. М. Шлезингер, занимающий историческую кафедру в одном из старейших восточных университетов - в Гарвардском университете, автор и редактор ряда солидных исторических изданий, один из руководителей Американской исторической ассоциации. "Хотя черты этой теории, - пишет Шлезингер, подразумевая "экономическую" интерпретацию истории, - могут быть найдены в произведениях, написанных до нашей эпохи. Карл Маркс как отец современного социализма правильно рассматривается как великий автор, сформулировавший эти доктрины". "Несомненно, - пишет далее Шлезингер, - что ассоциация имени Маркса с теорией экономического детерминизма заставила многих отнестись к этой точке зрения со значительным недоверием. Даже историей, в частности в США, принимали меры предосторожности, чтобы не быть причисленными к числу приверженцев этой доктрины"26 . Шлезингер считает однако, что изучающий американскую историю может "игнорировать марксистской происхождение доктрины и претендует на чисто (американское не происхождение, поскольку эта доктрина содержится уже в высказываниях Мэдисона"27 .


25 J. R. Commons, Ed., "A Documentary History of American Industrial Society", Cleveland, Ohio, 1910 - 1911, V. 1 - 10, так же Commons J. R. and Associates. Tha History of Labour iu the U. S., Macm. C-y, N9, 1926, V. I - II.

26 A. M. Sehlesinger, New Viewpoints on American History, N. Y., 1927.

27 Это было написано Шлезингером в 1927 г. В свете этих замечаний становятся понятными ссылки на Мэдисона, которые мы отмечаем в декларативной части ряда позднейших работ Бирда, Фая и др.

стр. 134

Солидаризация с Мэдисоном, как мы увидим дальше, у американских историков приобрела в настоящее время символическое значение-это нечто вроде "обрядам, при котором историк, упоминая о Мэдисоне, тем самым отмежевывается от Маркса. Мы полностью присоединяемся к Шлезингеру в том, что представители американской "экономической школы" но могут быть отнесены к числу марксистов и что обвинения их в этом неосновательны, хотя бы потому, что Маркс никогда не был "экономическим материалистом" такого порядка, как его изображают буржуазные историки. К тому же прямые и очень резкие выступления против марксизма некоторых представителей "экономический" школы, как например проф. Дж. В. Кларка28 вполне подтверждают "то. Присмотримся ближе к постановке вопроса о развитии капитализма у авторов, сторонников "экономической" школы, типичными представителями которой являются Ch. Berd, A. M. Schesinger, V. S. Clare, H. U. Falkner, U. B. Phillips, Cath. Comn, Car Were, S. E. Forman, U. S. Carman, R. F. - Riegel и др. Особенный интерес представляет группа видных представителей современной американской исторической школы, объединившихся первоначально вокруг "Carnegie Institution" в Вашингтоне, а в настоящее время сотрудничайте под эгидой правительственного бюро (The Beard of Research Associates in American Economic History). Их работы: трехтомный труд проф. V. S. Clarc, History od Manufactures in the U. S. исследования проф. E. R. Johnson, The History of Domestic and Foreign Pommerce a P. W. Bidwell and J. S. Faulconer, History of Northern Agriculture, J. R. Commons, The History of the Labour и др.

Авторы это группы по сравнению с другими историками обнаруживают наибольшее знакомство с Марксом и с Бюхером, но весьма, своеобразно интерпретируют Маркса. Вот что пишет проф. Винтор С. Кларк, автор ведущей работы серии "История американской промышленности", о сущности промышленной революции в США29 . "В то время, когда наша страна основывала свою экономическую систему, промышленность повсюду порвала сё старой техникой. Процессы производства были революционизированы и в действие вступали мировые силы, которые заменили ограниченные и местные возможности одной нации. Этим внешним влияниям скорее, чем нашим огромным природным преимуществом или гению нашего народа, больше всего должен быть приписан наш промышленный прогресс. Но физические факторы в нашей собственной истории помогли этому результату через ресурсы, которые они доставляли, и через влияние на количество и распределение населения. Нет нужды из-за скромности отказать в известном значении предприимчивости и смышленности нашим соотечественникам, с которыми они рационализировали методы производства скорее, чем какая-либо другая нация".

"Фабричная промышленность - это фаза производства, которая больше всего видоизменила наш национальный характер и устройство общества. Обильная продукция машинного производства сделала нас расточительными в отношении вещей, на которые мы раньше были скупы. Прежнюю любовь к постоянному порядку и привычным путям она заменила жаждой к переменам. Материальное окружение, равно как и интеллектуальная среда наших предков, было постоянным. Они жиля в одних и тех же домах, пользовались одной и той же обстановкой, носили одинаковую одежду и видели одни и те же сцены от юности до старости. Их мышление усваивало консервативный характер их окружения. Известная неподвижность идей и Привычек соответствовала фиксированности черт их родины. Два дисгармоничных момента несколько нарушали эту рутину - море и фронтир. Но и здесь даже при наличии элементов перемены и привлечения, наши предки шли по проторенным жизненным путям... То, что эти


28 В предисловии к IX тому "Документальной истории", изданной под общей редакцией Дж. Р. Коммонсона, стр. 37.

29 V. S. Clarc, Op. cit., N. Y., 1929, V. I, p. 578 - 579.

стр. 135

условия изменились к лучшему или худшему, больше всего обязано росту промышленности, конечная цель которой - разнообразить наше материальное окружение. Здесь скорее, чем в других областях производства, ум человеческий внезапно завоевывает новую власть над производством, которая увеличивает его производительную способность. Результат соединения естественных сил и машин был так благоприятен, что вещи, ранее редкие, стали обыкновенными. Это ускорило приближение к материальной демократии, ибо современная промышленность, несмотря на неудовлетворительное (ill balanied) распределение, предоставляет средства для более удобной жизни, в то время как раньше ими пользовались немногие. Но мы не только изменились как потребители, - вместе с новым способом производства мы изменились и как производители. Когда изменялся тип промышленной организации, изменились вместе с ним и его социальные формы... Вместе с появлением организованной промышленности класс привилегированных и отличия исчезли отчасти потому, что им не было места. Семейная и соседская кооперация потеряли в основном свое значение и заменились более добровольной, но зато более производительной кооперацией индустриальных групп"30 .

Мы полагаем, что читатель сам сделает критические выводы из этого характерного отрывка. Отметим то общее, что объединяет авторов, объясняющих развитие американского капитализма благоприятным действием сил природы или сводящих сущность капитализма к факту появления машин. Здесь вопрос о развитии капиталистических противоречий подменяется вопросом о промышленных успехах США. Энергичные поселенцы приезжают в девственную страну с богатыми дарами природы; изобретательные янки выдумывают "сберегающие труд" машины. Появились машины - вместе с ними появилось и новое общество, которое является самым преуспевающим во всем мире. Из-за кожи, хлопка, мешков пшеницы и вагонов железа, количество которых с каждым годом возрастает, не удается рассмотреть людей общественных отношений.

В общих экономических работах по истории США вопрос о негритянском рабстве ставится часто лишь под углом отношения этого рабства к росту продукции хлопка.

Для характеристики отношения "экономической" школы к рабочему вопросу достаточно привести заявление Мэри Бирд, соавтора многих работ Ч. Бирда, о том, что рабочий вопрос в настоящее время уже является разрешенным. Оказывается, рабочий вопрос в Америке и во всем мире разрешен... Версальским договором, так как Лига наций созывает периодические конференции по рабочему вопросу! В заключение учтем характерное заявление проф. Кларка: "Экономические силы лежат в основе политических перемен и не могут быть объяснены ими". Кларк в качестве адепта "экономического материализма" согласен отказаться от признания влияния надстроек на экономику. В конечном счете Кларк, склоняется к схеме Бюхера, утверждая однако синхронное существование всех стадий промышленности в Америке. Бели поставить вопрос, какую традицию продолжает "экономическая школа", то надо ответить, что в несколько измененной форме "экономическая школа" продолжает традиции старой школы, классической школы американских историков.

Экономическое направление не исчерпывает конечно всех многообразных идеалистических ответвлений "социальной школы". В последнее время среди американских историков известнее влияние приобрела теория исторического синтеза, наиболее видным представителем которой является проф. Фрэд Морроу Флинг из университета Небраски (г. Линкольн). Проф. Флинг полагает, что "история означает синтез", что "разыскивание источников, их критика, ус-


30 Очевидно Кларк употребляет понятие "организованная" по отношению в капиталистической промышленности в том смысле, как и Макс Вебер.

стр. 136

тановление фактов являются вспомогательными средствами для достижения основной цели - исторического синтеза", что "ученые, которые собирают и издают тексты, критикуют источники или устанавливают факты (т. е. пишут летописи), но не завершают работу историка, конструируя синтез, - не являются историками. Они - эрудиты..."31 .

Флинг отстаивает старый тезис об индивидуальности и неповторяемости исторических событий. Он утверждает, что социология не является методологией для истории, что социология по своему методу относится к естественным наукам, а история имеет свой отличный метод истории (т. е. метод синтеза) и что общее у социологии и истории лишь то, что обе науки черпают материал из прошлого. Объект истории, по Флингу, - процесс, являющийся "результатом" развития в человеческих отношениях системы ценностей или оценок (of Values), представляющих историю, в основании которой - экономические учреждения, на вершине - мистицизм и человеческая личность32 .

Синтез современных историков, изучающих главным образом экономические и политические учреждения, позднейшие историки, которые, по мнению Флинга, будут приверженцами его концепции, сочтут таким же грубым, каким современные историки считают примитивный синтез древних историков.

Течение исторического синтеза имеет приверженцев (модифицирующих эту теорию на разные лады) в других странах (во Франции - А. Берр, в Швеции - В. Кейленау и др.).

Концепция исторического синтеза направлена против марксизма, а в американских условиях она является кроме того оппозицией против господствующего "экономического направления", причем оппозицией, отнюдь не стоящей на прогрессивных позициях. Если историки, принадлежащие к экономическому направлению, так или иначе изучают классы и классовую борьбу, и дают известный материал, который может быть использован марксистской историей, то сторонники "синтеза" под флагом отделения социологии от истории исключают классы из объектов изучения и предлагают фиксировать внимание только на "общечеловеческих ценностях".

Кроме представителей названных течений мы встречаем в США авторов, объясняющих исторические явления на базе биогенетических теорий (Дж. Робинсон), психоанализа (Г. О. Хиджинсон и Эд. Рид.), группу историков-попов, дающих религиозную интерпретацию истории.

Наиболее влиятельным является "экономическое направление", имеющее социалистическое крыло, группирующееся вокруг организованной социалистической партии Band School" - школы для рабочих, при которой имеется свое издательство. В этой группе состоит Елена Самнер, ассистентка упоминавшегося проф. Коммонса, что связывает эту группу персонально с "экономическим направлением". Эта группа издала "Коммунистический манифест" Маркса, и Энгельса, брошюру, содержащую высказывания Ленина о работе советов, а наряду с этим выпустила... том Хилквита "От Маркса до Ленина".

Фигура Хилквита достаточно ярка, и можно не останавливаться на характеристике основной продукции этой школы. В этой же группе издал свою работу Джемс Онил (James Oneal) один из видных соратников Хилквита. Идеологически к этой группе близок А. М. Саймонс. Следует все же отметить, что некоторые авторы этого течения, например Саймонс, в ряде вопросов дают критику


31 F. M. Fling, Historical Syntesis, "VII Congres International des Sciences Historiques. Resumes des communications presentees au Congres", Varsovie, 1933, V. II, p. 168.

32 Ibid., p. 170.

33 Что же касается авторов, вовсе отвергавших не только экономическую, но и вообще, какую-либо методологическую установку, то их работ издается в Америке множество. Эти работы мо-

стр. 137

буржуазной концепция американской истории, хотя эта критика проводится с мелкобуржуазных позиций33 .

Наряду с издательством правого крыла американской социалистической партии существует издательство "Авангард", ("The Vanguard Press"), центральной политической фигурой которого является Норман Томас, лидер "левого крыла социалистической партии, лидер, изображение которого неизменно сжигалась во время революционных демонстраций американских пролетариев в последние годы. Норман Томас в отличие от "правого" Мориса Хилквита, называющего себя "марксистом", выступает как "левый" и как антимарксист. В издательстве "Авангард" в порядке списания популярности в массах издана книга Джона Рида "Дочери революции", "Империализм", "Государство и революция" Левина и отрывки из Маркса, выбранные Элджерноном Ли. Большое внимание издательство уделяет Прудону, Кропоткину, Толстому, Джеку Лондону. Целая серия книг, агитирующих за признание Советов, издана под редакцией проф. "Мейльского университета Джерома Дэвиса. В этой серии издана одна работа т. Скотта Ниринга, использовавшего возможность написать книгу об экономике Советского союза. В этой же серии издана совместно с Ассоциацией для уничтожения войны книга проф. Атлантического христианского колледжа Гамлина "Военный миф в истории Соединенных штатов"34 . В предисловии Чарльза Ф. Доля к этой книге утверждается, что все войны фактически были направлены против американского народа и велись ничтожным меньшинством против большинства. Единственным средством против войны проф. Гамлин объявляет пропаганду антивоенных идей.

За период кризиса в американской исторической литературе наметилось совершенно новое явление: дали знать о себе фашистские тенденции. У американской буржуазной историографии есть своя традиция - это идеализация буржуазной демократии, американской прежде всего. Это было основной догмой ранней исторической школы, эту же традицию продолжало новое течение, эта традиция свято соблюдалась в период послевоенного "просперити". Но в самое последнее время в связи с грандиозным размахом кризиса, потрясшего все экономические и моральные устои американского общества, в американской исторической литературе появилась еще одна новая концепция. Один из крупнейших франко-американских историков Бернард Фай, автор известных работ о Франклине и о "Революционном духе во Франции и Америке"35 , историк, широко известный как во Франции, так и в Америке"36 , в прошлом году выпустил


гут быть использованы как сводки, дающие систематическую историю какого-нибудь института, например рабства в одном из штатов (см. монографию Brackett, "The Negro in Maryland", в которой освещено правовое положение рабов в этом штате, но нет ни слова о типах плантаций и методах плантационного хозяйства). Имеются монографии по истории форм землевладения, рассматриваемых в их связи с изменениями в технике сельского хозяйства. Характерны в этом радо работы по истории публицистики (Tyler), по эпохе революционной воины, работы Bischop'а по истории промышленности и др.

34 C. H. Hamlin, The War Mith in U. S. History, N. Y., Vanguard Press, 1930.

Приведем характерную цитату из сто книги: "Война не является свойством Человеческой натуры, она зависит от человеческих воззрений, а эти воззрения могут быть изменены честным образованием, способным отделить правду от лжи, не закрывающим глаз на мощную роль, которую играют экономические и социальные силы в войне между государствами" (стр. 10).

У проф. Гамлина в связи с его общей концепцией имеется своеобразная оценка гражданской войны. "Гражданская война была результатом серии политических преступлений и результатом слепоты, в которых были в равной мере виновны обе секции страны. Для того чтобы уничтожить рабство, вовсе не было необходимым или неизбежным сражаться" (стр. 48).

35 Книга Бернарда Фая "Революционный дух во Франции и Америке", напечатанная в США в 1927 г., не имеет яркой политической окраски и свидетельствует о положительном отношении к демократии.

36 Его основные работы "George Washington, Republican Aristocrat", Boston and N. Y., Houghton Mifflin C-ny, 1930. "The Revolutionnary Spirit in France and in America", N. Y., Harcourt C-ny, 1927.

стр. 138

работу о Вашингтоне. В этой юбилейной работе, темой которой по сути был на Вашингтон, а вопрос о возникновении и судьбах американской демократии. Фай неожиданно заявил, что "демократия возникает тогда, когда слабые существа собираются в толпу и, подталкивая плечом один другого, побуждают друг друга к действию". Работа Фая встретила весьма сочувственный прием как во французской (например "Revue Bleu"37 ), так и в американской прессе38 .

Фай не только презрительно отзывается о демократии, но, косвенно говоря о Вашингтоне, а иногда и прямо обрисовывает свой положительный политический идеал. Эпоху, когда Вашингтон выступил на политическую арену, Фай характеризует как эпоху упадка феодальной аристократии, эпоху, "когда дворянство находилось в процессе превращения в правительственных чиновников, когда его вес и его значение начинали определяться не его земельными владениями, а тем положением, которое разорившийся дворянин занимал при дворе. Французское дворянство эпохи Ришелье и Людовику XIV, испанский гидальго при дворе Бурбонов, австрийское дворянство при Габсбургах, прусское при Гогенцоллернах и российское при Романовых к концу XVIII в., по мнению Фая, уже перестали быть званые и сделались лишь высшим классом, лишь декоративным привеском в абсолютной монархии.

"В это время, - пишет Фай, - когда все устали от монархического строя, но не видели возможности появления какой-либо другой политической формы, все надежды были устремлены к просвещенному деспоту, которого мы назвали бы сегодня "диктатором"... Все грезили о просвященном деспоте. Ничего не ожидали от народа, но кое-чего для народа. Ожидали того, что могли бы дать народу просвещенная проницательность и железное правление. Все ждали появления великого суверена, вождя с принципами, заимствованными у великих философов, вождя, который сумел бы применить свой идеал, невзирая на сопротивление или на слабые струнки заурядной толпы. Этого страстно желали Вольтер, Тюрго и даже Франклин, который в своих ранних письмах одобрительно отзывается о Георге III. Поочередно взоры обращались к великому герцогу Тосканскому, к Фридриху II, Густаву II, Иосифу II и в них искали воплощения того идеала, который наконец был обретен в Наполеоне".

"Вашингтон появился как раз в тот момент, когда эти идеи заполнили все умы, когда какая-либо возможность республиканского строя оказалась пустой грезой... Итак, когда все взоры были обращены на него с ожиданием, когда в нем рассчитывали найти новый тип просвященного деспота, которым он то легко доступный, то жестокий, то уступчивый, то надменный... легко мог бы оказаться, тогда Вашингтон предпочел сделаться республиканским героем", заканчивает свою тираду Фай39 .

Чрезвычайно характерно появление цезаристских грез у идеолога буржуазии, выступавшего перед буржуазной общественностью двух крупнейший капиталистических стран. При этом нужно все лее отметить, что тенденции фашистского характера не являются характерными для американской исторической науки.

Мы попытались хотя бы в самой общей форме40 охарактеризовать основные течения в американской буржуазной историографии. Для полноты упомянем об американских попытках планировать историческую науку41 . В 1930 г. Американская историческая ассоциация при денежной поддержке Совета по исследованию в области социальных знаний и Американского совета ученых обществ


37 5 novembre 1932.

38 См. рецензию M. L. Bonhom, "American Historical Beview", V, XXXVII. N. Y., July 1932, p. 763 - 764.

39 B. Fay, "Washington..." p. 14.

40 Как первая попытка, данный обзор не претендует на полноту. Отметим также, что в оси саном для обзора взята литература по эпохе промышленного капитализма.

41 "Historical Scboolarship in America", N. Y., 1932.

стр. 139

учредила комиссию по планированию исследовательской работы (в области истории), предоставив комиссии право созывать для консультации конференции специалистов по главным отраслям исторического исследования. В течение 1931 г. был проведен ряд конференций - одна по дровней, одна по средневековой, одна по новой европейской истории и две по истории США.

Проф. Ф. Джемсон приветствует мысль о том, что "для наиболее успешных результатов в большом масштабе весьма полезно организованное и корпоративное планирование исторических исследований".

Пока результатами этой попытки американских историков являются доклады, констатирующие, что возможностей для реализации намеченных планов еще не имеется.

Опубликованный в 1932 г. сводный отчет42 "заключений" Комитета по планированию исторической науки в США с сожалением отмечает тот факт, что сейчас больше всего имеется монографий, главным достоинством которых является обилие фактического материала и что исторические концепции общего порядка и также критическая историография находятся в пренебрежения43 .

До сих пор говоря об американской историографии, мы останавливались на работах буржуазных авторов, и это понятно, так как рабочий класс США еще не создал своей научной исторической школы. Имеются отдельные марксистские работы, как например ценная "История рабочего движения в США"44 , написанная генеральным секретарем I Интернационала Ф. Зорге для Америки, книга, до сих пор остающаяся лучшей работой по истории рабочего движения в США, хотя сильно устаревшая и не свободная от недостаточно критического отношения к буржуазной демократии Имеются работы современных авторов, приближающихся к марксистской точке зрения, как например Г. Шлютера "Линкольн, рабочий класс и рабство"45 , в которой собран ценный материал по рабочему движению в годы гражданской войны (1861 - 1805) и другая его работа "Die Anlange" Пытается стать на марксистские позиции и Густав Майерс в своей монографии "Американские состояния"46 ; и наконец в самое последнее время в органе американской компартии "New Masses" стали появляться эпизодические публицистические статьи, в которых затрагиваются исторические проблемы.


42 Между прочим конференцией по новой и новейшей историй сделана попытка разработки тем по истории России, Вот эта наметка: "Обширный архивный материал по "славянскому востоку" сейчас является недоступным". В качестве тем, которые, возможно, удастся исследовать, названы: "История русского избирательного права", "История цензуры в России", "История религиозных сект", "История казаков" и "Революция 1905 г.". (Из отчета конференции по современной европейской истории, "Historical Scholarship", p. 77).

Проводим здесь состав главного комитета: председатель - А. М. Шлезингер, секретарь - В. Л. Лангер, члены: Х. В. Давид, В. О. Фергюсоп, Гюи Стинтон Форд, С. И. Гейес и Перкинс Председателем конференции историков Восточных штатов был А. М. Шлезингер, Центрально-западных - Дж. Д. Хикс.

43 Подробнее об этом см. "Historical Schoolarship", p. 30.

44 Изд. "Век", СПБ, 1907.

45 H. Schluter, Lincoln, Labour and Slavery, N. Y., 1918.

46 Переведено на русский язык под названным "Американские миллиардеры", т. I, Гиз. М. 1924 г.; т. II 1927 г.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ОСНОВНЫЕ-ТЕЧЕНИЯ-В-СОВРЕМЕННОЙ-АМЕРИКАНСКОЙ-ИСТОРИОГРАФИИ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Россия ОнлайнContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. ЕФИМОВ, ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ АМЕРИКАНСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 04.12.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ОСНОВНЫЕ-ТЕЧЕНИЯ-В-СОВРЕМЕННОЙ-АМЕРИКАНСКОЙ-ИСТОРИОГРАФИИ (date of access: 24.07.2019).

Found source (search robot):


Publication author(s) - А. ЕФИМОВ:

А. ЕФИМОВ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
492 views rating
04.12.2017 (596 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Мухина В.С. Отзыв на кандидатскую диссертацию И.М.Мирошник на тему: "Личность педагога как фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки учащимися". Отзыв представлен в диссертационный Специализированный совет К-018.03.01 при НИИ ОПП АПН СССР. Защита диссертации состоялась 13 ноября 1990 г. на заседании диссертационного Специализированного совета К-018.03.01 в Ордена Трудового Красного Знамени Научно-исследовательском институте общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (ныне это Психологический Институт Российской Академии Образования).
Дается попытка доказательства материалистического понимания вселенского явления творчества
2 days ago · From Henryk Niedałkow
Симультанный художественный образ «Одиночество Христа», созданный Ириной Мирошник, объединяет комплементарные (взаимодополняющие) художественные образы: изобразительный — картина Ивана Николаевича Крамского «Христос в пустыне», и музыкальный — Bach. Prelude No.14 F sharp minor WTC V2 в исполнительской интерпретации Ирины Мирошник. Симультанные художественные образы создаются на основе законов и принципов Координационной парадигмы развития (КПР) и метода координации И.М.Мирошник.
Важность военной ветеринарии в развитии нашего общества и отдельных отраслей знаний неоценима, так же как и ее практическое применение в организации материально-технического обеспечения войск и сил флота,, в различных видах ее деятельности.
Харизма и ораторское искусство – залог успеха в любом начинании
14 days ago · From Россия Онлайн
Два матерых лжеца предлагают народу поход к ложной, внешней опоре, чтобы под шумок движения к ней чистить его карманы. Оплот же страны — в ней самой. Two seasoned liars offer people a crusade to a false, external support in order to clean out their pockets under the guise of movement to it. But the strength of the country is in itself.
Catalog: Философия 
15 days ago · From Олег Ермаков
27 июня в Москве состоялась международная конференция «Споры в Южно-Китайском море и поиск мирного решения». Конференция была организована совместно Международной ассоциацией юристов-демократов (IADL) и Международным фондом "Дорога Мира" в контексте многих напряженных и сложных событий в регионе Южно-Китайского моря. В конференции приняли участие представители из Ассоциации юристов Вьетнама и Вьетнамской Дипломатической академии.
16 days ago · From Марина Тригубенко
Великая Отечественная война оставила столь сильный и незаживающий след в судьбах людей бывшего СССР, что неуместными выглядят жалкие потуги современных некоторых кинематографистов представить это великое событие мировой истории как лёгкую и беззаботную компьютерную "стрелялку". данная статья представляет собой рецензию на фильм "Т-34".
Метафизика исторического процесса. Metaphysics of the historical process.
Catalog: Философия 
21 days ago · From Олег Ермаков

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ АМЕРИКАНСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate $ to Libmonster ($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones